Политика / Выпуск № 1 от 11 января 2016

22895 Кто возглавит исламское воинство

Конфликт между Саудовской Аравией и Ираном — результат долгой борьбы за лидерство в мусульманском мире


Убийство шиитского проповедника вызвало бурю негодования в Иране
Фото: Reuters

На Ближнем Востоке появился новый фронт противостояния, пока не военного: Иран и Саудовская Аравия разорвали дипломатические отношения и обменялись взаимными провокациями. Поводом стала казнь в Саудовской Аравии шиитского проповедника Нимра аль-Нимра, авторитетного в Иране. Однако политические ставки гораздо масштабнее и разнообразнее, чем жизнь отдельного клирика. На кону стоит успех сирийского переговорного процесса, снятие санкций с Ирана и, в конечном итоге, вопрос лидерства в исламском мире. Эксперты рассказали «Новой», что не поделили иранцы и саудиты, какова вероятность вооруженного конфликта и о чем следует беспокоиться России.

Конфронтация между Ираном и Саудовской Аравией, нараставшая уже давно, вылилась в открытый конфликт 2 января, когда саудиты привели в исполнение смертные приговоры 47 своим гражданам, в числе которых был известный шиитский проповедник Нимр аль-Нимр. Шииты, составляющие не более 15% саудовского населения, преобладают в Иране, и на казнь Нимра они ответили разгромом и поджогом саудовского посольства в Тегеране. 3 января две страны разорвали дипломатические отношения, а 7‑го самолеты арабской коалиции обстреляли с воздуха иранское посольство в Сане, столице охваченного гражданской войной Йемена.

Отношения между двумя влиятельными мусульманскими государствами редко бывали простыми. Во‑первых, по религиозным причинам: Иран шиитская страна, а Саудовская Аравия — суннитская. Сам факт нахождения Мекки на территории саудитов возмущает иранцев. Во‑вторых, страны соперничают за лидерство в регионе. Саудовцы поддерживали Ирак в Ирано-Иракской войне в 80‑х, помогали властям Йемена бороться с выступлениями хуситов (шиитское течение), которые, как считается, пользовались поддержкой Ирана.

Иран, в свою очередь, поддерживает протестные настроения внутри шиитской общины Саудовской Аравии — она проживает в богатой нефтью восточной части страны. В отличие от Ирана Саудовская Аравия давно поддерживает хорошие отношения с США — в глазах аятолл это порок (даже после иранской ядерной сделки).

Казнь видного шиитского проповедника могла быть осознанной провокацией со стороны саудитов, которые недовольны быстрым улучшением отношений между Западом и Ираном, считает директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин. «Саудовская Аравия и Иран — лидеры двух противоборствующих направлений ислама: суннизма и шиизма. Сейчас в связи с сирийским конфликтом Иран начал набирать очки: выходить из политической и экономической изоляции: страна впервые участвует в венских переговорах по Сирии, достигнута договоренность по ядерной программе, снимаются санкции. За два дня до казни Нимра были разморожены иранские счета в Европе, Иран получил первые деньги за продажу своей нефти».

Усиление Ирана тревожит саудовцев, говорит Шумилин: «Он наращивает вмешательство во внутренние дела других арабских государств: в Сирии (на стороне Асада), в Йемене, Бахрейне, частично в Ираке. Иран поддерживает и подстегивает шиитские общины, которые чаще всего составляют меньшинство, побуждая их к действиям против власти. Известно, что агенты Ирана активно работают над тем, чтобы свергнуть суннитскую власть. В Бахрейне на днях была раскрыта очередная ячейка «Хезболлы» (пользуется поддержкой Ирана. — А. Б.), которая занималась организацией шиитских выступлений.

 

Религиозные различия играют в жизни исламских государств огромную роль, которую часто недооценивают на Западе. В этом смысле казнь Нимра была даже не провокацией, а просто логичным и практически неизбежным политическим шагом, уверен член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: «Мусульманский мир расколот, так с какой радости саудовцам иметь этого Нимра? Если бы они его не казнили, показали бы свою слабость. Они живут в религиозном сознании и не могут от этого избавиться».

Была ли экзекуция намеренной провокацией или нет — она сработала, считает Александр Шумилин: «Саудовцы решили сместить фокус международного внимания с сирийского кризиса на противостояние между суннитами и шиитами как таковыми, на подстрекательскую роль Ирана и предупредить, снизить активность сближения Тегерана с Западом — с точки зрения саудовцев, он сделал Ирану слишком много уступок. В политическом менеджменте это называется взорвать ситуацию. Маневр удался, и теперь происходит мобилизация суннитских арабских стран вокруг Саудовской Аравии».

 

Если напряжение дойдет до открытой войны между двумя странами, преимущество, как ни странно, будет на стороне менее богатого Ирана, полагает доцент РГГУ Сергей Серегичев: «Сила Саудовской Аравии зиждется не на военной мощи: у них одна из самых хорошо оснащенных армий в регионе, но боеспособность крайне низкая. Их тактика — всех покупать: в Йемене они просто платят какому-нибудь племени, и оно отступает. У Ирана же есть мощная дееспособная армия, хотя она оснащена старым вооружением: долгое время экспорт оборудования в страну был закрыт из-за санкций. Тем, что войска Асада продержались до нашего прихода, они обязаны Ирану: по данным одного моего коллеги, в Сирии сейчас воюет едва ли не половина корпуса Стражей исламской революции, тысяч двадцать человек, хотя официально иранцы говорят, что их нет так много. Поэтому при прямом боестолкновении с саудовцами Иран выстоит.

Самым рискованным сценарием открытой войны между Ираном и Саудовской Аравией может стать появление шиитской и суннитской ядерных держав, предупреждает Алексей Малашенко: «Иранцы могут возобновить свою ядерную программу, а для саудитов достать ядерное оружие — это только вопрос денег. Только представьте ситуацию, когда в мире появится разное исламское ядерное оружие: шиитское и суннитское. Это будет качественно иная ситуация, чем сейчас».

 

Так или иначе, военное противостояние слишком опасно для обоих участников конфликта, поэтому скорее всего они ограничатся дипломатическими провокациями, считают эксперты. «Иранцы могут начать публиковать какой-нибудь компромат про династию Фауда. А саудовцы могут остановить снятие санкций по иранской ядерной сделке, — полагает Сергей Серегичев. — Но она уже вступила в силу, иранцы выполняют условия, а президенту США Обаме важно показать успех этого договора. Так что без веских оснований снятие санкций останавливать не будут. Но разведка Саудовской Аравии может устроить где-нибудь теракт и попытаться свалить его на иранцев или спровоцировать Тегеран на теракты».

Сейчас на кону стоит статус лидера мусульманского мира, и обе страны готовы дорого за него заплатить. Победа с точки зрения Ирана — это ситуация, в которой Обама говорит, что судьбу Асада решит сирийский народ, саудиты перестают поддерживать повстанческие группировки в Сирии, полагает Серегичев.

Победа с точки зрения Саудовской Аравии выглядит так: Иран отказывается от участия в войнах в Сирии и Йемене, прекращает поддерживать шиитов в Бахрейне и на востоке Саудовской Аравии. Серегичев полагает, что саудовцы стремятся сорвать мирный процесс в Сирии, в результате которого они не получают никаких преимуществ.

 

Россия, стремящаяся усилить свое влияние на Ближнем Востоке и заодно — во всем мире, выступая как миротворец, может попытаться использовать конфликт себе на пользу, но шансы невелики, говорит Алексей Малашенко: «Пока не видно, чтобы саудовцы были готовы к российскому посредничеству. Тем более что в Сирии Россия поддерживает Асада».

С таким прогнозом согласен Александр Шумилин: «В суннитском мире Россия не воспринимается в роли посредника, она воспринимается как союзник Ирана. Для нас этот конфликт ничего не меняет, если не считать того, что теперь саудовцы резко усилили позиции суннитского блока и могут настоять на участии в сирийском процессе тех организаций, которые неприемлемы для России».



21 комментарий

4
Володимир С , 11 января 2016 в 00:29
Если напряжение дойдет до открытой войны между двумя странами, преимущество, как ни странно, будет на стороне менее богатого Ирана, полагает доцент РГГУ Сергей Серегичев - анал.итик, а не эксперт. Все суннитские страны залива поддержат Саудитов, а так же США, Турция, а, возможно, и Израиль (как последовательный антагонист Ирана).
--------------------------------------
Но разведка Саудовской Аравии может устроить где-нибудь теракт и попытаться свалить его на иранцев или спровоцировать Тегеран на теракты. - Саудовской Аравии нужен мир, что бы нефть качать, а не война. Терракты - метод России и её "партнёров", Ирана в этом регионе. Саудиты будут создавать антииранскую коалицию.
----------------------------------------
Иран отказывается от участия в войнах в Сирии и Йемене, прекращает поддерживать шиитов в Бахрейне и на востоке Саудовской Аравии. - а вот с этим трудно не согласиться. Т.е. Саудитам надо, что бы Иран просто прекратил свою подрывную деятельность.
----------------------------------------
Россия, стремящаяся усилить свое влияние на Ближнем Востоке и заодно — во всем мире, выступая как миротворец, может попытаться использовать конфликт себе на пользу. - Долго смеялся.Россия - миротворец? Ну извините. Россия (путин?) так и мечтает поднести зажжённую спичку к этому пожароопасному (и в прямом,и в переносном смыслах) региону, что бы цены на нефть подскочили. Огорчу. Войны не будет. "Миротворец" не понадобится.
3
Саша Чёрный , 11 января 2016 в 22:23
Хороший обзор.Знакомый почерк.Перессорить всех со всеми,самому остаться в стороне и даже тех кто прибежит разнимать,тоже втянуть в бучу.И втянуть так,чтобы никто быстро не выпутался-раз,и никогда не поняли кто же кипишь замутил-два.
Университеты Ленинградской улицы даром не проходят.
А кто сказал,что Иран будет сворачивать свою ядерную программу?Обещали?
Так уже не в первый раз,обещая и выторговывая желаемое,держат в кармане здоровенную дулю.
Похожая ситуация была в Ливии,годах в 60-х вроде.Тоже ядерная программа,изоляция,переговоры,но уступки со стороны Триполи были реальные,а не на словах.Заключались они в ПОЛНОЙ ликвидации всей ядерной инфраструктуры.Ядерные центры просто снесли.Иран же не собирается ничего ликвидировать.Только обещает.
При этом,имея мощную развитую промышленность,создать боезаряд дело не шибко сложное.У Иран есть и мощности и сырье и технологии и специалисты.Все из России-матушки.А фирма веников не вяжет.
Мне как-то совсем не верится,что Исламская Республика(разрешена в РФ),не наклепала пары-тройки десятков боеголовок втихомолку.
5
Саша Чёрный , 11 января 2016 в 22:28
P.S.Перессорить в своих интересах,разумеется.В целях личной и мало кому ведомой выгоды.
Пока основные силы дерутся,можно что-нить полезное стянуть,например и никто не заметит.Или какую надо морду набить чужими кулаками,самому оставшись вне подозрений и не боясь получить в ответ.
Целая наука.........
5
Владимир Воробьев , 12 января 2016 в 00:29
//Россия, стремящаяся усилить свое влияние на Ближнем Востоке и заодно — во всем мире, выступая как миротворец//

- гибридный миротворец
5
Michael Grab , 12 января 2016 в 00:51
Россия миротворец в этом конфликте?!?
Звучит как анекдот.

Единственный шанс путина выскочить из кризиса и неизбежного краха это резкий подьем цен на энергоносители. А единственный шанс подьема цен на нефть, это серьезная война на Ближнем Востоке с участием Саудитов, Ирана и всех, кто их поддерживает!

Сомневаюсь, что Саудиты и Иранцы полные идиоты и пустят этого "козла в огород" переговоров.
0
рима гарайшина , 11 января 2016 в 09:51
6- абзац. " Известно, что агенты Ирана активно работают над тем, чтобы свергнуть шиитскую власть". ????
-1
Антиох Кантемир , 11 января 2016 в 10:30
Да уж.
7
Сергей Нестеренко , 11 января 2016 в 11:25
\\\...появление шиитской и суннитской ядерных держав,\\\
сунитская уже существует - Пакистан.
3
Степан Кольцов , 11 января 2016 в 12:05
«Он наращивает вмешательство во внутренние дела других арабских государств: в Сирии (на стороне Асада), в Йемене, Бахрейне, частично в Ираке".---Мало кто об этом говорит,но Вторая Мировая война началась на Ближнем Востоке в 1938 по причине конфликта между Англией и Германией из-за иракской нефти.
5
Маркус Марцелий мл. , 11 января 2016 в 13:07
Ал-р Шумилин: "Иран поддерживает и подстегивает шиитские общины, которые чаще всего составляют меньшинство, побуждая их к действиям против власти. Известно, что агенты Ирана активно работают над тем, чтобы свергнуть шиитскую власть..."
********************************
Корректоры снова оказались не на высоте. Или ув. А. Шумилин вконец заговорился... Впрочем запутаться не мудрено: образом мышления и действиями шииты вряд ли уступают суннитам.
Если бы не нефть, если бы не ядерные игрушки, комментарий был бы короче: ЧУМА НА ОБА ВАШИ ДОМА
-5
Леонид Leonid , 11 января 2016 в 21:54
Список поддерживаемых домом Сауда стран и движений в статье неполный.

Саудовские принцы также поддерживают запрещённые в Российской Федерации Ал Кайду и ИГИЛ.

Какие теракты совершила в РФ, США или Европе поддерживаемая Ираном Хизболла? Никаких.
4
Тимофей Трубицын , 11 января 2016 в 23:04
ЛЕОНИД LEONID , 11 января 2016 в 21:54
"Какие теракты совершила в РФ, США или Европе поддерживаемая Ираном Хизболла? Никаких."
---
Леонид, это Вы так пошутили?
Тогда взглянем на список терактов Хезболлы - https://goo.gl/0egUqO
-4
Леонид Leonid , 11 января 2016 в 23:17
Из списка видно, что операции Хезболлы почти исключительно на ближнем востоке, большей частью в самом Ливане.

Там указаны лишь 5 операций вне Б.В., восновном против Израиля, с которым Хезболла тогда как раз воевала.

1. 12 августа 1984 - взрыв возле авиабазы США в Ливане
2. 17 марта 1992 взрыв в Буэйнос-Айресе
3. 18 июля 1994 взрыв в Буэйнос-Айресе
4. 14 июня 1985 Угнан самолёт, летевший в Афины
5. 10 января 1997 Баку

А теперь сравните с тем, как саудовские клиенты чудят в Европе, России и в США.
6
Тимофей Трубицын , 11 января 2016 в 23:44
ЛЕОНИД LEONID , 11 января 2016 в 23:17

Т.е. "лишь 5 операций вне Б.В." - это типа семечки, теракты против Израиля можно вообще не считать, "т.к. с ним Хезболла тогда как раз воевала", зато "саудовские клиенты чудят в Европе, России и в США".

Никак не пойму, Вы Хезболлу стараетесь слегка оправдать что ли?
Что значит "А теперь сравните... "
Т.е. для Вас шиитские террористы лучше суннитских? Предпочтительнее?
5
Тимофей Трубицын , 11 января 2016 в 23:56
"в 1985 году "Хезболла" похитила трёх дипломатов
http://www.agentura.ru/press/a...

а известный террорист "Хезболлы" Имад Мугния собственноручно расстрелял дипломата Аркадия Каткова.
---
И тем не менее в России "Хезболла" не считается террористической организацией. Нормально, чё.
5
Владимир Горницкий , 11 января 2016 в 22:48
По-моему, имеет место не конфронтация между Ираном и СА, а конфронтация между Ираном и остальным мусульманским миром. ЛАГ приняла резкую резолюцию против Ирана и Хезболлы, и за эту резолюцию проголосовали все, кроме Ливана, который находится находится под практически полным иранским контролем. Но против Ирана выступают не только арабы; Пакистан заявил, что уничтожит Иран, если тот нападет на Саудовскую Аравию. Турция тоже настроена антиирански. И дело тут, по-моему, вовсе не в религии, а в агрессивности Ирана, который стремится установить который стремится захватить контроль над регионом; атомная бомба, над которой работал и наверняка будет работать Иран, должна помочь ему в этом.
-4
Леонид Leonid , 11 января 2016 в 23:05
А когда сунитская Ал Кайда захватила Ливию, разве это было неагрессивно?
0
Тимофей Трубицын , 11 января 2016 в 23:25
ВЛАДИМИР ГОРНИЦКИЙ , 11 января 2016 в 22:48
"И дело тут, по-моему, вовсе не в религии, а в агрессивности Ирана.. "
---
Тут дело в агрессивности многих стран Ближнего Востока, где руководство страны может изображать из себя мирную овечку, но спонсировать нужных ей террористов.
2
Тимофей Трубицын , 11 января 2016 в 22:50
Война между этими странами идет давным-давно. Если не ошибаюсь, где-то в конце 70-х какая-то страна, м.б. Иран, а м.б. еще кто-то помогал... в общем, под видом паломников в Мекку прибыл спецназ. Было взято в заложники несколько тысяч (!!!) паломников. Т.е. это была элементарная попытка гос. переворота.
Так армия Саудовской Аравии просто покрошила всех без разбора и дело с концом. И это в Мекке, замечу.
-1
Леонид Leonid , 11 января 2016 в 23:03
С 8-го века н.э.
1
Тимофей Трубицын , 11 января 2016 в 23:17
Вот, нашёл - https://goo.gl/vYX3pe - теракт в Мекке 20 ноября 1979 года
Тогда, в СССР об этом не писали, это нам на... :) на "политинформации" рассказывал... сведущий товарищ...


Этот материал вышел в номере

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама