Политика / Выпуск № 18 от 18 февраля 2011 года

167 Растет стоимость услуг Дерипаски российскому народу

Важный источник прибыли многих компаний олигарха — рост цен на электричество, квартиры, дороги, авиаперевозки... Государство — в доле

17.02.2011

В предыдущем номере мы опубликовали составленный журналистами «Новой» проект декларации о доходах самого скромного кандидата в депутаты чукотской думы Романа Абрамовича. Было бы несправедливым остановиться на исследовании бизнес-империи только одного российского олигарха, тем более что он, по свежим данным, занимает уже не третью, а только пятую строчку в рейтинге богатейших людей страны. Сегодня мы расскажем об Олеге Дерипаске, который, собственно, и подвинул в табели о рангах Романа Аркадьевича. В последнее время о Дерипаске чаще всего вспоминают в контексте его эпического корпоративного конфликта с Владимиром Потаниным. «Новая» рассказывала об этом не раз, и возвращаться к теме пока не будем. Тем более что в бизнес-империи Дерипаски есть еще много компаний, социальная значимость которых намного превышает достоверные знания широкой публики.

Генеалогия Дерипаскиного коммерческого древа такова. A-Finance с Британских Виргинских островов, за которой просвечивает лик самого Дерипаски, находясь на Джерси, родила Basic Element Ltd. В свою очередь, Basic Element Ltd. там же, на Джерси, родила En+ Group. En+ Group, не покидая атлантического островка, произвела на свет UC Rusal. А UC Rusal захапал все российские алюминиевые предприятия.

Впрочем, и Basic Element Ltd. не лыком шита. Через сеть подконтрольных офшоров и череду российских компаний она захватила контроль над множеством российских предприятий в машиностроении, энергетике, строительстве, авиации, финансах и других отраслях. Остановимся на нескольких организациях энергетики, строительства, авиации и социальной сферы. Учтем при этом, что структуры Дерипаски настолько сроднились с государством, что уже отчетливо проглядывает коррупционная пуповина, с наличием которой приходится мириться. Да и как иначе — прямых доказательств нет.

Тарифные ноги

Основным проводником идей Дерипаски в сфере энергетики выступает ОАО «ЕвроСибЭнерго», входящее в En+ Group. У «ЕвроСибЭнерго» в активах не только предприятия гидроэнергетики, но и угольные разрезы, тепловые станции, а также инжиниринговые организации.

Для начала остановимся на энергоугольной компании ОАО «Иркутскэнерго», на 51,0% принадлежащей ОАО «ЕвроСибЭнерго» и на 40,0% — государству.

Территориальный плацдарм «Иркутскэнерго» — Иркутская область и Красноярский край. Там расположены Иркутская, Братская и Усть-Илимская ГЭС, 6 угольных разрезов ООО «Компания «Востсибуголь», 2 погрузочно-транспортных управления и обогатительная фабрика. Пафоса «Иркутскэнерго» добавляет тот факт, что членами совета директоров являются предправления ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» Б. Ковальчук и предправления ОАО «РусГидро» Е. Дод.

Для выработки  энергии нужен уголь. 95,6% поставок закрывает ООО «Востсибуглесбыт», офис которого, так же как офис «Востсибугля», расположен в соседнем с руководством «Иркутскэнерго» здании. За 9 месяцев прошлого года выручка «Иркутскэнерго» возросла на 39,8% — с 26,6 до 37,2 млрд рублей, причем 84,0% прироста обеспечила реализация (читай, повышение тарифов) электроэнергии.

Каким-то случайным образом совпало, что по итогам III квартала прошлого года из 5,7 млрд рублей совокупного прироста себестоимости «Иркутскэнерго» 80,4% пришлось на увеличение затрат при производстве именно электроэнергии (видимо, вода в Ангаре сильно вздорожала), в то время как на выработку тепловой энергии — всего 18,1% общего прироста. Для иркутян и жителей других городов поясним, что реализацию электроэнергии осуществляет несколько «дочек» «Иркутскэнерго», например ООО «Иркутскэнергосбыт». Круг замкнулся: все жители Иркутской области и соседних регионов содержат «великого энергетика» Дерипаску и только потом — государство.

Два слова о дивидендах. По итогам 2009 г. основные акционеры, «ЕвроСибЭнерго» и Росимущество, объявили о начислении в основном себе, любимым, 905,7 млн рублей, что составило 25,2% чистой прибыли компании. Вроде бы немного, особенно если вспомнить, как 31 декабря 2008 г. единственный акционер Красноярского алюминиевого завода ОАО «РУСАЛ» принял решение о выплате дивидендов по итогам 9 месяцев 2008 г. в размере 9,0 млрд рублей, или 103,0% чистой прибыли за 2008 г.

Но «немного» — это для частных структур. Мы же рассматриваем компанию, где государству принадлежит 40,0% акций, и государство это как бы всерьез озабочено ростом тарифов на электроэнергию. Что удивительно — в ситуации, когда расценки растут буквально на ровном месте, представители государства почему-то покорно соглашаются с региональными энергетическими монополистами. Кого благодарить? В случае с «Иркутскэнерго» — замминистра энергетики РФ А. Шишкина.

Переедем из Иркутска в Красноярск. ОАО «Красноярская ГЭС» принадлежит Дерипаскиному ОАО «ЕвроСибЭнерго» на 68,3%. Другим крупным собственником (без малого 25%) является кипрский псевдоофшор «Мадейк Энтерпрайзес Компани Лимитед», информация о владельцах которого отсутствует, но, как говорят, принадлежит он газпромовским структурам.

По итогам III квартала 2010 г. выручка ГЭС увеличилась на 60,3% — с 5,9 млрд до 9,4 млрд рублей. Хороший результат? А то! Экономика оживает, тарифы растут прежними темпами. Но что интересно: за тот же период себестоимость продукции ГЭС увеличилась на 88,0% — с 3,1 млрд до 5,8 млрд рублей, т.е. почти в два раза. За счет чего? Об этом бухгалтерская отчетность умалчивает.

Молчит она и о краткосрочных финансовых вложениях, по состоянию на 30 сентября 2010 г. выросших в 11,1 раза — с 0,3 млрд до 3,7 млрд рублей. Сюда относятся в том числе предоставленные другим организациям займы и депозитные вклады в банках. В случае с Красноярской ГЭС это прежде всего депозиты в «Газпромбанке» (вот он, след «Мадейка»!) на общую сумму в 1,0 млрд рублей под 3,75–4,75% годовых. Ребятам деньги некуда девать, но тарифы снизить — это не к ним, это к государству.

Так вот, государство. Значительную часть своей продукции Красноярская ГЭС реализует через ОАО «Красноярскэнергосбыт», где у ГЭС (у Дерипаски и Ко) чуть больше четверти, а если более точно — 25,3% акций. Это, как мы понимаем, не основной собственник. Мажоритарным акционером «Красноярскэнергосбыта» (66,3% акций) является «РусГидро» (где государству принадлежит 58,0% акций) во главе с тем самым Е. Додом.

Кому как не родному государству показывать пример по снижению тарифов? Что стоит руководству «партии и правительства» вызвать на ковер руководство «РусГидро» с отчетом по оптимизации затрат?

Пользуясь моментом, ОАО «Красноярскэнергосбыт» за 9 месяцев прошлого года при росте выручки на 31,3% — с 11,9 млрд до 15,6 млрд рублей, увеличил затраты на 36,9% — с 3,3 млрд до 4,5 млрд рублей. И дивиденды на 166,0 млн рублей не забыл объявить, а это четверть годовой прибыли компании.

Вот он, конфликт интересов. С одной стороны, контроль над «РусГидро» и «Красноярскэнергосбытом» в руках государства — ему и карты в руки в деле снижения тарифов. Но с другой стороны, государство хочет казаться эффективным собственником, а это значит, что оно, так же как и Дерипаска, кровно заинтересовано в дивидендах. Спрашивается, не проще ли между  государством и Дерипаской — поставить знак равенства?

Государственное строительство

Почему же у Дерипаски и Ко так легко получается находить общий язык с властью? Поясним алгоритм взаимодействия на примере строительного дивизиона «Базэла», жемчужиной которого не без основания считается проектно-строительная компания «Трансстрой». Вот лишь некоторые объекты, возводимые компанией: питерский стадион «Зенит» и причал катеров в Стрельне; реконструкция перронов и летного поля в «Шереметьево-2», а также комплекс зданий, сооружений и транспортной инфраструктуры аэропорта «Внуково»; дублер Курортного проспекта в Сочи и там же — порт в Имеретинской бухте; участие в строительстве Богучанской ГЭС и другие проекты.

Что мешает Дерипаске «за рюмкой чая» решать со всеми заинтересованными в реализации этих проектов государевыми людьми свои «шкурные» вопросы? Правильно — ничего. А то, что у ключевого звена холдинга — ОАО Корпорации «Трансстрой» — за 9 месяцев прошлого года по сравнению с тем же периодом года позапрошлого в 4,1 раза — с 9,8 млрд до 2,4 млрд рублей упала выручка, так это явление временное, следствие перегруппировки финансовых потоков и недофинансирования со стороны государства. Мы же догадываемся, как нынче принято получать бюджетные и окологосударственные финансовые ресурсы.

По итогам трех кварталов прошлого года у ОАО «Трансстрой» возникли убытки: вместо чистой прибыли за три квартала 2009 г. в 93,8 млн рублей «очищенные» потери за тот же период 2010 г. составили 104,5 млн рублей. Зная, как в «Базэле» любят кредиты, не станем удивляться и росту заемных средств: за 9 месяцев 2010 г. долгосрочные кредиты и займы ОАО «Трансстрой» выросли на 9,3%, или на 111,6 млн рублей, краткосрочные — на 52,3%, или на 1,1 млрд рублей.

Напрасно мы убиваемся по поводу сверхвысоких цен на строительство жилья, коммерческой недвижимости или автодорог. Напрасно — потому что проверить структуру затрат в частной компании нереально. Если только она не «осваивает» бюджетные деньги.

Пикирующие крылья

Отвлечемся от энергетики и строительства, изучим состояние структурных звеньев авиационного подразделения «Базэла», в который входят в том числе несколько аэропортов Краснодарского края (Анапа, Геленджик, Краснодар, Сочи) и ОАО «Авиационные линии Кубани». С аэропортами все более или менее понятно: они строятся, расширяются, реконструируются. Присмотримся к «Авиалиниям Кубани».

По итогам III квартала 2010 г., то есть после окончания сезона отпусков, «Авиалинии Кубани» оказались в минусе, да еще в каком — чистый убыток авиаперевозчика составил 340,2 млн рублей, в то время как за аналогичный период прошлого года, в кризис, была получена крохотная (всего 157,0 тыс рублей), но прибыль. Впрочем, судя по отчетности, «Авиалинии Кубани» выход из кризиса пока не ощутили: если за 9 месяцев прошлого года выручка составила 2 443,9 млн рублей, то за три квартала года нынешнего — 2 540,2 млн, как видим, прирост составил всего ничего — 3,9%. Странно как-то, особенно если учесть, что народ и летать стал больше, и цены на керосин выросли.

Бедные «Авиалинии Кубани» — за первые 9 месяцев прошлого года себестоимость их услуг возросла сразу на 469,5 млн рублей, или на 20,0%! И это притом что, как будет показано ниже, цены у «Авиалиний» одни из наиболее высоких среди конкурентов, а заправляются «кубанские» самолеты принадлежащим «Базэлу» топливно-заправочным ООО «Базовый авиатопливный оператор».

Авиаторы могут возразить — мы, мол, специально держим цены, чтобы наши услуги стали более доступными населению горячо любимой Родины. Контраргумент так же прост — если вы поднимете цены, вашими рейсами вообще летать не будут. Впрочем, в патриотизме менеджмента «Базэла» и «Авиалиний Кубани» сомневаться не будем, а ценовой довод позволим себе перепроверить.

Проведем эксперимент: озадачимся поиском наиболее дешевых билетов на авиарейс Москва—Краснодар, скажем, на 1 марта 2011 г. с временем вылета с 10.00 до 12.00 по Москве. Предположительно у «Авиалиний Кубани» должны быть самые «сладкие» варианты, все-таки Краснодар — порт их приписки, да и топливный заправщик свой.

Не тут-то было. Чемпионство у «Аэрофлота» — билеты от 5310 руб. (время вылета — 10.55). За ним следуют авиакомпании «Якутия» — от 5865 руб. (11.00), Sky Express — от 6299 руб. (10.15) и «ЮТэйр» — от 6391 руб. (11.50). У «Авиалиний Кубани» билеты на указанное время стоят от 6631 руб. (10.15), что на 24,9% больше аэрофлотовских и на 13,1% дороже «якутских». И при этом компания в минусе!

Стоит ли удивляться тому, что доля перевозок «Авиалиний Кубани» по маршруту Краснодар—Москва устойчиво снижается. Если в 2006 г. она составляла 55% провозной емкости, а в 2009 г. — 35%, то по итогам 2010 г. падение было катастрофическим — до 21% общего объема предложения на рынке. Но зато «Авиалинии Кубани» являются монополистом на маршруте Краснодар—Сочи.

На фоне убыточности бизнеса ОАО «Авиалинии Кубани», точнее, их основной владелец «базэловское» ООО «Транспорт АМД», на которого записаны 91,0% акций, приняли решение о приобретении ЗАО «Небесный экспресс», рассекающего небо под брендом Sky Express. Сказано — сделано, и вот уже в январе этого года ФАС одобряет ходатайство убыточных «Авиалиний Кубани» о приобретении 74,99% акций «Небесного экспресса».

Между прочим, Sky Express, парк которого состоит из девяти воздушных судов Boeing 737 (у «Авиалиний Кубани» таких всего три), по основным показателям в несколько раз превосходит своего «поглотителя». Помимо воздушных лайнеров, это более широкая география полетов, а также двукратное превосходство по количеству пассажиров. Теперь, надо полагать, Sky Express лишится унизительного статуса низкобюджетного перевозчика.

Фальшивый бриллиант

Есть в короне «Базового элемента» социальный бриллиант — негосударственный пенсионный фонд «Социум». Крупнейшими вкладчиками являются наши знакомцы «Иркутскэнерго», «Красноярская ГЭС», а также «Горьковский автомобильный завод», «Заволжский завод гусеничных тягачей», «Арзамасский машиностроительный завод» и другие структуры «Базэла» рангом пониже.

НПФ «Социум» на первый взгляд солидная контора: по состоянию на 30 сентября 2010 г. объем пенсионных накоплений составил 5 млрд рублей, пенсионных резервов (взносы по добровольному и корпоративному пенсионному страхованию) — 1,1 млрд рублей, число застрахованных по обязательному пенсионному страхованию — 341,4 тыс человек, а участников по негосударственному пенсионному обеспечению — 4 тыс человек.

На этом панегирик в адрес «Социума» заканчивается. По одному из главных показателей работы НПФ — имуществу для обеспечения уставной деятельности (можно сказать, что это собственные средства компании) — полный швах: оно «весит» всего 54,2 млн рублей, притом что размер совокупного вклада учредителей за время существования фонда составил 656,9 млн рублей, а сумма добавочного капитала — 9,9 млн рублей. Специалисты поймут, а непосвященные пусть поверят на слово: фактический убыток от осуществления уставной деятельности составил 612,6 млн рублей, то есть все последние годы фонд проедал деньги «Базэла». Еще один неприглядный факт: на балансе у «Социума» висит 41,4 млн рублей краткосрочных займов и кредитов. Зачем они фонду, позиционирующему себя как «финансово устойчивая и прибыльная организация с высокой ликвидностью», непонятно.

Несколько лет назад «Социум» подрядил новокузнецкое ООО «Вклад-Сибирь» провести агентскую работу по привлечению в фонд новых клиентов. За короткий срок ООО привлекло без малого 35 тыс новых участников, за что выставило «Социуму» счет на сумму около 40 млн рублей. Надо полагать, что документы и акты по агентскому договору были в полном порядке, поскольку, когда фонд отказался платить, все арбитражные инстанции взяли сторону «Вклад-Сибири».

Формальным поводом для отказа «Социума» выплатить агентские стало обнаружение в июле 2008 г. 713 фальсифицированных документов о переходе граждан в этот НПФ. «Социум» утверждает, что «необходимые материалы были переданы в правоохранительные органы, по которым возбуждены два уголовных дела». Странно, зачем тогда было подписывать акты о выполнении работ?

Агентские мошенничества в системе негосударственного пенсионного обеспечения — дело, к сожалению, распространенное. Фонды с этим борются, но проверить каждый договор — а их ежегодно прибывает многие десятки тысяч — невозможно физически. Да и как остановить агента, если он знает, что за каждого нового участника ему причитается от 1,5 до 3,5 тыс рублей?

В итоге, как говорят во «Вклад-Сибири», когда судебные приставы пришли в фонд исполнять судебное решение, имущества для обеспечения уставной деятельности найдено не было, что дало основание сибирякам подать иск о банкротстве фальшивого Дерипаскиного бриллианта. Рынок свой вывод уже сделал — у НПФ «Социум» констатируются серьезные финансовые затруднения, так как при наличии судебного решения было бы разумным сначала заплатить по договору, а потом предъявлять претензии по фактам мошенничества. Не исключено, кстати, что кто-то из руководства фонда по этому договору проплывает «в доле».

Скандал с «Социумом», даже притом что «Базэл» сорокамиллионный финансовый «хвост» закроет, нанес колоссальный удар по всей системе негосударственного пенсионного обеспечения. Сторонники отмены накопительного компонента по обязательному пенсионному страхованию наверняка будут упоминать эту историю при каждом удобном случае: «Мы же говорили, что в НПФ одно ворье!».

И ведь они, в общем-то, правы. Но ворье не только в НПФ, ворье во всей российской экономике. Где каждый из 140 миллионов граждан страны кормит целый государственно-олигархический выводок, члены которого прекрасно понимают, что у такой страны будущего нет. Жаль, что эту несложную истину пока не осознали все мы.



0 комментариев


Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться



Этот материал вышел в номере

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама