Общество / Выпуск № 88 от 11 августа 2014

119540 Пограничное состояние

Спецкор «Новой» Елена РАЧЕВА — о том, что происходит на границе России и Украины

11.08.2014
Военная техника в сторону границы по трассе М4 «Дон» недалеко от Воронежа
Фото автора

Предисловие от редакции

...Если посмотреть на это взглядом, незамутненным войной, то уже и неважно, как будет называться Донецкая область — Новороссией или частью Республики Украина. И абсолютно плевать, сохранится ли на этой многократно политой кровью земле влияние России, как и не имеет значения, вступит ли Украина в НАТО. Все это — неизмеримо малые величины, по сравнению с тем, что случилось, и уж тем более с тем, что может случиться.

Сила теперь в том, кто сможет остановиться. Тогда не будет проигравших, а будут только живые — ну и пусть, что такие разные — разные, как они есть, что не исключает их право дышать.

Читать полностью

 

— Выходим мы как-то раз с малой на двор, слышу: минометы пошли шарашить. Малая куриц гоняла, голову подняла: «А, хохлов бьют», — и давай опять бегать. Три года человеку, прикинь?

— А мой младший и под минометы спит, и под «грады». Ему вообще фиолетово. Старший, как стрельбу слышит, — так падает. Близко же. У нас дым с Украины прям со двора видно…

Пожарные Слава с Пашей сидят на скамье у пожарной части села Куйбышево (6 тысяч жителей, 5 км от украинской границы). Защитные костюмы и каски свалены рядом, другие пожарные суетятся у машин. Наряд только что вернулся с загоревшейся во время обстрела степи. Снаряды регулярно прилетают в поля за селом, накаленная жарой степь вспыхивает мгновенно и выгорает иногда раньше, чем приедет расчет. Пожарные, правда, не очень спешат: приграничная полоса местами заминирована.

Граница Украины с Ростовской областью — две тысячи километров, петляющие между кукурузных полей, угольных терриконов и крошечных хуторов. Все годы после распада СССР граница была обозначена только на карте. Жители России ходили на Украину за дровами и в магазин, пасли там стада, подворовывали на продажу уголь с брошенных терриконов (50 рублей за ведро) и играли на контрабанде сахара и бензина, словно на бирже: покупали по дешевке в украинском Свердловске — продавали подороже в Гукове или Ростове, выжидали, пока украинские цены пойдут вверх — и везли в Свердловск назад.

Теперь примерно на 200 километров от русского города Донецк до села Марфинка тянется зона самых страшных боев. Почти вся территория по ту сторону границы остается под контролем сепаратистов, бои с украинской армией идут почти непрерывно, беженцы сплошным потоком едут через единственный открытый русский КПП «Донецк» (в конце прошлой недели машины там ждали в очереди на въезд почти трое суток), а жители русских приграничных хуторов свыклись с непрерывным грохотом минометов и «градов» и осколками снарядов у себя во дворах.

Корреспондент «Новой» проехал вдоль условной, практически не существующей границы между украинской войной и русским — условным — миром.

 

Вид на бои в украинском Червонопартизанске со стороны русского города Гуково
Андрей СКОРОХОД

Куйбышево

— Самое главное — чтобы не было войны, — бабушка Валя щурится на солнце и ждет обстрела. Последние недели он начинается каждый день около часа дня. Я тоже жду начала обстрела, но все равно подпрыгиваю: первый выстрел оказывается внезапен, оглушителен и раздается, кажется, в соседнем дворе — не на границе, а с обратной стороны от нее.

— Это эхо, — говорит соседка бабушки Вали Лена. — У нас низина, вот звук от холмиков и идет.

— Просто эхо, — вторит другой сосед.

Последний месяц и семья Лены, и бабушка Валя живут, как все в селе: поставили в погреб под домом скамейку, положили теплые вещи, фонарик и «закрутки», но вниз почти не уходят: надеются, что повезет.

Хуже приходится жителям соседних хуторов Примиусский, Заречный и Репяховатый — их эвакуировали уже несколько раз. «Эвакуация — это как? Вечером они переезжают к нам в Куйбышево к родным, а утречком рано — домой. У нас когда бои? С 8 вечера и до утра, потом с позднего утра и до обеда, — говорит глава Куйбышевской администрации Александр Криворотов. — Хотел совсем выселить, говорю: «Уходите ребята, зачем вам эти подвиги». Старики отказались».

О полной эвакуации в администрации стараются не думать. В случае войны вывозить придется все жилые пункты в радиусе 50 км от границы, а в Куйбышевском районе из 33 населенных пунктов самый дальний расположен в 25 км.

Пока что о возможной войне здесь не думают, но Криворотов расстроен, что обстрелы могут поставить крест на хозяйственных планах: «Козью ферму делаем, карьер открыли, дробилку установили, трехэтажное здание построили, — перечисляет он. — Только стали привлекательны для инвесторов — и тут война. Кто ж будет сюда вкладываться? Железнодорожное сообщение прекращено, даже рельсы бандеры разобрали…»

Отступая, «бандеры», по словам Криворотова, минировали поля, поэтому все лето уборка урожая в приграничных районах выглядит так: трактористы едут в бронежилетах и касках, перед каждым идет сапер.

С урожаем в Куйбышевском районе вообще беда. 1022 га люди боятся убирать из-за близости артиллерии и мин, еще 500 га уничтожено пожарами после прилетевших в поля снарядов.

— Приехало к нам телевидение, поднимаюсь с ними на холм — вижу: огонь ревет и поле горит. Вызываю пожарных — а они не идут: страшно нам, говорят. Там и растяжки могут быть, и снайперы. А какого хрена? Страшно — пусть залазят в подвал, трясутся. Мне, что ли, не страшно? А что делать? Взял помощников — втроем поехали, наломали веток акаций и три километра сами тушили…

Украинцев Криворотов — да и все в селе — называют исключительно «нацисты». «Старики же войну застали, говорят: «Фашистов мы добили, а умирать приходится при новых», — говорит Криворотов. И вспоминает, как через границу приносили раненых украинских солдат. «Одному оказывают первую помощь, а он шипит: «Мне бы автомат, я б вас, москали, гадюки…», а у самого мозги почти вывалились».

В политических оценках и в Куйбышево, и вообще все встреченные мне жители приграничья оказываются едины: войну, по общему мнению, развязал Порошенко вместе с Обамой, и теперь «нацисты делают геноцид».

— Я и сейчас не могу поверить, что Порошенко разрешил убивать нас, никак не могу, — Надежда Ивановна, учительница из украинского Снежного, стоит во дворе приютивших ее куйбышевских знакомых и трет опухшие от слез глаза: вчера она узнала, что в Снежном погиб ученик из ее класса, и проплакала всю ночь.

— Это все давно началось. Сначала развалили Советский Союз, — перебивает стоящая рядом замглавы администрации Ольга Викторовна. — Уже тогда гребаные америкашки просунули свои щупальца, спланировали все из-за бугра…

— А потом Ющенко бандеру эту поднял, — вторит Надежда Ивановна, — и еще Янукович… Хорошо, у Путина столько терпения! Другой давно бы эту бандеру сам растоптал…

— А не страшно вам, что рядом стреляют? — пытаюсь я перевести тему.

— Страшно, но мы уже поняли, что стреляют не по нам, а от нас. Просто наши отпугивают фашистов от границы.

— Вообще у нас граница такими изгибами идет, что кажется, что от нас стреляют, — вмешивается Ольга Викторовна. — И еще эхо…

— И еще эхо, — соглашается учительница.

 

Матвеев Курган

В Матвеевом Кургане (15 тысяч человек, 20 км от границы) оказывается спокойнее. Вечерами молодежь гуляет по единственному бульвару, доносящийся от границы грохот заглушают магнитолы припаркованных в центре машин. Зато расположенный прямо на границе хутор Авило-Успенка обстреливают вовсю.

— Стою я ночью на КПП (в Авило-Успенке.Е. Р.), смотрю: только начинают из минометов шарашить — пол-Успенки садится в машины, срывается на трассу и стоит там, пока стрельба не пройдет. Взяли, тоже мне, моду, ночами шарахаться, — житель Матвеева Кургана, пограничник Андрей, весело ржет.

Сам КПП эвакуировали только один раз, когда бои шли прямо за ним. «Правда, население не очень спокойно. Иногда и ночью звонят. Но мы всем внушили: не надо выходить и смотреть на пули! Донесли меры безопасности, тактико-технические характеристики пулеметов, — рассказывает глава администрации Матвеево-Курганского района Александр Рудковский. — Моя мама уже разбирается, где подствольник стрельнул, где гранатомет…»

Войны и эвакуации Рудковский боится не очень («Россия провела работу, чтобы наши жители были защищены, вблизи границ на всякий случай стоят войска…»), пугает его лишь экономический спад:

— Люди только почувствовали, что начали жить. Перед этими событиями мы начали работать над чем — выполнять майские указы президента о повышении зарплат. Теперь все это отбросит нас назад. Но я думаю, все будет хорошо. Хотя мы раньше интегрировались в Европу, сейчас мы понимаем, что надо развивать безопасность, быть независимыми в еде, сделать отдельную платежную систему. Санкции против России укрепят ее и позволят стать державой нового уровня. Санкции укрепят рубль. Я настолько верю в Путина, в его государственный подход…

— Мы все в него верим, — кивает молчавший до того зам.

 

«Грех осуждения Порошенко»

Никольский храм в Куйбышево стоит на отшибе, на высоком холме. И здесь, и в соседних хуторах регулярно проводятся крестные ходы и молебны о прекращении войны, панихиды по усопшим воинам и невинно убиенным на Украине. Кем убиенным, настоятель храма, иерей Максим, не уточняет: «Мы молимся, а Господь видит, кого надо вразумлять».

Настроения, по словам отца Максима, в Куйбышево панические. Кто-то уже продает машины и здания — «потому что завтра война». Многие приходят с грехом уныния, увеличилось количество думающих о суициде.

Мы сидим в церковной библиотеке, на улице снова начинается артобстрел, и священник рассказывает, что к обычным грехам прихожан прибавился «грех осуждения украинского правительства».

— Прихожане вечером «Вестей» насмотрятся — и приходят жаловаться с утра, — рассуждает иерей. — Я думал, начнутся обстрелы, придут беженцы — станет больше прихожан. А их как было, так и есть человек 80 — и все. И на этом аминь.

В первые дни обстрелов по селу пошли слухи, что Никольская церковь — самая высокая в районе, и если пальнут по поселку — то сразу по ней. «Одно воскресенье вообще не было прихожан, — вспоминает отец Максим. — Одна бабка пришла, рассказала: «Дочь не пускала, говорит, сегодня будут стрелять, и тебя на службе убьют». А я ей говорю: зато в церкви умрешь, будешь мученица Божия, будешь у Христа».

Сверху, с церковной колокольни, видно украинские села, столбы дыма там, куда падают снаряды, — можно проследить ход боев.

Отец Максим с гордостью показывает новые колокола, ударяет в один. Над селом повисает низкий протяжный звук, я пугаюсь, что жители сочтут его сигналом к эвакуации, но священник только отмахивается: «Зато увидите, как они с чемоданами побегут».

Мы уже поворачиваем вниз, на узкую лестницу, когда я слышу позади громкий, тяжелый мерный гул.

— «Град» пошел, — невозмутимо говорит отец Максим.

Мы бежим по лестнице вниз. Развивается черная ряса, проносятся мимо белые ступени, блестящие оклады икон, рокочут падающие в паре километров снаряды...

Увидеть «Град» мы не успеваем. Лишь снаружи, во дворе церкви, задрав голову к небу, стоит церковный сторож.

— Красиво летел, — говорит он.

 

Хутор Примиусский

Ивана обстреляли 22 июля. Вечером он возвращался домой в Куйбышево со своей пасеки на хуторе Примиусский (1,5 км от границы, 4,5 км от Куйбышево), когда снаряд взорвался метрах в 50 от его машины.

— Слышу — свист и разрыв, — вспоминает Иван. — Выскочил с машины, бросился на асфальт, камешки мелкие по ногам…. Машину бросил прямо с ключами, сам по кустам — и назад, на хутор. А стрельба! Добежал — и в подвал. Отсиделся, с подвала вышел — люди говорят: по тебе, Вань, стреляли, в кого же еще…

Примиусский вообще обстреливают регулярно, местные говорят, там разорвалось уже 20 снарядов.

— К нам один прилетел, а к Валере три, — перечисляет 15-летняя жительница Примиусского Настя, показывая нам выбитые стекла и большую яму на огороде. — Когда у тети Люси день рождения — тогда и прилетали. Собака неделю молчала, только вчера гавкать начала…

Серьезный артобстрел Примиусского случился 25 июля, когда на хутор приехали журналисты телеканала «России- 24».

— Там как будто наводчик сидел. Только приехали — сразу начали бабахать, — вспоминает глава администрации Криворотов. — Ваши хлопцы попадали от выстрела, а потом как побежали! Я не думал, что корреспонденты так бегают.

Через пару часов на место происшествия приехала проверка следственного комитета и попала под новый обстрел. Проверяющие не пострадали, но взрывной волной контузило маленькую девочку. «Хотя это у нее больше испуг, — говорит Криворотов, — а курей убило! Кукурузу, тыкву, кабачки разорвало… Собака оглохла, стекла повылетали… В пчел попало — так они вообще исчезли…. Коз обстреляли из миномета, две головы убили. Правда, коз неумышленно, а корреспондентов — умышленно. Прямо залп дали».

Главный вопрос — кто стреляет по хутору. Иван уверен, что это сделала армия Украины: 15 июня она заняла КПП «Мариновка» по другую сторону границы, сейчас там висит желто-голубой флаг, и ополченцы регулярно обстреливают украинские посты.

— А стреляют-то откуда? — спрашиваю я Настю, тщетно пытаясь разобраться в расположении ополченцев и украинских сил.

— По-разному, — вмешиваются прибежавшие на разговор соседские подростки Саша и Артем. — Бывает, наши стреляют, бывает, и мы, и они. У наших за речкой (Миус. — Е.Р.) «Град» закопан. Стрелял дня три назад…

И все трое согласно кивают.

 

ФСБ

В полицию меня сдал Иван. Сначала он потребовал у меня паспорт и редакционное задание, затем вспомнил Быкова и Латынину, назвал «пятой колонной» и бдительно сдал.

С преступностью в Куйбышево было не густо, поэтому посмотреть на меня собрались целый начальник угрозыска, прикомандированный из Ростова старший лейтенант ФСБ и все сотрудники УВД. В отделении оказалось прохладно и очень тихо, так что артобстрел над поселком был слышен отчетливо, словно снаряды вылетали из соседнего двора.

— Это «Град»? — осторожно спросила я.

— Это гром, — отшутился дежурный.

— А я вообще ничего не слышу, — подхватил второй.

— Это не обстрел, это салют, — заключает, отводя меня в отдельное помещение, старший лейтенант ФСБ (имя редакции известно). — Мне жена звонит — я так ей и объясняю: опять свадьба! Веселый народ…

— А вы уверены, что этот салют к вам на крышу не прилетит? — уточнила я.

— Да вы не бойтесь, — усмехнулся он. — Салют — не у них. Салют — у нас.

— И что, только здесь празднуют? — спросила я.

— Да нет, не только. Проедете вдоль границы — поймете.

— Вы же понимаете, что я могу об этом написать?

— Конечно. Просто тогда придут мои коллеги, более убедительно объяснят вам, что это салют.

 

Зенитные ракетные комплексы на трассе около Таганрога
Фото автора

Армия

Российских военных на границе с Украиной нет. Министерство обороны РФ твердит об этом постоянно, невзирая на заявления Пентагона, ОБСЕ и НАТО, которые утверждают, что Россия наращивает на границе группировку войск и может использовать их для вторжения «под предлогом миротворческой либо гуманитарной миссии».

Не верит Министерству обороны ни ОБСЕ, ни бабушка Зина из хутора Новоровенецкий под городом Гуково.

— Когда приехали, их только 20 человек было, — бабушка Зина сидит на скамейке напротив своего дома. Граница проходит метрах в трехстах от нас, где-то позади слышен звук минометной стрельбы, но бабушка даже не вздрагивает: каждую ночь ведь стреляют. — Высадили солдатиков в поле. Пацаны наши к ним сходили, прибежали: «Бабушка, там солдаты наши воды просют». Ну, понабрали бутылки, отнесли. Потом приходят: «Солдатики кушать просют, уже три дня не едят». Кухню-то полевую не привезли, они на сухом пайке. Ну, мы как поволокли им у кого что есть! Женщины, кто помоложе, дежурства установили и по очереди месяц готовили. Первое, второе, молоко. Пирожки пекли. Как в войну…

Кормили солдат месяц, потом к ним приехали еще человек 30, привезли полевую кухню. Вообще-то российские военные появились в приграничье больше двух месяцев назад. Сначала военные грузовики, БТРы и «Ноны» «блукали» (как говорят местные) по поселкам, распугивая гусей и спрашивая дорогу у прохожих. Затем встали лагерями в «посадках» — узких полосах искусственно посаженного леса между широкими полями.

Теперь военная техника стоит вдоль всей линии границы. «Танк к танку, БТР к БТРчику!» — немедленно выдают военную тайну новоровенецкие старушки.

«И контрактники у них, и сверхсрочники, — говорит глава администрации Куйбышевского района Александр Криворотов. — Хорошо, снабжение их на нас: магазины и кафе выручку делают…»

Неделю объезжая приграничные села и не ставя себе задачу специально искать военные лагеря, мы с коллегами натыкалисьсь на них повсюду. По трассе М4 «Дон» в сторону границы идут военные грузовики, БТРы, караваны платформ с танками Т-72. По трассе около Таганрога — боевые машины с зенитными ракетными комплексами «ОСА-АКМ», по проселочным дорогам носятся БТРы с автоматчиками на броне …

Перед самым КПП «Гуково» расстилался огромный военный лагерь, счет военных фур шел на десятки.

Между Куйбышево и хутором Новая Надежда шелестели поля кукурузы, желтели головки подсолнухов, а собранные в баррикады ящики от 152-миллиметровых снарядов перегораживали дорогу. Из соседней посадки виднелись плохо замаскированные военные машины.

— Сюда нельзя! Нельзя, уезжайте! — выбежал навстречу испуганный часовой. Стоило проехать дальше, к реке Ясиновке, как стало видно палатки, у спуска к воде валялись пустые упаковки шампуней — лагерь явно стоял долго.

— Это территория Министерства обороны, — снова прогнал нас человек в камуфляже без шевронов и погон. — У нас же ЧС, вы не знали?

По дороге к хутору Васецкий (2 км от границы, 9 км от Гукова) торчала прикрытая маскировочной сеткой радиостанция. Сразу за ней начинался военный лагерь с флагами десантных войск, у шлагбаума дежурил срочник из Ярославля. На следующий день в этом месте мы уже никого не видели. Как объясняли местные, еще недавно все военные лагеря стояли вплотную к границе, но после появления наблюдателей из ОБСЕ их передвинули дальше, за приграничные хутора. Утром 4 августа между хутором Новоровенецкий и Гуковом впервые в истории случилась пробка — колонна БТРов отступала от границы куда-то вглубь, оставляя на асфальте широкие белые следы.

…Прикопанные в землю, спрятанные за полем подсолнухов, торчали в посадках за Гуковом неизвестные мне орудия.

— Это «Нона», — охотно объяснил часовой. — Мы тут с Рязани, срочники, ага. Вдоль всей границы стоим, охраняем…

Мимо, подпрыгивая на кочках и сминая подсолнухи, проехала военная фура без номеров.

— Спецназ ГРУ, — уважительно сказал парень.

— А это ваши вчера с минометов стреляли? — спросила я.

— Нет, это чеченцы, они всегда с разных мест ездят, стреляют, — откликнулся парень. — А у вас сигарет нет?

Про «чеченский спецназ» и «кадыровцев» нам рассказывали все местные. Якобы это они, неуловимые, ведут минометный обстрел, вместе со спецназом ГРУ рассекают на фурах без номеров вдоль границы, периодически ее пересекая.

— У нас автолавка с Ворошиловки ездит, колбасу возит, хлеб возит, и сыр, и масло, — рассказывает бабушка Зина, — Говорит, «кадыровцы» останавливают, отовариваются…

В «спецназ ГРУ» я не верю до сих пор, «чеченский спецназ» обнаружился скоро.

Поздним вечером напротив единственного в Куйбышево кафе стояла припаркованная военная фура без номеров. Играла музыка, за дальними столиками сидели люди в камуфляже без знаков различий, в полутьме можно было разглядеть черные бороды и восточные глаза.

Сначала на танцполе вяло топтались две грустные девушки, затем военные врубили звук на полную громкость и включили лезгинку. В красном свете дискотечного шара на танцпол вышли человек семь: хлопали, отбивали ногами ритм. Движения были четкие, острые — в Кабардино-Балкарии или Осетии танцуют не так. Я подошла к одному из танцоров, он оказался дагестанцем. «Мы тут служим — ну, типа того. Да вон тут, за поселком, недалеко. В палатках, да. Будем стоять, сколько Родина скажет. Пошли танцевать». Я отказалась, и дагестанец долго обиженно ворчал:

— Защищаешь их, защищаешь. Что, …, за неблагодарный народ…

Лагерь военных неподалеку от КПП «Гуково». Нажмите, чтобы увеличить
Фото автора

 

Миус-фронт

Вечером Александр Дадукин, заместитель главы администрации Куйбышево, везет меня на окраину Куйбышево — к небольшому белому монументу со звездой. С 1941 году в этих местах шел Миус-фронт — оборонительный рубеж вермахта, проходивший от Азовского моря по реке Миус. Примерно в этих же местах теперь — украинская граница, и местные словно запараллеливают линию того фронта — с фронтом теперь.

Мы останавливаемся у поля подсолнухов. Сразу за ним начинается граница, в вечернем приглушенном свете Украину видно, как на ладони, — по словам Дадукина, пограничники жаловались, что украинская нацгвардия показывает им «неприличные жесты» — «например, рукой по горлу проводит».

Прямо за полями подсолнухов — отвоеванная украинской армией Мариновка, рядом поднимается серая пыль — кажется, идет колонна танков. Левее хорошо различим мемориал Саур-Могила — курган на месте укрепления Миус-фронта. Бои за Саур-Могилу начались 5 июня, 28 июля генштаб ВС Украины объявил, что высоту взял, но там до сих пор идет бой.

Правее горит хутор Кожевня — там с утра шел обстрел: «Оттуда вся молодежь сбежала, по зеленке ушли. Одних стариков будут взрывать». Поле слева от нас разминировали саперы, но люди боятся сеять на нем до сих пор.

Звуки стрельбы в Россию не долетает, дым поднимается под мерный стрекот кузнечиков и тарахтение тракторов — от мирных деталей делается особенно жутко.

Над Мариновкой вдруг поднимается столб серого дыма: бой начинается прямо на глазах.

Старик на велосипеде подъезжает поближе, двое беженцев у дороги тщетно пытаются поймать «КиевСтар», чтобы позвонить родным. Кукует кукушка. Пахнет скошенной травой.

— Вот так и живем, — говорит Дадукин без выражения. — Так и живем.


ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ:

  • Гуково. Почему весь город следит за картой боев.
  • Хутор Новоровенецкий. Жизнь психбольницы на линии фронта.
  • Донецк. Интервью с ополченцами: «Будем гнать их до самой Польши».
  • Хутор Платово. Откуда стреляли русские «грады».
  • Лагеря беженцев. Почему жители России предлагают делать заградотряды.
  • Крушение малайзийского «Боинга». Как получилось, что в 50 км от места падения о нем не помнит никто.



105 комментариев

0
Данил Херсонский , 11 августа 2014 в 09:10
Ох, новая-новая.. Вас так закроют. Нам тогда совсем тяжко будет без вас. Может ну его, писать такие подробности. Мы все и так знаем кто и кого бомбит со стороны РФ...
0
ВАШ КОММЕНТАРИЙ , 11 августа 2014 в 22:06
да ты не понимаешь. скоро уже не важно будет что ты пишешь. важно будет что ты писал, когда можно было что то изменить.
0
inga seredina , 12 августа 2014 в 21:12
"Путник долго шедший по знойной дороге и свернувший к тинистой роще,повысится там на первом же дереве" Черный город. Акунин Борис
0
Павел Маясин , 11 августа 2014 в 10:53
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

© Юрий Левитанский
0
Павел Маясин , 11 августа 2014 в 10:57
Это в качестве ответа Данил Херсонсокий.
Елена Рачева - восхищаюсь.
Новая - если не Вы, то кто?
0
Степан Кольцов , 11 августа 2014 в 10:54
"И войной этой управляют уже не президенты (пусть даже им так и кажется) - это война управляет ими"---Война имеет объективные причины, которые субъективными способами отвратить невозможно. Война-это решение внутренних проблем внешними мерами. Войну можно оттянуть, ослабить, снизить потери, но не уйти от нее. А можно спровоцировать и ускорить. В этом случае провокатор несет персональную ответственность, за которую после окончания войны будет наказан.
0
Евгений Горбиков , 11 августа 2014 в 11:02
Уважаемая "Новая Газета".
За статью спасибо, а вот вступление меня поразило до глубины души. Признаться, не ожидал от "Новой" такой интересной позиции. Понимаете, если одна сторона конфликта получила приказ (и оружие) сражаться до последнего мирного жителя, то сколько бы другая сторона конфликта не говорила бы "Хватит", конфликт будет продолжаться. И тут ничего нельзя сделать, сколько "Хватит" не кричи. Эта ситуация мне очень напоминает другой конфликт - между Израилем и Хамасом. Одна сторона говорит: "Давайте остановимся", а вторая: "Щас, у нас еще ракеты не закончились. Школы ООН еще не все в руинах." И так - несколько раз, по кругу. Так, что я в корне не согласен с Вашим утверждением: "Сила теперь в том, кто сможет остановиться." Силой и Крым можно взять, если не останавливаться и если тебя не останавливают.
Я сам родился в русскоязычном регионе Украины в очень смешанной семье. Могу сказать, что никакого такого национального конфликта на Украине не было, по крайней мере на моей памяти. Надо сказать очень большое спасибо тем, кто этот конфликт раздул, снабдил маргиналов оружием, заслал своих эмиссаров, внедрил эту идею через СМИ в мозги мирных жителей. Теперь этот конфликт есть, и он долго не угаснет. Восток Украины обильно полит кровью с обоих сторон, у обоих сторон найдутся свои мстители. Так что спасибо за то, что перевели конфликт в горячую стадию - теперь температуру будет очень сложно понизить хотя бы на чуть-чуть. И главное, что понижать будут совсем не те люди, которые начали. Те, которые начали, мыслями о разговорах с Ганди теперь заняты.
И еще кое-что напоследок: не во всех конфликтах виноваты обе стороны. Причем даже далеко не во всех. В захвате Польши Германией Польша не виновата, как и Финляндия в Зимней Войне не виновата. А теперь представьте, году этак в 1944, кто-нибудь сказал бы: "Эй, коалиция! Да, Вы : СССР, США, Великобритания и пр. Вы же тоже виноваты. Прекратите немедленно!" Нет, уважаемая "Новая". Так не бывает, не верю.
С уважением.
0
Аркадий Миренский , 11 августа 2014 в 19:32
to Евгений Горбиков
Вы всё сказали. Спасибо, избавили от труда.:)
0
Евгений Горбиков , 11 августа 2014 в 22:03
Пожалуйста )
0
Gin Old Tom , 11 августа 2014 в 23:27
Все верно. Делить поровну ответственность между агрессором и жертвой - это отнюдь не "надпозиционная" мудрость, а замыливание глаз. Что, впрочем, вполне естественно в нынешних неестественных условиях..
0
Evgen Komov , 12 августа 2014 в 13:21
Если бы Новая хотя бы играла в объективность, там были бы и эти фото:
Украинское село Степановка после обстрела "Градами" с территории России.
http://sprotyv.info/ru/news/33...
0
Александр СПб , 11 августа 2014 в 23:28
"Сила теперь в том, кто сможет остановиться." - а я согласен с Новой в этом. Украинская армия может взять Луганск и Донецк... основательно их разрушив конечно, и оставив немало детей сиротами. Проблемы они огребут потом, от этих самых детей, которые, потеряв родителей, уже жалеть не будут никого - и будут взрывать жилые дома, захватывать театры и школы с детьми. Все будет! Россия по этим граблям уже прошла... только у нас это был 1% населения, а в Украине - 15%. Ощутите разницу...
0
Евгений Горбиков , 12 августа 2014 в 00:00
А дети тех, кто погиб от рук ополченцев, или от артобстрелов с территории РФ, или дети тех двух офицеров, которых оккупанты убили в Крыму не обозлятся? А дети, чьи родители в "Боинге" летели не обозлятся? Я же сказал, кровь лилась с двух сторон, значит, обе стороны будут обозлены, при чем еще очень долго. И все ради чьего-то вставания с колен...
0
Александр СПб , 12 августа 2014 в 00:45
кровь льется как-то в очень разных масштабах. Конечно можно сказать что на Майдане тоже убивали безоружных. Сто человек, насколько помню. Но на Донбассе счет уже за тысячу... я именно про безоружных говорю. И это только начало, а то ли еще при штурме будет (опять же, вспоминая Грозный-1995...). Вот и получается по факту, что кровь безоружных в основном на востоке Украины льется... и льют ее надо думать уроженцы запада и центра. Вероятно они так мстят за Майдан, обстреливая тяжелой артиллерией жилые кварталы в Донецке?
0
Евгений Горбиков , 12 августа 2014 в 09:16
Позвольте вас спросить, Александр: вы кровь литрами или килограммами меряли? И как узнали, где больше? По весу или по объёму? Любая человеческая жизнь бесценна. Считать, с какой стороны пролито больше крови - это все равно что глумиться над памятью павших. Вы еще скажите, чья кровь ценнее вдогонку - вполне в духе того самого "талантливого человека", пред талантами, которого преклоняется ВВП. По поводу второй части вашего высказывания - это ложь. На Донбассе воюют не только подразделения из Западной и Центральной Украины. Есть батальоны из русскоязычных регионов - из Днепропетровска, из Николаева, из самого Донецка в том числе. Воюет вся Украина.
0
Александр СПб , 12 августа 2014 в 09:50
Хорошо! Убитых с обеих сторон считать не будем (ну и что если с одной стороны на порядок больше, они все бесценны). Критику насчет методов войны тоже снимаю - воюйте на здоровье! кто я такой чтобы что-то украинцам указывать... меня только количество беженцев в Россию как-то напрягать начинает. Но не будешь же их на границе заворачивать... так что и с этим придется примириться.
0
Евгений Горбиков , 12 августа 2014 в 12:04
Александр, вы, как и любой человек, конечно же имеете право на свою точку зрения. И даже на то, чтобы указывать украинцем, что делать (сам этим грешу). А беженцев жалко, как жалко и тех, кто остался в Луганске и Донецке. И поверьте мне, в Западных и Центральных регионах Украины беженцев и из Крыма, и из Донецка, и из Луганска примерно столько же. Думаете те, кто этот крымнаш с Лугандой затеял, думали о беженцах? И даже не о беженцах - просто о жителях Крыма, Донецка и Луганска? Да никого это не волновало! Какие там мирные жители, когда тут с колен страна поднимается...
0
Gregory Smekhov , 12 августа 2014 в 01:14
не будут
0
Константин Багненко , 13 августа 2014 в 01:12
Проблемы они огребут потом, от этих самых детей
За это огромное спасибо российскому народу, слава богу они до моего Херсона не добрались. Хотя как сказать, погибших хороним, переселенцев из Крыма и востока принимаем.
0
Evgen Komov , 11 августа 2014 в 11:13
"Не стоит врать себе: на востоке Украины и в центре Европы – война." - Действительно - хватит врать про народное ополчение с российскими танками и установками Бук, купленными в сельпо. Воюют бандиты под руководством российских наемников и офицеров. Боеприпасами снабжает Россия, а прикрывают пропагандисты своим беспардонным враньем. Гражданская война идет только в российской прессе, а реально идет агрессия России против Украины. Точно также Ваши коллеги называли интервентов в Афганистане "ограниченным контингентом".
"Отступая, «бандеры», по словам Криворотова, минировали поля, ". Вы находились в Куйбышево на территории Украины в полосе, через которую 3 месяца идет огромный поток оружия, диверсантов и террористов, (по международному праву так называются эти люди), ведутся постоянные обстрелы соседней страной. Что остается в этих условия делать армии? Ставить заграждения. Давайте, напишите аналогично о варварстве Красной Армии в 1941 году, когда, отступая, минировали мосты и дороги, взрывали пути и т.д., и вообще красноармейцы имели наглость сопротивляться солдатам высшей расы, отчего невыносимо страдали мирные жители. Вы не из немецких газет 1941 г. берете образцы?
По Куйбышеву стреляли две или даже три стороны - бандиты, Россия и ВСУ, но почему-то говорят у Вас только об одной. Естественно - поселок под бандитами, и нормальные люди помалкивают, особенно в беседах с российским журналистом.
Также восхищает Ваша оперативность -.не прошло и двух месяцев с начала регулярных обстрелов Украины, уже российский истребитель сбил украинский, и газета проснулась. Об этом пишут почти все украинские СМИ и официальные украинские каналы, но, так как украинский язык невероятно труден для понимания в России, газета к ним не обращается. Как и вся российская "независимая" пресса.
0
Алексей Ерро , 11 августа 2014 в 11:30
Я так понял, что Куйбышево Ростовской области. Тогда вообще непонятно, что делали там, отступающие "бендеры", минируя при этом поля? И какие бои там идут?
0
Evgen Komov , 11 августа 2014 в 12:20
Это Россия, я ошибся, извиняюсь, - в Яндексе граница Украины очень слабо показана на фоне районной. Украинских солдат, пытавшихся перекрыть границу, оттеснили к Куйбышево бандиты, окружили, и их обстреливали с двух сторон - бандиты и Россия. Это был грубейший просчет командования ВСУ, и сейчас идет разбирательство. Возможно, первоначально предполагалось минировать границу со стороны Украины (если вообще мины поставили украинцы, я полагаю, им было в окружении не до того). Очень возможно, что мины - это очередная пропаганда, а вот неразорвавшиеся боеприпасы там точно должны лежать в изобилии, а они не менее опасны. По крайней мере ни одной противопехотной мины ОБСЕ пока не предъявили.
По Куйбышеву долбили бандиты с украинской стороны, били по окруженным солдатам, а местным объясняли, что это украинская армия бьет по своим. Стрельба-то со стороны Украины.
0
Александр СПб , 11 августа 2014 в 23:12
"Гражданская война идет только в российской прессе" - да вообще то многие западные СМИ это называют или гражданской войной (как Reuters к примеру), или как минимум "на пороге гражданской войны" (почти все...да собственно и в Украине тоже Кравчук еще в январе 2014-го это говорил)
0
Евгений Горбиков , 11 августа 2014 в 23:27
Ссылочку на статью REUTERS со словами о гражданской войне не приведете? )))
0
Александр СПб , 11 августа 2014 в 23:32
0
Евгений Горбиков , 11 августа 2014 в 23:47
Почитайте статью, на которую вы ссылаетесь, Александр - "All sides in Ukraine's civil war must protect civilians and take what measures they can to search for the victims of downed Malaysia Airlines flight MH17 airliner and ensure their bodies are returned, the International Committee of the Red Cross said." О том, что это официальная позиция Красного Креста я знаю. Но не REUTERS, REUTERS цитирует слова представителя Красного Креста, при чем заметьте - дословно, чего не делают многие российские СМИ.
0
Александр СПб , 11 августа 2014 в 23:55
не буду спорить. Красный Крест выразил мнение, Reuters его процитировал... пусть так. На мой взгляд, Красный Крест в таких вопросах (классификации конфликтов) не менее авторитетен чем Reuters... а то и поболее. Хотя, я не очень четко себе представляю кто и как вообще определяет, civil war это, или civil conflict, или separatist war? такое ощущение, разнобой полный
0
Евгений Горбиков , 12 августа 2014 в 00:12
На счет Красного Креста - и да, и нет. С точки зрения организации гуманитарной помощи, да, классификация Красного Креста авторитетна, он именно этой организацией и занимается. С правовой же точки зрения (а это ответ, в том числе, и на вопрос, кто виноват) мнение Красного Креста не имеет никакого веса.
0
Александр СПб , 12 августа 2014 в 00:58
не трогая вопрос кто виноват, хочу привести определение civil war из Википедии (http://en.wikipedia.org/wiki/C...): "a violent conflict within a country fought by organized groups that aim to take power at the center or in a region, or to change government policies".[1] ... one side of a civil war is the state.[3] ... Some political scientists define a civil war as having more than 1000 casualties,[1] while others further specify that at least 100 must come from each side.[5]

В общем по моему все условия выполнены - и 1000 человек в целом есть (в июне-июле многие источники стали за 1000 жертв приводить), и по 100 с каждой стороны тоже в наличии, и насчет 1000 человек в год тоже выполняется (боюсь и перевыполнится, с большим запасом)
0
Евгений Горбиков , 12 августа 2014 в 09:27
Александр, из статьи, приведенной вами следует, что понятием " гражданской войны" из всех международных организаций оперирует только Красный Крест. При чем заметьте, определение, на которое вы сослались, это не определение гражданской войны Красным Крестом, а определение данное некоторыми исследователями политических наук, как сказано в статье. А вот с " по моему" надо было начинать. Сказали бы сразу, что это ваше личное мнение, и нечего было Reuters сюда приплетать.
0
Александр СПб , 12 августа 2014 в 09:55
выхолощенный спор какой-то... Думаю лет через 10-15, когда пыль несколько усядется, и умные дяди начнут писать диссертации по этому конфликту, назовут его все же гражданской войной. Возможно, отягощенной иностранной интервенцией... впрочем с гражданскими войнами это сплошь и рядом случается (1917-1922 в России, 1936-1939 в Испании и т.д.). А впрочем, поживем - увидим!
0
Евгений Горбиков , 12 августа 2014 в 11:44
О! Вот с этим вашим мнением, уважаемый Александр, я полностью согласен. И на счет поживем-увидим тоже )))
0
Александр СПб , 11 августа 2014 в 23:37
http://www.reuters.com/article... а вот тут они назвали правда civil conflict (что это за хрень такая интересно?)
0
Александр СПб , 11 августа 2014 в 23:40
http://www.reuters.com/article... а тут - separatist war (тоже интересный термин)
0
Евгений Горбиков , 11 августа 2014 в 23:51
А про "civil conflict" и "separatist conflict" я уж умолчу, извините. Так где там "civil war" у REUTERS, Александр?
0
Александр СПб , 11 августа 2014 в 23:57
хм. Я знаете не есть обладатель абсолютной истины :). Мне попалось упоминание про civil war на Reuters, я его привел. По ходу также попались упоминания про civil conflict и separatist war, я их тоже привел. В принципе, мне лично пофиг как это называется... тем кто в конфликте гибнет, думаю тоже
0
Виктор Отман , 11 августа 2014 в 11:21
"Санкции против России укрепят ее и позволят стать державой нового уровня. "... А ля КНДР.
0
Evgen Komov , 11 августа 2014 в 11:26
Кому действительно интересно знать правду - читайте украинские независимые источники. http://informnapalm.org/ - наиболее объективный в смысле фактов, но самодеятельный, узкий круг проблем.
http://www.facebook.com/dmitry... - достаточно уважаемый, но слишком приукрашивает.
http://obozrevatel.com/.
Вы поймете, что в Украине ЕСТЬ разные мнения в прессе и есть независимая пресса. Местами лживая, как и почти все журналисты, местами необъективная, но разная, и отнюдь не голая пропаганда.
Российские не могу рекомендовать - тут "точно долларов в рот набрали", это Маяковский, правда об американской прессе. Остается следовать совету проф. Преображенского - "не читайте советских газет".
0
Игорь Семенов , 11 августа 2014 в 23:04
Цитата, вырванная из контекста: "Независимые источники. ...наиболее объективный..., но узкий..., достаточно уважаемый, но ...приукрашивает, ... независимая пресса. Местами лживая.... местами необъективная, но разная и... не голая пропаганда.
Российские..."долларов в рот набрали"...
...
А Вы, Евген, считаете, что "Новая газета" - не российское издание?! Тымчук, конечно, авторитет, как и Селезнёв, и Снегирёв, и прочие "птицы-говоруны". Отличаются, так сказать, умом и воображением. Но дайте, пожалуйста, ссылочку на что-нибудь, действительно, "уважаемое". С удовольствием почитаю.
0
Evgen Komov , 12 августа 2014 в 12:58
Разумеется, НГ - российская либеральная газета. Потому и не рекомендую. Вы заметили, что из газеты исчез Аркадий Бабченко, больше не упоминается Андрей Илларионов и некоторые другие? Зато у руля газеты оказался бывший офицер 5 (политического) управления КГБ, отставной майор ФСБ, и не он один такой. Это под песни о костлявой руке гебни в газете, финансируемой (по крайней мере, в течение 10 лет) бывшим подполковником КГБ.
НЕзависимое издание должно, по крайней мере, давать обзор РАЗНЫХ источников с разных сторон. Начиная с некоторого момента, НГ дает только бандитов, ласково называя их ополченцами, ныне сепаратистами, и российские официальные каналы, славные своей правдивостью. Украинские каналы не появляются практически никогда. Например, полностью проигнорировано официальное заявление СБУ по поводу сбитого Боинга и многочисленные анализы комментарии в украинских СМИ. Зато всегда найдется место для разных уток, вроде украинских баллистических ракет. Ровно то же в других российских газетах и порталах - читать практически нечего. Так
Эта война показала, что российские либеральные СМИ отличаются от патриотических не позицией, а сектором рынка - они обрабатывают более образованную публику. Поэтому так легко перебегают из одного лагеря в другой известные фигуры. Теперь мне стало понятно, за что так не любил российских либералов Салтыков-Щедрин.
Упаси Боже, я не агитирую упертых. Кто хочет знать правду, а не верует в абсолютную истину, прочтет.
0
Модератор: Сергей Золовкин , 12 августа 2014 в 13:55
Evgen Komov, 12 август 2014 в 12:58: мы не против критики. Но обоснованной, аргументированной, честной. А вот когда фейк, уж простите (тщательные меры маскировки, никакой "кредитной истории" в Интернете, повторяемый уже не первый раз навет на тех, кто идет не в ногу с подавляющим большинством российских СМИ...), когда некий фантом пытается подрывать заслуженный авторитет издания по разработанной кем-то методичке, это, извините, не сюда и не здесь. До появления под новой личиной, как я полагаю?))) Модератор
0
Evgen Komov , 11 августа 2014 в 11:34
Кстати - какие саперы работают в Куйбышево? Видимо, российские, то есть российские солдаты оккупировали часть украинской территории. Но, как известно, оккупанты - это иностранцы, а наши - только миротворцы. Правда, с Градами.
0
Даниил Тихонов , 11 августа 2014 в 12:13
Редактор в предисловии ошибается не только орфографически (война всегда стремиться обернуться), но и фактически. Никакой гражданской войны на территории Украины не было и нет. Где вы таких редакторов берете?
0
Герцогиня Кентуккская , 11 августа 2014 в 18:32
война всегда стремиться обернуться

*******************************************

"Война всегда стремится обернуться".
Тут легко: "война что делает?" - мягкого знака на конце нет, значит, нет его и в слове "стремится".
0
pavel petr , 12 августа 2014 в 14:16
Беда в Рассее с карреспандентами, однако: некомпетентность, малограмотность, захватнические войны ... . Как же вы собираетесь строить "вялікай русскай міръ", если с "вяликим йизыком" проблемы?! Тщательнее надо бы, инда не поймуть вас у астальном мире-та, да начнут "смеятся" с вас!
0
галина горпинко , 11 августа 2014 в 12:28
грустно и стыдно за Россию, а народу надо бы задуматься и покаяться перед Богом но этого видно не будет
0
виктор красиков , 11 августа 2014 в 13:41
Каяться в глупости и варварстве? Дикарь начинает думать, только получив по башке. Нам это ещё предстоит.
Кризис стоит у ворот и России, и Европы, и мира. Первый звоночек - Аргентина накрылась, пока малым тазом. Неумные (какие есть!) правители надеются списать проблемы войной, спрятаться за диктатуру и оглупление масс, за первобытные инстинкты и пропаганду. Удается! пока. Потому что экономику война не лечит, а гробит. А когда тупой народ получит удар по кошельку, он взвоет. Глядишь, и думать начнет.
0
Gin Old Tom , 11 августа 2014 в 23:39
Увы, так оно и есть.
0
Michael Grab , 12 августа 2014 в 11:05
Вы будете удивлены, но иногда лечит. Пример экономика Штатов во время 2-й мировой.

И пример "лечения" загнивающей империи с помощью искуственно нагнетаемого военно-патриотического угара есть. Германия 33-го года!
Однако:
1. Путин не Гитлер, а русские не немцы. В смылсе возможности наведения Порядка, уничтожения коррупции и как следствие под'ема страны.
2. Встав на этот путь, с него невозможно свернуть и/или остановится - в топку (военно-патриотического) угара надо все время подбрасывать новые дрова! Ю.Осетия, Крым, Восточная Украина. Что дальше? К чему привела эта дорога Германию (Австия, Судеты, Польша и т.д.) все мы знаем. Вас ЭТОТ путь устраивает?

Впрочем, от вас конкретно уже ничего независит, се-ля-ви. :(((
0
Вася Перетягин , 11 августа 2014 в 21:23
Не стыдитесь, сударыня, за чужую страну. За свою имейте обыкновение отвечать.
Предыдущая страница 1234 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

«Мы искусственно сдерживаем рост». Интервью одного из основателей Prisma Алексея Моисеенкова

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама