Общество / Выпуск № 74 от 9 июля 2014

55269 Война писателей

Украинские события были предсказаны и осуществлены авторами боевой фантастики

08.07.2014

В украинских событиях 2014 года не разобраться без понимания одного неожиданного и, пожалуй, страшного факта: это по преимуществу война литературная, развязанная писателями, — без учета читательских интересов. Истоки ее — не в экономических проблемах Украины и не в назревших геополитических противоречиях, существующих, кажется, только в воспаленном коллективном мозгу российской правящей элиты и ее пропагандистов. Все глубже. Эта война давно была предсказана, подробно описана, распланирована, а впоследствии осуществлена именно писателями: Игорем Гиркиным-Стрелковым, Федором Березиным, Андреем Валентиновым, а также сопредседателем харьковского фестиваля фантастики «Звездный мост» Арсеном Аваковым. О романе Стрелкова «Детектив замка Хэльдиборн» «Новая газета» уже писала. Рассмотрим заслуги прочих.

Федор Березин — родившийся в 1960 году в Донецке офицер-ракетчик. Уволен в запас в 1991 году в звании капитана. Ныне — полномочный представитель министра обороны Донецкой республики Игоря Стрелкова. Постоянный участник «Звездного моста». Пробовал себя в предпринимательстве — не особенно удачно; автор двух десятков романов в жанре боевой фантастики, из которых наибольшей популярностью пользуются два цикла — «Война 2030» и «Война 2010. Украинский фронт». События последней разворачиваются в основном на территории Донецкой и Луганской областей, в основе сюжета — вторжение войск НАТО в Украину, которая становится полигоном масштабной войны между Россией и Западом.

Сразу скажу — читать это очень трудно: Березин многословен и не всегда внятен, язык у него почти везде никакой, а часто суконный, но не тем он нам интересен. Думаю, только низким литературным качеством этой серии можно объяснить то, что она до сих пор не стала бестселлером, и более того —  почти не берется в расчет при анализе украинских событий. Образчик березинского стиля, например, вот: «Пропажа легкого авангарда батальонного воспитателя поначалу не ощущалась. Как ни странно, Шмалько все же умудрился вывести батальон за территорию части и даже миновать поселок Александровск до нарастания утреннего авто-потока. Более того, батальон удосужился добраться до трассы Луганск—Донецк. Здесь, после пятикилометрового с мелочью броска, командир батальона наконец-то тормознул колонну. То было нарушением всех канонов уходящей в советское прошлое привычки. Не торможение, конечно, а как раз столь длинный первичный бросок без остановки. В счастливой беззаботности давних времен, где за отставание не грозило ничего, кроме трехэтажного слово-построения с использованием не наличествующих в словаре силлогизмов, любая воинская колонна тормозила около каждого столба, ибо равнялась она на самых медлительных и на вечную трясучку командиров перед призраком ЧП, который, в отличие от коммунизма, бродил не только по Европе, но и по азиатским просторам бывшего СССР. Шмалько одним махом уничтожил эту древнюю традицию, ибо боялся, что его порыв навсегда увязнет и рассосется в этом ритуале».

Сразу ясно, что ради удовольствия такие многоэтажные конструкции одолевать не будешь, но авторского-то удовольствия не спрячешь. Человек с упоением вспоминает собственный армейский опыт и с не меньшим наслаждением фантазирует о новом, настоящем. Есть тут и мирное население, в восторге поддерживающее армию; и помощь России, вовлеченной в конфликт; и расправа с предателями — как раз такой расправой, тоже описанной не без восторга, завершается первый роман цикла:

«Уверен, борьба с гадами будет тяжелой. Пришлым туркам хоть есть куда бежать, а этим…? Ну, что нарисовал? О, шикарно! Кто, откуда и «За сотрудничество с оккупантами».

— А веревка выдержит? — ни с того ни с сего спросил Шампур.

Данило перестал вошкаться и замер прислушиваясь.

— Вот и проверим. Только предупреждаю, если не выдержит, никаких помилований я осуществлять не собираюсь. Этих сволочей перевоспитывать бесполезно, а прощать нельзя. Поднимайте гада. Давайте его сюда.

Конечно, Даниле очень-очень хотелось заорать, так сильно, что он даже описался. Дмитрий Гаврилович оказался прав — работа была грязнее некуда».

Данило, если кто не понял, — офицер украинской армии, сотрудничавший с оккупантами.

В романе действуют — пусть в качестве наводчиков — знаменитые украинские фантасты: Громов, Ладыженский (более известные в качестве писательского тандема Г.Л.Олди), Валентинов… Любопытно, что и Андрей Валентинов — заслуженный автор боевой фантастики и, в частности, романа «Омега», выдержанного в жанре альтернативной истории; там войска НАТО высаживаются в Крыму, в 1995 году. Европа, конечно, против, но янки настаивают, а отряды самообороны во главе с мрачным полковником Арлекином (и вооруженной до зубов Лолитой) ожесточенно сопротивляются: «Убедившись, что мы всё поняли правильно («Я есть колонель Бельжийская арми» — «матка-курка-яйка»), полковник, не опуская рук, предложил нам капитулировать — прямо на месте. Оружие сложить в наши же грузовики и отправиться с ним в Джанкой, куда прибудут чины соответствующего ранга из UkrFOR. Все офицеры европейского контингента (опять-таки «соответствующего ранга») обязаны в случае встречи со мной и неизбежного «хенде хох» передать предложение о капитуляции и добровольной явке в суд. <…> «Колонель» перешел на английский и без всякого перехода посоветовал нам немедленно уходить из Крыма, и лучше всего за границу. Если политики носятся с идеей суда в Гааге, то у военных интерес иной. Всё те же бельгийцы с датчанами серьезно опасаются, что благодарные янки подставят их под мои пули в случае проведения «решительной операции».

Я намеренно не комментирую здесь ситуацию с недавним «письмом А. Валентинова» (которого он не размещал в Сети, поскольку оно было сугубо личным); судя по его реакции, письмо было еще и подправлено, так что аутентичным выражением его нынешней позиции служить никак не может; отмечу лишь, что это письмо вызвало бурные обсуждения в блогах других фантастов — в частности, С. Лукьяненко и Л. Вершинина. Последний куда менее известен как писатель, но постоянно позиционирует себя как политолог — притом агрессивно-имперской ориентации. Его журнал putnik1 отличается удивительно пафосным тоном: ясно, что автор из писателей, причем именно из боевых фантастов, участников сборника «Священная война» (М., Яуза-Эксмо, 2008). Вершинин, кстати, автор нескольких весьма недурных фантастических романов, из которых наиболее популярен сериал «Сельва не любит чужих»; надо ли говорить, что он неоднократный участник и лауреат все того же «Звездного моста».

Евгений Гильбо — тоже политолог (по его заявлениям, во всяком случае) и тоже в прошлом фантаст, автор цикла «Приключения космического рейнджера». Уровень этого текста вполне соответствует его названию, но любопытные проговорки содержатся и здесь. На несчастной планете Гондор захватили власть коварные ученые под руководством Зорана — рационалиста, прагматика и сторонника европейских ценностей. Европейская цивилизация вообще была ненавистна раннему Гильбо: «Спустя две тысячи лет в Европе идея о том, что разум превыше всего, родилась вновь. Ее адепты четыре столетия атаковали религию и культуру, разрушали все устои человеческого существования. Они выдвинули программу переоценки ценностей, посчитав, что чисто умозрительно можно придумывать новые ценности взамен тех, что были созданы всем человечеством за всю историю, даны богом. Они провозгласили, что каждый может сам творить свое добро и свое зло. А потом они пришли к выводу, что познание не самоцель, что дело заключается не в том, чтобы познать мир, но чтобы изменить его по своему рациональному плану. Вот зачем нужно познание. Для такого изменения не должно быть ограничений — считали они, — не надо ни перед чем останавливаться. Так началась на Земле эпоха Агрессии Разума — самая страшная из всех эпох».

Теперь этот фантаст — уже в ранге политолога и консультанта — фантазирует примерно так: «Очевидно, реализуют сирийский сценарий. С точки зрения здравого смысла странно, что укросми ничего не говорят, сколько уже мусульманских боевиков завезли на Украину, и не интересуются этим существенным фактом. Или говорят, что это для помощи против ужасного Стрелкова… <…> В известных мне планах тех структур, которые принимают решения, прописано чётко, сколько славянского населения может остаться на территории после этнических чисток — 8 миллионов. <…> Решено провести этническую чистку всех славян и сделать чисто мусульманскую территорию. Войну ведёт мировая корпоратократия против России. Мировая корпоратократия не мыслит категориями типа Украина или РФ. Забили они на все правительства. Это укросми полощут мозг, что что-то там решает Обама, Путин и брюссельская капуста. В реальности же Путин узнал, что придётся принять Крым за десять дней до референдума, и был очень офигевши, хотя Киссинджер ему намекнул за несколько недель до этого вполне прозрачно. Реально Крым отжала ЧВК, вполне конкретная. Удивительно, что СМИ Украины обсуждают какую-то шизу, но никто даже никогда не интересовался, что Крым давно является местом базирования частных военных компаний (ЧВК) — единственной реально боеспособной силы современного мира, того инструмента, которым корпоратократия преобразует мир. Разумеется, эти компании не рекламируют себя, но есть видимая верхушка айсберга — их вербовочная система, она себя пиарит именно с целью вербовки парней. Можете посмотреть её сайт http://rsb-group.ru/. Ребята из этих ЧВК и есть те самые «вежливые люди».

Это интервью, широко гуляющее по интернету, взял у Гильбо Владимир Прохватилов, позиционирующий себя как президент Фонда реальной политики. Появилось оно в электронной газете «Новые ведомости», зарегистрированной в ноябре 2013 года. Прохватилов — тоже своего рода фантаст, специалист по весьма популярной ныне конспирологии, распространитель строго засекреченной правды о том, как англосаксонский мир создает управляемый хаос в конкурирующих странах; но до Гильбо ему, конечно, далеко.

Напомним кстати, что и Арсен Аваков имеет к фантастике самое прямое отношение: он этого самого «Звездного моста» — сопредседатель, истинный фанат боевой, исторической и «альтернативной» фантастики, торжественно открывавший и закрывавший «Звездный мост». Аваков гордился тем, что в Харькове проходит крупнейший конгресс фантастов, и вряд ли предполагал, что их грезы (или кошмары) насчет украинской войны осуществятся так скоро, а сам он окажется по другую сторону баррикад. Именно Аваков, впрочем, первым заметил тенденцию: еще в 2009 году он опубликовал на сайте «Украинская правда» критический обзор «Хотят ли русские войны?», где пересказал книги «Поле боя — Украина. Сломанный трезубец» (Георгий Савицкий, донецкий фантаст, автор десятка романов о будущих войнах на территории Украины), «Русско-украинские войны» (Александр Север, футурология и конспирология, явно псевдоним) и все тот же «Украинский фронт» Березина. «Знаю Федора лично! Он получал премии на нашем Харьковском фестивале фантастики «Звездный Мост». Как можно было дать втянуть себя в такое???...» — именно так, простите за рифму, вопрошал Аваков, не жалея вопросительных знаков. Он верно заметил вектор, но не понял причины.

Вот и меня волнует вопрос о том, почему именно фантастическое писательское сообщество приняло в войне 2014 года столь горячее участие, почему оно сначала усердно прогнозировало, а потом осуществляло ее. Проще всего сказать, что фантасты вообще правят миром, — у фанов такие легенды популярны, — но их придется отбросить: в конце концов, среди фантастов есть и талантливые, и почему сбываются только прогнозы наименее талантливых и наиболее одиозных — вопрос неразрешимый. Гораздо более вероятной представляется мне иная версия: пока мейнстримная или артхаусная литература занималась самообслуживанием или коммерцией, фантастика, как ей и положено, предлагала и анализировала варианты будущего; пусть стилистически эта проза небезупречна, но она по крайней мере отвечает на вызовы времени. Вышло так, что с 70-х именно фантастике выпало обдумывать реальные стратегии, варианты и перспективы постсоветского будущего: цензура была к этому якобы развлекательному и трешевому жанру более снисходительна, чем к серьезной (так ей самой казалось) прозе. Начиная со Стругацких, а по большому счету и с Ефремова, именно фантастика стала полем наиболее оживленных дискуссий о будущем страны. Вдобавок фантастика — в отличие от той самой серьезной литературы — обладала собственными отлично развитыми инфраструктурами: ее конгрессы, съезды, слеты и тому подобное позволяли сотням авторов обговаривать свои версии, обмениваться мнениями — словом, фантастика играла роль почти несуществующей у нас футурологии, брала на себя выработку новых национальных проектов и, как видим, преуспела в этом.

Война на юго-востоке Украины развязана реконструкторами, публицистами газеты «Завтра» и фантастами: Стрелков сам признает, что принес войну на эту землю. Кроме фантастов и пассионарных публицистов, возжечь массы оказалось некому. Я уж не говорю о том, что имитационные по сути своей государства — каковы и путинская Россия, и межмайданная Украина, — не предлагают сколько-нибудь одаренным и принципиальным людям никакого приложения сил и талантов. Отсюда критическая масса идеалистов, желающих воевать, — а фантасты как раз и являются самыми упертыми идеалистами во всем литературном сообществе: инфантилизм плюс развитое воображение — прекрасные стартовые условия для прозы, но катастрофические для жизненной практики. Вот почему Новороссия, стольких поманив, — стольких погубила.

Впрочем, есть и еще одно объяснение. Сегодняшняя война во многом определяется пиаровскими стратегиями. А кому, как не фантастам, конструировать убедительные и достоверные модели реальности?

Сегодня никому не понятно — и не важно, — как обстоят дела. Всем нужны убедительные и последовательные картины мира. Если проанализировать эти картины, становится ясно, что моделями для них послужила именно фантастика — приключения косморейнджеров либо обычная фэнтези. Пишет же Вершинин, комментируя вброшенный в прессу якобы план якобы насильственного замирения юго-востока: «Если умертвия, собранные Черным Властелином отовсюду, победят, всё, видимо, так и будет». Под Черным Властелином, надо полагать, понимается Обама.

Я отнюдь не хочу сказать, что фантасты захватили власть и организовали по собственным лекалам войну, о которой давно мечтали. Я хочу сказать лишь, что, когда серьезные писатели не занимаются серьезными вещами, власть — в том числе духовная — достается графоманам, а стратегами назначаются реконструкторы. Больше того: когда у политиков нет ни принципов, ни совести — народными героями становятся писатели, потому что у них-то совесть и принципы есть. Даже у графоманов. Ведь без восхищения собой ничего не напишешь, а беспринципному человеку восхищаться нечем.

— Ты его особо-то не ругай, — сказал мне знаменитый фантаст Михаил Успенский, рассказывая о Березине. — Он человек… как сказать… неподлый.

Да все они там неподлые. И Валентинов, и Березин, и даже Вершинин. Страшно сказать — и Стрелков. Просто им, писателям, невыносим мир, в котором всем управляет прагматика (в мировоззрении Гильбо она тождественна Разуму и Просвещению). Вот им и хочется построить мир, в котором правила бы справедливость, и в этом — корень всего происходящего.

Жаль, что в нее сегодня верят только фантасты, притом не первого сорта. Потому что в результате вся реальность — российская, украинская, а в первую очередь донецко-луганская, — становится похожа на кровавый кошмар взыскующего истины графомана.


58 комментариев

1
Nik Nikoolin , 8 июля 2014 в 16:12
А может нету никакой войны, может химия это всё? Смотрите как складно всё сразу становится по местам: Сашко Белый, Одесса, журналисты, ИЛ-76, мосты и прочая фигня. :-)))
1
Владимир Терехов , 8 июля 2014 в 23:05
Ради красного словца Быков не жалеет ни своего, ни читательского разума.
1
Nik Nikoolin , 9 июля 2014 в 09:02
Прочитайте здесь репортаж про "стертый с лица земли" Славянск и вы поймете что с моим разумом всё в порядке. :-)))
1
Nik Nikoolin , 8 июля 2014 в 16:22
Забавно. Помните взрыв в минском метро? А знаете кто слил все материалы по его "расследованию" в интернет? Сергей Сацук - тоже писатель-фантаст. Я смотрю фантасты рулят. :-)))
1
Arsen Lupin , 8 июля 2014 в 16:33
Если фантасты предсказывают будущее, то таки скоро приедем в счастливый киберпанк, где наши бренные тела и души станут собственностью корпораций :(, а постчеловеки-олигархи будут жить и править вечно, записанные на кристаллические носители. Может, и бог-император проявится?
1
Владимир Степанов , 8 июля 2014 в 16:35
Уважаемый Дмитрий.
Может оставим в стороне писателей фантастов и вернёмся к реалистам?
Мне больше нравится Ваша идея ,я бы даже сказал ,концепция, о вечной
борьбе на территории славянских народов варягов с хазарами. В романе
ЖД явно недоработаны многие возможные вопросы.
1
Nik Nikoolin , 9 июля 2014 в 19:02
А почему бы их и не послушать? Хотя их похоже уже надо лечить. :-)))
---------------------------------------------------------------------------------------------------
>Говорят, на войне иногда происходят фантастические вещи. Это правда?

Федор Березин: >Да, бывает. Могу привести примеры.
Кто-то скажет, что Березин все нафантазировал, но это реальные случаи, произошедшие в Славянске. Вы знаете, что один из украинских вертолетов там сбили при помощи... ракетницы? Причем, сделал это 18-летний парень.
Транспортный вертолет летел на малой высоте и двигался с низкой скоростью. В кабине было приоткрыто окно. И именно туда попала выпущенная из ракетницы ракета. Шанс - один на миллион, однако это все
же случилось. Внутри произошло возгорание. Вертолет упал.
1
Nik Nikoolin , 9 июля 2014 в 19:07
У Никиты Сергеевича появился шанс немного заработать. :-)))
0
Никон Седовлас , 10 июля 2014 в 12:43
Исключительно правильное предложение. Фантастам фантастово... Они, кто гениально, кто натужно, пишут книги, используя свое представление о правде жизни и неправде её же. Некоторые книги иногда кем-то читаются.
Полагаю, однако, военные доктрины государств, стратегические, оперативные и тактические планы и расчеты составляют совсем иные люди, и не факт, что увлекающиеся фантастикой, даже боевой. Еще какие-то люди (и нелюди) эти не фантастические планы и приказы реализуют, создавая не иллюзорные смерть, кровь, пожары и руины.
Политика - вовсе не фантастика. К сожалению. Поэтому фантаст отвечает лишь своей популярностью и доходом, а судьба иногда ведет политика вполне земным Нюрнбергским и Гаагским трибуналам. Если, конечно, не успеет выпить йаду или словить пулю ближнего своего.
PS. Негоже поэту-скорописцу всуе упоминать великолепных Олди: они же не виноваты в том, что некие гиркины суют их в свою мазню. Как и не все гиркины виноваты, что один из них становится "Стрелком".
У Олди всего один роман на украинской почве, "Рубеж", но он светозарен, и happy end обеспечивается соратием божественного надмирного могущества и прагматичного крестьянина, лихих козаков, боевого жида (ни на секунду не оскорбление!!!), благородного рыцаря, не очень доброй чародейки. Аналогии из реальности привести не сложно, но это не значит, что Олди породили романом Зло, скажем, Г., советника некоего ...ла. Или само ...ло
1
Victor Vallin , 8 июля 2014 в 17:05
.
ну да, а веревка их выдержит?
.
0
Андрей Дубровский , 8 июля 2014 в 17:18
Да... это не Бредбери, не Азимовы, не Стругацкие. Жалко Быкова, которому пришлось читать эту графоманию. Мне приплати, я бы не смог.
1
Nik Nikoolin , 8 июля 2014 в 17:31
А мне кажется, что вам его не жалко - вы просто на него злитесь. Интересно, за что? :-)))
1
Yuri D , 8 июля 2014 в 17:59
Больше смайлов! Как погодка в ольгино? Не дует?
1
Nik Nikoolin , 8 июля 2014 в 18:12
Смайлы здесь по смыслу, а погодой не дают насладиться по полной кружащиеся над головой, уже несколько месяцев, самолеты. :-)))
1
Nik Nikoolin , 8 июля 2014 в 18:18
Фантасты керосина не жалеют. :-)))
1
Nik Nikoolin , 9 июля 2014 в 11:18
Вы ваш вопрос Кургиняну задайте, который Губарева в лицо не узнал. А может не захотел узнать? :-)))
1
Nik Nikoolin , 8 июля 2014 в 17:53
В Республике Беларусь есть такой писатель Игорь Тумаш, так вот он тоже эпизод своего участия в спасении пострадавших, в теракте 11-04-11 на станции метро "Октябрьскя", замечательно описал в своем детективе "Пламя страсти в цистерне с бензином". Лет так за 10 до события в метро. Писатели они такие. :-)))
1
Юджин Блажеевич , 8 июля 2014 в 17:56
Вот ведь как, сегодня ты простой графоман, а завтра всерьёз борешься за премию Дарвина.
Хотя может в рядах графоманов начался процесс самоочищения.
Вангую:
2015. Степные графоманы, vs мастеров законотворчества, борьба за премию Дарвина становится массовым видом спорта.
1
Yuri D , 8 июля 2014 в 18:02
Графоман и плагиатор Задорнов из той же оперы. Эзотерическая дурь пополам с псевдополитическим и псевдоисторическим поп-анализом.
Впрочем, у нас целый канал такого шлака - рентв. Вот уж рассадник. И нечего удивляться что грушница чапман из той же лодки - ясно откуда ноги растут. Да ещё и РАЕН есть, ох.
Походу РФия взяла мошенников и бездарных шизофреников в качестве пропагандистов и ей это как раз.
1
Владимир Романовский , 8 июля 2014 в 18:24
Нужны фантасты-не-графоманы, без крови, без идиотских межпланетных войн и кретинических земных схваток. Это глупо,пошло, несовременно. Это несмешно, и даже просто неинтересно, если сравнивать с НАСТОЯЩИМ. Настоящей литературой, настоящей фантастикой.
Дмитрий Быков, напишите, и чтобы у Вас не умер никто и не погиб.
Вот Вы, читатель , сидите пред экраном компьютера и читаете эти строки - и вам интересно ! Вы не берёте в руки кувалду, чтобы разбить стоящий перед Вами компьютер, Вы читаете, и это интереснее , чем разбивать и уничтожать. Отчего же человека, что гораздо сильнее , мощнее компьютера интереснее убивать, чем беседовать с ним, интереснее представлять убитым, нежели ЖИВЫМ ?
Нет, не интереснее, не веселее, оттого приведённые Дмитрием отрывки никто, кроме него, наверное, не стал в его тексте вычитывать. Дурацкая пошлятина украинских событий стала развиваться только на фоне искусственного дефицита идей. Лично я - за Коммунизм.
Отцы - деды строили - и нам пора построить мир, в котором не убивают,не воюют, в котором это делать бессмысленно, глупо и скучно.
1
yozhovy kvach , 8 июля 2014 в 19:26
Действительно, при Коммунизме убивать будет бессмысленно, потому что уже никого не останется. Всех убьют по дороге.
1
Nik Nikoolin , 8 июля 2014 в 19:43
Вам не кажется, что вы не туда поставили коммунизм? :-))) У фантастов всё понарошку пока...
1
Владимир Романовский , 9 июля 2014 в 21:57
Фантасты выполняют социальный заказ,
Стругацкие, Ефремов,всё племя советских когда -то прекрасно работали на Коммунизм, понарошку или нет, но гораздо лучше, чем с кровью и выстрелами. Д.Быков говорит о значении мечты. а мечта не может соседствовать с насилием, она протухает от этого соседства и делается смешным фарсом,причём люди ещё страдают от воплощения в жизнь некачественных фантазий.
Понарошку, невзначай, а сколько страданий и нервов !
1
Айзик Бромберг , 8 июля 2014 в 20:02
Отчего же человека, что гораздо сильнее , мощнее компьютера интереснее убивать, чем беседовать с ним, интереснее представлять убитым, нежели ЖИВЫМ ?
-----------------------------------------------------
Потому что для автора это не человек, живой и интересный, а ходячая идея, ненавистная и подлежащая уничтожению. Вроде куклы для битья в японских офисах. Пишется такое для облегчения души, мучимой комплексами, собственной нереализованностью и общим несовершенством мира.
1
Владимир Романовский , 9 июля 2014 в 22:02
Айзик, прекрасный ответ, спасибо!
Не знаю , что и добавить к нему, только повесить на стенку для регулярного прочтения и рекомендовать к углублённому изучению авторам злых опусов.
1
Никанор Никаноров , 9 июля 2014 в 13:34
Есть такая книга, "Космический кадет" Роберта Хайнлайна. Хайнлайн, как я надеюсь, Вы знаете, автор боевой фантастики. Прочтите и может поймете, к чему должен призывать милитаризированный фантаст.
1
Айзик Бромберг , 9 июля 2014 в 16:09
Нет уж, спасибо). Вот цитата оттуда:
"После начала теста, — читал он, — единица будет прибавляться к вашему результату всякий раз, когда вы нажимаете на левую кнопку, если только это не противоречит условиям, указанным ниже. Нажимайте на левую кнопку, как только загорается красная лампочка, если только одновременно не горит зеленая, за исключением того случая, когда не следует нажимать ни на одну из кнопок, потому что открыта правая дверца, если только не выключены обе лампочки. Если открыта правая дверца, а левая закрыта, нажимать на любую из кнопок не надо, потому что это не отразится на результате, однако на левую кнопку, тем не менее, нужно нажимать при подобных обстоятельствах, если все остальные условия позволяют нажимать на кнопку перед тем, как будет зафиксирован результат в последующих фазах теста. Для того чтобы выключить зеленую лампочку, нажмите на правую кнопку. Если левая дверца не закрыта, не следует нажимать на кнопки. Если левая дверца закрыта, пока горит красная лампочка, не нажимайте на левую кнопку, если выключена зеленая лампочка, если только не открыта правая дверца. Для начала теста передвиньте рычаг из нейтрального положения в крайнее правое. Тест продолжается в течение двух минут с того момента, как рычаг будет передвинут вправо. Внимательно прочитайте эту инструкцию — можете потратить на подготовку столько времени, сколько считаете необходимым, — и лишь после этого приступайте к тесту. Вам запрещено задавать вопросы экзаменатору, поэтому постарайтесь изучить инструкцию как можно тщательнее. Постарайтесь набрать побольше очков. "
1
Никанор Никаноров , 9 июля 2014 в 17:12
Спасибо за что?
И если Вы читали роман, то помните на какие ценности направлено обучение героя.
1
Владимир Романовский , 9 июля 2014 в 22:17
А знаете, Никанор, может, Хайлайн не такой уж милитаризованный !
Ведь есть способ доказательства от противного, и "боевая фантастика" может оказаться замаскированной проповедью любви и прощения, всё от таланта зависит.
А говорю я так, хоть и не являясь ,к сожалению, знатоком творчества Хайнлайна, но пользуюсь тем. что на него даются обильные ссылки от людей , озабоченных как раз любовью и взаимопониманием, новым устройством человеческих отношений, как на пионера этих отношений:
http://mirdalubov.com/journal/...
в качестве одного из примеров, мною встреченных, привёл ссылку на сайт, посвящённый полиамурии (многолюбию), где в боковых сносках цитируется Хайнлайн.
1
Олег Рытов , 25 августа 2014 в 18:48
Хайлайн - совершенно не милитарист. Его роман "Чужак в чужой стране" - культовая книга хиппи (куда как мирные ребята). "Число зверя" - гимн "пожирателям" научных истин. Даже русофобия его несет в себе отпечаток гениальности. Не чета многим здесь присутствующим.
Предыдущая страница 123 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Опрос

Что представляет большую угрозу России?

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2015@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2015@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Партнеры

Тви-новости

Реклама

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама