Общество / Выпуск № 103 от 12 сентября 2012

28096 Целесообразность человека

Часть шестая. От Саргона до Сталина. Рассказывает Вячеслав Иванов, антрополог, лингвист, семиотик.

12.09.2012

 

Я долго думала, с чего начать эту часть, и наконец решила начать ее с такого персонажа, как Саргон. Это такой первый всемирный Гитлер, Атилла и Чингисхан в одном флаконе, который в ХХІV в. до н.э. завоевывает почти все города Месопотамии. Датировочный список Саргона выглядит так: «год, когда Саргон уничтожил Урук», «год, когда Саргон уничтожил Элам», «год, когда Саргон уничтожил Мари»…

Саргон основал свою столицу — Аккад — в месте, которое было не связано с древними священными и торговыми городами, их традициями и ритуалами.

Последние годы правления Саргона были отмечены голодом и нищетой. После смерти Саргона империя немедленно взбунтовалась. Личность Саргона на протяжении последующих двух тысяч лет вдохновляла всех прочих завоевателей — Хаммурапи, ассирийцев и пр.

 

(Продолжение. Начало в № 91, 92, 93, 95, 99)

— В предыдущей части беседы мы говорили о городе Урук, которым сначала управляло народное собрание. Урук был уничтожен Саргоном. Другой город, который был уничтожен Саргоном, — это Эбла.

Давайте, собственно, начнем эту часть с разговора об Эбле.

— Эбла — это первый пример большого торгового финансового города. Это город, а не государство. Как важнейший город своего времени он существовал с 2800 до 2400 года. В расцвет Эблы в ней жило не менее 250 тыс. человек, такого огромного города Древний Восток тогда не воздвигал. Что интересно, по-видимому, в городе совсем не было армии.

Город в 250 тыс. жителей мог иметь большую армию, у него было достаточно жителей, чтобы их вооружить. Но армии не было, пытались обойтись наемниками. В Эбле раскопан гигантский клинописный архив с большим количеством текстов полунаучного содержания типа энциклопедии, со словарями на двух или более языках. Хозяйство было основано на торговле текстилем, причем текстиль производился не только в Эбле, а в более чем 100 других городах Сирии.

Сейчас найден очень интересный текст о гибели Эблы.

Согласно тексту, в городе был традиционный обряд отпускания раба на волю. Весь город был должен участвовать в этом ритуале, а решение о его проведении принимал совет города. И вот на совете города главный администратор (город, конечно, самоуправлялся, но в нем был и главный администратор, его титул по-шумерски отличается от титула царя в других городах) настаивает на отмене этого закона. Ему говорят, что боги рассердятся, он не послушался, и город был разрушен богами. Капитализм современного типа, по моим предварительным наблюдениям, трижды приводил к полной гибели — в Эбле, в Риме и в Древнем Китае эпохи Сун.

— Но капитализм умирает не от капитализма. Он умирает от узурпаторов или завоевателей, а чаще одна болезнь влечет другую.

— Я думаю, что кроме внутренних причин (в частности, недостаточности или полного отсутствия использования уже имеющихся ресурсов, природных и интеллектуальных) важны были и внешние. Кстати, о Саргоне: довольно любопытно, что кроме славословий в его честь пишется и сатира — в староассирийской торговой колонии Каниш в Малой Азии на литературном староассирийском языке сочиняют пародию на эти славословия. Так что кроме движения к тоталитаризму есть и обратное.

— А чем, кстати, объясняется такая жестокость? В чем был экономический смысл того тотального уничтожения, которым занимался Саргон и все его подражатели, от Хаммурапи до ассирийцев?

— В легендарной истории детства Саргона, похожей на судьбу Эдипа (ребенка с больными ногами, которого чуть не бросили и чуть не загубили), психоаналитик нашел бы внутренние поводы для ожесточения. Есть люди, которым нравится разрушать. Вы знаете, когда я был в Киевской Софии, я видел там фрески домонгольского периода, сбитые со стен ударами кнутов. Они сбиты на высоту кнута. Вот этот монгольский погонщик, который сбивал кнутом фрески, — у него же ведь не было задания. Ему это просто нравилось.

Мой отец, Всеволод Иванов, в одном из писем из Поволжья рубежа 20-х и 30-х годов рассказывал, что видел нужник, построенный из икон. Зачем строить нужник из икон? Я думаю, затем же, зачем разрушать Эблу.

Хотя надо оговориться, что эти канонические формулы — «Я стер с лица земли то, то и то» — иногда преувеличены. Уничтожается часто именно город — его стены, традиции и свободы. А людей обращают в рабов и селят в другом месте.

— Итак, только в 3-м тысячелетии до н.э. — то есть спустя 7 тыс. лет после неолитической революции и 5 тыс. лет после появления первых городов — в города Междуречья приходит классическая восточная деспотия, в том виде, в котором ею ужасается Геродот. Ужасному деспотическому Востоку понадобилось всего-то 5 тыс. лет, чтобы пройти путь от самоуправления до тоталитаризма. Думаю, что многие современные демократии имеют шанс управиться быстрее. Итак, как устроен этот новый тоталитарный Восток?

— Главный марксист, который пытался понять этот вопрос, — это Карл Виттфогель (фундаментальный труд Виттфогеля —  Oriental Despotism: a comparative Study of Total Power — был опубликован на английском в 1957 г.Ю. Л.). Его книга посвящена целиком социальной структуре Древнего Востока, а также России Сталина и тому, как эта социальная структура связана с искусственным орошением.

Действительно, основная часть больших цивилизаций, — уже цивилизаций, где города превращены в объединения городов, — существует у великих рек. Это то, о чем писал наш ученый Мечников, брат нашего великого биолога, в своей книге «Цивилизации и великие реки». Книга была сначала опубликована по-французски, потому что Мечников был народовольцем, бежал в Париж и стал там учеником и другом Элизе Реклю, который издал книгу после смерти автора в 1889 г. со своим сочувственным предисловием.

Идея Мечникова хорошая. Похоже, что Урук, Ур и другие — это города, возникшие рядом с системами каналов больших рек. Что требовалось от государства? Очень сложная бюрократическая система. Чтобы функционировала система орошения, чтобы чистить каналы, следить, чтобы вода доходила до определенного места. Это в принципе отличается, к примеру, от Европы, где дождь падал сверху и никакой государственной власти для распределения воды не требовалось (хотя в микенской Греции как будто можно найти следы терминов искусственного орошения древневосточного типа).

— Ну вот тут-то Виттфогелю и возражу. Во-первых, в Европе тоже были места, где без координации земляных работ по части воды не обойтись, — например Голландия.

Как-то они при этом управились без фараонов. Во-вторых, мы как раз и говорим о том, что классическая восточная деспотия приходит на Древний Восток спустя 5 тыс. лет после появления первых городов. Начинать историю Древнего Востока с Саргона или Ур-Намму, основателя одной из самых тоталитарных в мире Третьей династии Ура, — это все равно что начинать историю Европы с Гитлера и Сталина. И в этом смысле практический вопрос: насколько хорошо была развита в Уруке ирригационная система еще в тот момент, когда тот был республикой?

— Урук — это город, где сперва налаживается довольно хорошая локальная система искусственного орошения, но потом, по мере того, как возникают уже не города, а протяженные государства, она становится громоздкой и влечет за собой много неприятностей.

Вообще все эти ирригационные государства погибают.

Например, пустыни Средней Азии — это результат деятельности ирригационных империй, что подтверждено аэрофотосъемкой. Происходит засоление почвы, вся система распадается. Египет в этом смысле лучше был устроен и дольше продержался потому, что там естественные разливы Нила.

— Ну вот Египет. С учетом разливов Нила ребята имели самое производительное, до Либиха, земледелие, строили самые большие пирамиды и из тоталитарных деспотий продержались дольше всех. Причем каждый, кто его завоевывал, — оегипичивался. Макс Вебер в своей «Аграрной истории Древнего мира» описывает, как в IV в. нашей эры римская провинция Египет функционировала в точности как при фараонах: большая часть зерна собиралась в рамках госпоставок и увозилась в империю для раздач народу в рамках тогдашнего велфера. Вебер полагал, что подобный процесс обюрократил весь Рим, и предсказывал, что та же судьба может постигнуть современную ему Европу. Что фараоны создали кроме пирамид на эти свои ило-доллары?

— Египет — это место, где многое было впервые развито и, может быть, даже впервые придумано. Покойный Арнольд считал, что всю математику придумали египтяне.

— Даже дифференциальное счисление?

— В одном из египетских папирусов (московском, хранящемся в Пушкинском музее и изученном Тураевым и Струве) содержится формула вычисления объема усеченной пирамиды…

— Мне всегда казалось, что древнеегипеткая математика отличалась от Пифагоровой тем, что не была абстрактна.

Грубо говоря, они строили пирамиды и знали, что если взять трех рабов и веревку, то можно расставить рабов так, что сумма квадратов двух отрезков веревки будет равна квадрату третьего отрезка. И только Пифагор догадался, что это верно не относительно рабов и веревки, а относительно углов и отрезков.

— Не очень ясно. В Египте есть понятие множества в современном смысле слова, у них есть уравнения с неизвестными. В их текстах можно прочитать фразы вроде: «Как будет именоваться это множество?» Это кажется цитатой из современного математика.

Очень противоречивая и сложная фигура — Эхнатон, о котором обычно говорят, что он пытался ввести в Египте единобожие и поклонение богу Солнцу. На самом деле тексты, в которых он объясняет, почему важно поклоняться Солнцу, выглядят довольно современно. Он мало прибегает к трансцендентным аргументам, а пишет, например, чем Солнце важно для жизни биосферы.

Вы знаете, что у Эхнатона было такое Министерство Правды, как у Оруэлла, надписи постоянно редактировались. И вот в поздний период Эхнатона он систематически изымал слово «Бог» из текстов, посвященных Солнцу.

— А Китай? Наш взгляд на Китай сформирован «Ши цзи»: из нее следует, что Китай всегда был государством (а не городом), всегда управлялся царями, и самой ранней династией была Ся, правившая в 3-м тыс. до н.э. Как следствие — вопрос. В Китае тоже были священные города, которые потом стали торговыми, а потом были завоеваны?

— Я думаю, что нет. Похоже, что в Китае с самого начала было тяготение к тому, чтобы истолковать царя как воплощение заботы о человеке внутри единого общества, понимавшегося наподобие расширенной семьи, эту сторону раннего китайского понятия «вэнь-ван» — «царь, символ человечности и культуры» изучал наш крупный синолог Рубин, умерший в эмиграции в Израиле (см. его посмертную книгу: Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. Собрание трудов. М.: Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 1999. — Вяч. Вс. Иванов).

— То есть Египет и Китай — это два исключения из ближневосточной модели «священный город — торговый город — протяженное царство», что в общем-то понятно, потому что оба они на несколько тысяч лет отстоят во времени и пространстве от истоков городской революции, и до них довольно долго добирались в походном порядке с военным вождем во главе?

— Китайские археологи настаивают на очень раннем появлении письменности в Китае, задолго до иньских надписей на костях, где уже во 2-м тысячелетии до н.э. есть царь — военный предводитель, главный бюрократ и деспот. Я допускаю, что до этого древняя китайская культура не знала такого типа деспотии, но данных об этом не хватает.

— Мы говорили о городах как следствии неолитической революции и совсем забыли о другом ее следствии — о кочевниках. Когда появляется кочевник как тип цивилизации?

— Одомашненный верблюд (один из тех двух типов, которые установлены зоологами) как будто появляется не раньше 3-го тыс. до н.э, и мы точно знаем, как его называли. Это то же слово, которое мы слышим в имени «Заратуштра». «Зарат» по-ирански —  «золото», «Заратустра» — «имеющий золотых верблюдов». В санскрите верблюд — «уштра», в ассирийском — «ушту», потом улт (диалектная форма, перешедшая и в урартский и позднее — в  древнеармянский). От Индии до Ирана он называется одним именем, и появление его важно тем, что это животное очень удобно для ближневосточного климата.

Другое животное кочевников — это осел, что звучит немного смешно, потому что сейчас мы под кочевниками понимаем что-то более солидное. Но на ослах издалека везли олово, чтобы плавить из смеси с медью бронзу.

Но самое главное животное кочевников — это лошадь. Генетики уверяют, что лошадь одомашнивали несколько раз, но, может быть, это касается разных пород эквидов. Похоже, что главное место и время одомашнивания лошади — это 4 тыс. лет до н.э., граница лесостепи, такие места, как Хвалынск (город в Саратовской области на берегу Волги.Ю. Л.), и особенно Ботай в Северном Казахстане.

— Кто одомашнил?

— Енисейцы. Они в это время жили в этих местах, и названия рек Северного Казахстана — большей частью енисейские. Названия рек вообще сохраняют древнюю этническую принадлежность лучше, чем другие термины. (Ср. названия рек в США — Миссисипи, Потомак, — притом что от языка американских индейцев в американском английском нет ничего. — Ю. Л.). Енисейское название лошади неотличимо от раннего индоевропейского.

Ботай — это место, где вся культура основана на лошади. 90% стада — это лошади, даже собаки мало что значат. Лошадь становится очень важной для таких народов, как уральцы, которые заимствуют ее у енисейцев, или у издавна c ними контактировавших иранцев, и распространяются с севера Евразии до севера Европы на лошадях.

— Минуточку. Финно-угры покоряют север Евразии на лошадях, точно так же, как восток и юг на лошадях покоряют индоевропейцы?

— Позднее на Севере как транспортное животное использовали оленей (у «горноалтайских скифов» на ритуально погребенных конях — оленьи маски), а мои знакомые — кетские шаманы ездят в основном на собаках.

— А тогда в чем же было преимущество индоевропейцев?

— Колесницы. Индоевропейцы воспользовались хорошими техническими изобретениями, возможно, сделанными другими народами. 3-е тысячелетие до н.э. — это период, когда возникают колесные повозки и в них впрягают домашних лошадей. Часть изобретений начинают использовать в военных целях. Это то, что погубило Микены. Довольно богатые, хорошо развивающиеся общества мало занимались военной стороной и соответственно ограблением и закабалением больших других территорий. Пространство завоеваний индоевропейцев огромное — от Ирландии до Восточного Туркестана. Когда древнезападногерманское племя англосаксов, уже после конца римского владычества, отвоевывает Британию у кельтов, то два их короля носят имена Хенгест (кобыла) и Хорс (конь). У обоих «лошадиные» фамилии.

— И индоевропейцы в начале своей истории действуют, как позднее гунны. Это чума, которая разрушает всё. Гибнут без следа Варна, Мохенджо-Даро, Микены.

— 3-е тысячелетие до н.э. — это вообще время, когда колониальные захваты идут по всему миру. Это время Саргона Аккадского.

Если же говорить о Европе, то ее цивилизации испытали три волны кочевников. Первая — это индоевропейцы. Следующая — гунны, по-видимому, принадлежали к енисейским народам. Затем — тюрки и монголы, которые разрушили и завоевали всё от Китая до Балкан, — это алтайские народы. Судя по всему, древние носители алтайских языков после того, как отделились от более юго-западной ностратической прародины, жили в верховьях Енисея: там или поблизости, в теперешнем Северном Китае, жили другие алтайские предки монголов, тунгусов, маньчжуров, а также пракорейцы и праяпонцы.

— Индоевропейцы были и среди волн завоевателей, раз за разом разорявших Древний Восток. К ХVІІ в. до н.э. хетты завоевывают Хаттусу и хвастаются на канонический манер Саргона, что на ее руинах растут сорняки. Но все-таки через поколение хеттское царство учреждает в Хаттусе столицу. И поскольку хеттская империя — это одна из первых империй, созданных индоевропейцами, давайте поговорим о ней подробнее. Тем более что вы — один из немногих людей, которые сейчас знают хеттский язык.

— У нас в Лос-Анджелесе регулярно собирается клуб, в который входит несколько профессоров (один из них — эстонец, дома у него мы и встречаемся), знающих этот язык, в этом смысле он — один из более чем 200 языков этого современного города. Хетты владели монополией на секрет выплавки железа, который охранялся ими, как в наше время охраняются ядерные технологии, но выплавлять железо научились не они — это сделали покоренные ими хатты (их язык близок к сино-кавказским). Большая часть хеттских текстов — переводные.

В хеттский парламент, панкус (pankus), входили все способные носить оружие, и в одном из текстов говорится, что если царь очень безобразничает и убивает кого-то из своего рода, то панкус имеет право созвать суд и судить этого царя. Хеттская империя погибла, когда начались нашествия народов моря. У хеттов была не очень творческая культура, как и в Риме (многими чертами напоминающем теперешнюю Америку). Культура, которая умеет создавать империи и дороги.

— Как-то везде: на Древнем Востоке, в Греции, в Риме — всё начинается свободой, а кончается империями.

— На это вам ответит Фоменко, что это всё была одна и та же империя. Многие из них очень похожи и существовали примерно одинаковое количество лет. К примеру, хеттскую империю вполне можно сопоставить с Римом. Они похожи на Рим и существовали столько же, сколько Рим. Конечно, всё же эти империи образовались в разное время: их сходства определяются не тождеством, а характерным для истории человечества повторением одних и тех же черт в похожие интервалы времени (это пытался когда-то точно вычислить Велимир Хлебников, как поэт, увлекшийся ритмами истории). Из истории империй следуют очень грустные выводы в отношении ноосферы. Такие народы, как римляне или хетты, не вносят почти ничего своего в развитие ноосферы. Многое при этом уничтожают. Архимеда римляне убили, но ничего сопоставимого за всю свою историю Рим не успел породить.

Вообще получается, что во всей мировой истории периодов прорыва в будущее и озарений как-то мало, и они большей частью коротки, как Возрождение или наш Серебряный век.

— Итак, подытожим. С началом бронзы — 4-е тыс. до н.э., на Древнем Востоке возникают торговые города, которыми правит народное собрание и избирающийся на срок «лугаль».

Начиная с 3-го тыс. до н.э. на эти города, как мухи на мед, слетаются завоеватели. Их процветание и становится причиной их гибели. Свобода возрождается в Греции и умирает, когда после ряда завоеваний Греция превращается в Византию; свобода возрождается в итальянских средневековых городах, но их снова поглощают диктаторы и протяженные царства.

Так или иначе, социальная сфера отнюдь не развивается от деспотии к свободе. Почти каждый прорыв в ноосфере — процветание городов, колесницы, ирригация — становится причиной для социальной катастрофы, — хотя иногда эти катастрофы приводят к новым прорывам в ноосфере. В какое же время живем мы? Во время Саргона или во время прорыва?

— Я надеюсь, что мы живем во время прорыва, который наметился в самом начале XX века, и этот прорыв связан с выходом в космос. Знаменитый астрофизик и астроном ее величества сэр Мартин Риз (Sir Martin Rees) надеется, что некоторые из тех, кто живет сейчас на Земле, уже смогут жить на Марсе. Можно рассчитывать, что они избегут многих земных ошибок, быть может, начнут менять свое потомство для существования в чуждой среде. Мне кажется, что мы не случайно сегодня наблюдаем такой внезапный, не связанный с сиюминутными потребностями интерес к картинкам, которые Curiosity передает с Марса, или немаленькую очередь людей, готовых выложить 20 млн за то, чтобы побывать в космосе. Это внушает надежду.



55 комментариев

1
katederen Sergeeva , 12 сентября 2012 в 10:23
Спасибо за цикл лекций!!! Есть ли у нас надежда на продолжение бесед? Количество и уровень информации, которые несут эти тексты, мне лично вообще не с чем сравнить. Еще раз спасибо! С уважением, Екатерина Сергеева
1
Валентин Бедеров , 13 сентября 2012 в 09:15
Присоединяюсь к оценке. Спасибо!
1
Sergey Liberal , 12 сентября 2012 в 15:13
Конечно. исторический (письменный) отрезок истории человечества значительно более разнообразен, чем доисторический. Тут меньше домыслов (хотя домысливать многое все равно приходится), но намного больше фактов.
Интересна интерпретация цикличности социальных экспериментов человечества, прочитал с интересом, спасибо огромное.
Добавлю от себя для читателей данного диалога (не для авторов) седующее. Никогда не считайте своих предков, даже очень далеких, невежественными и тупыми на том лишь основании, что у них не было ватерклозета. Люди за последние 40 тысяч лет практически не изменились не только в морфологическом смысле, но и интеллектуально. Достаточно почитать сохранившиеся письменные источники. Разумеется в переводе (еще раз спасибо таким ученым, таким как Иванов В.В.).
Приведу пример. Древнеегипетский папирус, письмо брату (датируется примерно 3 тысячи лет назад) : "Уважаемый брат, посылаю к тебе своего сына. Поскольку ты занимаешь высокий пост, пристрой куда-нибудь племянничка на хлебную должность, а уж я отслужу".
Когда я впервые это прочел (за аутентичность смысла письма ручаюсь) был потрясен - да мы же все те же, что и 3 тысячи лет назад!!!
А потому цикличность сатрапий - не удивительна.
1
Александр Генис , 12 сентября 2012 в 15:29
Цикл замечательный. Огромное спасибо собеседникам!
1
Модератор: Сергей Золовкин , 12 сентября 2012 в 18:09
Александру Генису: уважаемый Александр Александрович, второй Ваш отклик вынужден удалить, так как он дословно повторяет первый. Модератор
1
S. A. M. , 12 сентября 2012 в 22:33
Латынина на пару с Ивановым пытаются принизить роль и достижения индоевропейцев. И лошадь, дескать, не они приручили. И выплавлять железо, мол, не индоевропейцы научились.
Большинство современных серьезных исследователей считают, что одомашнивание лошади произошло в степной зоне Восточной Европы действительно ок. 6 тыс. лет назад. Этот регион тогда населяли протоиндоевропейцы (курганная культура). Металлургия железа впервые скорее всего появилась на Армянском нагорье или в Малой Азии. Возможно не хетты первыми стали работать с железом. Но дело в том, что хетты (несийцы) не были первыми индоевропейцами в регионе. В этот регион индоевропейцы стали проникать с севера по меньшей мере с середины IIIтыс.дон.э. Кроме того, есть гипотеза, что истинная прародина индоевропейцев не в Северном Причерноморье, а в Передней Азии. Во всяком случае здесь еще до появления хеттов были группы индоевропейского населения. И не исключено, что не хатты-неиндоевропейцы, а одна такая древняя индоевропейская группа и освоила впервые выплавку железа.
Говоря, что пространство завоеваний индоевропейцев простирается до Восточного Туркестана, Иванов слегка лукавит. За этим небольшим лукавством скрывается большая недоговорка, если не ложь. Шан-Инь, династия древнего Китая IIтыс.дон.э., судя по всему была основана арийцами, а это существенно восточнее Туркестана.
Латынина вообще называет древних индоевропейцев чумой!? Мол, индоевропейцы погубили цивилизацию Мохенджо-Даро и микенскую цивилизацию. Но микенцы (ахейцы) это индоевропейцы, а хараппская цивилизация, опять же по мнению большинства современных серьезных исследователей, погибла еще до появления индоариев.
1
Oleg Chrysanov , 13 сентября 2012 в 06:07
Интересно, что Иванов зачем-то умалчивает о тохарах, живших в верховьях Енисея и,, судя по всему научивших предков тюрок и монголов коневодству, что в дальнейшем имело столь катастрофические последствия для Евразии.
1
Oleg Chrysanov , 13 сентября 2012 в 12:23
Похоже, что догадался. Иванов специализируется на кетах и чтобы выбить дотации, выдвигает необоснованную, противоречащую Науке гипотезу о их мифическом приоритете в деле коневодства. Точнее, о приоритете их предков-енисейцев. В общем, доверяй историкам, но проверяй.
1
hunnoturk . , 13 сентября 2012 в 22:14
Вы правильно догадались.Путин по матери чувашин.А чуваши имеют прямые генетические, языковые, традиционны, культурологические связи с сино-тибетскими кето-селькупами.
Именно на кетском языке слово ЧУВАШ - "семейный родовой котёл".
Но самоназвание чувашей МЕНЬ или МЭНЬ, и сие напрочь должно связывать тунгуские народы, маньчжуров поскольку у гольдов, нивхов, ороченов, маньчжуров..- у всех самоназвание МЕНЬ или МЭНЬ.
Неожиданное открытие это заставило меня поближе познакомиться с чувашским языком, ..и на самом деле чувашский язык при значительном числе пратюркского глоссария имеет ттунгусскую и кето-селькупскую морфологию.Непонятно?..объясняю:
В древнейшие времена, предполагаю в момент распада гаплогруппы Р,примерно 28 000-30 000 лет назад, одна часть респондентов стала СИНО-ТИБЕТЦАМИ с гаплогруппой Q, а другая часть стала Кавказо-европейцами с гаплогруппой R1.
Возможен и другой вариант: 12-13 000 лет назад тюрки R1 были застигнуты Всемирным Потопом на РАЗНЫХ концах Великой Степи...
1) одна часть R1a-Тюрков осталась и спаслась на Кавказских и Уральских горах, ...
2) другая часть R1a -Тюрков осталась и спаслась на Тибетских горах, где и вынуждена была ПОТЕРЯТЬ своих мужчин...-неважно каким образом, и почему: но пратюрки R1a приобрели кето-селькупскую МУЖСКУЮ кровь(почти исключительно) при сохранении женщинами пратюрков своего родного языка.Именно в таких случаях глоссарий более развитого языка и этноса и должен получать МОРФОЛОГИЮ завоевателей.Это-аксиома.
1
hunnoturk . , 13 сентября 2012 в 22:25
Кстати, ровно такая же ситуация с так называемым "древнегреческим " языком эпитафий, и других письменных артефактов 3000-2000 летней давности: Дикие варвары племена семитов из Аравии и Африки ЗАВОЕВАЛИ ПЕЛАСКОВ, и при этом БОГАТОМУ ГЛОССАРИЮ пеласков завоеватели-семиты подарили только МОРФОЛОГИЮ.Что это означает?
Это означает, что Пеласкские понятия, знания и прсто слова определяющие объекты, знания, информацию приобрели семитскую МОРФОЛОГИЮ=Окончания, Суффиксы и прочие атрибуты семитского варварского языка!
Но в случае с греками и пеласками произошло и изменение ФОНЕТИКИ на семитскую.Поэтому фонетика и морфология греков -полностью соответствует всем обыденным семитским.
Например: Неразличение шипящих глосс, неразличение жужжащих глосс...и тд.
1
hunnoturk . , 13 сентября 2012 в 22:36
И ещё забыл упомянуть: Чувашский язык тоже, как и греческий язык,.. приобрёл фонетизм и морфологию завоевателей кето-селькупов, как греки навязали пеласкскому языку свои морфологию и фонетизм.
Но в случае с чувашским языком было и совершенно оределённое влияние на него и тунгусской морфологии.Это некотые суффиксы, окончания..и ещё кое-какие элементы языка.
1
S. A. M. , 13 сентября 2012 в 14:21
Пресловутая политкорректность в действии. Нельзя говорить, писать о выдающейся, исключительной роли арийской (индоевропейской) расы. Само слово "арийский" под негласным запретом. Нынешняя западная историческая наука, которую представляет сейчас Вячеслав Иванов, ничуть не лучше советской догматики. В советское время (в частности, в 40-е, 50-е годы) историка легко могли обвинить в пропаганде фашистских идей, если тот заявлял, скажем, о индоевропейском происхождении хеттов. Сейчас ситуация не лучше, а в чем-то даже хуже. На Западе почти нет интересных объективных фундаментальных исследований на тему этнических и расовых процессов в древнем мире. Опасная тема. Запросто могут обвинить в отсутствии должной политкорректности и, следовательно, в антинаучности со всеми вытекающими.
1
hunnoturk . , 13 сентября 2012 в 21:52
)))Язык Тюрков был самодостаточен во времена тохаров и самодостаточен сейчас,...а вот тохарский язык УЖЕ в древнейшие времена более чем наполовину имел Тюркский глоссарий!
Это вам о чём нибудь говорит?
1
hunnoturk . , 7 октября 2012 в 09:16
Жюль Оппе - Мидийский язык в большей степени Татарский язык, чем Шумерский. http://archive.org/stream/OnTh...

"Мидийская династия. 45

Там существовали и среднего рода форма глагола джин:

ginnigit ginnigiyut

ginnikti ginniktip «

ginrik ginrip

Основной глагол да и Дю. Dtwa или Дава, я был; DUS или
дас, он был; dtwan или даван, я.

Мидийский язык имеет гораздо большее родство с татарскими
идиомами, чем шумерскими; 1, но он образует отдельный класс вместе
с Susian. Я в течение двадцати лет обращал внимание на эти
наиболее сложные тексты, и есть большое количество отрывков сейчас
легко быть понятым помощью наших скудных Мидийских знаний.
Мои объяснения были изложены в документе на имя
Первого конгресса востоковедов, состоявшемся в Париже (т. II. р. 179 сс.). "
1
Николай Лорин , 12 сентября 2012 в 23:43
"— На это вам ответит Фоменко, что это всё была одна и та же империя." Но проблема хронологии остается. Физики и геологи определенно в ней потерялись. Вот передо мной статья двух замечательных специалистов "Математическое моделирование и определение возраста прибрежно- морских россыпей": ".. "
1
Николай Лорин , 13 сентября 2012 в 00:03
"— На это вам ответит Фоменко, что это всё была одна и та же империя." Но проблема хронологии остается. Физики и геологи определенно в ней потерялись. Вот передо мной статья двух замечательных специалистов "Математическое моделирование и определение возраста прибрежно- морских россыпей": ".. оловоносные отложения, начавшие отлагаться в миоцене р-не мыса Валькумей, хорошо коррелирующие с отложениями всего аркт. бассейна, начали формироваться всего лишь около 5 тыс. лет назад. Данный расчет, основанный исключительно на современных скоростях реальных геологических процессов .." Если так, то История, представленная в этих замечательных лекциях, должна быть несколько иной. Фоменко, может, и не прав, но сказанная Вячеславом Ивановым ирония - вдруг правда? Тогда города - вовсе не следствие неолитической революции (и революция ли это?)? С воодушевлением жду продолжения. Вячеслав Всеволодович, вперед (ура!).
1
Юрий Сыромятников , 18 сентября 2012 в 12:22
Конечно, нужно поблагодарить В. В. Иванова, что хотябы упомянул, и А. Т. Фоменко, и В. И. Арнольда... Старик уже, а все же чувствует конец ИСТОРИЗМА. И всеже наверняка знает, что Арнольд только процитировал И. Ньютона...
Да и про Фоменко здесь сказано, как про дурачка...
Однако...
Наука, как и цивилизация вообще (которая одна единственная, чатай С. П. Капица), состоит из решений естественных задач, и навоза диких талмудистов (нравственных и интеллектуальных уродов, см. ниже...), весьма отягощающих человеческую жизнь.
То есть если не происходит освоение ЕСТЕСТВЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИРОДЫ (матем., физич., геологич., биологич...), то на месте мозгов выростают рога и копыты - всякий мраксизм, соц. чума, которая и представляет собой историю имени Ю. Латыниной.
1
hunnoturk . , 13 сентября 2012 в 04:06
Вячеслав, вам это сами МэнГолы рассказали, что они плетьми таки умудрились штукатурку побить?Нет...наверное это рассказали свидетели этого святотатства, и только вам.Больше никому.
Особенно интересно, что МэнГолы исповедовали и христианство несторианское с дингировским равносторонним крестом, и тенгрианцы были у них во время похода на г.Башту=Киев, да и сам поход в Восточную Европу обосновывался МэнГолами как ПРИНУЖДЕНИЕ К ТОЛЕРАНТНОСТИ.МэнГолы НИКОГДА не разрушали ни храмов ни их убранства, не преследовали, не казнили за Веру.
Один из главных принципов МэнГолов и ЯСЫ ЧинГиз Кагана: Запрет ПРИНУЖДЕНИЯ к Вере, и запрет принуждения в Вере.
Вы простой ангажированный, политический, и неумный лжец, Вячеслав.
1
Николай Лорин , 13 сентября 2012 в 11:50
hunnoturk taje, дорогой, полагаю Вам надо принести извинения. Ваше возмущение понятно, но в разных науках (не только в таких деликатных как здесь) "лгут" поневоле. У В.Иванова хватает модальностей, чтобы не обвинять в ангажированности.
1
hunnoturk . , 13 сентября 2012 в 21:55
Здесь "ложь" поневоле недопустима, потому что касается КОНКРЕТНЫХ этносов нашей страны.Я понял бы модальность, как вы выразились, в отношении любого другого объекта анализа, но не нац.отношений.Здесь врать- себе дороже.
1
hunnoturk . , 13 сентября 2012 в 04:17
Ну ладно..раз пошла "такая пьянка", то я буду построже.
Вячеслав пишет: "Вы знаете, когда я был в Киевской Софии, я видел там фрески домонгольского периода, сбитые со стен ударами кнутов. Они сбиты на высоту кнута. Вот этот монгольский погонщик, который сбивал кнутом фрески, — у него же ведь не было задания. Ему это просто нравилось."
Этот автор не доказал никому, что эти разрушения вершили МэнГолы...но уже и психологическую и культурологическую базу подвёл под МэнГолов, мол, такие они были-своевольные и недисциплинированные, что им не указ и Яса самого ЧинГиза.
А это не киевский народ то проделал, ась, Вячеслав? За выколотые глаза, за четвертование, за принуждение к отказу от Перуна...народ мог и князя к воротам прибить, да руки были коротки.Домонгольские фрески говорите...-а чем докажете?
1
hunnoturk . , 13 сентября 2012 в 04:29
Натяжка значительная, ..видите ли, Саргону нравилось разрушать- и в доказательство тут же следующая глупость и фантазия про недисциплинированных МэнГолов((((Врать где научили, не в Америках, случаем?
Вроде вы не похожи на идиота, Вячеслав..- а это значит, что вы преследуете политические цели, а не ищете истину.
Запомните, Вячеслав: Саргон воевал за землю, за жизненное пространство для своего племени.Вам ли не знать, что с юга наступали пески, и некогда плодородные земли юга Месопотамии всё быстрее превращались в пустыню.Плодородный Полумесяц территорий от берегов Евфрата и до Сирии не резиновый был и в древности.Значительная часть Шумеров к тому времени уже мигрировала в Евразийские степи и на побережье Средиземного моря...Но были и те, кто продолжал оставаться на родных землях.
Предыдущая страница 123 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Здесь русский клуб. Что делают в Лондоне богатые россияне. Репортаж Ильи Жегулева

Опрос

Может ли частная переписка общественного деятеля в России быть предметом журналистского расследования? Обсудить →

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Обмен состоялся

231
Mike Khabarov: Да, необходимо хорошее разностороннее образование, порядочность...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»