Политика / Выпуск № 134 от 4 декабря 2015

50952 Россияне разлюбили Европу

Как антизападный разворот российской политики повлиял на массовое сознание


Лев Гудков. Фото: РИА Новости

Резкое ухудшение отношения российского населения к Европе, к Евросоюзу после киевского Майдана шло на фоне столь же резкого роста патриотической гордости. Национальное самоутверждение через выражение неприязни к странам, выступающим в качестве ориентира развития и меры собственной цивилизованности, показывает сильнейшую зависимость России от Европы. Точнее — глубокую травму, порожденную сознанием модернизационной несостоятельности России.

Н.М. Карамзин, один из первых русских историков, родоначальник литературного сентиментализма в России, сторонник умеренного просвещения и воспитатель царских детей, называл Европу «столицей искусств и наук, хранилищем всех драгоценностей ума человеческого, собранных веками; драгоценностей, на которых основывались все планы мудрых и добрых». Это отношение к Западу легло в основу идеологии формирующейся русской национальной культуры, которая могла осознавать себя только через отношения с западноевропейскими странами.

Катализатором этих процессов стала война с Наполеоном 1812 года, получившая название «Отечественная». Победа над Наполеоном, подчинившим себе почти всю континентальную Европу, расценивалась как доказательство великого предназначения России, ее миссии: указывать путь другим странам или, по меньшей мере, претендовать на статус особой цивилизации. Поэтому отношение России к Западу было пронизано иллюзией соперничества, двойственностью сознания собственной отсталости, человеческого варварства и бесправия, уравновешиваемого ощущением духовного превосходства и имперским высокомерием в отношениях с другими странами Европы.

Россия была первой страной «догоняющей модернизации», со всеми комплексами и проблемами национальной неполноценности, желанием утвердить себя в ряду других «великих держав», сравняться с ними — если не экономикой, образованием, развитием науки или качеством управления, то своей военной мощью.

Воображаемый «Запад» (а под ним понимались и понимаются до сих пор в первую очередь именно ведущие западноевропейские страны — Германия, Франция, Великобритания), с одной стороны, воплощает идеальные представления россиян о том, что они хотели бы иметь сами: высокий уровень жизни, социальную защищенность, гарантии прав человека, обеспечиваемые развитием науки, культуры, технологии. А с другой — выступает как источник страхов перед колонизацией России, захвата ее богатств и подчинения более сильным державам, фобий чужого влияния и утраты национальной идентичности. В этом плане «Запад» оказывается не только утопией полноты культурных ценностей и идеалом социального благополучия, но и мерой достигнутой Россией национальной или культурной самостоятельности (или иллюзией этой самостоятельности), идеей того, кем хотело бы быть российское общество, но не стало по многим причинам. Прежде всего из-за сохранения архаической организации власти — самодержавия, позднее — тоталитарной политической системы.

Читайте также:

Владислав Иноземцев: Какие ошибки за последние четверть века допустили Европа и Россия — и можно ли их исправить

Мотив «противостояния Западу» скрыто содержал обнадеживающий и утешающий посыл: Россия когда-нибудь, в будущем, станет равной Европе. Подобные идеи оказываются необходимой частью легитимационной легенды власти. Поэтому дистанцирование, отталкивание от Запада, противопоставление России Западу стало средством воспроизводства национальной идентичности, единственной возможностью говорить о русских традициях, особенностях, мифах, которые не могут быть выражены иным образом, кроме как в модальности их «утраты» из-за экспансии Запада, наступления — высокой или массовой — но «чужой» культуры.

«Запад» — это волшебное зеркало, глядя в которое русские опознавали себя, сравнивая фактическое состояние страны с «развитыми, цивилизованными» странами.

Разрыв утопии и реальности всегда оказывается очень болезненным, порождая либо полную безнадежность, либо склонность к безудержному самовосхвалению. Реакцией на этот внутренний конфликт является склонность к изоляционизму и желание обесценить или даже дискредитировать сами источники своего восхищения Западом. Мазохистское переживание собственной «азиатчины» постоянно провоцировало стремление освободиться от «ослепления Западом» (как его называл русский философ Д. Веневитинов). Этот невроз русского самосознания стал стержневым тематическом конфликтом русской культуры и литературы. Поэтому модернизационная риторика непременно должна была компенсироваться «традиционными скрепами».

В предельно банальном виде этот внутренний разрыв и фрустрация отразились в этнических стереотипах восприятия русскими себя и других. Собственные недостатки предстали как моральные достоинства: да, европейцы (немцы, англичане, французы, шведы и др.) — культурные, рациональные, трудолюбивые и энергичные люди, но они холодные, формальные, расчетливые, скрытные, лицемерные. Мы же, русские, — открытые, простые, душевные, теплые люди, которых волнуют не материальные блага и богатство, а духовные ценности.

Идеализация Европы и преклонение перед ней очень легко переходили в критику «низкопоклонства перед Западом», в «борьбу с космополитизмом» при Сталине, в отношение к Европе или европейской культуре как чему-то чуждому, враждебному, несущему угрозу для русского национального существования, несовместимому с отечественной культурой.

Подобные мифы и фобии типичны для закрытого общества с жесткой цензурой, ограничениями свободы, репрессивной внутренней политикой.

Каждый период русской истории, характеризующийся ускоренным развитием, ростом экономики, повышением уровня жизни населения, сопровождался «открытием миру» и изменением режима правления внутри страны. Позитивное восприятие Запада делало возможным быстрое усвоение западных идей и технологий, торговое и культурное сотрудничество. Напротив, периоды стагнации и террора отмечены изоляционизмом, ксенофобией, бедностью повседневной жизни.

Самым открытым для трансформации и сближения с Западом периодом стал короткий переломный отрезок времени — конец 1980-х—начало 1990-х годов. Именно тогда чрезвычайно быстро развился кризис советской идентичности, обозначился крах коммунистической идеологии. Он сопровождался массовой фрустрацией, дезориентацией и переживанием исторического тупика, в котором оказался советский тоталитаризм. В недолгие 1989—1993 годы в массовом сознании преобладали представления о том, что «Россия оказалась на обочине исторического развития», что «отечественная история была цепью чудовищных преступлений и национальных катастроф», а ценой выживания советской системы стали массовая нищета, апатия, отставание от промышленно развитых стран мира.

Доминирующим на тот момент настроением было: нам надо выбираться на общий для всего мира путь развития. Страна впервые открылась для мира. Люди плохо понимали, что такое демократия и правовое государство, неотчуждаемые права личности, свобода, но интуитивно чувствовали: только ограничение всесилия государства может стать условием ориентации экономики на нужды человека, а не военно-промышленного комплекса или ГУЛАГа, а повышение уровня и качества жизни и большей социальной защищенности населения от произвола государства требует свободы, политического плюрализма. Вектор массовых ожиданий определялся процессом интеграции с Европой, готовностью учиться у европейских стран, расширять рамки сотрудничества.

Но уже с 1995 года процесс начавшейся европеизации страны пошел в обратную сторону. Номенклатурный реванш сопровождался подъемом мутного низового национализма, ростом изоляционистских настроений и обвинениями сторонников демократии в распродаже национальных богатств и предательстве национальных интересов.


График предоставлен «Левада-центр»

С приходом к власти представителей спецслужб пошло восстановление антизападной пропаганды. Демагогия «Россия возрождается, встает с колен» стала официальным тоном российской политики. Страна быстро возвращалась к «русским традициям», что стало синонимом государственного патернализма (вытеснившего идею европеизации и современных институтов), клерикализации образования и усиления государства во всех областях, а также активного сопротивления любым изменениям системы. Оксюморон — «консервативная модернизация», как и «суверенная или управляемая демократия» стали идеологической эмблемой режима. Эти переменные сопровождались навязыванием геополитики, идей «цивилизационного конфликта», рассуждениями, что у России нет других союзников и партнеров, кроме «армии и флота», разговорами о непримиримости интересов России и Запада.

И это дало свой результат. Ориентация общественного мнения на Европу медленно слабела и весной 2014 г. практически сошла на нет.

Если в 1999 г. 67% опрошенных говорили, что России следует стремиться в будущем к вступлению в Европейский союз (это большинство сохранялось вплоть до 2010—2011 гг. — так отвечали 55 и 51%, соответственно), то в 2014 году такое мнение разделяли лишь 15%, а 64% считали, что это нам противопоказано.

Примерно так же распространялись и представления о том, что европейская («западная») культура оказывает отрицательное влияние на положение дел в России (в 1992 г. такое мнение разделяли 37%, в 2000-е годы — 66%). Если в первой половине 90-х годов мнения о том, что Россия должна активнее включаться в мировую культуру, чтобы достичь западных стандартов качества жизни, и противоположное им («России нужно бороться с чуждым русским людям западным влиянием, возродить исконный образ жизни») были примерно равны: 42 и 40%, — то уже в 2003 году, с началом консервативного поворота, это соотношение составляло 23 к 58%.

Читайте также:

Владимир Пастухов: Это ошибка, что Россия удаляется от Европы. Она приближается к ней…

За время первого срока путинского правления структура идентификации россиян в этом плане радикально изменилась: еще в 1998 году 71% опрошенных считали себя «европейцами» или воспринимали себя в качестве жителей Европы, но через 10 лет, в 2008 году таковых было лишь 21%. Доля таких установок медленно сокращается. Это говорит о том, что слой европейского самосознания в России очень тонкий и слабый, легко поддается эрозии и растворению. Сильная субъективная идентификация с европейскими ценностями и культурой (право, демократия, независимость мышления) характерна лишь для 6—10%, и этот показатель за прошедшие четверть века не увеличился.

Значимый перелом в политике и пропаганде последовал после мюнхенской речи Путина (февраль 2007 г.). Готовность дистанцироваться от западноевропейских стран, которая ранее была характерна не более чем для 12—14% населения, стала заметно усиливаться, достигнув к концу 2009 году 27%. Желание укреплять взаимовыгодные отношения и связи с европейскими странами несколько сократилось (с 75 до 61%).

Если 20 лет назад (в 1994 г.) 60% россиян (против 38%) были уверены, что между Россией и Западом могут быть «по-настоящему дружеские отношения», то навязывание общественному сознанию идеологии врага и вражеского окружения России привело к тому, что мнения изменились на противоположные: после 2001 года свыше половины опрошенных уже считали такое партнерство и взаимовыгодный обмен невозможными, настаивая на том, что эти отношения всегда будут основываться на недоверии. В 2015 году этот показатель составил 62%; доля же тех, кто оптимистически и позитивно настроен по отношению к Европе, сократилась до 24%.

Для того чтобы ослабить внутренний дискомфорт и сознание национальной неполноценности, неправоты (которое, безусловно, присутствует в подсознании российского общества), на Запад проецируются все те негативные представления о самих себе, которые россияне отказываются открыто признавать в себе. Так, на прожективный вопрос социологов: как европейцы воспринимают Россию, большинство опрошенных — в разные годы — заявляло: как «сырьевой придаток Запада» (33—40%), как «место для выгодных инвестиций», рынок для сбыта своих товаров (20—24%), как «страну, из которой приезжают люди, сорящие деньгами» (18—20%), как «территорию свободной охоты, где нет закона для тех, у кого есть деньги» (18—20%), как «неразвитую, непредсказуемую и агрессивную страну», как «потенциального военного противника, ядерную державу» (12—30%). Лишь 10—15% сказали: «…как соседа и партнера, с которым надо укреплять и развивать отношения».

Здесь важна асимметричность восприятия самих себя и европейцев: мы — мирные люди, и Западу не следует опасаться России, но сам Запад представляет собой угрозу для России, России следует опасаться западных стран (соотношение мнений в обоих случаях составляет 2,5:1). Запад, оказывается, сам виноват в ухудшении отношений между Россией и ЕС (поскольку «не принимает всерьез интересы России»), его критика нарушения международного права, свобод и прав человека в самой России — лицемерна и неоправданна, необъективна, европейские страны сами грешат тем, в чем обвиняют Россию, и т.п.

Кажущийся парадокс заключается в том, что абсолютное большинство россиян, несмотря на весь свой скептицизм относительно возможности изменения такой политики при нынешней власти, все равно хотели бы сотрудничества, нормализации отношений с европейскими странами, более того — втайне надеются на это. Соотношение тех, кто считает, что правильным было бы укреплять взаимовыгодные отношения с Западом, и тех, кто считает, что нужно любым образом ослабить зависимость от западноевропейских стран, — на протяжении всего путинского правления составляет 3:1,снижаясь в моменты усиления напряженности с Западом (как в последние два года) до 2:1. Это сознание базируется на скрытом понимании относительным большинством того, что в результате окончания холодной войны и прекращения конфронтации с Западом россияне все-таки скорее выиграли, чем проиграли.



138 комментариев

39
Мюнхаузен Барон , 2 декабря 2015 в 17:17
Не, ну правда - "плохая Европа, которая идёт настойчиво вперёд в технической, социальной и экономической областях" и "Великая Россия, которая стремительно катится вниз в технической, социальной и экономической областях". Естественно, очевидно, кого любить.
30
Oleg Dandy , 2 декабря 2015 в 17:22
А сейчас просто дано указание - не любить, вот и не любят послушно...
40
grigoriy bershad , 2 декабря 2015 в 18:24
"Великая" страна, в которой президента часто ловят на лжи, а интервьируя в США спрашивают не ганстер ли он. Через 200 лет оказалось, что русскому народу мешают не только дураки и дороги, но и страшная зависть к жизни таких же людей на Западе.

де Кюстин "Россия в 1839 году":
Страна эта, говоря по правде, отлично подходит для всякого рода надувательств; рабы есть и в других странах, но чтобы найти столько рабовпридворных, надо побывать в России. Не знаешь, чему дивиться больше, — то ли безрассудству, то ли лицемерию, которые царят в этой империи; Россией по-прежнему правят с помощью скрытности и притворства… В этой стране признать тиранию уже было бы прогрессом.
***
-33
Igor' Vest , 2 декабря 2015 в 18:59
А не будет ли почтенный деКусти так любезен и не назовет ли нам хоть одну страну, где правят, никогда не прибегая к скрытности и притворству? Хоть одну, но только настоящую, не диснейлент. Да и в диснейленде тоже далеко не все настоящее, мягко говоря. Все, конечно, относительно, но вечные плевки в сторону России от "некоторых представителей запада" делу отнюдь не помогают.
15
grigoriy bershad , 2 декабря 2015 в 20:00
Igor' Vest ,

У Вас еще есть возможность спросить его об этом при встрече.
-5
Igor' Vest , 2 декабря 2015 в 20:58
Спасибо, я не тороплюсь и не настаиваю.
4
Федор Паровозов , 3 декабря 2015 в 00:14
А зря! Купите билет в Сирию в один конец.))
-5
Igor' Vest , 3 декабря 2015 в 00:35
Не пойму вас, господа. Что это вы все меня то в Сирию в один конец, то вообще в 1839 год отослать пытаетесь. Неужели мои комментарии вас и правда так сильно зацепили? Повторяю: я не настаиваю. Не согласны - Бог вам судия. А я не сужу, просто свое мнение высказываю.
4
Stanislaw Galizki , 3 декабря 2015 в 12:49
Да ведь вы демагогический приём применяете, который оскомину давно набил: "А вот в других странах, бла-бла-бла..." Де Кюстин писал о России, и процитировали его, находя общее в его словах с Россией нынешней. За демагогию вам и минусуют.
-5
Igor' Vest , 3 декабря 2015 в 16:48
Спасибо, что пояснили. Я не знал, что простое возражение в ходе дискуссии - это "демагогия". Забавно во-первых то, что по определению демагогия - это нечто совсем другое (приглашаю Вас заглянуть в словарь, достаточно даже в Википедию) и во-вторых, слово "демагогия" - любимый контраргумент демамогов и партаппаратчиков. Вы ВПШ не заканчивали?
-1
Slavik Rusin , 4 декабря 2015 в 09:06
А вы сэр купите в Турцию или лучше к саудитам.
10
Artur Tonoyanz , 3 декабря 2015 в 00:19
/////////////// В этом плане «Запад» оказывается не только утопией полноты культурных ценностей и идеалом социального благополучия, но и мерой достигнутой Россией национальной или культурной самостоятельности (или иллюзией этой самостоятельности), идеей того, кем хотело бы быть российское общество, но не стало по многим причинам. Прежде всего из-за сохранения архаической организации власти — самодержавия, позднее — тоталитарной политической системы.
-------------------------
Сохранение тоталитарной политической системы и до сей поры является главной причиной усугубляющегося разрыва и отставания России от Запада по очень многим параметрам..... В этом деле невозможно изобрести велосипед, ну не получится никогда так, что бы страна управлялась по принципам и методам отсталого феодального улуса, а жила при этом --- как Люксембург и Великобритания....
Но хитрозадые (удалено модератором) и здесь попытались приспособиться : управлять родной страной по методам и лекалам века этак ХV, а детишек и семьи свои отправлять в стан "геополитических противников", в "развратную Гейропу", да вот только в марте 2014 года эта хитровыстроенная модель дала-таки сбой, и дверка ведущая их семьи к "тлетворным западным бездуховным ценностям" стала понемногу затворяться, отсюда и очередной прилив ненависти к Европе и Западу, порожденный обезумевшей госпропагандой.... На графике "Левада-Центра" к опросу "Как Вы в целом относитесь к ЕС" прямо четко виден красно-синий крест ( когда анти-западные настроения резко возрастали, а про-западные так же резко снижались ) над мартом 14-го......
-5
Slavik Rusin , 4 декабря 2015 в 09:24
"Сохранение тоталитарной политической системы и до сей поры является главной" Вот это ваш главный тезис идея. А идеи как известно без идеологии не бывает. Вы как то забываете, что Россия в начале 90х открылась.. до неглиже. И пользовал её каждый. Кстати в Чечне 90х ЕБН поступил так же как поступает всё "прогрессивное" человечество.
Вы ж помните как в США толераствуют с теми же сектантами или индейцами? Приехали и постреляли или бомбу на жилой квартал. Некоторые уже забыли про английских ирландцев. А их ведь добили совсем недавно. Или они просто притихли на фоне развала СССР - единственного светоча угнетенных.
Ну и как Европа "просвятила" Югославию.
А в Украине безусловно коммуняки вырастили бандеровцев и (удалено модератором) в 14м свергли законную власть вопреки толерантной западокротии.
Ну а потом нетолерантный (удалено модератором) привел на Донбасс армию шиз наци с войсками и затеял резню которой уже 2года.
Во всем этом прослеживается тирания советской компартократии и антиевропейского нерукопожатия)))))))
Далее про Сирию вы сам допишите. Начните с Туниса 2011г
17
Владимир Воробьев , 3 декабря 2015 в 00:22
//А не будет ли почтенный деКусти так любезен и не назовет ли нам хоть одну страну, где правят, никогда не прибегая к скрытности и притворству?//

Когда говорят: везде лицемеры, везде воруют, а раз так, то не один ли хрен?, всегда вспоминаю студенческую присказку - хрен то один, да размеры то разные.
Если в Британии премьер-министра привлекают к ответственности за букет цветов любовнице за счет налогоплательщиков, а у нас не замечают, и не хотят замечать, нагло наворованных дворцов целой стаи чаек, то согласитесь, размах несколько другой, потому и на импортные лекарства денег нет.
Ничего уникального сейчас не происходит, мы в точности повторяем судьбу СССР времен заката. То же, осознанно культивируемое властью милитаристское сознание "осажденной крепости", те же безумные военные авантюры и конец будет таким же. Чем дольше продержится вождь у власти, тем сильнее будет крах. Так что если кто хочет, чтобы империя рухнула окончательно и скукожилась до размеров московского царства и наконец угомонилась, тем стоит в 18-м году не полениться и пойти проголосовать "сами знаете за кого".
-4
Slavik Rusin , 4 декабря 2015 в 09:30
Кстати СССР никогда не был империей. Вы как то забываете что это был СОЮЗ! И развалили вы его потому что это был союз. Вы забыли что республики ВЫХОДИЛИ ИЗ СОЮЗА!
Короткая и странноизбирательная у вас память.
1
Герой вашего времени , 5 декабря 2015 в 16:14
На заборе тоже иногда стоят вещи, которыми забор никак не может являться. Так же и бывший совок, на котором стояло "СОЮЗ". Это клеймо было всем республикам силой навязано. И "ВЫХОДИЛИ ИЗ СОЮЗА", потому что подходящий момент дождались, чтобы лишнею кровь не проливать. "Короткое и странноизбирательное" у вас представление о прошлом.
2
Саша Глевко , 3 декабря 2015 в 11:54
Игорь, "где правят, никогда не прибегая к скрытности и притворству"...

Неужели не понятна разница между страной, где ВСЕГДА применяется ложь и лицемерие, где для населения такой подход в управлении ПРИЕМЛЕМ и странами, население которых ложь и лицемерие властей КАТЕГОРИЧЕСКИ не приемлет???
-4
Slavik Rusin , 4 декабря 2015 в 09:37
Вы меня рассмешили Шура! Это в Европе то нет лжи и лицемерия? Это там народы не обманывают? Ну да. Мы не в курсе как в той же Франции вводили однополые браки. Ага, кто спросил французов? И почему это (толераНТНОСТЬ, - поправил модератор) не отпускает каталонцев, ирландцев и тд? Видимо из за рукопожатия.
0
Герой вашего времени , 5 декабря 2015 в 16:23
Ложь и лицемерие везде. Только вот почему-то в России заметно больше перестрелочников. Если им говорят, что плохо в их стране, вместо того, чтобы над этим задуматься, у них всегда один и тот же ответ: "А у вас! Не лучше!"
0
Vova Nechaev , 3 декабря 2015 в 17:53
Ключевые слова: "но чтобы найти столько рабовпридворных, надо побывать в России". Заметим, писали об этом не только де Кюстин, но и С.-Щедрин и Чернышевский и нашвсе Пушкин.
4
Gennady Tyshkovsky , 3 декабря 2015 в 23:48
Igor Vest, если позволите, "помогу" GRIGORY BERSHAD.
В Австралии невозможно прибегать к "скрытости и притворству". Вернее, извините, гипотетически возможно, но редко кто может себе это позволить, ибо чревато тяжелыми последствиями. Их неотвратимость является залогом того, что у немногих возникает желание заниматься подобными экспериментами.
Вы спросите пример, пожалуйста. Буквально за месяц до прошлых парламентских выборов проводя интервью с Д.Хавадом корреспондент задала ему вопрос, правдивый ответ на который мог показать того "притворщиком". Естественно, политик, видивший себя уже в кресле Премьер-Министра, попытался "увильнуть" от прямого ответа. Корреспондент, не позволяя разглагольствовать вокруг-да-около, повторила вопрос и потребовала прямого на него ответа. Как только Джон попробовал продолжить увиливать, она прервала его на полу-слове. Заявив, что поняла, что он вообще не разбираеся в заданном вопросе, она перешла к следующему. Он стал Премъер-Министром, но "пробоина", нанесенная ему корреспондентом в том интервью, в числе многих иных, не позволила его "кораблю" доплыть до конца даже его первого срока. Своими однопартийцами он был смещен с должности и заменен другим, который, убежден, будет стараться учиться, в том числе, и на ошибках прешественника. Знаете, почему? Потому что австралийские Граждане не прощают ложь и не позволяют кому бы то ни было прибегать к "скрытности и притворству". В Австралии функционирует демократическая парадигма - "государство для НАРОДА и Страны".
В России все перевернуто с ног на голову - "люди и территория для Государства".
Надеюсь, "удовлетворил" Вашу любознательность?
-3
Slavik Rusin , 4 декабря 2015 в 09:41
Вы как всегда правы. Самое главное честность с народом и понеслась! Резня во Вьетнаме и .... .........забой местного населения везде куда австралийцев призывает демократия Европы и Америки!!!!
Ну ясен пень что все это крайне честно и никакой фальши в австралийских сми. Бла бла бла...
7
Лена Мельникова , 3 декабря 2015 в 10:22
\\\\ Oleg Dandy , 2 декабря 2015 в 17:22 - А сейчас просто дано указание - не любить, вот и не любят послушно...\\\\\

- А ведь Те, кто давал гражданам команду «разлюбить Европу» - они ведь сами очень хотят западных ценностей Для Себя самих)))
- Кстати, тот же сев.корейский лидер, Ким Чен Ын, насколько знаю, образование получал в Европе, и для «себя любимого» хочет всего западного. А для всех остальных своих сограждан – пусть будут идеи чучхэ…
- Нам конечно далеко до Сев.Кореи, но ведь если проследить, то вектор чем-то схож - «Для себя, любимых, всё лучшее западное, а для всех остальных – идеология, основанная на ненависти к Западу…»
P.S. – Ой чувствую придётся нам ещё пройти тернистый путь, перед тем как ощутить себя Европой…((
-23
Igor' Vest , 2 декабря 2015 в 18:32
Все запутано на самом деле. В Европе тоже не все так гладко, много такого, о чем даже говорить неприятно: лицемерие, лживость и продажность политиков, высокомерие и надменность, корысть, готовность идти на поводу у более сильного. Не сравнить, конечно, но очки в пользу вовыпутина получаются значительные, есть, чем уесть. И получается. Придворных хулителей Запада до... вобщем, много очень. И получается у них неплохо. По крайней мере пока. И в обратную сторону: наше хамство, грубость, неуважение к закону и друг к другу настолько глубоки и заскорузлы, что даже у самого терпеливого, выдержанного цивилизованного человека не хватает терпения с нами иметь дело. Тупичок-с получается-с.
-9
Igor' Vest , 2 декабря 2015 в 19:02
То, что любые критические слова в адрес Европы или Штатов здесь усиленно минусуются, - это очень дурной симптом. "Не сотвори себе кумира," - не забыли, дамы и господа?
33
Анатолий Прокопьев , 2 декабря 2015 в 19:18
Как говорил Черчилль, кажется, что демократия - самый отвратительный способ управления, если не считать все остальные.. Никто не боготворит Европу, но ведь при всех своих недостатках европейская жизнь намного более моральна, комфортна и безопасна.. Посмотрите на количество убийств и преступлений в России и в Европе.. Посмотрите на количество брошенных детей, убитых детей, убитых детей своими родителями.. Посмотрите на количество полицейских и сравните с нами.. Посмотрите их расходы на культуру и образование и на оборону и сравните с нами.. Посмотрите на все их достижения в науке и высоких технологиях и сравните с нами..
А так то да, Европа - отвратительное создание, если не брать всех остальных..))))
7
Igor' Vest , 2 декабря 2015 в 20:35
Простите, но Вы, кажется, не усекли главное в словах Уинни. Там главное - сарказм по поводу этого парадоксального положения. Да, центр культуры, колыбель цивилизации. И все перечисленные Вами достоинства абсолютно неоспоримы, но опять же - в сравнении. Не помню дословно, кажется как-то так: всякий, кто страшится хулы, рано или поздно станет ее достоин. Платон, кажется. Не помню, прошу простить. И это ярое минусование - тоже типично наше, совковое, - бросаться с кулаками на каждого, кто не согласен или дерзнул. А ведь тут публика далеко неглупая собирается. Чего ж тогда от остальных ждать?
0
Nelena Nelena , 3 декабря 2015 в 12:26
У вас, похоже, как у кошки, 9 жизней. Тады да, можно в угоду греческому мыслителю одной жизнью пожертвовать - прожить ее в разоренной стране, ведь она вроде как не хуже (а местами, в моральном плане, возможно и лучше), чем благоустроенная... вот только у обычного человека ОДНА жизнь и жить хочется не в моральных терзаниях и размышлизмах (если они придут, конечно), а с теплым сортиром, чистотой, приветливыми соседями и со всеми другими материальными благами и полагающимися защитами...
4
Igor' Vest , 3 декабря 2015 в 17:13
Не в обиду будь сказано, кто-то тут уже стенал о теплых сортирах. Я не к тому, что холодный сортир это хорошо. Просто мантра какая-то получается. И не пойму, с чего Вы заключили, что у меня столько жизней. Если просмотрите мои посты, то заметите, что в этом вопросе я с Вами вполне согласен.
1
Анатолий Прокопьев , 3 декабря 2015 в 12:41
И все перечисленные Вами достоинства абсолютно неоспоримы, но опять же - в сравнении. Igor' Vest , 2 декабря 2015 в 20:35
--------------------------------------
Так ведь все познается в сравнении.. Лидер может стать лидером только по сравнению с аутсайдером, добро может стать добром только при наличии зла, знание - с невежеством, возможно наш Энштейн в сравнении с учеником 1 класса где-нить на альфа-Центавра - абсолютный двоечник.. ))) Если бы не было Европы и США, то и мы были бы передовой страной мира!!! )))))
5
Igor' Vest , 3 декабря 2015 в 17:19
Согласен, согласен! Я только к тому, что, ругая жену, не надо перебарщивать с комплиментами любовнице. Когда из Европы-Штатов малюют эдакий идеал, то не понимают, что это льет воду на мельницу кисельТВ, они тут же находят очередную соринку в глазу и раздувают до бревна. Поэтому лучше на опережение, вежливо дать понять идеолухам, что знаем мы про соринку, просим не гавкать, а лучше обратить внимание на свой завал из бревен.
-1
Slavik Rusin , 4 декабря 2015 в 09:48
Черчиль жил в монархии. При чем там тогда демократия? В том, что кое что можно было прокричать в Гайдпарке?
5
per fect , 3 декабря 2015 в 10:10
Я тоже не считаю Европу идеалом (стоит вспомнить кризис с мигрантами). НО! У них действительно есть демократия, свобода слова, свобода выбора. Да и живут они явно лучше нас.
-3
Slavik Rusin , 4 декабря 2015 в 09:53
Гы гы гы! Не выдержал. И какой же выбор у французов? Кто их спросил о принятии законов об однополых браках. И расскажите за демократичное уничтожение Югославии. Кстати по поводу Югославии самое интересное это Гаага. Как демократично там замочили Милошевича. Плиз.
6
Саша Глевко , 3 декабря 2015 в 12:04
Игорь,
Штаты, Европа - несовершенны, в них тоже есть коррупция, политиканство и т.д. Но в сравнении с сегодняшней (и вчерашней) Россией они - чуть ли не образец целомудрия... Они тоже идут по пути развития, просто далеко впереди от России, на несколько сот лет... Обидно, но факт. Если сравнивать высказывания иностранцев о ситуации в России за последние 300 лет - то ПРИНЦИПИАЛЬНОГО прогресса - не видно... А в Америке и Европе прогресс очень даже заметен. Люди там думают по-другому, хотя и им есть над чем работать. Но они - работают и развиваются, а Россия в своем развитии ходит по кругу уже сотни лет (причем - диаметр "круга" - очень мал).
-3
Slavik Rusin , 4 декабря 2015 в 10:14
Вы Шура приколист.
Пристрелить ни за что , просто так на улице сотню молодых парней как черных так и белых по вашему верх демократии?
Или это верх толерантности?
Неее, видимо это верх рукопожатия!
Особенно США. В 20х там расстреливали рабочие поселки из пулеметов. Вырезали индейцев и профсоюзы как и полвека до того.
Вы слыхали про Пинкертона? В США с конца 19 и в начале 20 века гремело такое детективное агентство "Пинкертона". Так эта контора в деловых кругах США прославилось отличным выполнением заказов по резне индейцев и профсоюзов. В Европе либералы организовали нацизм в Германии для уничтожения СССР и коммунизма. Этакое толерантное мракобесие либеральной демократии. Позже к ним присоединились США.
И я думаю что после тотальной демократизации 41-45 в СССР для выживания мобилизация была важнее любых форм демократии. Ведь как мы помним не комми-совок, а братское сердце- США носился по миру с ядерной дубинкой.
Но вы видимо не историк и не политик и не в курсе, что когда Хрущев грозился миру капитала стуча по прилавку буржуазной лавчонки "железным сапогом" кошмарной Красной Армии, у него - Хрущева было всего 5 ядер и ни одного носителя. А кричал и ругался он в страхе от близкого ядерного апокалипсиса который собирались устроить США. Кстати это сегодня ни для кого не тайна.
1
Герой вашего времени , 5 декабря 2015 в 16:30
Минусы ставятся не в ответ на критику Запада, а в ответ на узколобость размышлений.
0
Герой вашего времени , 5 декабря 2015 в 16:28
@Slavik Rusin "Тупичок-с получается-с" с вашими размышлениями.
17
Dow Jones , 2 декабря 2015 в 19:58
Мало кто обратил внимание на интересную деталь:
Современная Европа стала такой, какой мы ее знаем (зажиточной, демократичной) лишь из-за того, что у европейцев было ЖЕЛАНИЕ такими стать. У них не было другой Европы, на которую можно было бы ориентироваться. Да, были США, которые после Второй мировой стали мировым лидером во всем, чем только можно. Однако, в первые послевоенные годы в Америке побывало наверняка меньше европейцев, чем сегодня россиян ездит по миру.Другими словами, европейцам по сути не на кого было равняться - об уровне жизни в США знали лишь из газет, а в живую ту Америку видели единицы.

Тем не менее, европейцы смогли за 70 послевоенных лет во многом догнать США, а Россия как была в одном месте, так там и осталась. Почему? Да потому что русскому человеку так нравится жить!

Как думаете, какое будущее у такой страны? Никакое.
8
Igor' Vest , 2 декабря 2015 в 20:50
Простите, не согласен! Европа шла к этому веками, через инквизицию, войны, революции, преодолевая лютое сопротивление тиранических монархий. Они свое сегодняшнее положение не просто "захотели", а выстрадали и заслужили. Но что-то уж очень увлеклись, забыли, кажется, в каком мире живут и кто их окружает, а это всегда чревато большими бедами и новыми страданиями. Что же до будущего страны, то оно будет ОК. Вот только мы с Вами этого не увидим. И это очень обидно и горько, конечно.
15
Юрий Клюйков , 2 декабря 2015 в 22:22
Даже между феодальным рабовладением на Западе и российским крепостничеством есть большая разница, заключающаяся в том, прежде всего, что такой абсолютной власти над простым людом, как в России, в западном феодализме не было. Продолжилась эта традиция и при коммунистах. Отсюда непреодолимая безысходность, вера в доброго царя-батюшку, глубочайший инфантилизм и политическая импотенция, ненависть друг к другу, особенно, успешным или наиболее беззащитным. И ничего здесь не изменится.
0
Igor' Vest , 3 декабря 2015 в 17:33
Во-первых, Вам, я уверен, известно, что феодализм и раболвадение - суть разные общественные устройства. И тиранических режимов на западе было немало, покруче российских. История той же Европы полна жутких, кровавых событий. Во-вторых, традиция при коммунистах продолжилась, это верно. Но кто ее начал(а)? Некая анхальт-цербстская принцесса, которую в России по какому-то недоразумению до сих пор считают великой. Укрепление крепостничества, неслыханные привилегии дворянства, разнузданный фаворитизм. Все это гарантировало отставание России от быстро прогрессирующего запада на века.
-3
dmitry17 Merkulov , 3 декабря 2015 в 20:10
Петька - гад, раньше напаскудничал.
-1
Igor' Vest , 4 декабря 2015 в 00:17
Не согласен! Категорисски! "Петька" все делел верно - бороды вместе с бошками рубил за мздоимство и воровство. Варварство, конечно, но надо ж было как-то. До нашего ведь, пока оглоблей по шее не охерачишь, не доходит, хот ты тресни. К сожалению, не успел до конца довести, но при нем Россия не была колоссом на глиняных ногах. Ни один самодержец Европы без его одобрения не решался двинуть куда-либо хоть один полк. Он Матушке-России дал знатного пинка в основание и после него она еще долго летела вперед. Понадобилась сотня лет, старания (удалено модератором)-лизаветы, великой просветительницы и еще нескольких "дарований", пока ее опять не стреножили.
-3
Slavik Rusin , 4 декабря 2015 в 10:23
Примитивно убедительно. Но к вашему недоумению у Европы есть некий "золотой запас". Из которого она мерзавка черпала сове благополучие. Это и ФРС США и колонии. ФРС СШП без ограничения про кредитовали Европейский рай. ФРГ на сегодня имеет долг в почти 95% ВВП. А та же Франция благополучно черпает полной ванной из неиссякаемого источника своих прежних колоний. И это не только вам известная деятельность французских корпораций и компрадорских правителей колоний, но и прямые изъятия денюжек из бюджетов 9 не хилых стран Азии и Африки. Ну там..... вы видимо слыхали о 100 лярдах изъятых у Ливии и прочая.
17
Абри КоКосов , 2 декабря 2015 в 20:08
Прибалт, грузин, поляк, укроп -
Грозят Путинии соседи.
Холодный ветер из Гейроп
Всей шкурой чувствуют "медведи".

Проснулся недруг на югах:
Носы воротят саудиты.
Теперь и турки во врагах.
Кто там ещё? - Да все бандиты.

Ну и, конечно, Главный Враг:
Сидит, паук, за океаном.
Сидит Обама, Чмо, Барак...
И не с кем выпить пол-стакана.
17
Salo Spec , 2 декабря 2015 в 20:31
АБРИ КОКОСОВ , 2 декабря 2015 в 20:08
-Шойгу - Владимир Владимирович! Беда! Наши ракеты летят куда попало, в разные стороны и убивают всех подряд!
-ВВП - Да фигня! Не парься! Всёравно кругом враги.
18
Саша Чёрный , 2 декабря 2015 в 20:56
Травмы модернизационной несостоятельности ни при чем.Ненависть России к Западному Миру идет от азиатского менталитета подавляющего большинства населения.Это два взаимоисключающих вида мировоззрения.
Россия,была,пусть плохонькой,но Европой до 1917 года.Заслуга в этом была довольно тонкой прослойки Русских Европейцев-сиречь интеллектуальной элиты,дворянства,в довесок купечества и промышленников.Большевики практически истребили эти классы и сейчас мы Азия в самом худшем виде-Орда.
Непонимание и внутреннее неприятие западных ценностей вызывает страх ,как следствие,компенсаторную реакцию-ненависть.Чем глубже идет деменция широких российских народных масс-тем сильнее ненависть.Ко всему примешиваются такие исконно российские черты как зависть,переходящая в желание отобрать и поделить.
Процесс глобализации подошел к той развилке,когда Мир в котором отрезают головы и дерутся за пакет риса должен или влиться в Мир где покоряют атом и строят космические аппараты или бесконечно отстав,в перспективе погибнуть.Историческая неизбежность. Мир Дикости не может и не хочет вливаться,но не хочет и отставать.Он хочет жить хорошо,пребывая в уверенности,что им все обязаны.Поэтому отсталые,но агрессивные страны будут отвоевывать силой оружия жизненное пространство и ресурсы у развитого мира,пользуясь его слабостью.
Мы-Россия-ушли от Мира цивилизации и настырно идем в неолит.Отсюда и все непонятки.
5
Nelena Nelena , 3 декабря 2015 в 12:34
К сожалению, не все так очевидно. Пока еще никогда помойка не эволюционировала до состояния развитого городского центра. А вот город в помойку - запросто, примеров масса :( Поэтому и есть опасение, что нашествия азиатских орд в виде т.н. "беженцев" Европа не переживет. И ведь бегут она не к "единоверцам" в благополучные эмираты или к саудитам, а в слабую толерантную Европу... сожрут ее как саранча...
12
Андрей Беляев , 2 декабря 2015 в 21:00
Так же о себе говорят и индийцы;"Мы бедная, но великая страна!"...Или албанцы:"Мы маленькая, бедная, но и 0великая страна!"
33
Oleg Dandy , 2 декабря 2015 в 17:18
Да какая там любовь, нелюбовь, если большинство россиян об этой Европе только понаслышке знают или по ТВ видели... Если в РФ существует примерно 125 млн. человек, которые никогда не выезжали за рубеж и не стремились к этому, которые "не имеют образования, формирующего современную культуру восприятия общественного процесса, не знают иностранных языков, не пользуются интернетом как информационным каналом", так о какой любви может идти речь?
13
Oleg Dandy , 2 декабря 2015 в 17:20
Если кремлевский визирь скажет "любить", так сразу же все и полюбят...
16
Андрей гончаров , 2 декабря 2015 в 17:30
Не полюбят,будут завидовать и злиться.
13
Oleg Dandy , 2 декабря 2015 в 17:33
ну так хотя бы будут прикидываться, что любят)) но согласен, что в тихушку,будут завидовать и злиться...
39
Анатолий Прокопьев , 2 декабря 2015 в 17:21
Самый большой тормоз в России - это её т.н. элита, политический истэблишмент..
Власть в России - это не тоже самое, что власть в Европе или США. У нас власть дает только привилегии и почти никаких обязанностей, у нас власть дает право игнорировать законы, а это очень притягательно. Наш чиновник не может понять, как это он будет жить по общим правилам, подчиняться общим законам, соблюдать нормы общежития.. У нас даже мало-мальски известные люди, типа артисты, и то похваляются, что они нарушают ПДД и гаишник, узнав их, отпускает восвояси, взяв автограф.. Признание исключительности - это слаще всех соблазнов, это даже важнее денег.. Теперь к искусам власти добавилось обладание всеми возможными материальными благами, практически гособеспечение.. И вот это все обменять на европейское право, где все в общем-то равны перед законом, где власть - это не только привилегии, но и еще большая ответственность, еще большее внимание к тебе со стороны прессы и всевозможных контролирующих общественных органов..
И я прекрасно понимаю нашу т.н. элиту - зачем им эта Таити, если их и здесь хорошо кормят. Сейчас самая счастливая пора для российского чиновника - пользоваться всеми благами тоталитарной вседозволенности и европейского благополучия..
Поэтому у меня нет оптимизма по поводу нашего европейского будущего. К Ванге не ходи, здесь всегда будет так, как и было раньше.
34
Анатолий Прокопьев , 2 декабря 2015 в 17:25
Подытожив вышесказанное, можно сказать: -
Наша элита - она антироссийская по сути, потому что свои интересы они ставят выше интересов России, интересов российского народа.. Они то прекрасно знают, что такое положение вещей консервирует отсталость России, но они не могут оторваться от сладкого пирога.. И оторвать их некому.. И значит жить нам так вечно..
11
Oleg Dandy , 2 декабря 2015 в 17:30
Аминь.
10
Igor' Vest , 2 декабря 2015 в 18:16
Зря Вы, Олег, ерничаете. Я тоже когда-то думал, что это комедия, но потом понял, что это на самом деле страшная трагедия. Даже злиться нет больше желания, только сожаление и страх за страну, за несчастный народ. Была надежда, что страдания 90х и ранних нулевых отрезвят народ и появится стремление к лучшему, более светлому, человечному образу жизни. Но власть, традиционно враждебная по отношению к народу с ноября 1917 года, разрушила это желание, украла надежду. Не понимаю, как эти люди, творя то, что они творят с народом и старной, потом идут в церковь, исповедуются, молятся, Ну, попы-то развращены и продажны, это понятно. Но вера? Она есть или ее нет? Если человек верит, то должен понимать, что за такие дела ему придется гореть в аду вечно. Как там Сеня Слепаков поет: "а что, брат, если да..." Не страшно?
12
Oleg Dandy , 2 декабря 2015 в 18:40
Игорь, я не ерничаю, просто к с слову пришлось. Конечно же мне обидно и стыдно за Россию... А на счет веры, так результаты большевистского эксперимента над страной показали, что верить можно и в отсутствие веры...
9
Igor' Vest , 2 декабря 2015 в 18:48
Простите, значит я неправильно Вас понял... Насчет веры, я думаю, дело не в том, что верят без веры. Просто сладкая жизнь здесь и сейчас пересиливает страх. Да и вера не слишком сильна. Всегда есть мысль: "а что, брат, если нет..." Но в церковь-то они добровольно ходят. Значит есть и противоположная мысль. Улавливаете? Так и живут, раздираемые на части. Как спят по ночам? Непонятно. Снотворное, по-видимому. И алкоголь. Много алкоголя.
1
Саша Чёрный , 3 декабря 2015 в 19:57
Igor' Vest , 2 декабря 2015 в 18:16
Зря Вы, Олег, ерничаете. Я тоже когда-то думал, что это комедия, но потом понял, что это на самом деле страшная трагедия. Даже злиться нет больше желания, только сожаление и страх за страну, за несчастный народ. Была надежда, что страдания 90х и ранних нулевых отрезвят народ и появится стремление к лучшему, более светлому, человечному образу жизни.
_________________________________________
Приезжайте в провинцию и поживите среди этого "несчастного народа".Не будете писать глупости и иметь столь же глупые надежды.
-2
Igor' Vest , 4 декабря 2015 в 00:23
Надежда, дарагой Саша, умирает паааследней. Уж позвольлте хотя бы понадеяться. А что глупости пишу - простите велокодушно. Я ведь человек простой, не президент или премьер какой-нибудь, - все умное им оставляю. Им его оооочень не хватает.
0
Саша Чёрный , 4 декабря 2015 в 20:03
Igor' Vest ,
А что глупости пишу - простите велокодушно.
______________________________________________
Так не пишите.Все в ваших руках.
8
ernst tannenhauser , 2 декабря 2015 в 19:00
"И значит жить нам так вечно.." я надеюсь, что Вы не пророк
11
Анатолий Прокопьев , 2 декабря 2015 в 19:08
Я тоже надеюсь, что мой пессимизм - это моя ошибка.. Но нет ничего, что указывало обратное..
2
Radik Kucher , 2 декабря 2015 в 19:08
.Всякий народ достоин своего правителя. ...
5
Саша Глевко , 3 декабря 2015 в 12:09
Радик,
согласен! Ведь правитель не с луны прилетел. И народ его принял и позволил править...
4
Nelena Nelena , 3 декабря 2015 в 12:41
Однако, за все перечисленное здесь надо держаться зубами и постоянно распихивать желающих тебя от всего этого отшвырнуть. Согласитесь, утомительно так жить долгое время. Вот поэтому параллельно и мастерят уютные гнездышки на проклятом Западе, чтобы со временем удалиться на покой... эта страна только для урвать и убежать, на остальное тут - ни сил, ни желания...
0
Саша Чёрный , 3 декабря 2015 в 19:55
АНАТОЛИЙ ПРОКОПЬЕВ
Самый большой тормоз в России - это её т.н. элита, политический истэблишмент..
______________________
Самый большой тормоз России-это её население.Большинство из которого умеет только бухать,воровать,гадить под соседские заборы,дуть пивасик и плодить иждивенцев.С интеллектуальным уровнем,характеризующимся простым словом "дебилизм",претензией на исключительность,неуправляемой агрессией и желанием смешать с дерьмом всех кто хоть немного лучше живет.От соседа по лестничной клетке,до дальнего зарубежья.
Не стоит все упрощать и валить в одну кучу."Политический истеблишмент",в его теперешнем виде,не с Луны свалился и не в пробирках выращен.
1
Саша Чёрный , 4 декабря 2015 в 20:05
О,два минуса!Значит зацепило за живое.Увы,дорогие мои научитесь смотреть на вещи трезво.Иначе так и будете ждать прихода демократии пока не отойдете в Мир Иной.
9
Oleg Dandy , 2 декабря 2015 в 17:29
"И вот это все обменять на европейское право..."
.........................................................................
Да какое уж там европейское право, только свое право может быть (российское), которое уже вроде пытаются поставить над международное право. Вот тогда будет полная лафа...
25
Salo Spec , 2 декабря 2015 в 17:35
Психология «героических» защитников "осажденной крепости" у россиян появилась не сама по себе, а из за массированного пропагандистского удара по мозгам.
В 2011-12 годах, трончик зашатался, царек испужался и понеслось. Были полностью подмяты под себя все РоссСМИ, варварски задушена любая оппозиционность, продуманна стратегия, постоянно создавались информационные поводы прославляющие деяния "Великого Фараона Ихтамнета", круглосуточно сражающегося с Западной гидрой и каждый россиянин получил останкинской иглой страшный укол в мозг, после чего стал тупым, послушным и полностью зависимым от инфы из телеящика. Не совсем живой тому пример, это темный Крым, где после начала блекаута, города и поселки погрузились во тьму и холод, но везде, даже в самом замухрышном нас.пункте Крыма, на центральном пятачке, непостижимым образом работала большая TVпанель с круглосуточными Россновостями. Кремль понимает, что действие наркотика пропаганды не должно ослабевать…
7
Игорь Чибисов , 2 декабря 2015 в 17:59
Там у Вараламова много интересных отчетов о поездке. Наверное, Вы имели ввиду: "Крым: как город Щелкино переживает энергоблокаду".
Занимательная вещь!
4
Игорь Чибисов , 2 декабря 2015 в 18:02
Варламова, конечно.
19
Berty V , 2 декабря 2015 в 17:47
"Разрыв и фрустрация" в голове только у ваты. Приятно собственную неполноценность объяснять происками врагов: "IPhone создать не сможем, но и вас, гадов, доведём до такого, что будет не до созидания. Доведём до такого же скотского состояния."
Хорошие люди всегда были и будут с Европой, с миром разума. Главное сейчас пережить морок и детей воспитать.
А вата сдохнет естественным путём, спасибо майору, всё делает для этого: кого напрямую чик-чик, кого налогами давит, у кого последние витамины отнимет. Старается болезный, на медаль Конгресса уж точно нагеноцидил.
17
Igor' Vest , 2 декабря 2015 в 18:41
Так-то оно так, да что-то не "дохнет" эта вата, вот уже почти 100 лет. Только крепчает, чем больше ее имеют. Детей воспитать, безусловно, важно, но для жизни в какой стране? Ботанику с манерами трудно будет среди гопоты и ваты. И дело не в том, что нормальные, порядочные люди всегда с Европой, а в том, что не слишком много таких, которые с Россией. А свято место пусто не бывает, вот его и занимают те, кто занимает. А народ постепенно превращается просто в часть фауны.
12
Berty V , 2 декабря 2015 в 19:07
Немецкая вата фюрера, например, сдохла. Япония больше не мечтает перерезать всех корейцев, разве что в глубине души, где-то очень глубоко))
Излечение у всех разное по темпам, у нас чуть длиннее, лет на сто. Уверен, что к 2070 Россия будет вполне европейской страной. Я, конечно, не доживу, но дети вполне.
На следующих выборах 1%-2% дальнобойщиков уже будут против майора и ПЖиВ, и туроператоры поумнеют...Вот так потихоньку-помаленьку и цивилизуемся.
10
Юрий Клюйков , 2 декабря 2015 в 22:30
Бьюсь об заклад, что остальные 98-99% дальнобойщиков скажут себе - это Медведев-плохиш придумал нас обирать в пользу Роттенберга, а Путин ничего не знал. и нам не дали доехать до него, чтобы рассказать о наших бедах. Это такая инфантильная потребность у русских и других азиатов - бояре плохие, а царь просто не знает. А что Роттенберг - дружбан Путина и сын дружбана Путина, предпочтут не принимать во внимание. В общем, бояре всё...
10
Igor' Vest , 3 декабря 2015 в 00:44
Согласен, люди умнеют, разбираются, что к чему. Жаль только, что именно "потихоньку да полегоньку". Жизнь-то одна, а что потом - неведомо. Пара поколений должна смениться, пока вата окончательно сдуется и утратит значение. А пока - вата рулит.
2
Саша Глевко , 3 декабря 2015 в 12:13
" Уверен, что к 2070 Россия будет вполне европейской страной"
Россия уже лет 300 ходит по кругу в своем развитии. Декорации меняются, а суть остается... 50 лет - мало чтобы так сильно изменить мышление и понимание жизни. И важно - выскочить из "колеи"... И нужно очень большое желание россиян.
5
Анатолий Прокопьев , 2 декабря 2015 в 19:41
. И дело не в том, что нормальные, порядочные люди всегда с Европой, а в том, что не слишком много таких, которые с Россией.
_--------------------
Хорошо сказал, Игорь, почти афоризм.. В мемориз...
6
Igor' Vest , 3 декабря 2015 в 00:46
К известности не стремлюсь, но все равно приятно. Спасибо. И за дискуссию -тоже.
29
Andrey Sayko , 2 декабря 2015 в 18:03
Наконец в этом году мои родственники(американские), отдыхающие в Европе, отметили уменьшение количества шумных и порой безбашенных российских туристов. А ещё в досанкционный период поздней весны прошлого года от этих "туристов" в той же Италии не возможно было спрятаться. Мои родственники купили индивидуальный тур с русскоговорящим гидом по Венеции (гид была из Питера, украинскоговорящих гидов не оказалось). Во время тура к ниме решила пристать группа россиян, мотовируя присоединение "вам же всё равно" (халява). На что гид попыталась объяснить россиянам, что тур индивидуальный и люди, уплатившие за тур не желают быть в их компании. Рассеяне в свою очередь начали уламывать моих родственников на согласие. Ребята рассеян отшили довольно эффективно, объяснив что они украинцы из Штатов, не поддерживающие вторжение россиян в Украину. Те ретировались с бурным употреблением нецензурной лексики.
6
Oleg Dandy , 2 декабря 2015 в 18:19
как гласит русская пословица - на халяву и уксус сладкий))
10
viktor alex , 2 декабря 2015 в 18:06
Удивительно правдивая статья руководителя достаточно ангажированного властью социологического "Левада-Центра".
"Значимый перелом в политике и пропаганде последовал после мюнхенской речи Путина (февраль 2007 г.)."
Виновник нарастающей еврофобии указан предельно точно. А инструменты лживой пропаганды отлично известны ГРАЖДАНАМ России.
Спасибо, г-н Гудков!
6
Andrey bajin , 2 декабря 2015 в 19:27
VIKTOR ALEX: Cтатистика, как обычно, хрома.
Интересно, каково отношение к Европе (Америке, Японии, Австралии и Н.Зеландии) не в общей массе, а стратифицированно. Например:
- имеющие бизнес или недвижимость там
- обучающиеся или работающие там же
- выезжающие в эти страны (кроме п.1 и 2) три и более раз в год
- регулярно отдыхающие там
- бывавшие там
- не бывавшие, но выезжавшие в иные страны
- не бывавшие за рубежом (по любым причинам).
PS. Что-то не слыхал про ненависть от представителей первых четырех групп. Правда, "болельщиков" среди знакомых нет
4
Oleg Dandy , 2 декабря 2015 в 18:18
А можно вопрос в студию? А когда они (россияне) вообще любили эту Европу?
4
Oleg Dandy , 2 декабря 2015 в 18:24
может быть когда окно рубили в Европу? Но это было не по любви, а чисто по делу или бизнесу... как говорится - ничего личного, чисто бизнес...
4
Lenty Vini , 2 декабря 2015 в 18:54
никогда россияне Европу не любили...просто по команде сверху разлюбили еще сильнее...оставив еще немного на дополнительное разлюбливание по следующей команде....
15
Irina Voloshina , 2 декабря 2015 в 19:49
Не о Европе, о США, но мне, кажется, в тему. Дети друзей в прошлом году приезжали к нам в США из России. Были 3 недели, поездили по стране. Ругали всё, всё было не так В метро в НЙ - грязно, люди - ужасно одеты, улыбаются всегда - фальшивые, Метрополитэн музей - наш Эрмитаж лучше, гостиница в Майами - ночлежка, Вашингтон - одни чёрные, магазины - дрянь, и так обо всём. Недавно спрашиваю друзей - куда Настя в следующий отпуск собирается. Говорят - в США, у неё же виза на 3 года.
1
Саша Глевко , 3 декабря 2015 в 12:25
Ирина, когда человек не развит чтобы любить (но "знает" что - должен), то он любовь к своей стране заменяет ведрами дерьма, выплескиваемого на другие страны и других людей... Это признак слабого развития во многих сферах жизни...
5
Nelena Nelena , 3 декабря 2015 в 13:00
Да, именно так. Сделать что-то для своей страны - убрать разлетевшийся с помойки мусор во дворе, закрасить надписи в подъезде, самому не ссать в лифте или убрать какашки за своей собакой, - противно, да и не приучены, а вот облить помоями "вражескую морду" - запросто, это какбэ хорошее "для моей страны" дело... И злоба, конечно, не зря же ею вату через ТВ накачивают, следствие когнитивного диссонанса, вот у них тоже "не айс", а все равно живут лучше, кто хочет конечно, ну как тут не злобиться и не материться русскому человеку... Сама неоднократно встречала такой феномен, с Запада не вылазит, даже недвижку там имеет - и кроет все "западное" почем зря...
16
Alex Kolchakov , 2 декабря 2015 в 18:21
"Россияне разлюбили Европу"

Это какие? Генпрокуроры? Министры? И за что? Их детей плохо там учат? Отели некачественные продают?
12
Oleg Dandy , 2 декабря 2015 в 18:27
Нет, это те приблизительно 125 мил. человек, которые в Европе никогда не были, но "внезапно" разлюбили ее...
0
Герой вашего времени , 5 декабря 2015 в 16:41
Другие разлюбили для приличия, чтобы лицом в грязь не угодить.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 1234 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама