Общество / Выпуск № 76 от 14 июля 2014

58856 Россия «пацанская»

Как понятия вписались в экономическую и политическую жизнь страны

14.07.2014

У нас сегодня мало кто реально бедствует, и многие живут вполне хорошо в материальном смысле слова. Разговоры о том, что это не продлится вечно, мы воспринимаем как дети, которым рассказывают, что они когда-то непременно станут стариками. Как в «Игре Престолов», мы слышим «долгое лето приходит к концу, впереди зима», но никак на это не реагируем. У нас есть «шубы» — социальные мифы. Кто-то «живет в великой стране, а экономика не так важна». Для кого-то Россия «…страна рабов, страна господ…», всегда так было, ничего с этим не сделать…

Вопросы: «Что же происходит с нами; в какой мы стране, по каким законам живем; как еще долго сможем так жить», — нервируют, кажутся провокацией.

Будто бы и не задавая этих неприятных вопросов, именно о них рассуждает мой сегодняшний собеседник. Он — автор экономических историй, например, о том, как «Рабы разорили Русь» или о «Ресурсном проклятии Древнего Рима», хотя по образованию не имеет отношения ни к истории, ни к экономике. По образованию — физик, заканчивал МГУ, а позже Чикагский университет. Его зовут Андрей МОВЧАН, и он хорошо известен как финансист, менеджер, специалист по инвестициям, — был исполнительным директором компании «Тройка Диалог», позже создал инвестиционную компанию «Ренессанс Управление инвестициями». А еще позднее — инвестиционную группу «Третий Рим».

Истории Андрея МОВЧАНА собирают огромное количество комментариев — и восторженных, и злобных. Их легко найти в интернете (я насчитала как минимум четыре издания, в которых они регулярно появляются).

— Почему физик рассказывает нам экономические истории? Откуда такое увлечение, Андрей?

— В любой науке принято анализировать факты и искать закономерности. Физика — тоже описание, только другого мира. Кто-то из философов сказал, что человек так же не волен в своих поступках, как камень, дерево или вода. Мы подчинены законам психологии, социологии и экономики. Если же говорить о толпе, она подчиняется законам почти так же жестко, как подчиняется физическое тело. А вот в физическом мире, особенно в квантовой физике, у элементарных частиц существует как бы «свобода выбора». Есть то, что мы не можем предсказать на основании формулы. Так что эти науки ближе друг к другу, чем кажется. Кроме того, я уже 25 лет занимаюсь экономикой и управлением.

— Из ваших «экономических историй» можно сделать вывод о том, что с людьми, в отличие от элементарных частиц, все предсказуемо. Ресурсы — это почти всегда проклятие страны.

— В социуме, в отличие от физики, цепочка тактически оптимальных действий далеко не всегда ведет к стратегически оптимальному результату. Человеку у власти нужно решить проблему на несколько лет: на 10 максимум, а то и на полгода. Он решает ее оптимальным способом, пригодным именно для этого отрезка времени. Но это часто отодвигает страну на одну ступень дальше от стратегического решения. Приходит следующий и начинает решать проблемы, которые ему нужно решить на свои несколько лет, а страна спускается еще на ступень ниже. Политика — это чаще болеутоляющее, чем антибиотик, и почти никогда — хирургия. Если бы мы с вами могли рассказать Гаю Марию, что создание регулярной армии приведет к краху республики через 100 лет и к краху империи — через 500, он бы ответил: «Через 500 лет не будет ни нас, ни вас. Но если я сейчас этого не сделаю, будет крах уже сегодня!» И был прав, потому что к краху, его личному, и к краху текущих форм правления это привело бы…

Давайте представим более свежий по времени и близкий по месту пример — мы с вами в России 2001 года. Пришли к правительству и говорим: нефть будет дорожать, впереди большой объем ресурсов. Есть 15—20 лет для того, чтобы построить независимую от ресурсов экономику. Понятно, какая нужна налоговая политика; для судебной системы необходима сингапурская модель, чтобы исключить коррупцию в наших судах. Еще необходимо создать условия для возникновения трех-четырех независимых партий, которые будут конфликтовать между собой и отвечать друг перед другом и перед избирателем за все, что сделано или не сделано. Нужно активное, массированное внедрение западного образования, западной культуры, западных инноваций в России. Надо отправлять учиться на Запад по 50 тысяч человек в год. И дать возможность развиваться в стране независимой инфраструктуре, дать очень большие полномочия, отпустить основные налоги регионам. План не гениальный, но вполне работающий, что бы нам ответил Путин тогда?

— У России особый путь?

— «Нет» — это публичный ответ. А мы «разговариваем c Путиным» без камер и диктофона. Я почти уверен, что он бы ответил: «Я совершенно с вами согласен, я все это понимаю. Но разве вы не понимаете, что нас просто сметут? Не потому, что мы плохие, а потому, что в демократии это всегда происходит. Потому, что издержки этого процесса заставят людей выбрать тех, кто будет кричать громче. Через 5 лет придут другие, а я буду висеть на осине, потому что люди, которые меня к власти привели, поставили меня эту власть охранять! Я не волен распоряжаться, я должен власть удержать».

— Допустим. Но вот эпохи Горбачева и Ельцина все же были похожи на демократические.

— Нет, там была свобода на нижнем уровне, но это — не демократия. Демократия — это власть народа, независимый суд и верховенство закона, а свобода — это просто набор личных прав, мы и сегодня живем в свободной стране, если не считать право выбора власти. Вот мы с вами сидим в центре Москвы и разговариваем о чем хотим.

— А вы соберите сейчас здесь же человек 20, разверните какой-нибудь плакат и начните выступать. И будет нам с вами свобода общения с ОМОНом.

— Это не несвобода, а издержки бюрократии a la Салтыков-Щедрин. Традиционность бюрократического мышления. Власть решила, что митинги могут ей угрожать. В реальности это, конечно, не так: выпуск пара только стабилизирует власть. С другой стороны — право писать и говорить у нас безусловно есть. Я пишу о том, что у нас сегодня плохая власть, довольно-таки большая аудитория меня читает. И при этом проблем у меня не возникает.

Власть держится за свое место и будет держаться насмерть. Власть сегодня не умеет управлять страной, она умеет использовать только даровые нефтяные доходы. Но давайте не будем бороться с тем, чего нет. Она не ущемляет свободы, не вторгается в личную жизнь людей, почти не мешает им работать, хотя и не помогает, конечно... Это не «страна рабов, страна господ», здесь скорее надо говорить о психологии «примитивной группы». Классический пример такой группы — команда пиратского корабля, там нет рабства. И Россию в этом смысле даже можно обвинить в том, что она слишком вольнолюбива. В примитивной группе люди не любят порядка, потому что порядок основан на законах, а здесь только сила есть закон. Примитивная группа формируется везде, где от индивидуума мало что зависит, а продукт совместного труда распределяется централизованно. Россия по многим параметрам — классическая примитивная группа, но ни в коем случае не сообщество рабов.

У примитивной группы есть одно важное свойство — редукция значимости личности и преувеличение роли коллектива, общности, государства. Жители России, в массе своей, сегодня воспринимают свою личность не полностью, не как независимых индивидуумов, потому что экономически они слишком зависимы «от центра». При этом они, в отличие от рабов, свободны — свободно отдают себя под знамя этой большой группы. А раб не свободен — он вынужден подчиняться, мечтая освободиться.

— А ребята, которые сидят за 6 мая, тоже свободны?

— Российское общество поддерживает подобные репрессии. Дело в том, что примитивная группа всегда порождает систему правил, которые направлены на сохранение status quo и защиту группы от резких изменений. Кроме того, в примитивной группе есть только один разрешенный способ бросать вызов власти — проявляя большую силу, чем есть у власти. Тот, кто бросил власти вызов, но оказался слабее, — не только «сам дурак», но и — враг группы.

Люди 6 мая как бы нарушили эти правила — и они логично выпали из группы, добровольно взяли на себя роль «обиженных». Группа, во-первых, осуждает их «по понятиям», а во-вторых — радуется их унижению, поскольку это повышает статус остальных членов группы.

— Они нарушили правила или понятия?

— Понятия и есть правила приличия в группе. И мы с вами, кстати, тоже живем по тем же понятиям. Вспомните выступления коммунистов в 90-х. Вы помните ваши чувства? Они же вам наверняка не нравились, их надо было посадить, этих мерзавцев и хулиганов, которые кидают в ОМОН камнями. И почему вы хотите от россиян сегодня, чтобы они поддерживали тех, кого сейчас обвиняют в атаке на ОМОН? И история с «Пусси Райот» для среднероссийского человека была точно таким же нарушением понятий. Если бы эти девочки не пели в храме, а писали бы самые жесткие статьи, никто бы их не тронул. Общинный человек не пляшет в храмах — это вызов власти, которая в представлении члена примитивной группы плохо отделяется от веры и религии. Общинный человек говорит на вече, поэтому когда мы пишем что-то, говорим на телевидении или в зале — это не возмущает. У Путина, вероятно, прекрасные психологи: заметьте, что он никогда не атакует границы свободы и сферу понятий подавляющего большинства россиян. Эта граница именно здесь проходит: между пляской в храме, митингом на улице и статьей в газете; между бескровно отобрать Крым и воевать с украинцами в Донецке.

— Люди всегда у нас жили по понятиям?

— Понятия возникали в российском обществе сотни лет, формируемые экономическим укладом, который (с редкими промежутками) представлял собой дистрибутивную экономическую модель, эксплуатирующую централизованный ресурс. В этом смысле еще до середины XIX века (а для США — до 70-х годов XIX века) мы мало отличались от того, что сейчас называем «развитым миром». Но там вместе с буржуазными революциями (и гражданской войной в США) формировалась рыночная экономика. В социальном смысле она и привела к существенному усилению роли личности на основе заслуг и способностей в значительно большей степени, чем на основе возможностей и силы. Роль группы, соответственно, снизилась. Менталитет изменился: на смену «агрессивно-конфликтным» (принятым в примитивных группах) пришли так называемые эгалитарные отношения, смысл которых — в сотрудничестве. Россия же застряла: сперва коммунистическая катастрофа, а затем дорогая нефть удерживают ее в рамках старой социальной модели.

Когда «наверх» поднимается ресурс — вниз спускается система контроля его распределения. Для контроля распределения нужны люди, которые абсолютно лояльны. Абсолютно лояльный человек, как правило, лоялен в силу недалекого ума. Через этих — лояльных и недалеких —  происходит распределение. Подсознательное стремление тех, кто распределяет: подавить любые возможности у общества стать независимым от такого распределения. Поэтому жить, не будучи зависимым от распределяемых благ, в таком обществе очень сложно. И подавляющее большинство ориентируется на распределяемые блага, власть для них — источник достатка и безопасности, именно власть, а не свой ум, руки и прочее. И тот, кто восстает против власти, либо должен показать, что он сильнее, лучше сможет распределять и гарантировать безопасность, — либо он враг, который угрожает разрушить систему, он всего лишь создает угрозу потери благ и безопасности.

Именно поэтому и ребята, вышедшие на митинг 6 мая, и «Пусси Райот» явились врагами группы. И об этом открыто писали многие люди, даже сами не понимая, что они пишут. Не раскачивайте лодку! Речь о лодке, которая везет блага от государства населению, о лодке распределения. Это уже из подсознания, мы привыкли не зарабатывать, не добывать, а получать. В советское время, если узнавали, что в магазине появилась колбаса, говорили, что «ее дают!». «В магазине выкинули колбасу! Ее дают!». Это было устойчивое выражение — что ярче может описать этику дистрибутивного общества?

— Крым наш — это тоже правило-понятие?

— Это скорее продукт двух страхов, порождаемых нашей культурой. Первый — страх внешнего мира. Если твоей стране принадлежит богатство, которое распределяется властью гражданам, то естественно бояться всех вокруг: страшно, что «они», живущие за границей твоей страны, хотят у тебя этот ресурс отобрать и между собой поделить. Этот страх (отчасти — обоснованный, но только отчасти) порождает враждебность по отношению к внешнему миру. Хочется верить, что у них все хуже, чем у нас. Хочется быть сильнее их. Хочется эту силу продемонстрировать, в ней убедиться. Раз мы уверены, что они при случае отобрали бы у нас «наше всё», — у нас есть моральное право отобрать у них что-нибудь. Второй — страх возразить власти. Власть у нас — источник благ, ему возразишь — блага потеряешь. Это тоже очень древний и подсознательный страх. Более того: в примитивных обществах существует устойчивый паттерн групповой ответственности. Кто-то один нарушил правила — все страдают. Кроме собственно страха проявить нелояльность, есть еще страх неконформности: если все «за» (а нам телевидение внушает, что все «за»), а ты «против» — твое окружение на тебя накинется, так как ты его «подставляешь» своей позицией.

— Это отношение к внешнему миру ярко проявляется и в отношении к мигрантам. «Они наш хлеб едят» — тоже, кстати, устойчивое выражение…

— Да, вообще ксенофобия — это продукт экономической ситуации, в которой распределяется ограниченный ресурс, «на всех не хватает». В развитом обществе мигрант воспринимается как «возможность» — дешевый труд, который увеличивает общий продукт. В России люди этого не видят. Они видят только центральную систему распределения, и в этой картине любой новый человек — угроза твоей доле пирога.

У нас, судя по опросам, до 90% студентов хотят сегодня работать в государственных структурах — в первую очередь в таможенных, налоговых и так далее. Они стремятся быть ближе к системе распределения.

— Как во все это вписывается, по-вашему, то, что сегодня происходит с Думой? Как-то не по понятиям все эти странные законотворческие предложения звучат, что с депутатами?

— Психолог Драганов, описывая примитивные группы, в частности, пишет, что в случае если в группе начинается расшатывание каркаса — как правило, главарь прибегает к созданию системы круговой поруки. Он должен толкнуть группу на ряд общественно осуждаемых преступных деяний, поскольку, действуя совместно, эта группа приобретает коллективное чувство вины, которое ее сплачивает.

«Безумный принтер» включился в ответ на очевидное расшатывание структуры, когда даже во власти начались абсолютно недопустимые разговоры: справа — о либерализации, а слева — о фашизации страны. И, естественным образом, все, за что голосовали депутаты, начиная с закона о запрете усыновления детей, — не могло не вызывать у них коллективного чувства вины. Это сплачивает. Попробует потом кто-то с чем-то не согласиться, сразу получит вопрос: «А ты что, за безумные законы не голосовал?»

Крым, соответственно, — это гениальное изобретение. Экономически и политически — провал, но с точки зрения сплачивания России, единой группы — сильное решение. Я думаю, что Путин сознательно пошел на авантюру и выиграл, с точки зрения стабильности власти. Его, видимо, обслуживает очень мощная команда социальных психологов, которые знают, что делают.

С другой стороны, нельзя не сказать, что вокруг принимаемых законов нагнетается истерия. Вряд ли их можно назвать полезными, но они в большинстве безобидны. Закон о персональных данных никак не повлияет на жизнь граждан (вопреки многим апокалиптическим комментариям); закон об информировании о двойном гражданстве — совершенно никого не ущемляет (тем не менее по поводу него также развернулась истерика). Идет тонкая игра: с одной стороны, то, что принимает Дума, не должно задеть население (свободу, понятия и правила), с другой — должно объединять власть чувством общей вины. Вот поэтому такое демоническое значение придается простой бессмыслице.

— Что сегодня не бессмысленно?

— Мы на 100% зависим от продажи наших углеводородов за рубеж. За 15 лет, с 2000 года, эта зависимость, несмотря на пятикратный рост цен на нефть, стала только существенно больше. Вместо того чтобы диверсифицировать экономику и рынки сбыта, сократить долю импорта в потреблении, пользуясь высокими ценами на нефть как финансовым рычагом, Россия сократила нефтяное производство. Растеряла технологии, кадры — и даже денег не накопила. В то же время власть для обеспечения лояльности, с одной стороны, — ликвидировала класс независимых бизнесменов, с другой — создала огромные социальные обязательства. Насколько наша экономика слаба, легко увидеть по первому полугодию 2014 года. Наши золотовалютные резервы уменьшились на величину, большую, чем у Украины, — страны, пережившей революцию, переживающей войну, у которой ВВП на человека в 4 раза ниже, а экономика в кризисе. К сожалению, все последние демарши, в том числе национальная платежная система, как и предыдущие — от гражданских самолетов Сухого до «Роснано» и «Сколково», — ничего общего с развитием национальной экономики не имеют. Это ширмы, иллюзии. Мы живем за счет экспорта нефти и газа. В принципе, если мир сможет не покупать у нас нефть и газ, — нас можно ставить на колени.

Ситуация даже еще проще: мир уже сегодня вполне может не покупать нашу нефть (например, как у Ирана, тем более что Иран скоро выйдет на рынок обратно). Вот Европа не может не покупать у нас газ. И все понимают, что в ответ на эмбарго по нефти мы отключим газ. Поэтому сегодня с Россией будут считаться и договариваться. К сожалению, вместо того, чтобы эту зависимость холить и лелеять, мы делаем все для ее разрушения. США, Катар, Турция, Кипр — все хотят занять наше место поставщика Европе, а мы своими действиями в Украине, своей непредсказуемой позицией в международных вопросах даем им все больше аргументов «за».

Хорошо бы, чтобы это понимали патриоты. Мы можем все что угодно сейчас кричать о том, что живем в великой стране, но в реальном мире у России осталось два аргумента — это газ в Европе и ядерное оружие. Европа уйдет с нашего газа лет за 5, и патриоты в этом виноваты — потому, что Европа сама не думала переключаться, мы ее толкаем к такому плану.

Ядерное оружие — плохой аргумент. Во-первых, в этом вопросе против нас будет весь мир, включая Китай. Во-вторых, с каждым годом военные технологии на Западе уходят все дальше вперед от наших. Паритет, который был когда-то, давно исчез, и сегодняшние попытки накачать деньги в оборонку, чтобы что-то изменить, просто смешны. Нет уверенности, что наши ракеты взлетят. Нет уверенности, что их не смогут обезвредить. Если США и Китай будут более или менее уверены в своих силах — угрозы с нашей стороны будут просто самоубийством, — они будут действовать превентивно. В результате нашей украинской политики теперь ракеты НАТО могут встать под Сумами и Черниговом. Это слишком близко к Москве, чтобы мы вообще могли рисковать военной риторикой.

Нам сейчас надо думать не о том, гордые мы или нет, а о том — умные ли. Мы не должны позволить Европе переключиться с нашего газа. Надо вернуться к статус-кво, который был несколько лет назад. Надо дружить. Надо дать Европе ощущение безопасности и увеличить параллельные газу экономические связи. Надо реально открыть страну для западных инвестиций, быть не кредитором Запада, как сейчас, а — заемщиком и инвестиционной целью.

Мы упустили возможность тягаться с Западом. У нас было 15 лет, когда мы получали сверхдоходы и могли бы построить диверсифицированную экономику. Но мы ничего не сделали, попали в ловушку, а, сидя в ловушке, зубами не щелкают, из нее нужно выбираться любой ценой.

А уж потом — посмотрим.



81 комментарий

0
Ия Гурова , 14 июля 2014 в 09:17
Да, занятно, даже интересно, с опорой на науку... "Но мы ничего не сделали, попали в ловушку, а, сидя в ловушке, зубами не щелкают, из нее нужно выбираться любой ценой." - как заставить понять это наши верхи?! Да и поздно уже.
0
Владимир Петренко , 14 июля 2014 в 11:14
Верхи это прекрасно понимают, я уверен. Как заставить понять это патриотические низы? Немцам потребовалось проиграть две мировые войны, чтобы поставить мозги на место. Что нас ждет?
0
Виктор Отман , 14 июля 2014 в 13:49
Прежде всего надо перестать поощрять эти "патриотические низы" через идиотскую пропаганду, через популистское законодательство, через реакционные изменения в образовании. Но власть не может себе этого позволить, поскольку она на этих "патриотических низах" только и держится.
0
mudrlant mudrlant2 , 14 июля 2014 в 09:59
"...а свобода — это просто набор личных прав, мы и сегодня живем в свободной стране, если не считать право выбора власти."
Пусть лучше этот физик занимается физикой, на худой конец своими Тройками-Диалогами" и "Ренессансами" (кстати, чрезвычайно услужливых лишь по отношению к клиентам-денежным мешкам, мелочь может быть свободна). С таким пониманием свободы ему лучше работать в администрации подполковника с юридическим уклоном.
0
Евгений А , 15 июля 2014 в 18:42
А что Вам не понравилось в этом пассаже?
0
рашин кака́ши , 14 июля 2014 в 10:46
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
==========
в рф наступает паскудное время - время пересмотра незыблемости принципов и идеалов, время "самовыбора" для каждого: ложиться под "великого отца народов" и дальше пытаться жить " вполне хорошо в материальном смысле слова" или подумать о том что «долгое лето приходит к концу, впереди зима» и с угрозой для жизни выступить против "линии партии и правительства" ради процветания страны.
0
Юрий Морозов , 14 июля 2014 в 14:09
86% давно выбрали первое...

Раньше хоть была надежда, что при ухудшении ситуации таких могут придушить собственные дети (если не относятся к 86%), ведь им придется пережить ПОБОЛЬШЕ отцов. Теперь же дети у них за границей!
Самое худшее для таких - если убежать удастся, а дети не примут...
0
Иван Дамарья , 14 июля 2014 в 14:41
Очень здравые размышления о "примитивной группе".
Спасибо Галине за представленное интервью.
0
olegsimple _ , 14 июля 2014 в 15:25
Спасибо, Галина, за интервью. Очень интересный человек.
0
Арам Сагателян , 14 июля 2014 в 20:43
Человек, конечно, интересный. И во многом, безусловно, прав, но некоторые его утверждения, скажем так, довольно спорны.
0
рашин кака́ши , 14 июля 2014 в 21:33
ага, "спорны"... Особенно красная нить интервью "царь не виноват - он хороший и даже гениальный . просто менталитет народа в стране такой да бояре плохие царю достались..."
0
Иван Дамарья , 14 июля 2014 в 22:44
Есть кандидатуры в цари?
Можно рассмотреть.
0
рашин кака́ши , 14 июля 2014 в 23:18
"кандидатуры"? А почему во множественном числе-то?
У нас теперь одна "кандидатура". На ближайшие лет 25
0
Иван Дамарья , 14 июля 2014 в 23:53
Ну и кайф.
Чем плох-то?
Народ слушает, скайпит-телемостит, вездесущ и всемогущ.
Еще лет 10-15?
Зато потом реально наступит рай.
0
Лука Шувалов , 15 июля 2014 в 11:00
Нет, КакАши, это цари народу плохие достались, когда их делили, то супостаты за взятки получили умных с Сириуса, а мы, высоковсякие - глупых да злых - с Тау Кита (это навеяно шизофреническими "Тайнами мира" и прочими "летающими тарелками" с Рен-ТВ).
Вот именно из-за такого бабье-подросткового (муж и училки плохие, а я красавица и хороший мальчик) менталитета все наши беды.
Друг мой, ныне, когда нами правят сын рабочего с Баскова переулка и сын заштатного препода из Купчина, всякие иронические всхлипы, что "власть не та у нас таких умных" - это стенания о том, что женщина - жалкое подобие онанизма.
0
Евгений А , 15 июля 2014 в 18:45
Ну он прав что "царь" гениально использует все силы для консервации текущего состояния, умело играя на страхах и надеждах гегемона (давно уже не пролетариата). "Крымнаш", Родина в кольце врагов, Велика Россия, а отступать некуда и т.д.
0
Иван Дамарья , 14 июля 2014 в 22:45
Многие утверждения не его, человек ссылается на исследования другихё
0
Никон Седовлас , 15 июля 2014 в 10:58
Наука вообще дело не одного человека. Каждый ученый стоит на плечах титанов, да не каждый способен увязать известное и получить новое. Факт, что в статье концентрированно и точно описана ситуация в нашей стране. Учитывая целеполагание властных структур, опупение 86% населения и отсутствие желания к договоренности, а равно - грубой силы, у остальной, условно здравой части общества - прогноз крайне пессимистичен. Обслуживаемые (нынешним противником!!) ракеты не помогут, на дубину всегда найдется противовес аналогичной или превосходящей мощности.
Что до принтера (не только, не только), и правда - повязаны "кровью". Как водится в любой нормальной преступной группировке, от ОГПУ-НКВД до шайки разбойников.
0
Никон Седовлас , 15 июля 2014 в 11:54
Наука вообще дело не одного человека. Каждый ученый стоит на плечах титанов, да не каждый способен увязать известное и получить новое. Факт, что в статье концентрированно и точно описана ситуация в нашей стране. Учитывая целеполагание властных структур, оболванивание 86% населения и отсутствие желания к договоренности, а равно - грубой силы, у остальной, условно здравой части общества - прогноз крайне пессимистичен. Обслуживаемые (нынешним противником!!) ракеты не помогут, на дубину всегда найдется противовес аналогичной или превосходящей мощности.
Что до принтера (не только, не только), и правда - повязаны "кровью". Как водится в любой нормальной преступной группировке, от ОГПУ-НКВД до шайки разбойников.
0
Василий Булкин , 14 июля 2014 в 16:08
не пацанская, а большевицкая
0
Иван Дамарья , 14 июля 2014 в 22:41
Одно и тоже.
Разница в целях.
Большевики по своей цели не только промазали, но и умудрились выкосить тысячи родóв российских.
Пацанская цель проще и понятнее и тем страшнее.
0
constantin akentiev , 14 июля 2014 в 17:01
Не бесспорно, но разумно. К сожалению, не отмечен тот факт, что Пацанская Россия является особой разновидностью "примитивной группы", выступая закономерным продуктом не только всей Русской Истории, но также и целенаправленной инфантилизации русскоязычного населения в течение трех последних десятилетий. В силу этого страна движется не столько вспять, сколько вбок, "налево", а здесь-то и возникают главные риски, которые невозможно просчитать.
0
Василий Булкин , 14 июля 2014 в 20:18
" выступая закономерным продуктом не только всей Русской Истории", вы никогда фотографии конца 19, начала 20 века не просматривали, русских людей, деревенских, городских? Посмотрите, сравните с совецкими рожами
0
Иван Дамарья , 14 июля 2014 в 22:43
сравнение не будет справедливым.
прежде всего из-за ретуши и стилистики фото.
0
Сирожа Уткин , 14 июля 2014 в 18:55
Это очень интересная статья на мой взгляд. Чаще предлагают варианты описания событий плохой жизни: "так жить нельзя!", подробные экономические расклады и частные истории. Взаимосвязи между этими вариантами никто не описывает. В связи с этим особенно порадовало упоминание социальных психологов. То есть, понятное дело, что населеньице "разводят" на чём свет стоит, но толком разбора модели "развода" никто не предлагает. После прочитанного подумалось, что ситуация с Крымом и вообще Украиной - это попытка "развода" населения "на понравится" по максимуму, вплоть до ущерба этому самому населению. То есть, уже окончательно, почти прямым текстом говорят, что "всё, мы без порток, но самые крутые!". А за этим шумом тщательно скрывается тот факт, что как была "дЫржава" сырьевой, так стала ею ещё больше. Методы сокрытия и имена идеологов развода (кремлёвских социальных психологов) интересны.
0
сергей валитов , 14 июля 2014 в 19:23
когда действуют двойные стандарты во всём , своим всё . чужим тюрьма. то и будем так жить и 15 лет путина потеряны для России, это итак всем понятно, другое дело нет ни одной партии которая могла бы противопоставить себя путинской. Нет конкуренции. А про экономику можно и не говорить, бодро идём ко дну. может это и толкнёт Россию к революции
0
Сергей Акользин , 14 июля 2014 в 20:06
Для Постоянный читатель: СЕРГЕЙ ВАЛИТОВ , 14 июль 2014 в 19:23
+++++!
Вот только, с Вашего позволения, поправлю:
===может это и толкнёт Россию к революции===

Боюсь, что не столько к революции, сколько в беспределу. При таком огромном имущественном расслоении общества появятся частные армии этаких маленьких путиных, в надежде защитить их самих от разгула произвола, прежде всего из числа заведомо невыездных. На основе национальных республик - националистический сепаратизм, который аукнется сначала его жертвам, а потом и его адептам. В городах с промышленной монокультурой при остановке градообразующих предприятий и последующем проседании бизнеса по причине утери потребительского местного рынка в следствие остановки этих предприятий проявится бандитизм, с окраской в националистические, религиозные и просто криминальные цвета. Региональные элиты, в отдельных регионах, сумевшие сохранить власть, будут вынуждены спустить с поводка элиты местные, что гарантирует им некоторое время сохранение собственной власти и ввергнет местных жителей в состояние, близкое к Кущевке. Федеральная социальная программа рухнет, Федеральный контроль - тоже. Воинские части будут значительно дезорганизованы, в то время как силовики из МВД, Прокуратуры и ФСБ начнут стремительно встраиваться в новоформируемые криминальные структуры и даже создавать их. Все это откроет доступ к местам хранения оружия массового поражения. Не везде и не сразу. Но будет достаточно и одного-единственного места, чтобы санкции мирового сообщества сменились с экономических на военные.

Я не думаю, что это можно назвать революцией. Скорее - неуправляемым хаосом. С соответствующим результатом.
0
Сергей Акользин , 14 июля 2014 в 20:38
Совсем забыл добавить, виноват: огромное спасибо к Автору статьи и интервьюироваемому. Огромное спасибо обоим и с глубочайшим уважением.
0
Иван Дамарья , 14 июля 2014 в 22:49
Постоянный читатель: Сергей Акользин , 14 июль 2014 в 20:06
"...силовики из МВД, Прокуратуры и ФСБ начнут стремительно встраиваться в новоформируемые криминальные структуры и даже создавать их."
____________________________________________________________________
Они оттуда и не "выстраивались".
Они эти кримструктуры создавали и лелеяли десятилетиями.
Я считал, что это всем очевидно. Ошибся?
0
Сергей Акользин , 14 июля 2014 в 23:52
Для Иван Дамарья, 14 июль 2014 в 22:49
===Они оттуда и не "выстраивались".
Они эти кримструктуры создавали и лелеяли десятилетиями.
Я считал, что это всем очевидно. Ошибся?===

Ошиблись. Мне это не очевидно. Я не склонен ровнять всех под одну гребенку, тем более, когда процесс поступательный, но вялотекущий очень сильно отличается от процесса стремительного.

Я пытаюсь донести до Вашего внимания, что процесс негативной селекции во власти отличается от процесса вынужденной и очень быстрой переориентации.
0
Иван Дамарья , 15 июля 2014 в 00:06
Я ни в коей мере не аналитик.
Возможно есть некие "дикие" структуры.
Я не наблюдал в 80-е (до 1991-го) "вынужденной переориентации".
Всех кто не пожелал переориентироваться - "негативно отобрали".
Но согласие было подавляющее. И со стороны криминала и со стороны органов. Почва к этому "вялотекуще" подготавливалась уже в 70-е, не говоря уже о сохраненных революционных традициях 20-х и 30-х годов.
Я думаю вы говорите о современной России (1991-2014)?
Но даже и в этом случае 90-летний опыт симбиоза силовиков и криминала достоин внимания.
0
Горлопан Винницкий , 15 июля 2014 в 01:07
в России каждая революция - беспредел.
0
Оксана Россошанская , 15 июля 2014 в 09:38
Абсолютно согласна с Вами. Тут, как говорится, их двух зол... Вряд ли революция в России может быть буржуазной: и число не то, и методы проигрывают. А вот грубая сила обязательно победит. Когда видишь у кого она в руках, то оторопь берет. 17-ый год зарницей покажется...
0
Валерий Помазкин , 14 июля 2014 в 19:50
Россия начнет вставать с колен, на которые сама себя поставила, только тогда, когда в ней будет решен кадровый вопрос. Начиная с самого верха, и кончая последней (по численности) поселковой администрацией. Посмотрите непредвзято, какими принципами пользуются наши "управленцы". Лизоблюдство, кумовство, коррупция на всех уровнях, "карманные" суды, прогнившая сверху до низу правоохранительная система... Далеко ходить не нужно, посмотрите, кто правит Свердловской областью, это же... Небо и земля по сравнению с Эдуардом Эргартовичем Росселем, который "смел свое мнение иметь". И так - повсюду.
При этом революций не надо, их Россия просто уже не выдержит. А на эволюционный путь развития уже не остается времени, да никто его теперь России и не предоставит.
0
Евгений Ковальски , 14 июля 2014 в 20:19
"Россия начнет вставать с колен ... тогда, когда в ней будет решен кадровый вопрос."
Не только. Есть ещё менталитет, традиции и мечты, когда часть россиян хотят оставить как есть, но встав с колен, если повезёт, перейти на сторону тех, кто погоняет рабами и холопами. Иначе, кого же они будут погонять? Тут важна симметрия: те кто на коленях и те, кому на коленях стоять уже не нужно. Это система сдержек и противовесов. И если в Америке это 4 власти и они независимы, то в России 2 и они зависимы друг от друга. И желанны.
---
Вот кстати интересный взгляд со стороны на тему, как человек превратился из ДНРовца в бандеровца и что такое росс. менталитет:
"Теперь у меня, у моих близких, у миллионов русскоязычных и русских людей Украины больше никогда не повернется язык назвать вас братским народом.
Мы, ваши ментальные близнецы (автор русский), выросшие на одних с вами книгах и мультфильмах, дошли до того, что хотим отгородиться от вас трехметровой стеной, как Израиль от Палестины.
За георгиевскую ленточку в Днепропетровске, Запорожье, Херсоне на улице теперь могут и морду набить. Не бандеровцы – русские люди, изучавшие в детстве Пушкина и Блока.
Мы смотрим на штрихкод в супермаркете, чтобы не покупать то, что вы производите и не спонсировать войну.
Путин – это суть российского менталитета, ваша материализовавшаяся национальная идея....
Путин магическим образом заставил вас поверить, что день вашего нравственного падения – на самом деле день вашего триумфа.
...мы презираем не только Путина. Мы презираем Россию, и те 90% ее жителей, которые, выпучив глаза, вопят "Крым наш!"
http://www.pravda.com.ua/rus/a...
0
Иван Дамарья , 14 июля 2014 в 22:53
Можно только посочувствовать подростку, которого вы процитировали, Евгений.
С такой наклонностью к презрению пациент в жизни получит не раз по ушам.
Совершенно не важно при этом где он будет эту свою склонность практиковать.
0
Евгений Ковальски , 14 июля 2014 в 23:12
Можно посочувствовать вашей безграмотности и странностям в суждениях. Ничего себе, взрослый и женатый "подросток".
Это, цитируем - "Известный оппозиционный блоггер, которого называют «донецким Навальным». Сначала был ник - Франкинштейн (frankensstein) Впоследствии frankensstein «развиртуализировался» и стал известен как Денис Казанский, донецкий журналист интернет-издания «Остров» и общественный деятель.
Фото "подростка" http://argumentua.com/stati/fr...
Мысли: http://frankensstein.livejourn...
0
Иван Дамарья , 15 июля 2014 в 00:35
Я не отслеживаю известных блоггеров. Мне по душе неизвестные.
Суждения Казанского-Франкенштейна для меня прозвучали как суждения подростка. Как и некоторые суждения Навального, апропо.
Они действительно похожи и внешне и своим популистским "задором".
Подобные заявления у меня в толковом словаре определены как "безответственные" и "подстрекательские".
Жаль, что будучи человеком определенно грамотным и хорошо осведомленным вы этого предпочитаете не замечать.
0
Оксана Россошанская , 15 июля 2014 в 11:18
Евгений, я не совсем понимаю, почему Вы связываете возникновение в Украине презрения и ненависти к России именно с сегодняшними событиями? Вспомните гетмана Выговского, зарождение украинского национализма, когда часть нынешней Украины была в конце 19-го века в составе Австро-Венгрии и Польши. Это началось уже давно, еще когда даже язык у нас был один - русский. Вспомните участие украинских националистов в чеченской войне против российской армии: тогда еще не было Крыма и каким образом убийство русских в Чечне влияло на борьбу украинцев за независимость Украины, я не могу понять. Тут только одно объяснение - желание убивать русских, т.е. ненависть к ним. Хорошо, можно вспомнить голодомор. Но Вы меня извините, но такой голодомор был на территории всего СССР и он не был направлен именно на Украину. Более того и в НКВД и других органах были украинцы тоже, т.е. одни украинцы, в том числе, морили других украинцев, во главе всего этого стоял грузин. А ненавидите вы все равно русских. Где логика?
0
Оксана Россошанская , 15 июля 2014 в 11:19
В 19-ом веке часть нынешней Украины находилась в Австро-Венгрии и Польше. Именно в это время зародился украинский национализм, то есть стремление украинцев к независимости, но (пародоксально!) к независимости не от Австро-Венгрии и Польши, а от России. То есть наиболее националистически настроенная часть Украины традиционно выступает против России, при этом независимо от того "под кем", извините, она находится: Австро-Венгрия, Польша или будет кто-то другой. Я не вижу логики. Готовы дружить с кем угодно, только бы против России.
0
Оксана Россошанская , 15 июля 2014 в 11:20
Да, был Янукович, но ведь был и Ющенко, настоящий демократ (по мнению Майдана-2004), и Россию терпеть не мог, ну прям идеальный президент Украины, а все равно - крокодил не ловится, не растет кокос. В Союзе отдали Украине лучшие, наверное, земли, высшие руководители республики были украинцами, да у нас 2 генсека - украинцы были: и Хрущев, и Брежнев. В 1991 Ельцин не позарился ни на Луганск, ни на Донбас, ни на Крым. Но все равно Россия плохая.
0
Оксана Россошанская , 15 июля 2014 в 11:22
Я это к чему все (даже в один коммент не поместилось)... Я к тому, что презрение и ненависть к России у части украинцев были всегда, и это не новость, и началось это не сейчас и не с Крыма. И это отношение к России, которое сейчас достигло, наверное, пика, это не следствие того, что происходит в Украине, а причина. У вас наконец-то появилась возможность ненавидеть нас открыто, а не из-за полы, прикрываясь надуманными идеями, типа Голодомора. Поверьте, русские уже привыкли и к кацапам, и к москалям. И если отвратительное слово "у..ры" или "у...ропы" (по другому модератор не пропускает) появилось только сейчас, то указанные выше появились уже очень давно и не русские их придумали. А нам не все равно когда и за что вы будете нас ненавидеть, ведь все равно будете, независимо от того, будет для этого причина или нет.
0
Евгений Ковальски , 15 июля 2014 в 11:35
"...почему Вы связываете возникновение в Украине презрения и ненависти к России именно с сегодняшними событиями? "

А вот и защитник террористов объявился.
Оксана, я как вы заметили, ничего не связывал.Моё мнение вверху не касалось Украины.
Ниже идёт цитата. Это во первых.
Во вторых, если воровать Крым, вспарывать людям животы, сбивать укр. самолёты... а потом делать невинное, как у Путина лицо и спрашивать: а чё собственно такого мы сделали? "почему Вы связываете возникновение в Украине презрения и ненависти к России именно с сегодняшними событиями?"
По качану, да по капусте. Так понятно?
0
Оксана Россошанская , 15 июля 2014 в 15:23
Очень содержательный "ответ", конечно, и лаконичный) В кавычках, потому что ответа нет и, я так понимаю, быть не может.
1. Если бы Вы обращали внимание на другие комменты, кроме своих, то увидели бы, что я НИКОГДА не защищала террористов, а напротив. Более того о террористах речи в моих комментариях не было нигде.
2. В своем мнении именно Вы процитировали слова блогера, а именно "Мы презираем Россию, и те 90% ее жителей, которые, выпучив глаза, вопят "Крым наш!" Или это не Вы? И речь идет об Украине. Или есть еще одна страна с названием Украина? Или есть еще один Крым?
3. Вы, конечно, проигнорировали приведенные мной исторические ФАКТЫ, чтобы все-таки утверждать свое: ненависть и презрение появились именно с Крыма. Это не так. Вы просто сделала мне как 5-летний ребенок "бе-бе-бе", не обосновывая свою точку зрения.
0
Елена Винер , 15 июля 2014 в 00:25
Судя по тексту письма, это не подросток, а как минимум 30-летний гражданин, любящий свою страну и возмущенный до предела ничем не оправданным жестоким вмешательством со стороны "братского народа"! Его чувства в сложившейся ситуации вполне понятны и патологией никак не являются.
0
Иван Дамарья , 15 июля 2014 в 00:55
Как вы это определили?
Известный блоггер вспоминает мультфильмы, неверно определяет высоту израильской стены (она 8-ми метровая там где есть), боится что ему набьют морду, верит в магию Путина...
Хотя с теперешним сдвигом в продолжительности жизни, вполне возможно что некоторые 30-летние рассуждают как я в 18, мой пап в 16, а дед в 14.
Наверное так.
0
Евгений Ковальски , 15 июля 2014 в 01:03
Насчёт мультфильмов вы зря. Это лишь говорит о человеке то, что он сохранил свежее непосредственное видение мира и не впал в старческий маразм. Это значит он понимает детей, как они мыслят. А это ценная черта в человеке.
0
Иван Дамарья , 15 июля 2014 в 01:23
Возможно что и так.
А может быть и травма детства.
Ничего свежего для себя в рассуждениях этого интернет-журналиста я не увидел. Популисты совершенно предсказуемы, причем даже в маразме.
0
Елена Винер , 15 июля 2014 в 14:45
В письме сказано, что в 90-е он учился, значит сейчас под 30 - это просто определяется. В этом возрасте эмоциональность, страсть, решительность. инициатива вполне типично для человека с активной жизненной позицией. А Вы очень правильно и равнодушно-иронично рассуждаете, что не очень естественно для молодости, а более свойственно для занудных менторов в годах.
0
Иван Дамарья , 15 июля 2014 в 22:41
Теперь понятно.
Я прочитал только процитированое здесь и мне этого хватило.
Хватило бы и одного предложения: "Мы презираем ____(поставь своё) и 90% ее жителей".
О чем тут еще говорить?
А "страстно, эмоционально и решительно"
можно применить к чему угодно.
От ковыряния в носу до декламации.
От изнасилования до геноцида.
Я возможно и занудный, но никак не ментор.
Просто претит когда легкомысленность путают с инициативностью.
0
Stanislaw Galizki , 15 июля 2014 в 13:52
Вопрос кадров в России уже не решаем. Сто лет неестественного отбора, знаете ли... Только иностранный менеджмент, от премьер-министра, до сменного мастера в цехе. В этом нет ничего зазорного и унизительного, учение святое дело.
0
gvatemala kontur , 15 июля 2014 в 14:49
Вопрос кадров в России уже не решаем. Сто лет неестественного отбора, знаете ли... Только иностранный менеджмент, от премьер-министра, до сменного мастера в цехе. В этом нет ничего зазорного и унизительного, учение святое дело.
Вы забыли судей, прокуроров, ментов и прочее, прочее, прочее.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 123 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

«Мы искусственно сдерживаем рост». Интервью одного из основателей Prisma Алексея Моисеенкова

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама