Общество / Выпуск № 30-31 от 27 марта 2015

214680 «Надо становиться на колени посреди России и просить у своего народа прощение»

Письма Виктора Астафьева — о войне, правде о ней и цене Победы

26.03.2015 Теги: астафьев, война

Весной 2009 года увидел свет том писем Виктора Астафьева (1924—2001) «Нет мне ответа… Эпистолярный дневник. 1952—2001 годы». Перед этим составитель и издатель — иркутянин Геннадий Сапронов (1952—2009) — дал «Новой газете» верстку книги и право первой публикации выбранных редакцией писем (см. № 42, 46 за 2009-й). Через три недели на одном из организованных «Единой Россией» собраний Сапронова и журналистов «Новой», представивших аудитории книгу, предложили за нее расстрелять; Геннадий написал мне: «Всё! Ухожу в партизаны». А через месяц, успев подготовить второе, дополненное издание писем Астафьева, он умер.

Продолжаем публиковать письма, отобранные нами для газеты.

Алексей Тарасов, «Новая», Красноярск


Виктор Астафьев. Фото: Анатолий Белоногов

 

1973 г.

(И. Соколовой)

[…] У Вас, да и в любой вещи, где есть «я» — оно, это «я», ко многому обязывает, прежде всего к сдержанности, осторожности в обращении с этим самым «я» и, главное, необходимо изображать, а не пересказывать. У Вас поначалу семнадцатая артдивизия находилась на марше… Но это именно наша бригада, вооружённая гаубицами образца 1908 года системы Шнейдера, выплавляемыми на Тульском заводе (гаубицами, у которых для первого выстрела ствол накатывался руками и снаряд досылался в ствол банником), оказалась на острие атаки немцев. Сначала нас смяли наши отступающие в панике части и не дали нам как следует закопаться. Потом хлынули танки — мы продержались несколько часов, ибо у старушек-гаубиц стояли сибиряки, которых не так-то просто напугать, сшибить и раздавить. Конечно, в итоге нас разбили в прах, от бригады осталось полтора орудия — одно без колеса и что-то около трёхсот человек из двух с лишним тысяч. Но тем временем прорвавшиеся через нас танки встретила развернувшаяся в боевые порядки артиллерия и добила вся остальная наша дивизия. Контрудар не получился. Немцы были разбиты. Товарищ Трофименко стал генералом армии, получил ещё один орден, а мои однополчане давно запаханы и засеяны пшеницей под Ахтыркой…

<…>

Очень часто совпадали наши пути на войне: весь путь к Днепру почти совместный. Я был под Ахтыркой. Наша бригада оказалась той несчастной частью, которой иногда выпадала доля оказаться в момент удара на самом горячем месте и погибнуть, сдерживая этот удар. Ахтырку, по-моему, заняла 27-я армия и устремилась вперёд, оголив фланги. Немцы немедленно этим воспользовались и нанесли контрудар с двух сторон — от Богодухова и Краснокутска, чтобы отрезать армию, которую так безголово вёл генерал Трофименко вперёд.

<…>

Днепровские плацдармы! Я был южнее Киева, на тех самых Букринских плацдармах (на двух из трёх). Ранен был там и утверждаю, до смерти буду утверждать, что так могли нас заставить переправляться и воевать только те, кому совершенно наплевать на чужую человеческую жизнь. Те, кто оставался на левом берегу и, «не щадя жизни», восславлял наши «подвиги». А мы на другой стороне Днепра, на клочке земли, голодные, холодные, без табаку, патроны со счёта, гранат нету, лопат нету, подыхали, съедаемые вшами, крысами, откуда-то массой хлынувшими в окопы.

Ох, не задевали бы Вы нашей боли, нашего горя походя, пока мы ещё живы. Я пробовал написать роман о Днепровском плацдарме — не могу: страшно, даже сейчас страшно, и сердце останавливается, и головные боли мучают. Может, я не обладаю тем мужеством, которое необходимо, чтоб писать обо всём, как иные закалённые, несгибаемые воины! […]

 

13 декабря 1987 г.

(Адресат не установлен)

[…] Вот до чего мы дожили, изолгались, одубели! И кто это всё охранял, глаза закрывал народу, стращал, сажал, учинял расправы? Кто такие эти цепные кобели? Какие у них погоны? Где они и у кого учились? И доучились, что не замечают, что кушают, отдыхают, живут отдельно от народа и считают это нормальным делом. Вы на фронте, будучи генералом, кушали, конечно, из солдатских кухонь, а вот я видел, что даже Ванька-взводный и тот норовил и жрать, и жить от солдата отдельно, но, увы, быстро понимал, что у него не получится, хотя он и «генерал» на передовой, да не «из тех», и быстро с голоду загнётся или попросту погибнет — от усталости и задёрганности.

Не надо лгать себе, Илья Григорьевич! Хотя бы себе! Трудно Вам согласиться со мной, но советская военщина — самая оголтелая, самая трусливая, самая подлая, самая тупая из всех, какие были до неё на свете. Это она «победила» 1:10! Это она сбросала наш народ, как солому, в огонь — и России не стало, нет и русского народа. То, что было Россией, именуется ныне Нечерноземьем, и всё это заросло бурьяном, а остатки нашего народа убежали в город и превратились в шпану, из деревни ушедшую и в город не пришедшую.

Сколько потеряли народа в войну-то? Знаете ведь и помните. Страшно называть истинную цифру, правда? Если назвать, то вместо парадного картуза надо надевать схиму, становиться в День Победы на колени посреди России и просить у своего народа прощение за бездарно «выигранную» войну, в которой врага завалили трупами, утопили в русской крови. Не случайно ведь в Подольске, в архиве, один из главных пунктов «правил» гласит: «Не выписывать компрометирующих сведений о командирах Совармии».

В самом деле: начни выписывать — и обнаружится, что после разгрома 6-й армии противника (двумя фронтами!) немцы устроили «Харьковский котёл», в котором Ватутин и иже с ним сварили шесть (!!!) армий, и немцы взяли только пленными более миллиона доблестных наших воинов вместе с генералами (а их взяли целый пучок, как редиску красную из гряды вытащили). <…> Может, Вам рассказать, как товарищ Кирпонос, бросив на юге пять армий, стрельнулся, открыв «дыру» на Ростов и далее? Может, Вы не слышали о том, что Манштейн силами одной одиннадцатой армии при поддержке части второй воздушной армии прошёл героический Сиваш и на глазах доблестного Черноморского флота смёл всё, что было у нас в Крыму? И более того, оставив на короткое время осаждённый Севастополь, «сбегал» под Керчь и «танковым кулаком», основу которого составляли два танковых корпуса, показал политруку Мехлису, что издавать газету, пусть и «Правду», где от первой до последней страницы возносил он Великого вождя, — одно дело, а воевать и войсками руководить — дело совсем иное, и дал ему так, что (две) три (!) армии заплавали и перетонули в Керченском проливе.

Ну ладно, Мехлис, подхалим придворный, болтун и лизоблюд, а как мы в 44-м под командованием товарища Жукова уничтожали 1-ю танковую армию противника, и она не дала себя уничтожить двум основным нашим фронтам и, более того, преградила дорогу в Карпаты 4-му Украинскому фронту с доблестной 18-й армией во главе и всему левому флангу 1-го Украинского фронта, после Жукова попавшего под руководство Конева в совершенно расстроенном состоянии. <…>

Если Вы не совсем ослепли, посмотрите карты в хорошо отредактированной «Истории Отечественной войны», обратите внимание, что везде, начиная с карт 1941 года, семь-восемь красных стрел упираются в две, от силы в три синих. Только не говорите мне о моей «безграмотности»: мол, у немцев армии, корпусы, дивизии по составу своему численно крупнее наших. Я не думаю, что 1-я танковая армия, которую всю зиму и весну били двумя фронтами, была численно больше наших двух фронтов, тем более Вы, как военный специалист, знаете, что во время боевых действий это всё весьма и весьма условно. Но если даже не условно, значит, немцы умели сокращать управленческий аппарат и «малым аппаратом», честно и умело работающими специалистами, управляли армиями без бардака, который нас преследовал до конца войны.

Чего только стоит одна наша связь?! Господи! До сих пор она мне снится в кошмарных снах.

Все мы уже стары, седы, больны. Скоро умирать. Хотим мы этого или нет. Пора Богу молиться, Илья Григорьевич! Все наши грехи нам не замолить: слишком их много, и слишком они чудовищны, но Господь милостив и поможет хоть сколько-нибудь очистить и облегчить наши заплёванные, униженные и оскорблённые души. Чего Вам от души и желаю.

Виктор АСТАФЬЕВ.

<…>

1 марта 1995 г.

Красноярск

(Г. Вершинину)

[…] Что же касается неоднозначного отношения к роману, я и по письмам знаю: от отставного комиссарства и военных чинов — ругань, а от солдат-окопников и офицеров идут письма одобрительные, многие со словами: «Слава богу, дожили до правды о войне!..»

Но правда о войне и сама неоднозначная. С одной стороны — Победа. Пусть и громадной, надсадной, огромной кровью давшаяся и с такими огромными потерями, что нам стесняются их оглашать до сих пор. Вероятно, 47 миллионов — самая правдивая и страшная цифра. Да и как иначе могло быть? Когда у лётчиков-немцев спрашивали, как это они, герои рейха, сумели сбить по 400—600 самолётов, а советский герой Покрышкин — два, и тоже герой… Немцы, учившиеся в наших авиашколах, скромно отвечали, что в ту пору, когда советские лётчики сидели в классах, изучая историю партии, они летали — готовились к боям.

Три миллиона, вся почти кадровая армия наша попала в плен в 1941 году, и 250 тысяч голодных, беспризорных вояк-военных целую зиму бродили по Украине, их, чтобы не кормить и не охранять, даже в плен не брали, и они начали объединяться в банды, потом ушли в леса, объявив себя партизанами…

Ох уж эта «правда» войны! Мы, шестеро человек из одного взвода управления артдивизиона, — осталось уже только трое, — собирались вместе и не раз спорили, ругались, вспоминая войну, — даже один бой, один случай, переход — все помнили по-разному. А вот если свести эту «правду» шестерых с «правдой» сотен, тысяч, миллионов — получится уже более полная картина.

«Всю правду знает только народ», — сказал незадолго до смерти Константин Симонов, услышавший эту великую фразу от солдат-фронтовиков.

Я-то, вникнув в материал войны, не только с нашей, но и с противной стороны, знаю теперь, что нас спасло чудо, народ и Бог, который не раз уж спасал Россию — и от монголов, и в смутные времена, и в 1812 году, и в последней войне, и сейчас надежда только на него, на милостивца. Сильно мы Господа прогневили, много и страшно нагрешили, надо всем молиться, а это значит — вести себя достойно на земле, и, может быть, Он простит нас и не отвернёт своего милосердного лика от нас, расхристанных, злобных, неспособных к покаянию.

Вот третья книга и будет о народе нашем, великом и многотерпеливом, который, жертвуя собой и даже будущим своим, слезами, кровью, костьми своими и муками спас всю землю от поругания, а себя и Россию надсадил, обескровил. И одичала русская святая деревня, устал, озлобился, кусочником сделался и сам народ, так и не восполнивший потерь нации, так и не перемогший страшных потрясений, военных, послевоенных гонений, лагерей, тюрем и подневольных новостроек, и в конвульсиях уже бившегося нашего доблестного сельского хозяйства, без воскресения которого, как и без возвращения к духовному началу во всей жизни, — нам не выжить. […]

 

1995 г.

(Кожевникову)

Дорогой мой собрат по войне!

Увы, Ваше горькое письмо — не единственное на моём письменном столе. Их пачки, и в редакциях газет, и у меня на столе, и ничем я Вам помочь не могу, кроме как советом.

Соберите все свои документы в карман, всю переписку, наденьте все награды, напишите плакат: «Сограждане! Соотечественники! Я четырежды ранен на войне, но меня унижают — мне отказали в инвалидности! Я получаю пенсию 5,5 тысячи рублей. Помогите мне! Я помог вам своей кровью!» Этот плакат прибейте к палке и с утра пораньше, пока нет оцепления, встаньте с ним на центральной плошали Томска 9-го Мая, в День Победы.

Вас попробует застращать и даже скрутить милиция, не сдавайтесь, говорите, что всё снимается на плёнку — для кино. Требуйте, чтоб за Вами лично приехал председатель облисполкома или военком облвоенкомата. И пока они лично не приедут — не сходите с места.

Это Вам сразу же поможет. Через три дня, уверяю Вас, везде и всюду дадут ход Вашему пенсионному делу. Но будьте мужественны, как на фронте. Держитесь до конца!

Если же Вас начнут преследовать, оскорблять — дайте мне короткую телеграмму об этом, и я этим землякам-сибирякам такой устрою скандал, что иные из них полетят со своих тёплых мест.

Сделайте ещё один подвиг, сибиряк! Во имя таких же униженных и обиженных, во имя своей спокойной старости. Желаю Вам мужества!

Ваш В. Астафьев, инвалид войны, писатель, лауреат Государственных премий

Копию письма Кожевникова вместе с моим — в Томский облисполком. Копия письма остаётся у меня.

 

26 июля 2000 г.

(С. Новиковой)

Дорогая Светлана Александровна!

Уже давно получил Вашу книжку, но прочесть её никак не удавалось: суета, болезни, слабеющее зрение и графоманы, ломящиеся в дверь, не оставляют времени на чтение.

Книжку-документ, пусть и тысячным тиражом, Вы бросили в будущие времена, как увесистый булыжник, как ещё одно яркое свидетельство наших бед и побед, не совпадающее с той демагогией, что царила, да и до се царит в нашем одряхлевшем обществе, одряхлевшем и грудью, и духовно, и нравственно. Нужная, важная книга. Конечно, те, кто бегает или уже ковыляет с портретиками Сталина по площадям и улицам, никаких книжков не читают и читать уже не будут, но через два-три поколения потребуется духовное воскресение, иначе России гибель, и тогда будет востребована правда и о солдатах, и о маршалах. Кстати, солдатик, даже трижды раненный, как я, на Руси ещё реденько, но водится, а командиры, маршалы, и главные, и неглавные, давно вымерли, такова была их «лёгкая» жизнь, да ещё этот сатана, за что-то в наказание России посланный, выпил из них кровь, укоротил век.

Я был рядовым солдатиком, генералов видел издали, но судьбе было угодно, чтоб и издали я увидел командующего 1-м Украинским фронтом Конева, и однажды — во судьба! — совсем близко под городом Проскуровом видел и слышал Жукова. Лучше б мне его никогда не видеть и ещё лучше — не слышать. И с авиацией мне не везло. Я начинал на Брянском фронте, и первый самолёт сбитый увидел, увы, не немецкий, а нашего «лавочкина», упал он неподалёку от нашей кухни в весенний березняк, и как-то так неловко упал, что кишки лётчика, вывалившегося из кабины, растянуло по всей белой берёзе, ещё жидко окроплённой листом. И после я почему-то видел, как чаще сбивали наших, и дело доходило до того, что мы по очертаниям крыльев хорошо различали наши и немецкие самолеты, так свято врали друг другу: «Вот опять херакнулся фриц!»

История с Горовцом не так хорошо выглядит, как в Вашей книге, он действительно сбил 9 самолётов, но не только Ю-873, но и других, и на земле были те, кто не сбил и единого, и они его послали в воздух тогда, когда предел его сил кончился, и к вечеру он был сбит и обвинён в том, что, упав в расположении врага, сдался в плен. Справедливость восторжествовала спустя много лет, восторжествовала по нелепой случайности, и, когда на Курской дуге ставили памятник-бюст Горовцу, приехала одна мать, а отец сказал: «Они его продали, нехай они его и хоронять».

«Балладу о расстрелянном сердце» написал мой давний приятель Николай Панченко, он живет в Тарусе, под Москвой, почти уже ослеп. «Сталинград на Днепре» — документальную повесть — написал Сергей Сергеевич Смирнов, она печаталась в «Новом мире», а отдельного издания я и не видел.

О-ох как много мне хотелось бы Вам сказать, но на большое письмо меня уже не хватает, и я просто целую Ваши руки и прикладываю ладошку к тому месту, где сердце Ваше, столь вынесшее невзгод и выдержавшее такую работу.

Да, конечно, все войны на земле заканчивались смутой, и победителей наказывали. Как было не бояться сатане, восседающему на русском троне, объединения таких людей и умов, как Жуков, Новиков, Воронов, Рокоссовский, за которыми был обобранный, обнищавший народ и вояки, явившиеся из Европы и увидевшие, что живём мы не лучше, а хуже всех. Негодование копилось, и кто-то подсказал сатане, что это может плохо кончиться для него, и он загнал в лагеря спасителей его шкуры, и не только маршалов и генералов, но тучи солдат, офицеров, и они полегли в этом беспощадном сражении. Но никуда не делись, все они лежат в вечной мерзлоте с бирками на ноге, и многие с вырезанными ягодицами, пущенными на еду, ели даже и свежемороженые, когда нельзя было развести огонь.

О-ох, мамочки мои, и ещё хотят, требуют, чтоб наш народ умел жить свободно, распоряжаться собой и своим умом. Да всё забито, заглушено, и истреблено, и унижено. Нет в народе уже прежней силы, какая была, допустим, в 30-х годах, чтоб он разом поднялся с колен, поумнел, взматерел, научился управлять собой и Россией своей, большой и обескровленной.

Почитайте книгу, которую я Вам посылаю, и увидите, каково-то было и рядовым. Моя Марья, комсомолка-доброволка, и я, Бог миловал, ни в пионерах, ни в комсомоле, ни в партии не состоявший, хватили лиха через край. Баба моя из девятидетной рабочей семьи, маленькая, характером твёрдая, и все тяжести пали в основном на неё. Умерло у нас две дочери — одна — восьми месяцев, другая 39 лет, вырастили мы её детей, двух внуков, но всё остальное Вы узнаете из книжки. И простите за почерк, пишу из родной деревни, а Марья с машинкой в городе, я и печатать-то не умею.

Низко Вам кланяюсь. Ваш В. Астафьев.



105 комментариев

41
Александр Мороховец , 26 марта 2015 в 17:34
Вот она - истинная правда войны.
61
Елена Овчинникова , 26 марта 2015 в 20:49
Это правда не только о войне. Это правда о том, что в России жизнь человека не стоит НИЧЕГО. Так было при Сталине, и так продолжается до сих пор. В ментальности людей мало что изменилось.
Когда сегодня сплошь и рядом молодые и старые бубнят "Нам бы сейчас Сталина", хочется плакать от бессильной ярости. Почему пепел замученных не стучит в их сердцах? Почему они так легко все забыли? Почему ничему не научились? Почему потеряли последние остатки разума? Как смеют они с улыбочкой призывать великое зло, о котором сами ничего не помнят, не знают и даже не хотят знать? Почему так и не научились ценить человеческую жизнь?
25
в оккупации , 27 марта 2015 в 09:11
вместо парадного картуза надо надевать схиму, становиться в День Победы на колени посреди России и просить у своего народа прощение за бездарно «выигранную» войну, в которой врага завалили трупами, утопили в русской крови.
===
давно говорю: это не праздник, это траур. Европа это понимает.
25
Владимир Углев , 27 марта 2015 в 09:19
Мой дядя Жуков П. С. - командир 36-гв. танк. бригады, как-то в сердцах сказал: "Да никакой жуков не полководец, мясник". А этому мяснику памятник в Москве...
11
Ernst Thaelmann , 27 марта 2015 в 11:02
В Украине это уже поняли. Там удалось отказаться от позорных ритуалов поклонения палачу-генералиссимусу. Правда, прошлое из могилы долго цеплялось истлевшей рукой. Была даже попытка ввести в программу совместный российско-украинский учебник истории. И это тоже стало одной из тысяч причин Майдана.
9
Gennady Tyshkovsky , 27 марта 2015 в 12:15
Елена! Самое мерзкое, что есть в человеке, это НЕПРОТИВЛЕНИЕ Злу.
Как-то мы с женой наблюдали на пляже поучительную картину. Сильный ветер гнал высокие волны. Спускаясь к пляжу, мы были поражены не только большим, чем обычно, количеством чаек, но и их необычным поведением. Они, сбившись в большую стаю, раз за разом срывались вниз к одной и той же точке, а затем резко взмывали вверх. На песке у воды барахталась чайка, безуспешно пытаясь взлететь. Мы подумали, что это птенец, но оказалось, что у нее было сломано крыло. Вслед за нами к воде спустилась еще одна пара, более сведущая, как поступать в подобной ситуации. Они позвонили в организацию по уходу за животными и пернатыми. Стая чаек не оставляла попыток поднять на крыло раненую пока не приехали специалисты и не забрали ее.
Думается Вы догадались, что это случилось не в России.
3
Zorkiy Yastreb , 27 марта 2015 в 22:29
Какие скромные русские женщины. А кто нарожал ту "шпану",о которой пишет Рыцарь Правды В.Астафьев? Кто первый и с какими мыслями творит,ещё до зачатия,своих детей? Кто носит их,и с какими мыслями, в себе? Мужчина становится Настоящим,когда рядом с ним Настояща женщина. Неужели та масса русских женщин,живущая в России,не может перекрыть на недели,месяцы дороги из в/ч ,взлётные полосы,ж.дороги,стать щитом на границе России с Украиной на любой срок - "Нет войне! Нет гибели нашим воинам-мужчинам за кордонами России!"
-3
Светлана однако , 28 марта 2015 в 14:27
Zorkiy Yastreb Ага, а безмозглые и безответные соколы-мужчины подождут, пока хрупкие женщины с младенцами на руках не встанут щитом, чтобы защитить своих "отважных" мужчин?? Вы соображаете, что пишете?
5
Zorkiy Yastreb , 28 марта 2015 в 19:52
Я то соображаю,что пишу. А вам очень не нравиться ПРАВДА. Любящая,морально чистая женщина не может быть "хрупкой". Ибо она излучает Любовь,силу,котороую никто и ничто не победит.Если выгнали Любовь вы из себя,или судя по вашей реплике,полной неприязни,на грани ненависти,ослеплённая ими не желаете понять,что именно вы сотворили и продолжаете, "хрупкие", творить своими своими помыслами и творениями ненависть и агрессию в России,выплескивая её на сопредельные народы и страны. А вот Рыцарь Русского Духа Елена Васильева думает и творит иначе - остановить войну,объедениться ради благополучия и мира всем русским женщинам. НЕТ ВОЙНЕ С УКРАИНОЙ!
1
Светлана однако , 31 марта 2015 в 00:24
Zorkiy Yastreb: К чему столько патетики? О чем вы? Почему это вдруг мне не нравится (без Ь) правда? Перевожу на ваш язык - испокон веков мужчины защищали женщин, а не наоборот. А все остальное про "ослепленная", "творить ненависть" и т.п. - отнесите, плиз, к себе.
6
КРАЙ *** , 28 марта 2015 в 10:28
Почему пепел замученных не стучит в их сердцах? Почему они так легко все забыли? Почему ничему не научились?
=====================================
А кто им об этом расскажет? У власти продолжатели заплечных дел мастеров.
Вы вспомните когда вы видели передачу в зомбоящике, посвященную невинноубиенным. Я вообще не помню. Наша смена, от 25 и младше впадает в ступор от вопроса что такое "Архипелаг ГУЛАГ". Но только ли их вина в их невежестве?
7
Владимир Борцов , 29 марта 2015 в 21:01

3
Andrey Nikopolos, 28 марта 2015 в 11:32
Если бы немцы заполнили наши штабы шпионами, а войска диверсантами, если бы было массовое предательство и враги разработали бы детальный план развала нашей армии, они не достигли бы того эффекта, который был результатом идиотизма, тупости, безответственности начальства и беспомощной покорности солдат.

Бедные, бедные русские мужики! Они оказались между жерновами исторической мельницы, между двумя геноцидами. С одной стороны их уничтожал Сталин, загоняя пулями в социализм, а теперь, в 1941-1945, Гитлер убивал мириады ни в чем не повинных людей. Так ковалась Победа, так уничтожалась русская нация, прежде всего душа ее. Смогут ли жить потомки тех кто остался? И вообще, что будет с Россией? Надо думать, эта селекция русского народа — бомба замедленного действия: она взорвется через несколько поколений, в XXI или XXII веке, когда отобранная и взлелеянная большевиками масса подонков породит новые поколения себе подобных.

Те, кто на передовой — не жильцы. Они обречены. Спасение им — лишь ранение. Те, кто в тылу, останутся живы, если их не переведут вперед, когда иссякнут ряды наступающих. Они останутся живы, вернутся домой и со временем составят основу организаций ветеранов. Отрастят животы, обзаведутся лысинами, украсят грудь памятными медалями, орденами и будут рассказывать, как геройски они воевали, как разгромили Гитлера. И сами в это уверуют! Они-то и похоронят светлую память о тех, кто погиб и кто действительно воевал! Они представят войну, о которой сами мало что знают, в романтическом ореоле. Как все было хорошо, как прекрасно! Какие мы герои! И то, что война — ужас, смерть, голод, подлость, подлость и подлость, отойдет на второй план.

Николай Николевич Никулин - Воспоминания о войне Вот вам ответ!!!
0
Ekaterina Demianova , 2 апреля 2015 в 17:47
На самом деле именно потому, что это уже следующее поколение. Для них - для нас - и Сталин, и Великая Отечественная - это все как при царе Горохе.
Я как-то от вполне приличного вроде человека услышала, что вот, ну победили бы немцы - были бы мы сейчас в Евросоюзе и жили по-человечески. И я как-то попыталась робко возразить, что вот меня бы точно не было (правда, мою бабушку из концлагеря американцы освобождали).
И попыталась понять, откуда это отношение.
И получила ответ, что это уже задолбало, и ничего в этом нового, вечно эти мемориальцы со своими страшилками прошлого века носятся.

Понимаете, в сердцах не стучит никакой пепел - там только кровь живых. В том-то и смысл массового уничтожения - чтоб это все ушло в прошлое. А мертвые - они все-таки уходят.
20
Ешкин Кот , 26 марта 2015 в 23:47
я эту правду с детства знал, от родителей, от дяди. которому "повезло" начать с финской и закончить на китайской границе. И удалось выжить. С этой правдой жить тяжело, видимо поэтому всегда ненамидел советы.
17
Жанна Жалевич , 27 марта 2015 в 09:55
А моего двоюродного деда офицера-лишили звания героя Советского Союза,за то что он не отказался от жены.работавшей переводчицей у немцев!Забрали не только награды и из партии выгнали,но и пенсии никакой не дали..Он жил тем .что печи делал!
5
Елена Задорина , 28 марта 2015 в 20:13
Да...История очень суровая...Виктор Петрович:"А мы на другой стороне Днепра, на клочке земли, голодные, холодные, без табаку, патроны со счёта, гранат нету, лопат нету, ПОДЫХАЛИ, съедаемые вшами, крысами, откуда-то массой хлынувшими в окопы."...Мамина подруга, так и не вышедшая замуж:"Мои друзья остались лежать в Брянских лесах".....На каком-то сайте прочитала ЖУТЬ:_ если БЫ все солдаты, что погибли в 1941-45, прошли по Красной площади в Параде Победы- они бы шли 19 дней и ночей.(я пересчитала)...Папа успел и повоевать, и семью создать, и правнуков понянчить, а его братья...навечно 20-летние....
12
Андрей Резников , 26 марта 2015 в 17:39
Нет слов... Нет!
56
Stanislaw Galizki , 26 марта 2015 в 17:46
Не перекричть Виктору Астафьеву всей этой своры, увы. Не дожил он до пряничного гламура нынешнего Дня Победы, где гордость не воевавших замешана на фетише гвардейской ленты, девальвированой уже некуда. и слава Богу... Всё равно не пережил бы, увидев на Параде Победы черты сатаны на совсем другом лице.
11
Иван Помидоров , 26 марта 2015 в 20:53
На место воинов пришли мародеры.
6
Галина Ковалева , 27 марта 2015 в 17:58
А у нас 8 мая - День памяти. Для ваты пока оставили и 9 мая, просто выходной.
16
Ernst Thaelmann , 27 марта 2015 в 11:08
Увы, немного истинных ветеранов-воинов дожило до наших дней. Среди этой "поцреотической" своры вместо ветеранов говорят политотдельцы и НКВД-шники, в частности, из заградотрядов. Что стреляли не в немца а в своих. Потому-то это и есть наиболее сохранившаяся (в процентном отношении) часть участников войны. Представьте, эта нквдшная мразьбез царапины имеет такой же статус, как и настоящие воины!!!
2
Людмила Шахова , 28 марта 2015 в 22:47
Вы мои мысли выражаете.
30
Александр Зеленцов , 26 марта 2015 в 17:51
при взятии Саур-могилы в лоб за неделю погибло 26 000 человек
после обхода Саур-могилы и угрозы окружения, через 3 дня немцы ушли с нее сами , без боя
что бы 26 000 трупов русских солдат согнали бабушек-украинок и они МЕСЯЦ вывозили трупы в карьер
зачем погибли эти 26 000 людей?
непонятно
12
Александр Зеленцов , 26 марта 2015 в 17:53
свидетельство очевидца той бойни - "кровь с высоты текла ручьями, буквально"
7
в оккупации , 27 марта 2015 в 09:09
одно и то же! там были только русские солдаты?
7
в оккупации , 27 марта 2015 в 09:36
наследуете Путина, выиграли бы сами? это и есть великорусский шовинизм, не уважаете вы другие народы, они для русских только средство!
16
Юрий Кентов , 26 марта 2015 в 18:02
в 1811году,
александр, табакеркой на трон призванный,
в беседе то ли с австрийцем , то ли со шведом, похвастался планом на компанию с боонопарте: по памяти , не дословно:

"если неприятель окажется сильнее, то ни каких переговоров не будет. . .
отступать будем хоть на Сахалин сохраняя армию,
пока наши дороги, наши харчи, и наши придорожные удобства
(в смысле наш кровавый понос)
не изничтожит Наполеона. . .

исходя из этого,
и хрестоматийное пожирание курицы Кутузовым, при Бородино,
и само поражение при Бородино,
отдачу первой столицы и народа на поругание ,
это всего лишь гениально воплощенная домашняя заготовка.

И вот теперь становится понятно саккральность приращения территорий для обустройства следующей дистанции для очередного отечественного забега. . .
в смысле , пока есть куда бежать , мы не победимы. . .
да и кто бы сомневался. . .
8
Анатолий Сидоров , 27 марта 2015 в 15:03
Гид Бородинской панорамы в Москве с гордостью возвещал, что потери были равными. Я заметил ему, что французы наступали, а наши оборонялись. А из классической военной науки потери наступающих в два раза выше.
3
Андрей Беляев , 28 марта 2015 в 15:09
Если потери были равными, почему русская армия оставила поле боя французам, а вскоре и Москву?Ни один из историков (отечественных или зарубежных) не писал о "равных" потерях! "Наполеон имел при Бородине 133,8 тысяч человек и 587 орудий, Кутузов-154,8 тысяч человек и 640 орудий. Располагая меньшими силами, Наполеон создавал на всех пунктах атаки ...численное превосходство, заставляя русских отражать атаки вдвое, а то и втрое превосходящих сил. К концу битвы Наполеон занял все основные русские позиции... Соотношение потерь тоже говорило в его пользу; французы потеряли, по данным Архива военного министерства Франции(может быть, преуменьшенным?), 28 тысяч человек, русские, по материалам Военно-ученого архива главного штаба России-45,6 тысяч(отечественные историки поднимают цифру французских потерь до 58-60 тысяч произвольно..." Троицкий Н.А. "Александр 1 и Наполеон", стр.209-210.
1
Анатолий Сидоров , 30 марта 2015 в 16:46
Кутузов просто сбежал, новое сражение погубило бы армию окончательно.
2
chip munk , 28 марта 2015 в 15:30
вообще-то считается, что в 3.
1
nick unhuryan , 9 мая 2016 в 16:02
имело смысл во времена пеших армий, а во времена ракетных технологий - те несколько сотен или 1000 км это несколько минут.
26
Натан Гильченко , 26 марта 2015 в 18:09
Совестливый мужик Астафьев.
22
Jewgenia Komarova , 27 марта 2015 в 01:26
Большой русский писатель и настоящий русский человек...Упокой, Господи, его честнуюи смелую душу!
0
ilya heifets , 28 марта 2015 в 16:33
Да нет, и он был грешен: гневлив, неблагодарен, злонамеренно несправедлив. Почитайте нашумевшую в свое время переписку с Эйдельманом...
1
Владимир Борцов , 29 марта 2015 в 21:23
Он, кстати, в конце 80-х в каком-то интервью сказал про то, что он тоже много врал в свое время и что не находит прощения себе.
0
Анатолий Сидоров , 30 марта 2015 в 23:00
В книгах, но не в письмах же!
6
Людмила Шахова , 28 марта 2015 в 22:55
Порядочные люди могут называть Виктора Петровича Астафьева великим русским писателем, совестью нации. Бог сохранил его в земном аду, чтобы мы оставались людьми с совестью. Чтобы мы понимали, каким грехом, не жалея простых людей, останавливали врага. "Одна на всех, мы за ценой не постоим." Это было слишком буквально.
7
Юрий Кентов , 26 марта 2015 в 18:31
хребет правде Астафева или Никулина
был сломан в ! 1965году
я помню первый, простеньк ий и не без приключений , парад 9 мая.,
в нашем городишке с маршируюшие спереди сплошь фронтовики умудрились потерять под ноги колоны козырно-ношенные фуражки,
а с алютеры, то те вообще , пуляя в такт марша с сигнальных ракетниц, запустили одну ракету да прямо в облисполком , чем вызвали поворот трибуны к параду задом. . .. . .
я помню первые юбилейные мендали, ну первые , еще очень скромные -
вне очереди. . .
к 70 году, уже ничего в очереди приобрести толкового было нельзя, только посредством героев. . .

и как ни странно, до 65 года , страна пыхтела , и не хило -вверх. . .
и не только в космосе. . .
После начала празднования, мы начали покупать пшеницу, продавать нефть и газ,
и катить в пропасть. . .

вот тема для докторской. . . .

кто осилит!?
4
Stanislaw Galizki , 26 марта 2015 в 18:49
Гугл в помощь: на эту тему есть масса публикаций, от популярных, публицистических. до научных.
3
Юрий Кентов , 26 марта 2015 в 19:26
осмелюсь просить подсказку,
ну не попадалось. . .
5
Николай Мудров , 27 марта 2015 в 10:00
Зайдите на сайт Главархива Москвы и найдите там в разделе "наши публикации" (аудиодокументы) проект под названием "НЕЗАБЫВАЕМОЕ" (на пяти дисках).
Вот они - подлинные правдивые рассказы о войне простого народа.
Недаром к нынешнему юбилею Победы этот проект не захотели переиздать на всю страну.
0
Radik Kucher , 27 марта 2015 в 11:53
если возможно ссылку плз.
2
Алексей Алексеев , 27 марта 2015 в 22:56
На сайте Главархива только описание дисков, но часть записей с них есть тут: http://control.audiopedia.su/c... (наберите в поиске вверху Незабываемое)
29
Евгения Королева , 26 марта 2015 в 18:50
Какая боль в каждом слове! Это и есть настоящая правда о войне. Как это ни страшно, но, может, даже и хорошо, что он не дожил до Русский маршей, съезда неонацистов и "выявлением и отправкой ветеранов, приехавших в Москву без приглашения, в респираторное отделение подмосковной больницы" вместо парада Победы. Ужас и позорище...
26
Евгения Королева , 26 марта 2015 в 18:56
А хотя отправка в лагеря спасшихся из плена или отправка на Соловки безруких-безногих инвалидов, "чтобы не портили вид", ничуть не лучше. Так что ничего нового..
6
Людмила Шахова , 28 марта 2015 в 23:05
А этим безруким-безногим, так называемым " самоварам" было в основном, по 20 лет. Я даже сохранила газетную статью про них. Правда, та больница была не на Соловках. Волосы дыбом. Читать невозможно, а как это терпеть было?
4
Светлана однако , 28 марта 2015 в 14:37
Дык, места всем ветеранам в Москве на параде не хватит, уж больно их много. Да и какое они имеют отношение к параду? Они же не путинская кодла, главное- начальство разместить, оружием побряцать, да по всему миру репортаж показать. А ветеранов - их в больничку, болезных ...
23
Владимир Смирнов , 26 марта 2015 в 19:00
Я родился в 49. Меня окружало множество фронтовиков - мой отец, мои учителя, соседи. И НИКТО и НИКОГДА НИЧЕГО не рассказывал о войне.
12
Юрий Кентов , 26 марта 2015 в 19:21
А потом появились штатные воспоминатели,
заучивавшие до дыр мемуары полководцев победы.

те кто не согласен - в психушку. . .
остальных можно купить,
для того вруках система распределения . . .

мой сосед 56 года рожд, за 12 лет три машины поменял, тройку, и две шенстерки. . .
папа в 44 с училища попал в артилерию , тяжёлую. . .
а мама в фронтовой госпиталь- что почти одно и тоже - за 20км от наступающих фронтов. . .
доганяя немцев на передке тяжёлой гаубицы, им было очень прикольно флиртовать. .

да забыл, а расширение сестричке, конечно улучьшение жилишных ветерану. . . .

кончилось это тем , что мама,
конечно как ветеран и фронтовик, сделала моему соседу пенсию по болезни,
еще года четыре назад !!
(я откровенно не знал, почему он дурака в бильярде ганяет)

а узнал . на похоронах мамы, - он мне в манжетик наслюнявил слезу,
как без ее и за отца - настоящего полковника ходившего в мундире на пионерские утренники и за ежегодными подачками,
пенсии он проживет!?

и вы думаете он один такой паразит, которого герои докормили до пенсии!?
12
Ешкин Кот , 26 марта 2015 в 23:59
Просто боялись, мой дядя плакал когда рассказывал. И никогда не одевал ордена, а я глупый пацан от этого расстраивался.
7
в оккупации , 27 марта 2015 в 09:19
не думаю что боялись, просто воспоминания очень страшны, забыть пытались. правда дед всегда говорил отцу: никогда не вступай в партию
7
в оккупации , 27 марта 2015 в 09:15
поддерживаю, мой дед практически не рассказывал о войне, зато в школу постоянно приводили "фронтовиков" которые заливались соловьями
9
Gennady Tyshkovsky , 27 марта 2015 в 12:29
Владимир! Мы с Вами одного поколения, я чуть постарше. У нас дома собирались вдовы, погибших и репрессированных. У детишек ведь "ушки на макушке". Вот и пришлось в первом классе прямо из школы попасть в детскую комнату милиции. В ответ на фимиам учительницы об Отце народов сделал заявление, что он - ПАЛАЧ.
Многие рассказывали, но болишинство боялись слушать, а тем более услышать...
10
ежи войтек , 27 марта 2015 в 17:45
Я родился в 50. Мой отец воевал с 41 по 46-й. Я с ним прожил 37 лет. О войне от него я услышал ДВА ДЕСЯТКА ФРАЗ. Фильмов о войне он не смотрел, книг не читал. Приглашали на выступления в школы - не ходил. У всех моих друзей детства отцы воевали. О войне не рассказывал НИКТО.
5
Алексей Мельников , 29 марта 2015 в 19:16
Тоже самое - с моим дедом. Я видел его Красную звезду, медали За боевые заслуги и другие, но о войне рассказы из него вытягивал щипцами. Для этого на целый день увязывался с ним пастушить - дело было летом в деревне. "В награду" мне - лишь пара дедовских отговорок: "Да, что же в ней, войне-то, хорошего? Было бы об чём..." И замолкал, грустно глядя куда-то в даль: мол, будь она проклята... Только от бабушки узнал, что всю войну он катал пушки по передовой, а закончил их катать где-то в Австрии. Но от него об этом - ни слова....
2
константин ветров , 28 марта 2015 в 15:24
А я родился в 58. В пятом классе был Тимуром школы(была тогда такая фигня) и собирал воспоминания ветеранов. Жил в нашем подъезде фронтовик. Израненый весь, но такой классный, статный мужчина. Рассказывал про войну, да только не помню уже ничего из тех рассказов. А жаль...
5
Андрей Беляев , 28 марта 2015 в 15:25
Мой дед тоже почти никогда не вспоминал о войне. Но когда иногда проговаривался, от его воспоминаний слушателей охватывал ужас...Фронтовики не любили вспоминать о войне. Это для настоящего фронтовика все равно, что добровольно пережить ужасы войны в очередной раз! Их фронтовой правде все равно мало кто бы поверил.И не только из за того, что фронтовые воспоминания раскрывали непарадную сторону войны, далекую от советских идеологических и исторических мифов о войне.Понять фронтовую правду может только тот, кто сам побывал на войне...
28
Alexandr Netsterof , 26 марта 2015 в 19:02
Некрасов да и Астафьев вот и все .Вряд ли их правда о войне нашим идеологам нужна . Им нужна та лубочная . обеляющая Сталина и воспевающая великую роль партии.
6
Анатолий Сидоров , 27 марта 2015 в 15:10
Им нужно повторить Сталина, поэтому и воспевают. И я даже знаю, кто это будет
6
ежи войтек , 27 марта 2015 в 17:49
Читайте еще Никулина Н.Н.
3
chip munk , 28 марта 2015 в 15:41
у Никулина и Шумилина ("Ванька-ротный") - та же правда о войне.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 1234 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Море снаружи. Это история про то, как летним днем может оборваться молодость или даже юность...

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама