Политика / Выпуск № 18 от 19 февраля 2016

58383 Европа вдоволь надышалась «Газпромом»

ЕС ставит новые условия российскому монополисту


Фото: РИА Новости

Еврокомиссия приняла во вторник пакет мер по устойчивой энергетической безопасности. Он закрепляет принцип солидарности между странами ЕС на случай перебоев поставок энергии и дает Брюсселю право вето на соглашения и контракты правительств и компаний стран ЕС с поставщиками из третьих стран, если сделки противоречат союзным законам. Большая часть пакета посвящена энергоэффективности и снижению доли углеводородов в энергетическом «миксе». В частности, предусмотрено увеличить импорт сжиженного газа как средства диверсификации поставщиков и маршрутов поставок энергоносителей.

План Еврокомиссии предусматривает строительство инфраструктуры для приема импортного СПГ, его хранения и трубопроводных соединений для его доставки в нуждающиеся районы. Сегодня импортный сжиженный газ составляет около 20% в общем газовом потреблении ЕС. Для увеличения этой доли ведутся переговоры с Канадой, США, Австралией, Японией (транспорт), Нигерией и Алжиром.

По оценке экспертов, после превращения законопроекта в европейский закон осложнятся и без того непростые условия работы в Европе «Газпрома». ЕС окончательно хоронит практику прошлого века, когда топливо в Старый Свет поставлялось на основе долгосрочных межправительственных соглашений. ЕС с прошлого года ведет расследование на предмет справедливости ценовой политики «Газпрома» в Европе. Политические страсти по поводу Крыма и Украины добавили «следственным действиям» предвзятости.

Если действующий Третий энергетический пакет убил проект «Южный поток», то с ужесточением антимонопольных правил и усилением контроля Брюсселя над энергетической политикой стран союза может не преодолеть высокую планку и «Северный поток-2».

Читайте также:

«Газпром» больше не национальное достояние. И это логично. Объясняет ведущий эксперт в области ТЭК

Представляя новый законодательный пакет журналистам, вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович и комиссар по энергетике Мигель Ариас Каньете призвали не строить гипотез о том, что он основан на стремлении Брюсселя насолить «Газпрому». Просто, заверили они, пересмотрен регламент безопасности газоснабжения с целью улучшить «выносливость» ЕС при перебоях в поставках газа.

«Мы уже не один год над этим работаем, — уверял Шефчович. — А если уж говорить о России, то при всей неимоверной сложности наших отношений совершенно очевидно, что в энергетике она остается партнером первого плана для ЕС».

Судьба «Северного потока-2» была первым вопросом журналистов еврочиновникам. В минувшие выходные на полях конференции по безопасности в Мюнхене он упоминался на самом высоком уровне. Германия — мощный лоббист проекта, и глава российской делегации в Мюнхене Дмитрий Медведев поднял эту тему на встрече с b62 немецкими деловыми кругами. По словам премьера, некоторые страны ЕС пытаются искусственно политизировать коммерческий проект. В ответ председатель Восточного комитета немецкой экономики Вольфганг Бюхеле выразил осторожную «надежду на поддержку федеральным правительством попыток убедить скептиков в ЕС». Федеральному правительству, каким бы ни был вес германской экономики в экономике союза, придется убеждать не только брюссельскую бюрократию, но и правительства целого ряда стран.

В свою очередь, отвечая журналистам, зампред Еврокомиссии Шефчович без дипломатических иносказаний заявил, что проект СП-2 не столько коммерческий, сколько политический. По его признанию, ему нечасто доводилось иметь дело с коммерческими проектами, которые вызывали бы столько споров в политических кругах.

У Еврокомиссии пока нет достаточной информации по проекту СП-2, сказал Шефчович. Брюссель поддерживает постоянный контакт с Берлином. В любом случае, заверил он, Еврокомиссия позаботится о неукоснительном выполнении законодательства ЕС. Германия должна учитывать правила и интересы ЕС. Это относится и к другим странам, добровольно вступившим в союз и обязавшимся выполнять его правила.

Проект СП-2 связан с транзитом российского газа в Европу через Украину. Тут политические интересы ЕС и России противоположны. Вопрос о сохранении украинского транзита, раскрыл секрет Шефчович, вызвал очень горячие дебаты между лидерами стран союза в Европейском совете. Действительно, размышляют эксперты, прямые поставки газа в Германию лишат Украину почти двух миллиардов евро дохода за транзит. Но ЕС принял программу финансовой поддержки реформ на Украине в рамках соглашения об ассоциации. Разумно ли одной рукой выделять в помощь Киеву миллиарды евро, а другой лишать его тех же миллиардов дохода?

Отсутствие энтузиазма по поводу СП-2 объясняется и общим, не подлежащим сомнению трендом диверсификации поставок. Импорт газа — это надолго. В обозримом будущем газ необходим, и никто не собирается не только отказываться от российского газа, но даже вычеркивать Россию из списка главных поставщиков. Требующая решения проблема в том, чтобы даже при полном перекрытии трубы из России (а вдруг!) Европа не замерзла.

По данным за 2014 год, ЕС импортировал половину потребляемых энергоносителей. Треть импортируемого газа поступала из РФ, а некоторые страны в восточной части союза (бывшие советские республики и члены СЭВ) зависели от российского газа на сто процентов. Российско-украинские газовые споры обходились слишком дорого. Только недавно под влиянием этих коллизий ЕС начал настаивать на строительстве трубопроводных соединений, позволяющих перебросить газ из тех стран, где он есть, туда, где без него замерзают.

По словам комиссара Каньете, принцип солидарности в энергетической политике ЕС является основополагающим, но не всегда учитывается отдельными странами союза. Поэтому Еврокомиссия решила усилить его законодательно. В кризисных ситуациях все страны должны гарантировать энергоснабжение домашних хозяйств и социальных служб, не только своих, но и соседей. Принцип солидарности распространяется и на европейских соседей Евросоюза, добавил он. Проще говоря, если домашние хозяйства или социальные службы Украины, связанной с ЕС соглашением об ассоциации, будут замерзать, союз перебросит им газ по реверсным трубам из Западной Европы.

Брюссель усиливает антимонопольные правила поставок газа в ЕС и надзор за их выполнением. Он законодательно ограничивает зависимость каждой страны союза от одного поставщика (формально — от любого, будь то Россия, Норвегия или Алжир). Еврокомиссия предлагает автоматическое уведомление о контрактах на газоснабжение, заключенных сроком более чем на год, если они охватывают существенную часть национального рынка. Установлен порог в 40% этого рынка. Дальше государственный суверенитет кончается, и правительство должно доложить Брюсселю все подробности контрактов с поставщиками из третьих стран. Это позволит Еврокомиссии «идентифицировать потребности в превентивных мерах» для энергобезопасности.

К тому же Брюссель настаивает на обязательной оценке Еврокомиссией всех межправительственных соглашений до их подписания. До сих пор соглашения присылались в Брюссель для оценки постфактум. Зафиксировать эту норму заставил скандал с «Южным потоком», когда несколько стран в юго-восточной части Евросоюза подписали межправительственные соглашения о его строительстве, которые противоречили Третьему энергетическому (антимонопольному) пакету ЕС. Под давлением Брюсселя правительства пошли на попятную, и Москва отменила «Южный поток».

«Единый рынок ЕС все больше интегрируется, и решения, принятые одной страной, могут оказать негативное воздействие на энергетическую безопасность соседних стран», — заметил Каньете.

Это может быть отнесено и к СП-2. Германия заинтересована в увеличении поставок газа по дну Балтики. Но итальянское правительство, высказывая не только свое мнение, задает резонный вопрос: не лицемерно ли со стороны ЕС и его берлинского локомотива требовать у остальных членов союза самопожертвования в виде санкций против Москвы? У лоббистов СП-2 действительно серьезные трудности.

Для получения доходов от продажи газа в Европу России придется решить две проблемы. Во-первых, приспособиться к законам единого рынка ЕС, во-вторых, отказаться от практики прошлого века, когда договаривались с отдельными европейскими странами и лидерами. Еще один вариант — дождаться развала Евросоюза. Судя по официальной российской пропаганде, Москва ставит и на это.



81 комментарий

41
Berty V , 18 февраля 2016 в 14:23
По последним данным вся прибыль за год Газпрома ушла на зарплату Миллера и Халка.
Ну и Кокорину на машинку.
50
Maximus Dezimus , 18 февраля 2016 в 14:25
В таком случае ценность Украины как транзитера возрастает многократно, потому что только у Украины есть природные подземные хранилища, которые можно использовать в качестве резерва для выравнивания давления в трубе.
Кстати одной из причин, по которым Газпром пытался пробиться к украинской ГТС - наличие этих самых подземных хранилищ, которых нет ни у каких потоков : ни Северного ни Южного.
10
Igor' Vest , 18 февраля 2016 в 18:22
Вот на это и был расчет. Но оказалось, что труба трубой, хранилища хранилищами, но и соивесть иметь надо. Теперь ситуация патовая: европейцы никомы из кремлечинуш, особенно газовиков, никогда уже на поверят, даже если новые сменят старых. Всем давно понятно: традиция-с.
-7
Саша Чёрный , 19 февраля 2016 в 13:30
"Диверсификация поставок","снижение зависимости от российского газа " и далее по списку-набор заклинаний,которыми ЕС гипнотизирует сам себя уже лет 10,аккурат с первой российско-украинской газовой войны.Однако дальше болтовни дело не идет.Фирменный европейский стиль-забалтывать проблемы,ничего не делая и ждать пока все само собой рассосется.
В 2010-11 гг.,если моя память мне ни с кем не изменяет,доля СПГ в энергопотреблении ЕС была около 30%.В 2012 году Газпром вышел с предложением больших объемов дешевого трубопроводного газа и доля СПГ в энергетической карте ЕС упала до 20%.
Это показывает как быстро Европа забывает громкие обещания,почуяв лавэ.
Северный Поток-2 активно лоббирует Германия.Путин подкупил их правом реэкспорта.По сути дела ФРГ превратится в колоссальный газовый хаб,который сможет продавать громадные объемы газа с хорошей маржой.
Прогнозировать судьбу СП-2 однозначно очень трудно.Германия-локомотив ЕС и ее голос решающий.
P.S.Анатолий Прокопьев,поймите простую вещь-Путин политик и у него свои цели.Плевать он хотел на экономику,на социальную сферу и прочее.Газовым шантажом и иными,как может показаться,опрометчивыми выходками он всячески прощупывал и проверял Запад на прочность.Запад проверку провалил с треском,за высокопарными речами,выспренными лозунгами и гневными заявлениями оказалось только трусость,жадность и абсолютная продажность.
Это был первый акт-вступление завязка.Скоро начнется основное действие,лет через пять будет кульминация.Путин умеет ждать.
15
Lenty Vini , 19 февраля 2016 в 19:11
Саша , Путин не экономист , не стратег , ни политик , ни финансист...он просто полицейский , и только...может ли Путин ждать еще , положим пять лет ? да может....только чего ? - вы какими то намеками оперируете ,- " через пять лет будет кульминация"...- чего кульминация ? - доллар по пятьсот рублей и хлеб по карточкам ? новый Гулаг и расстрелы демонстраций ?- попадаются иногда такие убежденные путинисты ,- в какую бы задницу Путин не завел Россию ,- они свято верят , что все это только начало ( или середина) суперхитроумного плана Путина.....так и Вы...ну , помечтайте...
10
Анатолий Прокопьев , 19 февраля 2016 в 19:40
LENTY VINI , 19 февраля 2016 в 19:11
---------------------------------
Полностью согласен с вашим постом... Через 5 лет у Путина мозгов еще меньше будет, это точно.. Не видел еще ни одного человека, который с возрастом после 60 становился умнее. ))) Природа, мать вашу..
7
Lenty Vini , 19 февраля 2016 в 23:26
мудрость ,- это то , что приходит в старости на смену разуму....но к сожалению - не всегда , чаще приходит маразм..
1
сергей просянов , 20 февраля 2016 в 14:33
вы наверное не поняли кто есть Саша,он из тех кому хоть камни с неба и полемезировать с такими бесполезно и вредно для нервной системы, это вата, а сватой спорить что с бобиком !
5
Юрий Михайлов , 19 февраля 2016 в 21:23
Не Путин умеет ждать, а население России умеет терпеть, так как ничего другого в части защиты своих интересов не умеет.
0
Igor' Vest , 19 февраля 2016 в 22:37
Продажность и жадность "некоторых членов" ЕС - давно не секрет. Американцы давно признались: мы их просто покупаем. И то, что там старшие кладут на младших - тоже не ново. Но вот вам вопросик на засыпку: это все хорошо или плохо? И еще один: делать ставку на чужую жадность, подкупать правом ре-экспорта, стравливать между собой и тому подобное это насколько высокодуховно? Или духовность духовностью, а бизнес - бизнесом. Или как у Вас там, любимая Ваша песня про двойные стандарты, высокодуховный Вы наш. Я понимаю, как всегда, не важно, как погано у нас, абы у соседа было еще поганее, - ставим на развал ЕС. И лаять на Америку за то, что она делает то жа самое, не забываем. Им можно, а нам почему низзя? Но вот что хорошо бы помнить, так это наше "сколь веревочке не виться..."
0
Gabdulla Isakaev , 20 февраля 2016 в 13:03
IGOR, патовая ситуация для РФ, и именно потому, что "делать слоника", как метод вить из человека веревки, перешел из милицейской практики в международные отношения. Европа не может соглашаться на такие дикие формы взаимоотношений. Свобода и конкуренция - для них важные ценности.
-8
Алексей 39 лет Харьков Не моя , 19 февраля 2016 в 00:06
Заставить бы ЕС ещё пользоваться Украинскими ПГХ! Пока только Украина имеет выгоду от присоединения (частичного) к Европейскому енергорынку, сам ЕС пока почему-то ( хотя и понятно, почему) не спешит включать наши ПГХ в свой энергобаланс!
86
Анатолий Прокопьев , 18 февраля 2016 в 14:37
Россия довольно долго шантажировала Европу угрозами сокращения поставок газа, выдвигая политические требования.. Они помнят слова Путина о том, что Европа будет топить дровами, если что... Я не понимаю одного - на что надеялись? Мне тут твердят иногда и патриоты и противники Путина, что он гений.. Я все хочу поверить, ищу гениальность в его поступках или его речах, но извините, нахожу лишь непроходимую чванливость и отсутствие разума государственного деятеля.. Он действует, как пацан, которому вдруг достались деньги и оружие.. Так же тратит налево и направо, и стреляет в те же стороны..
Когда он выступает с речами, они настолько предсказуемы, что я знаю наперед его ответы на любые вопросы.. Вот ни разу не удивил.. Так же ясна и позиция европейских стран, уже 1 марта 2014 мы в курилке все это обсуждали и предвидели - и про газ, и про цены на нефть, и про рухнувшие фондовые рынки, и про кризис и прочее-прочее..
Я тоже на рынке стороной обхожу торгашек с нахальными лицами и развязными манерами.. У нас в рыбных рядах есть одна девушка, к ней очередь всегда стоит, а рядом та же самая рыба, тот же самый товар, но никого.. А весь секрет в обаянии и вежливости этого продавца.. А какое обаяние сейчас у России?
45
Albinka nosoviet , 18 февраля 2016 в 15:40
АНАТОЛИЙ ПРОКОПЬЕВ, А когда он начинает говорить бред, да ещё и заикаясь, махая руками -это вообще невозможно выносить!!!!!!!!! - а как у него глаза бегают!! Вид у него такой туповатой шпаны без интеллекта
-28
Роман Самородов , 18 февраля 2016 в 15:45
Надеялись на то, что европецы пойдут на углубление отношений с РФ. Как это ни странно, но при постройке трубы не только ЕС станет более зависиомй от РФ, но и наоборот - тоже. А значит снижается возможность любых серьёзных конфоронтаций ЕС и РФ.
Ну а про то, что цена этого газа меньше любого другого, доступного для ЕС, можно и не говорить, и так понятно. А на кпиталистческом западе, как мы знаем главный - капитал, он и решит всё.
33
Анатолий Прокопьев , 18 февраля 2016 в 16:07
А на кпиталистческом западе, как мы знаем главный - капитал, он и решит всё. Роман Самородов , 18 февраля 2016 в 15:45
----------------------------------
Это Вам Маркс еще сказал? В 19 веке? Про 300% еще вспомните и родную мать, которую каждый капиталист готов продать.. ))))
На Западе давно знают, что самое главное - это Закон.. Если жить по закону - то будут и капиталы, и духовность и патриотизм..
19
Andrey Sayko , 18 февраля 2016 в 17:11
Анатолий Прокопьев, 18 февраля 2016 в 16:07
Это Вам Маркс еще сказал?
------------------------------------------
Дык у троллей свои понятия о экономике и политике - расписанные в троллевских методичках. У них понятия заточенные на русский мир. Они даже не подозревают что Турция контракт с Израилем проработала на поставку газа и строительство газопровода. Так что россия теряет рынки сбыта стремительно и пока безвозвратно. Грабли - они такие, каждый раз как наступишь - получаешь по лбу. Затп скорепоносны они, грабли эти... :)))
5
Igor' Vest , 18 февраля 2016 в 18:12
Да, пожалуй единстванная надежная скрепа: результат всегда предсказуем.
23
Andrey Sayko , 18 февраля 2016 в 18:49
Это ж каким талантом надо обладать чтобы почти лишиться поставок газа в Украину, заставить Европу диверсифицировать поставки газа лишь бы не быть зависимыми от кошмарящих два континента русскомирских галерных рабов, похоронить из-за своей агрессивности и недальновидного поведения Южный поток и т.п.? Запасаюсь попкорном и жду продолжения сериала. :)
17
Сергей Булавский , 18 февраля 2016 в 19:38
Спасибо Европе! Глядишь - придётся Газпрому поставлять газ российским бабушкам!
Хотя они предпочтут сжечь...
24
Юрий Власенков , 18 февраля 2016 в 21:53
Думаю, в ответ на коварство Европы, газпром загонит цены на газ отечественному потребителю - надо же как-то прибыль отбивать! Закон сохранения бабла однако!
-20
игорь SPb , 18 февраля 2016 в 18:53
АНАТОЛИЙ ПРОКОПЬЕВ , 18 февраля 2016 в 16:07
Вы идеализируете запад, Бернард Мейдофф тому пример.)))
15
Анатолий Прокопьев , 18 февраля 2016 в 19:28
Идеального нет ничего.. И этот чел сидит уже.. и капитал не помог.
Но закон там значит намного больше, чем у нас..
17
Anton Zuykov , 18 февраля 2016 в 19:46
"Бернард Мейдофф тому пример.)))"

Ну да. Только он на неидельном западе сидит (150 годков ему дали).
А теперь осталось посмотреть где и насколько присел Мавроди...
А теперь можно и про примеры говорить, а не лыбиться, правда?
Вот и славно!
6
Николай Неклюдов , 18 февраля 2016 в 21:28
там не только Закон. Там это в обычае.
уже сколько веков священники говорят проповеди ПОНЯТНЫМ прихожанам языке.
каждое слово Евангелие истолковано, объяснено, проповедано во всех концах Европы, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни...
Надо сказать, что и Энгельса и Маркса там читают без купюр.
а у нас Письмо Ф. Энгельса к Ф. Келли-Вишневецкой, 28 декабря 1886 г. переврано, а после напечатано.
12
Кот Учёный , 18 февраля 2016 в 16:35
Роман Самородов , 18 февраля 2016 в 15:45
-------------------------------------------------------------------
Реально думаете, что норвежский, катарский или туркменский газ дороже ???
4
Кот Учёный , 18 февраля 2016 в 16:35
Роман Самородов , 18 февраля 2016 в 15:45
-------------------------------------------------------------------
Реально думаете, что норвежский, катарский или туркменский газ дороже ???
2
Алексей 39 лет Харьков Не моя , 19 февраля 2016 в 00:14
"как мы знаем" - а вот оказалось, что ничего о Европе вы и не знаете! Пытались договариваться с отдельными странами в обход других по газу, не сработало ( очередное доказательство смотри в статье выше), пытались по тихому захватить чужую страну, по тихому не вышло.... Ситуация поменялась! Раньше Россия предлагала газ тем, кто готов был принять её условия по мироустройства ( на перспективу), а теперь газ у России будут покупать те, у кого Россия готова перенять принципы и взгляд на Мироустройства...
23
Igor' Vest , 18 февраля 2016 в 18:10
Да, обнаглели европы. Не хотят, вишь, монополии, не нравится им. И хохлы тех же манер понабрались, свободы им, гляди ка, захотелось. Не доходит до них, что есть люди, которым, если хоть кого-нибудь не чморить, то и жизнь не в жизнь. Что же этим людям, спиться-повеситься теперь? Вот ведь евросадисты-шовинисты какие!
7
Ник Ита , 18 февраля 2016 в 18:17
Не скажите. Скромное коррупционное обаяние наличествует у обсуждаемого персонажа, а люди слабы на руку и передок не только в России.
Вор в каждом видит вора, по-видимому на этом и был весь расчет, тем более поводы так думать Запад давал неоднократно...
24
Вадим Нестеровский , 18 февраля 2016 в 18:44
Мне тут твердят иногда и патриоты и противники Путина, что он гений..
--------
Он гениально бездарен!
13
Anton Zuykov , 18 февраля 2016 в 21:14
50 оттенков серого...
Книга на самом деле про российскую политику и ментальность. Одна из тех стран, где серость - идеал.
1
zmey-na-pensii . , 19 февраля 2016 в 11:41
АНАТОЛИЙ ПРОКОПЬЕВ , 18 февраля 2016 в 14:37,
согласен с точностью до ангстрема. (это приблизительный диаметр орбиты электрона в невозбуждённом атоме водорода)
29
Володимир С , 18 февраля 2016 в 14:50
"В свою очередь, отвечая журналистам, зампред Еврокомиссии Шефчович без дипломатических иносказаний заявил, что проект СП-2 не столько коммерческий, сколько политический. По его признанию, ему нечасто доводилось иметь дело с коммерческими проектами, которые вызывали бы столько споров в политических кругах."
Ну вот,дожились,европейцы перестали употрелять язык Эзопа и говорят прямо.Т.е. СП-2 ждёт судьба Южного потока,Турецкого потока,"силы Сибири" и пр.,умерших,не родившись.
P.S.А как вам заголовок :"Европа вдоволь надышалась «Газпромом»"?
10
Дмитрий В. , 18 февраля 2016 в 18:55
Володимир С , 18 февраля 2016 в 14:50
<...>
Ну вот,дожились,европейцы перестали употрелять язык Эзопа и говорят прямо.
------------
И не только в плане газа. Уже пишут, что в Евросоюзе сняли табу на формулировки о присутствии ВС РФ на Донбассе: EU breaks taboo on 'Russian forces in Ukraine' https://euobserver.com/foreign...
16
vlad celler , 18 февраля 2016 в 14:52
Шо ? Опьять в ..гм...спину ?
14
Ярослав Деньщиков , 18 февраля 2016 в 15:11
Теперь в дыхало :-)
14
Анатолий Прокопьев , 18 февраля 2016 в 15:28
Чуть ниже спины...
12
Федор Паровозов , 18 февраля 2016 в 15:42
Зонтик... Пляжный,и раскрывают.
7
Igor' Vest , 18 февраля 2016 в 18:15
Причем без наркоза. Вот ведь садюги!
Оно-то канешна, одначе шо ж....
5
Andrey Sayko , 18 февраля 2016 в 18:51
Уважаемый Фёдор:
Да Вы, прям, политический проктолог... :)
8
Юрий (Минск) , 18 февраля 2016 в 15:21
Покупатель-монополист в долгосрочной перспективе .несет такую же угрозу для рынка, как и монополист-продавец.
25
Albinka nosoviet , 18 февраля 2016 в 15:44
Кремль обычно мстит своими особыми методами - что сейчас в Турции происходит? - как говорил Путин - одними помидорами не отделаетесь. Вот и начали.....В Европе же кремль пока использует беженцев для спецопераций
-27
Роман Самородов , 18 февраля 2016 в 15:47
Ого, и здесь Путин вноват! Это он там с 2011 года тренирует террористов и вооружает особо умеренных?
33
Pankrat Golovkin , 18 февраля 2016 в 16:00
А Вы попробуйте ответить на простой вопрос: кому выгодно затягивание (я уж и не говорю о начале) военных действий в Сирии? Европе? - Это только с больной головой можно так думать. США? - только отчасти, поскольку затяжка со сменой режима Асада "работает" против имиджа Обамы.
А вот единственная страна, которой выгодны потоки беженцев, нагнетание военной истерии, великодержавные "потуги", сокращение сбыта ближневосточной нефти, - это Россия. А террористов у него под рукой Кадырова - сколько хочешь.
23
A H , 18 февраля 2016 в 16:19
Война в Сирии выгодна России и только России
15
Виктор Отман , 18 февраля 2016 в 18:59
Вы имеете в виду - Кремлю, как я понимаю.
10
Andrey Sayko , 18 февраля 2016 в 18:56
Pankrat Golovkin , 18 февраля 2016 в 16:00
--------------------------
Я, конечно, жутко извиняюсь, уважаемый Панкрат. Но мне кажется что общаться с троллем, которы грозно обещал в другой ветке разбить свой глобус и не сдержавший обещания, это кормление этого-же тролля. Хотя хозяин - барин.
12
Voland Xo , 18 февраля 2016 в 19:38
Роман Самородов , 18 февраля 2016 в 15:47
-----------------------------------------
Нет, это не Путин «… с 2011 года тренирует террористов и вооружает особо умеренных…», – ему всё что умеренно органически омерзительно, ибо пахнет «слабаком» и покушением на «сакральность вертикали власти». В Сирии с 2011 г., под его покровительством мародёрствует его духовный собрат: Башар Асад – живодёр, уничтоживший более 470,000 сирийских граждан, обездоливший более 12 миллионов сирийцев, тот кто пытаясь остаться на престоле все вечно, развязал гражданскую войну.
1
Борис Шишов , 19 февраля 2016 в 20:47
Роман Самородов , 18 февраля 2016 в 15:47
Ого, и здесь Путин вноват! Это он там с 2011 года тренирует террористов и вооружает особо умеренных?
************************************************
Он не в этом виноват, чего ваньку-то валять. Если искренне не понимаете,
подчитайте, информации--- море. А после глубокомысленно приходите на дебаты.
7
kazys gumbaravicius , 18 февраля 2016 в 18:01
А немноговато Путин берет на свои хрупкие плечи?
6
Дмитрий В. , 18 февраля 2016 в 19:03
Кремль для Сирии и Турции запустил ту же пропагандистскую спецоперацию, что и по Украине: Russia TV re-runs Ukraine tactics in Syria http://www.bbc.co.uk/monitorin...
-1
zmey-na-pensii . , 19 февраля 2016 в 11:59
ALBINKA NOSOVIET , 18 февраля 2016 в 15:44 В Европе же кремль пока использует беженцев для спецопераций
...
уже предупреждал и не поленюсь предупредить еще раз. как только в Европе станет из-за них самих беженцев чуть хуже чем у нас. все эти эмифиопы ломанутся к нам.
4
bob benk , 19 февраля 2016 в 20:28
zmey-na-pensii . , 19 февраля 2016 в 11:59
ALBINKA NOSOVIET , 18 февраля 2016 в 15:44 В Европе же кремль пока использует беженцев для спецопераций
...
уже предупреждал и не поленюсь предупредить еще раз. как только в Европе станет из-за них самих беженцев чуть хуже чем у нас. все эти эмифиопы ломанутся к нам.
*****************************************
Долго-долго ждать придется.Нашей с вами жизней уж точно не хватит.
18
Осип Украинский , 18 февраля 2016 в 15:56
Роман- захват Крыма планировался задолго до 2014 г. Вы думаете что действия и ситуация в Сирии спонтанны ? Наивно.
15
A H , 18 февраля 2016 в 16:09
Захват Крыма планировался примерно с 2010 года
22
A H , 18 февраля 2016 в 16:18
Или даже раньше... Любопытно, мне опять минус поставит какой-то анонимный путиноид - выфсеврете )))))
23
Ирина Черненко , 18 февраля 2016 в 17:41
A H , 18 февраля 2016 в 16:09
Захват Крыма планировался примерно с 2010 года

--------------------------------
Захват Крыма, как и расшатывание ситуации в Украине и принуждение ее идти в фарватере кремля, разрабатывался, со слов бывшего Советника путина Андрея Илларионова, с 2006 года, практически сразу после Оранжевой Революции. Особый толчек этой разработке дали результаты военных действий кремля в Грузии ... Сценарии захвата территорий в Грузии и в Украине достаточно похожие. Также и с Сирией - ничего спонтанного, все заранее продумано и подготовлено. Тем более если учесть пятилетний срок конфликта между асадом и сирийской оппозицией, то времени на подготовку иезуитского плана кремля вполне достаточно. А поиграть в "главного игрока" на геополитическом фронте путин хочет уже давно, лет так 15-16, с 2000 года... Лавры Александра Македонского с Наполеоном спать не дают...
13
Вадим Нестеровский , 18 февраля 2016 в 18:52
Но нарывается он пока на лавры Бенито Муссолини и Адольфа Шикльгрубера.
9
Василий Семеныч , 18 февраля 2016 в 16:22
Вполне разумное решение Европы -быть независимой от каприза любого продавца газа.И чем больше поставщиков-тем ниже цены.Закон рынка.Но тогда убирается диктат России.Естественно,что в ход пускается связка Путин-Шредер.И СП-2.Или Мари Лепен.
О нефти довольно логично выразился Панкрат Соловкин.
12
Кот Учёный , 18 февраля 2016 в 16:30
"дождаться развала Евросоюза"
----------------------------------------------------
Вызванный этим (гипотетическим развалом) экономический кризис вряд ли увеличит сбыт Газпромом углеводородов в Европе.
Хотя постоянно "стрелять себе в ногу" - это очень "патриотично" и вполне "в тренде" госполитики РФ.
8
A H , 18 февраля 2016 в 16:34
Но экономический кризис позволит говорить с ЕС через губу и мнить себя сверхдержавою. То что сбыт газа упадет - Путин, Миллер и Ко не ощутят. Их доходы не уменьшаться.
10
Кот Учёный , 18 февраля 2016 в 16:38
Согласен.
"Политика" побеждает "экономику". "Политика" "рулит" "экономикой".

Но что будет кушать "политика", если "экономика" "отдаст концы" ?
12
Андрей Резников , 18 февраля 2016 в 21:01
Граждан своих будет кушать. Только и всего...
4
Юрий Морозов , 18 февраля 2016 в 21:40
Политика для себя давно этот вопрос решила: пока экономика зарабатывает – политика тупо ворует!
А как же иначе? Ведь если экономика отдаст концы – где политика будет харчеваться? ))
1
Виктор Пономарев , 19 февраля 2016 в 14:54
Сначала мы отдадим концы.
А потом - Гондурас...
5
Кот Учёный , 18 февраля 2016 в 16:38
Согласен.
"Политика" побеждает "экономику". "Политика" "рулит" "экономикой".

Но что будет кушать "политика", если "экономика" "отдаст концы" ?
Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

«Мы искусственно сдерживаем рост». Интервью одного из основателей Prisma Алексея Моисеенкова

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама