Общество / Выпуск № 7 от 23 января 2013

28997 Мост, который не распилишь

Общественная инициатива в маленькой Шарье заменила государство. А местный бизнес — хилую бюрократию

23.01.2013
Фото автора
Чубуров, Захаров и Кацепалов на легендарном мосту
Фото автора

Предприниматели из города Шарья (Костромская область) во главе с кузнецом Сергеем Захаровым восстановили аварийный мост. По популярности в Сети новость тягается с «делом Сердюкова» и даже гражданством Депардье. «Мосту Захарова» посвящают стихи, а в интернете появилось сообщество его поклонников.

И вот что вызвало такой отклик: Захарову и предпринимателям на стройку настоящего моста хватило 300 тысяч рублей. По расчетам же властей, официальные работы обошлись бы бюджету почти в 14 миллионов. Одну проектно-сметную документацию власти оценили в 1,3 миллиона и пообещали приступить к ремонту в ближайшие годы. Но хозяин небольшого кузнечного цеха Захаров не стал дожидаться. За пару месяцев он восстановил мост, чем спас 14 миллионов рублей налогоплательщиков. Но дело, конечно, не в спасенных от распила миллионах. И даже не в мосте. Общественная инициатива в этом городе, как выяснилось, вообще заменила государство. А местный бизнес — хилую бюрократию.

Захаров, оказалось, высоченного роста. Он встретил меня у поезда, на «Ладе Приоре» мы сразу покатили к мосту. На месте встречали его друзья и соинвесторы стройки — директор рыбного цеха Чубуров и торговец Кацепалов. На морозе щеки у мужиков слегка покраснели. А Захаров, кажется, немного смущался.

— У меня жена и две дочки. Старшая учится в Архангельске, младшая — в Нижнем Новгороде. А мост — мой третий ребенок, — волнительно говорил Захаров. — По размерам — совсем небольшой. Проехать может одна машина, грузовики — до 12 тонн.

— Короче, — говорит Кацепалов, — крепыш!

— Пятнадцать кубов бетона, — говорит довольный Захаров.

Всего в стройку вложились около 30 коммерсантов. Кто-то скидывался по 25—30 тысяч. Кто-то помог песком и бетоном. На завершающем этапе 15 тысяч внес даже лидер районных единороссов, директор хлебокомбината Краев.

Сам Захаров руководил процессом. В его кузнечном цеху для моста подготовили новый металлический каркас.

Что должна делать власть — в Шарье взял на себя местный бизнес. Самоорганизация буржуазии в этом 30-тысячном окраинном городке достигла каких-то нероссийских масштабов. Примеров масса. Вот ИП «Самойлов» (ремонт квартир) восстанавливает городской парк и устраивает ярмарку. Деревообрабатывающая фабрика «Кроностар» чистит заброшенный муниципальный пруд и запускает на воду лебедей. Лебедей, правда, режут еще не организовавшиеся морально жители. Но коммерсы не сдаются и завозят новых. ИП «Кацепалов» (продукты) завозит просто гравий — чтобы хоть как-то укрепить неремонтируемые дороги. А ИП «Лукачев» (канцтовары) затевает археологические изыскания — находит под Шарьей следы древнего марийского городища и планирует туристические маршруты… Позже вечером я встретил этих людей — за большим столом мы пили чай с булками. Коммерсы обсуждали, как остановить отток людей из города. Говорили, что «Шарье необходим какой-нибудь вуз». Приятель Захарова, «яблочник» Лукачев вспомнил, как за несколько лет Сергей «проделал путь от индифферентного наблюдателя до деятельного гражданина». Но это — вечером.

А пока мы еще на мосту. Захаров рассказывает, что к весне будет тут и пешеходный тротуар. А есть идея сообразить светильники, чтобы ночью было не темно… Водители приветствуют Захарова — машут и кивают. Останавливается человек на «Мерседесе», говорит, что еще остались доски, могу, мол, подвезти.

Таких мини-мостов через Шарьинку, речушку шириной метр с чем-то, в городе 14. Все они безымянные — строили их еще при Союзе местные предприятия, но ни в какие реестры не вносили. Предприятий больше нет, а мостики так и остались. Официально они ничьи, их даже нет на карте. И когда опустился в воду тот самый захаровский мост, местные власти по-тихому от него отказались. Хотя пришли в конце и резали ленточку.

— Мужики рассказывают, что про меня пишут в интернете. Что пиарюсь, во власть хочу! — расстраивается Захаров. — Ты представляешь? Наверно, это какие-то неместные пишут.

— А вы не думаете, что власть и правда приревнует?

— Какая? Местная власть? Тут не до ревности, в одной дыре живем, выживаем, — вздыхает Захаров. — А другим до нас дела нет.

В Шарье у государства и правда нет никакого интереса. А если бы и нашелся — то все равно не достать. До Шарьи, это самый восток региона, практически не добраться. 300 километров от Костромы преодолеваются за 7 часов и стоят машине новой подвески. Поэтому про славных и достойных шарьинцев известно совсем немного. Лишь — что живут они изолированно, хотя иногда и попадаются в Нижнем Новгороде, куда ехать им ближе и безопаснее для подвески. В город к ним не подведен газ, зато привозят очень дорогой мазут. А когда речь заходит в целом про Костромскую область, у шарьинцев совсем неспециально проскальзывает «у них», «они». Еще шарьинцы любят жаловаться, что правительству нет до них дела и они никому не нужны. Хотя в город стекаются люди из окрестных и совсем мрачных сел, испытывая облегчение. Всякий шарьинец-автомобилист считает ремень безопасности глупостью, а пристегнутый ремень — вообще плохой приметой. При этом шарьинец-автомобилист всегда пропускает шарьинца-пешехода. Еще шарьинцы сравнивают Костромскую область с Россией, а себя — с Дальним Востоком. И правда, что-то есть, хотя и другой масштаб. Те же контуры, протяженность с запада на восток. «Единая Россия» здесь, как и на Дальнем Востоке, с трудом набирает 35%. А Китаем, например, для шарьинцев выступает Н.-Новгород, куда ездят за техникой и вещами. За Японию сойдет Великий Устюг, где отдыхают. А в Кострому, столицу, славные и достойные шарьинцы почти не ездят. Так и живут.

У дипломатичных англичан для таких мест есть определение — middleofnowhere— «середина ничего», если дословно. Или «ж…а мира», если по-русски и без дипломатии. Шарьинцы, конечно, могут обижаться, злиться и негодовать, но по правде я еще нигде не встречал такую самодостаточную «середину». До нее нет никому дела, но именно поэтому шарьинцы и научились справляться сами.

— Видал, какие у нас заборы, — гордо сообщает Захаров. Мы едем в центр. Заборы исписаны: «С…и, сделайте дороги!», «Путин пи…бол. Где наши деньги?» и пр. — А вот решетки на окнах милиции — это мы ковали. И крыльцо мэрии — я тебе сейчас покажу.

К мэрии, нужно сказать, шарьинцы относятся с терпением. Говорят, потому, что не мешает. Точнее — мало что делает.

— И не воруют? — спрашиваю Захарова.

— Да всё уже украли до них, — отвечает. — А крыльцо я им со скидкой делал.

Мэр Климов с замом Пивоваровым сидят за общим столом, рассматривая на листе А3 бюджет. В графе налоговых доходов что-то около 300 млн, а в расходах — 550. Пивоваров — невысокий лысый мужчина с быстрым взглядом. Климов — громкий, размашистый.

— Говорят, у нас дотационный город, — негодует мэр Климов. — При этом федералы собирают здесь 2 миллиарда налогов, а присылают в виде дотаций 250 миллионов. Разве это справедливо?

— Если бы они оставляли нам хотя бы 40% от сборов, — негромко добавляет Пивоваров. — А так лишь инициативность предпринимателей выручает…

— Тебе, кстати, Сергей Владимыч, губернатор благодарность передавал, — сказал Климов Захарову. — У нас селектор был…

— А ты ему передай, что лучше бы дорогу сделал, — ответил Захаров Климову.

— Такой ажиотаж, понимаешь! — не слышит Климов. — А я все боялся: вдруг наверху не поймут…

На самоорганизацию Шарьи, говорят, повлияла и немецко-швейцарская фабрика «Кроностар», один из крупнейших работодателей города. Несколько лет назад у ее стен состоялась самая многочисленная в 70-летней истории Шарьи демонстрация. Две сотни рабочих вместе с семьями протестовали против невыносимых условий труда и неэкологичности производства. Митингующие несли плакаты, где над простым рабочим возвышался Гитлер с плеткой. А логотип фабрики изобразили в виде свастики. Настоящими же причинами для недовольства, говорят, стали штрафы за опоздания, распитие на рабочем месте, воровство. Но иностранный капитал, надо сказать, давлению не поддался. Наоборот — поддались влиянию капиталистов рабочие.

— Как-то вдруг город стал другим, — рассказывает Захаров. — Исчезла преступность. Безработных не стало. Все кругом пили, а сейчас как будто сухой закон. Оптовики жалуются, что сбывают алкоголя раза в два меньше, чем 3-4 года назад.

Для стройки моста «Кроностар», кстати, выделил подъемный кран «Либхер». Захаров говорит, что немцы были единственными, кто не сомневался в успехе дела. «А вот многие наши не верили, что получится».

До последнего сомневался директор хлебокомбината и лидер местной «Единой России» Анатолий Краев. Вложился на заключительных этапах, зато приехал резать ленточку. Но предприниматели на Краева не в обиде — мне показалось, здесь его даже жалеют. Офис Краева находится в небольшом здании на отшибе. Партийная вывеска у входа замазана граффити в виде анархистского символа. Захаров почему-то просит меня не обижать единоросса-хлебопекаря. «И так он тут за всех своих отдувается». Да, представлять партию власти в Шарье — дело не хлебное. На последних выборах мэра Краев проиграл беспартийному.

С фирменными сахарными ватрушками мы пьем чай. Новый айфон, которым Краев, кажется, пока не овладел и с силой тыкает пальцем в иконки, то и дело дребезжит на столе от звонков.

— Мы тут никому не нужны. Верхи не слышат нас, бросили глубинку, — жалуется единоросс-хлебопекарь. — А я тут выслушиваю от населения…

— Но с мостом хорошо же получилось? — ободряет единоросса Захаров. — Не переживай!

— Но мост-то твой! — все переживает Краев.

— Да наш он, Толик, пойми ты! — смеется Захаров. — Давай еще булок!

Что тут сказать?

Павел КАНЫГИН
Костромская область, г.Шарья

 

Наша смета на мост Захарова

На мост у Сергея Захарова ушло 300 тыс наличных рублей. Вся эта сумма была потрачена на оплату услуг монтажников и рабочих. Еще на 50 тысяч коммерсант получил бетон – его выделил один из местных бизнесменов. Примерно в 100 тысяч оценивается на рынке аренда подъемного крана Liebherr(также предоставлен бесплатно). И еще около 100 тысяч рублей могло бы уйти на изготовление арматуры для креплений моста (выделена бесплатно).

Итого полную стоимость восстановления моста Сергей Захаров оценивает в 550-600 тысяч.

Официальная же стройка, затеянная властями, обошлась бы в 13,5 миллионов (в 22 раза дороже). Такую сумму называет мэрия Шарьи, ссылаясь на расценки государственных мостостроительных компаний в Костромской области. Только в 1,5 млн был оценен проект реконструкции. А еще почти миллион мог бы уйти на подготовительные работы – демонтаж старых конструкций и укрепление берегов речки.

Даже это примерное грубое сравнение двух ценников выявляет колоссальную разницу: частная инициатива эффективнее государственной в 22 раза. Шарьинские коммерсы построили мост на 4% от суммы, которую собирались освоить чиновники. Выходит, что 96% бюджетных средств израсходовалось бы впустую. А скорее всего оказалось бы той самой дельтой для распила.

 



18 комментариев

0
Саша Мельник-Валерич , 23 января 2013 в 09:35
"...Вы сначала разверните дело, потом включайтесь.
Что вы воруете с убытков? Воруйте с прибылЕй!"
М. М. Жванецкий

Власть (во всех её проявлениях) "ворует с убытков" и деградировала настолько, что уже и не в состоянии "развернуть дело", т. е. к созиданию в принципе не способна.

Чем скорее каждый "проделает путь от от индифферентного наблюдателя до деятельного гражданина», тем больше шансов будет "развернуть дело" в России в обозримом будущем.

Вопрос - куда девать свору "кормящихся на бюджете", которые умеют только пилить?...
0
Павел Чуличков , 23 января 2013 в 10:43
Всех утопить! (с) А.С. Пушкин, Маленькие трагедии
0
Виктор киселев , 23 января 2013 в 10:08
Это и есть удачная попытка местного самоуправления.Но прав мэр Климов,говоря о том,сколько денег уходит в центральную казну и какие крохи оставляют на местах.Огромная бюрократия и коррупция сжирают все.
0
шурик "против всех" , 23 января 2013 в 12:39
"Но прав мэр Климов" -

не надо его отмывать, это такой же вор, только масштаб поменьше. У него не только нет денег, но и невозможно попасть на приём. Но, если и попадёшь, то убедишься, что воров он защищает не хуже puтина...
0
Виктор киселев , 23 января 2013 в 15:33
Г-н Хар,с чего вам показалось,что я отмываю лично мне незнакомого Климова?Я подтвердил только его мысль,что местная власть будет полноценной,если больше останется денег от федеральных налогов на местах.А вор он и бюрократ-вам виднее,если вы живете в Шарье.Будьте аккуратнее в полемике.
0
Юрий Морозов , 23 января 2013 в 21:18
>> ...местная власть будет полноценной,если больше останется денег от федеральных налогов на местах...

Согласен! В идеале - нехер платить "наверх" такие суммы!
Это же им - "питательная среда"!

PS Предвижу "домашнюю заготовку":
- Да вы знаете, ЧТО тогда может случиться???
Дальнейшее известно из классики (х/ф Премия, 1974):
- Нет, а ЧТО может случиться?
- Да всё что угодно!

PS Вот такая "аргументация" и у нынешних...
Главное - забрать деньги у тех, кто их заработал (в идеале - у всех)!
И пусть идут в... суд!
...мы как раз судейским зарплату повысили... )))
0
Сегрей Есть , 23 января 2013 в 12:55
Люди сделали ДЛЯ СЕБЯ и ЗА СВОИ ДЕНЬГИ. Воровать в таком случае будет только умалишенный или хронический клептоман, которому процесс важнее.
Поскольку мост построен за свои деньги, то естественно никто не будет покупать материал в 10-15 раз дороже у какой-нибудь "дружественной фирмы", чем он стоит реально. Это бессмысленно. Поэтому смета "оккупантской" администрации в ПЯТЬ раз больше. Надо ведь со всеми "поделиться" и себя не забыть. В итоге построили бы мост, который развалился бы через год полтора и снова "всё по-честному".
Плюс все цены берутся с потолка без обоснования.
Главное чтобы на мужиков не завели какое-нибудь "дело" "по отмыванию доходов" или "сокрытию налогов".
0
Амвросий Ромуальдыч , 23 января 2013 в 15:16
14 млн разделить на 300 тыс равно 46,6. Смета "оккупантской" администрации в 46 раз больше. В пять раз больше цена всего лишь "подготовки проектно-сметной документации".
0
Сегрей Есть , 24 января 2013 в 11:37
Пардоньте, обсчитался. Хотел пятьдесят написать. "Нолик" забыл.
0
Сергей_Лузан , 23 января 2013 в 16:05
Вот так всё и обстоит в нашей родимой России. Если кто-то не знает, то чиновики любят выступать с инициативами, которые очень затратны и пафосны. На украденное они планируют устроться заграницей - нас вою страну им давно наплевать, для них это лишь средство украсть на будущую счастливую жизнь заграницей. Теперь эту ублюдки будут пробовать загнобить честного человека Захарова, чтобы не создавать опасных прецедентов для этих ублюдков из числа эффективных менеджеров на путинско-медведевских манер.
Не ожидали мы такого От Иванова с Сердюковым Борьба с коррупцией в России Никак не может быть стихийной Чекист молчит в стране воруют -
Не спросит он: - Какого х .. хрена? http://www.proza.ru/2011/02/12...
0
Николай Иванович Панин , 23 января 2013 в 16:32
Думается, что у нас, на Кубани, подобная инициатива породила бы вторую Кущёвку - политику диктует экономика. А что значит чья-то жизнь в сравнении с милионными откатами?
0
Юрий Морозов , 23 января 2013 в 21:22
Вооо, началось...
" - А вы знаете, что может быть У НАС НА КУБАНИ ?"
:))
0
Таня См , 24 января 2013 в 12:17
А этим, Путину и его путиноидам, не стыдно будет и дальше цедить сквозь зубы - "а вы, мол, работайте". Работать, мол, надо. Ага. Люди вполне себе работают, даже более чем. В отличие от...
0
Андрей Кузьминых , 26 ноября 2014 в 12:14
А, может, это не путиноиды, а ельциноиды? М?
0
marta strekalova , 24 января 2013 в 12:49
ЕСЛИ БЫ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ БРОСИЛ БЫ СВОИ СИЛЫ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ПО НЕВЫХОДУ ИЗ РЕГИОНОВ НАЛОГОВ, И ДЕЛАЛ БЫ ВСЕ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ... ПОЛУЧИЛ БЫ БОЛЬШУЮ ПОДДЕРЖКУ. ГДЕ ТРАТЕГИ? ВОТ ВАМ И ПЛАН ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЙ ПОДДЕРЖАТ АБСОЛЮТНО ВСЕ РЕГИОНЫ.
0
Анна Анна , 26 января 2013 в 11:45
Власть - неэффективный менеджер, отвратительный хозяин - она либо ворует, либо ничего не делает, либо мешает (не сомневаюсь, что сейчас на этот мост навалятся проверками, скажут, что нет проектной документации, нет сертификатов на стройматериалы и вообще, нам-то ничего не досталось - не положено, надо разрушить и мы построим через 10 лет за 14 млн (на деле окажется все 20!). Неэффективных менеджеров ни одна приличная компания держать не будет, его сразу уволят, ни один хозяин не будет разбазаривать свои деньги, он все просчитает до последней копейки! Вот и получается - они тратят не свои деньги, а наши. Чужое - не жалко. Мы для них чужие, и наша страна для них - как колония, с которой можно выжать все и выкинуть. У них свое государство, никакого отношения к стране не имеющее... Почему так?
0
Anatoly Animitsa , 26 января 2013 в 20:48
http://maxpark.com/user/aaamr/... - с удовольствием помогу шарьинцам (да и всем желающим в Костромской области), которые вынуждены использовать вместо газа "дорогущий мазут". На товарном мазуте М100 мы надежно экономим 2-3-4% удельного расхода топлива, но гораздо больше эффект от использования "плохих" топлив. Не место здесь для лишних слов - интересующиеся найдут меня в интернете.
Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Море снаружи. Это история про то, как летним днем может оборваться молодость или даже юность...

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама