Политика / Выпуск № 8 от 27 января 2016

53607 «Мы знаем, что думает Бог»

Опальный Всеволод Чаплин — о том, что не так с РПЦ, должны ли священники критиковать власть и почему шиномонтаж в храме — это нормально, а скрывать общецерковный бюджет — нет

26.01.2016 Теги: как устроено, рпц


Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

Накануне Нового года патриарх Кирилл отстранил от должности руководителя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоирея Всеволода Чаплина в связи с «оптимизацией работы и повышением эффективности» РПЦ. Ну а дальше по нарастающей.

Чаплина исключили из Межрелигиозного совета России, из президиума Всемирного русского народного собора, из президентского совета по взаимодействию с религиозными учреждениями, лишили эфиров на православных каналах «Спас» и «Союз», а также на радио «Комсомольская правда». «Даже критикам Путина не пытаются перекрыть возможность высказывания настолько беспардонно», — написал у себя в Facebook опальный чиновник РПЦ.

Один из самых одиозных служителей Церкви на сайте Change.org теперь собирает подписи под петициями — «Христианская совесть требует открытости церковного бюджета» и «Дать общинам РПЦ возможность избирать священнослужителей». Сбор подписей, правда, идет не слишком активно.

Между тем со времени отстранения от должности Чаплин, оставаясь членом Общественной палаты РФ и настоятелем московского Храма святителя Николая на Трех Горах, уже не единожды похвалил на своей странице в Facebook патриарха за его публичные речи.

Вот такой противоречивый он, Всеволод Анатольевич Чаплин…

 


Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

— Когда шел процесс над Pussy Riot, вы активно публично осуждали девушек за их акцию, говорили, что это не вы сами их осуждаете, а это вам «Бог открыл. Так говорит Господь»…

— Да, это был абсолютно кощунственный поступок. А прощение Бога может произойти только тогда, когда будет принесено покаяние, когда этот поступок будет объявлен неправильным теми, кто его совершил. Другого просто быть не может. Мы действительно знаем, что Бог думает о кощунстве, нет греха, который нельзя раскаять, но именно покаяние открывает двери прощению.

— А откуда вы знаете, что Бог думает?

— Мы знаем. Мы знаем, что думает Бог.

— А мы — это кто?

— Церковь.

— Но церковь — это кто? Вы, патриарх, кто?

— И патриарх, и я. Нас достаточно много. Каждый православный христианин должен знать из Писания и Предания церкви, что думает Бог. А покуда мы верны Священному писанию и Священному преданию, мы знаем, что это то, что говорит Бог. Мы имеем право говорить, что мы знаем, что думает о нас Бог.

— Но есть такая точка зрения, что если ты говоришь с Богом, то это молитва, а если Бог говорит с тобой, то это шизофрения.

— Бог разговаривает с людьми через свое откровение, через Библию и через Священное предание. Он действительно с нами говорит. Он именно таков, каким он сам себя нам открывает. Бог открывает себя нам, и это откровение единственно, истинно и единственно.

— Возвращаясь к сути моего первоначального вопроса, что это вам Бог сказал, что девушек из Pussy Riot нужно осудить, а по поводу вашего увольнения с должности руководителя синодального отдела вам Бог что-нибудь сказал?

— То, что я получаю достаточно большую степень свободы, и это очень хорошо.


— Так Бог приветствовал это решение патриарха?

— Он дал мне ту степень свободы, на которую я даже не рассчитывал. И я считаю, что это хорошо.

— То есть Бог одобрил решение патриарха?

— Мне так сейчас лучше. Бог мне говорит, что мне сейчас лучше быть без этой должности, для того чтобы иметь возможность больше говорить правды.

— Я все-таки не поняла, он одобрил?

— Да-да. И я сам тоже его одобрил.

 

Циничные элиты


Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

— Но в связи с тем, что вас уволили с должности, вы все-таки очень многое потеряли, и, как мне кажется, вы достаточно сильно переживаете по этому поводу.

— Я обрел больше свободы.

— Свободы, я понимаю. Свобода — прекрасно. Но есть вещи, которые вы…

— Мог бы я на той должности осудить господина Володина? И сказать, что Володин и володинщина — это страшная угроза для России? Раньше я этого сказать не мог, а сейчас могу. С одной стороны, Володин пытается командовать обществом, а не говорить с ним, он нетерпим к любым спорам и разногласиям с собой, он не в состоянии ответить на те серьезные нравственные обвинения, которые в его адрес высказываются в интернете. И поскольку многие считают, что он стремится к президентской власти…

— Володин?

— Да. Многие так считают.

— Он же сказал, что пока «есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России».

— Ну, значит, президент должен прислушиваться к тем, кто льстит ему в крайней степени, потому что за такого рода лестью очень часто следуют удары в спину. (Лучший способ донести на чиновника — сказать его начальнику: «Он метит на ваше место»Прим. ред.)

— После вашего увольнения вы много говорили о власти. Вот например: «Некоторые считают, что можно минимизировать общественную дискуссию, не замечать того, что происходит в умах людей, в сфере общения между людьми, и так спокойно доживем до 17—18-го года. Господа, так не будет. Если мы будем пытаться замолчать какие-то проблемы, мы можем отложить катастрофу на год или на два, но мы не сможем ее избежать. Сегодня нужно приходить на смену уставшим коррумпированным циничным элитам, проявлять свое гражданское действие на уровне села, города, региона, страны и в целом всего мира». То есть вы считаете, что стране необходима смена власти?

— Смена элит.

— Это кого вы считаете элитами?

— Верховный правитель, который все-таки пользуется поддержкой народа, вполне на своем месте, а среди управленческих элит и особенно среди тех, кто от имени государства рулит экономикой, слишком много тех, кто оглядывается не на собственный народ, а на рекомендации Запада. У многих основная часть имущества, денег находится на Западе, у многих там находятся самые близкие люди. И это катастрофа для страны. Вот эти элиты точно должны уйти. И в первую очередь это, конечно, касается людей на стыке экономических процессов и политических процессов.

— Это министры, это депутаты?

— Думаю, что весь экономический блок правительства должен уйти.

— Те, кого называют «либералами» и с кем «патриоты» теперь активно борются?

— Какие это либералы? Это люди, которые выполняют указания внешних сил, Международного валютного фонда, Всемирного банка. Эти организации нужно просто начать игнорировать, они являются сторонниками одной из существующих экономических теорий, теории достаточно спорной, они являются сторонниками правил, по которым Россия всегда проиграет.

— Есть масса разумных людей, которые вполне могут эффективно управлять российской политикой. Это Глазьев, это Рогозин, это…

— А политикой — Дугин.

— Кстати, я бы большой власти ему не давал, но ко многим мыслям бы прислушивался. Этот человек вполне мог бы стать одним из руководителей российского информационного пространства.

— Мне кажется, что если ваша модель управления страной реализуется, то это будет страшной катастрофой для страны, потому что тогда Россия совсем замкнется в себе.

— Нет, она не должна замыкаться в себе, а свою модель построения общества и государства, свою модель построения экономики пропагандировать в мире.

— А какая своя модель? Ну общество — понятно — православное, консервативное. А какая экономика?

— Экономика без банковского процента. Современная банковская система должна исчезнуть. Экономика, основанная на проектном финансировании, опять же без употребления банковского процента, и на повышенном внимании к человеку. Вкладывать сегодня нужно прежде всего в человека.

— В какой стране есть такая банковская система?

— Во всех исламских странах.

И в плане нравственного очищения экономики нам нужно исламский мир догнать и перегнать.

— Вы говорите, что есть доверие к главному человеку в стране — к Путину. Но во многом процент доверия к нему — это результат телевизионной пропаганды, которая многие-многие годы его прославляет.

— Так или иначе человек себя проявил и в поступках…

— В каких, например?

— Это способность защитить русских людей и наших союзников в самых разных местах.

— Где, например?

— Балканы, Сирия, Абхазия, Южная Осетия.

— А почему тогда он не защитил наших русских людей, например, в Туркмении, а просто отказался от них взамен на выгодный газовый контракт?

— Почему отказался? Живут достаточно неплохо. Я недавно там был, и, очевидно, Россия все-таки вносит свой вклад в то, чтобы эти люди жили нормально.

— Власти Туркмении поставили перед русскими, проживающими в Туркмении и имеющими двойное гражданство, условие — выбор гражданства. Либо российское —  либо туркменское. Если выбираете российское, то уезжайте в Россию. А куда им ехать в Россию? Что Россия сделала для этих людей? И в итоге большинству русских в Туркмении пришлось отказаться от российского гражданства.

— Так или иначе, живут сегодня достаточно неплохо, их не убивают, их не выгоняют с насиженных мест.

— Вы знаете, что в Туркмении практически не платят пенсии? На что жить этим русским людям, если у них нет детей? Из-за вынужденного отказа от российского гражданства они теперь не получают российские пенсии.

— Там есть социальные обязательства государства, которые все-таки достаточно велики…

 

Чаплин как есть

— Путин не дал Западу раздербанить Россию, Путин проявил политическую волю в целом ряде мировых процессов. Люди это видят. Понимаете, риторика на самом деле у Путина это не самая сильная сторона. Если бы пропаганда была решающим фактором в его имидже, в его восприятии людьми, то раскручивали бы ораторские способности, усиливали бы их.

— Ну, он совсем неплохо говорит. Последняя декабрьская пресс-конференция, правда, была у него в провале, а так он складно говорит.

— Он скорее все-таки говорит как технический менеджер, а не как великий вождь, но, даже несмотря на это, люди понимают, что очень многие его решения — это действительно независимые решения, созвучные воле народа, а не каких-то внешних сил и не тех элит, которые командовали у нас в 90-е годы, то есть олигархов, которые победили в несправедливой приватизации.

— Ну хорошо. Вернемся тогда к оценке вашей деятельности.

— Хочу привести цитату Кураева: «Чаплин — запредельный циник и, полагаю, атеист. Во всяком случае, мне из его пьяных уст доводилось слышать: «Это… (нецензурное слово, производное от обозначения процесса совокупления, запрещенное к употреблению Роскомнадзором. — Е.М.) православие». Прав Кураев?

— Вот этой фразы я не помню. Я не помню, чтобы я ее произносил.

— Вы ее не помните, но она могла иметь место?

— Не знаю, вряд ли. Оставим это на совести отца Андрея.

— В интернете есть фотографии, где вы за столом, чувствуется, что уже в расслабленном состоянии…

— Вино люблю, но вот таких фраз не припоминаю.

— А вино часто пьете?

— Ну иногда пью, да, почему нет.

— А покрепче?

— Нет, уже давно нет.

— Но это возможно для иерарха церкви?

— Абсолютно. А что в этом плохого?

— Мне кажется, что в отторжении некоторой части общества от Церкви есть и ваша вина. Это связано в том числе и с вашими комментариями и оценками. Ведь вы комментировали всё, как, извините, недавно Псаки из Госдепа или как сейчас Захарова из МИДа. Ваши комментарии не всегда попадали в настроение общества, иногда это было крайне резко, это было неправильно…

— Общество нужно перевоспитывать. Общество должно слышать правду, общество должно меняться. Подстраиваться под общество я никогда не хотел. Я считал и считаю, что оно должно измениться,

оно (общество) должно услышать о настоящем христианстве — не политкорректном, не толерантном, а о настоящем христианстве, которое касается абсолютно всего, что происходит в жизни человека и общества. И только такой может быть путь к этому настоящему христианству.

— Я даже не про христианство. Вот смотрите, ваш комментарий 2012 года после известной рокировочки: «Когда еще в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески. Это настоящий пример доброты и нравственности в политике».

— Слава богу, что это в России впервые получилось. У нас ведь очень часто убивали царей или иных политических лидеров, иногда их отстраняли от власти в ходе переворотов и заговоров. У нас только, пожалуй, Ленин и Сталин умерли, как считается, своей смертью.

— Еще Брежнев, Черненко, Андропов.

— Да. Но вот передачи власти одного лица другому…

— А Горбачев? Разве не мирной была передача власти Ельцину?

— Он не хотел уходить. Вот Ельцин Путину передал власть. Путин Медведеву передал власть.

— А вы думаете, что Медведев хотел уходить?

— Я не знаю.

— Думаю, он вынужден был это сделать.

— Не знаю, может быть. Но, так или иначе, не произошло ни заговора, ни переворота, ни бунта, ни революции, ни устранения одного политического деятеля другим.

— Кстати, очень многие не могут простить Медведеву такую передачу власти, потому что при Медведеве, казалось, начались прогрессивные изменения в обществе. Появились новые значимые проекты, как «Сколково» например.

— Ну и что с ним стало, с этим «Сколково»?

— У Путина и Медведева разные принципы управления. То, что делается сейчас в стране, — это конкретное закручивание гаек.

— Здесь, конечно, можно сказать, что закручивания гаек мало, нужно, наоборот, оживление общественной дискуссии. Я считаю, что все должно постепенно идти к определению каких-то новых параметров Конституции, в том числе идейных ценностей, которые лежат в ее основе. Нужно идти к предоставлению большего самоуправления на местах, в частности, выборности губернаторов, к тому, чтобы экономические процессы определялись не регуляторами, живущими по принципам рыночного фундаментализма, а регионами, которые, поверьте, лучше знают о том, что им экономически нужно, чем люди, которые копируют западные рецепты.

То есть сильная центральная власть, если хотите, монархическая или квазимонархическая власть в России нужна: мы страна, которая не может жить без сильной и персонифицированной центральной власти. Но она должна советоваться с народом,

и все, что касается местных компетенций, включая экономические правила игры, должны определяться на местном уровне, на уровне регионов.

 

Церковная вертикаль


Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

— А в церкви нужна вертикаль власти?

— Да, все-таки власть епископа в епархии должна быть. Это должна быть прежде всего власть арбитра, это должна быть власть человека, который ответственен за соблюдение канонов церкви. Но это не должна быть власть, которая берет на себя все административные функции и все кадровые функции, включая и мелкие. Харизма общецерковного лидера, харизма лидера местной церкви, то есть епархиального епископа в истории, в том числе и церкви, мало совпадала с административной харизмой. Я убежден в том, что власть епископа не должна быть намертво связана со всеми административными полномочиями, включая финансовые…

— Но это зависит от характера человека. Мне думается, что Кирилл не в состоянии поделиться с кем-то своими полномочиями.

— Это зависит от того, как выстроена система. Поэтому и нужно добиваться того, чтобы центров принятия решений было больше, чем один.

— Еще одна ваша цитата: «Думаю, что долго он (имеется в виду патриарх) не продержится. Думаю, что это противоречие между верой в личную харизму и окружающей реальностью будет только усиливаться». А куда может деться Кирилл, он же пожизненный патриарх?

— Он может и надорваться,

он может завести церковное управление в такой тупик, из которого просто не будет выхода, и начнется дезинтеграция системы. К сожалению, очень многие решения принимаются без всякого обсуждения, харизматично (можно слово «харизматично» поставить в кавычки), на бегу, за 30 секунд, без совещания, без рассмотрения письменных предложений.

— Ну это та самая вертикаль власти, от него все зависит.

— Это не вертикаль, это пародия на вертикаль. Это вера в личную харизму, которая делает многие решения непродуманными, очень часто противоречащими друг другу, очень часто лишенными достаточного информационного и дискуссионного бэкграунда. Так, конечно, долго продолжаться не может. У Святейшего патриарха еще есть шанс измениться, остановиться в этом сползании в…

— В тоталитаризм?

— …в верховенство личной харизмы. Но этот шанс может быть реализован только тогда, когда решения перестанут приниматься единолично, и когда они будут максимально системными, и когда значительное количество полномочий будет передано епархиям, синодальным учреждениям и иным церковным институтам.

— Но это вопрос личных качеств патриарха. Возможно, это проявление каких-то диктаторских черт?

— Всякое может быть. Личные качества тоже иногда могут изменяться.

— Но не в его возрасте и не в его нынешнем положении.

— Посмотрим.

— Вот вы недовольны, что патриарх не высказывает категоричных оценок в адрес власти. Думаю, это в том числе из-за его опасений потерять расположение властей. Ведь за последнее время государство слишком много дало церкви. Например, передача музеев церкви. В случае чего, власть может и прекратить этот щедрый процесс.

— Есть однозначное требование закона о том, чтобы имущество религиозного назначения было возвращено. Я считаю, что это очень справедливо, потому что, извините, то, что было украдено, нужно вернуть.

— Но ведь церковь не всегда может сохранить то, что ей передают, и в итоге великие раритеты постепенно уничтожаются.

— Тем не менее здания поддерживаются, здания восстанавливаются.

— Я имею в виду прежде всего иконы.

— Об иконах мы сейчас речь не ведем, идет речь о зданиях. Это прежде всего здания храмов и иные здания религиозного назначения. И поверьте, церковь их поддерживает лучше, чем государство. Вспомните хотя бы тот же Новодевичий монастырь, из-за которого было много разных копий сломано. Стены этого монастыря в лучшие даже периоды управления этим монастырем Государственным историческим музеем оставались в очень печальном состоянии.

— А Исаакий? Даже сложно представить, что это может быть передано церкви.

— Почему сложно?

— У церкви есть возможности содержать Исаакиевский собор?

— Конечно. Содержит же церковь храм Христа Спасителя.

— Это новое здание.

— Пожалуйста, Елоховский собор.

— Но, насколько я помню, в храме Христа Спасителя церковь не оплачивает коммунальные услуги.

— Оплачивается все за счет фонда (Фонд храма Христа Спасителя. — Е. М.).

— А деньги в фонде откуда?

— Он сдает в аренду зал и делает совершенно правильно. Там проводятся концерты, там проводятся конференции…

— Там есть даже шиномонтаж…

— Шиномонтаж — нормальная вещь. А почему его не может там быть?

— Ну все-таки это храм.

— Почему там не может быть автомойки, если там есть абсолютно светский зал — зал церковных соборов, и почему там не может проходить концерт, например, рок-группы или каких-нибудь популярных исполнителей. Я не люблю попсу, но в этом зале она вполне уместна, а то, что там зазвучал рок, я считаю, это очень хорошо, это лучше, чем попса, с моей точки зрения.

— А варьете там возможно?

— Нет. Именно поэтому мы отслеживаем то, что там происходит.

 

Кто всех краше и милее?


Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

— Ваша цитата: «Считаю, что и сейчас выражаю мнение подавляющего большинства людей церкви не в меньшей степени, а то и в большей, чем все официальные лица». То есть вы этим фактически противопоставляете себя патриарху?

— Отчасти да, но я считаю, что настроение нашего верующего народа все больше расходится с той тепло-хладной и слишком осторожной позицией по многим гражданским вопросам, какая есть у наших иерархов. Люди не боятся очень критически говорить о многих действиях властей, причем называя конкретные имена, наши верующие люди редко высказываются положительно о местных руководителях, высказываются о них в основном негативно. Понятно, эмоции, связанные с экономической политикой. Очень многие люди пишут в церковь, жалуясь на произвол чиновников, жалуясь на то, что они оказываются в кредитном плену, в руках бездушных банков и коллекторов.

— А чем церковь в этой ситуации может помочь?

— Ходатайствовать перед властью. И ходатайства такие осуществляются от церкви.

— Например, чтобы банк реструктурировал долг?

— Нет. Мы пишем в органы власти, потому что в банки писать бесполезно. Вот яркий пример. Приходят сюда, в храм, люди, которые взяли валютную ипотеку, правительство высказалось в том духе, что они сами виноваты. Но надо иметь в виду, что банки часто отказывали в ипотеке в рублях и предлагали только ипотеку в валюте. Сейчас людей пытаются лишить единственного жилья, и на разных уровнях церковь ходатайствовала об этих людях…

— Помогли ходатайства?

— Ответом обычно бывали отписки. Удавалось решить буквально одну проблему из 20—30. Понятно, что пишут самые разные люди. Некоторые проиграли дела во всех судебных инстанциях и продолжали писать, что к ним относятся несправедливо. Я считаю, что оспаривать решения судов церковь не должна, особенно в конечной инстанции. Мы всегда старались ходатайствовать, и все больше становилось понятно, что любые письма, даже отправленные на самом высоком уровне, кидаются в корзину, поэтому нужно какие-то вещи обозначать публично. Нужно критиковать власть, в том числе конкретных людей критиковать. Вот это Святейший патриарх отказывается делать.

— А почему, как вы считаете?

— В ответ на предложение это делать все чаще высказываются опасения с кем-то поссориться.

Вот не нужно бояться ссориться с тем или иным государственным деятелем! Он должен быть благодарен, если мы 51% слов будем говорить в его пользу на 49% против. Чиновники и генералы бизнеса слишком привыкли к тому, что мы постоянно их хвалим, обвешиваем наградами, боимся сказать поперек…

— А что изменится в жизни чиновников, если церковь их не будете хвалить?

— Абсолютно ничего. И смысла в похвалах особого я не вижу.

— Церковь не обладает тем авторитетом, с помощью которого она могла бы повлиять на отношение населения к чиновникам.

— Обличать любого из них можно и нужно. Некоторые задумаются.

— Вы говорите о том, что верховным иерархам стоит критиковать власть. Хорошо, но вы же сами сказали, что не критиковали, не могли критиковать Володина, находясь на своей должности. И только сейчас обрели свободу.

— Тогда я был в системе, но я критиковал многих других. Просто имел место прямой запрет на критику людей из руководства.

— Со стороны патриарха?

— Скажем так: он был в церковной системе. Хотя очень многих критиковать было нужно, и наш долг это сделать. Это касается, например, Голодец, которая пыталась замотать наше предложение по выводу абортов из системы ОМС. Это касается городских властей Москвы. Вот, пожалуйста, обращаются люди с опасениями относительно строительства так называемой Северной рокады через Москву, через московские парки, в частности, через Кусковский парк ее планируется вести, в 60—70 метрах от древнего храма Успения в Вешняках. Люди обращаются. Ясно, что это проект господина Хуснуллина (заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.Е. М.). Почему не сказать господину Хуснуллину: «Вы не правы»? Причем, если верить авторам обращения, это будет часть дороги, связывающей Санкт-Петербург и Казань. Так зачем ее вести через Москву, почему ее нельзя провести в 50 километрах от Москвы? То есть вот таких странных проектов у нас сейчас достаточно много, и про них нужно прямо говорить.

Строится сейчас рядом с храмом Воскресения в Кадашах (древний храм, очень уязвимый, очень хрупкий) элитное жилье. Надо тоже об этом прямо говорить, но боимся поссориться. Пусть привыкают все эти власть имущие, что церковь может с ними говорить, в том числе критически. За что-то может иногда их похвалить, а за что-то поругать.

— Вы сейчас говорите про дороги, но я не помню, чтобы церковь, например, отстаивала Химкинский лес, когда была борьба за то, чтобы трассу не прокладывать через лес.

— Ну я, по крайней мере, приглашал Чирикову в свою телепрограмму на канале «Мир», мы там дали возможность высказаться ей и так аккуратно в ее поддержку что-то сказали.

— Но аккуратно?

— Аккуратно. Был такой грех, да.

 

«У епископа должен быть тронный зал»


Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

— Мне думается, что если бы церковь слишком сильно критиковала власть, открывала рот там, где не надо, то у патриарха не было бы роскошного дворца под Геленджиком, не было бы персональной яхты, с которой он этим летом нырял в море…

— Про персональную яхту я ничего не знаю, я не уверен, что она персональная. Резиденция есть в Геленджике, она называется «Духовно-культурный Центр Русской Православной Церкви под Геленджиком».

— Из-за этой резиденции перекрыта пешеходная дорога, местные жители вынуждены ходить по шоссе, рискуя жизнью, и уже есть люди, сбитые на этой трассе, заблокирован доступ жителей ближайшего села к кладбищу…

— Административные мероприятия там проводились один или два раза, может быть, два или три раза заседания Священного Синода там имели место. Культурных мероприятий не было совсем, по крайней мере, мне неизвестно ни о каком концерте или выставке, которые бы там проходили. Вопрос, конечно, есть серьезный: сколько это все нужно в нынешних условиях эксплуатировать или просто законсервировать до лучших времен.

(Для сравнения: ответ Чаплина на аналогичный вопрос в 2011 году на сайте Общественной палаты.Е.М.)

Резиденция, конечно, патриарху нужна. Ему нужно принять главу государства, устроить обед для какой-нибудь иностранной делегации, прием, посовещаться с людьми, которые могут в какой-то момент сказать: «Больше в этот клоповник мы не поедем, пусть приезжает к нам». Это все нужно. Но в известных, конечно, пределах. Действительно, есть хорошая резиденция в Даниловом монастыре, есть историческая резиденция, маленькая и уютная, в Чистом переулке, есть храм Христа Спасителя, где можно проводить мероприятия любого масштаба.

— Да уж, не бездомный патриарх…

— А насколько нужно все остальное — большой вопрос. В условиях, когда очевидны трудности у церковного бюджета…

— Разве этот дворец под Геленджиком строился на деньги церкви?

— Я не знаю. А кто это знает — большой вопрос. Я не уверен, что он строился на деньги государства.


Фото: openbereg.ru

— Тем не менее перевозит патриарха отдельный самолет, который предоставляет государственная компания «Россия», его охраняет ФСО…

— Ну обычно самолет оплачивает принимающая сторона во время того или иного визита. И это частные борты, а не государственные.

— Если мы говорим про благосостояние патриарха, то даже его облачения, в которых он появляется на праздничных богослужениях, становятся все дороже и дороже. Немного аскетизма православным иерархам совсем бы не помешало.

— Во время богослужения епископ изображает царствующего Христа, Христа-царя, Христа во славе. И часть православной традиции, часть, если хотите, Бога, данной Богом откровенной традиции — это особое облачение архиерея, это особое место для него в храме. Это место часто бывает огорожено, это место, которое может занимать пятую или даже четвертую часть храмового пространства, сколько бы в храме ни было других людей. Вот такова православная традиция, если хотите, она как раз связана с монархическим идеалом. И в советское время епископы, которые часто ютились в церковных сторожках и в маленьких деревянных домиках, старались даже там устроить некое подобие тронного зала. У епископа должен быть тронный зал.

— Нескромно.

— А мы же не советское и не постсоветское учреждение, мы учреждение, в котором поддерживается, если хотите, монархический дух и убежденность в том, что каждая особенность ритуалов, связанных со священником или епископом, имеет огромное священное значение. Значение, простирающееся из этой жизни в вечность. Вот так. Это не значит, что епископ должен принимать все административные решения, это не значит, что должен скрываться от людей церковный бюджет…

— А почему, кстати, скрывается церковный бюджет?

— На этот вопрос я абсолютно не могу найти разумного ответа. С точки зрения христианской нравственности, с точки зрения возможного умолчания о каких-то вещах, которые люди хотят оставить анонимными, например, пожертвовал человек какую-то сумму, может быть, он не хочет, чтобы его имя знали, чтобы о его доле кричали на улицах, — именно поэтому я считаю абсурдным предложение, которое периодически делается, — установить кассовые аппараты для приема пожертвований, принимать их при предъявлении удостоверения личности. Это все, конечно, нехристианские по духу идеи.

— Удостоверения личности, может быть, и ни к чему. Но почему кассовые аппараты не установить? Для того чтобы знать, сколько денег в итоге получил приход, для чистоты отчетности.

— Без всяких кассовых аппаратов ведется учет средств.

Часто люди жертвуют, просто опуская деньги в кружку или в ящик, но потом эти деньги актируются. Так что в приходах финансовая дисциплина есть. А вот дальше начинается вопрос: почему мы не можем открыть доходы и расходы общецерковного бюджета?

Вот это абсолютно абсурдная ситуация.

— А вы обсуждали этот вопрос с патриархом?

— Лично нет, но ставил его на одном из совещаний, в ответ все мило посмеялись, кто-то сказал: «Вы же понимаете…» Что понимаю? Ничего не понимаю. Я не вижу абсолютно никаких оснований для отказа публиковать бюджет.

— А при Алексии бюджет был открыт?

— При Алексии в больших отчетных докладах патриарха публиковались некоторые цифры. Цифры носили очень общий характер, но, по крайней мере, это было что-то, что можно было обсуждать. В советское время направлялись в органы власти определенные цифры. А в постсоветское время они озвучивались публично, опять же в очень общем виде. Сегодня стоит поставить вопрос о том, чтобы люди знали, по крайней мере, основные статьи расходов церковного бюджета. Например, это содержание духовных школ, хотя я не уверен, что Московская духовная академия и семинария сейчас получают хоть какие-то средства из церковного бюджета. Может, получают, но нерегулярно и мало. Это содержание синодальных учреждений, где основная трата — это зарплаты. Это содержание аппарата Московской патриархии и всех людей, которые работают лично на Святейшего патриарха. Это международная деятельность, это визиты, это протокольные мероприятия… Да вот, пожалуй, и все.

— Ну и сам патриарх.

— Сам патриарх ничего не получает. Речь идет об оплате услуг людей, которые работают лично на патриарха.

— Но одежда, содержание.

— Это все дарят.

— Одежду?

— Конечно. Дарят епархии, дарят московские приходы, дарят во время визитов, дарят благотворители. Я практически уверен, что ничего он не заказывает нигде и не оплачивает.

— Да что вы?

— Точно так же и священнику дарят облачение. Вот я…

— Вот то, что на вас сейчас, — это тоже подарок?

— Это, извините, личная одежда, если хотите, нижнее белье, подрясник. Подрясник я купил. (Надо сказать, что подрясник на Всеволоде Анатольевиче Чаплине был изумительный: явно из дорогой ткани, цвета маренго, а завершал образ священнослужителя большой стильный крест из серебра с вкрапленными лиловыми аметистами огранки кабошон. — Е.М.) А богослужебное облачение я не покупал ни разу. Оно либо принадлежит приходу, либо принадлежит мне. Но то, что принадлежит мне, я не покупал. Единственный крест, который я купил, он сейчас на мне, я купил его в Иерусалиме просто потому, что это был Иерусалим, а все остальные кресты мне кто-то подарил.

 

«Простить обидчика было бы некорректно»


Патриарх Кирилл / ТАСС

— Возвращаясь к тому, что вы много и по разным поводам высказывались. В одном из ваших недавних интервью я прочитала, что у вас редко были встречи с патриархом. Тогда получается, что то, что вы высказывали, — это было вашей точкой зрения, а не мнением церкви и патриарха?

— А мнение патриарха и мнение церкви — это не всегда одно и то же. Я ориентировался, конечно, и на него, но не в меньшей степени на то, что думают и как себя ощущают наши священнослужители и наши верующие. Это консервативные люди, это очень часто сторонники монархии, это люди, которые стоят за самое решительное нравственное обновление общества, за возвращение настоящей нравственной составляющей жизни страны. Я знаю, как живут и чем дышат эти люди, поэтому всегда старался ориентироваться на них.

— Несколько лет назад был известный скандал по поводу квартиры патриарха, когда его сосед по Дому на набережной, бывший министр здравоохранения Шевченко был вынужден выплатить 20 млн рублей по суду за то, что библиотеку патриарха повредила нанопыль от ремонтных работ в квартире Шевченко. Эта нанопыль уникальна. Никто о такой пыли не слышал ни до, ни после скандала. Шевченко был тяжело болен и для того, чтобы выплатить 20 млн патриарху, ему пришлось продать другую квартиру. Ему нужно было срочно ехать на лечение за границу, а выезд для него был закрыт из-за того, что у него был долг перед Кириллом. Патриарх же по поводу этой ситуации сказал так: «Простить обидчика было бы некорректно». Вы считаете, это правильным?

— Ну я бы лично так не поступил. А что уж там было между ним и господином Шевченко, я не знаю.

— А вы говорили с патриархом когда-нибудь на эту тему?

— Нет.

— А как в церкви восприняли тогда эту историю?

— Она мало обсуждалась. Я не думаю, что кто-то придавал ей большое значение. Личных конфликтов бывает много. Знаете, каждый третий-четвертый прихожанин жалуется на соседей, на исповеди рассказывает о конфликтах с ними. Такая вот жилищно-коммунальная история…



79 комментариев

-20
Петр Попов , 27 января 2016 в 09:01
Елена Масюк, видимо, воспринимающая жизнь через призму культа золотого тельца, всё время пыталась свести тему интервью к финансовым злоупотреблениям.

Гораздо интереснее было бы услышать от человека, долгие годы заведующего внешней церковной политикой, ответы на более, по моему мнению, важные вопросы.

Почему Русская Православная Церковь вместо того, чтобы выдвинуть, под угрозой отлучения и анафемы, ультиматум Путину о полном запрете абортов, однозначно признаваемых Вселенским Православием убийствами невинных беззащитных детей, довольствуется только «предложениями» на уровне заместителя председателя Правительства РФ Голодец, о всего лишь «выводе» злодейства из системы ОМС, пытаясь заниматься при этом, такими совершенно не касающимися её делами, как пропаганда национального патриотизма, согласование строительства дорог, проблемами невозврата банковских кредитов, вопросами местного самоуправления и сохранения парков?

Какой Путин «православный», если в его власти провести любой, даже самый непопулярный закон, а он до сих пор не пресёк столь явного проявления сатанизма?

Почему царя-ирода при этом, пускают в храмы на богослужения и позволяют ему пользоваться авторитетом Церкви в политических целях?!
-8
Петр Попов , 27 января 2016 в 10:29
Апостол Павел, в Первом послании к Коринфянам, вразумлял христианское священноначалие такими словами:

"Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу."
-3
Наталья Васильева , 27 января 2016 в 14:33
Да, в Библии много глупостей.
-2
Петр Попов , 29 января 2016 в 13:47
Голос Бога, который может воспринять человек - голос его совести.

Религия предназначена для раскрытия совести в душе.

Очень надеюсь, что с отцом Всеволодом (Чаплиным), Бог всё же иногда говорит.
0
Петр Попов , 29 января 2016 в 14:02
Если Вам не хватает терпения основательно разобраться в вопросе – посмотрите фильм Павла Лунгина 2006 года «Остров».

Возможно, Вы измените своё мнение.
0
Петр Попов , 31 января 2016 в 11:42
«По делам их узнаете их». (Матфей 7:20)
13
Светлана К , 27 января 2016 в 17:33
и? кто из патриархии подражает? кто терпит голод и жажду, и своим примером вдохновляет людей? кто в лачуге живет, лишения терпит и пешком ходит? а трудится-то кто?
0
Юрий Дрозд , 29 января 2016 в 23:11
Например, Чаплин?
6
Дмитрий Кузьмин , 27 января 2016 в 18:50
Вот совсем не волнует, что писали апостолы... Кроме дележа власти и намеки на то, что нужно делится я в этом писании апостола ни чего не вижу. Весь текст противоречит тому, что говорил и что пытался донести Христос. Какой же тогда Павел - апостол?
2
Федор Паровозов , 28 января 2016 в 09:35
Я думал у попов цемент в голове, а у них там гречневая каша и они ею пытаются нас накормить. Знает он что бог думает... - совсем удивил... Пусть тогда спросит когда доллар опять по 28 рублей будет?
4
Сергей Булавский , 28 января 2016 в 18:15
Ну прелесть! Чаплин, как Мессия,
Явился нам из интервью!
И непотизм, и симонию
Обрёк он смраду и огню!

Чреват анафемой, расколом
Сей проповедник новой школы!
Он Предстоятеля язвит!

Громит Святейшего пороки,
Извлёк из прошлого уроки -
И адским пламенем грозит!

Откуда пафосность и смелость?
Куда его смиренье делось?
И верность курсу, и напор?

Тут я не прав - напор остался!
Всего лишь вектор поменялся,
Зато умножился позор!
0
Анатолий Seliverstov , 1 февраля 2016 в 10:17
Федя, вы знаете поговорку народную: "Нахрена попу гармонь, коли у него кадило есть!"?
0
Анатолий Seliverstov , 1 февраля 2016 в 10:15
А вы не заметили, что ваш Христос никогда и ни где не работал? Шатался по Иудее, как бомж, и поучал в том, чего сам не умел делать.
12
Светлана К , 27 января 2016 в 17:51
все правильно Елена Масюк спрашивала. для того, чтобы доверие было, все финансы и доходы должны стать "прозрачными", т.е. доступными. а "царя-ирода" пускали в храмы, пускают и будут пускать, потому что от одной кормушки кормятся.
Тут я как-то посмотрела "вырезанные кадры" из старых советских комедий. Так из "Иван Васильевич меняет профессию" вырезали кадр, (вернее, заменили на другую реплику), когда Иван Васильевич спрашивает: "А кто оплачивает банкет?". По оригинальной версии Жорж (Куравлев) ему отвечает: "Народ, батюшка, народ"
И сейчас все материальные блага и "царя", и патриархии оплачивается народом, большинство которого живет в 21 веке как в средневековье. А насчет абортов рассуждать не церковное дело и не государственное, а личное дело людей, которые принимают это или другое решение. Условия для жизни нужно создать нормальные для начала, чтобы дети росли на радость родителям, а потом уже и рассуждать об абортах. а в школах обязательно нужно учить подростков, как этого избежать и предохраниться.
13
Дмитрий Кузьмин , 27 января 2016 в 18:48
Конституцию почитайте - в ней ни слова про МП РПЦ как институт государства. Поэтому, церковь не может и не должна лезть в дела светского государства и ставить там, какие то ультиматумы. На каком основании при монастырях есть детские дома? В каком законе их существование предусмотрено?
Почему Гундяева охраняет ФСО? И почему в конце концов государственные чиновники должны быть православными - Вы совсем уже головой православнулись что ли?
0
Елена Ручкина , 14 февраля 2016 в 13:52
Если запретить аборты, ничего хорошего здесь тоже не получится. Потому, что неминуемо будет расти число криминальных абортов, что приведет к увеличению смертности. Это такое злодейство, как и сами аборты, другая сторона медали.
16
bob benk , 27 января 2016 в 09:08
Почему царя-ирода при этом, пускают в храмы на богослужения и позволяют ему пользоваться авторитетом Церкви в политических целях?!
********************************
Потому-что в в далекой,дикой стране Тартарии это норма.
13
Георг Х , 27 января 2016 в 09:20
Какое-то у него (удалено модератором) на фото, внутреннее духовное состояние человека так или иначе видно по глазам и по внешности.
5
bob benk , 27 января 2016 в 09:32
Думаете это в следствии гибридации?....
Шутка....
6
Вадим Нестеровский , 27 января 2016 в 11:28
Скорее, в следствии ДЕБИЛИЗАЦИИ.
4
Светлана К , 27 января 2016 в 17:52
скорее алкоголизации...
15
Owod_ RUS , 27 января 2016 в 13:04
Поп, вывернутый наизнанку - малоприятное зрелище, потому и фото такое.

А уж поп, утверждающий, что он смог постичь (!!!) промысел божий ("Мы знаем. Мы знаем, что думает Бог.") - это вообще "райский ад", нонсенс, артефакт какой-то... )))

Спасибо Елене Масюк. Жаль только, что большинство "православных" эту (по их мнению) "ересь" никогда не прочтут, а если и прочтут, то скажут - не зря же этого "демона" "святейший" погнал от "светлого престола"...
1
Dr. Eric Gaijin , 28 января 2016 в 19:19
OWOD_ RUS , 27 января 2016 в 13:04
Елене Масюк, действительно, спасибо, хотя вопросы этому мракобесу можно было бы задавать пожёстче. Ну с какого перепуга РэПэЦэ вдруг стала определять внутреннюю и внешнюю жизнь соседней со мной страны? Если бы какой-нить мулла или Астанайский-сатанайский поп попробывал учить моих детей как им жить - забросали бы кизяком, и это в 'авторитарном Казахстане'. Наблюдаю со стороны - поповщина наступает :-)
1
Юрий Дрозд , 29 января 2016 в 23:15
OWOD_ RUS , 27 января 2016 в 13:04

Вообще-то, согласно каноническим взглядам христианства (хоть восточного, хоть западного) "Мы знаем. Мы знаем, что думает Бог" - это величайшая ересь. Ибо "пути Господни неисповедимы".
14
Анатолий Seliverstov , 27 января 2016 в 15:16
По высказываниям Чаплина видно человека властолюбивого, честолюбивого, обуянного гордыней, власти жаждущего. История церкви нам показывает непрерывающиеся столкновения между верховными попами за власть и за бабло. Эти отожравшиеся мужики (высшие иерархи) никогда не ударили палец о палец, не создавшие ничего полезного, присвоили себе право поучать нас и, превратив в божье стадо и рабов божеских, стригут с прихожан свои барыши и возле дворца Путина в Геленджике строят свои дворцы. Гордыню (самый великий грех по христианской вере), господин Чаплин, поубавьте и простите своим оппонентам, как это рекомендует Ваш Христос. Покайтесь в своей гордыне и идите работать. На что живёте, на подаяния немочных и нищих? Не стыдно?! А Гундосого вообще нужно куда-нибудь в село, на выселки, пусть вкалывает на земельке.
0
Юрий Дрозд , 29 января 2016 в 23:16
Ибо отец гордыни - Сатана, в своей гордыне восставший против Бога.

(Прошу прощения, я не отношу себя к верующим, но элементарное понятие о сущности христианства имею)
10
Igor' Vest , 27 января 2016 в 18:49
Иногда вместо того, чтобы с человеком спорить, достаточно просто дать ему возможность высказаться. И все становится ясно. Плюс внешние признаки, конечно. У человека в голове каша из утопий, традиций и безграмотных идей. И это типичный представитель. Но, если учесть, что "чудесное" возрождение церкви началось с активного отмывания бандитских общаков через церковные копилки, то все становится еще яснее. Откуда тут взяться подлинной духовности или даже простому здравому смыслу? Хотя проблески есть; может быть именно за них и в опале.
24
Анатолий Прокопьев , 27 января 2016 в 09:26
Церковь должна быть отделена от государства.. Любая - иудейская, мусульманская, христианская.. Ни у кого не должно быть преференций - ни политических, ни финансовых.. Никто не должен аппелировать к госорганам для решения своих внутренних проблем.. Ни одна церковь не должна вмешиваться в гражданское общество с целью навязывания своего взгляда на те или иные события. Есть храмовые сооружения, где должны действовать те или иные уставы и правила, но распространять свое влияние на общественную культуру - театры, СМИ, кино, литература - ни одна церковь не должна иметь такого права. Диктуйте своим прихожанам, что есть хорошо, что есть грех, а навязывать это всему обществу - это и есть развязывание межконфессиональной вражды.. Ведь что хорошо для одной веры - есть большой грех для другой… К чему это приводит, мы видим на примерах в Европе.. Нельзя лезть в чужой монастырь - поговорка старая, но всегда актуальная.. Поэтому нельзя церковникам запрещать книги, спектакли, живопись и т.д. Можете запрещать посещение этих заведений своим прихожанам, запретить потребление тех или иных изделий, товаров, продуктов, но нельзя запрещать атеистам или людям другой, более терпимой веры, смотреть или читать то, что им нравится.. Но и государство не должно вмешиваться в дела церкви, не должно диктовать, кого и кем назначить, какую позицию занимать в политической жизни страны..
Все это настолько очевидно, что мне непонятно, как можно все это допускать в светской вроде бы стране..
9
Owod_ RUS , 27 января 2016 в 12:50
"Церковь должна быть отделена от государства.." - мало того, что отделена, отправление культа должно быть разрешено только там, где этого не будут видеть секулярные члены общества, особенно дети - есть же особые игровые зоны, в конце концов (в РФ это Алтайский и Приморский края, Калининградская и Ростовская области - и ВСЁ!). А тот, кто не сможет "приобщаться к благодати" и "лобызать длань духовника" непосредственно, пусть "окормляется" в режиме онлайн - для этого сейчас есть все возможности, виртуальные попЫ уже давным давно научились "отпускать грехи" дистанционно (не забывая при этом о "десятине").
21
Анатолий Прокопьев , 27 января 2016 в 09:29
Реальное отделение церкви от государства пошло бы на пользу и церкви в первую очередь. Тогда сами прихожане почувствовали, что именно они ответственны за судьбу и положение церкви в обществе, что именно их активность и жертвенность и становится решающим событием во взаимодействии церкви и общества. А сейчас вся ответственность на чиновниках, которые ни ухом, ни рылом, им главное добиться лояльности церкви государству, за что церкви в свою очередь гарантируется безграничное финансирование.. Но назвать такое взаимодействие равноправным сотрудничеством нельзя, ибо тот, кто платит, тот и заказывает музыку.. Отсюда и благословение церковью всех бездумных военных авантюр лидеров государства, а попробуй не благослови, отсюда и проповеди пастве потерпеть в трудные времена, хотя надо бы анафеме предать тех, кто эти времена создал.. В таком случае церковь никогда не будет на стороне своей паствы, скорее на стороне пастырей.. В свою очередь паства отвечает тем же - мы же видим, что т.н. православные только на словах являются верующими, но ни духовно, ни материально, ни своим присутствием свою церковь не поддерживают..
Кстати, сам я крещенный, скорее верующий, чем нет, но такое положение церкви в обществе меня лично не устраивает..
9
Owod_ RUS , 27 января 2016 в 13:16
"В таком случае церковь никогда не будет на стороне своей паствы, скорее на стороне пастырей.." - а церковь вообще (и православная церковь в частности) никогда и не была "на стороне паствы" - у церкви другие задачи. Чего стоит один только тезис о том, что "всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим.13:1-2)."

В своё время гениальный (не побоюсь этого термина) Н. М. Никольский наглядно вскрыл всю сущность "русского православия" (и его сектантских "производных") в своём фундаментальном труде "История русской церкви".
18
Виталий А. , 27 января 2016 в 09:54
Если оценивать по внешности(хотя это не всегда правильно),то лично мне кажется В.Чаплин больше прислужником мамоны,а не слугою Господа.Павленский намного органичнее вписывается в образ человека одухотворенного,чем "гонимый мученик"В.Чаплин.Не вызывает у меня протоирей Чаплин желания покаяться и посыпать голову пеплом,хоть убейте.Скорее вызывает желание пойти выпить и закусить.
23
Иван Помидоров , 27 января 2016 в 12:01
Как этих крупных чиновников пробивает на диссидентство после пинка под зад, что мирских, что церковных. Чаплин здорово напоминает сейчас мэра Лужкова, тот тоже после отлучения от кормушки внезапно открыл для себя, что неладно что-то в государстве Российском. Сразу и бизнес у него быстро накрылся медным тазом, и суды перестал выигрывать на автомате, с чего бы это?
А теперь Чаплин строит из себя пострадавшего за правду. Вот только вспоминаю его мерзкого дружка Энтео с цорионышами, и хочется для них всех более адекватных страданий - например, отлучения от церкви и двушечки на каторге.
8
Свет в Конце , 27 января 2016 в 12:54
Яков Кротов сегодня написал в фейсбуке:

"РЕФОРМЫ ЦЕРКВИ - КЛОУНАДА И НОРМА
Спросили меня о "программе Чаплина". Тут "журналистка Ксения Лученко" сделала сводку. Фамилия знакомая - проверил, а это жена Сергея Чапнина, большого либерала - ну, теперь, когда его выгнали, а так он был главред ЖМП. Пострадавшие от кровавой гебни раскручивают друг друга.
Любопытно не то, к чему Чаплин призывает, а то, к чему он не призывает. Русский язык, посты, даже женское священство, новый стиль, даже выборность духовенства, - всё это вполне совместимо с сектантством в психологии и с тоталитаризмом в управлении.
Реформа номер раз вообще - не в Церкви должна быть. Номер один - это установление в России нормальной, западного образца свободы совести. Без этого какая разница как живёт МП?! Рассуждения Чаплина и прочих, до Кочеткова - это рассуждения монополиста о том, как бы внутри его монополии сделать красиво. А не должно быть монополии прежде всего!
Допустим, свободу совести сделали. Дальше надо понимать, что гарантий от греха вообще быть не может. Вопрос в средствах преодоления греха. Я бы на первое место поставил наделение общины права юрлица и прозрачность - финансовую, информационную. Так в США, насколько я понимаю. Крадут и там, но там с этим хотя бы можно бороться. Россия от Украины отличается прежде всего тем, что в Украине приход - юридическое лицо, а в России вся собственность всех общин МП закреплена за верхушкой. В Украине приход может перейти с храмом в другую юрисдикцию, у нас - нет.
В любом случае, предложения Чаплина это чистая демагогия. Всерьёз он за них бороться не будет. И понятно, почему: если их осуществить, то он первый окажется за границами Церкви, на свалке. А из него по команде из Конторы марионеточная оппозиция бросилась лепить нового отца Глеба Якунина. Вместо того, чтобы попросить его рассказать о маленьких грязных секретиках, которые он знает как по прошлой работе, так и по нынешней - он же настоятель храма, кажется, по сей день."
1
Owod_ RUS , 27 января 2016 в 17:16
"хочется для них всех более адекватных страданий - например, отлучения от церкви и двушечки на каторге." - не нужно отлучений. Нужно епитимью наложить и сюда вот, приход новый поднимать:
https://www.znak.com/2015-06-2...

Там они воистину уверуют...
19
Pankrat Golovkin , 27 января 2016 в 10:22
Не понимаю болезненного интереса к патологии психиатрии сего субъекта. После объявления о подотчётности дум Бога дальнейшее чтение бессмысленно.
11
Mariya Kruglyakova , 27 января 2016 в 14:02
О, да) именно после этого не смогла продолжать чтение, а просмотр фотографий укрепил намерение) При взгляде на лицо этого "добрейшего" человека почему-то отчетливо слышится фраза Высоцкого, произнесенная устами Жеглова - "милосердие поповское слово".
Искренне сочувствую Елене Масюк, в итоге само интервью, наверняка, вышло блестящим, но это ж какое мужество надо иметь чтобы суметь вынести дольше пяти минут подобный бред.
18
Тимофей Трубицын , 27 января 2016 в 10:36
Что тут обсуждать?
В. Чаплин такой же протоиерей, как Жириновский - либерал-демократ.
Сравните, как жил Патриарх Сербский Павел -
https://www.miloserdie.ru/pic/...
http://www.pravmir.ru/wp-conte...

А эти... как братки, - с охраной, с мигалками, с дворцами... что тут обсуждать? :)
10
Эдуард Габбасов , 27 января 2016 в 10:44
Каков поп таков и приход.
Строить диалог с церковным иерархом лишь вокруг финансов и личности патриарха не очень правильно, слишком поверхностно.
Люди отдалены от Бога в значительной мере из-за официальной РПЦ и таких "служителей" как Чаплин. Зачем они отталкивают человека от Христа, понимают ли они вообще своё чёрное дело - об этом было бы услышать гораздо интереснее чем о вдруг возникшей свободе Чаплина.
5
Наталья Васильева , 27 января 2016 в 14:35
Бог — человеческая выдумка.
1
Эдуард Габбасов , 27 января 2016 в 16:09
А совесть?
13
Owod_ RUS , 27 января 2016 в 17:08
А совесть - вообще условность, ибо у каждого своя. Например, у Н. Михалкова - своя, а у Олега Басилашвили - своя. Или у П. Астахова - своя, а у Ивана Ткаченко, хоккеиста ярославского "Локомотива", анонимно жертвовавшего деньги на лечение больных детей и пославшего последние полмиллиона рублей, спасших жизнь Диане Ибрагимовой, в день своей гибели в авиакатастрофе - своя.
1
Юрий Дрозд , 29 января 2016 в 23:20
А какая связь совести с богом (или богами)?
7
Светлана К , 27 января 2016 в 17:12
какой Вы наивный человек! Вы хотели бы услышать о "духовности", т.е. о предмете, на обсуждение которого такие как "Чаплин & компания" не способны! а разговор о финансах, подарках, подачках, поборах как раз очень уместен. это и показывает "духовность" нынешних священнослужителей. для большинства населения России это более понятно и демонстративно. в деревню их всех, в поле....пусть бы жирок растрясли и поработали бы на благо народа
8
Наив Ный , 27 января 2016 в 10:45
Пауки в банке, и Бог здесь не при чем.
0
Юрий Дрозд , 29 января 2016 в 23:21
Если он (Бог) есть, мне от души его жаль.
Предыдущая страница 1234 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Оружие, наркотики и личности на продажу в русском «глубоком интернете». Репортаж Даниила Туровского

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Черная овальная дыра

88
Юрий Коваленко: Ну, фотография же чёрно-белая, так что:))... А японец, к-рый проект...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама