Общество / Выпуск № 129 от 18 ноября 2013

34257 Блокадников вычеркнули из истории Ленинграда

Парламентарии переименовали памятную для Петербурга дату — 27 января. День снятия блокады Ленинграда теперь будет называться: «День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944)»

15.11.2013


Объявление о продаже гробов, Ленинград, 1942 год. Фото из архива

«День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944)»... Не сразу выговоришь и едва ли запомнишь. Тем не менее, закон в трех чтениях уже приняла ГД РФ, и в начале ноября подписал президент Владимир Путин. Документ вступит в силу 1 января 2014 года. Если только оставшихся полутора месяцев не хватит, чтобы отменить решение, возмутившее блокадников, а с ними и многих историков, писателей и филологов…

Переименовать 27 января решили еще в феврале 2010 года. Тогда депутаты питерского парламента внесли на рассмотрение в Думу законопроект об изменении прежнего названия памятной даты. Местные парламентарии предложили вариант — «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Как объяснила «Новой» депутат городского ЗакСа Марина Шишкина, о такой корректировке просили сами блокадники, обратившиеся к народным избранникам: «Их возмущало то, что чиновники в своих речах поздравляют горожан с Днем снятия блокады Ленинграда, а не с Днем полного освобождения города от фашистской блокады».

Однако три года назад думцы не откликнулись на призыв из Северной столицы. Законодательную инициативу петербургских коллег они взялись рассматривать лишь в июне этого года. А в сентябре, во втором чтении закона, изначально предложенная формулировка претерпела сокрушительные изменения. Согласно документам, опубликованным на официальном сайте Думы, новое название памятной даты сочинили депутат ГД РФ Виктор Заварзин и член СФ Виктор Озеров: «День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944)». Необходимость дополнений авторы поправки мотивировали так: «Поправка юридико-технического характера позволяет более полно отразить роль подвига советских войск в ликвидации блокады… Кроме того, устраняется смысловая недостаточность наименования дня воинской славы».

Между тем, филологи увидели в новой формулировке нагромождение слов, корявость изложения, безграмотность. А блокадники, писатели, историки, ученые, да просто люди, знающие историю Ленинграда, оскорбились: дату, важную для всех горожан, затесали в свод сугубо военных торжеств, упростили, исказили ее смысл.

Почему бывшие военнослужащие, а ныне «слуги народа» Заварзин и Озеров сочли, что без этих нововведений не обойтись, а их трактовка — самая правильная? Мы спросили у самих авторов поправки. Но оба в телефонном интервью «Новой» переложили ответственность: Заварзин — на неких «ветеранов и блокадников»: якобы «они так придумали», Озеров — на депутатов петербургского ЗакСа: якобы «их творчество». Однако, как говорил герой известной комедии, «все ходы записаны». На думском сайте пошагово прослеживается и как принимался закон, и кто придумал каждый шаг.

Нина ПЕТЛЯНОВА

 

АВТОРА!

Виктор ЗАВАРЗИН: «Я причем? Это народ»

депутат ГД РФ, председатель Комитета по обороне ГД РФ

— Какой смысл вкладывался в это переименование?

— Полное освобождение, а не снятие блокады. Ветераны обратились к нам — мы поддержали. Все фракции поддержали этот текст. Я причем? Это народ — не то, что в блокаде просто сидел, наши граждане, а было полное освобождение от фашистской блокады. Это мы добавляем вот эту терминологию, которая по просьбе ветеранов должна звучать. Вот и вся песня.

— Но блокадники в Петербурге на эту «терминологию» наоборот обижаются.

— Ничего не знаю. Не знаю, кто обижается. Вы знаете, со 100% мы не можем согласиться. Мы проводили Комитет — у нас было полное понимание. Обращение было из Питера. Просьба, чтобы рассмотрели этот вопрос.

— А кто из блокадников, ветеранов обращался?

— Я сейчас не помню навскидку. Врать не буду. Но были такие обращения. Не от нас это исходило. Это не в Комитете по обороне ГД РФ родилось.

 

Виктор ОЗЕРОВ: «Я готов разделить лавры, но не готов присвоить»

член СФ РФ, председатель Комитета по обороне и безопасности СФ РФ

— Я готов разделить лавры, но не готов присвоить. Это проходило через наши комитеты. Но все—таки автором законодательной инициативы было Законодательное собрание Петербурга. Я не хочу у своих коллег отрывать пальму первенства. Название было внесено так, как этого хотели депутаты ЗакСа Петербурга. Мы согласились с их доводами, что снятие блокады — это вроде кто—то там стену поставил, потом взяли, подняли — и всё. А за этим стояли и человеческие жизни, и мужество, и героизм…

— В саму формулировку Вы не вносили изменений?

— Да, да. А что Вас насторожило—то?

— Не только меня. Блокадники обижены на эту формулировку. Акцент сделан на «советские войска», подвиг мирного населения, жителей Ленинграда, вообще никак не упомянут…

— Ну а как раньше было их что не обижало что ли — День снятия блокады? Вроде кто—то взял, поставил, а потом взяли сняли… Вроде как сцена была закрыта, а потом — день открытия сцены… Я не знаю. Мы согласились. Потому что мы чувствуем, что это — избранники Петербурга, раз они внесли — значит, они лучше нас знают.

— Это была инициатива всех депутатов петербургского ЗакСа или кого—то конкретно?

— Я, честно говоря, не помню. Но явно большинство за нее проголосовало. Честно говоря, мы не хотели обидеть никого. Хотели показать, что произошло нечто более значимое, чем просто снятие блокады.

 


Очередь к проруби. 1942. Фото из архива

Никто не забыт?

День освобождения Ленинграда от фашистской блокады переименовали: бездарно филологически и бессовестно по существу. Но ведь кто-то читал текст перед тем, как явить его стране?

Обратимся к пояснению: «Указанное изменение позволяет более полно отразить роль советских войск в ликвидации блокады города Ленинграда и устранить смысловую недостаточность наименования дня воинской славы».

По поводу «смысловой недостаточности» можно сказать следующее: в новоявленной формулировке она действительно налицо. Как часто бывало в нашей истории, «генеральской правдой» пытаются вытеснить «правду окопную» (солдатскую), а в нашем случае — блокадную (народную). Тут акцент полностью смещен с мирного населения, претерпевшего, без преувеличения, крестные муки внутри блокадного кольца, на события вокруг города. С победы над смертью каждого (даже умерщвленного посредством голода или бомбежек) — на победу армии, чьи заслуги и так сполна отмечены госпраздниками.

Несколько десятилетий знание о блокаде подменяли официальной, более или менее удобной памятью о ней. Коррекция блокадной памяти началась еще во время войны. Вот строки из дневника Ольги Берггольц периода ее командировки в Москву в марте 1942 года: «Здесь не говорят правды о Ленинграде…»; «...Ни у кого не было даже приближенного представления о том, что переживает город… Не знали, что мы голодаем, что люди умирают от голода…»; «…Заговор молчания вокруг Ленинграда»; «О Ленинграде все скрывалось, о нем не знали правды так же, как об ежовской тюрьме». «…Запрещено слово «дистрофия» — смерть происходит от других причин, но не от голода! О, подлецы, подлецы!»; «Смерть бушует в городе… Трупы лежат штабелями… В то же время Жданов присылает сюда телеграмму с требованием — прекратить посылку индивидуальных подарков организациям в Ленинград. Это, мол, «вызывает нехорошие политические последствия»; «По официальным данным, умерло около двух миллионов…»; «А для слова — правдивого слова о Ленинграде — еще, видимо, не пришло время… Придет ли оно вообще?..»


Дистрофия. 1942 год. Фото из архива

После войны это время не пришло. Уже в конце мая 1945 года А. Прокофьев заявил с трибуны писательского пленума, что «Берггольц, как и некоторые другие поэты, заставила звучать исключительно тему страдания, связанную с бесчисленными бедствиями граждан осажденного города». Берггольц ответила: «Не дам забыть, как падал ленинградец на желтый снег пустынных площадей». В 1946 году в Постановлении о журналах «Звезда» и «Ленинград» подвергли шельмованию Анну Ахматову. А ведь вся страна знала ее стихи: «И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами — живые с мертвыми: для славы мертвых нет», и еще — стихи о полном освобождении Ленинграда от блокады: «...Возвращенный из смертной бездны, Ленинград салютует себе». В 1949-м с разгрома Музея обороны и блокады Ленинграда началось «Ленинградское дело». В 1950 году было расстреляно партийное руководство, работавшее в городе на протяжении всей блокады.

Таким образом, ленинградцам отчетливо дали понять, что для счастливых строителей коммунистического будущего блокадная память может быть и обузой. Не потому ли, когда почти три десятилетия спустя Даниил Гранин и Алесь Адамович приходили в коммуналки блокадников, их встречали недоверием, нежеланием раскрывать душу, в которую власть плюнула. Люди не верили, что вся правда кому-нибудь нужна. Прошедшая цензурные препоны «Блокадная книга» содержала десятки купюр, но оставалась ошеломляющим документом во многом благодаря дневникам ленинградцев, приведенным в ней.

С тех пор именно дневники блокадников являются основным источником знания о блокаде как о народной трагедии. Они — преграда лжи и попыткам переиначить историю, показать ее в удобном для текущего момента виде.

Голоса страстотерпцев, звучащие со страниц блокадных дневников, пытаются рассказать нам нечто важное, касающееся нас, ныне живущих. У А. Адамовича в записных книжках периода работы над «Блокадной книгой» есть поразительная запись, обращенная прямо к нам: «Человек несчастен и оттого, что сам себя не знает. И потому вдруг враг себе. …Кто-то сказал: человек таков, насколько он способен, сколько может услышать о себе, понести правды».

Правду о блокаде мы недослышали, не понесли. Не сумели осмыслить. И многие другие правды — тоже. Наверное, поэтому появляются и подобные переименования дат.

Слова «Никто не забыт, и ничто не забыто» — относятся к каждому ленинградцу. Именно эти люди духом своим удержали город. Об этом их подвиге и главном блокадном уроке для нас, ныне живущих, — слова в новой формулировке не нашлось.

Не оказавшись в сходных обстоятельствах, вряд ли мы можем представить себе, что происходит с человеком в состоянии крайнего и непрекращающегося психологического и физического стресса. Что происходит с человеком, когда в нем перестает работать кантовский «нравственный закон», а работает только инстинкт выживания. В какую беспрецедентную борьбу за сохранение в себе человечного вступает человек.

 

Дневники  (18+) 

Юра Рябинкин, 16 лет:

Ноябрь 1941

…Засыпая, каждый день вижу во сне хлеб, масло, пироги, картошку. Да еще перед сном — мысль, что через 12 часов пройдет ночь и съешь кусок хлеба…

Декабрь

…Каждый прожитый мною здесь день приближает меня к самоубийству. Действительно, выхода нет. Голод. Страшный голод. Опять замолкло все об эвакуации.… Я чувствую, знаю, что вот предложи мне кто-нибудь смертельный яд, смерть от которого приходит без мучений, во сне, я взял и принял бы его.

3 января 1942

…И дневник-то этот не придется мне закончить, чтобы на последней странице написать слово «конец». Уже кто-нибудь другой запишет его словами «смерть». А я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать!

Умер в январе 1942-го.

 

Боря Капранов, 16 лет:

Декабрь 1941

…Вставать незачем, и мы рассказываем сны. Я начинаю рассказывать свой сон: «Я сегодня во сне ел белую булку и половину оставил».… В комнате почти все видят во сне хлеб, так как думают все об одном, ибо все голодны.

…Кладбища завалены, гробов нет, и около кладбищ большие очереди с покойниками, завернутыми в материю. Помирает очень много, а живые едва ходят…

…Едва таскаю ноги, дыхание спирает и жизнь уже не мила. В комнате только и слышно, что об еде.… Выживу ли я в этом аду?

Умер в феврале 1942-го, по пути в эвакуацию.

 

Лена Мухина, 16 лет:

Март 1942

…Сердце разрывается, когда начинаю вспоминать о маме…

Мамочка, мамуся, ты не выдержала, ты погибла… ты умерла, слабела с каждым днем, но ни одной слезинки, ни жалоб, ни стонов, ты старалась ободрить меня, даже шутила.

…Я знала, что мама умрет… но я никак не могла предполагать, что смерть наступит завтра.… Она так и не пришла в сознание и тихо умерла, как-то замерла, я даже не заметила. Хотя сидела у ее изголовья. Так умирают от истощения все…


Как хоронили в Ленинграде. 1942 год

 

Ирина Зеленская, заведующая плановым отделом 7-й ГЭС:

Август 1941

…Я с ужасом смотрю на детей, которые по-прежнему кишат в Ленинграде. Не знаю, сколько их уехало, но на улицах и в трамваях детей не стало меньше. И это ужасающее непонимание событий!

Декабрь 1941

…На станции умер от истощения маленький зольщик Вася Михайлов. Он ходил до последнего вечера, и у него была также уже нечеловечья заострившаяся мордочка, как у зверька.… У меня крепко держится все доброе по отношению к людям, которые проявляют хоть каплю мужества и стойкости, в которых жив человеческий дух…

Январь 1942

…Люди падают и умирают буквально на ходу. Вчера еще молодой парень стоял на вахте, сегодня слег, а на другое утро готов. В сарае лежит пять или шесть скопившихся трупов, и никто как будто их и хоронить не собирается.

…Работать на станции становится почти некому. Последние кочегары, которые еще держатся на ногах, выбиваются из сил, стоя по 2—3 вахты подряд…

  

Израиль Назимов, в 1941—1942 гг. заведующий райздравотделом Кировского района:

Январь 1942

…Люди падают на улице, тихо и безропотно, в одиночестве умирают дома. На улицах много отечных, еле передвигающихся. Безбелковые отеки. Новый термин — алиментарная дистрофия.

…Приступаю к организации стационаров для дистрофиков.

…А что делать с детьми? Как сохранить их жизни? Многие матери теряют чувство материнства… съедают все, что принадлежит им и их детям. Безропотные, беззащитные они не отстаивают свое право на существование и гибнут…

…Как хотелось бы вкусно и сытно поесть! Хоть один только раз! Какое это должно быть удовольствие!

…Жители верхних этажей чердаки превратили в уборные. На главных магистралях района такая же картина. Нужно срочно принимать конкретные меры. Приближается весна. Она принесет с собой эпидемические заболевания.

…Когда кривая смертности начнет падать?… Трупы, трупы и трупы. Они всюду — на улицах и площадях, чердаках и подвалах, в домах и дворах, около ворот и парадных, в выгребных ямах и уборных. Везде и всюду.

…О захоронении в гробах здесь стали забывать. Тряпки, просто наголо раздетые, они — трупы, или доставляются в морг или просто выбрасываются на улицу.

…Тот, кому придется знакомиться с этими записками, особенно не бывший в этот период в городе, — не будет верить всем этим диким фактам, свидетелями коих являемся мы.

 

Владимир Ге, лектор политотдела 42-й армии Ленфронта:

…Я не знаю ни одного случая открыто выражаемого политического недовольства, возведения на советскую власть вины на обрушившееся несчастье, ропот или возмущения. А ведь в их положении им терять нечего было.… Люди упорно, выбиваясь из последних сил, продолжали работать на оборону города. Люди умирали без протеста и, я бы сказал, без страха. Психологически они себя уже подготовили. Я слышал рассуждения некоторых, что их не пугает то, что они умрут через несколько дней, а их гнетет, что они будут брошены на свалку мертвецов, как и тысячи других до них…

  

Лев Ходорков, главный инженер 5 ГЭС:

Январь 1942

…У начальника цеха собрались ИТР. Даю указание, что делать.… В соседней комнате умирает кочегар. Мы не прерываем своих занятий. Буфетчица с лопающимся от жира лицом со смешком говорит: «Где тут умирающий, пусть перед смертью поест суп». Все мерзнет. Надо спасать оборудование.

…У Дома Красной Армии замерзает плохо одетый мальчик лет восьми. Рыдает, кричит: мама, мама. Никто не обращает внимания.

…Хочу сберечь основные кадры… Сердце разрывается смотреть, что делается с нашими людьми.… Золотые люди, выросшие в течение 10—20 лет, гибнут. В неприкосновенности сохраняются кадры нарпита и продуктовых магазинов.

Февраль 1942

Заморожена первая очередь, вышли из строя питательные линии. Большие перебои с продажей хлеба. Есть в городе мука, но стоят хлебозаводы. Нет энергии, нет воды.

С голода повесился мастер.… Воют замерзающие голодные женщины. Утром лежат мертвыми.

Надо помнить, сколько горя и глубокого смысла кроется за каждой коротенькой строчкой записи…

 

Татьяна Великотная, служащая:

Зима 1941/42гг.

…Мы с Катей пошли в совхоз, просили сделать гроб; отказ: досок нет. «Хороните без гроба, — сказал директор, — не вы первая». Мне показалось это очень оскорбительным и печальным, но теперь я пришла к другому заключению: время такое, что нет прежних норм жизни и смерти…

…Стоят не зарытые гроба! Стоят вскрытые гроба, и покойники в них лежат полураздетые, т. к. с них все сняли, что можно носить…

30 марта 1942 г.

Я вчера читала целый день «14-е декабря» Мережковского, предварительно разорвав книгу пополам, т. к. не в состоянии держать в руках такую тяжесть…

Умерла 1 апреля 1942 г.

 

Вера Берхман, медицинский работник, сестра Т. Великотной

Сентябрь, 1942

Много плачу, и как только заплакала, так плачу ежедневно. Умом я начала охватывать ужасы, сердцем — сострадать, где только можно. Начала с Божией помощью приневоливать волю к добру. Слезы — моя радость, моя бодрость, они умывают грязь и ржавчину.

Февраль, 1943

…А вот надо отметить то, что все эти люди, почти все, которые умерли, они до самой смерти, до последнего вздоха своего поднимали и подняли знамя духа над плотью.

…Зимой 1942 г., еще до смерти Тани, я выносила ведро на помойку. И еще одна пришла с ведром… и она, не помню уж на какие мои слова или просто так, сказала: «Мы не люди теперь, мы не понимаем, кого мы теряем, кого мы хороним и как хороним, а вот когда проснемся, горе с нами будет, как тяжело будет наше пробуждение, как мы ужасно будем плакать об утерянных днях, о наших преступлениях и об этих людях»…

…Вот потекли слезы, и как будто облегчили, и опять…

Июнь, 1943

…Благодарю Тебя за все, как за благо, как за чудо, как за счастье… Благодарю Тебя за то, что Ты взял «их» из среды живых, от этого тлетворного и развращенного мира в Небесный Иерусалим…

 

P.S.

Память о Ленинградской Голгофе вымывалась на протяжении нескольких десятилетий. И теперь, благодаря переименованиям, подобным нынешнему, — этот процесс продолжается.

В январе 2014 года о блокаде будет произнесено много разных слов. Но в первую очередь давайте слушать голоса тех, кто сквозь время обращается к нам со страниц дневников, голоса тех, кто навсегда живет теперь в Небесном граде Иерусалиме, где отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. Прошло для них. Не для нас.

 

Наталия CОКОЛОВСКАЯ,

писатель, редактор книги «Ольга. Запретный дневник» и нового издания «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, а также блокадных дневников ленинградцев, фото из архивов музея обороны и блокады Ленинграда

 

Комментарии

«Решение принимали не москвичи, а начальники, которые не имеют никакой городской принадлежности. Они просто начальники»

Даниил ГРАНИН,

писатель, почетный гражданин Петербурга, один из авторов «Блокадной книги»:

— Я думал над этим. Конечно, жалко. Жалко, что блокадников вообще исключили из истории блокады, и всё передали советской армии. Я-то прекрасно знал и помнил всегда, и был убежден, что — если бы за нами было просто пространство, просто поле, какая-то земля пустая или какие-то поселки — мы бы не сумели выстоять на фронте. Нельзя, нельзя — это очень обидно — исключать блокадников, горожан из истории защиты Ленинграда и из истории блокады. Снятие блокады — это результат совместной судьбы города, горожан и ленинградского фронта. История защиты Ленинграда, история блокады — это общая история, неразделимая между фронтом и горожанами.

Мне совершенно непонятно: зачем вообще менять старое название, к которому уже привык и наш город, и Россия, и весь мир? Никаких серьезных причин к такому переименованию я не вижу. В новом названии акцент, по неизвестным причинам, сделали именно на вооруженные силы, отодвинув на задний план подвиг обычных людей. Но ведь это решение уже принято? А если решение принято — то вряд ли начальники захотят отказаться.

— Но решение принимали москвичи, к тому же — люди, далекие от блокады…

— Решение принимали не москвичи, а принимали начальники, которые не имеют никакой городской принадлежности. Они просто начальники.

— Они не ленинградцы. Может быть, они не знают истории города.

— Между прочим, они и ленинградцы тоже. Путин-то — ленинградец или кто?

 

«Упущены мучения и подвиг самих ленинградцев»

Лев ЛУРЬЕ,

историк, петербургский краевед, писатель, журналист:

— Мне кажется, вся эта история предпринята потому, что в прошлом году наше правительство удивительным образом проспало 70-летие прорыва блокады Ленинграда. Теперь они хотят отыграться каким-то другим специальным образом. Это попытка властей загладить позорную ошибку. Поэтому они подсунули президенту указ, по которому юбилей 1944 года якобы «важнее» юбилея 1943 года. Хотя, конечно, для ленинградцев прорыв блокады имел большее значение, чем ее снятие. Главная беда нового названия в том, что в нем упущены мучения и подвиг самих ленинградцев. А для города Ленинграда память о блокаде связана не только с тем миллионом человек, которые погибли на Ленинградском и Волховском фронтах, но и с тем миллионом человек, которые умерли от голода. Поэтому этот день скорби, общей скорби, он должен был быть как-то мудрее обозначен. Еще надо сказать о том, что все эти словесные пассы не имеют совершенно никакого отношения к реальным делам — к уходу за памятниками, например. Недавно я видел «Невский пятачок», Синявинские болота — все они производят тяжелое впечатление. В Петербурге до сих пор нет большого настоящего Музея блокады. Вся эта словесная эквилибристика должна прикрыть полное невнимание к реальной памяти.

 

«Жертвы и страдания жителей Ленинграда уходят на второй план»

Яков ГОРДИН,

историк, писатель:

— Новый вариант названия не только неуклюже сформулирован, но и по существу меняет отношение к событию — преувеличена роль военных, которые взяли на себя удар, а жертвы и страдания жителей Ленинграда уходят на второй план. Город выпадает из сюжета вообще, хотя блокаду прорывали с двух сторон. Но в результате трагический сюжет блокадного города выглядит все более казенным. На умы людей, которых эта дата задевает непосредственно, переименование повлияет слабо. Но под угрозой оказывается восприятие даты младшими поколениями, которые не настолько эмоционально вовлечены: надрыв уходит со старым названием. Освобождение от блокады сквозь десятилетия будет выглядеть как рядовая операция. Когда произносишь «прорыв блокады Ленинграда» или «снятие блокады» — это энергично, за этим стоит трагедия города. А новая длинная размытая формулировка снимает напряженность. Мне кажется это неправильно.

 

Мнения экспертов

Юрий БЕЛЬЧИКОВ, доктор филологических наук

Происходит путаница личной формы местоимения «его» и притяжательного местоимения «его». Притяжательные местоимения совпадают с формами личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа м., ж. и с. рода в родительном и винительном падежах. Поэтому получается абсурд: немецко-фашистские войска «его» — Ленинграда. В данном предложении «его» — личное местоимение. Затруднено понимание смысловой связи личного местоимения с другими словами из-за неправильной (двойственной) синтаксической позиции местоимения. По общему правилу, личное местоимение относится к ближайшему из предыдущих существительных, одинаково с ним оформленному».

 

Ирина АЛЕКСЕЕВА, кандидат филологических наук

«В данной формулировке местоимение «его» в постпозиции к определяемому слову используется исключительно в канцелярском стиле, причем только в том случае, когда нет опасности двойного понимания притяжательной принадлежности. В общей письменной литературной норме постановка личного местоимения в притяжательном значении в эту позицию вообще невозможна».

 

Ксения ТВЕРЬЯНОВИЧ, кандидат филологических наук

«Налицо разрушение фразеологизированного оборота «блокада Ленинграда», принятого в русском языке и отшлифованного десятилетиями народного употребления».

 



228 комментариев

0
Владимир Садовников , 15 ноября 2013 в 14:07
А куда девались финско-фашистские войска? Сколько сотен тысяч смертей на совести Маннергейма, чей бюст стоит в отеле " Маршал" на ул. Шпалерной?
0
Петр Бубнов , 15 ноября 2013 в 15:09
Это Финляндия напала на сссрию, или всё таки наоборот?
0
Иван Бездомный , 15 ноября 2013 в 16:46
Конечно Финляндия! А бедный-несчастный СССР был вынужден обороняться от подлых финских захватчиков.
0
Дмитрий Хрипко , 15 ноября 2013 в 20:22
Блокадники людей ели, девочек, вы знаете что творилось в ту пору? И почему мы после этого уважаем немцев?
Русские, вы идиоты!!!
0
Иван Бездомный , 15 ноября 2013 в 21:59
Ты то сам кто, умник?
0
Игорь Соснов , 16 ноября 2013 в 10:21
Идиоты мы!!!!!!!
0
Вадим Богачук , 16 ноября 2013 в 12:08
Автору спасибо за раскрытие важной проблемы. К сожалению, чем дальше в лес, тем больше будет дров, ибо «они не знают истории города» и она им ни к чему, мол, зачем ворошить прошлое. Но мы люди – мы должны знать, помнить и любить. Главное то, что мы все любим Ленинград и ленинградцев - удивительный город с удивительной атмосферой. Город, который выстоял и продолжает жить...
0
Виктор Отман , 16 ноября 2013 в 10:02
Оставьте его. Видно, съел чего-нибудь.
0
Михаил Никонов , 16 ноября 2013 в 10:10
Дима, Вы таджик, а может еврей, или вообще папуас? А уважение к немцам тут причём? "Блокадники людей ели,девочек...", приглашаю в Питер, в институте скорой помощи им. Джанилидзе, у нас классные травматологи, из концерт умудряются человека собрать. Хотя мы питерцы интелигентны и спокойны, сначала наверное Вас на пл. Бехтерева, в институт мозга. Там Вам раскажут какие изменения психики происходят при постоянном голоде и обстрелах. Заодно т Вас обследуют.
0
Михаил Никонов , 16 ноября 2013 в 10:11
Ошибка словаря. Из конфети.
0
Михаил Никонов , 16 ноября 2013 в 09:54
Причем миролюбивившей СССР оборонялся от подлых финнских оккупантов, на финнской территории.
0
татьяна казанцева , 23 ноября 2013 в 21:22
конечно, при этом оттяпал весь юг у финских захватчиков, а как раньше было при бесчеловечном режиме?, париж брали, вернули, с италией та же история, а пол европе помогли осводить и оставили на 45 лет свой дружеский кулак. И почемк нас не любят?
0
Alexey Gennik , 15 ноября 2013 в 20:05
Не надо читать пропагандистские опусы Барышникова - хотя даже он вынужден признать, что финская артиллерия не обстреливала Ленинград и авиация не бомбила - собственно, кроме боя у острова Сухо предъявить финнам что-то другое не получается. Ну - еще подготовку жандармерии для сохранения порядка в захваченном городе и проживание на территории Финляндии "коменданта" Ленинграда. Но даже из этих фактов следует, что Маннергейм никогда не планировал стереть город с лица земли. А попытка представить бомбардировку 25 июня финской территории как необходимую меру самообороны - просто бред, ведь только после этого парламент одобрил вступление Финляндии в войну. Хотя немцы были уверены, что финны выступят 22-го, даже Рютти не мог просто так продавить оппозицию парламента. Это был наш Перл-Храбр, абсолютная авантюра, стоившая отношениям с Англией и США (которые не могли закрыть глаза на фактическое нарушение нейтралитета Финляндии). На территории Финляндии было около 200 000 солдат рейхсвера - но немецким самолетам до 26-го иня не давали разрешения на вылеты в сторону СССР - фактически, Маннергейм до последнего надеялся или на быстрый крах большевиков, или на фактор сдерживания. Сам он считал, что надо было договариваться в 37-39, хотя - договариваться со Сталиным или с Гитлером - хрен редьки не слаще, Эстония, Латвия и Литва договорились... Но обвинять Финляндию за фактическое возвращение только что отданной Карелии (а они остановились строго по старой границе и дальше не наступали) - просто неисторично. Ссылок на "зверства финнов" - в отличии от СС и даже рейхсвера - как-то не наблюдается.
0
Иван Бездомный , 15 ноября 2013 в 22:03
Какого рейхсфера в 41 году? Какие 200 000 солдат? Вы может нам еще расскажете, что Финляндия, заключив союз с Германией, в 39 году собиралась напасть на СССР? А "зимняя война" была превентивным ударом советских войск?
0
Владимир Садовников , 15 ноября 2013 в 22:43
Вы что, парни, совсем охренели? Финны что, пропускали транспорты с продовольствием?
0
Иван Бездомный , 16 ноября 2013 в 01:02
А должны были? После 39-го?
0
Дмитрий Кузьмин , 16 ноября 2013 в 21:49
Нейтралитет.
0
bogeb bogeb , 15 ноября 2013 в 21:15
Я вчера читала целый день «14-е декабря» Мережковского, предварительно разорвав книгу пополам, т. к. не в состоянии держать в руках такую тяжесть…"-Что за херня!-Что легче;держать книгу или разорвать её?-Редактор!-Ахтунг-ахтунг!
0
Сережа Шабанов , 15 ноября 2013 в 16:19
Суки - они на то и суки, чтобы рано или поздно обгадить святое. Это же додуматься надо было - со своим канцелярским "уточнением" резать по живому, - по памяти, по наследию. Недоноски, однозначно, - написать написали, а прочесть не хватило ума.
0
Дмитрий Кузьмин , 15 ноября 2013 в 16:19
Первое, что в глаза брасается это типично советское "немецко-фашистские войска", что это за войска, можно спросить? Германия была нацистской...

Самый главный вопрос возникает, когда я вспоминаю про эту катастрофу "блокада Ленинграда", адресован он к руководству СССР того периода. А что его не сдать было Ленинград, эвакуировав всех евреев и спасти тем самым сотни тысяч его жителей от голодной смерти?
0
Иван Бездомный , 15 ноября 2013 в 16:58
Нацисткой мы называем Германию сейчас, тогда ее называли именно фашистской.

А про сдачу Ленинграда - ну давайте еще спросим, почему было бы не сдать Сталинград. Или Москву. А что, там тоже мирные жители были, можно было всех спасти!
0
Дмитрий Кузьмин , 15 ноября 2013 в 17:20
К Сталинграду тот же, кстати, вопрос - спасибо, что напомнили - почему из Сталинграда не были эвакуированны мирные жители? Насчет Москвы.... не надо передергивать, это во-первых, а во-вторых вопрос к вам, из разряда, "зри в корень", для вас важней государство или человек, кто для кого?
0
Дмитрий Кузьмин , 15 ноября 2013 в 17:22
P.S. Германия ни когда не была фашистской, я потому и говорю, что это типично советское название.
0
Alexander Ivanov , 18 ноября 2013 в 06:13
Вермахт - немецко, СС- фашистские войска. Все сходится?
0
Дмитрий Кузьмин , 18 ноября 2013 в 09:14
Нет.... СС не фашистские войска
0
sova sova , 18 ноября 2013 в 17:26
Дмитрий Кузьмин, 18 ноябрь 2013 в 09:14
Нет.... СС не фашистские войска
************
Это как-нибудь облегчает людоедскую сущность?
0
Дмитрий Кузьмин , 18 ноября 2013 в 17:50
Нет.... я изначально выразился, что "немецко-фашистские войска" совковый термин, только и всего
0
sova sova , 18 ноября 2013 в 18:48
Дмитрий Кузьмин, 18 ноябрь 2013 в 17:50
Нет.... я изначально выразился, что "немецко-фашистские войска" совковый термин, только и всего
**************
Ну, пусть уже живет, коли прижился. Всем же понятно - кто есть ху в этом приблудыше. ))
0
Дмитрий Кузьмин , 18 ноября 2013 в 19:22
Да?! :-)
За "фашистские" прячется родство национал и интернационал социалистами
0
Валерий Хлебников , 15 ноября 2013 в 17:24
Если армия не защищает мирных жителей, то для чего она нужна????
0
Дмитрий Кузьмин , 15 ноября 2013 в 17:40
Для оккупации других стран. ("Малой кровью, на чужой территории")
Для подавления восстаний граждан против политического режима. ("Антоновщина")
0
Игорь Соснов , 16 ноября 2013 в 10:26
Трупами конечно легче было немцев забросать. Кутузов Москву сдал и ничего, выжили. А в Октябре 41-го какой драп из москвы был?
0
Дмитрий! Это Вы круто загнули. Вам любой школьник советской поры легко ответит: " Ленинграду, Сталинграду и Москве повезло с названиями. Даже если бы немцы прошли до Владивостока и разделили пополам с Японией остров Сахалин и Курилы, то и тогда "весь советский народ, как один человек" собрался бы у стен этих городов и защищал бы их "ценой своей жизни и до последней капли крови".
P.S. Весь мир бы отстраивал мирную жизнь, немецкие колонисты пахали бы землю, сеяли и убирали урожай (именно в такой последовательности в отличии от советских колхозников), а мы бы до сих пор бились бы у "священных для каждого из нас" стен и время от времени, выходя из лесу, спрашивали бы местного жителя - Отец! Где немцы?
0
Дмитрий Кузьмин , 15 ноября 2013 в 18:59
Я тоже школьник советской поры и уже тогда мне этот вопрос покоя не давал. Ну я понимаю, не хотите город сдавать по идеологическим причинам, ну так хоть эвакуацию проведите, что ли? Может просто опоздали с ней? Но, если люди в блокаде с голоду мрут сотнями тысяч, это же кем надо быть, что бы продолжать удерживать это кладбище живых? Люди - дрова, у меня нет другого объяснения
0
Юрий Коваленко , 15 ноября 2013 в 19:11
Круче: «По официальным данным, умерло около двух миллионов…»
0
Сережа Шабанов , 15 ноября 2013 в 20:03
Кузьмин, стыдитесь! На правах питерца убедительно прошу одуматься и прекратить гадить на могилы погибших, но не сдавшихся! Не сдавшихся! И честь поставивших выше жизни. Это война.
Эвакуировать евреев и отдать противнику неевреев? Нет? Тогда эвакуировать Ленинград? А Вы, ...лядь, не то чтобы командовали когда-нибудь в жизни эвакуацией одного-единственного эшелона, - Вы хоть участие когда-нибудь в этом принимали? Вы отдаете себе отчет, что это за работа? Тоже нет? Попробуйте, валяйте - противника нет, трибунала за невыполнение задачи тоже вам нет, ничего нет. Бумага, карандаш, карта города, телефон-вертушка (работает, артналета же нет), страниц сто справок по дорогам и станциям, пятьдесят помощников. ...уярьте, умник. А, еще голова на плечах, - впрочем, это не о Вас.
За такие пораженческие настроения, как у Вас, отдавали под трибунал - хоть в войсках, хоть в тылу, хоть у нас, хоть у противника. Не стыдно?
0
Nikolay Sokol , 15 ноября 2013 в 20:33
"За такие пораженческие настроения, как у Вас, отдавали под трибунал - хоть в войсках, хотТак и угробили 26 млн своих. Не стыдно?"

Так и угробили 26 млн своих. Не стыдно?
0
Николай Камсков , 15 ноября 2013 в 21:40
Им не стыдно. Они живы. А войну нельзя было предотвратить? Или подготовиться к ней, а не заигрывать с Гитлером и не делить страны? Дм.Кузьмина я понимаю так, что он это хотел выразить. За ошибки руководства ответили простые люди. Не жалко 26 млн. Своих ли, для них, для руководства?
0
Nikolay Sokol , 15 ноября 2013 в 21:59
Согласен. У них эта идеология до сих пор жива - "умереть за Россию", "мы за ценой не постоим", "что там милионы людей если речь идет о чести" (честь определяется как защита советско-имперских символов). Герои, мля. Сами-то, как Вы сказали, живы.
0
Frey Friday , 16 ноября 2013 в 05:56
Сейчас для нашего государства никакой "чести" нет, зато народ - такие же дрова. Когда оно простых людей людьми считало? Только тогда они хоть знали за что гибнут, а сейчас за что миллионы мрут? Вроде никого и ничего не защищают.
Между прочим, если бы Ленинград сдали, ни его самого, ни его населения бы не осталось.
0
Дмитрий Кузьмин , 16 ноября 2013 в 10:16
С чего вы это взяли, что не осталось бы? Из советских баек?
История не знает "если бы"... История знает, что была блокада и что советскому государству было наплевать на жизни простых людей, поэтому в Ленинграде погибли сотни тысяч от голода...
0
Игорь Соснов , 16 ноября 2013 в 10:28
Только меня не трогайте, пущай другие помирают.
0
Дмитрий Кузьмин , 16 ноября 2013 в 10:12
Нет мне не стыдно...

Вот все дело в этих ваших "пораженческих настроениях" наверное обжиравшийся всю блокаду Жданов очень любил употреблять эти слова.
Главное препятствие эвакуации это как раз "пораженческие настроения"...
Сколько совок готов отдать жизней своих граждан за мнимое Величие?
Французы сдали Париж, ради сохранения столицы и жизней мирных граждан. Когда нет возможности сопротивляться, это разумное решение. Жизни людей там, дороже пирровых побед в том и состоит их настоящее Величие. А ваше величие в высоте гор из трупов.
0
Дмитрий! Не пытайтесь убедить тех, кто этого не хочет - зря потратите время. Те кто с Вами согласны, только горестно вздохнут. Сами подумайте, разве пережившие блокаду и нынешние жители Санкт-Петербурга могут думать иначе - ведь это признание бесполезности и ненужности принесённых жертв и перенесённых страданий. Да и звание "Город-Герой", хотя и остаётся вполне заслуженным, но вместе с тем становится уже не столь значимым. Кстати мы всегда гордились не столько победой в войне, сколько количеством трупов - 20 миллионов! Вспоминая войну и отмечая победу мы как бы говорили всему миру: - "Мы потеряли 20 миллионов, вот какие мы крутые, вот какие жертвы мы можем позволить себе принести, а Вы "жалкие, ничтожные люди" берегли людей. Тьфу на вас. Тьфу на вас ещё раз".
P.S. После поражения немцев в Сталинграде вся Германия погрузилась в трехдневный траур, а для нас гибель миллионов - статистика. Так может быть в этом и заключается корень всех наших проблем - в неумении и нежелании ценить ни свои ни чужие жизни? Как сказал поэт: "Нас не надо жалеть. Ведь и мы б никого не жалели".
0
Nikolay Sokol , 16 ноября 2013 в 18:20
Да, в этом корень российских проблем -неуважение к личности, ее жизни и правам. Приоритет государства над всем этим. А отсюда и вся остальная система ценностей наперекосяк. Пока это не поменяется. Путин или кто-то другой - ничего не изменится.
0
Nikolay Sokol , 16 ноября 2013 в 18:24
Кстати, в Америке, например, не отмечают победы. Здесь есть дни памяти или дни ветеранов.
0
Дмитрий Кузьмин , 17 ноября 2013 в 01:09
Да сравните их памятники погибшим во Вьетнаме и наши погибшим в советско-германской войне. Как не согласиться с Николаем Никулиным "символ превосходства социалистической системы"? Памятью там и не пахнет, пропагандой - да...
0
Дмитрий Кузьмин , 17 ноября 2013 в 01:06
И это государство они защищали, государство которое вытоптало цвет Питера и бросило их самих в беде....
А если почитать мемуары, то получается, что довольно странные там были настроения.
0
Дмитрий Кузьмин , 17 ноября 2013 в 01:11
Да, я не пытаюсь.... В разных системах координат живем - как найти общие точки?
0
Oleg Karin , 18 ноября 2013 в 07:39
Серёжа Шабанов: "И честь поставивших выше жизни" Разрешите спросить - а у них был выбор? И если у Вас появится такой выбор, чего Вам не желаю ни в коей мере - что выберете Вы? Вы понимаете, о чём Вы говорите?
А эвакуация? Вы знаете, что буквально за несколько дней вывезли сотни тысяч уроженцев Кавказа? Правда, не для эвакуации, а для депортации.
Весьма прискорбно, что живы ещё последыши сталинизма, и существование на этом свете хотя бы одного такого, как Вы - большая трагедия для России.
0
sova sova , 18 ноября 2013 в 17:34
Сережа Шабанов, 15 ноябрь 2013 в 20:03
Кузьмин, стыдитесь! На правах питерца убедительно прошу одуматься и прекратить гадить на могилы погибших, но не сдавшихся! Не сдавшихся! И честь поставивших выше жизни. Это война.
************
Сережа, умерьте эмоции. Этот вопрос не дает покоя не одному Кузьмину. Так поступать со своим народом может только тот, кто ни во что не ставит ЛИЧНОСТЬ. Кто собственный народ держит за скот: "Бабы еще нарожают". "Каждый подвиг - это обратная сторона чьего-то рас3.14здяйства". Это не я придумала, это народ понял давно. Так что свое "не стыдно" - можете забрать в личное пользование.
Угробить несколько миллионов - получается не стыдно. Военные гении, бляха! А когда кто-то усомнится в твоей военной гениальности, да еще и вслух усомнится - то усомнившемуся, почему-то должно быть стыдно? В честь это чего?
0
Oleg Karin , 19 ноября 2013 в 08:18
++++++++
0
татьяна казанцева , 23 ноября 2013 в 21:27
у человека не только желудок. Подвиг стойкости, который совершили жители Ленинграда свят. Он делает из людишек Человека. И не понимать этого не только совестно, но и является следствием современного, по сути аморального населения.
0
Егор Попов , 15 ноября 2013 в 17:37
"Если только оставшихся полутора месяцев не хватит, чтобы отменить решение, возмутившее блокадников, а с ними и многих историков, писателей и филологов…
Переименовать 27 января решили еще в феврале 2010 года".---Возмущенные блокадники почему то не заметили уничтожение Приморского парка Победы, который восстанавливали всем городом Ленинградом после войны.Были высажены десятки тысяч деревьев и кустов,воздигнуты памятники в честь умерших 800 тысячах блокадников,и 300 тысяч погибших защитников Ленинграда.Парк Победы восстанавливался после войны для отдыха и занятий спортом всех ленинградцев,были спортивные площадки и лодочные станции.Но пришла Матвиенко и начала устраивать свой бизнес по элитной застройке парков. Застроила Удельный парк высотными зданиями,таким образом,что база "Зенита" оказалась как бы во дворе этих домов.Уничтожила двадцать объектов культуры из 38.А ЗАКС ее только пожурил. Сейчас началась застройка мемориального Парка Победы. И никто не замечает этого вандализма и надругательства над памятью погибших блокадников.Ни премьер Медведев,ни СП,ни прокуратура,ни ЗАКС. Я писал письма партиям ЗАКСа,в различные общественные организации-ноль внимания,в лучшем случае сочувствие.И блокадники ничего не видят,ничего не слышат.Я в одиночестве. А в блокаду у меня умер дед зимой сорок второго,был ранен дядя под Ораниенбаумом. Он меня даже возил в детстве на то место,где был ранен. Что это равнодушие к умершим и погибшим страх перед большой чиновницей или хуже-меркантильный интерес на фоне демагогии о единстве нации вокруг Победы и патриотизма?
0
Александр Ян , 15 ноября 2013 в 17:48
... а в то время, когда от голода умирал Ленинград, высокое НКВДэшное начальство во главе со ждановым, "командуешие" обороной Ленинграда, кушали апельсины, рябчиков жрали запивая армянским коньячком...

Сегодня достойные ученики НКВД, КГБэшня, выходцы из Ленинграда сидят в кремле, в высоких чиновничьих кабинетах, эти зомби советской селекции придумывают и принимают законы...
Недавно, не помню в каком годе, в Москве назвали улицу именем одного ушлепка с кавказа, и ни че , все утерлись....
0
Николай Камсков , 15 ноября 2013 в 18:03
Что-то "сталинистов" не слышно. Хотелось бы их послушать на фоне этих дневниковых записей. Пусть бы рассказали нам о великих военачальниках и руководстве, ума которых хватило на то, чтобы продовольственные склады сосредоточить в одном месте, а детей оставить в городе и долгое время не эвакуировать, чтобы не портить картину героической защиты.
0
Дмитрий Кузьмин , 15 ноября 2013 в 18:06
Не только не портить картину героической защиты, но и рисовать картину зверства "немецко-фашистских войск"
0
Иван Бездомный , 15 ноября 2013 в 20:38
Да, давайте пофантазируем о том, как кровавая гэбня вероломно приказала не эвакуировать детей и передала люфтваффе координаты продовольственных складов, чтобы жители Ленинграда героически поголодали пару лет. А приказ отдал лично Сталин.
0
Николай Камсков , 15 ноября 2013 в 22:36
Координаты нашлось кому передать. Недостатка в таких не было. А голодали поболее двух лет. 900 дней и ночей. А вот почему блокаду допустили - это уж точно, к Сталину.
0
Дмитрий Кузьмин , 16 ноября 2013 в 10:17
Опять передергивание? У меня главный вопрос - почему не сдали город и позволили умереть сотням тысяч людей? Это позор, неужели не понятно?
0
Варвара Кугашова , 16 ноября 2013 в 12:18
Дмитрий Кузьмин, 16 ноябрь 2013 в 10:17

===главный вопрос - почему не сдали город и позволили умереть сотням тысяч людей===
ИМХО: у Вас два вопроса.
Отвечаю на первый:
город не сдали его жители;
И, если вспомнить, во что превратили сданные пригороды,
то были правы, спасибо им скажут потомки
(если вали-стаканы не поусердствуют);
ответ на второй вопрос -почему погибли сотни тысяч людей-
прост:
кому они сдались, эти сотни тысяч, бабы ещё нарожают....
0
Уважаемая Варвара! С Вашим ответом на второй вопрос согласен, а вот по поводу пригородов надо подумать. Если Вы спросите экскурсовода (из настоящих) в Павловске и если он не побоится ответить, то Вы с удивлением узнаете, что немцы только вывезли доставшиеся им ценности, а вот сам Павловский дворец превратила в развалины наша артиллерия и наша же авиация при освобождении.
0
sova sova , 18 ноября 2013 в 17:42
Варвара Кугашова, 16 ноябрь 2013 в 12:18
... город не сдали его жители;
*************
А их кто-то спрашивал?
0
Тихоня Тишайший , 20 января 2014 в 10:43
С каких пор гражданское население принимает решение о сдаче или не сдаче населенного опорного пункта?
0
Александр Васильев , 15 ноября 2013 в 18:49
не очень понятно зачем вся эта котовасия с переименованием вообще была затеяна, мало ли кто там какие обращения писал (тем более, где эти обращения и от кого они? - от неизвестных функционеров общества блокадников что ли?)
0
Игорь Соснов , 16 ноября 2013 в 10:33
Дык нашим "избранникам" надо же деятельность какую то изобразить. С геями там. Кто нибудь гея когда последний раз видел??????
0
Нина NS , 16 ноября 2013 в 16:30
+++++
0
Владимир Купцов , 15 ноября 2013 в 19:02
чиновников слишком много. Как бы ленивы они ни были, их так много, что они "изгадили" всё вокруг...
0
Nick Zyryanov , 15 ноября 2013 в 19:09
Это называется - приплыли!
0
Сергей Жандаров , 15 ноября 2013 в 19:22
освобождение



раскрепощение, высвобождение, эмансипация; отстранение, снятие, смещение; избавление, отпущение, спасение, выход, исход, свержение, увольнение; опрастывание, очищение, самоосвобождение, расстопоривание, выпростание, отрывание, отречение, индемнитет, выпрастывание, отрешающий, ремиссия, снимание, отрешение, опоражнивание, опорожнение, отпускание, отвоевание, франшиза, выпускание, отбояривание, опростание, расчистка. Ant. захватывание; зачисление, принятие

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 123456 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама