Общество / Выпуск № 59 от 14 Августа 2008 г

14764 «Головы не поднять. Под таким огнем я еще не был»

К годовщине ввода российских войск в Грузию публикуем репортаж Аркадия Бабченко 2008 года


Российский военнослужащий в Грузии. 2008 г. Фото: EPA/PAVEL WOLBERG

Из Владика в Южную Осетию поехал 10 августа с добровольцами. Человек 150 на нескольких автобусах. Автобусы курсируют постоянно, туда везут добровольцев, хлеб и главное — воду, оттуда — женщин и детей.

Добровольцев меньше, чем можно было бы ожидать.

Ходили слухи, что дорога на Цхинвали перекрыта, но это оказалось не так. Пропускают всех, ни о чем не спрашивая — лишь бы был паспорт. Единственный вопрос — есть ли оружие. Не для того чтобы отобрать: обратно с оружием уже не выпустят.

Читайте также:

Колонна катафалков стояла на обочине страшной черной стаей. Репортаж Ольги Бобровой

Начиная от Алагира, дорога забита военной техникой. Идет 58-я армия. По-моему, вся. Колонна растянулась километров на шестьдесят, если не больше. Много поломавшейся техники. По дороге насчитал штук десять перевернувшихся машин. Все как обычно — техника в говенном состоянии.

Постоянные пробки. Движение плотное в обе стороны. Но нас пропускают свободно. Беженцев везут на чем только можно. Только женщины и дети.

С добровольцами доехали до Джавы — это первое крупное село после тоннеля. Своего рода перевалочная база. Все пространство забито людьми и машинами — тюки, телевизоры в простынях, козы на поводках. Шанхай.

В Джаве добровольцев остановили. Транскам — единственная дорога, соединяющая Южную Осетию с Северной, — перед самым Цхинвалом проходит по грузинским селам. Проехать нельзя — обстреливают. Поймал Жорика на прострелянной военной «таблетке» без лобового стекла. Двинули по объездной Зарской дороге через лес. Дорога — одна пыль. Все в лицо.

В город заехали уже ночью. Периодически долбят САУ и работают снайперы. САУ вроде наши, стреляют по окружающим город высоткам.

Остановился у миротворцев. Люди уставшие донельзя. Батальон миротворцев принял на себя основной удар наступающей грузинской армии. Батальон дрался по-настоящему. Официальные данные — 11 погибших. В неофициальных разговорах люди говорят о десятках. Вроде бы сожгли две БМП с солдатами — у них был приказ огня не открывать, сидели в десантных отсеках. Называют разные цифры — кто пятьдесят, а кто и двести человек потерь.

Город разрушен почти полностью. Горело все. Работали «грады», артиллерия, авиация. Нет ничего — ни воды, ни света, ни продуктов. Хуже всего без воды.

Люди питаются только гуманитаркой, которую привозят как добровольцы — каждый, кто едет в Цхинвали, загружает машину по средствам и возможностям, — так и Российская армия. Гуманитарку раздают около вокзала, перед гостиницей. Обратно грузовики набивают беженцами под завязку.

Грузинская армия заходила в город с трех сторон. Количество было небольшое — вроде бы три танковых батальона и от 600 до 2000 человек пехоты. Город удержать не смогли — ополченцы и головные части 58-й армии их выбили на высотки. На перекрестке стоят два подбитых грузинских танка. Рядом части экипажа — нечто неопознаваемое, горелое. Их едят собаки. Всего в городе насчитал шесть подбитых грузинских танков и около тридцати трупов. Все на окраинах. Трупы никто не собирает. Жара стоит тяжелая. По улицам уже пополз запах. В роще много тел. Заходить туда не рекомендуют — заминировано.

Осетины взяли пленных. На фотографии мне показали человек десять в подвале, но говорят, что их больше — несколько десятков.

В 58-й тоже потери. Сбили два самолета, после чего авиаподдержка колонны прекратилась и на марше сожгли два грузовика и одну БМП. Были потери и в самом городе. Точную цифру опять же установить сложно — где, кто, что, никто не знает. Война.

О потерях среди жителей Цхинвали ничего сказать невозможно — сведений просто нет, своих погибших родственники забирают сами.

Но не тысячи точно. В районе 12-й школы погибли восемь человек. Отвели в один дом, там в двух квартирах три завязанных узлом простыни. Гаглоев Эдуард, Гаглоева-Тибилова Залима и Каджоева Дина. Пытались уехать из города на легковушках, были расстреляны и сожжены.

Утром одиннадцатого ситуация более-менее стабилизировалась. Дозвонился до пресс-секретаря Эдуарда Кокойты. Президент Южной Осетии вроде бы был в городе все это время. Обещали рассмотреть вопрос об интервью.

В город зашло уже много российской техники, она рассредоточивается по позициям. Но большая часть все еще на марше. Около пресс-центра в штабе миротворцев стоит Сулим Ямадаев. Батальон «Восток» прибыл девятого числа, участвовал в зачистке Цхинвали. Сейчас вроде бы собираются чистить грузинские села на Транскаме и выбивать засевшие там остатки штурмовавшей грузинской армии. Напросился на броню.

Вышли большой колонной. Шестьсот девяносто третий полк, самоходная артиллерия, танки. Над головами летали штурмовики. Работали по горам. По ним стреляли ракетами — дымные следы чертили через полнеба. Стреляли откуда-то совсем неподалеку. Похоже, ПЗРК. В итоге один штурмовик все же сбили — мне самому за деревьями видно не было, но сидевшие на соседней броне утверждают, что ракета попала в хвост. Два летчика катапультировались.
Есть три основных анклава грузинских сел, заходящих языками на Южную Осетию. Пошли чистить западный анклав. На дороге — сожженные и разбитые легковушки. Одна раздавлена танком в лепешку. Чуть дальше — сгоревшая БМП и уазик. Видимо, те самые, российские, оставшиеся без прикрытия.

Читайте также:

Кто в сапогах – тот и срочник. Их здесь полно. Наш спецкор проехал с разведгруппой российской армии по территории Грузии

«Восток» идет на трех БМП и трех мотолыгах (бронемашинах МТЛБ. — А.Б.). Мотолыги вместе с водителями приданы Российской армией. БМП трофейные — грузины бросили их во время зачистки. На бортах надписи белой краской — «чеченцы», «ямадаевцы», «Восток».

Недалеко от центра еще один танк. Рядом труп. На голову надет целлофановый пакет. В лежащей вниз дном каске красно-серое.

Чеченцев аланы встречают как освободителей. Один дед притащил пятидесятилитровую бутыль вина. Всеобщее ликование и приветствие.

Ехать на броне с ямадаевцами, мягко говоря, непривычно. Стараюсь поменьше разговаривать. По виду — чистые головорезы: бородатые лица, зеленые шапочки. Идем под крики: «Аллаху Акбар!»

До Хитагурово — большого осетинского села, последнего перед грузинским анклавом — дошли без проблем. По дороге — покинутые посты миротворцев. Работают авиация и артиллерия.

«Восток» идет в конце колонны. Долго стоим. Впереди какое-то село. За чинарами видны длинные белые постройки какого-то коровника. В одной из них замечаю сильную вспышку. Тут же раздается взрыв, над селом вырастают черные жирные клубы дыма. Начинаются стрельба, бой, заработали танки.

Мчимся в село. Перед самым входом дорога растраивается — одна улица идет прямо, одна налево и одна направо, мимо водонапорной башни. Горит справа. На обочине уже развернута батарея саушек. Бьют по домам, в другой, левой части села. Там кирпичные дома, над ними возвышается грузинский флаг. Из села в спешном порядке выходит наша техника.

Спешиваемся, бежим вдоль канала. Там, где горит, разгорается бой. Почти весь батальон «Восток» вместе с пятью корреспондентами вошел в село, и их там поприжали. Осталась только наша группа, которая ехала на последней мотолыге.

Войти в село нам не дают. С грузинской стороны начинают бить танки. В режиме «лежим-бежим» продвигаемся к водокачке. Заходим в зону обстрела. То ли обстрел, то ли танковое сражение, не поймешь. Огонь очень плотный. Снаряды ложатся совсем близко — метров тридцать—пятьдесят, не больше. Головы не поднять. Под таким огнем я еще никогда не был. В правое бедро на излете попадает осколком. Удар сильный. Но не ранило, поцарапало. Спасает насыпь вдоль канавки.

Стрелковое оружие по нам пока вроде не работает, но в селе бой сильный. Чеченцы обрабатывают «зеленку» из подствольников. Слышим крики — раненый. Осколком пробило ногу командиру взвода Тереку. Жгут уже наложен, но кровь все равно идет ровными сильными толчками. Пытаюсь перевязать. Под огнем получается плохо — накрывает очередной залп, то ли «град», то ли кассетный миномет, то ли одновременно вдарили стволов из десяти. Не знаю, что закрывать: фотоаппарат, голову или Терека. Кое-как накладываю бинт. Нога сломана, ранение, кажется, сквозное. Тащим его к мотолыге.

Медики стоят в полукилометре. Сразу за нами привозят еще полную бэху (БМП. — А.Б.) раненых. Шесть человек. Таскаем. Все восемнадцатилетние пацаны, с пехоты. Одного помню — рядовой Савелин, из Рязани. Обгорел. Просит закурить.

Фотографирую. Фотоаппарат заляпан Терековской кровью.

Возвращаемся к перекрестку. Бой к этому моменту уже закончился. Батальон выходит из села. Оно, оказывается, называется Земо-Никози. С собой ведут двух каких-то помятых мужиков.

Пленные. Грузинские резервисты. Их укладывают лицом вниз, связывают. Подхожу к Ямадаеву: «Сулим, прошу тебя, не режь их». Он в полном обалдении: «Ты что, с ума сошел? Кто собирается их резать?»

В селе остались еще пехота и корреспонденты — Орхан Джемаль из «Русского Newsweek» и сьемочная группа РЕН ТВ во главе с Андреем Кузьминовым. Чуть позже выходят и они. Дают расклад — в Земо-Никози заскочили дуриком, задачи чистить грузинские села, оказывается, никто и не ставил. Шли сразу в Гори. Потому и вошли походной колонной. В середине села колонну разрезали надвое — подбили танк и две БМП. Головная часть колонны осталась в селе, еще часть ушла по другой улице и тоже осталась там. «Восток» дошел до танков, но дальше продвинуться не смог — саушки били именно по ним. Плюс стрелковое оружие. За танками сидел грузинский корректировщик. Когда его застрелили, огонь сразу прекратился.

Ночь проводим в поле. Я заснуть не могу. Работает наша авиация, но не по селу, подальше, в сторону Грузии, по дорогам идет какая-то техника, в селе слышно, как передвигаются танки. Часа в три танки идут на нас. Занимаем оборону. Тяжелее «мух» вооружения нет. Оказывается, наши — в той, первой части колонны. Вышли по радиосвязи и по ракетам.

Итог этого дня — девять погибших, все с пехоты, и восемь раненых: шестеро солдат и двое чеченцев — Терек и Ибрагим, оба в ноги.

Мнение о ямадаевцах я изменил. Это не батальон, это семья. Остались только те, кто не ушел к Кадырову. Отношения типа «эй ты, иди сюда» здесь немыслимы. Много молодых. Все воюют великолепно. С одним проговорили полночи. Он рассказал, как забрали в заложники его жену, чтобы он перешел к Кадырову, и как держали в плену его самого. Пытали. Но много и тех, кто воевал в первую Чечню.

Грузинских пленных никто не бьет, дают воду, еду, бушлаты на ночь. Это обычные мужики, резервисты. Они говорят, что за уклонение от мобилизации дают четыре года тюрьмы. Сдавать их собираются кому угодно, только не осетинам — убьют сразу.

Утром повторного штурма не было. Построились колонной и ушли на Гори. Дошли без единого выстрела, никакого сопротивления. Лагерь километрах в трех от города. Там присоединились к первой части колонны — оказывается, из Зимо-Никози она сразу ушла сюда. Прошли с боем, выбили батальон грузинской армии, но потерь нет, только один раненый. Сгоревшие американские джипы так и стоят на дороге. В садах авиация и артиллерия накрыла большую колонну резервистов, несколько десятков машин. Грузинская армия отступает фактически без сопротивления.

В Гори приходит приказ о приостановлении боевых действий. Говорят о капитуляции и отставке Саакашвили.

Настроение победное — в этом уже никто не сомневается. Российская армия в десяти минутах от главной грузинской военной базы, и в случае необходимости возьмет ее без проблем — это очевидно. Улетаю оттуда вертушкой с ранеными и убитыми. Восемнадцатилетние парни. Сожгли в селе из гранатомета. Один еще хоть как-то напоминает человека, от второго осталось не больше полутора метров, третьего везут вообще в плащ-палатке. Запах горелого человеческого мяса. Почему-то за величие России все время платится жизнями мальчишек.

Садимся в Джаве. На попутках добираюсь обратно в Цхинвали. В грузинских селах на Траскаме горит все. Оставшихся грузинских военных ищут по подвалам и стреляют на месте. Эйфория разрушения и разграбления — тащат абсолютно все, от автомобилей и мебели до баранов в багажнике. Южную Осетию Грузия потеряла навсегда, это очевидно. Ненависть абсолютная.



74 комментария

13
Владимир Воробьев , 9 августа 2016 в 12:46
Недавно разговаривал одним грузином таксистом. Говорит осенью специально поедет в Грузию, чтобы проголосовать за Саакашвили.
-7
Олег Коротаев , 9 августа 2016 в 14:57
Я все думал, что не так?!
Вы про какую страну? Если про Россию, то навряд ли, в России грузин может только нелегальным таксистом работать.
А вот в какой стране можно проголосовать за Саакашвили? В Грузии??!
-6
Отто Гротеволь , 9 августа 2016 в 15:18
Владимир Воробьев , 9 августа 2016 в 12:46
А не опоздал ли он? Саакашвили стал гражданином Украины. В Грузии разрешено двойное гражданство?
-3
Тимур Дуга , 9 августа 2016 в 16:30
Так ему не в Грузию, а на Украину ехать надо!
-3
в р , 9 августа 2016 в 17:20
Так ему не в Грузию, а на Украину ехать надо!

Совсем вы всё запутали,в посте ясно написано-в Грузию
-3
в р , 9 августа 2016 в 17:18
Недавно разговаривал одним грузином таксистом. Говорит осенью специально поедет в Грузию, чтобы проголосовать за Саакашвили

Не на своём такси, случайно поедет туда?Или машину пожалеет?
5
ban kok , 9 августа 2016 в 12:50
Чересчур пафосно как мне показалось. Есть подобные статьи с другой стороны?
10
Людовед . , 9 августа 2016 в 13:07
Разве миротворцы должны воевать с теми, кого они разъединяют? Их миссия разъединить войска, и контролировать перемирие, в случае войны эвакуироваться в безопасное место. Сколько скандинавов погибло в 60-х годах в Африке во время миротворческих миссии, также в Ливане, Сомали и Сирии погибали миротворцы, и кто-нибудь помнит чтобы сторона миротворцев развязала войну из-за этого?
14
Max Im , 9 августа 2016 в 13:14
Миротворцы - они разные. Некоторые миротворцы, сначала поставляют оружие, чтобы одна сторона постреляла, а когда первая сторона получает люлей в ответ, приходит и принуждает к миру тех, по кому сначала стреляли.
4
Ашот Ибрагимов , 9 августа 2016 в 15:06
Некоторые миротворцы даже паспорта своей чрезмерно миролюбивой страны выдавали…
==
«Российские паспорта начали раздавать жителям Абхазии и Южной Осетии в 2002-2003 годах, когда паспорта СССР практически повсеместно утратили действие, а абхазы и осетины не захотели менять их на грузинские. Грузия сочла паспортизацию "ползучей аннексией". "Представьте себе, чтобы Грузия выдала грузинские паспорта в Чечне, когда та воевала против России", - поясняют грузинские наблюдатели. В августе 2008 года именно то, что в Южной Осетии проживают российские граждане, стало формально причиной для вмешательства РФ в начавшийся вооруженный конфликт.»
http://classic.newsru.com/worl...
0
Max Im , 9 августа 2016 в 15:12
Да, я решил опустить этот момент. Было бы чрезмерно сложноподчиненное предложение)
1
Гриша Серосовин , 9 августа 2016 в 16:41
То же самое происходило в Приднестровье.
1
Lado Rachveli , 9 августа 2016 в 16:55
Московиты не были миротворцами. Это были узаконеные бандиты. Как московиты, так и осетинцы.
1
в р , 9 августа 2016 в 17:29
Московиты не были миротворцами. Это были узаконеные бандиты. Как московиты, так и осетинцы.

Нет таких народов:"московиты" и "осетинЦы".
-1
Lado Rachveli , 10 августа 2016 в 12:34
Но есть такие племена.
8
Анатолий Прокопьев , 9 августа 2016 в 13:11
Вот это и есть тот самый "ю-осетинский сценарий", которого надо опасаться Украине...
Лучше терпеливо отстреливаться, чем пытаться совершить блицкриг..
Но сепараты пытаются своими провокациями подтолкнуть ВСУ на радикальные действия.. Будьте умнее.. Силой уже ничего не решить.
6
Max Im , 9 августа 2016 в 13:17
Образованный бюргер, конструирующий танки для своей страны, учит поляка, как воевать с армией Гитлера.
9
Юрий . , 9 августа 2016 в 13:57
Анатолий Прокопьев , 9 августа 2016 в 13:11

С Украиной друга ситуация, блицкриг уже не получится, время упущено, оборона выстроена, мир успел очнуться от наглости РФ, организоваться и ввести санкции и нарываться на полную экономическую блокаду путин вряд ли будет. Да и сорокамиллионная, решительно настроенная Украина, с уже серьезной, морально и материально мотивированной армией, это не маломощная Грузия. На давно пристрелянных украинской артиллерией территориях Востока Украины, тысячи трупов россиян Кремль вряд ли захочет поиметь.
7
Владимир Воробьев , 9 августа 2016 в 14:12
//Вот это и есть тот самый "ю-осетинский сценарий", которого надо опасаться Украине...//
Уверяю Вас, что в Украине живут не менее здравомыслящие и образованные люди, чем в России. Если бы украинцы хотели воевать, то тогда в Украине к власти пришли бы националисты. Но случилось ровно наоборот. Запрещенный в РФ Дмитрий Ярош набрал всего 1,5%. А крупнейшая националистическая партия "Свобода" даже не прошла в Раду. Зато голосовали за Порошенко, который обещал мир в две недели Поэтому там, в Украине не найдется достаточного количества людей верящих в возможность блицкрига. А большинству вообще положить на ЛНДР с прибором. Поэтому ю-осетинский сценарий возможен только если удастся спланировать и провести такую же грандиозную провокацию, как в Грузии 2008 года. Причем так, чтобы поверили даже "международные комиссии". Но сегодня не 2008 год и мир уже разобрался "хуисмистерпутин".
Что не исключает провокаций и даже открытого ввода войск. Но это не будет зависеть от поведения украинской стороны.
1
Артак Артакян , 9 августа 2016 в 16:13
Анатолий,вы полностью правы,Украина должна развивать свою промышленность и тогда ,на фоне коллапсирующей Российской экономики,жители Домбаса сделают ручкой своим московским " друзьям" и уже без особых " криков" и " битья посуды" смогут вернуться в состав Украины.
0
Lado Rachveli , 10 августа 2016 в 12:37
Вернутся вместе со своими "вождями" и их "дружинниками"?
-2
derzzkiy kot , 9 августа 2016 в 13:11
Подобные статьи есть с разных сторон. Проблема в том, что найти что-то толковое, объективное, нейтральное крайне сложно. Чаще это пропаганда с обеих сторон, замешанная на эмоциях.
-14
Олег Коротаев , 9 августа 2016 в 13:11
А что же так сейчас Аркадия так изменило? Почитайте его на Эхе, кричит о не повторении и с намеками, что во всем виновата Россия.
Вроде из его статьи как очевидца ясно, что это не Россия виновата, за одно нападение на миротворцев уже можно было на законных основаниях ожидать ответки. Так что все по справедливости.
9
Max Im , 9 августа 2016 в 13:21
Поумнел, может.
Получил много новой информации.
Переосмыслил старую.
Пообщался с другими людьми.

Всякое может быть. Но то, что человек развивается - уже хорошо)
-12
Олег Коротаев , 9 августа 2016 в 13:27
А то, что Бабченко после срочной в первую пошел по контракту во вторую, это поумнел? А если бы не тема войны, то о чем Аркадий бы писал?
7
Max Im , 9 августа 2016 в 13:37
Олег Коротаев , 9 августа 2016 в 13:27
А то, что Бабченко после срочной в первую пошел по контракту во вторую, это поумнел?
=============
Ну так, кто-то до сих пор не поумнел ;)
Но надежда умирает последней

А если бы не тема войны, то о чем Аркадий бы писал?
==========
Посмотрите другие статьи автора.
8
Анатолий Прокопьев , 9 августа 2016 в 13:26
Тогда он видел ситуацию, как непосредственный участник, в то время было очень трудно разобраться, кто виноват и почему все это началось. Сейчас, когда объективной информации стало больше, можно сделать совсем другие выводы..
А после Донбасса и Крыма все недостающие звенья в логической цепочке соединились воедино..
-9
Олег Коротаев , 9 августа 2016 в 13:32
А то, что Украина заранее поставляла оружие и готовила бойцов, а потом взяла Саакашвили на работу, это о чем говорит?
Да и не забывайте о наследовании европейских (кого) депутатов что ли, где было доказано, что да, к сожалению, виновата Грузия. И как бы Латынина с Илларионовым не рассказывали о провокациях России, но градами по городам начала сыпать Грузия, типа, для восстановления контроля над своими территориями, восстановили? А момент какой подгадали?
Кстати, Илларионов считает, что Путин еще десять лет назад начал готовить захват Крыма.
0
Алексей Неважно(Киев) , 9 августа 2016 в 13:43
А о чем это говорит?
4
Анатолий Прокопьев , 9 августа 2016 в 14:15
Ситуация была тогда один в один с ситуацией на Донбассе.. Непризнанная территория, незаконные вооруженные формирования, обстрелы грузинских правительственных воинских подразделений и гражданских сел, населенных грузинами.. Все это под прикрытием российских т.н. миротворцев.. Откуда оружие и боевая техника у осетинцев? А из "военторга", как и у донбасских сепаратов..)))
У горячего парня Саакашвили созрело решение раз и навсегда покончить с этой горячей точкой в его стране.. Что вышло, то вышло.. Только надо признать, что Градами по городу не стреляли, Цхинвали был разрушен во время его взятия российской армией, а как мы берем города известно, Погибших осетин было не много тысяч, а более 200 человек..
Удивительного в этой войне нет ничего.. Государство не может спокойно взирать на то, как от неё пытается отделиться какая-нибудь территория.. Россия в пыль стерла Грозный и пол Чечни.. Сербия воевала за Косово, Англия за Мальдивы,
Азербайджан - за Карабах.. Хорватия - за Сербску Краину..
Где сепаратизм - там война, с разной степенью успешности и жестокости..
-1
Отто Гротеволь , 9 августа 2016 в 15:22
Анатолий Прокопьев , 9 августа 2016 в 14:15
//Англия за Мальдивы//
Очепятка, видимо.
Англия воевала за Мальвинские/Фолклендские острова.
0
Анатолий Прокопьев , 9 августа 2016 в 15:59
)))))) Спасибо, поправил, конечно Мальвины.. )))
1
в р , 9 августа 2016 в 17:37
У горячего парня Саакашвили созрело решение раз и навсегда покончить с этой горячей точкой в его стране.. Что вышло, то вышло.. Только надо признать, что Градами по городу не стреляли,

Обстрел Цхинвала из систем залпового огня показывало грузинское телевидиние. Оно же транслировало заявление командующего грузинскими войсками в регионе, о начале военной операции, на фоне обстрелов.А реально ЮО вышла из Грузии в 1991г.И кроме самих грузин, винить в этом больше особо некого-нечего было там бесчинства и погромы устраивать.
3
Ильич Леонид , 9 августа 2016 в 13:32
Статья - очень сильно порезанный репортаж из блога Аркадия Бабченко, читал изначально в оригинале, очень сильно написано, тут не передано и десятой доли отношения автора к событиям.
-5
Олег Коротаев , 9 августа 2016 в 13:40
А как репортаж может передавать отношение автора к событиям? Это ж не аналитическая заметка или не особое мнение.
0
Motors59 1 , 9 августа 2016 в 16:21
Не знаю как на счет десятой доли,но я с Вами согласен ,статья сильно порезана.Я ее читал где-то на другом ресурсе.Интересно ,у автора спрашивали разрешение на кастрирование материала или так обошлись?И акценты в полной статье расставлены несколько по другому.
7
Алексей Неважно(Киев) , 9 августа 2016 в 13:41
В Грузии был в 2001г. Страшное зрелище. Из окон почти везде торчали трубы буржуек. Обедали в ресторане, возле столика столди дети и просили есть, персонал их отгонял. Но один мальчик исхитрился стащить кусок лаваша и убежать.
В следующий раз был в 2012м. Моя дочь там 2 года работала, приехали с женой в гости. Разница радикальная, даже феноменальная.
Повезло познакомится и пообщаться с Кахой Бендукидзе. Впечатление неизгладимое, помню до сих пор.
ФСБ в 2008 сумела спровоцировать Саакашвили, он повелся, не смог удержаться. Провоцировать и убивать- почерк "русского мира"
-7
Олег Коротаев , 9 августа 2016 в 13:51
он повелся, не смог удержаться. Провоцировать и убивать- почерк "русского мира"
АЛЕКСЕЙ, вот от кого, а от Вас такой объективности не ожидал!
Сегодня все мои плюсы Вам!
6
Алексей Неважно(Киев) , 9 августа 2016 в 13:54
Странно.... Что я написал нового? Я постоянно пишу о кровожадности и генетической жажде "русского мира" убивать.
1
в р , 9 августа 2016 в 19:38
Странно.... Что я написал нового? Я постоянно пишу о кровожадности и генетической жажде "русского мира" убивать.

На кого подобные ужастики рассчитаны?Для миллионов людей на постсоветском пространстве(украинцев и грузин в том числе),Россия-страна куда привлекательней их исторических родин.Живя в России, они почему-то даже и не догадываются о кровожадности русских.Да я и сам бываю свидетелем, каким праздником для приезжих является получение гражданства России.Но, это видимо от того, что, они Ваших умозаключений не читают.Дремучие, отсталые люди, что с них взять...
2
Андрей Беляев , 9 августа 2016 в 14:43
"ФСБ в 2008 сумела спровоцировать Саакашвили, он повелся, не смог удержаться. Провоцировать и убивать- почерк "русского мира"
На самом деле исторические корни современных межнациональных конфликтов в Грузии отчасти сложились еще до вхождения Грузии в состав России... Их первоначальная причина- в дискриминационной политике грузинских князей по отношению к национальным меньшинствам . Но ни в императорский, ни в советский, ни в постсоветский период межнациональные противоречия в Грузии не были устранены, а после распада СССР они переросли в острый вооруженный конфликт...
На самом деле российские спецслужбы активно поддерживали сепаратистов Абхазии и Южной Осетии не с 2008 г., а еще в 90 гг 20 в., активно используя в своих интересах обученные и вооруженные на территории России "добровольческие формирования горцев Северного Кавказа"( в их числе и "абхазский батальон" Шамиля Басаева)....
3
Артак Артакян , 9 августа 2016 в 16:20
Грузины сейчас прекрасно живут,получше,чем многие из бывших республик СССР.
1
в р , 9 августа 2016 в 17:46
Грузины сейчас прекрасно живут,получше,чем многие из бывших республик СССР.

Что-то многовато их от такой прекрасной жизни, бежит в менее прекрасную Россию.Да и статистика по Грузии показывает почему-то не совсем прекрасную картины.А зачастую и просто противоположную.
4
Анна Легкая , 9 августа 2016 в 13:47
Ненавистью живут неудачники. Это так удобно, во всех своих бедах винить кого-то: Грузию, Украину, США... Удачливые, успешные люди наоборот - все стараются обернуть себе на пользу...
-5
Олег Коротаев , 9 августа 2016 в 14:59
Вы что, по совету Max im прочитали другие статьи автора?
8
Владимир Воробьев , 9 августа 2016 в 13:47
Просто тогда практически не было объективной разносторонней информации. Не было даже нынешних 15% желающих разобраться в том, что происходит. Я помню тоже глядя на картинку ТВ недоумевал, как это "грузины" решились поливать из градов мирный город и российских миротворцев. Но у меня уже тогда возникал вопрос - а почему же грузины даже не попытались вначале взорвать Рокский тоннель, ведь дураку ясно, что без его перекрытия против российской армии не выстоять, тут не надо быть стратегом, тем более для грузин это был просто подарок природы - другого удобного пути для быстрой переброски большой массы войск из России нет. Однако же ни у кого из моих знакомых даже такой вопрос не появлялся. Уже тогда пропаганда работала безупречно и давила на эмоции. А человеческая природа такова, что эмоции отключают логику.
2
Володимир С , 9 августа 2016 в 14:19
Согласен.Всегда удивлялся,что грузины не разбомбили туннели.Ведь блокировка переброски войск страны-агрессора могли изменить ситуацию в иную сторону.
0
Max Im , 9 августа 2016 в 14:29
У грузин на то есть ответ:
"Грузия якобы имела надежную информацию, полученную в результате перехвата телефонного разговора, о том, что утром 7 августа «русские УЖЕ прошли через Рокский тоннель», и потому вторглась в Южную Осетию"

Деньги были уже до стульев.
2
Владимир Воробьев , 9 августа 2016 в 14:40
//У грузин на то есть ответ://

Не знаю от кого из грузин Вы слышали этот ответ. Мне они ничего подобного не говорили. Да и не могли сказать. Военные операции даже такого сравнительно небольшого масштаба, какой могла организовать совсем малочисленная грузинская армия, планируются и готовятся много заранее. Поэтому если грузины готовились напасть на Цхинвал, то начать они должны были с Рокского туннеля как минимум за неделю до восьмого августа. Не думаю, что даже у них в штабах сидели полные дебилы, а высшие офицеры просто не выполнили приказы, разведка напрочь отсутствовала а все средства связи были отключены..
0
Max Im , 9 августа 2016 в 15:01
ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ , 9 августа 2016 в 14:40
Не знаю от кого из грузин
========
Это заявление правительства Грузии (08.08.08. 02:00)

Военные операции даже такого сравнительно небольшого масштаба, какой могла организовать совсем малочисленная грузинская армия, планируются и готовятся много заранее......
===========
Ага, еще ГССР.
Эта военная операция была ответом на обстрел двух грузинских сел рядом Цхинвали.
Вам не кажется, что тогда уж, заранее надо было готовить не ее, а операцию по предотвращения этих обстрелов?

Поэтому если грузины готовились напасть на Цхинвал
============
... и поработить гордый осетинский народ.
А если не готовились, а планировали снизить напряженность дипломатическим путем?

Не думаю, что даже у них в штабах сидели полные дебилы, а высшие офицеры просто не выполнили приказы, разведка напрочь отсутствовала а все средства связи были отключены..
============
Расскажите мне про умных в генштабе Украины, разведке и т.д., что допустили захват здания Верховного совета АРК. Или грузины по умолчанию умнее украинцев?
1
Андрей Беляев , 9 августа 2016 в 15:02
Вы, вероятно. помните о том, что в Южной Осетии до начала ввода грузинских и российских войск шли постоянные перестрелки между грузинскими и южно-осетинскими населенными пунктами...Но грузинская армия в этот момент Рокский тоннель не контролировала. Наверняка и грузинская и российская армии готовились к войне заранее, но политическое решение о начале военной операции против Цхинвала было принято Саакашвили после последнего его (неудачного) официального визита в Москву...
0
Андрей Беляев , 9 августа 2016 в 14:51
Российские войска(не только в качестве миротворцев) судя по всему, уже находились в Южной Осетии до начала августовской войны и контролировали Рокский тоннель....
1
Владимир Воробьев , 9 августа 2016 в 14:59
Может быть и так. Но я ведь об этом и говорю, это может означать только одно: версия о том что именно грузины первыми напали на Ю. Осетию и Цхинвал не выдерживает критики.
-3
derzzkiy kot , 9 августа 2016 в 15:10
ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ , 9 августа 2016 в 14:59

Ну если верить докладу Евросоюза, который был подготовлен Хайди Тальявини, то всё-таки Грузия первой атаковала Цхинвал. Вот два ключенвых положения отчета:

а) Боевые действия начались с масштабной грузинской операции против города Цхинвали и прилегающих территорий в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, которой предшествовал массированный артиллерийский обстрел.

б) Комиссия не может считать достаточно доказанным утверждение Грузии о вторжении значительных российских сил в Южную Осетию до 8 августа.

Подробнее тут: http://www.bbc.com/russian/int...

Хотя ваше право не верить и этим данным.
2
Max Im , 9 августа 2016 в 15:30
Но, в документе также отмечается, что при обсуждении вопроса о начале войны нельзя «фокусироваться лишь на артиллерийскую атаку против Цхинвали в ночь на 7-8 августа».

«Оценка должна охватывать и период перед войной на протяжении многих лет и ту возрастающую напряженность, которая предшествовала началу вооруженного противостояния», - говорится в докладе.
1
derzzkiy kot , 9 августа 2016 в 17:54
MAX IM , 9 августа 2016 в 15:30

Да, верно. Там и о действиях России достаточно написано. Но речь идет о начале конкретной войны. А началась она с массированного обстрела Цхинвали грузинскими войсками. Т.е. нельзя говорить, что российская армия вот так вдруг, без всяких причин атаковала спящую Грузию (а некоторые настаивают на такой версии).

А вот дальше уже можно говорить о дальнейших событиях этой войны. И об излишнем применении силы, и о возможных этнических чистках, и о мародерстве (и все это - с обеих сторон). А также и о предпосылках, которые привели к этой войне с участием флота, авиации и артиллерии.
3
Андрей Беляев , 9 августа 2016 в 15:15
В данном случае даже неважно, "кто на кого напал первым"(этот вооруженный конфликт, с активным вмешательством России, возник еще в 90 г.г. 20 в. и виноваты в его развязывании все противоборствующие стороны). Гораздо важнее итоги этого конфликта, их влияние на дальнейшее развитие российско-грузинских отношений...Не было бы августовской войны 2008 г., не было бы и "мирного присоединения Крыма к России" и сегодняшней российско-украинской войны...
1
derzzkiy kot , 9 августа 2016 в 15:22
АНДРЕЙ БЕЛЯЕВ , 9 августа 2016 в 15:15

Не соглашусь. Я бы не увязывал два этих конфликта. Везде своя история взаимоотношений, свои причины возникновения напряженности и т.д. Разные вещи.
0
Анатолий Прокопьев , 9 августа 2016 в 16:04
Сепаратизм - он и в Африке сепаратизм, всегда приводит к войне.. Это должны помнить все, кто хочет побаловаться в свою джамахерию.. Конечно, осетинам было легче играть в эти игры, зная, что за спиной стоят парни из Рязани, которые, если надо, погибнут за их забавы..
3
Рустам Латыпов , 9 августа 2016 в 16:44
Однако, надо признать как Москва мастерский использовало ситуацию в начале 90-х. Создала конфедерацию народов Кавказа и натравила их на Грузию под лозунгом свободы народам. Открыла границы , обучила дала огромную кучу оружия и они хлынули в Ю.Осетию и Абхазию. Сюда присоединились казаки и почти все уголовники. За 500 лет Московская империя вообще не изменилась. Разделяй и властвуй , вот ее имперский девиз.
-1
в р , 9 августа 2016 в 18:27
версия о том что именно грузины первыми напали на Ю. Осетию и Цхинвал не выдерживает критики.

А вот это как раз и выдерживает критики-утром 8-го авг.были официальные заявления грузинских властей о начале военной операции.Да и комиссия Тальявани подтвердила-военные действия начала Грузия.Произошедшее позже, американский политолог Николай Злобин, назвал полной военной и политической победой России.
Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Все можно

160
Елена С.: Это Вы (вместе с этой самой васиной) еще "Санькину любовь" не читали!...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама