Общество / Выпуск № 83 от 5 августа 2015

115830 Небоевая потеря

Трагическая история старшего мичмана Виталия Шиманского, погибшего при погружении подводной лодки, — это повод для скорби, а не для неуместных попыток спасти честь мундира

05.08.2015
Виталий и Людмила Шиманские
Фото из семейного архива

В четверг 23 июля, накануне Дня военно-морского флота, из Гаджиева вышла стратегическая подлодка РПКСН К‑117 «Брянск» (проект 667 БДРМ). Командир корабля капитан первого ранга Игорь Степаненко провел запланированные учения, включавшие погружение и всплытие. Во время погружения в ходовой рубке (наружное сооружение, которое затапливается в подводном положении забортной водой) забыли 45‑летнего старшего мичмана Виталия Шиманского, опытного моряка, прослужившего на подводном флоте 25 лет. По свидетельству наших источников на Северном флоте, будучи дежурным по камбузу, он поднялся наверх, чтобы выбросить мусор, и в это время разговаривал с женой по мобильному телефону, так как лодка шла в пределах действия береговых антенн мобильной связи.

Сразу под ходовой рубкой располагается боевая рубка и далее — центральный пост. Это уже части прочного корпуса, место постоянного обитания команды управления в подводном положении. Ходовая рубка отделена от боевой мощным рубочным люком.

В какой момент Виталий понял, что люк задраен намертво и он остался на поверхности лодки один, — пока неизвестно. Ведется следствие. Случаи, когда человек по оплошности оказывался отрезан от помощи, забыт в технологических помещениях, туннелях, шахтах или за бортом, известны во всех странах и армиях мира. По некоторым даже сняты фильмы. Но, насколько я смог установить, впервые человек в подобной ситуации оказался вооружен мобильным телефоном. И его близкие знают, о чем он говорил в эту минуту, что чувствовал.

Вдова погибшего Людмила Эдгаровна сообщила мне, что начальство (по должностям получается — руководство эскадры в Гаджиеве) оказывает на нее давление, препятствует общению с журналистами и вообще не позволяет ни с кем говорить о подробностях постигшей ее трагедии. Однако Ангелина, дочь Виталия Шиманского, не отходившая от матери все эти дни, не стала скрывать детали.

А они флотское руководство не красят. Редакция располагает сведениями от непосредственных свидетелей. Утвержденными на флоте документами жестко регламентируется проверка всех членов экипажа на местах перед погружением. Из отсека, в котором должен был находиться Виталий, поступил доклад об отсутствии одного человека.

И командир заявил, как утверждают источники: «Да и хрен с ним — спит где-нибудь». Предположительно в этот момент мичман в 12 метрах над его головой пытался стучать в рубочный люк. «Брянск» начал погружение.

Командир Степаненко
Фото: petrsu.ru

Важная деталь: доклады о наличии людей из отсеков принимаются на центральном посту по громкой связи. А находятся там в этот момент до 30 человек. Следствие имеет, как видим, большую базу. Как утверждают опытные моряки, заткнуть рот офицерам той вахты, если они действительно слышали роковые слова командира Степаненко, теоретически можно. Хотя и сложно — свидетелей немало. Но с контрактниками, а они на центральном посту во время доклада тоже были, командование сделать практически ничего не может. Их показания надо слушать в первую очередь.

Кроме того, существует объективное противоречие между интересами командира лодки и командира отсека, который сообщил об отсутствии подчиненного. Тут уж либо одному идти под следствие за ложный доклад, либо другому — за погружение без одного человека. И свидетелей хватает.

Теперь перейдем к самому драматическому моменту истории. При всплытии в ходовой рубке было обнаружено тело. И все источники в один голос уверяют нас, что у Виталия в запасе были как минимум пара минут (а по практике — до пяти минут) и выбор.

Лодка отрабатывала срочное погружение, практически ушла камнем на дно. Он мог прыгнуть за борт в надежде на невероятное везение — продержаться немного в воде температурой пять градусов и дождаться некоего судна. Это не просто гарантированная гибель, но и пропажа без вести.

А мог остаться в ходовой рубке, самостоятельно шагнув навстречу смерти. У него было время позвонить родным и попрощаться. Но он не сделал этого, не хотел рисковать здоровьем близких — такое прощание могло для них плохо кончиться. Получается, он сознательно в последний момент распорядился своим телом. И попутно решил, возможно, не предполагая последствий, ряд проблем.

1. Он оставил родным возможность похоронить его по-человечески, и это была, как я предполагаю, главная цель.

2. Он лишил командование шанса на версию «случайного» исчезновения.

3. Он дал жене оформить главный документ нашей бюрократии — свидетельство о смерти, без которого все дела о вступлении в права наследования, продажа имущества и множество житейских дел превращаются в унизительные мытарства (по закону — более полутора лет и годы — в реальной практике).

4. При наличии тела следствие ведется другими силами и в другие сроки, санкция для виновных выше, «отбиваться» трудно даже начальству.

Разумеется, это лишь версия, но мои друзья-подводники ее поддерживают. В ее пользу говорит главное — Виталий прослужил более 20 лет и был очень опытным моряком. С высоты ходовой рубки в четыре этажа он не увидел вокруг ни дымка, ни огонька, намекающих на призрачный шанс выжить, он точно знал, что сейчас будет.

Многочисленные мнения наших экспертов указывают, что в случившемся есть и доля вины самого погибшего. И нет причин им не доверять. Однако важнее мне показалось рассказать о ситуации, сложившейся вокруг следствия, исходя из интересов семьи погибшего моряка.

Гибель старшего мичмана Шиманского наложилась на празднование Дня ВМФ, торжественные мероприятия, рапорты и доклады, визиты гостей на корабли и традиционную флотскую праздничную пьянку. Ответственным дежурным было не до семьи. Скорбящие друзья были рядом, но начальство даже не выразило женщинам необременительное соболезнование (рассказ о поведении начальства мы публикуем без купюр), и уже в пятницу 31 июля погибшего похоронили на кладбище в Шушарах, в Санкт-Петербурге.

Судя по решительному настроению жены и дочери, они собираются бороться за доброе имя старшего мичмана в условиях, когда непосредственное руководство пытается соблюсти честь мундира и спустить дело на тормозах, а в СМИ попадают нелепые версии его смерти, наводящие на мысль о его личной вине. Если он думал о своих женщинах перед смертью, они остаются верны ему после нее. Это вызывает уважение.

P.S. «Новая газета» понимает, что Людмила Эдгаровна — служащая Министерства обороны и зависит от решений руководства и оформления важнейших документов, влияющих на ее судьбу. Мы рассчитываем, что руководство Минобороны сделает все, чтобы обеспечить беспристрастное расследование и помощь семье. Во всяком случае, именно так пообещал высокопоставленный источник «Новой» в военном ведомстве.


Стратегическая подлодка «Брянск»
Фото: nachfin.info

Комментарий эксперта

Все дело в корабельной организации, а именно:

1) компетентности л/с, начиная от командира и до трюмного;

2) исполнительности л/с;

3) сознательности и самодисциплины всех членов экипажа.

В данной ситуации (исходя из написанного) мне непонятно, в каком положении находится лодка — в «позиционном» (но тогда на мостике и в рубке не должно быть л/с) или в «надводном»?

Если в «надводном», то я могу говорить о низкой компетентности командира и слабой организации корабля, а именно: после команды командира: «По местам стоять к погружению, надстройку и мостик к погружению приготовить» центральный пост дает команду по кораблю: «По местам стоять к погружению, командирам отсеков доложить о наличии личного состава». Далее командир дает команду: «Всем вниз, погружаюсь» и ЛИЧНО осматривает ограждение рубки на предмет отсутствия личного состава (проверяя все «закоулки»). Что, вероятнее всего, сделано не было.

Но и, наконец, сознательность и самодисциплина мичмана под большим вопросом. На лодке запрещено использование любых радиоизлучающих средств без разрешения командира. Думаю, разрешения звонить по мобильнику у мичмана не было.

Отсюда мои выводы о низкой организации корабля. Один забыл, другой нарушил, третий не доложил. В результате — ТРАГЕДИЯ.

Теперь моя позиция как человека, принадлежащего обществу подводников и неравнодушного к состоянию флота:

Вся специфика лодочной организации и обостренное чувство ответственности должны закладываться и закладывались раньше еще на стадии обучения курсантов в специализированных, профильных учебных заведениях (ВВМУПП им. Ленинского комсомола и УКОП им. Кирова), которые, к великому сожалению, как самостоятельные учебные заведения упразднены.

О какой полноценной (системной) подготовке подводников может идти речь, когда практически разрушена ШКОЛА?

На сегодняшний день обучение подводников производится в старых, полуразваленных корпусах бывшего, некогда элитного училища подводного плавания им. Ленинского комсомола, которое сейчас является филиалом, а по сути придатком (пасынком) Морского корпуса Петра Великого и в течение уже многих лет финансируется по остаточному принципу (то есть никак).

Надо отдать должное и поклониться тем энтузиастам-преподавателям, которые до сих пор, даже в этих тяжелейших условиях пытаются поддерживать учебный процесс, кафедры и технику в рабочем состоянии. Которые настолько преданны подводному флоту, что, несмотря ни на какие трудности, верят в возрождение ШКОЛЫ ПОДГОТОВКИ ПОДВОДНИКОВ и обучают будущих подводников, передавая свой бесценный опыт и знания.

К сожалению, без системной, осмысленной поддержки школы подготовки подводников со стороны государства наш флот будет сталкиваться с ситуациями, подобными этой.

Заводы могут построить корабли, что они успешно и делают, а вот кто и как ими будут управлять?

Основа — это люди. Любая трагедия так или иначе связана с компетентностью.

С уважением,
капитан 1‑го ранга А. И. Балакшин

 

Прямая речь

Ангелина ШИМАНСКАЯ, дочь погибшего:

— О чем он говорил в том последнем разговоре? О ремонте квартиры, который мы делаем. О моей предстоящей в августе свадьбе. О свадебном путешествии. Наша главная забота была этим летом — приготовления к моей свадьбе.

Пока в СМИ публикуют только сплетни и слухи о гибели папы. То он пьян был, то сам себя веревками привязал, то утопился с горя, потому что отец умер. А ведь дед жив и до сих пор не верит в смерть сына. Как и вся его семья. Даже читать не хочется — очень тяжело. Поймите, у нас и так горе, а из-за этого стресс стал намного сильнее.

Но ведь и мы с мамой живем только слухами… Никто из командования ни дивизии, ни подводных сил не пришел к нам и не рассказал, что же произошло на самом деле… Все это произошло накануне Дня Флота, и все о нас просто забыли на три дня… Праздник праздновали, шефов встречали… И ни у кого сердце не екнуло — а как же там семья погибшего старшего мичмана? Никто из командования даже не посчитал нужным выразить соболезнование… Конечно, и сослуживцы, и друзья звонили, поддерживали нас, как могли… Но командование?.. Ведь именно им мы доверяем наши жизни. Не зря же всегда говорят — отец-командир. Похоронами занимались мама и заместитель командира по воспитательной работе. И спасибо ему огромное — сами бы мы не справились.

Мама до сих пор не понимает, на каком она свете и как ей жить дальше. Ведь у них с папой были планы на будущее — радостные, светлые, счастливые… К моей свадьбе готовились, ремонтом новой квартиры занимались… И вдруг все рухнуло в одну минуту. Не просто папы не стало — перечеркнули и наши с мамой жизни. А еще у папы остались родители, им по 75 лет. Он и так им всегда помогал, а в последний год особенно. Ведь они живут в Донбассе, в селе Степановка, там, где Саур-Могила. Вы ведь знаете, что там творится, какие бои шли в прошлом году? Все разбито… Бабушка говорит, что будет ждать папу у калитки. Она всегда его там встречала, когда он приезжал в отпуск…

Папу похоронили. Друзья и родственники разъехались. Мы с мамой остались одни. Совсем одни. И мы просто не знаем, как нам жить дальше, на кого рассчитывать. Ведь за папой мы жили как за каменной стеной. Буквально. Ни о чем голова не болела, он нас баловал… А теперь как?! Папа 26 лет отдал службе Родине. Сослуживцы говорят, что он был высококлассным специалистом. Его называли — «трехрукий шаман», «человек-праздник»… Мы думали, что командование нам поможет справиться с бедой, ведь экипаж — одна семья… Хотя, конечно, папу нам никто и ничто не заменит…

Единственная встреча с представителем командования состоялась в аэропорту Мурманска перед отлетом на похороны. И то лишь ради одной-единственной просьбы — никому не давать показаний. Якобы в интересах следствия. Значит, все слухи и глупые комментарии в прессе следствию не помеха, а мы с мамой — помешаем? Представляете, ни домой не пришли, ни в церковь на отпевание, а в аэропорт примчались. Мы и сегодня не знаем, что там происходит. Знает ли вообще вышестоящее командование о нашей трагедии? Но у нас складывается впечатление, что все заняты спасением чести мундира. До нас доходят версии одна абсурднее другой. И, судя по ним, все заняты поисками оправданий командиру.

Когда мы приземлились в Питере, одним рейсом с нами из Мурманска прилетел мужчина в гражданском. Стоял рядом на получении багажа и громко, не стесняясь, говорил по телефону о деле отца. А я стояла рядом и слушала. Судя по всему, это адвокат начальства, по крайней мере человек, которому поручено этим делом заниматься.

Из речи ясно было, что защищать он будет командира. Так и сказал: «Подумаешь — умер человек. Ничего страшного. Главное, чтобы не пострадал Степаненко, и у него для этого есть две зацепки». И мама возле него стояла, слушала.



141 комментарий

29
ban kok , 5 августа 2015 в 08:56
Очень печальная история настоящего на мой взгляд человека, который не просто не впал в панику перед лицом смерти но и смог по максимому выжать из этой безнадежной для него ситуации в которой я бы просто впал в панику и погиб бы как трус!! - мои собалезнования семье и друзьям погибших, а также я склоняю перед ним свою голову.
-31
ПОЛИГРАФ ШАРИКОВ , 5 августа 2015 в 10:06
ban kok , 5 августа 2015 в 08:56 \\\\\\\ А мне кажется,он обыкновенный чудак на букву *М*, вылезший позвонить семье. Другой чудак не проверил рубку. Уверен,другие члены экипажа тоже лазили туда звонить. Все виноваты и не жалко.
33
Александр Б. , 5 августа 2015 в 11:37
Командир это не "чудак" который хочет проверяет, не хочет - не проверяет. Он обязан проверять как командир. Если он этого не делает - это называется преступная халатность.
8
ПОЛИГРАФ ШАРИКОВ , 5 августа 2015 в 12:23
АЛЕКСАНДР Б. , 5 августа 2015 в 11:37 \\\\ А в действиях мичмана нет преступной халатности?
22
Александр Б. , 5 августа 2015 в 14:08
Нет. Я понимаю, что это сейчас модный тренд - кидаться словами не понимая что они означают.

Халатность - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей. Мичман фактом выхода в рубку не нарушил свои обязанности. А вот капитан грубейшим образом нарушил. И это нарушение повлекло за собой смерть человека. Капитан не потому капитан что у него самая красивая фуражка, а потому что он несет ответственность.
3
Юрий Дрозд , 5 августа 2015 в 15:38
Шариков есть Шариков, о чем тут говорить.
6
Федор Паровозов , 5 августа 2015 в 17:36
Без Шариковых был бы скучным и однобоким мир, почему не посмотреть на проблему с разных ракурсов?
8
ПОЛИГРАФ ШАРИКОВ , 5 августа 2015 в 18:07
\\\\\\\\\\\Но и, наконец, сознательность и самодисциплина мичмана под большим вопросом. На лодке запрещено использование любых радиоизлучающих средств без разрешения командира.\\\\\\\\\\\Халатность - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей.\\\\\\\\\\ Ну? Этот (удалено модератором) не отличается от...,звонящих во время взлёта самолёта.
5
Александр Б. , 5 августа 2015 в 18:19
Вы не хотите понимать в чем отличие ненадлежащей дисциплины от преступной халатности. А разница принципиальная. Но в любом случае плохая дисциплина на подлодке это тоже прямая вина капитана.
8
Andrey Molchanov , 5 августа 2015 в 15:22
Ну, мы же не знаем, позвонить он вылез, или позвонил уже тогда, когда увидел, что люк задраен - решил в последний раз с семьей поговорить.
2
ПОЛИГРАФ ШАРИКОВ , 5 августа 2015 в 18:11
ANDREY MOLCHANOV , 5 августа 2015 в 15:22 \\\\\\\ Точно. Обычно на лодке никто не расстаётся с телефоном, а вдруг война,а они не на связи.
5
Федор Подмосковье , 5 августа 2015 в 23:53
ПОЛИГРАФ ШАРИКОВ , 5 августа 2015 в 10:06
ban kok , 5 августа 2015 в 08:56 \\\\\\\ А мне кажется,он обыкновенный чудак на букву *М*, вылезший позвонить семье.
---------------------------------
А Вам не кажется, что это не совсем то место и время, чтобы погибшего человека так называть?
-4
ПОЛИГРАФ ШАРИКОВ , 6 августа 2015 в 10:46
Не кажется,вот если бы он в ванной утонул-вопросов нет. Пользоваться тел. запрещают не просто так, а он,своим звонком, подвергал опасности остальных членов экипажа.
17
Dow Jones , 5 августа 2015 в 21:12
Прочитав новость, задался вопросом: как ТАКАЯ армия собирается, на дай Боже, воевать со всем блоком НАТО? Что мы имеем:
1. "Заблудившиеся" десантники. Предположим, что Путин сказал правду (что само по себе уже смешно) и российские десантники действительно способны заблудиться. Что это значит? Десантники во все времена были ЭЛИТОЙ армии. Если элита способна заблудиться, имея в своем распоряжении самые современные средства геолокации (тот же ГЛОНАСС) или на худой конец топографические карты с компасом, то на какие "подвиги" в таком случае способен обычный российский солдат?
2. Коррупция везде и во всем. В российской армии больше генералов, чем во всем блоке НАТО вместе взятом. А толку с них? Сидят на шее у страны, протирают штаны, используют срочников для строительства своих дворцов-коттеджей-дач и пр. В случае войны первыми сдаваться пойдут.
3. Наплевательское отношение к солдатам. Эта, а также история с Александровым и прочими десантниками, от которых отказалась Россия - яркий тому пример.
4. Бумажные войска. Думаю, что в случае начала конфликта с НАТО, вскроется та же печальная проблема, что и у Украины: окажется, что у России есть не более 50% от имеющихся танков-самолетов-кораблей, официально числящихся на бумаге. Остальное уже давно распродано нашими преданными генералами и лично главнокомандующим.

Спасибо Путину за развал некогда великой российской армии. Капец, даже НАТО не понадобилось, чтобы уничтожить Россию - с этим прекрасно справляется ее президент...
8
Коля Ишаков , 5 августа 2015 в 22:42
/" "Заблудившиеся" десантники. Предположим, что Путин сказал правду (что само по себе уже смешно) и российские десантники действительно способны заблудиться/"

Они не заблудились. Они после того как пересекли "ленточку" - отстали от колоны.
На весь батальон было три карты 1983 года с надписью "УССР"....
Да что там десантники, самолеты сами падают....
15
Кузнецов Андрей , 5 августа 2015 в 22:47
@ ... будучи дежурным по камбузу, он поднялся наверх, чтобы выбросить мусор, и в это время разговаривал с женой по мобильному телефону...

Извините за циничность, но прочитав эту фразу, живо представил, как мичман в "абибасовских трениках с коленками" и пластмассовых тапках с мусорным ведром и мобилой бодро вышагивал по спине ядерного Левиафана, а в это время взмыленный кафторанг носился по чреву в поисках чудика. Приказ на погружение - семеро одного не ждут. Скрепоносная во вражьем кольце. ВВП нам круглые сутки дует в уши про "мишку-ягодки". Самоволка...
2
Stepan Kharchenko , 16 августа 2015 в 23:40
Андрей, сейчас не война. От поисков "чудика" жизни команды не зависят.
Если есть инструкция, о которой говорит капитан 1‑го ранга А. И. Балакшин (см. комментарий эксперта), то нарушение её, повлекшее смерть члена экипажа, это преступление.

И честь мундира не в том, чтобы про флот чего плохого не узнали, а в том, чтобы предать преступника суду и наказать, если вина его будет доказана.
41
Луарвик Луарвик , 5 августа 2015 в 08:59
А теперь товарищ Шойгу расскажет нам сказочку о колоссальном престиже службы в ВС РФ и многократном росте числа желающих влиться в ряды увенчанной славой Армии Путинской Эпохи, одинаково хорошо умеющей массово отправлять на тот свет не только жителей некогда братских стран и пассажиров гражданских лайнеров, но и собственных воинов. Казармы к наплыву несчастных уже откапиталены ?
37
Юрий Лежнев , 5 августа 2015 в 09:34
Так если наша власть и военное командование отказывается от своих бойцов, попавших в плен, так об одном погибшем они даже не задумаются. Стоит только вспомнить реакцию "главнокомандующега" на гибель подводной лодки "Курск", и сразу становится ясным отношение начальства к своим военнослужащим. Тогда "нацлидер" просто ухом не повел и продолжал наслаждаться отдыхом.
23
Свет в Конце , 5 августа 2015 в 10:43
Он не не повёл, а намеренно, трусливо и цинично сбежал. Оставив шестёрок расхлёбывать самим. А шестёрки без главного ни чихнуть не смеют, ни тупо не знают, что делать.
27
назар , 5 августа 2015 в 13:58
. Подводник! Знай, что если твоя лодка легла на грунт с развороченным первым отсеком на глубине сто метров, а от комингс-площадки до поверхности будет всего семьдесят пять метров - семьдесят, (Удалено модератором), пять метров - тебя один хер бросят. А твой Верховный главнокомандующий с ухмылкой скажет: "Она утонула". Десантник-доброволец! Знай, что если ты случайно заедешь на территорию Украины, твой командующий скажет: "В нашей воздушно-десантной бригаде потерь нет". Твоя жена передаст твой телефон другому человеку, который скажет, что это ты, а с креста на твоей могиле снимут табличку с твоим именем. Армия тебя бросит, сынок. Всегда", - написал на своей странице пользователь "LiveJournal", российский журналист Аркадий Бабченко
12
Крокодил Бегемотов , 5 августа 2015 в 23:46
А чего удивляться?!
Там где у НИХ - Спасение рядового Райана (фильм), у нас - Отряд не заметил потери бойца (песня).
14
Крокодил Бегемотов , 5 августа 2015 в 23:51
Причём это не просто фильм и песня - это две, совершенно различные жизненные философии, т.е. основа всего.
0
Руслан Антонов , 24 августа 2015 в 18:15
Крокодил Бегемотов , 5 августа 2015 в 23:46
"...Там где у НИХ - Спасение рядового Райана (фильм), у нас - Отряд не заметил потери бойца (песня). "
"Спасение рядового Райана"- Такое патриотическое вранье даже в советских фильмах не показывали. А уж мастера были приукрасить....
"Отряд не заметил потери бойца"- напомните слова песни... уж не Гражданскую оборону вы напеваете?
40
Маркус Марцелий мл. , 5 августа 2015 в 09:37
Дело не в Шойгу - система трещит. Вся страна превратилась в площадку демонстрации путинских понтов и фуфла! Деградация - вот где корень зла.
Кажется, не осталось ни одной отрасли, ни одного рода войск, которых не коснулась бы путинская проказа. Теперь она и до флота добралась. А ведь флот - краса и гордость во все времена - всегда был на особом счету. Очевидно, сегодня ему отводится декоративная функция.
12
Motors59 1 , 5 августа 2015 в 13:31
В декабре прошлого года встречался с товарищем,он занимается геомагнитным изучением Земли,аэрофотосъемкой,еще чем-то.Так вот он поведал,что встречался по делам с директором Южмаша и тот рассказал,что осенью на пульте управления РВСН произошел самопроизвольный пуск ракеты СС-18 Сатана,что там пережили дежурные офицеры,одному Богу известно,но не успокоились пока не послали бойцов к шахте и те не доложили,что ракета на месте.А ведь Южмаш с прошлого года перестал обслуживать эти ракеты,а каждая боеголовка это десять частей по 200 килотонн каждая.Не дай Бог конечно,но на этом фоне война в Украине может оказаться детской разборкой в песочнице.
13
Евгений Дорофеев , 5 августа 2015 в 16:19
Так ведь ещё и ракета выпущенная с палубы корабля во время праздника, "слетала" не в ту сторону.
А на корабле КОМАНДИР ГЛАВНЫЙ, и "валить" на неразумного" мичмана, непорядочно.
Мичман погиб и это на совести степаненко.
На путине ВЕСЬ экипаж Курска, на степаненко МИЧМАН, ответственность одна.
8
Крокодил Бегемотов , 5 августа 2015 в 23:53
На путине вся Россия, превращённая в экипаж.
5
Michael Grab , 5 августа 2015 в 12:34
Угу, в Омске точно была готова.
21
Ярослав Неважно , 5 августа 2015 в 09:00
да уж, куда не ткнись щас в армии РФ, везде капец, то падает, то не стреляет, то люди умирают...каждый день ЧП. И Кремль еще имеет наглости пугать цивилизованный мир.
12
Gala Galkina , 5 августа 2015 в 12:51
А цивилизованный мир имеет наглость не пугаться. Давно все знают, что если и ждать удара от нас, то не из-за мощности нашей армии, а из-за неадекватности нашей ГОЛОВЫ.
34
Ольга S. , 5 августа 2015 в 09:01
О какой чести (хотя бы мундира) вообще может идти речь? Мундир, может, и остался, только вот чести нет. Не честь, а адницу они свою берегут. По чести уходят в отставку, признают вину, стреляются, а не спасаются от семьи и ответственности с помощью адвокатов. Никакой чести ни у каких руководителей ни в какой сфере в этом государстве нет. Только бесчестье, трусость, подлость и гиенизм.
Семье мои глубокие соболезнования, все это так тяжело и страшно.
23
Владимир Василенко , 5 августа 2015 в 09:04
К сожалению «Честь офицера» как такова была потеряна еще во времена СССР. Советы хорошо постарались, чтоб чтобы армия на века забыла, что это такое. В царской России офицерский корпус был пропитан духом кодекса «Офицерской чести» А современному «Русскому Миру» он вовсе не к чему. В нем властвуют совершенно другие духовные скрепы - угодливые для режимов
http://www.adme.ru/vdohnovenie...
-7
Виктор Викторов , 5 августа 2015 в 11:56
"В царской России офицерский корпус был пропитан духом кодекса «Офицерской чести»"
Это личный опыт? Рекомендую почитать Куприна "Поединок".
-6
Виктор Викторов , 5 августа 2015 в 12:27
Я так понимаю, что минусуют кадровые офицеры и их прямые потомки?
14
Владимир Василенко , 5 августа 2015 в 12:29
для Виктор Викторов , 5 августа 2015 в 11:56
Нет! Это не личный опыт. Могли бы и сами это догадаться. Но я читаю не только Куприна. Расширяйте и вы свой кругозор. По Островскому тоже Мир купечества это сплошное “темное царство”, а все купцы - «самодуры» Но судить о купечестве исключительно по его пьесам было бы тоже весьма глупо.
5
Виктор Викторов , 5 августа 2015 в 12:35
Практически все мужчины в нашей семье кадровые офицеры, уже пять поколений. И смею вас заверить, во все времена в офицерской среде хватало и приличных людей и отпетых подлецов.
Кстати, Островский купцом не был, а Куприн офицером был.
3
Те, кто бунт на корабле заподозрив, из-за пояса рвёт пистолет, так что сыплется золото с кружев.
11
Виктор Викторов , 5 августа 2015 в 13:07
Что бы развеялись иллюзии.
Государство - политическая организация экономически господствующего класса, служащая для защиты его интересов. Армии всегда была и есть силовой инструмент государства. Офицерский корпус это костяк армии. Отсюда следует, что система подготовки офицерского состава преследует одну цель - воспитать и обучить преданных власти специалистов. И эта цель ставится вне зависимости от общественно политического уклада. Почитайте о системе военного образования в США.
В России, в настоящее время, система подготовки офицеров полностью разрушена.
23
Александр Кручинин , 5 августа 2015 в 09:18
Мои искренние соболезнования семье погибшего, не дай бог оказаться в такой ситуации, когда весь мир переворачивается вверх ногами. К сожалению общественные отношения в России способствуют тому, что начальниками и командирами становятся в большинстве своем негодные для этого люди, которым наплевать на подчиненных и у которых нет никакой чести, включая офицерскую.
17
Stanislaw Galizki , 5 августа 2015 в 09:19
У каперанга адмиральские погоны в перспективе, а тут мичманюга какой-то... То-то радости, с таким командиром в бой идти.
14
Коля Ишаков , 5 августа 2015 в 09:19
К сожалению семья погибшего ничего и никому не докажет, если конечно "Новая" не возьмет это дело на контроль. Но тогда есть вероятность того, что и мичмана сделают виноватым тем более, что его вина(мобильник) тоже имеется.
Погибшим "добровольцам" на Донбассе выплачивают по 5 миллионов рублей, а что выплатят в этом случае? Если исходить из реальности то могут и ничего не выплатить - жестоко, но это реальность.
2
Gleg Киев , 5 августа 2015 в 10:23
Коля Ишаков , 5 августа 2015 в 09:19
Погибшим "добровольцам" на Донбассе выплачивают по 5 миллионов рублей
*******************
а я прочёл:
ПОГИБШИМ "выплачивают" по "5" "миллионов" р.
ну допустим с "погибшим" вы не правильно выразились, а вот то что выплачивают это точно? и по 5 млн?
12
Коля Ишаков , 5 августа 2015 в 17:32
Семья погибшего получает 5 миллионов рублей, за ранение - 1 миллион рублей. Это точно. Ссылок на это не существует, фамилии, звания и должности называть не считаю нужным. Никаких денег кроме оклада не платят, статуса участника войны не дают. Пока не дают. За Анголу, Мозамбик, Северную Корею и Таджикистан тоже по началу не давали. Но некоторые уже по три мужества(орден мужества) получили за Украину. Хотите верьте, хотите нет.
В каждом городе России где есть десантная часть, есть и городское кладбище. На кладбище есть место где хоронят "бомжей", неустановленных лиц.... недавно в России был какой то праздник - 2 августа, так вот десятки десантников стояли около могил с деревянными крестиками и скорбили о погибших товарищах. Пройдитесь по кладбищах и увидите на безымянных(бомжевских) могилах - свежие цветы и стаканчики с водкой. Я это видел по "Viber". В полках 2 августа был день открытых дверей, так вот поговаривают в глаза бросалось то, что на плацу стоит 100-200 человек личного состава полка, остальной л/с - на "учениях"....
Предлагаю всё, что я написал, оставить на уровне обрывков русских народных сказок.
24
Анатолий Прокопьев , 5 августа 2015 в 09:30
Несчастный случай, каковых в армии и на производстве десятки тысяч.
Все это из-за безалаберности как начальства, так и самих пострадавших.
У нас на работе внедрялись методы американских специалистов, так вот они сказали, пока сами рабочие не будут заботиться о своей безопасности, никто не сможет им помочь остаться целым и невредимым. Мы очень беспечны всегда и везде - дома, на работе, на дороге, на отдыхе.. Причины надо искать в психологии, почему мы не ценим жизнь, как свою, так и своих граждан. Все это печально, но это наша жизнь и она не меняется в этом отношении.
Если посмотреть статистику несчастных случаев, то мы уверенно на первом месте..
23
Свет в Конце , 5 августа 2015 в 10:48
Почему? Я Вам отвечу почему. Потому что в России жизнь человеческая не стоит и ломанного гроша. Люди - пыль. И люди на генном уровне усвоили это и сами не отдают себе отчёта в том, как беспечны по отношению к себе, своим детям. Да, даже животный инстинкт беречь потомство не срабатывает.
22
Анатолий Прокопьев , 5 августа 2015 в 11:26
Думаю, что Вы правы.. Жизнь человека в России ничего не стоит, отсюда все эти трагедии. Вот опять два автобуса на встречке, 16 человек погибли.. И ведь никто ничего не делает, чтобы предотвратить такие аварии. а ведь всего лишь надо разделить стороны движения - хоть бетонной балкой, хоть железной полосой.. Но ведь это деньги, а деньги сейчас нужны на войну либо на праздники..
Но самое главное, народу ВСЁ нравится. Ну и Бог с ними...
-23
Паша Уралмаша , 5 августа 2015 в 12:12
Анатолий Прокопьев , 5 августа 2015 в 11:26
Анатолий Прокопьев , 5 августа 2015 в 11:26
Как были неграмотными, так и остались...
"Жизнь человека в России ничего не стоит". А Вы живёте для России? Или для себя любимого существуете? Хватит уж на Родину гадить... Избаловала она таких как вы, не дорожите вы сами своими жизнями, поэтому у вас все плохие, а жизнь дешёвая. В любой стране жизнь человека стоит столько сколько он в неё себя лично вложил. И во сколько он сам лично её ценить. А отсюда и необходимость самому заботиться о себе и себя страховать, а не ждать когда тебя оценит юридическое лицо - т.е. страна.
22
Анатолий Прокопьев , 5 августа 2015 в 12:30
А при чем здесь страховка, если вы сели в автобус и всё! Ну получит ваш сын или дочь страховку - это что? Решит проблему? Я еще раз говорю, что столько людей, как у нас, нигде в мире не гибнет! Это вина и самих людей и государства! И почему, если кто-то предъявляет власти свои претензии, то он гадит на Родину? Или для вас медведев и путин и есть Родина? Для меня они просто менеджеры, которые плохо делают свою работу и доказательств этой плохой работы у меня вагон и малая тележка. И если власть будет чаще меняться, то для Родины, а значит и для народа, будет лучше.. Хотя Вас всё устраивает, я за Вас рад.. А меня нет.. Имею право..
Кстати, я предлагаю, как решить проблему, а не пою власти дифирамбы.
И еще раз говорю, что дороги надо доводит до ума, технику безопасности на производстве тоже надо соблюдать, а власть надо критиковать при первом удобном случае. В Ю.Корее все президенты после своего правления сидели в тюрьме, и Ю.Корея впереди планеты всей, а в С.Корее на власть молятся, и где эта Корея? В пежо, т.е. наоборот!!!!
14
Юрий Дрозд , 5 августа 2015 в 15:43
Интересно, чем это Россия своих граждан "избаловала"? Насколько известно, она никогда о них не заботилась ("бабы новых нарожают"). Впрочем, возможно, у Паши с Урала есть какой-то личный опыт заботы о нем, любимом.
14
Радик Морозов , 5 августа 2015 в 14:22
Каждый несчастный случай имеет конкретных "авторов"и "исполнителей", за исключением последствий природной стихии, да и это в век развития техники научились прогнозировать и избегать. В этой трагедии явно просматривается халатность командира подлодки, не принявшего всех предусмотренных мер безопасности перед погружением. Нарушения со стороны погибшего мичмана не снимают вины с командира, который отвечает за все и за всех.Еще удивляет отсутствие на таком объекте аудиозаписей всех переговоров на командном пункте. Как будто специально, что бы скрывать все "косяки" командования и личного состава.
Семье соболезнования и хороших адвокатов для судебного иска к МО РФ по случаю потери кормильца по их вине.
23
Виктор Тарасов , 5 августа 2015 в 09:33
Эта история ещё раз подтверждает, ЧЕЛОВЕК для российского руководства это РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ для достижения своих амбициозных, с карьеристским (в худшем смысле) уклоном, целей.
Страх потерять карьерный рост, тёплое , хорошо оплачиваемое место, выгоняет у "людей" честь, совесть и , вообще, всё , что характеризует человека,как ЧЕЛОВЕКА с большой буквы
13
Кот Учёный , 5 августа 2015 в 09:56
К сожалению, это было всегда. И при царе, и при большевиках, и сейчас.
-23
Паша Уралмаша , 5 августа 2015 в 12:16
Виктор Тарасов , 5 августа 2015 в 09:33 "
"ЧЕЛОВЕК для российского руководства это РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ". А для руководства какой страны ЧЕЛОВЕК не РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ, а СОКРОВИЩЕ?
Просто в некоторых странах руководство более экономно РАСХОДУЕТ этот МАТЕРИАЛ, но ни в одной стране к нему не относятся как к СОКРОВИЩУ и не хранят его, а везде используют.
-19
Паша Уралмаша , 5 августа 2015 в 12:23
Виктор Тарасов , 5 августа 2015 в 09:33
Да и ЧЕЛОВЕКА с большой буквы характеризует ни честь, совесть и т.п., а его необходимость обществу.
14
Анатолий Прокопьев , 5 августа 2015 в 12:58
Так и повеяло от ваших постов замшелым советским прошлым...))))
16
Луарвик Луарвик , 5 августа 2015 в 13:17
Паша Уралмаша , 5 августа 2015 в 12:16
«Да и ЧЕЛОВЕКА с большой буквы характеризует ни честь, совесть и т.п., а его необходимость обществу»
----------------------------
Знаете, ход ваших мыслей оригинален и интересен...
Получается, что есть общества, которым необходимы Люди с Большой Буквы без чести и совести и т.п..
И пожалуй, в чём-то вы правы.
К примеру, возьмём одного человека на букву «П» - ни чести, ни совести, но в своей незаменимости народ убедил...

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 123456 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Опрос

О чем бы вы хотели спросить у правительства Москвы? Обсудить →

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама