Общество / Выпуск № 18 от 19 февраля 2014

43010 Чулпан ХАМАТОВА: «Я не хочу жить по таким законам»

Чиновники Татарстана поставили сотрудников фонда «Подари жизнь» в режим тяжелейшего цейтнота. Но Всемирные детские «Игры победителей» все равно состоятся. Не в Казани, в Москве

РИА Новости

— Взрослые люди возлагают на себя серьезные обязательства, дают слово их выполнить, а потом, протянув время, — его не держат… Взрослые люди даже не потрудились хоть как-то объясниться с теми, кого очень сильно подвели. Не перезванивают, словно прячутся. Когда такое происходит, я не хочу делать вид, что это — нормально, что можно оставить все как есть, — говорит Чулпан Хаматова. — Потому что я считаю, что это — изначально неправильный подход в принципе. А тем более когда слово дается на таком высоком уровне, как администрация президента республики. А тем более когда за этим словом стоят дети.

Фонд «Подари жизнь» везде, где только можно, рассказывал о том, что Всемирные детские «Игры победителей» состоятся в Казани. У нас не было в этом ни малейших сомнений, потому хотя бы, что на «Играх» 2012 года президент Республики Татарстан господин Минниханов, приветствуя и поздравляя маленьких победителей, пригласил всех на будущий год в Казань. Он так и сказал в своем видеообращении детям, их родителям, врачам и волонтерам, что «Игры» будущего года состоятся в Казани.

Я считаю своим долгом объясниться: мы ввели в заблуждение людей, потому что, как выяснилось, заблуждались сами. В том, что любимое наше событие состоится не в Казани, а в Москве, — нет нашей вины…

— Насколько я знаю, «Игры победителей» всегда проводились в Москве. Как появилось решение проводить их в Казани?

— Да, мы проводили «Игры» четыре года подряд в Москве. Наши участники — дети из многих стран мира и со всей России, в том числе и из Казани. Детей оттуда всегда привозит наш замечательный и неутомимый коллега Владимир Вавилов. Его маленькой дочке, заболевшей онкологией, не успели помочь, хотя болезнь поддавалась лечению. И он, отец, создал в 2003 году теперь уже ставший хорошо известным, прекрасный благотворительный фонд имени своей ушедшей девочки Анжелы Вавиловой. Фонд невероятно активный и результативный, спасший сотни детских жизней, строящий сейчас в Казани хоспис. Владимир Вавилов не будучи никакой знаменитостью   поднял и поставил на ноги такое огромное дело, буквально тащит его на себе,  этим  живет этим. И вот этот человек, которым я не перестаю восхищаться, подошел к нам на «Играх» 2012 года и предложил: «У нас в Казани скоро будет Универсиада, уже создана превосходная инфраструктура, суперсовременное общежитие, тут же спортивные площадки, все в шаговой доступности — идеальное место для «Игр победителей». Давайте следующие проведем в Казани.  Мы, конечно, не сразу согласились, отнеслись к предложению с опаской.

— Почему? Это же ваш родной город, Чулпан.

— Это мой родной и очень любимый, и очень свой город. Я там выросла, у меня там живут родители и любимые учителя, но ни у меня, ни у фонда «Подари жизнь» там нет никаких связей, необходимых для того, чтобы провести такое масштабное мероприятие, как «Игры победителей» и нести за него полную ответственность. В Москве у нас повсюду друзья — совладельцы гостиниц, ресторанов, предоставляющие большие скидки для наших детей, владельцы спортивных площадок, которыми фонд пользуется безвоздмездно. Такая, знаете, налаженная история: все наши волонтеры и жертвователи одновременно. Детей нужно привозить, увозить, их нельзя при этом перегревать, переохлаждать, они не должны стоять в пробках. Это — слаженная работа ГИБДД, полиции, чиновников разных уровней, потому, что даже парковать наши автобусы нужно очень правильно, чтобы дети были в постоянной безопасности. «Игры победителей» — для нас вообще важнейшее событие, требующее серьезной подготовки. Мы приглашаем детей, которые либо совсем выздоровели от рака, либо находятся в ремиссии, когда по медицинским показателям болезни уже нет, но должно пройти 5 лет, чтобы врачи могли сказать о полном исцелении. Мы берем на себя ответственность принимать этих детей и тщательно продумываем все. И в Москве у нас все получалось.


Фото: Анна АРТЕМЬЕВА — «Новая»

Когда встал вопрос о Казани, мы не могли быть уверены, что нам удастся все также организовать. Но Владимир Вавилов сообщил, что серьезные люди в республике дали добро и гарантируют, что у нас проблем не будет. Мы спросили, что с финансированием? В Москве мы всё практически делаем бесплатно. И получили ответ, что Казань берет на себя полностью все расходы.

И все-таки мы не решились проводить там «Игры» до Универсиады, перенесли их на год. Мы хотели, чтобы все, что там было только что построено, прошло испытание практикой. Нам нужно было убедиться в том, что все работает, что ничего не рушится и не падает. Мы не хотели рисковать безопасностью и здоровьем детей. Поэтому «Игры» 2013 года состоялись в Москве.

А вот уже после Универсиады в Казань по приглашению помощника президента Татарстана Татьяны Ларионовой отправилась делегация фонда «Подари жизнь». Это было минувшим летом, речь шла об «Играх» 2014 года. Договорились о видах спорта, по которым дети будут соревноваться, выбрали спортивные площадки, место, где будут жить дети. Наш исполнительный директор предложил подписать договор по бюджету. Вопрос бюджета — принципиальный для нас, учитывая, что в Казани у нас нет своих наработанных связей. Нам снова подтвердили, что Казань все расходы берет на себя. Но никаких бумаг не дали, объяснив это тем, что как раз летом должен был подписываться бюджет республики. Но устное обещание было очень, как нам тогда казалось, надежное. Было дано слово.

— И дано было так, что вы уже не сомневались?

— С нашей делегацией обсудили все, до мелочей: вот такие будут у детей подушки, такие кровати, простыни такие… Вот здесь бассейн, здесь будет теннис, а здесь — легкая атлетика. А потом прошло лето и наступил сентябрь, и ничего не подписывается. В октябре из телефонных переговоров выяснилось, что смета взлетела, аренда спортивных площадок подорожала, и принимающая сторона, возможно, не сможет покрыть всю сумму. Мы согласились и сказали: «Но только дайте нам, в конце концов, подписанный документ о том, что «Игры» состоятся в Казани и что вы готовы взять на себя обещание обязательно оплатить «Игры» в целом». Нам снова пообещали. И снова пауза. Наступил декабрь, нам пора уже оповещать благотворительные фонды, которые везут детей на «Игры». Казань молчит. В январе мы начали на всякий случай искать возможности в Москве, хотя нам «нет» в Татарстане еще никто не сказал. И выясняется, что гостиница в Москве, в которой обычно живут наши дети, на начало июня — время «Игр» — уже забронирована. И что по стадиону ЦСКА, где проходят спортивные состязания детей, — большие вопросы. И я позвонила в Казань помощнику президента Татьяне Ларионовой. Дозванивалась долго. Дозвонилась, она поговорила со мной нежно и дипломатично. Я спросила: что нам делать? Нам нужно подтверждение, а если вы по какой-то причине не готовы принять детей, нам надо это знать сегодня! Потому что так продолжаться не может. Все, что нам нужно, — это «да», или «нет». Если «нет», нам срочно нужно искать замену! И услышала в ответ: даже не думайте, ничего не ищите, все договоренности остаются в силе, и сроки «Игр» — те же. «У нас просто сейчас вопрос по бюджету рассматривается, решается, сможем ли мы оплатить все или частично», — говорит Ларионова. После этого я всем коллегам в фонде радостно сообщила, что всё — в силе.

— А дальше она отказалась от своих слов?

— Дальше с нами никто просто не разговаривал. Мы получили три дня назад резолюцию за подписью президента Татарстана, сейчас зачитаю: «Согласен, если они дадут финансирование!» Восклицательный знак в конце предложения.

«Они» — это фонд?

— Да. Притом что мы изначально говорили: мы — благотворительный фонд и не можем оплатить все на 100%. Это наше условие, и все об этом знают!

А что это за документ, на котором появилась такая резолюция?

— Это документ аппарата кабинета министров Республики Татарстан. Называется «О стоимости проведения Всемирных детских игр победителей». Адресуется президенту республики, цитирую: «Во исполнение Вашего поручения по подготовке расчетов стоимости проведения игр 6.09.2013…» — то есть президент республики дал распоряжение посчитать еще в сентябре, сразу после поездки нашей делегации в Казань! Дальше в документе говорится: «Кабинет министров… сообщает следующее. Участниками «Игр победителей» являются дети от 7 до 16 лет…, перенесшие онкологическое заболевание… В 2014 году «Игры» планируется провести в Казани — 35 команд (20 российских и 15 зарубежных). Количественный состав: 450 участников и 450 родителей и 200 человек для проведения самого мероприятия. Итого: 1100 человек. Организатором… выступает благотворительный фонд «Подари жизнь», которым будет проведена организационная и методическая работа. Министерство финансов Республики Татарстан… необходимый объем средств определило в размере 15 миллионов 681,2 тыс. рублей… В бюджете Республики Татарстан на 2014 год средства на проведение Всемирных «Игр победителей» не предусмотрены...»

— То есть вам все время говорили, что не могут дать письменный договор, потому что утрясают бюджет, а в итоге в бюджете 2014 года «средства не предусмотрены»?

— Да! Возникают вопросы: если практически сразу после Универсиады президент требует подсчитать бюджет мероприятия, и вы подсчитали, а потом не закладываете эту сумму в бюджет, уже пригласив 450 детей, 450 родителей и сопровождающих, — тех, кто везет детей из 15 стран мира и 20 городов России, то на что может быть расчет? Вы же делали это, зная, что фонд «Подари жизнь» не берет на себя расходы в Казани, мы не можем оплачивать коммерческую аренду спортивных сооружений и жилья, которые были специально построены для Универсиады. Мы не в состоянии это делать и не будем этого делать никогда, потому что имеем дело с чужими деньгами. С деньгами отзывчивых и неравнодушных людей, которые помогают больным детям.

Перед вами никто не извинился хотя бы за украденное время? Вы же потеряли месяцев 5—6, которые могли бы спокойно потратить на подготовку «Игр» в Москве?

— Нет! Больше всего мне в этой ситуации не нравится то, что непосредственно помощник президента, Татьяна Петровна Ларионова, говорит мне буквально 3 недели назад одно, а потом перестает общаться со мной вообще. Я звонила ей два дня подряд, как только увидела эту резолюцию. Меня с ней не соединяли! Мне так и не перезвонили и ничего не объяснили. Ничего! Сказать, что меня ситуация оскорбляет и унижает, — это не совсем те слова. Я в недоумении, я не хочу жить по таким законам. У каждого человека есть право не давать обещаний, но если обещание дано, нельзя бросать его на ветер без объяснений. И прятаться от ответа.

Я, честно говоря, давно так не плакала. Возможно, еще и потому, что мне, правда, хотелось, чтобы «Игры» прошли в Казани. Это мой любимый, родной город, и как-то хотелось быть ему полезной, с ним соединенной.

— У вас есть хоть какая-то своя версия случившегося?

— Нет. Ответ: «Денег нет в республике» — для меня это не ответ. «Средства не предусмотрены» — не ответ. Это не ответ взрослых людей, это не серьезно! Слишком заранее было все известно и оговорено. Какие бы не были причины, они должны быть объяснены и озвучены. Даже без слова "извините" Наша совесть чиста, мы сами извинимся за то, что ввели в заблуждение детей, их родителей и фонды разных городов России и мира. В том, что игры пройдут не В Казани, а в Москве, — нет нашей вины. Нас оставили ни с чем, просто "кинули". Такого у нас никогда не было, при том, что  фонд  "Подари жизнь" давно  имеет  дело и с властью, и с таможней, и с Минздравом, и с другими чиновниками разных уровней. С нами могли обходиться грубо, выставлять за дверь, нам могли отказывать в просьбах, не давать обещаний, с нами могли вообще не разговаривать. Но в случаях, если не удавалось сдержать уже данное слово, нам всегда объясняли причину, объясняли почему так произошло. С нами разговаривали. А здесь, — даже не потрудились

Если теперь вам скажут, что произошла нелепая ошибка, и попросят все-таки провести «Игры» в Казани?

— Мы не хотим рисковать детьми. Нам нужно, чтобы их принимали с любовью. А если бы поступило новое приглашение, мы уже не смогли бы его принять, потому что после резолюции прошло несколько дней. За эти дни уже проделана огромная работа. Вся прекрасная команда, которая делает «Игры победителей», — уникальные подвижники. Например, Надя Кузнецова, которая все это придумала и пыталась убедить нас в невероятном эффекте таких «Игр» для детей. А нам тогда это казалось странной и неподъемной затеей. И только потом мы увидели, как это нужно детям, как они целый год готовятся, тренируются. Мечтают. Они — победители рака — побеждают и в спорте. Это — мощнейший импульс. Их победы видят дети, которые сейчас болеют. Они видят сверстников, которые уже справились, да еще и получают золотые медали на «Играх победителей»! Мотивация выздороветь — сильнейшая, невероятная. Сейчас команда волонтеров, (я повторюсь: волонтеров!) — наш креативный блок, — харкая кровью (я отвечаю за свои слова, потому что знаю, как это все происходит, когда поставлены кратчайшие сроки), решила уже многие проблемы. Пошел нам навстречу Шойгу (спасибо ему большое!), и стадион ЦСКА будет в распоряжении участников «Игр». Изменилось только место, время «Игр» не переносится…

 




26 комментариев

0
Рина Белая , 19 февраля 2014 в 14:57
Светлый и чистый человек Чулпан Хаматова ещё способна удивляться таким вещам!.. Думаю, не буду в одиночестве если скажу - многие даже не поняли, как можно надеяться и верить этим людям?! Они всегда были хозяевами своих слов: хотят - дадут слово, хотят - заберут обратно.
А если серьёзно давать оценку такого рода событиям, то ничего не приходит на ум, кроме определения - КАКАЯ МЕРЗОСТЬ!!!
0
Хрюн Моржов , 19 февраля 2014 в 16:57
Согласен, если они дадут финансирование!
---------------------------------------------
Всегда готовы, но за счет федеральных средств. А нет федеральных средств, извините.
0
Павел Шумкин , 19 февраля 2014 в 17:35
нет нужды никого "раскручивать" ни в каких смыслах. потому что это методика агитаций
0
Павел Шумкин , 19 февраля 2014 в 17:37
(извиняюсь. у меня замкнул комьютер.)
а сказано было про Хаматову, деятельность которой давно понятна тем, кто хочет понимать
0
Маргарита Бондаренко , 19 февраля 2014 в 23:48
ты не с алинкой ли попутал?
0
Павел Шумкин , 20 февраля 2014 в 09:14
если Вы ко мне, Маргарита
то никого и ничто я не попутал и сказал следующее:
уважаемой мной газете, во имя "Его Величества Обьективности" не нужно увлекаться раскручиванием никаких персон
и уж тем более, таких неоднозначных (если не сказать одиозных) как Чулпан.
0
Хрюн Моржов , 20 февраля 2014 в 10:05
П.Шумкин, вы не перепутали смысл определения? Или что-то личное выплеснулось? Во все времена известные актеры (актрисы) использовали свою известность для продвижения благотворительных проектов. Чулпан не исключение. То, что она вынуждена обращаться за помощью к не очень приличным людям, так это издержки современного устройства нашего государства, состоящего из центральной вертикали и аульных вертикалек.
0
Рина Белая , 20 февраля 2014 в 12:14
"..во имя "Его Величества Обьективности" ..." следует также добавить, что когда молодая и известная актриса, хрупкая женщина и мать, взвалила на свои девичьи плечи заботу, "непосильную" великому, якобы, государству, то все высказывания вроде Ваших, становятся ярчайшим примером душевной и духовной неразвитости целого пласта общества, который представляете Вы. Бросать обвинения - нет ничего проще, если сам практически ничего не можешь в этом направлении. Или не хочешь. Или не видишь, и не понимаешь. Или всё понимаешь и видишь, но задание такое есть - опорочить.
Ничего личного, просто констатирую.
0
Aistulf Langobart , 20 февраля 2014 в 12:56
Полностью согласен с П.Шумкиным. Посредственная артистка искусственно создаёт шумиху вокруг своей персоны, под предлогом помощи детям.
А наивные люди на это ловятся, возмущаются, пускают слезу и т.д.
Несерьёзно это всё. Не понимаю почему в газету проходит такая лажа.
0
Рина Белая , 20 февраля 2014 в 15:00
Ну да, известнейший в крайне узких кругах Aistulf Langobart, сделавший так много для детей, больных раком, приложивший руку к проекту, не позволяющему детям лечиться за границей из-за того, что в России медицина находится на высочайшем уровне развития...
Бред. Инкапсулированный. Или интепретативный: этот вид имеет стойкую тенденцию. В мои планы спор с Вами не входит. Но мнение сложилось - бред!
0
Aistulf Langobart , 20 февраля 2014 в 19:54
Вспомнил 12 стульев :"В случае удачи — почет! Не вышло — мое дело шестнадцатое. Помогал детям, и дело с концом»
Все эти Чупланы Хаматовы играют в свои грязные игры, а простачки раскошеливаются.
.
0
Николай Глазычев , 19 февраля 2014 в 20:11
Зачем им эти игры?
Своровать не получится, Чулпан шум поднимет..
Только лишняя головная боль.
0
Евгений Комаров , 21 февраля 2014 в 00:39
А зачем вообще нужны эти игры? Дорогостоящее мероприятие, мини-Олимпиада, вместо лечения сотен тяжелобольных детей. Стоят ли сотни детских жизней такого пиара? Недаром Чулпан Хаматова несла флаг сочинской Олимпиады. По-моему, она прекрасно вписалась в эту систему.
0
Шура Мура , 23 февраля 2014 в 14:47
Вот именно. Отвратительна - система.
Однако, Чулпан поддерживает её изо всех сил. Увы.
0
Kontiki _ , 19 февраля 2014 в 20:25
Пусть ей поможет великий ПУ, она же за него агитировала голосовать
0
Петр Бубнов , 20 февраля 2014 в 07:16
Вот вот, чем она думала тогда? Была настолько наивной? Не верю! Одним махом поставила крест на своей репутации. ИМХО.
0
Михаил Семенов , 20 февраля 2014 в 11:01
И по поводу законов надо пенять как раз в эту сторону. Чулпан может в чем -то и просто замечательный человек, но в остальном-то несомненно она понимает, что в стране, нормальной стране, не может быть такого чтобы одни законы и для одних выполнялись, а другие просто писались бы для видимости. Занимаясь общественной работой об этом никак нельзя забывать - в противном случае и сочувствующие и единомышленники станут считать тебя .... , а подобные спонсоры станут относится как к тряпке и вытирать ноги. Но восточная ментальность неизбежно проскальзывает во всех наших знаменитостях, жизнь начинают постигать после того как жареный петух явится.
0
Лена Карева , 19 февраля 2014 в 20:56
Чулпан Хаматова и те, кто делает благое дело для детей, - это "луч солнца в холодной воде". Ордена дают подлым телеведущим... Что ту скажешь... Вот по таким "законам" мы живем.
0
vasil sinak , 19 февраля 2014 в 21:06
Лена Карева, 19 февраль 2014 в 20:56
"Вот по таким "законам" мы живем."
---------------------------------------------
Да, живем по самым-самым законистым законам. А чё, бабосов нет - смысла нет Ни в чем. А уж какие то детские игры, зачем? Хлопотно, отвлечет от главного, от жизненно необходимого. Мерзко все это, слякоть, гниль. Чулпан +++++
0
Анна Ири , 19 февраля 2014 в 21:39
Это так типично для казанских чиновников. Гнилой город, хуже Африки.
0
Маргарита Бондаренко , 19 февраля 2014 в 23:39
да уж, властьпредержащие мало чего стыдятся или стесняются. Гадко. Вывалять бы некоторых в дегте и перьях. А Чулпан - удачи и еще раз удачи. Большое и хорошее дело.
0
А. Бокр. , 20 февраля 2014 в 01:52
А надо лечиться от наивности. Татарпрез когда зазывал? На 2012г. Т.е., после выпендрёжной Универсиады тут же провести ещё одно знаменитое дело.
1. Прославиться, ух, как засветиться. Весь в сияющих ризах и прочее.
2. Под это бесплатное столь выигрышное мероприятие содрать с разных бюджетов ещё какой-нито кусочек. Под флагом "продолжения" Универсиады, втиснуться туда, что ли. Так он тебе и будет стараться бесплатно. Президент, всё-таки. Не хухры-мухры.
А наивные волонтёры с Чулпан и др. перенесли на год. Т.е., когда они, особенно в свете ОИ-2014, слабо заметны и вообще - одна морока без приварка.
Нет, слабо пока гр. Хаматова разбирается в свойствах "вызших". Кстати, в этом году и её гр. Путин ничего бы подобного не сделал. Разве что - сразу после Параолимпиады, в Сочи, по весенней прохладе. Да вот этих деток на дождь с ветерком выставлять нельзя, вот досада.
Уважаемая и нежно любимая актриса! Для улучшения жизни в нашем с Вами Отечестве нужно, чтоб как можно больше дел совершалось абсолютно независимо от государства. И благотворительных, и любых других.
А то вон даже волонтёров собираются огосударствить. Дескать, хочешь искать пропавших детей - вступай в гособъединение. А то не пустим!
Неприятие самодеятельности характерно для империй (и для тех, кто с имперскими амбициями). Вон, в Древнем Риме, где-то в Мал.Азии (Никозии, что ли?) организовали граждане добровольную пожарную дружину. И - пожалте на арену, с тиграми побороться. Так вот.
Не верьте им! Не марайтесь о них!
Удачи Вам и этим Играм.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Реклама

StandupClub

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»