Политика / Выпуск № 132 от 30 ноября 2015

24651 Флот в ловушке

Что грозит России, если Турция перекроет Босфор и Дарданеллы?

После атаки турецких истребителей на Су‑24 в Сирии Россия перебросила в арабскую республику зенитно-ракетные комплексы С‑400. Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что расценит использование комплексов против турецкой авиации как агрессию. В таком случае, по его словам, будут приняты «дальнейшие меры».

Одна из мер, которой может воспользоваться Турция, — перекрытие проливов Босфор и Дарданеллы для российских судов. Причем как военных, так и торговых. Юристы утверждают, что это невозможно по международному праву. Но кого и когда беспокоило международное право?

О геостратегических и экономических рисках черноморской блокады «Новой газете» рассказал политолог и географ Дмитрий ОРЕШКИН:

Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

— Реджеп Эрдоган еще задолго до сирийского кризиса (в марте 2014 года. — Н. Г.) угрожал Владимиру Путину перекрыть Босфор. Тогда это было связано с референдумом в Крыму и правами крымско-татарского населения, которое, согласно концепции Эрдогана о «пан-турецком мире», находится под защитой Турции.

В международном праве есть понятие открытых проливов. Это проливы, соединяющие открытые акватории. Например, Гибралтарский пролив между Атлантическим океаном и Средиземным морем, которое имеет выход в Черное море. Открытые проливы никем не контролируются.

Иной статус у закрытых проливов, таких как Босфор. Страны, расположенные на берегах закрытой акватории, хотят иметь преимущество по контролю над проливом, через который в это море входят суда. Например, Ормузский пролив, ведущий в Персидский залив. Он закрытый, и его все время стараются контролировать государства, расположенные на берегах Персидского залива. То же самое с Черным морем. Выход к нему имеют Россия, Украина, Турция, Грузия, Румыния и Болгария. Для России геостратегическая ситуация за последние десятилетия резко ухудшилась. Раньше Румыния и Болгария были союзниками, Украина вообще не имела своего статуса. Сейчас наоборот. Есть Россия, а против нее — Турция, Болгария, Румыния (все в НАТО), Грузия, Украина.

Конвенция Монтрё 1936 года о режиме черноморских проливов дает Турции довольно широкий минимум прав на Босфор и Дарданеллы. Это естественно, потому что оба пролива целиком находятся на ее территории. А в случае войны или угрозы войны Турция может вообще закрывать проход для военных кораблей. Поэтому, когда Эрдоган говорит, что нанесение ударов по турецким самолетам над территорией Сирии будет воспринято как агрессия, — это не просто «мы обидимся». Это значит, что у Турции появляется право закрыть проливы для стран, от которых исходит военная угроза.

Все вменяемые эксперты говорят: это невыгодно, Турция кормится транзитом, закрытие проливов противоречит интересам НАТО. Но мы живем во время, когда совершается то, во что не верится. Поэтому есть смысл рассмотреть эту невероятную ситуацию. Если Турция перекрывает пролив для военных судов, у России возникают проблемы со снабжением военных баз в Сирии. Можно снабжать их через Санкт-Петербург и Мурманск, заходить с другой стороны, через Гибралтар, но это значительно дольше (путь займет две недели вместо трех-четырех дней. — Н. Г.). Это не смертельно, спину не ломает, хоть и усложняет жизнь России и замыкает ее с точки зрения военной стратегии в пределах Черноморского бассейна.

Но в 1994 году Турция в одностороннем порядке приняла и другой документ — регламент судоходства. Там есть много более неприятных вещей, потому что дело касается не только военных кораблей (конвенция Монтрё ограничивает главным образом их). Через Босфор и Дарданеллы в год идет около 25 млн тонн нефти и 37 млн тонн нефтепродуктов из России. Это серьезная доля сектора. Исходя из того что добыча нефти в прошлом году составила около 525 млн тонн, 25 млн тонн — это примерно 5%. Доля нефтепродуктов наверняка выше, поскольку экспортная нефть идет в основном через нефтепроводы, а нефтепродукты перевозят как раз морским транспортом. Плюс экспорт стали, зерна, стройматериалов.

Так вот, по регламенту проход таких судов можно будет ограничить под любыми предлогами: экологическими, санитарными или ссылаясь на ремонтные и другие работы на каналах. И это нанесет серьезный экономический ущерб России. Что делать? Позиции России в Черноморском бассейне ослаблены, военный флот Турции сильнее, поэтому возбухать и толкаться локтями будет трудно.

На мой взгляд, ответить на это можно только поиском взаимодействия с НАТО, чтобы организация повлияла на Турцию. НАТО в данном случае миротворец. Уж им-то совершенно точно не нужна эскалация напряжения, потому что чем жестче ситуация в регионе, тем выше риски террористических ударов по Европе и США. Поэтому они и хотят, чтобы Эрдоган в мирных условиях обеспечивал защиту от просачивания в Турцию боевиков ИГ (организация запрещена в России. — Н. Г.). То есть Россия, как ни странно, может надавить на Турцию, пожалуй, только через НАТО.

Конечно, основная часть зернового, нефтяного и стального экспорта идет не под российскими флагами, а флагами либерийскими, кипрскими. Поэтому наши эксперты полагают, что формально Турция не сможет останавливать эти суда. Однако, на мой взгляд, регламент судоходства дает множество поводов для придирок. Вопрос лишь в политической воле. А политическая воля у Эрдогана очень замысловатая. Такие люди действуют иррационально, они непредсказуемы. Им важно показать, что они сильные политики, что их уважают. И если Эрдогану вожжа как следует попадет под хвост, он может действовать вопреки своим долгосрочным интересам, только бы с ним считались.



13 комментариев

6
Lenty Vini , 30 ноября 2015 в 10:34
надо сначала думать - а потом делать или не делать...Путин сначала делает , но и потом не думает - совершает очередные авантюры....участие России в чужой религиозной войне быстро нарастает...гибнут военные и уже погибли 220 мирных россиян с детьми...российские ВВС спровоцировали конфликт с Турцией - в котором у Кремля никаких шансов...если Турция перекроет для российских судов черноморские проливы - от всей сирийской компании для российской экономики будут огромные потери..
6
Make Vital , 30 ноября 2015 в 11:10
могу только добавить, что над проливами встретились два быка, один большой, а один маленький, но говнистый. Ирациональные телодвижения говнистого, подпадают под рекорды Гиннеса, столько наворошить за 16 лет не удавалось ни кому из кремлёвских старцев, в послевоенный период! Это можно назвать как "рассвет заката" для Руси.
3
Юрий Морозов , 30 ноября 2015 в 12:51
> ... над проливами встретились два быка...
Два барана. На мосту.
Первый знает, что это ЕГО мост.
А второй не знает, что он баран.
© откуда-то
3
Salo Spec , 30 ноября 2015 в 11:43
А вот и начало...
"С утра 29 ноября у судов под российским флагом возникли проблемы с прохождением пролива Босфор. В этот день российские суда перемещались зигзагами и кругами, вероятно, долго ожидая разрешения зайти в пролив.
По данным системы отслеживания перемещения судов онлайн marinetraffic.com, в этот день российские суда перемещались зигзагами и кругами, вероятно, долго ожидая разрешения зайти в пролив. Линии движения судов всех остальных стран такими странностями не отличались... "
5
Борис Черкасов , 30 ноября 2015 в 12:06
"А политическая воля у Эрдогана очень замысловатая. Такие люди действуют иррационально, они непредсказуемы. Им важно показать, что они сильные политики, что их уважают. И если Эрдогану вожжа как следует попадет под хвост, он может действовать вопреки своим долгосрочным интересам, только бы с ним считались."

Похоже, Эрдоган и Путин - близнецы-братья.
1
Маркус Марцелий мл. , 30 ноября 2015 в 16:08
Борис Черкасов: Похоже, Эрдоган и Путин - близнецы-братья.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Порой мне кажется, что связь между ними такая, какая может быть только у сиамских близнецов: на двоих один грипп, одна болячка... И даже один горшок на двоих. Углубляться нет смысла, вскрытие покажет.
При желании добиться истины в своем зеркальном отражении В.В. Путин вполне может узнать своего анатолийского "брата". Даже если от такой правды хочется визжать и топать ногами...
0
Lenty Vini , 2 декабря 2015 в 10:25
не совсем.. Турция при отсутствии полезных ископаемых и нефти-газа - динамично развивающееся государство европейского типа , член НАТО ...Россия - при всех природных богатствах - нищая страна с деградирующими экономикой и населением....если уж и поискать близнеца Эрдогану в мире - то идеально подходит Лукашенко - даже фигуры , рост и движения похожи....да и отношение к своей стране одинаково - оба патриоты....Путин рядом с ними и рядом не стоял - дать своим разворовать экономику страны со своим участием и гадить всем где только получается - все на что он способен...
-7
Андрей Афанасьев , 30 ноября 2015 в 14:20
Гадание на кофейной гуще, что у аналитика, что у стратегов комментаторов, а что 220 человек погибли из за авантюры Путина? с закрытием проливов увеличится километраж, а это огромные потери? ни о чем!
2
Мюнхаузен Барон , 30 ноября 2015 в 23:08
Кроме взорванного А320 в Египте, из-за авантюры Путина погибли тысячи людей на Донбассе - в Чечне; сотни в террактах на территории самой РФ; растут потери в Сирии. А сколько умерло от нищеты, разваленной медицины и науки - вообще никто не считает. Интересно, и по Вашему это Обама во всем этом виноват?! Не?!

"с закрытием проливов увеличится километраж, а это огромные потери? ни о чем"
_____________________________
Ну да! Какая разница сколько плыть: 2 000 миль или 20 000 миль? Три-четыре дня вместо двух недель? Транспортные расходы возрастают в геометрической прогрессии.
4
Кот Учёный , 30 ноября 2015 в 18:16
Придётся (однако) главную базу ЧФ в Сирию перебазировать из Крыма.
3
Егор Волков , 1 декабря 2015 в 15:42
Хотелось бы Никите Гирину напомнить, что территории со спорныи статусом - как, к примеру, Крым на приложенной картинке - принято в международной практике СМИ заштриховывать, а то может создаться ошибочное мнение, что Крым наш.
-3
Jazz Band , 1 декабря 2015 в 18:54
Ошибочное?
1
Сергей Булавский , 1 декабря 2015 в 22:00
Крымнаш по осени считают...

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться



Этот материал вышел в номере

Партнеры

Надоело доказывать, что ты — человек. Как живут трансгендеры в России. Репортаж Даниила Туровского

Опрос

Может ли частная переписка общественного деятеля в России быть предметом журналистского расследования? Обсудить →

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Обмен состоялся

222
Andrey Molchanov: Путин из всех сил (ну может не совсем изо всех) противостоит их...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама