Политика / Выпуск № 109 от 5 октября 2015

61356 «Был праздник, а теперь кушать нечего»

Политолог Екатерина Шульман — о том, как государство компенсирует последствия кризиса идеологией и почему это плохо работает

Российская экономика погружается в кризис, все более ощутимый для рядовых граждан: по данным Всемирного банка, в 2015 году частное потребление в стране падало самыми быстрыми темпами с 1998 года. Рост цен, стагнация производства, ожидания закрытий предприятий и увольнений — все это вытесняет из повестки россиян эйфорию от внешнеполитических успехов. У власти есть определенный идеологический арсенал для поддержания своей популярности, которым она пользуется с переменным успехом. О ходе борьбы телевизора и холодильника в сознании россиян «Новой» рассказала политолог Екатерина Шульман.

— Насколько быстро общество понимает, что экономика в кризисе, как быстро приходит осознание изменившейся реальности?

— Если мы говорим о том, что снижение уровня жизни граждан транслируется в их политическое поведение, то для этого должен пройти год. Когда у людей снижаются доходы, они заняты поиском денег на поддерживание своего привычного уровня жизни или пытаются изменить свой быт. Нужен временной лаг, чтобы люди успели осознать, привыкнуть, понять, что ситуация или не улучшается, или продолжает ухудшаться, а значит, они могут захотеть как-то иначе себя вести, в том числе политически.

У нас есть заблуждение, что протест — это дело бедных, доведенных до отчаяния людей. Это не так: исследования показывают, что в протестах участвуют вовсе не те, кому хуже всех живется. Во-первых, нужно интеллектуальное усилие, чтобы понять, что твое бедственное положение связано с властью и ее решениями. Это не такая простая мысль, как может показаться.

— На каком мы этапе в осознании своего положения?

— Сразу несколько векторов сходятся в 2016 году: во-первых, пройдет условный годовой срок с начала кризиса, во-вторых, окончательно уйдет «посткрымский» энтузиазм, в-третьих — начнется парламентская выборная кампания и, в более широком смысле, откроется электоральный сезон 2016-2018. Собственно, волна крымского энтузиазма довольно быстро спала: уже осенью 2014 года, судя по опросам и итогам региональной выборной кампании-2014, радость сменилась тревожным настроением, люди стали беспокоиться об экономической ситуации больше, чем о политической, и даже в отношении политической повестки начали больше тревожиться о войне в Донбассе. Пиком позитивных настроений были майские праздники 2014 года, потом наступило некоторое плато, а потом пошел спад. Попытка использовать эту тему на выборах, как осенью 2014 года, так и в этом году, успехом не увенчалась. Ультрапатриотические партии типа «Родины» и «Патриотов России» имеют достаточно плохие результаты в регионах, системные партии стараются флагом Новороссии особенно не махать. Если даже у людей и нет понимания связи между экономическим состоянием страны и крымской аннексией, их раздражает, что вот, был какой-то праздник, а теперь кушать нечего.


Екатерина Шульман

— Получается, что эффект от ярких внешнеполитических акций очень недолог?

— Он меньше, чем принято думать. Мы преувеличиваем эффект пропаганды и путаем его с рейтингом телепередач: если людям нравится и интересно смотреть определенные программы, это не значит, что меняется их политическое поведение. Если смотреть результаты опросов, какие проблемы волнуют людей, то уже два десятилетия на первом месте стоит инфляция, на втором — цены на еду, что тоже инфляция, на третьем — ЖКХ. Никакой внешней политики там и близко нет.

Что касается отклика на сирийские события, то, судя по первым опросам, люди не очень одобряют наше участие в этой войне, потому что еще сохраняется афганская травма, и то, что мы где-то воюем, воспринимается негативно. Я думаю, что именно этот настрой в свое время остановил нас от дальнейшего вползания на Украину: когда пошли первые гробы, людям это не понравилось. Крым нравится, разговоры по телевизору о борьбе с Америкой нравятся, а вот то, что наши солдаты воюют где-то, воспринимается болезненно.

Поэтому, я думаю, нам сейчас так активно говорят, что в Сирии мы будем наносить удары только с воздуха, по земле ходить не будем — эти разговоры направлены в ту точку общественного сознания, где есть страх, что наши люди будут гибнуть где-то далеко. И если, не дай бог, наш самолет собьют, это больное место снова даст о себе знать. Первое движение власти в таких случаях — скрыть, затем закрыть событие другой повесткой, а потом — замести под ковер и сделать вид, что ничего особенного не было, а теперь и вообще все закончилось. 

— Государство пытается компенсировать экономические проблемы идеологическими средствами?

— Власть может продавать обществу наши военные победы, или даже не победы, а просто участие в каких-то мировых процессах, как, например, в Сирии. Вряд ли можно будет зафиксировать точку победы над террористами, и пока малопонятно, что именно будут продавать телезрителю в качестве наших побед. Вероятно, то, что мы разговариваем на равных с мировыми державами, нас не изолировали, не прогнали, мы во всей этой движухе тоже участвуем, как большие.

Другой способ — продавать такую русскую austerity: идеологию того, что сейчас тяжелые времена, нужно экономить, меньше тратить. Например, разговоры о том, что нужно повышать пенсионный возраст, или что бюджет на следующий год будет «очень жестким», как на днях сказал Шувалов. С пенсионным возрастом, очевидно, будет много торговли, эта тема вызывает протест, но можно говорить о повышении возраста, приговаривая, что времена у нас тяжелые — а потом его все-таки не повысить. А вместо этого заморозить накопительную часть пенсии — это не вызывает такого раздражения, потому что люди не очень хорошо представляют себе свою пенсию, ее состав, а то будущее, когда они будут ее получать, для них выглядит как довольно отдаленное. Таким образом, власть продает идею: у нас тяжелые времена, но мы стараемся, как можем, чтобы они были для вас не так тяжелы.

Еще один метод — продажа телезрителю голов «зажравшихся чиновников». Хотя истинная причина того, что у нас называют борьбой с коррупцией — не пропаганда, а внутривидовая конкуренция управленцев, ее плоды дают хорошую телевизионную картинку. Региональные руководители — напрашивающиеся жертвы,  потому что, во-первых, они по необходимости связаны с хозяйственной деятельностью, а там всегда есть, что найти, а во-вторых, они не свои для федералов, которые за ними и приезжают. Мы видим только самые яркие случаи, а люди внутри политической элиты довольно остро чувствуют, что они под ударом. Ведь кроме недавно пострадавших губернаторов, есть еще бывший начальник ФСИН (Александр Реймер — А. Б.), который арестован, есть дело генерала полиции Бориса Колесникова, который погиб или был доведен до самоубийства, есть снятие Владимира Якунина, который, очевидно, стал слишком дорого обходиться системе. Для публики все это возникло на радаре и погасло, а люди в элитах все время думают, кто следующий. Уровень репрессивной активности внутри системы довольно высок, и ранг репрессируемых выше, чем в сытые времена.

— Меняется ли количество россиян, не согласных терпеть дискомфорт ради политических интересов государства?

— Когда человека спрашивают, готов ли он пожертвовать чем-то низменным ради чего-то возвышенного, конечно, ему хочется ответить, что готов — иначе он выглядит какой-то материалистической свиньей, которая за свой теплый угол продаст все на свете. Но спросите его, каких изменений в жизни он больше всего хочет — он что, ответит, «чтобы у моей страны стало больше территорий»? Нет, он скажет: «чтобы еда не дорожала». И он не видит противоречия в своих ответах. Это грех социологии. На вопрос «одобряете ли вы решения власти» человек чаще всего отвечает «да», если он не явно протестно настроен. Это более комфортный ответ: люди хотят быть хорошими и соответствовать тому, что они считают социальной нормой, присоединиться к большинству.

В России трудно узнавать общественные настроения, потому что у нас нет свободных выборов и свободного рынка СМИ, которые обычно служат индикаторами. И это довольно опасно. Если бы у нас были свободные выборы на всех уровнях, мы бы могли видеть тенденции, склонность к экстремизму в каких-то регионах, рост протестных настроений на дальних подступах и в безобидной форме — в виде голосования за легально допущенных к выборам кандидатов. Авторитарная система разваливается быстрее и с большим насилием, чем демократическая, потому что предварительного оповещения о проблемах там нет. Ухудшение экономической ситуации в России вызовет изменения в политическом поведении людей, но какие именно — сказать невозможно, именно по этой причине. Протестные настроения могут прорваться там, где их никто не ждет.



62 комментария

14
Александр К , 5 октября 2015 в 09:50
Совершенно верно наш человек будет терпеть до последнего
19
Дэд Мороз , 5 октября 2015 в 13:33
«Ухудшение экономической ситуации в России вызовет изменения в политическом поведении людей, но какие именно — сказать невозможно, именно по этой причине» - ну почему же нельзя – вполне можно.
Негативные эмоции, озлобленность и агрессия будут только возрастать. Случаи, подобные http://www.novayagazeta.ru/soc... и http://www.novayagazeta.ru/soc... будут только учащаться. Поскольку цивилизованные формы протеста задавлены, протесты будут выливаться в форме неконтролируемой животной ненависти. Риторика «охранителей ценностей», «патриотов» и просто шизиков-фанатиков будет становиться ещё более истеричной.
Регионы будут всё больше недовольны Москвой, причём не только население, но и местные элиты – первый всплеск недовольства – это голосование в Иркутске.
И совершенно нет ощущения, что Кавказ стерпит снижение дани со стороны РФ.
0
Саша Глевко , 6 октября 2015 в 12:22
А Кавказу, при этом, дань могут платить исправно...
Что важнее - поддержка "не местных" силовиков или еда для населения ...?
17
Salo Spec , 5 октября 2015 в 17:53
Народу России, как наркоману, для того что бы заглушить боль безденежья требуется все более и более сильные уколы Останкинской башней в мозг. А для этого нужны всё более и более мощные информационные поводы. Крым-Донбасс-Сирия… Что дальше? Массовые расстрелы на площадях национал-предателей, якобы повинных в обрушении россэкономики? Третья мировая? Ядерный пепел?
Ведь в Кремле прекрасно понимают, что как только россияне очнутся от пропагандистского угара, они поймут, что их разводили как лохов, они поймут, кто виновен в позоре и разорении РФ и очень обидятся, да так, что кое-кому мало не покажется…
10
Абри КоКосов , 5 октября 2015 в 19:27
Даже если "россияне очнутся", БАСТИЛИЙ в РОССИИ НЕ БУДЕТ - менталитет у русского народа такой. Властям даже на пропаганду тратиться нет нужды - просто изо дня в день твердить по TV мантру из общеизвестного фильма: "Живём мы хорошо! Здоровье наше хорошее".
ВСЕ великие преобразования в России осуществлялись только по воле сверху. По воле Петра I, Емельяна Пугачева (это - тоже сверху, пусть и другого), Александра II, Ленина, Горбачева. Последний всплеск пассионарности русских - Антоновщина.
Народ просто и далее будет отчуждаться от государства: "Мне нет до вас дела; а вам - до меня". Как в СССР.
И власть, в конце концов, останется наедине только с профессиональными (ну, и, отчасти, с вынужденными) попрошайками... Так о другом власть и не мечтает!
Так что будем гнить... с натуральным хозяйством.
5
Евгений Ковальски , 6 октября 2015 в 10:46
Абри КоКосов: БАСТИЛИЙ в РОССИИ НЕ БУДЕТ - менталитет у русского народа такой."

Всё меняется. Меняется нац. состав, меняется отношение к миру. Если в 70х мы представить себе не могли что чеченцы (предположительно) убили бы полит. деятеля и убийца или организатор спрятался в Чечне и его не выдавал бы мэр грозного - сегодня это норма.
Огромное кол-во гастарбайтеров в Москве и в России, такое впечатление, что сюда приехали все азиаты из бывшего СНГ.
Украинцы, проживающие или приехавшие в Россию работать, поменяли отношение к русским.
Свободный выезд за границу.
Интернет нам показывает, как люди живут и как нам можно жить (тем, кто не выезжает за границу).
Бегство продвинутых и молодых из совка.
Всё это сужает кол-во тех, послушных россиян, как принято говорить холуёв и быдла и увеличивает процент других людей. Вы же не станете спорить с тем, что чеченцев трудно назвать быдлом? Азиаты и кавказцы могут подключиться к изменению экономич. и полит. проблем, к взятию Бастилии.
0
Valzhyna Paulouskaya , 11 октября 2015 в 10:44
Соглашусь, что вот чего-чего, а бастилий точно не будет.
Рабская сущность населения "чай, не дураки на верху сидят" и сакраЛИЗАЦИЯ властных АНАЛлов "вот придет барин и всех рассудит" засели жестко в подкорке за века крепостничества.
Факт же жесточайшего оболванивания пропагандой не снимает ответственности с зомбированного населения. Так безбожно выть два года в экстазе про новороссию, жидобандеровцев и снегирей и вдруг это все прекратилось - разум ничего не подсказывает?
Если нет, то тогда с этим населеньицем все кончено...
7
Федор Паровозов , 5 октября 2015 в 23:03
Жалко, Сало, что Вас на Первый канал не пускают, а то бы Вы им глаза-то открыли бы! А пока там другие правят бал...
0
александр меклер , 6 октября 2015 в 12:43
"...кое-кому мало не покажется… "

Эти "кое-кто" всегда совершенно невиновные люди, не имеющие возможности ни оправдаться, ни защититься, ни бежать. В редчайших случаях это Чаушеску или Кадаффи.
-2
алексанр дуньков , 6 октября 2015 в 14:34
Вообще-то, специалисту по салу, не мешало бы заняться обустройством собственного дома. Война все-таки шла на вашей территории, а о том, что там начали действовать местные отряды сопротивления или подполья слышно не было. Из подворотни кричать"караул и все гады" конечно легче.
0
vasil sinak , 7 октября 2015 в 20:34
SALO SPEC , 5 октября 2015 в 17:53
+++++++++++++++++++++++++++
Согласен почти на 100%. Однако, последние Ваши слова удивляют. Кому это "мало не покажется"? Большой пепельнице? Чинушам-бандосам? Ментам-мусорам? Самым гуманным судякам? Неее, уважаемый SALO SPEC, мало не покажется мне и еще мнооогим миллионам (синоним овцам не придумать). А те, которые тута стригут (синоним овцам не придумать) нормально так продолжат свое бытие. Они ж давнооо живут тама, а испражняются тута. ПАТРИОТЫ.
0
Васо Днепровский , 6 октября 2015 в 19:47
... вздоха.
-1
Boris Derevenko , 6 октября 2015 в 19:58
Небольшой offtopic.
Недавно попалась на глаза газета 1992 года — с выступлением премьер-министра Павлова, помните такого? Речь — что надо, на всю центральную полосу, 8 колонок, да с продолжением на стр 3. И вот что привлекло мое внимание: «Всех нас интересует - что же произошло в стране?» О, да! Мне тоже безумно интересно! Что же, по мнению министра Павлова, произошло? «В стране — полномасштабный кризис». Да епжежтвоюмать! Не-е-ет, нет у вас никакого кризиса, ребята! Просто вы по жизни долпоепы.
0
Alex Iv , 6 октября 2015 в 22:37
А у меня беда - ремень в прямо противоположную сторону растет.
9
Irina B , 5 октября 2015 в 11:44
очень даже реальная перспектива для страны, увы..
9
Владимир Горницкий , 5 октября 2015 в 11:54
"Власть может продавать обществу наши военные победы, или даже не победы, а просто участие в каких-то мировых процессах".
Может, конечно. Но, сделав ставку на военные победы (или просто участие), остановиться невозможно. Катящееся колесо рано или поздно падает. Чтобы оно продолжало катиться, нужно постоянно прикладывать силу. И источник этой силы небеспределен. Невозможно до бесконечности поддерживать баланс с помощью новых и новых военных авантюр, которые приводят ко все большей враждебности со стороны остального мира. Помимо всего прочего, война - дорогое удовольствие, а уж в условиях экономического кризиса...
18
Володимир С , 5 октября 2015 в 12:43
Автор просто умница.Все разложено по полочкам.Экономические реформы делать--это не на дно Черного моря погружаться и не Крым отжимать.
Да и в голову ватника кода-нибудь закрадется мысль:"Если Россия--великая страна,то почему так сильно кушать хочется?"
11
Федор Паровозов , 5 октября 2015 в 23:05
Если Киселев-Соловьев пропоют:"Страна великая на всех еды не хватает"
то поверят и затянут пояса покрепше...
-2
Алексей Алексей , 6 октября 2015 в 12:14
Боюсь предположить, что сейчас в голову украинца может прийти.
14
владимир рябинин , 5 октября 2015 в 12:53
Стремясь всячески затушевать негативные последствия аннексии Крыма и донбасской авантюры и отделаться от них как от кошмарного сна, Путин прельстился теперь весьма сомнительной возможностью использовать ближневосточную ситуацию для того, чтобы подправить свою серьёзно пошатнувшуюся репутацию. Однако укоренившаяся с годами ментальность заурядного дрезденского оперативника не позволяет ему в полной мере осознать невозможность предотвратить или хотя бы частично компенсировать происходящее обрушение российской экономики даже самой внушительной демонстрацией военной мощи.
21
Евгения Попова , 5 октября 2015 в 13:28
Екатерина Шульман хорошо понимает общество, читаю ее не впервый раз, и что самое интересное, Екатерина убеждает нас , что и чиновники тоже вроде как неплохо понимают сложившуюся обстановку, тогда что получаетя у нас Путин действительно живет в параллельном мире, да, права была Меркель.
11
Мишка Новик , 5 октября 2015 в 21:09
Так у чиновников миссия другая! Сидеть на кормушке до последнего, а потом свалить за бугор на давно выстроенный запасной аэродром!
-14
Николай Алексеев , 5 октября 2015 в 16:51
Не знаю, что за профессия- "политолог", возможно этих людей чему то обучают. Не знаю. Но вот что хочется спросить. Объясните, как аннексия Крыма напрямую связана с ухудшением экономической ситуации в нашей стране? Введение санкций? Не смешите. Что, до Крыма мы выпускали высоко технологичную продукцию, поставляли на рынок что-нибудь кроме сырья? А после введения санкций за Крым не можем этого делать? Или проблема в том, что цены на сырье упали, а поскольку кроме него мы ничего не поставляли на международный рынок, практически, за всю историю как СССР, так и России, то наша "экономика" и рухнула? Но цены на сырье не зависят от аннексии Крыма. Так где связь?
5
Max Im , 6 октября 2015 в 11:48
Но цены на сырье не зависят от аннексии Крыма. Так где связь?
============
А цена кредитования от санкций не зависит?
1
Юрий Дрозд , 8 октября 2015 в 18:30
Плюс, Крым и сам по себе обходится довольно дорого. Крымчан нужно ублажать и кормить (а кормиться они привыкли неплохо) в условиях, когда туристов в Крыму убыло в 2-3 раза.
12
Иван Каземир , 5 октября 2015 в 17:13
Ну как можно не видеть связь экономики России с ее внешней политикой?
Война (и гибртдная тоже) стоит дорого.
Санкции ведь это еще и изоляция: финансовая, политическая...
В частности, цены на сырье очевидно зависят от аннексии Крыма и поток технологий приостановился, и инвестиции пропали...
4
Николай Алексеев , 5 октября 2015 в 18:17
Простите, каким образом цены на сырье зависят от аннексии Крыма? Арабы решили снизить цены на нефть из-за присоединения Крыма к РФ? Или США решили добывать сланцевый газ после присоединения Крыма к РФ? И где я говорил об отсутствии зависимости экономики от внешней политики? Но, прямая ли это зависимость? Если вы в своей стране наладили выпуск, например, компьютеров уровня IBM или Apple, по доступной цене и аналогичного качества, то какая вам разница поставляют вам их из других стран или нет. Разница заключается в том, что в одном случае у вас есть выбор, а в другом нет. Но, качество одинаковое и цена сопоставимая. А, в нашем случае, такого производства вообще нет. Так кто виноват: тот кто за кучу лет не наладил выпуск этих компьютеров, или тот, кто прекратил их импорт? Кто виноват, что цены на отечественные сыры низкого качества в разы превышает импортные, которые гораздо лучшего качества. Тот. кто запретил импорт сыров, или тот, кто страдает от жадности и не умеет/не хочет их производить? Кто мешал наладить производство этой продукции ДО санкций? Внешняя политика?
13
Иван Каземир , 5 октября 2015 в 18:47
Н. Алексееву

Я понял, что Вы, в принципе, не отрицаете влияния внешней политики на экономику страны.
Насколько сильно это влияние - об этом можно дисскутировать.
Иногда сильное, иногда слабое.
В случае нашей России, думаю, сильное.
В России нет своей сильной технологически сложной промышленности. Все от авто до компьютеров завозится.
Если Вы, как написали, вдруг пожелаете наладить "выпуск, например, компьютеров уровня IBM или Apple, по доступной цене и аналогичного качества", то , боюсь у вас это долго не будет получаться. Без западных технологий, без финансирования, без рыночных связей.
А если политика государства такова, что загоняет его в изоляцию, то Вам (хотя Вы прямо не виноваты) этого долго- долго будет недоставать. Если вообще.
Вашу фразу "Кто мешал наладить производство этой продукции ДО санкций? Внешняя политика?" - приветствую. Действительно, здесь акцент нужно делать на внутренней политике, политике понятий и прочих мафиозных атрибутах.
Конечно, политика вовне и вовнутрь связаны между собой, но автор говорит о внешней...
3
dmitry17 Merkulov , 5 октября 2015 в 19:50
Кто, кто - президент, премьер далее по списку до Пупкина. Но первые сукины дети всегда есть.
Отменить запрет проще. Ещё лучше не выделывается за счёт других.
Налажено богато и зарыть не получится.
7
Лариса Пимонова , 5 октября 2015 в 23:42
"Простите, каким образом цены на сырье зависят от аннексии Крыма?"
__________
Николай, ну что Вы такой наивный. Зависят, еще как зависят:)
"После аннексии Крыма в Белом Доме были произведены мозговые штурмы – каким образом можно опустить цену на нефть, не разрушая при этом ценообразование и не обанкротив американских нефтяных производителей.
После этого Обама отправился в турне по странам-производителям нефти, он ездил в Саудовскую Аравию, в Оман и другие страны. Затем был звонок Обамы в Иран; "Вы находитесь под дикими санкциями, начиная с 79-го года. Сейчас у вас есть шанс добиться частичной или полной отмены этих санкций..."
http://www.szona.org/posle-ann...#t20c

Много есть политических, геополитических методов. Особенно, если страна живет на сырьевую ренту.
1
Max Im , 6 октября 2015 в 11:54
Более того, уход внешних инвестиций из страны сильно не помогает отойти от сырьевой ренты хотя бы на несколько процентов
1
Авраам Кроткий , 6 октября 2015 в 12:11
Тот. кто запретил импорт сыров, или тот, кто страдает от жадности и не умеет/не хочет их производить? Кто мешал наладить производство этой продукции ДО санкций? Внешняя политика?
--------------------------
Представьте себе связь внешней политики с экономической ситуацией есть. Тот кто запретил импорт сыров, стимулировал того кто не хочет их качественно производить, но при этом хочет их дорого продавать. Запретитель (группа людей из правящих кругов) руководствовался своими личными внешнеполитическими интересами и ограничил конкуренцию, создав для хренового производителя идеальную ситуацию для обворовывания внутреннего потребителя. Ухудшение экономической ситуации произошло не одномоментно, это все долго назревало (последние 15 лет точно). Все это вылилось в анексию Крыма, Донбасс, "Русский мир" и т.д., и сработало как спусковой крючок. Цивилизованный мир вынужден был обратить внимание на монстра способного погрузить в хаос всю планету. Так что зря вы смеетесь над санкциями и прочими ответными мерами запада, скоро будет совсем не до смеха!
5
Иван Каземир , 5 октября 2015 в 17:17
Теперь вот вторая войнушка разгорается. Бесцельная. Опасная. Только из-за желания главаря быть всему миру головой...
Дай бог, чтобы его очередной гамбит не закончился патовой ситуацией...
6
Федор Паровозов , 5 октября 2015 в 23:13
Патовой ситуации не будет, ибо джихадисты будут мстить до конца или своего или своего врага, коими сделал нас Путин. Пусть они религиозные фанатики или еще какие-нибудь отморозки, но они унесут сотни россиян за собой. После бомбардировки мирных кварталов Сирии представьте сколько кровников появилось у россии...
-1
Алексей Алексей , 6 октября 2015 в 12:16
Каких мирных кварталов? А после бомбардировки госпиталя в Кундузе кто кому мстить должен?
-1
Гриша Серосовин , 7 октября 2015 в 12:44
Бомбардировка госпиталя, пусть и ошибочная, что моментально признали американцы, наверняка приведёт к каким-то ответным мерам со стороны фундаменалистов. И такое уже было: вспомните хотя бы инцидент с иранским авиалайнером в 1988 году и последовавший затем теракт против капитана "Винсеннеса".

Но что именно Вы хотели сказать, упоминая в одном предложении ошибочную бомбардировку больницы и безошибочное бомбометание российских ВВС?
-24
Наталья Иванова , 5 октября 2015 в 20:41
Специально зарегистрировалась, сначала хотелось посмеяться над кучкой русофобов, а потом стало их жаль. Даже животные не гадят там, где живут. Конечно, большинство ваятелей подобных опусов если и бывают в России, то наездами. Но говорят-то пока по-русски.
Надеяться, что россияне начнут бунтовать из-за куска сыра - по меньшей мере наивно :-)
12
Наталья Иванова , 5 октября 2015 в 20:41: не лучшее начало, достопочтенная г-жа К-ва. Или - С-ва? (Но Вы ведь точно совсем не Иванова, уважаемая Анастасия или Татьяна?). Не надо в карьер про очень разных, как правило, совестливых, порядочных, любящих свою Отчизну личностей - "русофобы". Вы ведь добрая в душе - кошечек, собачек жалеете. Попробуйте так же с людьми))))
13
Федор Паровозов , 5 октября 2015 в 23:19
Наталья, русский язык никакого отношения к России не имеет. на русском языке общаться может кто угодно, но россиянином он от этого не станет...Вы наверное в школе плохо учились и не знаете разницы между нацией и национальностью. А когда ваши дети попросят кушать а Вы вместо этого включите им телевизор тогда и посметесь, лишь бы это был не нервный смех сквозь слезы.
1
Юрий Дрозд , 9 октября 2015 в 10:30
А тогда Наталья обзовет своих детей русофобами и посмеется над ними. Потом, может быть, ей и станет их жаль.
5
Фотий Ту , 6 октября 2015 в 11:07
Дык вы почасче сюда заходите, всепрощающая наша ватная кучка русофилии Натащя, путающая Родину с государством. Мы под вашим чутким руководством тут быстро всего спервадобъемсо и гадить перестанем, ну, чтобы вам нас, русофобоф, мневасжалить не пришлось.
2
Max Im , 6 октября 2015 в 11:57
Наталья Иванова , 5 октября 2015 в 20:41
Даже животные не гадят там, где живут.
=========
Вы, простите, поклонница общественных туалетов?
Или, просто, у Вас частный дом, и туалет на улице?
2
Авраам Кроткий , 6 октября 2015 в 12:18
Наталья Иванова , 5 октября 2015 в 20:41
Даже животные не гадят там, где живут.
-------------------------------
Этим животные повидимому выгодно отличаются от вас! Поверьте вам лучше пожалеть себя и подобных вам!

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 123 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Все можно

97
sova sova: Владимир Спиридонов , 24 августа 2016 в 19:18 ... Христа распятого...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама