Политика / Выпуск № 11 от 3 февраля 2016

25200 «Списки молящихся» снова открыты

Многотысячное шествие против закрытия мечетей в Хасавюрте: что случилось?


Массовые акции протеста в Дагестане / Youtube

Дагестанская полиция закрыла еще две мечети, которые популярны среди мусульман, относящих себя к салафитскому течению ислама. Одну прихожанам удалось отстоять. Событие спровоцировало крупный митинг

В понедельник после обеда тысячи молодых людей стихийно собрались на окраине Хасавюрта. Накануне полиция закрыла очередную мечеть салафитской общины, так называемую «Северную», заварив металлические двери сварочным аппаратом. Формальная причина — отсутствие документов на здание недавно построенной мечети. (Большинство «салафитских» мечетей — относительно новые.)

Многотысячная толпа верующих (от 5 до 8 тысяч человек, по разным оценкам) двинулась маршем через весь город по направлению к администрации, надеясь там выяснить, что происходит.

«Северная» — не первая мечеть, закрытая в последнее время. Схема одна: полицейские из местных наносят визит в «неправильную», по их мнению, мечеть. Вооруженные бойцы ОМОНа в камуфляже и масках оцепляют здание, выдворяют оттуда всех прихожан, закрывают мечеть на замок, выставляют круглосуточные полицейские патрули.

Прежде, в пятницу вечером, таким образом была закрыта мечеть в поселке Шамхал (пригород Махачкалы), а несколькими месяцами ранее — мечеть в центре Махачкалы на улице Котрова (вот уже четыре месяца эта мечеть закрыта на замок без объяснения причин. «Новая» обращалась за комментариями к официальным лицам республики. Но ни в дагестанском МВД, ни в муфтияте, ни в правительстве нам не смогли ответить, в чем причина закрытия мечети). Однако если ранее лидеры салафитской общины, надеясь на переговоры с властью, удерживали людей от публичного протеста, то в этот раз аргументов у них не нашлось.

На любительских видеороликах, снятых участниками шествия, хорошо видно, как многотысячная колонна молодых людей, скандируя «Аллах акбар!», движется по широким улицам Хасавюрта. Многочисленность и подчеркнутое спокойствие толпы впечатляет. Видимо, столь стремительная мобилизация молодежи впечатлила и администрацию Хасавюрта. Представителей общины сразу же пригласили на переговоры, в которых принимали участие и сотрудники республиканского МВД. Спустя несколько часов прихожанам вернули ключи и разрешили вызвать сварщика, чтобы вскрыть дверь закрытой «Северной» мечети.

Дагестанцы, уехавшие воевать в ИГ (организация, запрещенная в РФ), тоже отреагировали на случай с мечетью. Они опубликовали заявление c весьма недвусмысленными призывами.

Имамы салафитских мечетей опасаются, что силовое давление спровоцирует худшие сценарии. «В нашем районе община очень молодая и активная, около 80% — парни до 30 лет, — рассказал «Новой» заместитель имама одной из хасавюртовских мечетей Мурад. Всего у нас 10 мечетей, имамы которых собираются каждый день для обсуждения текущих проблем. И если у сотрудников правоохранительных органов возникают любые вопросы, они всегда знают, где нас найти. Мы работаем абсолютно открыто. Но сотрудники полиции диалогу предпочитают другие методы. Мы рады, что эту ситуацию удалось разрешить мирным путем, но действия полиции в последнее время ведут к тому, что напряжение растет».

В последние пять месяцев давление на салафитскую общину в Дагестане ощутимо возросло: задержания, слежки, вплоть до угроз физической расправы, приняли массовый характер. Полиция вспомнила такую подзабытую реалию, как «списки молящихся». Кто и по каким критериям туда попадает — непонятно.

Составление подобных списков практиковалось в Дагестане еще в конце 90-х годов. Человека вызывали в отдел и заводили на него дело оперативного учета (ДОУ), переписывали все данные и откатывали пальчики (сейчас берут еще и образцы ДНК). После постановки на учет под прицел попадает не только сам человек, но его семья, дети. В полицию фигуранты списков прежде ходили, как на работу, на каждом полицейском посту их проверяли с особым пристрастием.

Участники «списков молящихся» чаще других попадали под арест (по разным причинам) или же просто исчезали бесследно.

К 2012 году о списках подзабыли, однако теперь вот этот метод опять пустили в ход. Прихожане всех салафитских мечетей поголовно посчитаны и учтены. Показателен пример неформального лидера салафитской общины Хасавюрта Мухаммад-Наби. За последние два месяца его вызывали в полицию более 30 раз. В ультимативной форме силовики пытаются заставить его и других имамов уйти со своих постов, часто приводя в пример «случай Алибегова».

Омарасхаб Алибегов был имамом одной из мечетей в Кизилюртовском районе Дагестана. В мае 2014 года Алибегов пропал. Родственники выяснили, что его задержали сотрудники республиканского МВД. Спустя несколько дней тело Омарасхаба Алибегова было обнаружено в сожженной машине на окраине селения. Расследование обстоятельств гибели имама ничего не дало.

Не все священнослужители выдерживают это противостояние. Некоторые уходят с поста имама, некоторые предпочитают уехать из республики. Но имамов в мечетях избирают сами прихожане, и все начинается по-новому. Только в Хасавюртовском районе уже шесть имамов получили ультиматумы.

«Три недели назад меня вызвали в горотдел и стали угрожать, — рассказал имам одной из мечетей в пригороде Кизилюрта Сайфулла Магомедов. — Полицейские сказали, что я должен уйти со своего поста, иначе мою безопасность никто гарантировать не сможет. Беседа длилась несколько часов. Мы не договорились. А неделю назад в городе полиция остановила машину моей жены. Проверив документы, ей заявили, что она должна уговорить меня уйти, если дорожит своей семьей».

Магомедов занимает свой пост полгода, по его словам, за это время из восьмисот прихожан ни один человек не ушел в подполье или в Сирию. Предыдущий имам покинул свой пост добровольно, «фактор Алибегова» сработал.


Фото: РИА Новости

«Уходить я не собираюсь, — говорит Магомедов, — особенно в это сложное время. Я вернулся домой в 2011 году из Сирии, где учился десять лет, получал духовное образование. Я был свидетелем того, как в Сирии начиналась гражданская война. Как власти намеренно провоцировали людей до тех пор, пока пружина не лопнула. Сейчас у нас происходит то же самое. Ни одна из наших общин не поддерживает ИГ, правоохранительные органы прекрасно об этом знают. Я вижу, что у молодых людей есть запрос на духовные знания, они не хотят радикализироваться, и в этом им нужна поддержка, а не провокация».

Примечательно, что митинг в Хасавюрте совпал с ежегодным Посланием главы республики Рамазана Абдулатипова Народному собранию, где глава должен был обозначить основные проблемы и задачи республикой политики. Среди прочего Абдулатипов выступил с пространным осуждением терроризма и «Исламского государства», призывая глав районов и городов не терять бдительность и вывешивать списки фамилий «террористов» и их родственников на всеобщее обозрение.

Однако Абдулатипов ни словом не обмолвился о конфликтной ситуации вокруг закрытия мечетей, которая напрямую касается 50-тысячной салафитской общины республики. С самого начала глава республики подчеркнуто дистанцировался от ситуации, хотя мог бы выступить арбитром в конфликте, который в любой момент может разрушить хрупкий мир в республике.



52 комментария

4
Коля Ишаков , 3 февраля 2016 в 08:45
Дагестан это Россия? Неужели подобное возможно в России? Невероятно! Империя трещит!
Я так понимаю, от господина Абдулатипова, кроме "преданности" режиму, более ни какого толку.
3
валерий семенченко , 3 февраля 2016 в 09:17
Он ещё научный коммунизм наизусть знает. И ещё он профессор.
2
Mariya Kruglyakova , 3 февраля 2016 в 09:35
А еще он Дом поэзии то ли возглавил, то ли посодействовал открытию. Горожане называют это его маленьким хобби.
Казалось бы всё прекрасно, только вот здание в котором теперь расположен этот Дом поэзии находится в самом центре города и когда-то в нем размещалась библиотека им. Пушкина, а после ее переезда в новое здание - детская библиотека. Правда после этого здание "прибрала к рукам" теперь уже бывший директор объединенного исторического и архитектурного музея для своего "хобби" - этнографического музея. Но к этому времени сменилась власть и здание пришлось освободить.
Для Махачкалы подобная практика не нова, как раз рядом (соседнее здание) распологается старинное очень красивое здание, которое раньше принадлежало школе, но было отобрано и передано под какую то контору типа ГЕРЦ.
3
AM D , 3 февраля 2016 в 10:22
Уважаемый Николай, а почему трещит то?) Зачем Дагестану отделяться от РФ, если он получает из фед бюджета деньги?) Империи вообще то для того и создаются, чтобы коротышки, сидящие на троне, гасили свой комплекс неполноценности ощущением «величия» от «размеров владений», окраины получали бы из имперской казны дань за формальное подчинение центру, а подданные всё бы это проглатывали и умилялись – от ощущения быть псевдогражданами «великой империи».
И какого именно толка Вы хотите от Абдулатипова? При нынешнем центральном режиме «наведение толка» в Дагестане означало бы превращение Дагестана во вторую Чечню с лидером, аналогичным Рамзан Ахматычу, и соответствующими порядками. Слава Богу, в многонациональном Дагестане это вряд ли возможно – лакцам не понравится, если ими будут командовать лезгины и т.д. и т.п.
И салафитов тоже как то совсем не жалко. Конечно можно ввязаться в философский спор – кто хуже и мракобеснее – нынешний центральный режим или салафиты, но лучше принять позицию: «чума на оба ваши дома» - одним за «ЛНР», «ДНР» и «вставание с колен», другим – за участие в ИГИЛ (запрещён в РФ) и обёртывание женщин в хиджабы.
0
Юрий Морозов , 3 февраля 2016 в 17:29
> ...Зачем Дагестану отделяться от РФ, если он получает из фед бюджета деньги?..
Возможно затем, что деньги получает не "Дагестан", а сам Абдулатипов? )))
1
сергей валитов , 3 февраля 2016 в 08:48
Это вера людей и с ней бороться не надо , себе дороже будет...
0
Изя Шниперсон , 3 февраля 2016 в 14:43
Если не бороться вообще со всем мракобесием, придётся делать выбор и бороться с теми кто верит в иное.
1. Гитлеровский фашизм верил, что только немцы правильная нация, а остальные народы генетические уроды и подлежат уничтожению и порабощению.
2. Исламский фашизм верит, что только правоверные достойны жить на земле созданной Аллахом. Все прочие рассматриваются исламским правом как низшие существа, животные. Их можно убивать как собак, что исламские фундаменталисты и делают.
3. Православный фашизм верит в богоизбранность русского народа, возрождает монархию, объявляет войну всему миру...
1
Сергей Кононов , 3 февраля 2016 в 08:59
Ув.Ирина Гордиенко,Вы забыли упомянуть, что салафиты и ваххабиты - фактически одно и то же. А точнее, салафиты и есть ваххабиты, которые в Дагестане совершают убийства имамов-суннитов.
8
Виктор Олегов , 3 февраля 2016 в 10:06
Ув. Сергей Кононов. В Лугандонии террористы и наемники из РФ закрывают любые протестантские церкви. Точнее, любые храмы, которые не принадлежат РПЦ МП. Вплоть до физической расправы над пасторами и верующими. И делается это с благословения русской православной церкви Московского патриархата им. Гундяева. Если в вашу последнюю фразу вместо "салафиты" подставить "русские православные", а вместо "сунниты" - "протестанты" - смысл не изменится. Не помню, чтобы в России были протесты против надписи "С Рождеством" на снарядах, которыми русские солдаты в Чечне стреляли по чеченским селам.
-7
Александр К , 3 февраля 2016 в 13:32
Виктор а при чем тут Украина? Разговор идет о субъекте РФ- республике Дагестан. В статье нет слова о Украине. Не надо сравнивать ситуацию на Украине и в Дагестане, да и если честно у Вас в Украине не стесняясь правосеки (запрещены в РФ) обливают красной краской и кетчупом священнослужителей УПЦ МП или пытаются отнять Храм или перевести его под юрисдикцию Киевского патриархата, тому пример (не давний) Киево-Печерская лавра!
1
Andrey Molchanov , 3 февраля 2016 в 14:22
Наверное, Виктор Олегов хотел сказать, что нельзя так обобщать: "салафиты убивают имамов суннитов", так же, как нельзя говорить, что православные изгоняют протестантов, хотя примеры и тому, и другому имеются. И уж тем более, далеко не всех священнослужителей УПЦ МП обливали кетчупом, а те, кто это делал, не все являются т.н. "правосеками". Если Вы слово "правосек" (запрещенная в РФ экстремистская организация, - добавил модератор) ассоциируете с понятием "хулиган" или "криминальный элемент" или "фашист", то это Ваш личный выбор. На самом деле, членом "Правого сектора" ( запрещенного в РФ), в Украине может называть себя кто угодно, при этом не являясь членом этой партии ( т.к. словосочетание очень популярное ). Есть партия, а есть одноименные общественные организации на местах, которые на самом деле, кроме названия, ничего общего могут не иметь.
-3
Александр К , 3 февраля 2016 в 17:10
Андрей ПО ПОВОДУ ПРАВОСЕКОВ (Запрещены у нас в РФ и Слава Богу) я сказал образно, но то что они отморозки это и так ясно. А в какой партии они состоят не имеет значение
-2
Sergey Lihodeyev , 4 февраля 2016 в 00:16
Бедный шура казулин. Правосеки (запрещенная в РФ экстремистская организация, - добавил модератор) обидели? Зачем к ним ходил? Мазохист?
-4
Александр К , 4 февраля 2016 в 09:02
Серый я не Шура, и тем более не мазохист (по себе людей не судят), и любая фамилия пишется с большой буквы (двоечник).И к ним я не ходил(за юмор еще ставлю двойку). Терпеть не могу когда двоечники строят из себя жертв, учат демократии других, а сами то (удалено модератором)
-4
Александр К , 4 февраля 2016 в 09:06
Сереня на будущее тут (на данном сайте) ко всем, даже к го...ну обращается на Вы!!! ПонимаЕТЕ? или не понимаЕТЕ? Образования не хватает?
5
Mariya Kruglyakova , 3 февраля 2016 в 09:16
Смешанные чувства вызывает статья. К Ирине Гордиенко отношусь с большим уважением, за корректность, за сдержанность. Она один из лучших журналистов, кто пишет на эту тему.
Я толерантный человек, но сейчас я не могу не радоваться когда слышу о закрытии этих мечетей (да простят меня люди, чьи чувства я могу задеть). Закрытую мечеть в Махачкале на улице Котрова, все горожане между собой называют ваххабистской. Она существует очень давно, находится в центре города и многие относятся к ней более чем без восторга.
Не являясь поклонником действующей власти, я все таки считаю, что без контроля со стороны властей ситуация может выйти из под контроя. За последние 10-15 лет Дагестан очень изменился и, к сожалению, не в лучшую сторону. Религия в республики, по моему личному мнению и наблюдению, приводит к бОльшей изолированности республики, к оглуплению людей и как следствие к их агрессивности. И это на фоне того что уровень гсударственного образования очень сильно упал. Качество образования полученного в дагестанских ВУЗах оставляет желать лучшего.
А по поводу Хасавюрта могу сказать, что раньше это был маленький утопающий в зелени город, а теперь это город рынков и мечетей. Молодежи негде получить нормальное образование и негде работать, отсюда и "мода" на религию. Некоторые мои бывшие одноклассники ударились в религию от безысходности, у некоторых судьба сложилась трагически. У людей не осталось никаких социальных лифтов, фактически никакой поддержки и гарантий от государства.
Это надо как то исправлять. Да, наверно не с помощью ОМОНа, но как-то надо.
P.S. уважаемые комментаторы, только не надо мне говорить об отделении Дагестана от России и прочее
3
Барсук Дикий , 3 февраля 2016 в 14:02
Скажите пожалуйста, как проблема социальной деградации связана с ростом религиозности? Это ваххабиты заставляют воровать? Каким образом закрытие мечетей, хоть с ОМОНом хоть без, поспособствует разрешению социального кризиса? В России полно регионов где мечетей, днем с огнем не сыщешь, а проблемы те же, может даже в еще большем масштабе.
1
Mariya Kruglyakova , 3 февраля 2016 в 14:39
Люди дезориентированы. Книги, театры, музыка, досуг, образование всё это отсутствует или заменено примитивным аналогом, а пустоту заполняет телевизор и религия, точнее то, что называют религией. Отдельные представители, именующие себя религиозными деятелями (но имеющие весьма посредственное светское образование и низкий общий уровень знаний) говорят о том, что положено делать человеку, а что нет (к примеру, что нельзя слушать музыку, как нужно одеваться). При этом ладно бы люди это принимали на свой счет, так они ведь начинают поучать других. Постоянные споры о том кто "правильнее" верит.
А по поводу "воровать"- ведь многие... как бы корректно выразиться, преступные элементы, позиционирующие себя верующими (так называемые "зеленые" - многие обычные люди так называют вахабитов, не делая принципиальной разницы) собирают дань с фирм, магазинов.
Я не утверждаю, что закрытие мечетей способствует разрешению социального кризиса, но должны же ведь быть какие-то нормы, рамки, какой-то контроль.
2
Барсук Дикий , 3 февраля 2016 в 15:03
Я со всем этим не спорю. Но вопрос мечетей - общей религиозности, ко всему выше Вами написаному перпендикулярен. Низкообразованость, вороватость, нахрапистость общая черта многих, к сожалению, дагестанцев, в независимости от уровня их личной религиозности. Это моя личная боль, что Ислам для многих лишь внешняя форма, а не внутреннее содержание, но так или иначе все эти проблемы имеют корни не в религии. Сбрив бороду с бородатого хулигана, Вы не получите профессора консерватории, Вы получите бритого хулигана. И если говорить о контроле, то контроль со стороны кого? Вороватой, малообразованной, наглой элиты, называющей себя властью? Что даст лично Вам этот контроль. Я считаю, что события в Хасавьюрте это прекрасный пример появления в Дагестане гражданского общества, когда люди не прибегая к насилию, мирными средствами отстаивают свои законные права.
0
Mariya Kruglyakova , 3 февраля 2016 в 15:20
Барсук Дикий , 3 февраля 2016 в 15:03

Я с Вами частично согласна и повторяю, вовсе не считаю что закрытие мечетей - решений всех проблем. Но вот, по поводу гражданского общества Вы преувеличиваете. Это не тот случай. Где отстаивание остальных законных прав (по мне так не менее важных) право на образование, бесплатную медицину и пр.? Какое-то избирательное гражданское общество в Хасавюрте.
Добавлю еще, что в том же самом Хасавюрте лично мне появляться год от года страшнее и страшнее. Город стал диким. И это моя личная боль. Как и боль за Дагестан в целом.
0
Барсук Дикий , 3 февраля 2016 в 18:04
Я не преувеличиваю. Вот например другой митинг, на это раз про медицину, в том же "диком" Хасавьюрте и пишет о нет "ваххабитский" "Черновик". http://chernovik.net/content/l...
На самом деле любое гражданское общество избирательно. Трудно бороться за все хорошее, против всего плохого. Активисты выбирают тему которая лично их наиболее беспокоит и развивают ее. А других активистов беспокоят другие темы и они развивают их.Не так давно, читал обсуждение одной темы, в Чечне открыли приют помощи бездомным животным, тут же появились критиканы "зачем животным помогаете, других проблем чтоли нет, надо людям помогать и т.д." Проблема в том, что эти критиканы, как правило, вообще никому не помогают ни животным, ни людям. Тут похожая ситуация, люди выступили за то, что считают важным. Для Вас это не важно, ок. Пожалуйста, выступайте за то, что Вам важно: здравоохранение, образование, культуру, никто же не против. Выступите, может обнаружите, что со многими салафитами у Вас много точек соприкосновения, они тоже хотят жить в чистом городе, хотят получать качественную медицинскую помощь.
0
Mariya Kruglyakova , 4 февраля 2016 в 11:57
Барсук Дикий , 3 февраля 2016 в 18:04

Во-первых, уверяю Вас, я имею право называть Хасавюрт диким. Это не чужой мне город, поэтому не стоит брать это слово в кавычки. И кстати, по правилам русского языка в написании этого города нет буквы "ь".
Во-вторых, честно говоря не поняла к чему этот выпад в адрес газеты "Черновик".
В-третьих, мне нечего обнаруживать общего с салафитами, и пр. потому что я не делю людей по такому принципу, и считаю что в гражданском обществе религия никоим образом не определяет человека.
И еще, если эти женщины, которые бьют стекла в детской реанимации и ставят под угрозу безопасность ПАЦИЕНТОВ в этом медицинском учреждении и есть в Вашем понимании гражданское общество, то мы с Вами явно оперируем разными понятиями. Это не отстаивание прав, а нарушение закона.
А рассуждения на тему критиканства это просто демагогия. Приют для бездомных животных в Чечне это безусловно важно, только вот на фоне вопиющего нарушения прав людей и отсутствия помощи нуждающимся говорить об этом все таки неловко, как жаловаться на насморк рядом с человеком с согнестрельным ранением.
0
Юрий Карасёв , 3 февраля 2016 в 09:28
В Дагестане 99% мусульман - сунниты и только 1% салафиты (шииты). Учитывая то, как мусульмане относятся к своей религии, примирить верующих этих двух ветвей ислама в одой стране, как показывает история, практически невозможно. Более того, даже разделённые по разным странам шииты и сунниты не перестают враждовать. Единственный путь - путь снижения влияния религии на жизнь народа. Некоторые подвижки идут, например в Иране. В нашей стране, к сожалению, процесс идёт в обратном направлении и не только с исламом.
2
Mariya Kruglyakova , 3 февраля 2016 в 09:43
Открытого противостояния в Дагестане между суннитами и шиитами нет (к счастью). В этом уникальность Дагестана. Религия в нем тесно переплетена с традициями существующими еще с языческих времен. Каждый народ (а их ведь больше 30) умудряется внести что-то свое. Для себя я это называю это цементом Дагестана)) Только благодаря тому, что все очень разные и удается соблюдать баланс. Гордиенко как-то писала об этом, называя республику уникальной самостабилизирующейся системой.
Насчет снижения влияния религии на жизнь народа Вы абсолютно правы!
2
Константин Когтянц , 3 февраля 2016 в 10:02
Салафиты - сторонники "чистого" суннизма. К ас-шийе не имеют отношения.
2
Юрий Рогозин , 3 февраля 2016 в 10:40
Юрий Карасёв , 3 февраля 2016 в 09:28
В Дагестане 99% мусульман - сунниты и только 1% салафиты (шииты).
_______________________________________
Это вы зачем так? Салафиты - сунниты. По их доле - разночтения.
"Статистика самая разная, некоторые районы в большинстве переходят в салафию, как Ботлихский, Цумадинский, Унцукульский. Салафитов, возможно, процентов 10-15 , суфистов, скорее, не более 20, остальное – все остальное".
Нурмагомед Гусейнханов
2
Александр Б. , 3 февраля 2016 в 10:44
В Дагестане 99% мусульман - сунниты и только 1% салафиты (шииты).
======================================================
Тут небольшая но принципиальная ошибка.
Салафиты не относятся к шиитам. Салафиты тоже суниты.
-1
Сергей Кононов , 3 февраля 2016 в 12:25
АЛЕКСАНДР Б. , 3 февраля 2016 в 10:44
"...Салафиты не относятся к шиитам. Салафиты тоже суниты."
********************************
Теоретически, вы правы. НО,салафиты Дагестана больше придерживаются "джихадистского" течения, которое чаше называют "ваххабизмом".
1
Александр Б. , 3 февраля 2016 в 12:31
Ваххабиты? Возможно. Я не спорю.
Но это не имеет никакого отношения к разделению на шиитов и сунитов.
Это принципиально разные сущности.
-3
Юрий Карасёв , 3 февраля 2016 в 12:28
Возможно я неправ, но алафиты не являются суннитами. Более того они противостоят суннитам и в Дагестане, и Сирийской Арабской республике.
0
Александр Б. , 3 февраля 2016 в 15:31
Эмм... В слове "алафиты" у вас где ошибка?
Это ала[В]иты или [С]алафиты?
Господа, поймите меня правильно я не придираюсь, просто эта тема и так достаточно скользкая чтобы обсуждать ее в стиле старого анекдота "саксаул, аксакал - какая разница?" (с)
-3
Юрий Карасёв , 3 февраля 2016 в 15:57
В статье идёт речь об салафитах. В данных по религиям в Дагестане приводятся две ветви ислама сунниты и шииты. Если салафиты то же сунниты, то почему их там притесняют?
0
Александр Б. , 3 февраля 2016 в 18:57
Юрий, простите, но может вы сначала для себя разберетесь в терминологии и почитаете чем отличаются одни от других, а уже после этого будете спорить? А то ситуация, мягко говоря, странная.
0
Александр К , 3 февраля 2016 в 09:42
Мария спасибо Вам за пост. Я так понимаю Вы из Дагестана? Потому что Вы очень правильно описали происходящие в этой республике. Если Вы из Дагестана не ответите на вопрос: Как там живется русским? есть ли притеснения? Я сам родился и вырос на Кавказе (правда в Южным, в Азербайджане), убежали мы оттуда! Много ли русских еще осталось? Заранее спасибо.
4
Mariya Kruglyakova , 3 февраля 2016 в 10:06
Да, Александр, я родилась и выросла в Дагестане. Мне сложно ответить на Ваш вопрос. Я очень болезненно отношусь к этой теме, правда не в том смысле, как большинство.
Никогда в жизни я не сталкивалась с каким-то притеснением или с каким-то особым отношением в плане национальности. И даже не знаю каких-то таких случаев с людьми знакомыми мне. Максимум, что могу вспомнить, это когда-то в школе я услышала что-то по поводу своей национальности, но к счастью сделала правильные выводы, так как поняла, что национальность не определяет НИЧЕГО. Считаю это прививкой на всю жизнь.
Среди моих друзей и знакомых есть люди разных национальностей, разной веры. Причем национальности друг друга мы узнавали по тем блюдам, которые готовились дома у каждого, по тому у кого какое родное селение или у кого какие обычаи на свадьбах. Может это потому, что я родилась еще во время существования советского союза, когда религия не приветствовалась, а сейчас иначе... Вот к примеру, в нашем семье есть добрая традиция, все друзья и знакомые приходят поздравлять нас на пасху, точно так же я поздравляю друзей на байрам и т.д.
Русских в Дагестане много, возможно меньше, чем представителей других национальностей, но на мой взгляд они никак не отличаются.
1
Барсук Дикий , 3 февраля 2016 в 14:07
Не знаю понимаете ли Вы, Мария, или нет. Но тот советский нерелигиозный Дагестан, который мил Вашему сердцу, был построен путем жесточайшего насилия и репрессий. Богословов, да и просто религиозно-активных людей, расстреливали, ссылали, топили в Каспии. Сейчас когда это давление ослабло, идет естественный процесс возрождения.
0
Andrey Molchanov , 3 февраля 2016 в 14:47
Сейчас когда это давление ослабло, идет естественный процесс возрождения.
---------
Ну да, вон как бурно Сирия возрождается. А что касается Дагестана, да и всего Северного Кавказа, неужели ДО советских репрессий ваххабизм там был более распространен больше, нежели СЕЙЧАС - чтобы говорить о каком-то "возрождении"? Все же скорее это привносится извне под влиянием негативных социальных факторов.
2
Барсук Дикий , 3 февраля 2016 в 15:04
Вы сможете отличить ваххабита от скажем шафиита? Сильно сомневаюсь.
0
Mariya Kruglyakova , 3 февраля 2016 в 14:54
Барсук Дикий , 3 февраля 2016 в 14:07
Мне мил не "советский нерелигиозный Дагестан". Я говорю о настоящем времени. А по поводу религиозно-активных людей я в курсе, но еще я знаю, что в любом даже маленьком селении были и мечети, правда не такие пафосные как сейчас, а бабушки и дедушки моих ровесников спокойно молились и их в этом не ограничивали (как впрочем и представителей других религий - в Дагестане были и есть и синагоги и церкви).
Много лет ходила в школу мимо небольшой мечети. До сих пор вспоминаю дедушку смотрителя при мечети (не знаю было ли у него какое то религиозное образование) который наводил порядок. Это воспринималось всё совершенно нормально.
Сейчас на этом месте огромная мечеть (которую тоже называют вахабистской) разбитое асфальтовое покрытие вокруг, бесконтрольно припаркованные машины по пятницам, и огромное количество бородатых мужчин, это при том, что рядом находится школа и станция юннатов.
Простите, но это вовсе не естественный процесс возрождения, подобного в Дагестане не было никогда.
1
Барсук Дикий , 3 февраля 2016 в 15:05
Это проблема неконтролируемой урбанизации. Так много народа в Махачкалу не ехало никогда.
-1
Mariya Kruglyakova , 3 февраля 2016 в 15:14
Не согласна, во все города кто-то едет. Это проблема неработающих законов.
1
Барсук Дикий , 3 февраля 2016 в 18:05
Говоря про "неконтролируюмую", я это и имел ввиду.
-1
Александр Б. , 3 февраля 2016 в 10:49
Это просто восхитительно. Гениально. То есть им мало бомбить в Сирии так, что среди всего прочего погибло уже около 2х тысяч мирного сунитского населения? Недостаточно быстро нарастает недовольство в мусульманском мире и в мусульманской общине в РФ?
И тут кто-то принимает гениальное решение - а давайте мы еще начнем основательно пресовать мусульман внутри страны и разогреем религиозный конфликт, устроив прессинг определенным течениям ислама!

Я так понимаю, что цель - добиться новой войны на Кавказе.
2
Татьяна Титова , 3 февраля 2016 в 12:08
А это надо было предвидеть, когда выпускали джинна из бутылки: светское государство отдали на откуп разным религиозным фанатикам - православным, мусульманам, шиитам, салафитам, разного рода религиозным сектам. Если так дальше пойдёт, то у нас будет война разных религиозных групп, а страдать будут все. Вот только этого нам и не хватает для полного счастья.
2
Александр Б. , 3 февраля 2016 в 12:35
Татьяна, А что в вашем понимании "отдали на откуп"?.
Всегда и везде расцвет религиозных сект и церквей был там и тогда, где у людей оставалось очень мало альтернативы. Сытый довольный жизнью и обеспеченный семейный человек не пойдет искать смысл жизни в экстримальных религиозных течениях. Но отберите у людей рабту, достаток и перспективы и потенциальная клиентура радикальных религиозных движений возрастает в сотни раз.

Не хотите "отдавать на откуп" страну - стройте в стране нормальную экономику.
0
Татьяна Титова , 4 февраля 2016 в 13:45
"Сытый довольный жизнью и обеспеченный семейный человек не пойдет искать смысл жизни в экстримальных религиозных течениях."

Практика показывает совсем другое: среди террористов в европейских странах как раз люди не бедные, приехавшие в европейскую страну, поступившие в университет и учившиеся там.
А что касается нашей страны, то все наши небедные руководители, бизнесмены и депутаты усиленно крестят лоб и исповедуются "духовникам". Но я что-то не видела среди своих бедных знакомых тех, кто посещает церковь или как-то одобрительно отзывается об РПЦ.

Но право давать РПЦ всё большие права, освобождать её от налогов на всё увеличивающееся имущество, даром отдавать ей помещения, где находятся музеи, учреждать кафедру теологии в технических научных университетах, пускать деятелей в рясах на всевозможные заседания, не имеющие отношения к религии, - это право принадлежит как раз сытым, обеспеченным и довольным жизнью людям. Фактически, у нас государство слилось в экстазе с РПЦ, а это означает конец развитию науки и технического прогресса.

Да, кстати, экономику страны тоже строят те же самые сытые и довольные. И не надо про выборы: их у нас по факту просто нет.
0
Александр Б. , 8 февраля 2016 в 12:57
Какое отношение имеет показное посещение церквей при полном неверии к участию в религиозных экстримистских сектах?

И практика как раз показывает, что очаги экстимальных течений всегда находятся в экономически бедных регионах.
0
Александр Чернышев , 3 февраля 2016 в 14:51
Средневековье.
-2
Барсук Дикий , 3 февраля 2016 в 15:08
В чем именно средневековье? В том, что люди защищают свои права? В том, что власть вмешивается в личные вероубеждения своих граждан?
4
Изя Шниперсон , 3 февраля 2016 в 14:57
"Религия опиум для народа."
Ататюрк ослабил влияние ислама в Турции, чем поставил страну в ряд с прогрессивными странами Европы.
Товарищ Путин усилил влияние религий в РФ, чем приблизил Россию к слаборазвитым странам. Дауншифтинг.
-3
Барсук Дикий , 3 февраля 2016 в 15:07
Да ладно, в один ряд с прогрессивными странами Европы? Чтоже тогда Турцию в Евросоюз так и не взяли.
Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Оружие, наркотики и личности на продажу в русском «глубоком интернете». Репортаж Даниила Туровского

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама