Политика / Выпуск № 5 от 20 января 2016

46268 Соблазн ощущать себя героем «священной битвы» слишком велик

Политическое православие как идеология, оправдывающая войну со всем миром


Фото: РИА Новости
 

Как православие пришло в российскую политику и в чем состоит проект «православной цивилизации». Как следует оценивать риски политизации церкви в духе имперского строительства и до какой степени политические взгляды верующих контролируются государством. Зачем представители РПЦ рассуждают о том, что русские созданы для войны. О феномене политического православия «Новой» рассказал исследователь проблемы, религиовед Борис Кнорре, доцент Высшей школы экономики.

— В России появилось множество людей, которые заявляют свои политические лозунги, опираясь на православие. Как это стало возможным?

— Политизированные группы, примыкающие к церкви, существовали в течение всех 90‑х среди церковно-монархических низов. Епископат тогда препятствовал этой политизации. Ключевое изменение произошло в 2004 году, когда будущий патриарх Кирилл, тогда митрополит, представил на Всемирном русском соборе так называемую доктрину православной цивилизации. Он фактически взял за основу мысль Сэмюэля Хантингтона из его работы «О столкновении цивилизаций» и заявил, что мы должны представлять собой одну из них. Православная цивилизация была представлена им как особое геополитическое образование, состоящее из стран, здесь я буду цитировать, «на формирование культур которых православие оказало решающее влияние — это Болгария, Белоруссия, Греция, Кипр, Македония, Россия, Румыния, Сербия, Черногория, Украина». С православной цивилизацией Кирилл также связал диаспоры, существующие по всему миру.

Будущий патриарх тогда ограничился декларациями, а о самом политическом православии вскоре высказался критически. А вот Всеволод Чаплин буквально в то же время начал озвучивать конкретные и весьма радикальные принципы, на которых, по его мнению, должна строиться православная цивилизация. В том же 2004 году Чаплин в беседе на «Эхе Москвы» заявил, что христианство сможет иметь будущее в Европе, только если оно снова научит людей умирать и убивать. Два года спустя он опубликовал в журнале «Политический класс» статью «Пять постулатов православной цивилизации». Среди них Чаплин перечислял отказ от рыночной экономики, единство церкви, народа и государства, ведь разделенность есть греховность.

В 2006 году появляются статьи Егора Холмогорова. Слова Холмогорова об «атомном православии» начали со временем популяризировать и Чаплин, и Охлобыстин. В 2011 году Охлобыстин, выступая с так называемой «Доктриной‑77», рассуждает о том, что русские созданы для войны и что мы можем организоваться только в двух случаях — в храме для молитвы и на поле брани для битвы с врагом. Риторика «священной войны», очистительной брани против неправославного, греховного мира стала одним из центральных постулатов политического православия.

— Что вообще означает термин «политическое православие»?

— В 30‑е годы XX века понятие «политической религии» использовал философ Эрик Фёгелин, применяя его к правительственным тотальным идеологиям: коммунизму, фашизму, национал-социализму. Но сегодня понятие «политической религии» принципиально отличается от фёгелиновского. Это такое течение внутри религии, которое ориентировано на формирование гомогенного общества, построенного по религиозным принципам. Политическое православие претендует на деприватизацию религии, на экспорт соответствующих религиозно-нравственных норм за ограду церкви, на то, чтобы проникнуть во все сферы общества и определять жизненные правила не только религиозных, но и нерелигиозных людей. А это предполагает лоббирование соответствующих законов, тотальную переделку Конституции государства. Из политических религий больше всего преуспел в этом ислам. Но есть также «политический индуизм», политическими могут быть и протестантизм, и католицизм.

— Политические православные — это, по сути, фундаменталисты?

— Отчасти да, но есть отличия. Исследовательница процессов политизации религии Анастасия Митрофанова замечает, что фундаменталистам свойственно желание к инкапсуляции своего социального пространства, возвращения «к истокам» именно в рамках национального проекта, а политическое православие ставит куда более глобальные задачи.

— Сейчас в России власть использует православие в своих интересах или православие борется за власть?

— И то, и другое. И каждый шаг одного актора — власти или церкви — усиливает ответный шаг другого. В 90‑е, когда религия только-только была разрешена, в момент демократических преобразований православные сетовали, что перемены происходят без учета культурной и национальной роли православия. Церковное руководство и политически активные православные «низы» уже тогда нацеливались на то, чтобы воздействовать на элиту. Выделялась такая организация, как Союз православных граждан. Они говорили: мы не рвемся во власть, но наша цель — нравственный аудит, поддержка политиков и людей во власти с православным мировоззрением.

Этой группе всегда были свойственны имперские амбиции, даже тогда, когда они были непопулярны. Многие священники тяжело переживали разрушение СССР, в чем я мог убедиться лично. На одном церковном приходе, в который я ходил зимой 1991—1992 гг., это храм Ильи Пророка в с. Ильинское, гневные инвективы в адрес власти Ельцина, плач по ушедшему СССР были главной темой проповедей в конце почти каждой литургии. Похоже, что в сознании многих верующих советское прошлое вошло так крепко, что по мере ухода в прошлое стало сакрализироваться.

— Подобные идеи как раз «выстрелили» сейчас, во время украинского кризиса?

— Можно сказать, что да. Имперские идеи политического православия достаточно популярны в церковной среде. Верующие тяжело переживали разрушение СССР — в их сознании советское пространство было сакральной русской землей. Так что геополитические идеи вынашивались с самого распада Советского союза и в 2014 году получили возможность реализоваться. Однако если бы власти это было не нужно, то идеологов Русской весны не стали бы приглашать на федеральные каналы и в центральные СМИ.

— То есть власть принимает законы о защите чувств верующих и подобные им, чтобы воспитать эту кавалерию и в нужный момент ее на кого-то спускать?

— Нет, я бы не стал видеть в законе о защите чувств именно такой умысел. Власть просто идет навстречу, причем далеко не в той мере, в какой политические православные этого бы хотели. Они бы хотели большей радикальности от президента, например, в изоляции страны от западного мира.

— В ноябре, до увольнения со своей должности в патриархии, Всеволод Чаплин сделал такое заявление: «Мы начали отступать с Карибского кризиса, мы тогда испугались прямого столкновения. Нам нужно и можно было тогда настоять на своем… Мы или не будем жить никак, или не будем жить по тем правилам, которые нам навязываются извне кем бы то ни было».

— Чаплин еще в 2007‑м высказался в том духе, что для православных верующих намного хуже погубить свою душу в результате нашествия атеистов и иноверцев на нашу землю, чем погибнуть во всемирной ядерной катастрофе. А священник Иоанн Охлобыстин в 2011 году заявил: «Тогда у нас не останется другого выхода, как уничтожить весь остальной прогнивший насквозь пороками и равнодушием мир и покончить с собой в надежде, что из чудом уцелевших человеческих особей появится, наконец, новое, лучшее человечество». Но дело не в этих заявлениях, а в отсутствии ожидаемой христианской реакции со стороны духовенства. Патриарх уволил Чаплина лишь в прошлом декабре, а свои безумные идеи, оправдывающие право пожертвовать чужой жизнью ради защиты веры, Чаплин озвучивает уже более 10 лет. Где были голоса священнослужителей за исключением Кураева и еще нескольких человек?

— Но там же есть трезвые люди?

— Разумеется, причем я считаю, что их все-таки большинство. Но, во‑первых, они обычно пассивны, в отличие от политиканов и фундаменталистов, во‑вторых — не столь интересны СМИ, в‑третьих, не хотят обращать внимание на очевидный абсурд. И действительно, до 2014 года можно было смотреть на многие высказывания как на эпатаж ради красного словца. Но после трагедии с Донбассом это уже невозможно. Но, повторяю, в церкви много священников, которым не нужна политика, тех, кто не замахивается на мега-идеи, а предпочитает банальность добра.

— Есть ли в нынешней церкви люди с либеральной позицией?

— Когда-то либеральными можно было назвать идеи церковных реформ, высказанные священником Александром Борисовым, но он уже давно ничего не формирует. По-моему, сегодня понятие «либерал» вообще вышло за рамки содержательной идентификации, потому что многие используют его у нас в качестве ярлыка для обозначения «всего плохого», чтобы громить оппонента. Достаточно проявить где-то самостоятельную точку зрения, выступить с какой-нибудь инициативой — и все, ты уже «либерал». Идеи соборности, христианской солидарности общин, которые развивает, например, «Преображенское братство», возглавляемое священником Георгием Кочетковым, кто-то называет либерализмом, хотя на самом деле это попытка организации общины, стремление к осмыслению церковных традиций и евангельских норм, прежде всего нормы покаяния. В конце октября прошлого года они организовали покаянную акцию памяти жертв политических репрессий: в течение недели выходили зажигать свечи под именами репрессированных.

Кстати, если применять сегодняшние критерии либерализма, то самым главным «либералом» окажется Всеволод Чаплин. После своей отставки он стал предлагать церковные реформы — выборность духовенства и епископов, требовать прозрачности церковного бюджета, упрекать церковное руководство в излишней роскоши его резиденций. Но это все после увольнения…

— А как же Кураев?

— Феномен Кураева, конечно, беспрецедентный. В условиях «установки на молчание», унификации мнений все-таки кто-то может говорить о том, что в «датском королевстве» не так. При этом Кураев не примыкает ни к какой идеологической партии — ни к «партии войны», ни к госпатриотам, ни к условным либералам.

— РПЦ как-то изменилась с приходом патриарха Кирилла?

— Кирилл поддержал то, что стало проявляться во второй половине нулевых. В первые десять лет постсоветского восстановления в церкви любили эстетизировать слабость: в духе юродства подчеркивали неустроенность как ценность, эстетику самоуничижения смаковали. Православные на фоне ухода от советских стереотипов и противостояния новой культуре успеха подчеркивали, что надо отказаться от погони за жизненными благами, чтобы получить блага от Бога. Эту парадигму стали критиковать в середине нулевых: если уж страна начала вставать с колен, то с колен должны были встать и православные. Кирилл помог придать этому процессу более системный характер. Но тут наступила другая крайность — триумфализм, ставка на протокол, отчетность, стремление подверстать церковь под четко отлаженный административный механизм. В 90‑е можно было иметь какие угодно недостатки, только бы не успешность. Уже в 2011‑м заговорили совсем другое.

— Я в ноябре ездила в Свердловскую область к деревенским пенсионерам, которым дрова на зиму помогает купить православная благотворительная организация. Поэтому много общалась с сельским священником. И у них там как будто 90‑е: мне жаловались, что все плохо, в церковь никто не ходит, денег нет, приходится восстанавливать храм подручными материалами.

— Многие приходы весьма бедные, и люди чувствуют этот диссонанс. У многих священников психология стигматизации осталась, и она уродливо сочетается навязываемой сверху психологией триумфализма. К идее величия обращаются как к оправданию лишений. Вместо поиска путей решения проблемы они обращаются к идее величия как к компенсации и оправданию этих проблем. Это зеркально нашей власти — понятно, что церковь не в вакууме существует, — но в церкви эта модель представлена еще ярче, чем в обществе.

— Тот священник еще сказал, что социальное служение для церкви вообще не главное: бабушкам дрова привозят, а они все равно в храм не идут. А пока мы душу не спасем, то есть в церковь не приведем, им ничто не поможет.

— Именно так, при этом церковные люди не всегда готовы признаваться в этой установке. Объяснения настоятеля прихода могут быть весьма завуалированными: мол, конечно, помогать очень нужно, это призвание церкви… Но «скорби», выпадающие на долю людей, приближают их к Богу. А на церковном приходе у такого священника могут присутствовать нуждающиеся прихожане, нуждающиеся в этой самой помощи, но не получающие ее. Тут всплывают патерналистские модели: если Бог, как отец, не наказывает человека, значит, он его оставил.

— То, что для власти церковь — полезный институт, понятно. Но всегда ли РПЦ будет опорой действующего режима? Украинские священники, например, выходили на Майдан.

— Это феномен нашего московского православия: сакрализация власти — часть духовной традиции. Но я бы не сказал, что наше политическое православие — безусловная опора режима. Не забывайте про довольно частые призывы к изменению Конституции РФ. На Украине священники относятся к власти более отстраненно, но идеализировать их тоже не стоит, есть и там свои политические приоритеты. Например, у Филарета (патриарха Киевского. Ред.) есть очень резкие заявления: что люди на Донбассе — это корень зла, что нужно создавать отдельный культ своих святых. Там сейчас свое политическое православие выстраивается.

— То есть можно сказать, что украинское православие на Майдане отстаивало себя перед московским?

— Киевский патриархат — да, а Украинская церковь Московского патриархата — нет, она отвергает лишь политическое православие, у них было специальное постановление в 2007 году, осуждавшее это явление. УПЦ МП, пожалуй, наименее политизированная церковь. Вообще, когда церковь должна балансировать между разными политическими силами, это заставляет ее оставаться самостоятельной, не прикипая к одной силе или власти.

— Может случиться так, что в нашей церкви появится новое течение — и РПЦ станет двигателем социальных изменений?

— По закону маятника, когда изменится политическим режим или общество устанет от искусственного триумфализма, то многие клирики и миряне могут спровоцировать изменения в церкви. Возможно, появится разделение на авторитаристов и тех, кто за общинную модель и самоорганизацию. Но соблазн смотреть на мир через образы войны, ощущать себя героем «священной битвы» слишком велик.

 

Периодическая таблица политических православных


Коллаж: Алексей Комаров. Нажмите на изображение для увеличения



143 комментария

31
Игорь Гусев , 20 января 2016 в 09:37
Христианство и православие в России почили в бозе в тот час, когда в сан патриарха был назначен насквозь пропахший смрадом ельцинского акцизного табака и алкоголя митрополит Гундяев (ныне предстоятель Кирилл).
5
Юрий Дрозд , 20 января 2016 в 17:51
Игорь Гусев , 20 января 2016 в 09:37

Вы считаете, что при Алексиях (хоть 1, хоть 2) оно чем-то отличалось?
13
Игорь Гусев , 20 января 2016 в 18:12
ЮРИЙ ДРОЗД , 20 января 2016 в 17:51
...Я о том, что "Алексиев" хотя бы на чужих роскошных яхтах не замечали. Но я хорошо ещё помню те времена, когда безакцизный импорт и продажа табака и алкоголя были в безраздельном владении у г-на Гундяева со всеми вытекающими...
-7
Brion in Zion , 20 января 2016 в 18:28
Игорь Гусев,

Пока мутно как для несведущих. Приоткройте тайну последнего шубохранилища. Неужто не токмо у Чубайса ну оч много в слепом трасте?
6
Владимир Воробьев , 20 января 2016 в 20:03
//Христианство и православие в России почили в бозе в тот час//

Ну вообще-то христианство и православие в России получили смертельный удар, когда самодур и великий шизофреник Иван Грозный казнил митрополита Колычева.
А когда царь Петр Всепьянейший, низвел попов до уровня "чего изволите"-чиновного, то и остался только "поп- толоконный лоб" (С).
Кстати, говорят, поп - вовсе не ругательство.
Когда западная церковь назвала священников - пастырями, то восточная своих в ответ: "пастырь овец православных", то есть ПОП.
-11
Brion in Zion , 20 января 2016 в 17:53
Игорь Гусев,

Надо думать, Мюнхенская речь не в счет? Или с момента прихода конкретного пастыря паства резко претворилась из овец в козлища? Или имеете свои критерии для Страшного суда--к примеру, лояльность Лэнгли, Вирджиния?
6
Игорь Гусев , 20 января 2016 в 18:14
Brion in Zion , 20 января 2016 в 17:53

...А мюнхенская речь-то здесь причём? И кто её произносил в Вашей интерпретации?
-10
Brion in Zion , 20 января 2016 в 18:26
Игорь Гусев,

Кто произносил--вопрос риторический, вопрос в реконструкции "хронологии имперскости и великодержавности" (коли кому глаза стит). Постмодерн хорош для безответственного трепа, но не для логических модусов. Все было просто. Страна очухалась от второй войны--тут же у двоих соседей майданы, затем стоило ценам на нефть поползти вверх, а оной речь произнестись (а крамолы там не было окромя вызова мормонскому фундаментализму), воспоследовала сперва горячий август в время Олимпиады, затем кризис сабпрайм (кстати, подтвердивший мюнхенш критИк), речь Патриарха по тем же мюнхенским мотивам (впрочем, с предостережениями об опасности впадания в нашенскую державную гордыню), ну и весь поток тахриров-весен-новомайданов, мягкой силой реализующих план четырехлетки по свержению всех имеющих неосторожность бросаться мюнхенскими речами.
Владимир Воробьев , 20 января 2016 в 20:00
Комментарий удален
2
Владимир Воробьев , 20 января 2016 в 20:13
Модератор Золовкин, плиз, уберите дубляж.
1
Владимир Воробьев , 20 января 2016 в 20:50
сенькью
2
Андрей Беляев , 24 января 2016 в 10:44
А может быть и раньше, когда произошел сначала церковный раскол 17 в.,затем упразднение патриаршества и подчинение церкви самодержавной власти при Петре Первом, затем установление тотального контроля над церковью со стороны государства пролетарской диктатуры...В конечном счете ученики тех, кто считал долгом церкви научить людей не спасению души, а тому, чтобы "умирать и убивать", расправились с самой церковью... Все эти "политические" рассуждения Чаплина и ему подобных-гремучая смесь старого традиционалистского страха перед Западом и большевистской ненависти к нему, подаваемая в религиозной "православной" оболочке...
41
Анатолий Прокопьев , 20 января 2016 в 09:48
Я не могу сказать, что ТАКОЕ политическое православие, наверно единение церкви и государства.. Но можно смело сказать, что русский народ такой же православный, как и чукча - мормон.. Т.е. и тот и другой возможно что-то слышали про эти верования, но ни тот, ни другой понятия не имеют, в чем же заключается различие между ними.. Принадлежность к той или иной религии не определяется внешними атрибутами. Возьмите мусульманина.. Если он истинно верующий, то он соблюдает все каноны своей религии – молится пять раз в день, знает, где Восток находится, читает суры из Корана.. Возьмите верующих католиков или протестантов в Европе или Америке. Они знают все, что связано с их верованиями, ходят на исповеди, причащаются, молятся перед едой.. Пусть это все формально, но это есть. В США в воскресенье в небольших городах никого нет на улице – все в церквях..
А что у русских, т.е. у нас? Вся религиозность у нас сводится в крещении и на этом всё.. На Пасху яички покрасить, крест на теле – это не признак религиозности.. Спроси любого русского – ты православный? – он скажет - да! Спроси его – а какую молитву ты знаешь? Ну может 10% скажут, что знают «Отче наш».. А «символ веры»? Назови 10 заповедей? Семь смертных грехов? Нагорную проповедь Христа? А когда ты каялся, или причащался? Посещаешь ли ты церковь, отстаиваешь ли обедню или заутреню? Ну тут будет не больше 2%.. ( в основном старушки преклонного возраста).. Я уже проводил среди своих знакомых т.н. православных подобные опросы и не находил ни одного, кто бы знал эти обязательные каноны своей религии. Ни одного. Можете сами провести такой опрос среди своих знакомых, думаю, что результат будет тот же..
Так вот, настоящих православных в нашей стране не больше 2%, все остальные – это обычные безропотные отражатели государственной политики.. Сказали ходить в мавзолей и поклоняться идолу – все туда, аж в очередь.. Сказали, что надо идти в церковь целовать мощи – все туда, тоже в очередь.
33
Игорь Гусев , 20 января 2016 в 11:05
АНАТОЛИЙ ПРОКОПЬЕВ , 20 января 2016 в 09:48

Полностью согласен. Хочу лишь добавить некоторые соображения :
Паства формируется пастырем и истинность её веры есть зеркальное отражение содержания духа его.
Возьмите две ветви христианства - католицизм и православие : казалось бы в духовной идеологии как много общего! Но вглядитесь во внешний антураж : католические соборы - Домский в Кёльне, Нотр-Дам де-Пари, Гауди в Барселоне - хоть и выдающиеся произведения архитектуры, созданные с любовью и почитанием к Всевышнему и сыну его, но в то же время образцы скромности и аскетичности ; внутреннее пространство храма не затмевает глаза от блеска килограммов золота на алтарях и окладах, и если есть там что-либо ценное в денежном выражении, то это картины и скульптуры великих мастеров, либо подаренные ими церкви, либо с благоговением собранные ею и сохранённые. Даже в самых простых селениях в соборах только лишь глиняные скульптуры святых, любовно расписанные яркими красками. Сравните всё это с нашими храмами : сытые расплывшиеся фасады с обязательными золотыми куполами ("чтобы чаще господь замечал" ?), внутри - та же подавляющая помпезность, самодовольное выпячивание роскоши и богатства. Причём, как в столицах, так и в глубинке. У католиков молитвенное пространство для прихожан заботливо уставлено скамьями с мягкими подставками для коленопреклонения; службу там воспринимают в основном сидя, вставая лишь в необходимых случаях. У нас же верующий обязан часами выстаивать весь положенный церковный обряд, невзирая на своё физическое состояние. Словом, бог один, а служение ему разное. И если наши разумные православные предки в почитании своём бога вынуждены были страдать нравственно от осознания несоответствия заповедей господних из Евангелия храмовому бытию и физически от форм ведения службы, то мы и потомки наши вынуждены будем ещё и лицезреть нравственных отморозков в церковных санах и фарисейски крестящихся правителей страны на специально сотворяемой для них церковной службе.
8
Евгений Кравченко , 20 января 2016 в 14:23
сытые расплывшиеся фасады с обязательными золотыми куполами ("чтобы чаще господь замечал" ?),
_________________________________________________________________
Причём оформление древних православных храмов (начиная с софийского собора в Великом Новгороде и вплоть до икон Рублёва в Третьяковской галерее ) вовсе не такое роскошное. Где-то с 15-16 века всё изменилось.
1
Андрей Беляев , 24 января 2016 в 10:53
Это византийская традиция. С 15 в, когда Московское княжество объявило себя духовной и политической преемницей Византии, в оформлении православных храмов стало все больше проявляться подражание византийской роскоши...
-12
Brion in Zion , 20 января 2016 в 17:56
Игорь Гусев,

Надо полагать, против буддийских золотых статУй возражать не станете? Там ведь все так умненько, что ноги сами ведут в очередь, строй, снобоватый отказ от самостоятельного мышления в пользу давно за тебя решенного просветления?
17
Vladimir -Kiev , 20 января 2016 в 13:15
Анатолий Прокопьев , 20 января 2016 в 09:48
"Так вот, настоящих православных в нашей стране не больше 2%,"
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Официальное православие в исполнении большинства ожидаемо выродилось в минимальный набор ритуальных действий, призванных продемонстрировать лояльность правящему режиму. Примерно как было в СССР: явка на выборы 99,9%, Солженицына, не читая, единогласно клеймили позором, В торжество идей коммунизма верили единицы, за глаза считавшиеся слегка чокнутыми.
2
Тимофей Трубицын , 20 января 2016 в 19:24
В принципе, любая религия тоталитарна. Любая религия считает себя истиной в последней инстанции. Всякая религия навязывает свою и только свою точку зрения. А всё, что разделяет народы - всё деструктивно.

А РПЦ сейчас - это примитивнейшая форма общения попов с самой недумающей массой т.н. "верующих". Религия давала/даёт пусть ложное, но - ощущение устойчивости. :)
15
Salo Spec , 20 января 2016 в 13:38
Путинский режим, со всех сторон подпирает себя любыми подпорками, даже самыми гнилыми и вонючими. Одна из этих подпорок приватизированная и прикормленная РПЦ...
-12
Brion in Zion , 20 января 2016 в 18:34
Сало,

Почти поэтично. Сродни эффекту "Никогда мы не будем..." в игноре отповеди лондонских спецов относительно исторической достоверности. Но девл в деталях: коли полагаете РПЦ наиболее гнилой из подпорок, что именно имеете в виду--верхушку, мидстрим или же паству? Памятуя отношение Ильиничной к народу, последнюю версию можно обойти (кстати, а где электорат всеведущ и всерационален? хрюкающие у корыта фейсбучники или дикари ИГ с айфонами, надо думать, за идеал тоже не проканают, даже невзирая потуги Катара по топ-аутсорсингу).
14
AM D , 20 января 2016 в 14:06
Анатолий, так это на самом деле хорошо, что на подавляющее большинство россиян верят формально и никакими православными на деле не являются) Истовая вера вкупе с нищим и любящим ненавидеть остальной мир, да и просто «других», «иных», «не таких, как ты сам», населением быстро бы превратила страну в подобие ИГИЛа. Да и наша страна уже вдоволь хлебнула «радостей» от действий истово «верующих» – сколько десятков миллионов погибло от такой замечательной религии, как ленинизм-сталинизм.
Так что совсем неплохо, что сейчас население России малорелигиозно. Гораздо хуже другое – единственной настоящей верой россиян является вера в их собственное бессилие и невозможность ничего изменить. Вот это действительно фатальный диагноз для страны.
14
Анатолий Прокопьев , 20 января 2016 в 14:14
Так я и не утверждаю, что хорошо и что плохо.. Может быть было бы неплохо, если бы люди ходили в церковь, держали посты и верили в неизбежность Божьего наказания.. Мне кажется плохо то, что люди вообще не имеют никакого мнения.. Как власть прикажет, так и будет. Нам все равно, что рушить церкви и стрелять попов, что строить храмы и бежать туда креститься.. Вот что страшно..
-2
Паша Уралмаша , 21 января 2016 в 11:47
Анатолий Прокопьев , 20 января 2016 в 14:14
"если бы люди ходили в церковь, держали посты и верили в неизбежность Божьего наказания" - Ваше предложение и двойственно и отражает единый смысл мракобесия. Хождение людей в церковь и поддержание ритуалов - способ обогащения служителей культа. Вера в неизбежность наказания - метод принуждения людей к послушанию. Надо уже и дальше договаривать... кому послушание?
Всё это не имеет отношения к вере. Неужели Вы действительно полагаете, что выдуманному богу есть дело до Вашего воспитания? Ведь наказание - это один из двух рычагов воспитания.
Население в России хорошее: в нём отсутствует лицемерие, оно живёт недостаточно богато, но и в чудеса не верит. В том числе и в богов, как субъектов - носителей чудес.
3
Наталья Васильева , 20 января 2016 в 14:40
Полностью поддерживаю. Из двух зол — уж лучше делать вид, что веришь в религиозную бредятину, чем искренне верить в нее. Верить надо в себя и в разум.
13
Людмила Самара , 20 января 2016 в 16:56
А для чего делать вид, что веришь в религиозную бредятину? Пресмыкаться перед кем то? Я не верю и не скрываю. Не крещённая и не собираюсь. Среди многочисленной родни у нас три атеиста: я, мой сын и двоюродный брат в далёкой Сибири. И когда мои родственники и знакомые, как то незаметно превратившиеся в религиозных фанатов, настойчиво уговаривают креститься и в их глазах видны осуждение и непонимание, мне кажется, что нас скоро отстреливать будут.
14
АНДРЕЙ АНДРЕЕВ , 20 января 2016 в 17:25
Если честно-то тяжко сейчас быть атеистом.Меня тоже родственники достали уже"-покрести детей,да покрести детей".А на отпевании (умер дядя) я вообще стоял один когда они все(человек 30) стояли у гроба со свечками и крестились.Со стороны смешно было смотреть,вроде взрослые люди а делают непонятно что.А лет 30 назад меня чуть не побили в армии,когда я сказал что может быть бог и есть...
5
Тимофей Трубицын , 20 января 2016 в 19:33
АНДРЕЙ АНДРЕЕВ , 20 января 2016 в 17:25
"Если честно-то тяжко сейчас быть атеистом".
---
Нормально!!! Я, например, просто не распространяюсь, что для меня Бог есть, но я не принадлежу ни к какой религии. Такие как я - вообще ...
для всех - непонятные (это в лучшем случае). :))
-11
Brion in Zion , 20 января 2016 в 17:51
Наталья,

Рыночный идол--тоже ведь религиозная бредятина, к науке мало имеющая отношение
7
Юрий Дрозд , 20 января 2016 в 17:55
Брион, а при чем тут "рыночный идол" и что это вообще такое?
-8
Brion in Zion , 20 января 2016 в 18:40
Юрий,

Это форма абсолютно непримиримой и фанатичной (а вместе теплохладной) религии, также называемой democracy, el-demoqratiyya и т.д. Она столь демократична, что не терпит альтернатив. Сводится к праву на защиту в суде для богатого подонка и рынку политических активов или проектов с имитацией власти миноритарных акционеров. С сильным инквизиторским началом, но и ништяками для покорных и поддакивающих. Короче, при рынке мозх излишен--невидимая рука сама за тебя все решит. Горе сомневающемуся.
6
Тимофей Трубицын , 20 января 2016 в 19:28
НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВА , 20 января 2016 в 14:40
"уж лучше делать вид, что веришь в религиозную бредятину, чем искренне верить в нее".
---
А зачем делать вид? :)) Зачем?
1
Андрей Беляев , 24 января 2016 в 11:03
Вообще то атеизм, как правильно вы заметили,тоже вера, вера, к сожалению, ложная, в разум, в науку, возникшая в эпоху Просвещения, когда были распространены ошибочные представления о всемогуществе разума и науки, и бесконечном прогрессе человечества...
1
Иван Помидоров , 24 января 2016 в 19:08
Богов развелось до чертовой матери, и у каждого свои адепты. Верующий в своего бога не верит, грубо говоря, в 1000 разных богов, а атеист в 1001.
13
Андрей Дубровский , 20 января 2016 в 15:48
На мой взгляд формальная вера - это крайне плохо, это - лицемерие, или, другими словами, ложь. Лично мне становится мерзко, когда я вижу Путина или Медведева со свечками в храме. Искренне верующий человек, совершив грех, покается; формально верующий забудет о проступке на следующий день, не испытывая никаких угрызений совести.
-10
Brion in Zion , 20 января 2016 в 18:51
Андрей Дубровский,

Ну, а как насчет концепций гос-ва Израиль или эрдогановской Тюркие--не коробит, перебора в упор не видно, ничем ни разу не смердит в плане навязчивого повторения и системности? Православника кто не остракирует; иное дело--крикливого хасида или ваххабитского союзника НАТО. (Кста, в обеих моделях предлагается примат именно формального подхода к вере)
-2
Паша Уралмаша , 21 января 2016 в 11:55
Андрей Дубровский , 20 января 2016 в 15:48
На мой взгляд у Вас перепутаны понятия ощущения греха и угрызений совести. Грех - это осознание проступка перед "Всевышним", а совесть - тоже самое, но перед соплеменниками. "Всевышний" то ли обратит внимание , то ли накажет, а уж соплеменники точно и увидят и накажут.
9
Игорь Гусев , 20 января 2016 в 18:07
AM D , 20 января 2016 в 14:06 НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВА , 20 января 2016 в 14:40 и прочим, верующим истинно и атеистам :

Важнее не то, есть ли бог на самом деле; важнее всего, есть ли он внутри тебя... Ведь вся тысячелетняя история различных религий выработала матрицу внутренних устоев и внешнего поведения человека, принципам и содержимому которой трудно возразить. Ты можешь быть индусом, иудеем или буддистом, даже закоренелым атеистом с чистой совестью, но нормы проживания и поведения в обществе себе подобных ничем не будут отличаться от, допустим, христианских постулатов.
-2
Миру Мир , 20 января 2016 в 22:46
to Игорь Гусев
Вы совершенно правы в оценке значения религии для людей, но к сожалению многие этого не понимают или понимают крайне примитивно. Ведь религия, как прочный каркас вокруг человека, служит ему опорой, не даёт упасть.
3
Паша Уралмаша , 21 января 2016 в 12:05
Миру Мир , 20 января 2016 в 22:46
Вот ещё! Религия как каркас?! На такой каркас можно только лапшу вешать, а не человеческую жизнь. Мне лично служат опорой и не дают упасть люди, которые рядом и с которыми я сотрудничаю в процесс выживания.
2
Паша Уралмаша , 21 января 2016 в 12:10
Игорь Гусев , 20 января 2016 в 18:07
"тысячелетняя история различных религий выработала матрицу внутренних устоев и внешнего поведения человека"?! Ха-ха-ха! Матрицу поведения создали позитивный жизненный опыт человечества и позитивная "производственная" практика людей в деле выживания. Т.е. религия присвоила наработанное людьми, а не сама выработала. Именно поэтому "нормы проживания и поведения в обществе себе подобных ничем не будут отличаться от,... допустим, христианских постулатов", так как все народы проходят похожую историческую практику и приобретают одинаковый опыт выживания. От материи надо идти к духу, а не наоборот!
6
Владимир Воробьев , 20 января 2016 в 14:27
Обращаю внимание ув. Анатолия Прокопьева, что, как говорила знакомая врач, яички это у людей, а куриные - яйца.
Напр. см. Юз Алешковский:

СОВЕТСКАЯ ПАСХАЛЬНАЯ
..
Сегодня яйца с треском разбиваются,
и душу радуют колокола.
А пролетарии всех стран соединяются
вокруг пасхального стола.
Там красят яйца в синий и зеленый,
а я их крашу только в красный цвет,
в руках несу их гордо, как знамена
и символ наших радостных побед.
..Все люди — братья! Я обниму китайца,
привет Мао Цзэдуну передам,
он желтые свои пришлет мне яйца,
я красные свои ему отдам.
-2
Наталья Васильева , 20 января 2016 в 14:41
"Настоящих православных в нашей стране не больше 2%" — ну и замечательно, что не больше!
8
Арсений Попов , 20 января 2016 в 16:56
Можно проще, "Отмечал ли ты Новый год? Во время поста-то."
-10
Brion in Zion , 20 января 2016 в 17:44
Арсений,
Кураев скажет--да, и не каюсь (далее--душещемящая тирада о необходимости переназначить Рождество на ин день, так словно это и в самом деле сугубо от человеков--или будто англосаксов не оскорбило бы подобное небрежение в отношении исторических практик как реализации общего права)
7
Юрий Дрозд , 20 января 2016 в 18:05
Брион, а от кого зависит день празднования Рождества? Ни в одном из Евангелий дата не приводится (хотя по косвенным данным это была вовсе весна). 25 декабря было фиксировано лишь где-то в ІV веке и возникло, как христианское замещение римского языческого праздника "рождения солнца", праздновавшегося именно в этот день. Да и сейчас разные церкви (даже православные) празднуют этот праздник в разные дни. Кстати, если смотреть на происхождение этой даты, то 25 декабря (сразу после солнцестояния) выглядит логичней. Так что и практика показывает, что дата сия - вполне рукотворная, а вовсе не "сакральная".
-9
Brion in Zion , 20 января 2016 в 18:59
Юрий Дрозд,

(1) Вновь приглашаю не подвергать сомнению сакральность исторической практики как формы относительных прав собственности (именно так в английском праве, а точнее--в ло-энд-икономикс). Просто у "продвинутых" (и казалось бы, модерно-постмодерных) понимания не найдете.
(2) Каждая конфессия уверена, что видела достаточно знамений и вообще институциональной увязки (помимо святок-колядок), сопутствующих данному конкретному (предположительно намоленному, освященному) дню. Посему встречный вопрос: кто возьмет на себя смелость просто влезть ручонками и чейто там поломать совершенно произвольно? В/на Прашумерии--режим (мнят себя константинами). Вопрос: а надолго ли, и так ли без цены для себя убогихъ? (Заметьте, пока я говорю в терминах конвенций и аксиоматизации, без обсуждения собственно допущений).
-12
Brion in Zion , 20 января 2016 в 17:42
Анатолий, проведите для начала опрос среди себя (немножко интроспекции невер хёртс):
(1) Уверены ли, что всякий, положим, мусульманин, владеет арабским--ну или всякий ли салафит осознает, чтО это значит (окромя того, что--НЕ шиит)
(2) Не погорячились ли с семью смертными--в самом ли деле это отличительно православное представление? (в отличие, скажем, от семи-восьми страстей по Лествичнику)
(3) Касаемо протестантов--уверены, что там все 100% активные прихожане? Зачем? Ведь они веруют, что и так спасены, что возлюблены и даже избраны (спешал, индиспенсабл и пр.) (похоже на мамонизм, но опустим немилосердную критику тушки дяди Сэма)
(4) Экая простая и изящная теория моблизации ресурсов! Вот только и всего--нам сказали ходить толпами, мы и ходим? Опять же, отсыл к фейсбучным флэшмобам (на кой мы все здесь??) и прочим прелестям рынкопоклонничества (рынок свят и непогрешим, смирись, стань как все передовые--тем и обрящешь дифференшиейшын).
Как-то осторожнее с профанацией реальности надоть бы. Хотя, если самим не смешно, если все лайкают...
6
Анатолий Прокопьев , 20 января 2016 в 18:13
1. Конечно, не все мусульмане знают арабский, не все знают суры наизусть.. Ну и что?
2. 10 заповедей, 7 грехов, нагорная проповедь, символ веры, отче наш - это катехизис христианина.. Это надо знать. Плюс регулярное покаяние, причастие, посещение церкви в дни двунадесятых праздников (тоже не все знают, что это такое и с чем его едят). Принадлежность к церкви, любой, - это труд.. Это пожертвования, это часть жизни.. могут российские православные сказать это о себе? если нет, то грош цена их религиозности.. И не надо кричать на весь мир, что русские живут с Богом, а весь мир погряз в грехе (слова президента, не дословно, но близко к тексту)
3. Протестанты - движущая сила прогресса. Не знаю уж насколько они религиозны, но судя по книгам, передачам, фильмам они чтут свои традиции, в отличии от нас..
4. Я столько не выпью, чтобы понять ваш текст в этом абзаце..Тут без поллитры не разберешь.. Интересно, что вы курите там?
-10
Brion in Zion , 20 января 2016 в 19:13
Анатолий Прокопьев,

(1) За "че курим" Вам могут выдать орден в СБУ, но едва ли сотню-другую лайков. Во всяком случае, на двигатель прогресса подобные креосы тянут разве в весьма прогрессивных (даже прогрессирующих по некоторым критериям) средах. Но пусть будет. (Нет, не курю-не пью, хоть и брошюрок прохожим не всучиваю).
(2) 7 грехов (позанудствую о чужом буквоедстве) не составляет основы православности. Даже ультраортодоксальные иудеи, как известно, 613 заповедей не надрываются ублюсти (несмотря на "проклят всяк, кто не..."), а прибегают к ухищрениям в обход--кстати, как и мусульманские улемы при выдаче некоторых фетв.
(3) Раз в год причастие считается обязательным, 4жды--желательным, в остальном--на благоусмотрение спасающихся.
(4) Сведение к букве, буквальное чтение, затем и переход к абсурду--в иудео-христианизме (амер. протестантизмах) широко распространено. Не смешите тапочки про их имманентный креатив: для того и скупают мозги за фантики (в долг), чтоб попутно экспортировать Вами озвучиваемый миф.
(5) С вашей трезвостью несомненно нароете на Букера. Главное--повторяйте свои (чужие) мантры часто. Но хоть есть-то едите иногда? Вот и харч сдабривайте усилителями вкуса, да чесночку побольше, а то бздит ваш креатив мемовым нафталином. Ну, и вперед--к прогрессу: дуплить функционал для очередной лавочки (ну или конторы посерьезней--см. выше).
9
Юрий Дрозд , 20 января 2016 в 18:15
Брион, ни в какой конфессии нет "100% активных прихожан". Кстати, откуда Вы взяли, что ВСЕ протестанты (а там куча разных конфессий) считают себя спасенными или избранными? Это Ваша личная фантазия или Вы так тщательно изучили труды Лютера, Кальвина и других? Относительно смертных грехов не буду спорить, но "христианин", не знающий "Отче наш" или символа веры - это выглядит парадоксально.

Конечно, Анатолий утрировал, но, к сожалению, в России так и есть: кому велено поклоняться - тому и поклоняются, и "ходят толпами". Если у Вас есть другое объяснение этих толп, почему Вы его не привели? Не знаете? И причем тут фейсбук, флешмобы и рынок? Или Вам захотелось показаться "шибко умным" - вот и решили повставлять кучу модных слов?
-7
Brion in Zion , 20 января 2016 в 19:27
Юрий Дрозд,

(1) Лютера и Кальвина читал довольно, чтоб уразуметь: окромя "здоровых практик" (опустим эпизод с монахиней) оба демократизатора имели вполне конкретные взгляды на то, как дОлжно поступать с еретиками--т.е. всеми, кто имеет просто отличные от их взгляды. (Хотя иные вольнодумцы позже--опосля Кальвина и Цвингли--бежали в Северную Европу к просвещенным монархам, покровителям искусств с видом на банальное трудоустройство)
(2) Я не оч понимаю, почему я обязан был привести мою собственную рационализацию оных толп, коль скоро толп (этак определяемых) не вижу. Вы уверены, к примеру, что именно мне подобные являются частью толпы? Ну, боюсь, не всякое упрощение изящно.

ЗЫ. Здесь кое-где бытуют эксперты-заочники, имеющие обыкновение толковать не только православие, но и древнерусский язык в тоне "какая разница?" (к примеру, этимология опричнины) В самом деле, какая разница--что ляпать. Рынок все загладит.
ЗЫЫ. Теорий толп много. Мобилизация ресурсов, полит возможность, хердинг, контейджын, бендвеггон, вообще кинематика и сравнительная статика пузырей--выбирай на вкус из одних стандартных. Церковь, воля-ву, не совсем пузырь--если только не считать Варь Карауловых, одной ногой оппозиционными православниками приведенная в модный клуб, затем увлеченная в субкультуру альтернативную (в т.ч. для озабоченных девиц и неразборчивых в чтении, но жутко продвинутых пейсбукеров).
3
Анатолий Прокопьев , 21 января 2016 в 09:31
ЗЫ. Здесь кое-где бытуют эксперты-заочники, имеющие обыкновение толковать не только православие, но и древнерусский язык в тоне "какая разница?" (к примеру, этимология опричнины) брион зион..
_--------------
Камень в мой огород, а попал себе по башке.Вот что лень с человеком делает, не может даже заглянуть в словарь.
Опричь - особо, окромя, вне, снаружи... Опричники - особые люди, люди вне закона, окромя закону, и т. д..
Так что, брион, убейся апстену...)))))
3
Дмитрий Юрьев , 21 января 2016 в 10:59
Блестяще!
11
Маркус Марцелий мл. , 20 января 2016 в 10:05
Всеволод Чаплин: "...Мы или не будем жить никак, или не будем жить по тем правилам, которые нам навязываются извне кем бы то ни было».
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Удавку смастерить дело нехитрое. Однако показать ее применение на личном примере никто из пропагандистов телесного суицида явно не спешит. Вот это и смущает... Изображать из себя защитника православной Мосады равносильно кривлянью. Уж слишком зажрались наши "отцы".

И другой момент. В чаплиновской немудреной схеме нет места наиболее распространенной форме человеческого бытия - жизни без имперского выпендрежа, без назойливой идеологической долбежки как с той, так и с этой стороны. Наверно, на наши головы он с луны упал.
-10
Brion in Zion , 20 января 2016 в 17:49
Маркус,

Не уверен, мне ли адресован ответ (и ответ ли), но касаемо "имперского выпендрежа" (и смиренников пред оным) спешу перефорварднуть на тот же трупик дяди Сэма, столь беспокойный, что прям-таки просит осинова кола. Не они ли навели хамский моветон--впаривать всем свои родные институты? причем сперва за ваши кровные, затем--вашей же кровью, дорогой рест-оф-да-ворлд. Смирение пред хамством--не от лукавого ль?
5
Юрий Дрозд , 20 января 2016 в 18:20
"Смирение перед хамством" - это смирение российских "православных" перед Путиным и его шавками, типа Кадырова или Бастрыкина? А до того смирение перед хамством "великого вождя и учителя" вместе с его бериями и ягодами? А до того - перед хамством Ивана IV, Петра I и др.? Может быть, это и от лукавого (я с ним не знаком), но уж как-то слишком постоянно в российской истории.
-7
Brion in Zion , 20 января 2016 в 19:32
Юрий Дрозд,

Не все православные полагают доблестью лесть пред власть предержащими. Вопрос тогда, отчего ваша альтернатива (холуйство перед наглым и полудохлым, но все еще претенциозным мировым гегемоном) возводится в безусловную доблесть.
3
Andrey Sayko , 20 января 2016 в 18:27
Brion in Zion , 20 января 2016 в 17:49
----------------
Забористый ладан курим! Дилер часом не в Ольгино? :))))
-10
Brion in Zion , 20 января 2016 в 19:33
Андрей Сайко,

Больше не курИте. От скудоумия (возводимого в принцип) едва ли поможет.
4
Andrey Sayko , 20 января 2016 в 20:58
Brion in Zion , 20 января 2016 в 19:33
От скудоумия (возводимого в принцип) едва ли поможет.
-------------------------------------------------
Полагаете что я должен уважать ваш собственный опыт? :))
3
Маркус Марцелий мл. , 21 января 2016 в 11:55
Brion in Zion: Не уверен, мне ли адресован ответ (и ответ ли), но касаемо "имперского выпендрежа" (и смиренников пред оным) спешу перефорварднуть на тот же трупик дяди Сэма.... затем--вашей же кровью, дорогой рест-оф-да-ворлд. Смирение пред хамством--не от лукавого ль?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
А теперь, велеречивый друг, переведите на русский. Я не мастак разгадывать навороченные шарады.
6
bob benk , 20 января 2016 в 10:35
Христос таких называл лицемерами.
11
Петр Попов , 20 января 2016 в 13:24
"Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф.6,12).

Холмогоров и Охлобыстин имеют такое же примерно отношение к православию, как Чубайс – к либерализму.
Чаплина – нагнали и поделом, что и доказали его последующие действия.
А вот то, что умница дьякон Андрей Кураев в «опале» - говорит о том, что не Церковь влияет на власть, а власть пытается прикрыть свои «огрехи», используя авторитет Церкви.
4
Маркус Марцелий мл. , 20 января 2016 в 13:40
Петр Попов , 20 января 2016 в 13:24
- - - - - - - - - - - - - - - - -
Наконец что-то разумное от вас услышал.
-2
Наталья Васильева , 20 января 2016 в 14:38
Как будто "иметь отношение к православию" — это что-то хорошее.
8
Фотий Ту , 20 января 2016 в 14:08
Казакъ на фотке справа с распятием ра-адостный такой, как будто прям лично Христа распял.
6
Vytas Tirlikas , 20 января 2016 в 15:24
А сзади ,в джинсах,=невольники?
3
Паша Уралмаша , 21 января 2016 в 12:22
Фотий Ту , 20 января 2016 в 14:08
Я в восторге от Вашей наблюдательности! Действительно кому-то позирует с чувством гордости за содеянное.
7
Алексей Неважно(Киев) , 20 января 2016 в 14:25
Многожды тут писал,что на мой взгляд,Православие это тоталитарная,деспотичная секта,выступающая тормозом развития. Посмотрите на список стран в данной статье! Все до единой-лузеры! ВСЕ ДО ЕДИНОЙ!!! Украина в т.ч.
Полный отказ от перемен,закостенелость и агрессия. Я бы назвал Православие христианским фундаментолизмом.
8
Владимир Воробьев , 20 января 2016 в 14:59

//Я бы назвал Православие христианским фундаментолизмом.//

Вы совершенно правы, по-английски Православная Церковь именно так и называется-
The Orthodox Church
Более того, Русская, Украинская и Сербская церкви - ортодоксы среди ортодоксов, живущие по "языческому" Юлианскому календарю.
А вот "православные братушки" болгары, румыны, греки, киприоты давно "продались ляхам" и празднуют Рождество по "католическому" Григорианскому календарю.
8
Алексей Неважно(Киев) , 20 января 2016 в 15:07
Я .иногда,интересуюсь.и ТИПА воцерковленных.как они празднуют НГ? И в абсолютном большинстве,оказывается.что "!мордой в оливье". Тогда я задаю тихим голосом противный вопрос-А КАК ЖЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ?))) Это же нужно,чтобы жрать водку и скоромное в пост,и считать себя верующим!!!??? Но перейти праздновать Рождество по Григорианскому календарю... Боже упаси..
-7
Brion in Zion , 20 января 2016 в 18:01
Владимир Воробьев,

Помилуйте--да не там никаких _зи_ Ортодос Черч, скорее Истерн Ортодокс.
Насчет же фундаментализмов, то начало оным положили как раз латиняне, затем реформаты. Их инквизиции наиболее преуспели в возведении концлагерей, в том числе для единомышленников (санкции для союзников, недостаточно союзных против несоюзников). Тот же исламистский ривайвал--скорее реакция, и не токмо на крушение социалистического полюса. Сингулярность самозаполнилась--дерьмом, причем всяким (естественно, в мозгах).
7
Meep K , 20 января 2016 в 18:47
Брион,
Нет на Западе никакой Eastern Orthodox, а только Orthodox Church, которая, к стати, находиться в нескольких кварталах от моего дома и все надписи на ней или по английски или на старо-словянском языке.
Не надо выдумывать, а при общении также никогда не используют слово Eastern Orthodox.
Для меня был сюрприз, когда в разговоре с протестанским пастором выяснилось что он неплохо знает иврит. Он (как и большинство его коллег) специально изучал иврит для чтения Ветхого Завета (Торы) в подлинике. В ваши г-да попы читают Ветхий Завет на иврите, или им достаточно ...дцатого перевода?
-5
Brion in Zion , 20 января 2016 в 19:42
Мип,

Где Ваш дом? Ни в анкетах, ни в статьях научных не видали Истерн Ортодокс? Вообще понимаете, что просто Ортодокс Черч лишена смысла для англофонного уха? Ведь отсылает сразу ко всему ортодоксальному--вовсе не к Православию. Второй момент. Искренне рад за ваш Неверленд, где все протестанты владеют ивритом. С одной стороны, не будем забывать, что оригинал Торы написан на древнееврейском, а отнюдь не на восстановленном современном. И дело не в вокализации или спирантизации (о них и масореты могли лишь гадать, как и нынешний коран вовсе не тождествен изначальному написанию, с одинаково обозначающимся множеством согласных, а является скорее бест фит--условно). Нет, лично мне не так много протестантов попадалось, способных хотя бы вспомнить, где в Писании "ха-Шем" относится к Тетраграмматону, а где--к формуле "эхъе эшр эхъе" (о самостоятельном толковании далее попсы из брошюр вообще умолчу). Впрочем, просто ученые (коих протестанты норовят именовать своими) имеются везде. В России немало замечательных исследователей и арамеики, и аккадо-хеттских текстов.
2
Meep K , 21 января 2016 в 21:52
Брион,
На вопрос "Где Ваш дом?", даже трудно ответить человеку, который не посмотрел профаил оппонента, но для особо выдающихся - США, штат Нею Джерси.
Я Вас не оотсылал ни к каким статьям, а писал как называеться православие, правда иногда про РПЦ говвворят Russian Orthodox Church, но не как Eastern
Вы таки и правы не все пасторы изучали Иврит, но многие, которые на самом деле заинтересованы.
"В России немало замечательных исследователей и арамеики, и аккадо-хеттских текстов."
А они работники РПЦ?
Не надо сводить все к ученым.
2
Юрий Дрозд , 20 января 2016 в 18:25
Вы переводите "orthodox", как "фундаменталистский"? Что-то новое в лингвистике. Посмотрел несколько словарей (и англо-русских, и латинско-русских), такого перевода не нашел.

(Это не в защиту православной церкви, а в защиту лингвистики)
-5
Имя Фамилия , 20 января 2016 в 18:42
Юрий Дрозд , 20 января 2016 в 18:25
"Вы переводите "orthodox", как "фундаменталистский"?"
--------------------
Не в переводе дело. Как мне кажется, человек просто хотел сказать, что ортодоксальность и фундаментализм, по сути своей, тождественны. И, по большому счету, это так и есть, кмк...
-6
Brion in Zion , 20 января 2016 в 19:53
Имя Фамилия,

Ну нам же объяснил автор статьи устами интервьюируемого, что фундаментализм в нейтральном и изначальном (ортодоксальном, фундаментальном) значении--не более чем возврат к основам, пусть и мнимым (как у неопротестантских сект, отсекающих лишнее вместе с постаментом скульптуры). Не статья-то поверхностна.И нет, ортодоксальность и фундаментализм вовсе не тождественны--последнее всегда связано или с реформатствованием, или с реваншизмом (вот как у саудитских венценосных, где ваххабизм--не только оружие, но и бренд).
-3
Имя Фамилия , 20 января 2016 в 18:25
Ну, не только три вышеуказанные страны по Юлианскому календарю Рождество празднуют, но еще и Беларусь, Македония, Черногория...
1
Имя Фамилия , 22 января 2016 в 23:01
Интересно, тут-то за что минусы? За правду? Круто, однако... )))
1
Андрей Сорокин , 22 января 2016 в 23:27
из Википедии -"...все остальные поместные церкви — новоюлианским, который до 28 февраля 2800 года будет полностью совпадать с григорианским[5], поэтому иногда принятую ими календарную систему ошибочно называют григорианской[6]. При этом везде, кроме Финляндской православной церкви, Пасхалия исчисляется по юлианскому календарю (Александрийская пасхалия)."
Так что точнее надо быть Владимир, когда проповедуете.
Привет от атеиста.
4
Андрей Дубровский , 20 января 2016 в 15:59
Алексей Неважно(Киев) , 20 января 2016 в 14:25

Здесь вы правы. Достаточно сравнить уровень жизни православной Румынии и соседней католической Венгрии, православной Белоруссии и католической Польши. Даже народы одной страны живут по разному. В той же бывшей Югославии македонцы и черногорцы vs хорватов и словенцев. Даже на Украине в западных областях люди живут куда лучше, чем в восточных.
Насчет фундаментализма, я бы не высказывался столь однозначно. Фундаменталисты есть во всех конфессиях, так же как и реформаторы.
7
Владимир Воробьев , 20 января 2016 в 19:31
Что характерно, самые ортодоксальные православные страны Европы одновременно и самые коррумпированные.
Видимо это связано с восточным менталитетом, где коррупция - бакшиш, вовсе не считается преступлением.
Эти страны взяли уголовные кодексы на Западе, а мораль на Востоке.
Поэтому что россияне, что украинцы, так терпимы к коррупции.
Отсюда все призывы Навального, или Егора Соболева повисают в пустоте.
В том числе и в Грузии - Саакашвили ведь народ выгнал именно потому что сам не крал и другим не позволял.
Поэтому и Порошенко только имитирует борьбу с коррупцией. Он не хочет повторить судьбу Саакашвили, поскольку прекрасно понимает, - только начни, придется бежать, а он ведь наворовал активов на миллиарды. И все к земле привязаны, с собой не унесешь.
Обличения в коррупции членов кооператива Озеро - тоже всего лишь сотрясания воздуха.
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами! (С)
-10
Brion in Zion , 20 января 2016 в 18:05
Алексей-Неважно,

Парадоксальная закономерность в том, что фундаментализм и пропаганда начинаются с вот таких вот безапелляционных междометий, в том числе о фундаментализме и пропаганде. А вот быть жертвой (энергичных торгашей, служащих Богу и мамоне) и при этом слыть палачом--это уже парадокс пикантный (боюсь, выдающий системные сбои в мышлении).
6
Юрий Дрозд , 20 января 2016 в 18:32
Брион, "жертва" - это Гундяев? Путин? Чаплин? Или другие персонажи статьи? Что-то у Вас действительно "сбои в мышлении".
-9
Brion in Zion , 20 января 2016 в 19:44
Юрий,

Жертва--это всякая автохтонная культура, которой англосаксонский глобализм ненавязчиво (и не бескровно) намекает, что ее время прошло--или должно наконец пройти, ор елс...
1
Тимофей Трубицын , 20 января 2016 в 19:56
АЛЕКСЕЙ НЕВАЖНО(КИЕВ) , 20 января 2016 в 14:25
"Я бы назвал Православие христианским фундаментолизмом".
--
Церковь по сути приватизировала и рождение, и жизнь, и смерть, - крещение, венчание, отпевание, - по любому поводу иди к ним! Батюшка выслушает и научит! А ты слушайся и делай как велят. Т.е. с тебя снимается ответственность за твою жизнь…
1
Наталья Васильева , 20 января 2016 в 14:37
Религия — гадость. Любая. В принципе.
5
Алексей Неважно(Киев) , 20 января 2016 в 14:40
Наталья!!!! Это ничего (повторяюсь),что современная цивилизация и культура созданы религией?
3
Фотий Ту , 20 января 2016 в 15:05
То-то я смотрю цивилизация у нас какая-то гаденькая.
6
Алексей Неважно(Киев) , 20 января 2016 в 15:12
Фотий! Реквиемы Моцарта и Верди,фуги Баха,творчество Леонардо,Микеланджело,Рафаэля,Ботичелли,великая литература Библии и Корана (Коран в первую голову),все это создано религией.А большинство законов выросли из 10ти заповедей.
3
Фотий Ту , 20 января 2016 в 15:17
И? Вместо Моцарта щас Лепс, вместо Микеланжджело - Сафронов, или Глазунов какой, библию никто не читает, коран никто не понимает, заповеди не выполняютсо. А-агромный успех религии.
3
Алексей Неважно(Киев) , 20 января 2016 в 15:23
Все течет,все меняется)
3
Фотий Ту , 20 января 2016 в 15:26
Вот я и предлагаю, ничего прежнего не забывая, сделать следующий шаг. А пока человечество будет норовить к мамке в животик обратно залезть, мы будем наблюдать именно такие "изменения".
5
Алексей Неважно(Киев) , 20 января 2016 в 15:29
Фотий. Не возражаю.Мой протест направлен против утверждения Натальи Васильевой,что все религии гадость.
6
Игорь Гусев , 20 января 2016 в 17:44
ФОТИЙ ТУ , 20 января 2016 в 15:17

Это у Вас - Лепс ( хотя на фоне Баскова, Билана, ШурЫ и пр. он смотрится весьма позитивно). Не смотрите развлекательное TV, найдите на сайте церковной музыки хотя бы "Реквием" (авторов много : Моцарт, Верди, Сен-Санс и др.), написанный по церковным канонам, слушайте и плюйте на всю эту современную попсу.
-7
Brion in Zion , 20 января 2016 в 20:26
Любезнейший,

По каким канонам? Реквием ("покоя!") от канонов оставил лишь устойчивые обороты на церковной (отнюдь не классической) латыни. Если вы ее понимаете--неплохо. И все же это не повод навязывать вашу культуру всем инославным. У нас, не сочтите за снобизм сермяжный, свои композиторы-литераторы, хотя и условно-масонских не чураемся. Реквием прекрасен, но не вровень же с рондо в турецком стиле ставить его? Кроме того, как и для Гессе, для меня лично Бах--намбер ван, хотя это вовсе не отменяет ни прочей музыки (я всеяден как Гребенщиков), ни в частности моей родной культуры. Вы же (и все) смешны в своем экспансионизме, ибо тотчас являет тиран свою скудость: взвешен, измерен и найден ущербным.
5
Андрей Дубровский , 20 января 2016 в 16:10
Алексей Неважно(Киев) , 20 января 2016 в 15:12

Вы правы, что христианство и другие мировые религии послужили источником вдохновения для великих художников. Но те же религии (даже, скорее, конфессии) стали родителями инквизиции, Варфоломеевской ночи, джихада и массы других "прелестей".
2
Тимофей Трубицын , 20 января 2016 в 20:05
Кому интересно -
"Запрещённые евангелия" или "Судьбы апостолов: мифы и реальность"
Автор очень достойный - Свенцицкая Ирина Сергеевна.
*
-8
Brion in Zion , 20 января 2016 в 18:07
Алексей-Неважно-Киев,

Большинство "ихних" практик правоприменилова выросли из принципа резонного поведения или не менее резонного сомнения. Нам бы можно и позаимствовать, да вот торгаши сами скатились до превратного толкования своих же канонов, в лучшем случае ведущего к сделкам с правосудием ввиду малоэффективности оного.
6
Владимир Воробьев , 20 января 2016 в 15:17
//Это ничего (повторяюсь),что современная цивилизация и культура созданы религией?//

Ничего, можете считать и так. Хотя это утверждение противоречит фактам.
Основы европейской цивилизации были заложены в Древней Греции и Риме.
Конечно, представления об олимпийских богах влияли на творчество Фидия, но вряд-ли Архимед или Пифагор открывали свои законы с оглядкой на этих богов.
Или Эратосфен Киренский, вычисливший радиус Земли, просил у них совета.
4
Алексей Неважно(Киев) , 20 января 2016 в 15:20
Не говоря уж об обсерватории Улугбека.)
-8
Brion in Zion , 20 января 2016 в 18:10
Кстати, к чести кочевника. Ведь Просвещенная тогда также чухалась от блох, предпочитая мытью (пока мыло от арабов завезли) ловлю ведьм, чуму насылающих. А, да вот еще, пожалуй, максиму credo quia absurdum est
7
Юрий Дрозд , 20 января 2016 в 18:43
Брион, а Вам известно, что до великой чумы европейцы очень активно посещали публичные бани (как до них греки, римляне и другие народы). Но священники объявили, что, чума - наказание божье за всякий разврат, в частности, общественные бани. Отмечу также, что то же мыло было очень даже изестно в античную эпоху. И, конечно, и позже никуда не делось.
-6
Brion in Zion , 20 января 2016 в 19:46
Юрий,

Плато (Фильтуун у арабов) и Аристотель также были известны до арабов, но напомнились (этакий мнезис) именно через последних. И да, русские тоже имели бани--помимо римских терм и меря-саамских саун.
4
Юрий Дрозд , 20 января 2016 в 18:39
ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ , 20 января 2016 в 15:17

А великий ученый Лаплас (кстати, человек верующий) на вопрос (кажется, Наполеона), почему он в своем трактате по небесной механике не упомянул Бога, ответил: "Я не нуждался в этой гипотезе".
3
Юрий Дрозд , 20 января 2016 в 18:35
Какой? Древние греки (как и римляне, вавилоняне, египтяне) были язычниками. Арабы (передавшие греческое наследие в Европу) - мусульманами. Ни без одних, ни без других "современной цивилизации и культуры" не было бы в помине.
2
Тимофей Трубицын , 20 января 2016 в 21:31
АЛЕКСЕЙ НЕВАЖНО(КИЕВ) , 20 января 2016 в 14:40
"Наталья!!!! Это ничего (повторяюсь),что современная цивилизация и культура созданы религией?"
---
Алексей, не спорьте. Наталья, к сожалению, просто не отдаёт себе отчет, какой грандиозный вклад в развитие цивидизации внесли те или иные религии, КАЖДАЯ В СВОЁ ВРЕМЯ.
Когда я разбирался с Ветхим Заветом, я просто офигел от ИДЕИ, что Бог и люди могут заключить договор! (в религиозном смысле слово "Завет" означает "договор").
Причем Бог обязуется этот договор соблюдать!
Ни одна религия, кроме иудаизма, до такого не додумалась! :)
А ведь это основа западной цивилизации - всё должно быть основано на договоре. И это правильно! (imho, конечно. :)

5
Миру Мир , 20 января 2016 в 22:56
Тётя Наташа, благодаря религии человечество перешло от стада к обществу!
11
Алексей Мельников , 20 января 2016 в 14:40
Ощущение лепрозория. Куклусклан какой-то, ей Богу: Чаплин, Рогозин, Охлобыстин (а где Ночные волки с Хирургами и проч.?), Стрелков, Стариков - это зоология. Я вспоминаю встречу десятилетней давности с московским священником (увы, покойным) Георгием Чистяковым - потрясающий человек, мудрец, энциклопедист, гуманист, проповедник - гигантская личность. Отечественный Альберт Швейцер. И - эти вурдалаки. Падение катастрофическое.
12
Сергей Плотников , 20 января 2016 в 14:57
Бог для всех один. Провайдеры разные. А каждый провайдер не терпит конкурентов.
3
Юрий Дрозд , 20 января 2016 в 18:44
Сергей, замечательно!
-7
Brion in Zion , 20 января 2016 в 20:37
Сергей,

Как благостно. Вот только одни нетворки готовы умирать за веру, а другие--убивать всех несогласных. А меж делом--советовать всем, как бы попрогрессивнее Бога и родину возлюбить: поклонись мамоне, эксплуатируй лохов с верой в то, что тебе вверено тысячекрат более талантов, чем другим (маммона хорошо платит, а он ведь не ошибается)--и назови инвестиционную хватку аскезой и делами веры, низкую риск-аверсию--верой, а дивиденды и боттомлайн--"по плодам узнаете". И помнить: малопродвинутость в прозападнической пропаганде и несмирение перед мамонопоклонством есть основной смертный грех.
3
Андрей Дубровский , 20 января 2016 в 22:16
Те, кто, готовы принять смерть за веру и готовые убивать всех несогласных, это, как правило, одни и те же люди. Это христианские миссионеры в Африке и Латинской Америке и нынешние шахиды.
И вообще, прочитав массу ваших комментариев, я так и не понял, что вы хотите донести до аудитории. Зовете человечество в раннее христианство, в средневековье? в таком случае я бы охарактерижовал вас термином Солженицына "образованец", но по сути ваша философия - это мракобесие.
Предыдущая страница 123 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

«Мы искусственно сдерживаем рост». Интервью одного из основателей Prisma Алексея Моисеенкова

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама