Общество / Выпуск № 110 от 1 октября 2014

39621 Состояние умов при ветреной погоде

Разговор с психологами о ненависти, агрессии, российском менталитете, параличе сознания, потере социальной чувствительности и неуверенности общества в себе

30.09.2014

 

…Боковое зеркало показывало, что в соседнем ряду машины от меня на достаточном расстоянии, и я, включив поворотник, перестроилась. Сразу поняла, что зеркало обмануло: моя машина оказалась чуть ли не в миллиметре от переднего бампера черного джипа — «невидимки», получилось, что я его грубо «подрезала». Было ясно, что в такой ситуации разбираться в том, специально это было сделано или невольно, никто не будет. Я была готова, как мне казалось, ко всему. Знала, что меня могут специально обогнать и резко затормозить перед носом. И все-таки того, что произошло дальше, я не ожидала. Когда человек в «подрезанной» машине второй раз подставил свой джип, я аккуратно ушла от удара в левый крайний ряд, то есть вариантов за мной гнаться у него просто не было. Но он вариант нашел, он поехал по встречке — и снова подставил свой джип. На этот раз я включила аварийку и остановилась. Он подошел:

— Ну?

— Что «ну»? Да, я ошиблась, да, могла быть аварийная ситуация. Но вы хоть понимаете, что уже после этого вы сами создавали ситуацию, в которой могли погибнуть?

— И чё? Пусть бы я сдох, но и тебя бы с собой утащил.

В его глазах, побелевших от злости, не было ни тени сомнения: можно и «сдохнуть» ради того, чтобы наказать обидчика.

Я не то чтобы часто этот эпизод вспоминаю, я его вообще не забываю. Потому, что увидела в каком-то сильно сгущенном виде то, что происходит с людьми повсюду — на дорогах, в супермаркетах, в социальных сетях. Вот пишет женщина в социальной сети: «Она была крестной моего сына, которому уже 20 лет, я ее очень любила, мы были очень близки, но теперь, когда она поддерживает всяких Макаревичей, я вынуждена ее расфрендить. Она превратилась в гадину». Те, что называют себя либералами, ничуть не лучше. В день по нескольку раз в «Фейсбуке» появляется новая фотография какого-нибудь известного человека, который высказался условно за «Крым наш». Люди словами, как камнями, забрасывают, забивают фотографию: «Вот еще один прогнулся…Урод…А когда-то он был моим любимым актером. Гори в аду».

Есть удивительная черта, которая всех сегодня роднит, — это способ выражения ненависти: «Фашисты, предатели». Все друг друга так и называют. И глаголы тоже одинаковые: все «продались». Кто американцам, кто Путину…

Надо обязательно убить кого-то и съесть, чтобы взять себе его силу. Ну или отравиться…

Дмитрий Леонтьев

— Мне вспоминается очерк Гегеля, опубликованный 200 лет назад, под названием «Кто мыслит абстрактно», — говорит заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, лауреат премии Виктора Франкла Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ. — Он приводил пример: ты идешь на рынок, и тебе торговка продает яблоки. Пробуешь и говоришь: нет, не буду брать, они кисловатые. Торговка отвечает примерно следующее: это у меня-то яблоки кисловатые? Да сам ты кислый, и у тебя рожа кислая, и кто ты вообще такой, чтобы хаять мои яблоки?! И я помню, твои родители, они были бездельники! И начинается обобщение: я говорю только о вкусе яблок, а мне в ответ…

Переход на личности?

— Переход на личности — это только частность. А тут сразу всё привлекается, самые широкие контексты. Это — обобщение, которое называется «абстрактным мышлением». По словам Гегеля, не философ, не ученый, а торговка на рынке мыслит максимально абстрактно, потому что она не может на чем-то конкретном сосредоточиться. И начинает всё обобщать. С моей точки зрения, это — именно то, что сейчас происходит в нашем обществе. Великий философ Мамардашвили, который для меня вполне сопоставим с Гегелем, говорил: «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно».

И сейчас дьявол играет нами — мы перестали мыслить точно. Скажем, ни мы, ни сами украинцы не понимают толком, что на самом деле происходит в Украине. Но меня ужасает огромное количество людей, которые ни на секунду не сомневаются в том, что точно знают не только, что происходит сейчас, но и что будет происходить дальше. Число ясновидцев и провидцев зашкаливает. И чем дальше они находятся от места событий, тем более точно они всё знают.

С чем связана такая эпидемия?

— Это симптом паралича сознания. Одним из главных механизмов зрелого сознания считается критичность — способность фильтровать поступающую извне информацию, отделять сказку от были, трезво понимать ограниченность собственного знания. Сейчас, похоже, все естественные фильтры слетели. Сознание перестает работать, оно просто заглатывает готовые расфасованные тексты и выдает их же обратно. Как только ты пытаешься в дискуссии что-то уточнить, конкретизировать —  оппонент, как гегелевская торговка, в ответ начинает до бесконечности расширять предмет разговора, вплетая туда все, что можно. И это — самый главный способ бессознательной чаще всего манипуляции, который сейчас используется: валить все в одну кучу. Предмет разговора размывается, в разговор вплетается множество деталей, не имеющих к теме никакого отношения.

У нас сильно обесценилось значение слова «мнение». Любой бред, который человеку приходит в голову, называют мнением. Это порождение так называемого постмодернизма — считать, что все мнения равноценны. Раньше, когда мнения спрашивали у экспертов, предполагалось, что оно производится с помощью умственной работы, и именно в той области, которой человек профессионально занимается. Тогда могут развиваться настоящие дискуссии, можно найти того, кому можно верить.

Сейчас же обычно называют мнением то, в чем чаще всего нет и следа аналитической и интеллектуальной работы. Откуда-то ветром занесло «как бы» «типа» информацию. Такие «мнения» не укоренены, они легко меняются на диаметрально противоположные. Поэтому я с большим скепсисом отношусь к цифре 85% населения, которые, по данным социологов, поддерживают сегодня все действия президента России в Украине. Это во многом явление погодное, ветер надул такой градус, а подует в другую сторону —  всё упадет ниже нуля.

То есть у большинства россиян такая повышенная психологическая метеозависимость от политического климата? От позиции власти?

— Что такое вообще «российский менталитет»? Всё, что говорится об особенностях психологии россиян, вполне сходится с психологией нормального ребенка. Это богатая душевная и эмоциональная внутренняя жизнь, но спонтанная. Отсюда невозможность себя контролировать, сдержать обещание. Маленький ребенок бывает очень жесток, он не понимает, что такое боль, не ценит жизнь. У нас затянувшееся детство, никак не удается повзрослеть. Низкая ценность жизни и своей, и чужой…

Многие вещи — от невозможности связать причины со следствием. Нет чувства времени, динамики изменений, Россия озабочена территориями, тем, чтобы ни пяди не отдать. У нас практически отсутствуют социальные институты. Госдума похожа на детский сад в «тихий час», когда воспитательница вышла. Каждый выкрикивает свое.

Может быть, пришло время заменить понятие «состояние умов» на «состояние инстинктов»?

— Я бы говорил о состоянии умов при ветреной погоде. Думать — энергозатратно, людям, которым не удалось вырасти, проще безответственно кидаться словами. Основы выживания человечества просты и прочны. Они не разделяют, а объединяют людей, несмотря на все их различия. Например, хорошо, когда люди живут, и плохо, когда они умирают и убивают, пусть даже под самыми благовидными предлогами. Но у нас расколотое общество, и в этой ситуации важно не вносить свой вклад в раскол. Это вирус, которым заражена страна.

Ольга Маховская

— А я бы сказала, что в том, что происходит сегодня, есть отражение самого страшного упущения, случившегося в стране: мы профукали свой ценностный ресурс. Люди, отвечая на любой вопрос: воевать или не воевать с Украиной, со всем миром, за Путина ты, или против, — опираются на свои страхи, а не на ценности, — говорит сотрудник Института психологии РАН, кандидат психологических наук, писатель Ольга МАХОВСКАЯ. — Мне приходилось проводить исследования во многих странах, в том числе и в Украине. И могу сказать, что там, еще до войны, на Майдане, протест не был так капсулирован, как наш. Капсулирование — это когда всё в своих кружках: я иду на митинг со своими знакомыми, а всех остальных… не очень знаю и не понимаю, как они живут. Когда нет общей консолидации, получается, что ты в своем кругу, но в обществе чужих людей. Фейсконтроль пройти крайне сложно. В Украине точно нет такого жесткого противопоставления, например, интеллигенции и людей от земли. Там последние как раз самые уважаемые, потому что земля всегда тебя прокормит, при любом режиме. И это — почва для личного достоинства. Там ценностный ресурс больше, чем у нас. Есть русская пословица: «Любовь за деньги не купишь». Но нет понимания, что за деньги не купишь вообще ни одну ценность — свободу, жизнь, талант, дружбу. Именно эти вещи у нас сегодня провалились.

Я думаю, что дело сегодня не только в событиях, связанных с Украиной. Вот этот пласт — целых 85% людей, мыслящих одинаково, — он тоже капсулирован. Человек, который на дороге готов убить другого, а заодно и себя самого, — он же не уточняет твоих позиций по этим вопросам. Он просто готов убить…

— С моей точки зрения, 85% — это не показатель общественного мнения, скорее индикатор высокой степени неуверенности в себе общества. Когда проводится опрос, к примеру, про счастье, и подавляющее большинство говорит о том, что безумно счастливо, — это выглядит прекрасным показателем в глазах политиков. Но любой психолог вам скажет, что такое однообразие показывает состояние беспомощности. Это общество стариков и маленьких детей. Стариков, у которых происходит снижение интеллекта, нет никаких перспектив, и детей, которые в силу возраста не могут быть самостоятельными.

То, что происходит сегодня у нас, — нетерпимость, ненависть, это все напрямую связано с состоянием ценностно-нормативного вакуума. Социальный психолог Дюркгейм назвал это состояние «аномией». Она происходит, когда старые институты, функции и нормы разрушены, а новые еще не сформированы. Главное условие появления нового ряда ценностей — консолидация общества и оптимистический взгляд на будущее. У нас же продвигаются ценности, которые разобщают людей, сужают горизонт: деньги, власть, удовольствие. Преходящие ценности камуфлируют отсутствие вечных предписаний — «Не убий», например, старых консервативных установок на работу, образование, терпение, любовь, милосердие.

Может быть, здесь сказывается еще и советское наследие, нас обязывали в школе выучить наизусть некрасовские строки: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». И никто не рассказывал про строки Конфуция: «Если ты ненавидишь — значит, тебя победили».

— Очень важно то, что мы запомнили в детстве, потому что мы передаем это как культурный код уже и своим детям. Если ты не можешь любить, потому что не можешь ненавидеть, — значит надо ненавидеть: такой посыл школьникам — вещь, конечно, страшная. Но есть сегодня не менее тревожные сигналы: это прежде всего потеря чувствительности у большинства граждан. Социальная чувствительность — это сочувственное отношение к проблемам групп людей, к которым сам человек не принадлежит. Телевидение «спалило» своих зрителей, постоянно повышая порог чувствительности.

Почему сегодня все друг друга называют фашистами? Это с чем связано?

— Это напоминает детскую игру в «наших и фашистов». Психологи считают, что в таких детских играх изживается непереносимый страх смерти. Если учитывать глубину травмы Великой Отечественной войны, которая у нас передавалась из поколения в поколение, то понятна сила посттравматического синдрома, понятно, какое облегчение дает «воспаленному» сознанию маленькая победоносная война. Несмотря на то что Отечественную войну мы выиграли, психологически мы остались неуспокоенными, безутешными, неуверенными в том, что это никогда не повторится. Напротив, нам все время напоминали, что враг не дремлет, надо готовиться. Мы живем с судорожной готовностью или бежать —  или нападать. И рано или поздно человек не удержится и пойдет на конфликт, пусковым крючком может служить незначительный повод. И ругательская фашистская фразеология, она как раз отсюда.

Есть еще один фактор, который влияет на восприятие событий, — это групповой фаворитизм: члены своей группы воспринимаются как лучшие, более воспитанные, умные, красивые, широкоплечие.

Проиллюстрирую то, что вы сейчас говорите, цитатой писателя Захара Прилепина: «… Украинские пленные и русские пленные отличаются даже физиогномически. Русские белее, глаза растеряннее и добрее. Те — темнее, в глаза не смотрят, что-то загнанное и злое одновременно в них. Почти все — ниже меня ростом…»

— Пример классический. Когда мы в Институте психологии РАН изучали, как в ходе первых телемостов с США советские зрители воспринимают американцев, то обнаружили, что через пару недель после программы люди вообще не могли вспомнить ни лиц, ни высказываний «врагов». Но, припоминая, они уверенно настаивали на том, что это был «какой-то гад». «Свои» запоминались подробно, с тенденцией добавить роста, фактуры, красоты, просто лубочные эпические герои вышли на схватку с уродливыми карликами из США.

Печально, что уровень нашей психологической культуры таков, что мы не справляемся с такими искажениями сознания. Еще страшнее, что таков уровень политиков и челяди, которые индуцируют ненависть, транслируют негативные стереотипы на всю страну.



61 комментарий

-4
vlad celler , 30 сентября 2014 в 19:22
Людмила Петрановская,здесь,по-видимому.....гм...не приветствуется...
8
Евгений Ковальски , 30 сентября 2014 в 19:25
А вот что говорят психологи и Путине (выдержки и з другой статьи):
"Владимир Путин пережил серьезную травму в детстве – и поэтому на посту президента России он пытается доказать свою силу и то, что с ним лучше не ссориться."
Такое мнение выразил психотерапевт Швейцарской Федерации психологов (FSP), эксперт в области судебной психологии, доктор психологических наук Филип Жаффе (Philip Jaffé) в интервью RFI.
Жаффе допускает, что Путин борется с чувством неполноценности. "Он должен постоянно демонстрировать, что силен и что нет никаких признаков ослабления обороны, так он чувствует себя комфортно. Потому что он чувствует себя в некотором смысле некомфортно, и это снова возвращает нас к его детству, в котором имели место обида и травмы", - сказал он.
"Налицо множество свидетельств тому, что Путин – социально неадаптированный (неловкий) человек. У него существуют проблемы с развитием отношений, с поиском друзей и т.д."
"Эта неловкость проявляется разными способами. Либо не быть галантным с женщинами, либо проделывать странные вещи с детьми (целовать в живот),
http://scd.ru.rfi.fr/sites/rus...
либо желание постоянно находиться с людьми младше себя"
"Существует даже синдром, который описывает как раз весь этот процесс - Hubris syndrome (синдром Хубриса) – гипертрофированное самолюбие, связанное с тем, что в течение длительного времени у человека в руках была слишком большая власть."
3
Евгений Ковальски , 30 сентября 2014 в 21:12
Интересно, что об этом синдроме Хурбиса писала "Новая газета" в далёком 2009 году
http://www.novayagazeta.ru/pol...
Автор словно писал о Путине 2014 года, все пункты, подытоживающие статью вполне подходят к сегодняшнему Путину, а пункт 12 особенно: "Потеря контакта с реальностью, часто связанная с усиливающейся изоляцией."
Но в статье о нём речь не шла. В то время президент Медведев ещё прогревал место для Путина, которого поразит этот синдром окончательно чуть позже: "Путин пережил серьезную травму в детстве, и некоторые связанные с этим эмоции могут сейчас неожиданно проявляться. Говорит психолог Филип Жаффе, комментируя слезы Путина во время выступления на площади, когда тот вновь стал президентом:
http://scd.ru.rfi.fr/sites/rus...
2
Алексей Табаков , 1 октября 2014 в 13:56
Говоря по русски - били его в детстве много, теперь просто комплекс Наполеона...
-2
Максим Минаев , 1 октября 2014 в 17:14
Кому-то, кто все время думает о Путине, впору самому ставить самый неутешительный медицинский диагноз.
14
Ник Ита , 30 сентября 2014 в 21:22
Именно из комплекса неполноценности этот серый мышонок из ленинградских подворотен начал заниматься дзюдо и пошел на службу в органы.
Карьера шпиона как детская мечта - это диагноз...
16
Phillip S , 30 сентября 2014 в 23:23
Постоянный читатель: Евгений Ковальски , 30 сентября 2014 в 19:25
/А вот что говорят психологи Путине.../
---
Я бы не стал придавать этому диагнозу швейцарского "эксперта в области судебной психологии" слишком большого значения.. Любой человек - родом из детства. И комплексов, думаю, что у Путина, что у Обамы, что у Меркель при желании любой психиатр сможет найти достаточно...
Страшно другое. В России традиционно очень низка цена жизни.
Представьте себе, что Германия отправила бы своих военнослужащих в отпуск, оттуда на Украину (или куда нибудь, типа, в Сирию..), и там бы они погибли. Сколько бы дней продержалось правительство, которое бы так поступило?.. А у нас - всё по фиг. Родители погибших военнослужащих заявляют, что это было в национальных интересах и потому хорошо и вообще не имеет значения, кто там погиб и как. Пусть даже это их дети...
13
Владимир Сверидов , 30 сентября 2014 в 23:52
Постоянный читатель: Phillip S , 30 сентября 2014 в 23:23
" Родители погибших военнослужащих заявляют, что это было в национальных интересах и потому хорошо и вообще не имеет значения, кто там погиб и как. Пусть даже это их дети..."
"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Родители , которые так заявляют про своих детей, это уже не родители, а что-то другое. Как назвать даже и не знаю.
2
zmey-na-pensii . , 1 октября 2014 в 12:55
производители. (по аналогии с живностью на ферме)
9
Евгений Ковальски , 1 октября 2014 в 00:29
"Я бы не стал придавать этому диагнозу..."
А я бы стал. Еще до него американские психологи говорили, что Путин опасен.
---
"Представьте себе, что Германия отправила бы..."
Не Россия отправляла военнослужащих. Путин отправлял. Его идеология последнего года - двух правления. Как раз в период обострения синдрома Хубриса. А обострение происходит тогда, когда человек слишком долго пользуется властью. Уже 15 год пошел. Да, Путин оказывает влияние на других, потому что засиделся и урезал дем. институты. Увеличил зону своего влияния, своего воображения, деформированного в детстве. Тот же Жаффе говорит:
"действенное лекарство от превращения политического лидера в иррационального и опасного человека – это гарантии того, что его власть ограничена во времени...".
"Мало кто из великих лидеров, имевших абсолютную власть, смог достойно уйти по собственной инициативе"
Говоря о русских, Жаффе сказал, что "народ России на протяжении своей истории всегда подчинялся очень сильной и централизованной власти".
"Коммунистическая партия держала российский народ в ежовых рукавицах много лет..., до нее то же самое можно сказать о царской власти. Я не знаю, требуется ли больше образования и демократических институтов, но, несомненно, история повторяется и, вероятно, можно ожидать худшего", - считает он.
---
Собирая воедино мысли от разных людей, можно предположить, какое будет будущее. Или наооборот, предотварить неприемлимые последствия этого будущего. Если вы вооружены знаниями - вы будуте готовы к неожиданностям.
Вы же сами пишите: у нас - всё по фиг. Занимаетесь самоотрицанием сказанного собою. Т. е. если сместить Путина, который представляет главную опасность для россиян (и остального мира), то сами россияне, как поддатливый пластилин изменятся в лучшую сторону. А те кто не изменится - заставим. Так что все-таки проблема сегодня больше в хорошем или плохом царе, чем в плохих или хороших россиянах.
1
Phillip S , 1 октября 2014 в 13:13
Постоянный читатель: Евгений Ковальски , 1 октября 2014 в 00:29
/"Собирая воедино мысли от разных людей, можно предположить, какое будет будущее."/
---
Для того, чтобы предположить, какое будущее нас ожидает, не обязательно собирать чужие мысли...
Думаю, в результате всего произошедшего в российском обществе произошел не просто раскол. Это уже прямое предчувствие гражданской войны.
"Ложь всегда рождает ненависть. Напитавшись парами государственной пропаганды, одни российские граждане готовы ненавидеть и даже убивать других российских граждан – только за то, что они не согласны с российским государством."
--
/"Или наооборот, предотварить неприемлимые последствия этого будущего. Если вы вооружены знаниями - вы будуте готовы к неожиданностям."/
--
...Ну, вообще-то, мы, типа, готовы.. Поскольку предотвратить - вряд ли получится.
-11
Татьяна К , 1 октября 2014 в 14:31
Если покопаться, то можно найти российских психологов, которые говорят, что Обама опасен. И что? Можно бодаться до бесконечности.
9
Егор Волков , 1 октября 2014 в 10:41
Вы правы - в Германии похороны каждого погибшего военнослужащего (в Афганистане, к примеру, в последние годы) проходят открытой траурной церемонией, на которой как правило присутствует министр обороны лично, которые освещаются тв и прессой. Гибель каждого военнослужащего воспринимается правительством и народом как большая трагедия.
0
Владимир Алексеев , 2 октября 2014 в 10:13
Классический переход на "личность".
Кстати, "личность" - это не более чем титульная принадлежность человека, что к примеру четко выражено в ГК РФ.
Абстракция же психологов и их хомячков - очень типичная для абстрактно мыслящих торговцев гнилыми яблоками.
0
тарас бульбаш , 2 октября 2014 в 10:39
Если долго присматриваться, у президента можно увидеть и кривизну ног. Путин - выдвиженец команды, состоящей из ....(см. периодику). Он ее устраивает и она ему помогает, поправляет и направляет. А нам, червякам, не орел страшен, а курица. С ней тоже лучше не ссориться.
0
сергей федоров , 30 сентября 2014 в 19:55
Какие штуки вытворяет с нами сознание :
Я смотрела в зеркало и не видела в нём машину, а она там была.
-- Да, я ошиблась, да, могла быть авария, да, я могла вас убить,
но вы же сами хотели меня убить.
2
Алексей Долгов , 30 сентября 2014 в 20:27
Один раз нарушал правила дорожного движения (типа самый умный). За это водитель врезался в мою машину СОЗНАТЕЛЬНО. Помял дверь. Когда я вышел из машины (сплошная была между колес моей машины) и спросил: "Зачем Вы это сделали? В машине могли быть дети." Он ответил: "А как Вас козлов по другом учить?". В итоге приехали мои друзья, он сдулся на глазах и с ущерба в 300 у.е. согласился на 100. Дверь своей машины я выгнул руками. А вот ему надо будет красить бампер минимум. Не уменьшая своей вины, даже по сей день, мне его поведение кажется немного странным.
5
Алексей Долгов , 30 сентября 2014 в 20:22
Спасибо автору за статью. Очень важно и точно.
11
Пёрт Касьнерык , 30 сентября 2014 в 21:43
моё отец пошёл служить в СА 1947 году,колхозов у нас(Западная Беларусь) ещё не было.
сослуживцы(россияне) всё спрашивали -- а откуда вы знаете что надо идти на работу...
Вот диагноз большинства дорогих россиян!
Поменяете Путина, РасПутина, ДваПутина и т.д. ничего не изменится
6
Светлана Скибенко , 30 сентября 2014 в 23:04
Да что там 47-й год! В 2007 (!) моя сестра поехала на свадьбу к дальним родственникам мужа куда-то в Костромскую что-ли область. То есть, девушка, украинка, из Херсона нормально общается с этими дальними российскими родственниками мужа, а они охают да ахают, ничего себе, Вика, вы так хорошо по-русски говорите! Она потом сказала, что чувствовала себя каким-то неожиданно умным зверьком. Однако, сами Российские родственники смски по-русски писали довольно безграмотно :-)))
0
Жительница Николаева , 2 октября 2014 в 11:30
В промежутке между 1947 и 2007 годом - 1988 год мой избранник из Курганской области звонит домой маме: "- мама, я на украинке женюсь. Да ты не волнуйся, они такие же люди как и мы."
16
Ник Ита , 30 сентября 2014 в 20:58
Преподавание логики в средней школе было отменено когда власть предержащие поняли всю вредность критического мышления для информационной войны перманентно проводимой на просторах Родины.
На логических ошибках построена вся российская пропаганда, но население десятилетиями приученное к мышлению вне логики неспособно это распознать.
1
Татьяна К , 1 октября 2014 в 17:16
А в какие годы в наших школах был такой предмет - логика?
0
Inga Svetlova , 2 октября 2014 в 13:41
А буквально еще несколько лет назад
16
Николай Сластников , 30 сентября 2014 в 21:21
"Бывают времена,когда люди принимают коллективную вонь за единство духа"
- Фазиль Искандер -
3
алекс 565 , 30 сентября 2014 в 21:43
Статья интересная.
9
Андрей Владимиров , 30 сентября 2014 в 22:00
Те,кто был никем,сегодня ощущают свою сопричастность к действительно историческим событиям.Сопричастность обманчивую,навязываемую бесконечной пропагандой! В их жизни,наверное,не было и не будет ничего более дух-захватывающего! Как следствие-благодарность в виде тех самых пресловутых 85 процентов поддержки.
12
Владимир Сверидов , 30 сентября 2014 в 22:01
Слишком много букв. Можно было бы сказать и покороче , что у россиян поехала крыша давно и совсем.Что им безразлична своя судьба , судьба детей и тем более судьба страны.Как говориться жизнь не удалась, смысла её не видят и гори всё синем пламенем.Морда озверелого быдла красуется везде и всюду. Даже если у этой морды три высших , заушных образования. Сущности это не меняет.
Могут точно зажечь весь Мир этим синем и , не только синем, пламенем.Это вам не исламское государство. Здесь всё страшнее. Дай Бог если мировое сообщество это осознает и хватится.
Пока не хватилось. Большинство населения в Штатах и Европе Россия не интересует вообще. Да и политики не больно-то взволнованы.А пора бы. События в Украине показали кто есть кто.
0
Eugene K. , 30 сентября 2014 в 22:48
Не все так драматично. Кроме ядерного оружия отличий от исламской психологии немного. Да и угрозы тоже. Даже главная - экономическая не такая страшная. О каком противнике может идти речь, когда GDP противника составляет всегда несколько процентов от совокупного GDP Запада. Да, неприятно... но не смертельно.
1
Жительница Николаева , 2 октября 2014 в 11:37
Я думаю, мы сейчас наблюдаем становление самой страшной для России войны за двадцатый и двадцать первый век. Не в смысле количества погибших, а в смысле того, что происходит сейчас с обществом.
http://inforesist.org/my-nably...
6
Слава Токарев , 30 сентября 2014 в 23:50
Сегодня на работе тетка одна, наша "патриотка", что-то там про Ходорковского заикнулась, что дескать обворовал всю страну, Путин таким прохода не дает. Я говорю - Ротенберг такой есть, знаете? Она - нет. Я говорю, а вы погуглите... Погуглила в Вики, что-то сбивчиво замямлила про клевету, про то, что неприлично считать чужие деньги и прочее блеяние... Ну и сегодня от нее первый раз услышал слово "хуцпа", дескать еврейская наглость. Погуглил - нашел много общего, только не севреями, а с нашими политиками.
2
Александр Вейнгард , 1 октября 2014 в 23:38
Слава, Вы её добьёте кооперативом "Озеро" и Ковальчуком

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 1234 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Здесь русский клуб. Что делают в Лондоне богатые россияне. Репортаж Ильи Жегулева

Опрос

Может ли частная переписка общественного деятеля в России быть предметом журналистского расследования? Обсудить →

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Обмен состоялся

231
Mike Khabarov: Да, необходимо хорошее разностороннее образование, порядочность...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»