Общество / Выпуск № 50—51 от 11 мая 2012

25957 Близорукий бухгалтер пришел на смену учителю

Отсутствие грамотной стратегии развития образования — угроза национальной безопасности

11.05.2012 Теги: образование

 

Петр Саруханов — «Новая» Отсутствие ясного понимания целей и смыслов реформирования образования крайне опасно, поскольку ошибки в целеполагании и проектировании неизбежно приводят к перекосам в возводимых конструкциях «нашей новой школы» (так именуется президентская инициатива). Перекосы, соответственно, порождают глубокие трещины и грозят скорым обрушением всему зданию. Трещины эти стремительно распространяются по всему сооружению — от фундамента до крыши. Следовательно, прежде чем отвечать на вопросы о целях и путях реформирования образования, необходимо оценить результаты ударной стройки, развернувшейся под девизом «модернизации». Для начала предлагаю сосредоточиться на фундаменте объекта.


Сколько себя помню в профессии, школу постоянно реформировали, каждый раз затачивая ее под новые идеологические, политические и экономические задачи. Особенно интенсивно этот процесс пошел в последние годы: характеристика «инновационный» бесконечно применяется как к процессу обучения, так и к реорганизации всего школьного дела. А что на деле? Рискну высказать предположение, что никакой реформы образования не было и нет. А чем же мы тогда занимались последние годы с таким энтузиазмом?

Реформой не образования, а экономики образования и его сервисного обеспечения. Что вполне естественно для экономистов, с самого начала определявших и до сих пор определяющих тренд реформирования. На первый взгляд ничего страшного. В таком фундаментном (фундаментальном) подходе есть своя логика, ибо любой прагматик (от марксиста до ультралиберала) убежден в святости постулата: бытие определяет сознание.

Нелепо отрицать влияние материальных факторов и кадровых ресурсов на процесс модернизации образования. Ясно, что в ветхой, плохо оснащенной школе, в которой трудятся нищие, немотивированные учителя, никакое реальное реформирование невозможно. Первое, что необходимо было сделать, чтобы сдвинуть систему образования с мертвой точки, — это произвести вливание в нее необходимых финансовых средств. Второе — оптимизировать расходы государства на содержание системы образования. Бессмысленно закачивать золото в океан и ждать приплода рыбы. Тогда и родилась, говоря языком Остапа Бендера, плодотворная дебютная идея: изменить порядок финансирования школ и ввести стимулирующие фонды оплаты труда педагогов.

Отныне субсидия, выделяемая школе, зависит от количества учащихся. Деньги следуют за учеником — так называемое «подушевое финансирование». Детская душа в разных регионах стоит по-разному (от 18 тысяч рублей в год до 110 тысяч, в зависимости от возможностей местного бюджета). Цена одной души умножается на количество детей, таким образом складывается бюджет школы. Вполне рыночный подход, призванный включить механизмы конкуренции между учреждениями образования, которые, борясь за клиента, вынуждены будут повышать качество обучения.

В этом же рыночном ключе реформировали порядок оплаты труда педагогов. Хватит раздавать всем сестрам по серьгам, долой уравниловку, труд учителя предложено оценивать по количественным и качественным показателям. Базовая часть зарплаты педагога складывается из количества человеко-часов: к примеру, один ученик на уроке оценивается в четыре рубля, умножаем на количество учеников и получаем стоимость одного урока у данного учителя. Тридцать процентов фонда оплаты отнесено к стимулирующему фонду, распределять который должны управляющие советы школ на основании оценки качественных результатов труда учителя, которые определяются по успехам его учеников: результаты сдачи ЕГЭ, победы в олимпиадах и т.п. Кроме того, важнейшим показателем качества труда учителя, повышающим коэффициент оплаты труда, становится овладение им современными информационными технологиями. Таков вкратце экономический фундамент реформирования российского образования, в основе которого железная прагматическая логика, перенесенная на школу из сферы бизнеса, где управление персоналом предполагает скрупулезный учет личного вклада каждого работника в повышение эффективности работы фирмы и рост ее доходов. Школа теперь получает государственное задание на предоставление сервисных услуг населению и отчитывается за их количественное и качественное оказание.

Как известно, деньги любят счет, и внедрение в систему образования новых финансовых механизмов коренным образом изменило управленческую роль руководителей школ и их заместителей. Педагогическая позиция в управлении постепенно стала сходить на нет, уступив место так называемой «менеджерской». На первый план выдвинулась задача рационального расходования бюджетных средств и сопутствующая ей функция тотального контроля над их распределением и использованием. А как могло быть иначе, когда во всем, начиная с закупок необходимого учебного оборудования и кончая оценкой труда учителя, необходимо руководствоваться жесткими формализованными финансовыми и юридическими критериями, подтверждая правомерность принимаемых решений соответствующей отчетностью. В противном случае нелицеприятного «разговора с фининспектором о поэзии» не избежать. Так школа постепенно стала превращаться в то место, где дети мешают администрации и педагогам работать с документами.


Менеджер или бухгалтер?

Сегодня руководителей школ призывают переквалифицироваться из главных педагогов в эффективных менеджеров. Призыв услышан, о чем можно судить по проблемам, обсуждаемым на совещаниях директорского корпуса, и по характеру сметаемой с полок руководителями школ литературы (преимущественно юридического и финансового свойства). Все психолого-педагогические «изыски» отбрасываются до лучших времен.

Отныне в образовании правит бал бухгалтерия. При таком положении дел прямое значение приобретает выражение «ставка больше, чем жизнь».

Между тем бухгалтерский подход совсем не совпадает с позицией стратегического менеджмента. Серьезный топ-менеджер, не упуская из поля зрения насущных проблем, работает на перспективу. Для чего, анализируя угрозы и вызовы времени, стремится минимизировать риски, концентрируя силы и средства на решающих направлениях деятельности. Бухгалтер же отвечает лишь за сведение баланса доходов и расходов, оценка рисков и выработка стратегии вне его компетенции.

Очевидно, что стратегия развития образования должна определяться реальными угрозами и вызовами, ответы на которые возможны лишь на основе серьезного междисциплинарного анализа. Здесь знание психологических, педагогических, медицинских и прочих «изысков» не является избыточным, но, напротив, позволяет трезво оценить драматическую ситуацию и искать из нее адекватный выход.

Приведу лишь несколько примеров. Так, одной из табуированных тем является проблема генетической усталости. Она нарастает в тех популяциях, где нарушается естественный отбор. Цивилизационные достижения оборачиваются грозными проблемами. Медицина торжествует: сегодня по европейским нормам в роддомах вытаскивают пятимесячных недоношенных детей. Они продолжают ослабленный род в следующих поколениях. Любой практикующий педагог скажет, что с каждым годом приходит все более сложный и ослабленный контингент. Дети, находящиеся в пограничных состояниях, с дисфункциями мозга, с дислексией, дисграфией, с синдромом дефицита внимания. Последние — это те дети, про которых на бытовом уровне говорят, что у них шило в одном месте. Говорить такому ребенку «будь внимательным» — все равно что сказать слепому: «присмотрись». Вы можете на него кричать, ставить его в угол, но он внимания не держит, при этом интеллект у такого ребенка в норме. С такими детьми можно и должно работать, в противном случае они, не освоив школьной программы, окажутся на улице и будут пополнять криминальные сообщества. Но для этого надо вкладывать средства.

Несколько лет назад мне довелось разговаривать с главным врачом Федеральной службы исполнения наказаний. По ее данным, из сидящих в тюрьмах 72% подростков — гиперактивные с синдромом дефицита внимания. Со временем гиперактивность проходит, а дефицит внимания остается. И такой человек садится за руль автомобиля, а это как?

Воистину, прав был Бисмарк, утверждавший, что тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы. Напомню, что по существующим нормативам душа одного ребенка в большинстве регионов стоит не более 18 тысяч в год, а содержание в тюрьме, где подростков нужно кормить и охранять, обходится в 350 тысяч. Так близорукий бухгалтерский подход создает угрозу национальной безопасности. Повторяю, с большинством проблемных детей, которых с каждым годом все больше, можно работать с привлечением психологов, медиков и дефектологов. Но так называемая «оптимизация бюджетных расходов» привела к тому, что в большинстве регионов именно эти сотрудники попали под сокращение, а за их счет повысили зарплату педагогам.

Проблема неуклонного ухудшения психофизического здоровья детей и подростков, не получающих своевременной профессиональной поддержки, переплетается с еще одной табуированной темой: демографического сдвига, который все больше затрагивает контингент учащихся в массовых школах крупных (и не только) городов. Дело в том, что проблема генетической усталости не стоит остро перед этносами, чей образ жизни определяется традиционной архаичной культурой. Добавим к этому миграционные процессы и получим серьезный демографический сдвиг в этническом составе учащихся. Уже сегодня в Москве есть классы, в которых русскоязычные дети составляют меньшинство.

В массе своей учителя оказались не готовы к этой новой ситуации, когда приходится сталкиваться с иной этнопсихологией, преподавать русский язык как иностранный, упираться в стену религиозных догматов даже при решении элементарных вопросов организации учебного процесса. «Я не позволю своей дочери (первокласснице!) посещать уроки физкультуры в бассейне, где мальчики занимаются совместно с девочками», — заявил мне в начале учебного года многодетный отец, недавно переселившийся в микрорайон школы. В таких условиях проблема интеграции детей, воспитывающихся в иной этнокультурной среде, приобретает первостепенное значение. Не менее важно налаживать взаимодействие между детьми, принадлежащими к разным этносам. В противном случае мы получим в школах сплоченные землячества, члены которых в силу лучшего физического развития и высокого боевого духа быстро установят свои порядки. Так проблема формирования толерантности, вызывающая аллергию и усмешки у национал-патриотов, все громче заявляет о себе.

Опыт показывает, что наиболее успешно и органично интеграция детей осуществляется в детском саду. Более того, австралийские исследования доказали, что формирование толерантности возможно до пяти с половиной лет. Дальше поздно.

Ни одна из этих проблем не находит отражения в документах, определяющих направление реформирования дошкольного образования. В качестве генеральной линии развития и соответствующей ей должностной обязанности воспитателей выдвигается «уход и присмотр за детьми». Как будто на дворе тихие-мирные шестидесятые годы прошлого века. Почему так? Дорого. Бухгалтерский  подход заставляет, закрывая глаза на происходящее, пользоваться испытанным виртуальным оружием: таблетками от танков. Съел — и никаких танков! В противном случае пришлось бы думать о выделении больших средств на переобучение всего педагогического персонала как в школах, так и в дошкольных учреждениях. Подробно проанализировав экономический фундамент модернизации образования, необходимо подвергнуть разбору ее несущие конструкции. К несущим конструкциям я отношу российское учительство, на плечах которого пока еще чудом держится наклонившаяся Пизанская башня отечественной школы.


Кадровые предпочтения мечтателей

Полузабытый ныне классик российской педагогики К.Д. Ушинский утверждал, что «в деле воспитания и обучения ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Между тем ситуация в системе педагогического образования складывается драматическая. Первый сокрушительный удар по педобразованию нанесло введение Болонской системы. Здесь не время и не место обсуждать особенности ее функционирования на Западе со всеми плюсами и минусами. Как водится, при пересадке на отечественную почву чужих моделей мы ограничились внешними формальными признаками: в частности, двухзвенной подготовкой специалистов, включающей бакалавриат и магистратуру.

На практике это выглядит следующим образом. После окончания четырехлетнего курса обучения в школу приходит молодой специалист филолог-бакалавр. Мало того что девушка имеет смутные представления о методике преподавания. Это еще полбеды. Но она нетверда в своем предмете: сама допускает ошибки в русском языке. На пожелание директора основательно проштудировать грамматику (ведь стыдно перед учениками) отвечает, что у нее на это нет времени, поскольку в настоящий момент она поступила в магистратуру по специальности «психология». (Срок обучения два года.) Так кем же она окажется в результате: недоучкой филологом или дилетантом психологом?

За два года обучения серьезного специалиста в области психологии не подготовить. Четырехлетний химик-бакалавр, который в магистратуре обучается по специальности «менеджер образования», и т.п.

Констатируя печальные результаты подготовки учителей, необходимо четко выявить причины такого положения дел. Их несколько. Резкое падение престижа профессии, которое привело к тому, что по итогам ЕГЭ педагогические институты не отбирают лучших абитуриентов, а подбирают то, что осталось после поступления в престижные вузы. Нищенское положение профессорско-преподавательского состава, вынужденного к тому же бесконечно менять структуру учебных планов и содержание учебных курсов, подстраиваясь под модные тренды. И, наконец, уже упомянутая Болонская система в российском исполнении. Разумеется, есть педвузы, где ценой вынужденных компромиссов, маневрируя и отстаивая свои позиции, пока еще держат планку подготовки будущих учителей. Но это скорее исключение из правил.

Наблюдая такую печальную симптоматику, Минобр избирает хирургический метод лечения. Нет вуза — нет проблемы. На сегодняшний день половина из них закрыта и влита в федеральные классические университеты. Но классические университеты, также не избавленные от Болонской системы, вдобавок (в силу своей специфики и традиций) экономят учебные часы, кадровые и материальные ресурсы на педагогической компоненте образования, которая включает дидактику, методику преподавания, теорию и практику воспитания, коррекционную педагогику. Все то, без чего учитель — не учитель, а в лучшем случае научный работник. Доходит до смешного. В одном из регионов после закрытия пединститута, спохватившись, педагогическую специальность «коррекционная педагогика» попытались открыть при медицинской академии, в другом регионе аналогичную попытку, к счастью потерпевшую фиаско, предприняли при сельхозакадемии. Вполне могу представить себе диплом бакалавра ветеринара и одновременно магистра дефектолога. А что, ведь несколько лет назад грант на разработку программ дошкольного образования выиграл архитектурно-строительный институт. Почему нет, ведь дошкольное образование, как известно, фундамент среднего. Остается лишь выяснить:  ленточный или свайный?

Сваи, напоминающие по конструкции и материалам осиновый кол, вбиваются в педагогическое образование по сигналам сверху. Судя по публичным выступлениям, первые лица страны убеждены в правильности избранной стратегии и тактики. Кто и по каким соображениям формирует подобную точку зрения — вопрос отдель-ный.

В самом сжатом виде кадровая политика в области образования видится на вершине власти следующим образом:

· Решительное омоложение педагогических кадров путем привлечения в школы молодых аспирантов и доцентов, несущих детям новое модернизационное мышление.

· Техническое переоснащение школ на базе современных информационных технологий с привлечением специалистов соответствующей квалификации. (Были бы средства, а специалисты найдутся. — Авт.)

· Демократизация управления учреждениями образования, в том числе через процедуру выбора руководителей образовательных учреждений на конкурсной основе. Так предполагается обновить директорский корпус.

 

Короче, ставка делается на обновление педагогического и управленческого персонала школ, что по-своему логично, если не вдаваться в подробности, в которых, как известно, спрятан черт.

Доценты с аспирантами не сильно стремятся в школы, особенно сельские. Но даже вставая за учительский стол, они, за редким исключением, оказываются несостоятельны как педагоги. Не обладая необходимыми психолого-педагогическими знаниями и навыками (их не приобретешь за девять месяцев дополнительной подготовки), такие специалисты приживаются лишь в элитных школах с отобранным по конкурсу контингентом учащихся, а для большинства детей они остаются вещью в себе. Столкнувшись со сложнейшей спецификой детей в массовых школах, о которой шла речь выше, доценты с аспирантами покидают поле боя.

Что же касается выборов руководителей образовательных учреждений на конкурс-ной основе, то с чего это мы решили, что на кастинг выстроятся тысячи желающих? В отличие от губернаторской должности, статус директора школы, который сегодня является одновременно слугой всех господ с минимальными правами, привлекает либо подвижников, либо городских сумасшедших. Последних, по статистике, больше. Из разговоров с руководителями органов образования в разных регионах я знаю, что огромной проблемой является уговорить серьезного человека согласиться занять этот расстрельный пост. В ход идут такие стимулы, как улучшение жилищных условий и т.п.

Впрочем, ничто не ново под луной. В годы перестройки мне довелось присутствовать на таких выборах, где за кандидатов на высокий пост голосовали педагоги, техслужащие и старшеклассники в равных долях. Оставляю без комментариев дальнейшую судьбу этой школы.

И все же, откуда эта маниловщина? Какой пул советников прочерчивает первым лицам страны внешне ультрасовременные, благообразные, а на деле — неисполнимые ориентиры? Умные рациональные люди. А кто сказал, что поставленные задачи неисполнимы? Формально их можно выполнить хоть завтра, отчитавшись по заданным показателям: омоложение кадров, введение выборности директоров и т.д. Будет ли от этого толк? Будет, но на локальных участках, где для этого созданы эксклюзивные условия. Например, в школе в Сколкове, чей бюджет зашкаливает. Почему бы там за хорошие деньги с отборными детьми не поработать молодым ученым? При желании губернаторов в регионах-донорах можно создать подобные заповедники благополучия. При социализме подобные передовые совхозы и предприятия назывались маяками, на которые призваны были равняться все остальные. Сегодня они именуются драйверами или локомотивами модернизации. Но суть от этого не меняется. Я отнюдь не против широкомасштабных экспериментов, но нельзя создавать оазисы, все вокруг превращая в пустыню.

При таком подходе рационализм немедленно оборачивается цинизмом. Истерзанный бесконечными планами, громоздкими аттестационными процедурами, постоянно меняющейся структурой предметов и их содержанием учитель не в состоянии нести на себе бремя реформ.


Когда правая рука не ведает, что делает левая

Рассмотрев фундамент и несущие конструкции нашей новой школы, плавно перехожу к экспертизе ее стен. Их кладка должна выстраиваться из надежных унифицированных блоков, именуемых в нашей сфере государственными стандартами образования. Вокруг них уже десяток лет ведутся ожесточенные дискуссии: что убавить, а что добавить, кто важнее — папа или мама (естественно-научный подход или гуманитарная компонента образования)? Я уже не говорю о мировоззренческой подоплеке этих споров, затрагивающей идеологические предпочтения авторов различных концепций. Словом, обсуждение стандартов всегда чревато скандалом.

При этом за кадром остается субъект их восприятия — ребенок, со всеми его особенностями, склонностями, реальными возможностями освоения учебного материала. За аксиому принимается способность всех без исключения учащихся получить полное среднее образование. Такое право закреплено сегодня в законе.

Но дети рождаются разными. Одни напоминают драгоценный сосуд, наполнять который одно удовольствие. Сохранный интеллект, прекрасная память, живые пытливые реакции — как не радоваться педагогу, видя результаты своего труда? Но есть и другие, напоминающие сосуд без дна: сколько ни вливай знаний — не удерживают. Но стенки все равно нужно промывать, выполняя важнейшую социальную функцию школы. И на исполнение этой функции указывает левая рука государства, призывающая учить всех детей без исключения. На решение этой задачи нацелена и новая система «подушевого финансирования», когда деньги следуют в школу за учеником. И сегодня та учительница, которая всеми силами удерживает в школе трудного малоспособного подростка из пьющей семьи, достойна по меньшей мере медали «За заслуги перед Отечеством».

Но она же будет обвинена во всех смертных грехах при первом же тестировании в период аттестации, и тем более на ЕГЭ, поскольку такого рода ученики не способны продемонстрировать высокие результаты. Ведь правая рука государства ждет от нее повышения качества обучения. Какая функция образования важнее — социальная или обучающая? Как уравновесить, гармонизировать обе важные функции образования? Ответ на этот коренной вопрос, разрывающий сознание учителя, толкающий его на приписки и фальсификации, следует искать прежде всего в стандартах образования.

Сегодня ситуацию с образовательными стандартами, на мой взгляд, в полной мере отражает притча Джорджа Х. Риверса.

 

Школа для животных

Однажды животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы «нового мира». И они организовали школу.

Они составили программу занятий, которая состояла из беганья, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.

Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже — за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно. Но посредственные оценки по этой школе засчитывались, так что никого это не беспокоило, кроме самой утки.

Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании.

Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. У нее также произошел срыв из-за переутомления, и она получила тройку за лазанье и двойку за бег.

Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.

В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса.

Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.

 

Есть ли у этой притчи мораль?

Мораль очевидна — перестать выстраивать образовательную стратегию в расчете на аномальных лосей. При разработке стандартов всерьез реализовать идею вариативного образования, при котором мы будем продолжать обучать и развивать всех детей без исключения, не питая иллюзий насчет равных возможностей освоения учебного материала в полном объеме. Тогда станет возможным перевод в следующий класс с двойками, предоставление права учащимся наверстать упущенное на любом этапе обучения, даже после получения итогового документа об образовании с прочерками по отдельным предметам. Главное — перестать врать.

 

Когда съезжает крыша

Наконец-то мы добрались до крыши школьного здания. Такой крышей сегодня, безусловно, является ЕГЭ. Очевидным парадоксом пореформенного строительства следует признать тот факт, что мы осуществили невиданный доселе архитектурный замысел, начав возводить все здание школы с крыши, упорно подводя под нее все остальные конструкции. Стоит ли после этого удивляться экзотичности постройки? Стало даже как-то неловко обсуждать эту проблему. В основном критика касалась процедуры его проведения и несовершенства измерительных материалов (тестовых и других заданий). Но ведь главная беда совсем не в этом: процедуру, как и материалы, можно совершенствовать.

Главная проблема в другом — на этот крючок слишком многое повесили: процедуру аттестации учащихся за курс средней школы, поступление в вуз, борьбу с коррупцией в системе образования, а с недавних пор — оценку деятельности школ и педагогов при выплате стимулирующего фонда зарплаты.

По показателям сдачи ЕГЭ отчитываются все — начиная с педагогов и директоров школ при соответствующей аттестации, кончая губернаторами. Так либеральный инструмент, заимствованный с Запада, был привит к родному дичку. Зная нашу медвежью хватку и особенности вертикального управления, нетрудно было предположить, что данная прививка обернется социалистическим соревнованием между школами, городами и весями за наивысшие показатели и результаты.

Отсюда и бесчисленные фальсификации, которые не устранить ни с помощью веб-камер, ни путем привлечения тысяч «независимых» наблюдателей. Кто, кроме заинтересованных родственников выпускников, возьмет на себя труд многочасовых бдений на экзаменах, которые, в отличие от выборов, проводятся в будние дни? Бессмысленно, а главное — безнравственно сравнивать между собой школы с различным контингентом учащихся (элитные столичные гимназии и поселковые школы, где преобладают дети из трудных семей). Оттого и съезжает крыша у всех без исключения соучастников проведения итоговой аттестации, что люди поневоле поставлены в двусмысленное положение, когда требуется и невинность соблюсти (провести честные экзамены), и капитал приобрести (не подвести свою школу, город, регион, отчитавшись по хорошим показателям).

Вывод очевиден: экспертиза всего школьного здания — от фундамента до крыши — свидетельствует об ошибочности избранной стратегии развития образования. Отсутствие грамотной стратегии представляет реальную угрозу национальной безопасности. Для того чтобы хотя бы начать двигаться в нужном направлении, необходимо иметь мужество, трезво оценив ситуацию, перестать врать себе и окружающим. Не так трудно сделать над собой небольшое усилие, ибо как правильно утверждал известный персонаж М.А. Булгакова: «Правду говорить легко и приятно».



66 комментариев

0
Oleg Chrysanov , 11 мая 2012 в 07:02
Если нам удастся восстановить Народовластие, надо просто пригласить группу инженеров, которые бы навели наконец порядок в российском образовании.
Например, уже давно ясно, что школа нужна лишь для начального образования и для ментально-физических инвалидов. Остальные должны получать образование по Сети, получая компенсацию за экономию средств на образование. Это будет по 2-3 тысячи рублей в месяц на ребёнка включая каникулы.
Для хулиганов дворового масштаба спецшколы. Та же Сеть, но под надзором контролёров. Можно держать их и дома обраслетив.
Одним словом, педагогам надо помочь нашим интеллектом. И ни в коем случае не привлекать психологов! Пользы от них ещё никто никогда не видел, а вот заморочить голову они всегда готовы.
0
Игорь Краюшкин , 12 мая 2012 в 12:56
Бррр! Школа в инженерном исполнении, как вы её описываете - это будет последний, нокаутирующий удар, который легко отбросит нас в каменный век, который, как известно, настигает нас именно на крыльях технического прогресса.
Останется только колючку натянуть, и вышки расставить. Брр!
0
Oleg Chrysanov , 12 мая 2012 в 18:16
Вас точно отбросит в каменный, точнее в кирпичный. Чем вы (мн.ч.) будете зарабатывать на жизнь, кроме подноса кирпичей на стройке, если у вас нет специальности? А мы поднимем уровень образования сразу на ПОРЯДОК, т.е. раз в десять. Наших внуков будут учить лучшие спецы России и Мира ( по Сети), а не сами-знаете-кто, как сейчас.
0
Виктор киселев , 11 мая 2012 в 11:36
Прекрасная и глубокая статья-её бы отправить в министерство образования.Но,к сожалению,ТАМ её даже читать не будут-им надо готовить очередные бумаги и получать бесконечные отчеты,которые почти никто не читает.Дети и вправду излишни в этой системе бесконечного бумагооборота.А ведь также обстоит дело и с высшим образованием.Преподаватели замучены этими отчетами,планами..Давно назрела автономия вузов.
0
Oleg Chrysanov , 11 мая 2012 в 12:22
Уважаемый Виктор! Автономия ВУЗов имеет смысл лишь при наличии Народовластия и Федерализма. Иначе ВУЗы станут работать только на интересы своего руководства. Вообще-то школьные проблемы на порядок более запущенны, чем вузовские.
0
Саша Ригачин , 11 мая 2012 в 18:43
Евгений Ямбург - отнюдь не противник существующей системы. Это благополучнейший и очень приспособленный человек, всегда бывший в фаворе у начальства, доктор наук (несуществующих, потому что педагогика - не наука), знаменитый директор. Трудно сказать, хороший ли он педагог. Может быть, и хороший. Но он вряд ли способен быть до конца трезвым и честным, потому что тогда ему придётся поставить под сомнение себя и свою карьеру.
При такой власти в стране не может быть подлинного образования. Цель российской школы - не дать ученику нормально развиваться, отнять у него как можно больше сил и времени, сковать его свободу, лишить инициативы, научить быть зависимым и бояться. Этой цели она исправно достигает. И в этом смысле никакое реформирование ей не нужно.
А другие (или даже противоположные) цели будут ставиться при другой власти, в другом социуме. Пока этого ожидать нельзя. Когда кончится царствование Путина - а это будет ещё очень нескоро, лет через 20 в лучшем случае - страна будет разрушена до такой степени, что не до реформы образования будет. Да и новая послепутинская власть, как всегда бывает в России, будет сохранять преемственность, потому что, если её не сохранять, то надо треть населения страны - причем, в этой трети будет вся "элита" - просто судить и сажать, что физически невозможно.
Так что всё так и будет идти, пока ещё существует суверенная Россия.
Подлинные изменения в РФ возможны только после утраты суверенности.
0
В П , 11 мая 2012 в 19:40
После утраты суверенности проблемы обсуждать будут уже другие люди, скорее всего на китайском языке.Все же большинство учителей по- прежнему приходит в школу,чтобы сеять " разумное,доброе, вечное".Другое дело,что власть проводит сознательную политику оглупления населения, к чему примыкают и попы - мракобесы.
0
Саша Ригачин , 12 мая 2012 в 00:15
Боюсь, что я большинство учителей знаю лучше: я работаю в школе уже 30 лет. Большинство учителей абсолютно конформны системе. Они делают то, о чём я написал выше.
0
roman roman , 13 мая 2012 в 01:39
"....Евгений Ямбург - отнюдь не противник существующей системы. Это благополучнейший и очень приспособленный человек...
Большинство учителей абсолютно конформны системе"
Таким образом при самой умной власти и самых правильных реформах реализовать их на практике совершенно некому, ведь по-Вашему весь педсостав жулики и прохвосты. Так по какому случаю волнение?
0
Игорь Краюшкин , 12 мая 2012 в 13:08
Я не совсем с вами согласен. Оглупления населения, особенно - молодого, это не цель власти, власть сама слишком неумна и неорганизована, чтобы ставить и целенаправленно достигать этой цели. Оглупление - это явление, являющееся закономерным результатом отношения нынешней системы образования к собственно образованию. Всё реформирование сводится к изменению в финансировании, и не важно чего - образования, науки, оборонки или здравоохранения (то, о чём и пишется в статье). Эта власть ничего не умеет создавать, она может только распределять деньги и следить за тем, чтобы не обделить себя. Всё. Больше ничего эта власть делать не то, чтобы не хочет, она делать это не может. В принципе. Не способна по природе своей.
Вот поэтому и нужна нам смена власти. Деньги для нынешней власти - это самоцель, а на самом деле, деньги - это инструмент, один из инструментов, не последний, но и не самый главный. И пока мы не создадим власть, которая будет уметь работать со всеми инструментами - всё и будет глубже и глубже погружаться в дерьмо, и образование - в том числе.
0
Сергей Паничев , 12 мая 2012 в 18:19
Саша Ригачин: "Педагогика - не наука".
Это неправильное утверждение, поскольку заранее предполагает, что педагоги всегда действуют, но никогда не размышляют о своих действиях. Очевидно, что в любом профессиональном сообществе есть думающие люди. Размышления таких людей, с целью сделать свою деятельность максимально эффективной, и есть наука (неважно, как она называется — физика элементарных частиц, педагогика, социология, военное дело, физкультура и т.д.)
Любая деятельность может осуществляться на базе здравого смысла, практического опыта, указаний начальства и т.д. Но наиболее эффективным из всех этих способов реализации деятельности является научный. Поэтому практики и ученые есть везде — и в физике элементарных частиц, и в педагогике, и в военнном деле, и в сантехнике.


.
0
Виктор киселев , 13 мая 2012 в 09:44
Саша Ричагин,зачем вы хамите автору статьи?Вы хорошо знакомы с его творчеством,с его деятельностью в качестве директора?Нет?Тогда больше не пишите в таком тоне о людях,известных вам лишь поверхностно.Даже при Советах,когда царила идеология,было много прекрасных учителей.Есть и сейчас самоотверженные и талантливые учителя.Зачем же с грязной водой выливать и ребенка.В любой системе образования,даже очень плохой,есть исключения.И,к счастью,не единичные.
0
Виктор киселев , 11 мая 2012 в 13:38
Олег,что такое НАРОДОВЛАСТИЕ?Оно всегда опосредовано представительством.Если отладить политическую конкуренцию,добиться честных выборов по типу западных с бесчиленными методами контроля,то и будет нормальной власть,которая знает,что её за бездарность и воровство сменят.А непосредственная,так называемая власть была возможна в первобытном обществе,да еще в утопиях социалистов-утопистов,включая К.Маркса с его идеей непосредственных коммунистических отношений.Само усложнение социальных интересов требует серьезной управленческой квалификации.
0
Oleg Chrysanov , 11 мая 2012 в 15:23
Это теория, в практике непосредственная Власть играет огромную роль. Вот, скажем, я авторитет в местных демкругах (Это я строго иносказательно!), ко мне присылают на практику пэтэушника, я ему даю задание по заявленному разряду, он его проваливает. Я звоню сопартникам и по цепочке выхожу на наших людей в этом ПТУ, выясняется, что директор попал на свою должность по блату, при этом туп и всю работу завалил. На ближайшем собрании я инициирую проверку оного ПТУ, директора меняют на профи.
Через год новый практикант успешно выполняет задание.
0
В П , 11 мая 2012 в 18:01
Уважаемый Олег! Вы говорите, что у вас есть люди в ПТУ. И при этом директор попал по блату, но это значит, что это ваши люди его туда и устроили! Вообще эта "цепочка сопартников " - та же самая номенклатура,как это было в КПСС и та же путинская вертикаль, только у Путина управленцы тупые и корыстные, а у вас будут талантливые и честные.Это утопия!
0
Oleg Chrysanov , 12 мая 2012 в 04:07
Если он попал по блату от "нашей" Партии, то его уйдут по тихому, типа заболел. Если от другой, то уйдут громко. Конечный результат тот же, место неспособного займёт способный.
Эта "утопия" - реальность многих процветающих государств.
0
Владимир Раменский , 11 мая 2012 в 14:57
Замечательная статья. Как принято писать в Интернете: +10exp9!!! :-)
Нет только главного вывода: в ближайшие 6, а то и (не дай Бог) 12 лет перспектив у системы российского образования никаких нет. Высокоэффективные менеджеры ей развиваться не дадут. Ведь старик Бэкон ещё в XVI веке сказал: Scientia potentia est (Знание — сила). Знание рождает свободных людей, а кому ж из нынешних властей придержащих это нужно? Нужно им, увы, обратное. Отсюда и печальные выводы о грядущей судьбе России вообще...
0
Oleg Chrysanov , 11 мая 2012 в 15:44
Остаётся уповать на Чудо, например на то, что новый реальный руководитель правящей Партии прочнёт наши писульки, опатриотится, да и призовёт толковых инженеров на помощь. А уж мы не подведём, года за три всё разработаем за сущие гроши ( пара процентов от бюджета минобраза).
0
Андрей Сорокин , 11 мая 2012 в 17:20
"Мало того что девушка имеет смутные представления о методике преподавания. Это еще полбеды." - наоборот это главное (методика), за 4 года вполне можно подготовить педагога для средней школы. И не важно как он называется (хоть горшок хоть бакалаврик). А вот последующее образование он должен выбирать сам или ограничить себя повышением квалификации.
0
Владимир Полосков , 11 мая 2012 в 22:45
Очень хороший анализ состояния нашего образования. Хочется добавить, что образование-это удовлетворение потребности личности и общества в знаниях, умениях и навыках с констатацией результатов. А вот как прививать и затем развивать эти потребности у молодого поколения - проблема. При бухгалтерском подходе к образованию это невозможно.
И ещё. У нас бухгалтерский подход не только в сфере образовавния, а почти везде. А всё потому, что наши руководители, возможно, хорошие топ- менеджеры, а вот государственными деятелями их назвать трудно.
0
Евгений Дорофеев , 12 мая 2012 в 00:00
Ещё лет 10-15 и на смену прежних преподавателей придут те кто прошел "обучение" через ЕГЭ. Старая школа преподавания в педогагических ВУЗах будет похоронена окончательно. У моеё дочери в школе были проблемы с физикой. Мы обратились к методисту пединститута, 2 месяца занятий, каждое воскресенье по 1,5 часа и у дочери проблем с физикой не стало. Методист старой, советской школы преподавания, пришла вужас, когда дочь ей рассказала как проходят уроки физики в школе.
Но это мы. А у кого не знакомых методистов?
0
Radion Ishmetov , 12 мая 2012 в 01:21
Ужасная, вызывающая отчаянье статья. Это катастрофа!!! Люди добрые, ну возразите хоть кто-нибудь автору! Ведь всё бессмысленно, если наши дети не смогут получить от нас накопленные знания и социальные навыки...
0
Виктор киселев , 12 мая 2012 в 09:48
Radion Ishmetov,как можно возразить автору-одному из лучших специалистов в области образования,практику с многолетним опытом,известному стране.Он же не морализирует,всплескивая руками,а говорит о проблемах образования не в первый раз, даже не говорит,а анализирует детально.Другое дело,что в нашей стране это мало влияет на тех,кто должен,обязан менять систему образования,отношение к преподавательскому корпусу,а не проводить необдуманные реформы ради самих реформ.
0
Артемий Беспальчиков , 12 мая 2012 в 13:20
Прекрасная статья! Удивительно,что в новой газете.
Ямбурга в министры образования. Долбите об этом новому президенту.
Святое дело сделаете.
Предыдущая страница 1234 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Надоело доказывать, что ты — человек. Как живут трансгендеры в России. Репортаж Даниила Туровского

Опрос

Может ли частная переписка общественного деятеля в России быть предметом журналистского расследования? Обсудить →

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Обмен состоялся

231
Mike Khabarov: Да, необходимо хорошее разностороннее образование, порядочность...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»