Общество / Выпуск № 90 от 16 августа 2013

54913 А школу убрали вслед за Фарбером

Что помнят жители деревни, в которой работал учитель, как оценивают приговор и что случилось после него. Специальный репортаж

16.08.2013

Жизнь прекрасна.

Илья Фарбер, учитель деревни Мо́шенка

 

Ну, и что знала я о судьбе Ильи Фарбера, учителя из деревни Мошенка Тверской области? Что был чужаком на деревне, что деревенские спали и видели, как бы выжить этого чужака со своей территории, что спознался он с главой поселения, нарушал вековечные традиции, внедрял чуждые русскому сознанию приемы ушу, позволял себе пребывать в школьном здании в одиннадцать ночи. И вот случилось желанное — чужака посадили. Пришло возмездие. Многочисленные СМИ утверждали, что опасное это дело — проводить культурную революцию на селе. Будьте осторожны, энтузиасты!

 

…Моя профессиональная судьба учительницы сложилась в деревне, где не было ни света, ни радио. Клуб засыпан зерном, а дорогу до трассы не в силах преодолеть в непогоду даже почтовая лошадь.

Случались со мной в деревне всякие истории, а одна из них чуть не закончилась лишением диплома. И в ней тоже был резон — я вывезла детей в Москву, не поставив в известность органы образования. Знала, что не пустят. У взрослых учеников не было паспортов. Где деньги взяла? А вот знала, что решение колхозного собрания — закон сельхозартели. Вставала перед колхозниками и говорила: хочу вашим детям показать Москву. Люди голосовали. Оставалось добиться выполнения законного решения. Приехавший ночью на мотоцикле зав. роно Владимир Комягин не успел нас задержать. Колхозный шофер Колька Кудрявцев на грузовике увез нас в Новосибирск в четыре утра.

А дальше — все по-известному. Приписали противопоставление народа власти, превышение профессиональных полномочий и так далее. Деревня замерла. Если бы меня уволили, мог исчезнуть предмет литература, но люди молчали. А я и не ждала борьбы за свою судьбу. Мне ли, которой грозила утрата диплома (всего-навсего!), ждать проявления гражданского мужества от людей, получавших на трудодень 200 г зерна. От тех, у кого обрезали огороды и заставляли закупать на базаре яйца, чтобы закрыть налоговую дыру. На всю оставшуюся жизнь запомню бабий вой ранним весенним утром. Открыли клуб: смерзшееся зерно истекало застойной влагой.

Так вот, когда я читала о том, что люди Мошенки не приезжали в суд защищать учителя своих детей, когда навет шел на всю заскорузлую, погрязшую в консерватизме деревню, слышалась мне какая-то неправда. Обида за деревню, которая живет во мне, саднила душу. Вот потому я отправилась в Мошенку с одной целью — узнать реакцию жителей на приговор Илье Фарберу.


Вместе с учениками Илья Фарбер сложил из веточек при входе в школу свой «манифест»

На всякий случай я приготовилась к худшему. Меня предупредили, что люди не будут разговаривать. Их уже достали братья-журналисты. Особенно телевизионщики. Это они бесцеремонно, без всяких «Здравствуйте, извините» врывались в дом и командовали операторам: «Давай снимай ее прямо с крыльца!» (свидетельство учительницы Валентины Ронжиной). А потом появлялись в кадрах вырванные из контекста слова, которые подтверждали чуждую версию. Деревня замолчала. И правильно сделала.

На всякий случай я заготовила для себя версию, которая неоднократно подтверждалась: вполне возможно, что я встречусь с одобрением неправых действий властей. Поведение, адекватное авторитарной власти, как правило, возникает, когда народ испытывает дефицит средств к существованию, — эта формула Питирима Сорокина жива как никогда. И возможно, власть «права», когда не спешит улучшать жизнь своих подданных.

Деревня Мошенка живет, как тысячи других, где порушено крупное хозяйство, разграблена коллективная собственность, земля куплена-перекуплена. По трассе шныряют иномарки состоятельных людей. Не вздумайте голосовать. Не остановятся.

Чем живут? Да сбиваются в артели и строят коттеджи по берегам Селигера. Мастеровых людей здесь много: резьба по дереву, отделочные работы, а есть и те, кто ладит мебель. А в основном на асфальте сидят дети, старики, женщины. Продают ягоды, грибы. Основной доход. Трехлитровая банка брусники — 500 рублей. Черника уже отошла. Люди боятся, что лес станет частным и вход будет закрыт, как во многих местах закрыт доступ к Волге.

Закрытые двери были. Закрыты агрессивно. Главы поселения Любови Валеевой не оказалось. Она в предвыборном отпуске. Приоткрыв дверь, женщина крикнула: «Никого нет. Я тут цветы поливаю». И тут же скрылась. Директор школы Галина Павлинова приоткрыла калитку и не без суровости сказала:

— Я ни с кем разговаривать не буду.

Подловили на машине учительницу Лебедеву: «Я устала. Хочу отдохнуть и выпить чай».

Распивали чаи в одном из домов. Пришла женщина. Хозяйка сказала: «Пришли журналисты».

— А плевала я на журналистов, — изрекла гостья.

Подали ей чашку чая. Изловчилась сесть к нам спиной. Не выдержав соседства, покинула дом.

Мы с Аней Артемьевой, нашим фотокором, избороздившие деревню вдоль и поперек, понимали, что, возможно, так и закончится наше путешествие. К счастью, ошиблись. Разговаривали с нами все, с кем доводилось встретиться: в магазинах, на остановке, во дворах, просто на улице.

Главное слово, раскрывающее отношение к приговору: ШОК! Да, они испытали шок. Отмечают, что Илья Фарбер всегда здоровался со всеми, как принято в деревне. О «преступлениях» учителя говорят с усмешкой. Хотел иначе проводить Масленицу?

— Да, бросьте вы… На одном конце деревни проводили так, на другом — иначе. А потом сошлись в центре и было общее веселье. Что там городите? Из чего раздуваете? Да неподсудные эти дела. Ну, а семь лет — это позор. Это наше правосудие. Я хочу спросить: а кто судит?

Это был один из первых мужчин, что живет на улице, ведущей к школе. Назовем его Петром Ивановичем. Он вышел к нам за ворота. Был неспешен в разговоре. И решительно отвергал все, что в прессе называли «художествами» Ильи Фарбера.

 

Так вот, о «художествах» Фарбера

Мы провели в доме Валентины Ронжиной, завуча школы, целый день. У нее болен муж, приехали дочь с внучкой. Летний день кормит зиму. Мы это знали. Но у Валентины Михайловны есть долг — рассказать о Фарбере как учителе. Он вошел в коллектив, удивив тем, что запомнил сразу имя и отчество каждого учителя. Это неправда, что он не знал сомнений и не слушал советов. Он стал для школы тем бродилом, которое нужно любому учительскому сообществу. Человек талантливый и неуемный, Илья не умещался в стандарт. Всегда в его занятиях было то, что выходило за пределы стандарта. Любовь к детям, участие в их судьбе было поразительным. Он показывал родителям рисунки детей и говорил: «Смотрите, это шедевр». Родители махали рукой: «Да какой шедевр? Рисунок и только». Пытался через рисунок постичь детскую душу. Те, кто был не в состоянии понять педагогические замыслы Ильи, недоумевали. Ну, зачем он давал задание нарисовать страх? К чему бы это?


Валентина Михайловна в школе, которой уже нет. В этом кабинете она проработала 23 года учителем математики

Валентина Михайловна с упоением рассказывает о рисунках, с помощью которых ребенок не только изживал свой страх, но и чувствовал радость от преодоления. Так работали психологи в Беслане.

Сколько же ему, Илье Фарберу, досталось за обучение приемам ушу. Чуждое русскому сознанию занятие. А он хотел, говорит Валентина Михайловна, чтобы наши деревенские дети не чувствовали себя изгоями ни в Осташкове, ни в Твери, ни в Москве. Он шел к внутреннему состоянию через телесное. И оказался прав. У ребят появилась своя стать, прямая спина. Чувство собственного достоинства. Они были готовы постоять за себя. Валентина Михайловна показывает некоторые точные и элегантные приемы ушу.

«…Он не мог допустить, чтобы музыку дети слушали через несовершенную аппаратуру. Привез из Москвы чудо-технику, и мы впервые услышали Моцарта и Баха такими, какими их слушают в концертных залах».

У него были особые приемы, которые Валентина Михайловна называет сюрпризами:

«Вот был один мальчик. Носил необидное прозвище. Но не подходил для наших литературных монтажей. Мы его оставляли на потом. Когда-нибудь ты выступишь. И вот Илья Исаакович привозит из Москвы венецианские маски. Одна из них дается этому мальчику. Он читает прекрасное (и длинное) стихотворение, которое приводит в восторг всю школу. Прозвище исчезает напрочь».

«…На празднике Победы ребенок забывает стихотворение. Учитель подходит к ребенку, обнимает его за плечи и говорит: «Начни сначала. У тебя все получится».

Сюрпризов тьма. И чем больше я слушала Валентину Михайловну, тем чаще в памяти моей возникали педагогические перлы знаменитой тбилисской школы на улице Саирме. Школы великого педагога Шалвы Амонашвили. Друга моего. В этой школе я бывала многие годы и даже дерзнула давать уроки.

Личностно ориентированная педагогика. Так это тогда называлось. Она вызывала ярость у невежд и чиновников. Это та самая педагогика, которая исходит из потребностей личности.

Заметим: исходит.

Мастер от ремесленника отличается тем, что знает не только сто приемов, которые знает ремесленник, но и способен изобрести новый прием, адекватный данной ситуации и данной личности. Похоже (по рассказам завуча), Илья Фарбер принадлежит к этому типу учителей.

А чего стоят внеурочные чтения поэзии на местной поляне, когда есть возможность лежать в траве, смотреть в небо и слушать музыку слова. Иногда Илью сменял ученик, и тогда учитель погружался в траву и слушал своего ученика. Некоторые родители возражали против таких поэтических штудий. А они, кстати, из области античной педагогики.

…Он учил командному духу особыми приемами, но любил повторять, что многое человек может и один. Потратил много времени и сил для создания ледяных горок. Стремился сделать все сам. Знал, что каждый его шаг отслеживает депутат Елена Фокина, щелкая фотоаппаратом деяния учителя.

Остановить Фарбера было невозможно.

«Он был для нас, учителей, как родник, хотя мы и не в болоте находились. Вот ты видишь какое-то явление с одной стороны. Он приходит, и выявляются другие грани этого явления. Таких учителей надо обязательно прикрывать, что я и делала. Ну, заполнит журнал чуть позже. Что из того? Мы многому у него учились. Наша профессия особенная. Мы счастливые, у нас всегда есть возможность учиться у детей. Иногда пятиклассник такое скажет, что диву даешься. Но стандарт закабаляет. Глаз замыливается. Нужны такие, как Фарбер».

Всего, о чем поведала Валентина Михайловна, не рассказать.

Без понимания того, каков педагогический дар Фарбера, понимание всей ситуации невозможно. Несправедливо.

Мы уже готовились с Аней принести извинения за целый день, который отняли у семьи Валентины Михайловны. Она остановила нас. Вот такими были ее последние слова: «Я дала слово никому не говорить о том, что произошло в нашем селе. Сегодня я нарушила этот обет только потому, что хотела бы облегчить участь Ильи Фарбера».

 

Дети


Они знали учителя Фарбера. Света, Таня, Женя, Руслан

Мы их не собирали. За ними не гонялись. Они сами оказывались около нас. Были среди них и те, кто учился у Ильи Исааковича, и те, кто живет в Осташкове, и даже в Москве. Все они знали Фарбера и тут же подключались к разговору. О приговоре, который известен всем, говорили так: «Жестоко!» Уверены, что будет пересмотр дела. Откуда осташковский ребенок знает Фарбера?

— Я у него был на одном нестандартном уроке. Он говорил о Масленице. А потом мы с баранками ходили по деревне. Было очень интересно.

— А как ты попал на урок?

— Они пускают всех, кто захочет прийти на урок.

Откуда пятиклассница из Осташкова знает Фарбера?

— Хорошо знаю. Я участвовала в одном походе и одном велопробеге. — Выдерживает паузу и говорит очень серьезно: — Наша семья была огорчена, когда мы узнали про приговор.

И была поразительная история, о которой я не могу рассказать по этическим соображениям. Говорили о том, что можно было бы передать Илье Фарберу. Речь шла о пожеланиях. Девочка хотела сказать, но испытывала трудности с оформлением мысли в слове. И не только. Душевная мука отразилась на лице.

— Все крутится-крутится, а как сказать, не знаю… Хочу передать, что испытываю чувство вины…

На этом я обрываю рассказ.

 

Хочу обратиться к Фарберу

Разговоры с детьми еще раз убедили в том, сколь ответственны мы перед детьми и как надо быть осторожными в жизни, чтобы оказаться достойными детского уважения и любви.

Если Вы освободитесь (а Вы освободитесь непременно!), постарайтесь не совершать досадных ошибок. Они могут привести детей к осознанию той самой черты, за пределы которой им небезопасно заглядывать.

Мы не во всем вольны, когда за нами дети. Не знаю, вправе ли я говорить Вам об этом, когда Вы за решеткой. Валентина Михайловна говорит, что Вы очень торопились жить. Хотели все успеть сразу. Остановить Вас было невозможно. Тюрьма не очень подходящее место для рефлексии. Но все-таки… все-таки…

 

Пчеловод

На одном из домов мы увидели изображение медведя с его главным лакомством — медом. Здесь живет интереснейший человек. Пчеловод. Василий Давыдов. Два дня мы были его гостями. Человек с высшим техническим образованием. По призванию философ. Без всяких снисходительных определений: деревенский, доморощенный и так далее. Просто философ. Он отслеживает всю историю Мошенки, упор делая на то, что его деревня все еще сохраняет человеческий облик. Тому есть географические и исторические причины. До революции мужики уезжали на заработки в Питер. Хочешь не хочешь, а элементы уклада жизни переносились. Молодые женщины нанимались в няньки в дворянские семьи и тоже привносили в Мошенку часть питерской культуры. Чем же хороша Мошенка? Это непьющая деревня. Здесь не воруют. И это — правда! Озабочен пасечник тем, что есть люди (их достаточно много), которые хотят работать, завести свое дело. Почему бы не помочь этим людям на первых порах? Бьют по рукам. Душат инициативу. Тому есть немало примеров. Но есть и те, которые предпочитают лучше за рубль лежать, чем за два бежать. Забота одна — оформить инвалидность и спать на полатях. Таких все-таки меньшинство.

О пчелах может говорить часами. Мудрейшая организация жизни, которая не снилась человеку.

Определяет траекторию существования Фарбера в Мошенке. Пристальное внимание к чужаку считает естественным, потому что и он с женой прошел стадию недоверия. Первый сигнал тревоги прозвучал для Фарбера, когда он, будучи директором клуба, уволил с работы Ирину Федотову, мать троих детей, один из которых инвалид. Спор, по сути, касался творчества. Или точнее — подхода к творчеству. Я читала примитивнейшие рекомендации на тему, как провести тот или иной праздник в клубе. И понимаю непримиримость Фарбера, но увольнение… Деревня это запомнила и усомнилась, как сказал пасечник, в гуманизме Фарбера.

Арест учителя и директора клуба Мошенка встретила тем не менее удивленно-настороженно. Приговор привел Мошенку в шок. В отличие от большинства жителей, которые скрупулезно сопоставляют «преступления» Фарбера с преступлениями истинных жуликов и воров, остающихся на свободе, пасечник рассматривает жестокий приговор Фарберу как социальный знак. Как послание народу.

— Этот приговор закладывает в подсознание человека страх: можно арестовать любого, подогнать любые действия человека под определенную статью. Поэтому — сиди и помалкивай. Им воровать не стыдно, а почему нам должно быть стыдно говорить правду? Приговор — не судебная осечка. Это средство запугать население.

Спрашиваю, как могли случиться антисемитские надписи?

— Нетрудно догадаться, чьих рук эти надписи. И мы знаем этих людей. Они забывают, что кощунства в этих местах не проходят. Это же места преподобного Нила. Жизнь дает примеры возмездия. Так что отвечать придется перед другим судом.

Пасечник хочет понять, что осталось, как он говорит, за кадром суда? Какие крючки сработали, что дело Фарбера оказалось в ФСБ?


Из разрисованной как попало остановки Илья Фарбер с друзьями сделал «цветочную поляну»


Оскорбительные надписи в адрес Ильи Фарбера его друзья зарисовали цветами

***

Удивительные люди в Мошенке. Мы многим раздавали нашу газету, и если приходили в дом вторично, оказывалось, что статьи прочитаны. Анализ был готов. Некоторые статьи вызывали потребность рассказать о своей жизни, как это случилось с женой пасечника.

…В Монастырском подворье, что на окраине Мошенки, пытаюсь вручить нашу газету директору подворья Михаилу Александровичу. Хочу рассказать о газете.

— «Новая» — это моя газета, — говорит директор и разрешает нам ознакомиться с жизнью подворья.

Нам дарят диск о Богородицком Житенном женском монастыре. Диск называется «Нет предела милосердию». Как сказал бы чеховский герой, нельзя сострить ядовитее, если помнить фарберовскую ситуацию.


Послушница Анна пасет монастырских коров и коз

 

Жизнь прекрасна!


Мошенская школа

Непостижимым образом процесс над Фарбером совпал с трагическим событием для всего села — закрытием школы. Мошенкинская школа чудо как хороша. Ухожена. Есть канализация, газ, оборудование для кухни, мастерская… В дни нашего пребывания снимали интерактивные доски, увозили котлы, разоряли классные комнаты. А в холле все еще висит придуманный Фарбером лозунг-приветствие «Жизнь прекрасна». Это приветствие выложено из веточек, изящно тонких и гибких, способных прожить долгую жизнь. Эти веточки напомнили мне детские сочинения учеников, которые чувствовали, что над школой висит дамоклов меч. Они хотели, чтобы школа жила вечно. Тогда вечно будет жить село. Позже, на автобусной остановке, я встречусь с авторами этих сочинений, и в глазах детей увижу несказанную печаль о школе, которой уже нет. Я много видела разоренных школ в горячих точках. Нет страшнее зрелища школы, покинутой детьми. Завучу школы Валентине Михайловне сегодня выпадет бессонная ночь: такие «прогулки» даром для учительского сердца не проходят.


Кабинет, в котором преподавал Илья Фарбер

И придется первокласснику из далекой деревни вставать в шесть утра, чтобы проделать путь в пятьдесят километров (туда–обратно) до школы. Потом он будет ждать, когда закончится последний урок у старшеклассников, и снова двинется по бездорожью в нелегкий путь. Видела я этих бедолаг, дремлющих в задрипанных школьных автобусах. Это называется реорганизацией школьного образования. Так мы сберегаем детское здоровье.

***


Клуб без Фарбера

Читатель, если ты ждешь рассказа о Фокиной Елене Ивановне, главном оппоненте Ильи Фарбера, я должна тебя огорчить. В клубе мы не сумели встретиться с Еленой Ивановной. Домой — не рискнули. Да и так все ясно. Она выступила в суде со стороны обвинения. Витийствовала на телевидении. Рассказы сельчан о депутате Фокиной не расходятся с телевизионным образом. Честолюбивая, властная, не без способностей, знающая, как нам жить, по каким правилам существовать. Без догляда депутата жить не рекомендуется. Фокина меня интересует как тип, выдвинутый современной эпохой. Это тверской вариант Яровой и Мизулиной. Бдительный, безжалостный женский глаз, скрыться от которого в городе еще можно. Но не в деревне.

В своей жизни я видела женщин — председателей колхозов, председателей сельсоветов, но морализаторов с хваткой жандарма не встречала. Хотела бы понять, какая тенденция общественного развития породила этот тип и сколько времени отведено этому типу? А главное — почему мы терпим этот надзор? Сегодня Елена Фокина претендует на место главы поселения. Она наконец-то директор клуба. Занятия с детьми в клубе оставляют грустное впечатление. Специалистов по развитию детского творчества нет. Милейшая библиотекарь Антонина Викторовна не в состоянии выполнить несвойственные ей функции. С чем дети приходят, с тем и уходят.


Местные девочки поют под караоке репертуар российской эстрады

И все-таки можно понять, во что хотел превратить клуб мечтатель Фарбер. Когда входишь, становится ясно: он хотел создать в деревне театр в его изначальном смысле. Об этом говорит все, что осталось от его замыслов. Но скоро ничего этого не будет, стены уже перекрашивают.


Занятие рисованием в клубе


Картинки из книжек-раскрасок ксерят или перерисовывают от руки. Дети учатся аккуратно их раскрашивать, не заходя за контуры рисунка

…Есть в Мошенке замечательный человек, обладающий даром письма. Он зафиксировал в слове всю фарберовскую эпопею, где главным героем стала Елена Фокина. Ироническая интонация обнаруживает некую лукавость искусственно созданной ситуации. Героиня названа «жандармом в юбке». Автор уверен: власть человека развращает.


Единственный на сегодня портрет в мошенском клубе

 

Послесловие

Еще один штрих к портрету Мошенки.

Глава поселения Любовь Валеева, как и все жители, в шоке от приговора. Чего только не читает о себе в СМИ, вплоть до того, что это она заставила Фарбера «взять эти деньги». Валеева, как она говорит, выдерживает и этот удар. Достойно выдерживает, скажем мы. Интервью не дает. С нами говорила честно, откровенно, не утаивая ни противоречивых сторон Ильи Фарбера, ни всех сложностей его общения с людьми. Психологически точно обозначает проблемные моменты самой судьбы одаренного человека. Особенного, как говорит. Он не просто любил детей и ладил с ними. Это была его компания. В школе были дети из малоимущих семей, некоторые слабые интеллектуально. Он опекал всех, читал книги, водил в походы. «Он безвозмездно старался что-то сделать, переживал за детей, постоянно говорил о них». Влияние на детей было сильное, но со взрослыми не всегда находил контакт. Что-то было в его поступках от юношеского максимализма, так ей представляется.

Она не раз повторяла эту фразу: «Нужно просто знать этого человека!»

Сын Фарбера Петр и сын Валеевой Роман считают себя братьями. И Валеева переживает за Петра точно так же, как за собственного сына.

Да, она как глава района обрадовалась, когда в деревню приехал такой человек. Личная симпатия, как она говорит, возникла позже.

История с клубом — это и ее история. Она называет клуб своей жемчужиной. Никто не хотел занимать место директора, когда шло строительство. Она знает, что Фарбер довел бы его до конца. Когда противники Ильи сегодня демонстрируют темные стены клуба, Любовь Геннадьевна знает, как бы он эти стены зарисовал. Ей ведомы его замыслы.

Как глава поселения она отлично сознает свою личную ответственность за все, что произошло в ее деревне. Но вот что нас поразило: сколько бы мы ни обошли домов, с кем бы мы ни поговорили, никто не затрагивал личную историю Фарбера и Валеевой. Никто не судачил. То, что в прессе называют скандалом, не коснулось Валеевой. Ни тени. Она по-прежнему уважаема, ценима.


Ученик Ильи Фарбера Роман Валеев читает монолог Сирано де Бержерака. В следующем году он будет поступать в московский театральный вуз

...Мы так и не поняли, в чем социальная опасность Ильи Фарбера. Кажется, этого не поняли и в Мошенке.

 

P.S. Фотографии и рисунки из архива учеников и семьи Фарбера:


Илья Фарбер и его ученики


«День страха»


Ледяные горки в форме сердца, построенные Фарбером перед школой ко дню всех влюбленных


Совместная утренняя пробежка. Фарбер и его ученики каждое утро бегали за 5 км поливать цветок у мемориала погибшим в ВОВ


Цветок, символ «вечного огня», посаженный Фарбером и его учениками у мемориала погибшим в Великой Отечественной войне


Таким Фарбер хотел видеть сельский клуб



274 комментария

0
pavel pavlov , 16 августа 2013 в 03:46
Большое спасибо! Очень душевно и талантливо нам об Илье рассказали! Теперь ,благодаря этому рассказу и фотографиям, полностью исчезли сомнения , и понятно,что его просто из злобы или зависти гнобят, чтоб другие боялись...
0
Юрий Морозов , 16 августа 2013 в 12:37
Ну, а как же иначе?
Деревня, где НЕ ПЬЮТ и НЕ ВОРУЮТ??? Не, не надо...
0
Евгений Ковальски , 16 августа 2013 в 18:17
"Деревня, где НЕ ПЬЮТ и НЕ ВОРУЮТ??? Не, не надо..."
Очень верно подмечено. Но почему такая агрессия у власти к образованной, непьющей деревне? А так проще скупать земли и сделать необразованный народ крепостными. Чтобы как и тогда за копейки работали. Дело Фарбера - часть общего плана по порабощению россиян, проживающих в сельской местности. Другая часть - экономическая. Читаем репортаж: "Чем живут? Да сбиваются в артели и строят коттеджи по берегам Селигера. Мастеровых людей здесь много: резьба по дереву, отделочные работы... А в основном на асфальте сидят дети, старики, женщины. Продают ягоды, грибы. Основной доход.... Люди боятся, что лес станет частным и вход будет закрыт, как во многих местах закрыт доступ к Волге."
Ключевые фразы в репортаже (кроме дело Фарбера): "лес станет частным" и" во многих местах закрыт доступ к Волге". Ни тебе "закона о Земле", ни всенародного обсуждения, ни раздача земли россиянам, как предлагал Явлинский в предвыборной программе.
Какие то неведомые люди, появившиеся непонятно откуда, и даже возможно не россияне, а иностранцы - становятся владельцами земли русской. Как? За какие деньги скупают землю? На основании чего и по каким разрешительным документам?
Практически идёт не военный захват территорий, но население с олимпийским спокойствием это созерцает. Скоро остатки жильцов вообще объявят как лишних на этой территории или предложат работу как гастарбайтерам за 2 тыс. руб. в месяц. Или такой вариант: как неграм на плантации за разрешение дожить остаток дней в своей хижине, без оплаты труда. Типа:
- Твой дом теперь на моей земле стоит. Аренда моей земли обойдётся твоей семье в 50 тыс. в месяц. Получаешь ты 2 тыс. в месяц. Значит должен будешь ежемесячно 48 тыс. рублей.
- Но хозяин, куда же мы пойдём? Мы всё время здесь жили. и считаем землю нашей.
- Было, да сплыло. Земля моя. Ладно, живи пока.
Примерно так. А народ даже не чешется, не представляет, что их ждёт. Ну люди...
0
Юрий Григорьевич Савченко , 16 августа 2013 в 19:50
Так для ЭТОГО (Скоро остатки жильцов вообще объявят как лишних на этой территории или предложат работу как гастарбайтерам за 2 тыс. руб. в месяц.)
и создают православные родовые гнезда, что бы было кому на НИХ работать, как Вы говорите за 2 тыс. руб.!!!
0
точка над и , 17 августа 2013 в 02:53
Воссоздают крепостное право и крепостных рабов.
0
Михаил Семенов , 17 августа 2013 в 00:15
А Вы не находите аналогии в делах таких подвижников , как Фарбер с народовольцами и прочими энтузиастами, отправившимися учить и просвещать "народ". Что 150 лет назад, что сейчас - конец и итог все тот же самый. Поменяйте антураж на картине Арест пропагандиста и добавьте немного сходства с Фарбером и поймете, что по сути ничего не меняется. российскому чиновничеству не нужен культурный просвещенный народ, пусть будут вороватые, запойные жители - быдло. И 150 лет назад и сейчас и в будущем местные богдыханчики пойдут на любую подлость, чтобы никто не мешал им эксплуатировать своих крепостных, чтобы никто не смел показать детям другую жизнь, не мешал вырастать им такими же как их пропивших или растративших свою жизнь родители.. Не случайно наше образование деградирует уже не один десяток лет, неслучайно начинается оспаривание учения Дарвина, и собираются повсеместно ввести закон "божий". А то что дефиницию самодержавие заменили на "самодержавную демократию" - по сути ничего не меняет.
0
Alexandra N , 17 августа 2013 в 19:20
"Самодержавная демократия" - что-то типа жареного льда. Не бывает такого. Либо самодержавие, либо демократия.
У нас оформляется самое тупое и самоуправное регрессивное самодержавие. А что другое может быть в стране, где нет промышленности (т.е. она когда-то была, но не выдержала конкуренции), нет сельского хозяйства, а есть только распродажа ресурсов?.. Конечно, есть несколько предприятий, может, даже 100. Есть несколько монополистов в с/х... Но в стране по меньшей мере 130-140 миллионов человек... БОльшая часть лишних?
Знаете, мне стало не по себе, когда я написала 140 млн.... В стране, занимающей половину глобуса - от Европы до Америки...
А у нас ведь нет государства... Государство - это закон. Это права и обязанности. Это ответственность. Это сбережение и улучшение качества основного ресурса - человека. Потому что только человек, уверенный в завтрашнем дне, уверенный в том, что своими силами он может построить свою жизнь и улучшить жизнь в государстве, может защитить его, потому что это - его родина...
А тут - ничего этого нет. Есть самоуправство мелких чиновников, сбившихся в стаю. Каждый из них понимает, что это - его система, круговая порука. И что он может делать, всё, что пожелает - хочешь - сапогом в морду, хочешь - семь лет за просто так...
Вот оно, настало это время, когда каждая шишка - сама себе закон. При наличие денег, значка ЕР, фсб, фсо на лацкане, погон и лампасов.
Дожили.
Большого слона сожрали мыши.
0
Павел Шумкин , 17 августа 2013 в 22:07
(сожрали конечно..а чего не сожрать..пухлого такого..большого ....из силоса)
это к тому, что логика развалит любые моральные оценки
не может в одной стране под разными корягами плавать разная рыба
коряги разные, а рыба одна..до сей поры
и ей не коряги менять надо и не жрать друг друга, а меняться всей
0
Вячеслав Терсков , 17 августа 2013 в 09:30
Вы, Евгений, наверняка видели фильм Павла Луцика "Окраина". Если нет — рекомендую: http://kinofilms.tv/film/okrai...
0
Вадим Богачук , 16 августа 2013 в 18:49
Эти случаи для того, чтобы каждый и все вместе выявили меру человечности. Если то, что произошло с учителем не всколыхнет деревню какой прок от того, что в ней не пьют и не воруют. Хотя одного человека - их учителя! - уже обворовали...
0
Виктор Тихомолов , 16 августа 2013 в 20:57
Для Вадим Богачук, 16 август 2013 в 18:49
А я вижу, что это "учитель" приехал в деревню и как пишет "Юрий Григорьевич Савченко, 16 август 2013 в 19:50" пытался создать там себе "родовое" поместье.
Два участка-то ему уже обещали, потом бы, сделав из клуба развлекательный центр, приватизировал бы и его. О чём не размечтаешься, когда сожительствуешь с главой администрации.
0
sova sova , 16 августа 2013 в 21:56
Виктор Тихомолов, 16 август 2013 в 20:57
Для Вадим Богачук, 16 август 2013 в 18:49
А я вижу, что это "учитель" приехал в деревню и как пишет "Юрий Григорьевич Савченко, 16 август 2013 в 19:50" пытался создать там себе "родовое" поместье.
Два участка-то ему уже обещали, потом бы, сделав из клуба развлекательный центр, приватизировал бы и его. О чём не размечтаешься, когда сожительствуешь с главой администрации.
*******************
Кадый судит по себе. И только по себе...
0
Вадим Богачук , 16 августа 2013 в 22:11
вы за сухим деревом леса не видите... да к тому же это сухое дерево кто-то специально у вас перед глазами держит...
0
Юрий Ильин , 17 августа 2013 в 09:37
Без крысиных комментариев никуда, да...
0
Давид Кипиани , 17 августа 2013 в 10:39
Они(крысы) вечные наши спутники...
0
Не Гражданин , 18 августа 2013 в 03:32
Виктор Тихомолов: О чём не размечтаешься,когда сожительствуешь с главой администрации.
Sova Sova: Каждый судит по себе. И только по себе...

Бу-га-га )))
Это новые анекдотцы из охранки или подростковые фантазии сексота? Или у вас, Виктор, есть реальный опыт такого сожительства? Не поделитесь сокровенным?

"пытался создать там себе "родовое" поместье.
Два участка-то ему уже обещали, потом бы, сделав из клуба развлекательный центр, приватизировал бы и его"
Ржунимагу!
Уезжать из Москвы, чтобы пытаться создать себе родовое поместье под Мухосранском, где земля в базарный день 2 копейки стоит. А потом превратить поселковый клуб в развлекательный центр. В забытой богом деревне - очевидно, для непьющих бывших колхозников. Развлекать их чтением поэзии силами их же детей, используя детский труд.
Вы что там в ЧК курите, Тихомолов?
Мерзости писать - это понятно, работа такая. Но зачем же мерзости быть ещё и настолько глупой? Продолжаете мнить себя пастухом и писать для стада? Или просто кишка тонка что-то более умное и правдоподобное сморозить?
0
Владимир Пачуев , 16 августа 2013 в 22:01
Да не всколыхнёт деревню ничего! Для этого есть предпосылки. Сначала раскулачили, лучших землеробов уничтожили, а кого не уничтожили - в ссылке добили. Кого не добили - за "колоски сажали" при повальном голоде. Потом деревня спасла Россию от немцев во 2-ой мировой. Все знают. Вы зайдите в любую деревню. В центре посёлка, возле администрации либо клуба обязательно стена каменная с фамилиями, кого убили в войну. (это ещё с Советских времён стоит). Вы посмотрите! деревня на сто дворов - 200-300 фамилий! Это что? А то, что они своими телами закрыли этот постыдный режим и бездарность военного командования (включая так почитаемого Жукова) от немцев! И что получили??? А вот чего - Хрущёвское укрупнение деревень (видел я пустыри, заросшие бурьяном, да сгнившие остатки изб в Новосибирской области). А потом чего? Да ничего! Превращение исконо крестьянского труда на себя в труд за зарплату в 120 рублей. Причём пьянчуга получал те же 120 рублей. (Видел я и это будучи студентом на сельхоз работах, как с похмела не спешно идут крестьяне на планёрку к 8.00 в правление. Это, со слов моего деда, когда крестьянин в страду в 8 начинал работать? Только оголтелый лодырь!). А дальше? А дальше просто кинули людей!!! Приватизация в "один день". Не объяснив ни сути, не смысла этой приватизации, по сути дела отдали всё хозяйство, всю землю бывшим председателям колхозов!!! И они сейчас их же, бывших колхозников и эксплуатируют. Да ни одной Солтычихе и не снилась такая вольница новых помещиков!!! О чём вы? Мы как-то всё о городе...а деревне-то хана. Я думаю, что не поднимется уже. Столько бед не пережить ей.
0
Павел Шумкин , 16 августа 2013 в 22:25
совершенно и полностью разделяю Вашу оценку ситуации. не согласен лишь с разделением на город и деревню. в городе тоже самое, если понимать.
социальная болезнь и общественная немочь зашли так далеко, что не только безответственно, а жизненно преступно заниматься взаимополитиканством и сварой при грядущей по сути беде.
0
Владимир Пачуев , 16 августа 2013 в 23:06
У города, как у крупного мегаполиса, есть самовыживаемость, есть производственные средства и производственные отношения. Это другое. Деревни не восстанавливаются. Туда можно людей сагитировать только на выгодных условиях. (Столыпин? Мои предки так попали на Урал). И это в век урбанизации видится очень проблематично. Ну может только условия уж совсем супер-пупер. Но при нашей власти что-то я не вижу желания что-то менять в селе.
0
Михаил Семенов , 17 августа 2013 в 00:21
А политика мигранизации городского населения Вам ничего не говорит? В исконных деревнях по крайней мере этого явления нет. Так что раскультуривание и оболвание населения снижение образовательного уровня идет целенаправленно и повсеместно - и негоже делить по живому город-деревня.
0
Владимир Пачуев , 17 августа 2013 в 00:44
Михаил Семенов, ....Во как! Договорились, любезный. Вы думайте о чём говорите. И куда же это городское население мигрирует? На луну что ли? Или из города в город? "В исконных деревнях по крайней мере этого явления нет." .......Ещё лучше! И куда же оно делось?(явление). Да вы кроме дачи заедте в любую деревню какую-нибудь, особенно в Сибири, да гляньте. Молодёжи нет совсем. И что-то я не видел очереди у поселковых администраций из желающих посвятить себя тяжёлому крестьянскому труду. Это я называю словесным поносом, что вы написали.
0
Владимир Пачуев , 17 августа 2013 в 00:52
Михаил Семенов....и негоже делить по живому город-деревня........А я и не делю. Читайте внимательнее. Или привычка брякнуть - потом подумать?
0
Александр Тарновский , 16 августа 2013 в 13:26
Судя по тому, что во всех, практически, публикациях о Фарбере (как и в его последнем слове) не рассматриваются по существу обстоятельства его дела и обоснованность приговора, а говорится только о его - приговора - чрезмерной суровости, вина его в суде, по крайней мере, формально - доказана. Как это могло получиться? Защита не смогла ничего сделать - значит обвинения неопровержимы? Эмоции, эмоции... Все понимаю, и учителя хорошего жаль, но все-таки: виновен или нет?
0
Виктор Тихомолов , 16 августа 2013 в 19:52
Для Александр Тарновский, 16 август 2013 в 13:26
Я действительно хочу узнать, из чего это делается вывод, что Фарбер - хороший учитель? Все его "уроки" и "мероприятия", о которых мне известно из статей, носят зрелищно-развлекательный характер. Да, дети любят, когда их развлекают и того, кто их развлекает. Но ведь у учителя другое предназначение и профессиональная задача: "Художник, воспитай ученика, Чтоб было у кого потом учиться" (Евгений Винокуров). И где же эти воспитанные Фарбером ученики, у которых можно поучиться?
0
ПОЛИГРАФ ШАРИКОВ , 16 августа 2013 в 19:40
Похоже, у М.Б.Х и Фарбера есть общая системная ошибка,приведшая к одинаковому результату, а именно,бояре не хотят брить бороды.
0
Radion Ishmetov , 18 августа 2013 в 10:07
Не думаю. Скорее - обычное дело. Всё, как везде. Таких людей под полицейским катком - тысячи, я полагаю. И это ужасно. жаль учителя, жаль детей, жаль его семью.
0
Владимир Углев , 16 августа 2013 в 05:06
Стыдно жить в такой России, где правит зло и хамство власть предержащих - уродов с больной головой.
0
Osip Spasov , 16 августа 2013 в 07:31
СПАСИБО ВАМ, ЭЛЬВИРА НИКОЛАЕВНА!

И до очерка в "НГ" каждому здравому человеку было ясно, что Илья Фарбер был осуждён незаконно. Преступно осуждён. "Дыма без огня не бывает"- это не про учителя из подмосковной деревни, а про угорелые головы иных наших "законников" и иже с ними.
Но одно дело иметь ясное понимание правды и совсем другое - знать фактологию "дела". Стаи журналистов прилетели, нашумели и улетели. А хотелось узнать о подлинной, земной истории учителя и художника. Увидеть живое. И ещё многие ждали Авторитетное Слово, этакого Короленко наших дней, кто обратился бы к российскому обществу: бойтесь сеющих ложь! И другие Авторитеты поспешили бы подписаться в защиту истины, как сто лет назад Горький, Блок, Милюков... Но теперь Короленко не нашлось. Сахаров не дожил. Авторитеты - кто книжки пишет, кто пьесы ставит, кто просто устал.
Надо было спецкору "НГ" нешумно поехать в эту деревню и по-человечески всё посмотреть. И нам всё это рассказать - душевно и без крика, как мало кто умеет.
У Эльвиры Горюхиной
0
Сергей Зараковский , 16 августа 2013 в 07:52
Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает. Но все еще впереди и у народа есть шанс "исправиться". Не правда ли?
0
Osip Spasov , 16 августа 2013 в 07:59
У Эльвиры Горюхиной не только Золотое Перо. У неё сердце золотое. (Я с Эльвирой Николаевной не знаком, как говорится, ничего личного.) В одной женщине замечательно сошлись Педагог и Журналист. У неё талант учёного. И она, как я узнал, побывала во всех горячих точках: Чечня, Карабах, Абхазия... Надо, чтобы об этом знали! Не только постоянные читатели "НГ" и коллеги, кто по заслугам вручал ей премию имени Андрея Сахарова и премию "За Подвижничество".
Вот такой человек должен был поехать в тверскую деревню, чтобы мы, читатели, до травинок поняли историю про Фарбера и тех, кто вокруг. Стало ясно, что Мошенка совсем не "тёмное царство", хотя там дураки чиновники и закрыли школу. Что, как говорится, "не все немцы фашисты". Кто-то писал на заборе антисемитскую гадость, но другие-то ужаснулись приговору. Кто-то клеветал, но другие, как могли, защищали. Значит, есть ещё надежда. После такого рассказа много трудней будет продолжать невиновного держать в узилище.
Поэтому я говорю: СПАСИБО ВАМ!
0
Павел Шумкин , 16 августа 2013 в 08:17
Хороший материал о хорошей деревне, у которой много проблем.
0
Eugene Ogibenin , 16 августа 2013 в 08:46
Дорогая Эльвира, рад видеть тебя, как и прежде, в боевой форме! Помню все твои самоотверженные благодеяния на ниве школьного просвещения в Новосибирске, включая поездку со своми учениками на Кубу.
Эта статья - блистательный и мужественный акт, совершенный в духе твоей вечной борьбы за справедливость. Преклоняюсь и обнимаю, Евгений Огибенин.
0
Максим Дедов , 16 августа 2013 в 09:35
Спасибо, Эльвира.
0
Oleg LL , 16 августа 2013 в 10:06
Посадили - не привыкать, дерьмом облили - утрёмся, жизнь под откос пустили - выкарабкаемся. Бог им судья... Но ШКОЛУ-то зачем закрыли? Ради этого всё и затевалось? Ведь теперь деревне конец.
0
Виктор Тихомолов , 16 августа 2013 в 10:37
Односторонний материал. Школу закрыли - плохо. А сколько там было учеников?
Почему жители деревни не собрали сход и не заступились за школу - не видят в ней нужды?
0
Татьяна Орлова , 16 августа 2013 в 14:45
Виктор Тихомолов, простите, но вы как вчера на свет родились. В маленьких деревнях, иногда, большие пожары случаются. Чтобы у людей были другие проблемы, а не поиски правды... Да и грамотные ребята - лишняя морока с оппозиционерами. Но ведь людям невозможно запретить ДУМАТЬ!!!!!!!!!!!!
0
Виктор Тихомолов , 16 августа 2013 в 18:46
Татьяна Орлова, 16 август 2013 в 14:45
Заступиться за школу - это значит взять её на своё содержание с дотациями от государства по количеству учеников. Законы о местном самоуправлении и образовании дают такие схемы. За это никто поджигать деревню не будет, жители скорее сами себя спалят. И "оппозиционеры" вырастают из недоучек, а не из грамотных. Журналисты не сообщают об этом, а в деревне в школу некому ходить, нет молодёжи. И клуб трёх этажный, с гостиницей никому не нужен. Всё это нужно было Фарберу, которого подруга сделала директором клуба. А вот для чего? Это Вы сами догадайтесь с трёх раз.
0
amak amak , 16 августа 2013 в 20:26
"Оппозиционеры" ,именно в кавычках, возможно и вырастают из недоучек, и еменно это быдло власть использует для провокаций на Болотной, бросать кирпичи в омон. Но у Татьяны не про них. А молодеж потому и бежит из деревень, чтобы не спиться, т.к. уничтожают учителей и школы, дома культуры, и в почете подобные вам демагоги, рассуждающие о местном самоуправлении и о том, нужен ли "деревенским недоумкам" хороший клуб.
0
Виктор Тихомолов , 16 августа 2013 в 20:52
Для amak amak, 16 август 2013 в 20:26
"А молодеж потому и бежит из деревень, чтобы не спиться". Чтоб спиваться в городе? Что ж молодёжь в деревне не поддерживает учителей, не защищает школы и дома культуры? Глядишь и некогда было бы спиваться, рассуждали бы о "внутренней" политике и о местном самоуправлении.
Слова "деревенским недоумкам", заметь-те, Вы употребили
0
Вячеслав Терсков , 17 августа 2013 в 09:50
Что ж молодёжь в деревне не поддерживает учителей, не защищает школы и дома культуры?*******************
Мне показалось, что молодежь мошенки поддерживала одного известного нам учителя. Станете ли вы ее винить в том, что не смогла еще и защитить от следователей ФСБ?
Честное слово, Виктор, прекратите лгать.
0
Виктор Тихомолов , 17 августа 2013 в 14:26
Для Вячеслав Терсков, 17 август 2013 в 09:50
Интересные типы, такие как Вы "распорядители... Что же я ложного написал? Вы невнимательно читали материалы о Фарбере и его личные заявления. Всё, мною написано основано на фактах. Просто Вам нужно "героя" очистить от его простых человеческих качеств, а я этим не занимаюсь.
Вот это Ваше "честное слово" с указанием, что мне не делать, с учётом того, что Вам "показалось" очень Вас характеризует. Но этот тип мне не интересен.
0
Вячеслав Терсков , 17 августа 2013 в 15:34
2 Виктор Тихомолов, 17 август 2013 в 14:26
У меня и не было желания вас заинтересовать. Я просто остерег вас от ложных заявления о том, что молодежь кого-то там не поддерживает и не защищает.
А тип я да, подозрительный. Это вы верно заметили.
0
Варвара Кугашова , 17 августа 2013 в 01:25
Виктор Тихомолов, 16 август 2013 в 18:46


ПОСЛЕДНЯЯ ПОПЫТКА ПОГОВОРИТЬ,

А Вы, Виктор, не допускаете,
что в деревне этой можно создать маа-аленький курортик?
Что захотят вдали от шума городского
отдохнуть те,
у кого нет своей дачи и возможности смотаться на Багамы?
Кого тишина и прелесть родной природы могут радовать?
Для того и нужна гостиница.
К тому же ещё рабочие места для деревенских
А что плохого, если именно это и хотел сделать Фарбер?
И почему таким неприличным, недостойным, рваческим
в Ваших глазах выглядит его желание получить два участка?
Из деревень народ бежит,
из России народ бежит...
Кто бы их остановил?
М.б. маленький сельский учитель - это та песчинка,
с которой мог бы родиться жемчуг?
Вы -- не поняли,
но

те, кто понял и оценил его потуги, -- на 7 лет упрятали:
не нужны им жемчужины народные,
быдло гораздо полезнее.
И Вы, Виктор,
понимая многое,
понимаете далеко не всё.
Возможно, в силу своей суЩности.

(Ответа не жду,
ибо я Вас не насмешила)
0
Виктор Тихомолов , 17 августа 2013 в 14:02
Для Варвара Кугашова, 17 август 2013 в 01:25
Мотивы Фарбера Вы верно определили: "в деревне этой можно создать маа-аленький курортик". И соответственно наживаться на этом. Одному с главой администрации или всей деревней. Всё это никто не осуждает. Это нормальная предпринимательская деятельность. Но при чём здесь все эти воздыхания о несчастной судьбе учителя, "пошедшего в народ"?
Я нигде и никогда не осуждал Фарбера за его желание взять два участка, построить гостиницу, если хочет, то и бордель. Но получать два участка, как учителю, не будучи учителем? Это не хорошо и для детей, которые с ним соприкасались. Я признавал, что его действительно любили дети, но не как учителя, а как массовика-затейника.
Опять же, при чём здесь несчастный учитель, когда преступление вменяют муниципальному служащему в сфере его деятельности? И за счёт чего он стал муниципальным служащим? Разве это умное решение, воспользоваться услугами дамы за любовь и "сделать себе карьеру"?
Фарбер не "маленький сельский учитель", а опоздавший на поезд к рынку, мелкий человек, возомнивший себя дельцом.
Сочувствовать ему можно и надо, но романтизировать такие образы вредно и опасно. Фактически весь хор оправдывает то преступление, которое сам Фарбер признал. Оступившегося надо пожалеть, но ведь не петь ему асану?
0
Сергей Медвед , 17 августа 2013 в 16:26

// Виктор Тихомолов: " Фактически весь хор оправдывает то преступление, которое сам Фарбер признал" //

Ложь. Фарбер никогда не признавался в получении взятки и постоянно утверждал, что объективных доказательств у обвинения нет.

Вот, что Фарбер сказал в своём последнем слове (http://www.novayagazeta.ru/new...): "Меня обвиняют в получении взятки в 132 тысячи 600 рублей.... Нет ни одного доказательства, что это взятка была"
0
Osip Spasov , 18 августа 2013 в 05:55
Я помню заповедь Певца: / Не замарай лица. / И не оспоривай глупца./ Тем паче, ПОДЛЕЦА.
0
Андрей Комельков , 16 августа 2013 в 18:57
Секундочку. Ну, то что статья противоречит нескольким другим описаниям деревни и ее людей (см. хотя бы репортаэ на Эхо Москвы), это ладно. Но она сама себе противоречит. При том, как описаны эти люди и их отношение к Фарберу, становится абсолютно непонятно, почему не было вообще никакой реакции ни на дело, ни на приговор. На закрытие школы, на все остальное. В виде схода, общения с прессой (кроме НГ), в виде письма в защиту, чего угодно вообще! Только не надо про пожары и жуткие репрессии - никому они там не важны, эти жители и их письма и сходы. Так чего же никто из них даже НЕ ПОПЫТАЛСЯ выразить свое отношение? Это совершенно не стыкуется с их описаниями - такими, как в статье. В ней описаны не просто нормальные, хорошие или не очень люди, не ненавидящие Фарбера, но и не радующиеся его работе. Там описаны поддерживающие его, согласные с его учебной и общественной деятельностью, умные и современные люди. Понимаете, в чем тут диссонанс?
0
Евгений Самко , 17 августа 2013 в 20:34
Да, верно подмечено. Что-то тут не так.
Или в статье, или в названных людях.
0
Михаил Семенов , 17 августа 2013 в 00:27
Людям невозможно запретить сплетничать и материться. А вот чтобы "думать" так этому кто-то должен научить, дать знания, научить искать и пользоваться информацией

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12345678 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Здесь русский клуб. Что делают в Лондоне богатые россияне. Репортаж Ильи Жегулева

Опрос

Может ли частная переписка общественного деятеля в России быть предметом журналистского расследования? Обсудить →

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Обмен состоялся

231
Mike Khabarov: Да, необходимо хорошее разностороннее образование, порядочность...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»