Общество / Выпуск № 89 от 19 августа 2015

15758 Елена ВОЛКОВА: Православные погромщики делают то же самое, что и омоновцы на Болотной

Доктор культурологии — о вандалах с иконой в руках и об их наставниках


Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

Голос Церкви, церковных авторитетов, мудрых наставников и проповедников должен звучать в полную силу, в том числе и на федеральных телевизионных каналах. Государство должно обеспечить адекватное отражение в информационном пространстве интересов граждан, которые связывают свое мировоззрение с ценностями православия…

Владимир Путин, 2012 год

 

14 августа группа людей, называющих себя православными, под предводительством Дмитрия Цорионова (Энтео) разгромила в Манеже выставку «Скульптуры, которых мы не видим». Православных якобы оскорбило изображения Христа. В ходе налета были повреждены четыре работы художника Вадима Сидура…

 

— Елена, что вы думаете о последних действиях Энтео в Манеже?

— Думаю, что это развитие того, что началось в 2003 году, когда отец Александр Шаргунов (настоятель храма святителя Николая в Пыжах на Ордынке) послал своих алтарников громить выставку «Осторожно, религия!». У него тогда был комитет «За нравственное возрождение Отечества». Они против Мадонны выступали, против журнала «Молоток», против Гарри Поттера — в общем, против всего подряд. Они за нравственное спасение России. Отец Александр Шаргунов гордился, что послал своих алтарников громить выставку. Алтарников сначала задержали, потом отпустили, а потом и наградили. Есть даже фотография, где их награждают за это.

Читайте также:

Марина ТОКАРЕВА: Пауза. В ней исчезает здравый смысл и надежда

— Наградили за преступление?

— Думаю, что в грамотах вряд ли было написано «За погром»… (В 2003-м председатель Фонда святителя Николая Чудотворца (создан по благословению патриархии, его руководство утверждает, что действует под патронатом «Единой России») Андрей Быков торжественно наградил грамотами и памятными подарками организаторов погрома выставки «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре в Москве. Быков назвал погромщиков «защитниками веры», сообщив, что в момент их награждения в храме святителя Николая на Пыжах, где происходила церемония, замироточила икона царя-мученика Николая II. — Е. М.)


Награждение грамотами и ценными подарками погромщиков выставки «Острожно, религия». Слева направо: погромщики Сахаровского центра Григорий Гарбузов, Михаил Люкшин, Владимир Сергеев, Николай Смахтин, протоиерей Александр Шаргунов, председатель правления Фонда Святителя Николая Чудотворца Андрей Быков, погромщики Алексей Кульберг и Анатолий Зякин. Храм св. Николая на Пыжах. Москва, март 2003 года.

— То есть Энтео тоже может претендовать на награду?

— Конечно. Ведь Энтео из так называемых «духовных чад» отца Димитрия Смирнова (настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской), поэтому это одна компания. Смирнов пришел и устроил погром на юбилейном концерте «Серебряного дождя», а Энтео — его ученик. Они чувствуют абсолютную безнаказанность. У Смирнова есть свой видеоблог, где он выкладывает проповеди и обращения. У него есть обращение, в котором он говорит, что «в советское время КГБ за вас сажал всех, кого надо, а сейчас самим надо работать. Собирайтесь, и идите, и громите эти секты». Или, например: «Вот бабушка воспитывает внука. Да бабушка 15 абортов сделала, чему может внука научить? Таких женщин убивать надо. Правда, это сейчас не практикуется». Это прямые призывы к насилию. Но его оправдывают даже религиоведы, какой-нибудь Борис Кнорре из Высшей школы экономики на «Радио Свобода» говорит: «Ну что вы, отец Димитрий Смирнов, ну он юродствует. Это все ирония. Он же никого не убил». Ну, извините, то, что говорит этот религиовед, — это то же самое, что какой-нибудь участковый говорит женщине, которая к нему прибегает с жалобами на побои: «Ну не убил же еще, вот убьет, тогда заявление примем».


Дмитрий Цорионов с Всеволодом Чаплиным в Госдуме. Фото: Twitter

 

«Осторожно, религия!»

— В 2003 году погромщиков ведь вначале задержали, как и сейчас Энтео, даже завели на них дело, которое потом закрыли. Но затем возникло уголовное дело против Самодурова и его коллег (Юрий Самодуров, тогда директор Музея и общественного центра им А.Д. Сахарова, где проходила выставка «Осторожно, религия!». — Е.М.). Пока ситуация аналогичная, но отличие ее в том, что за прошедшие 12 лет таких нападений и на выставки, и на кураторов, и на оперы, и на спектакли было так много, хроника таких погромов, возмущений, заявлений уже столь обширна, что это говорит о том, что православные набирают силу. Более того, они пробили закон об оскорблении религиозных чувств. И поэтому, если в 2003 году они говорили только о богохульстве, то сейчас Энтео сразу заявил в Манеже: «Мы защищаем закон» и «Это уголовное преступление. Мы уже вызвали полицию».

Читайте также:

Волшебная борода матушки Ксении

В 2003 году Госдума обратилась к прокурору (тогда Устинову) с требованием наказать художников и организаторов выставки. То есть Госдума сразу встала на сторону погромщиков. В то время как сейчас в Государственной думе даже раздались призывы наказать самих погромщиков. Не думаю, что это большой перевес в пользу законности, тем более что есть закон об оскорблении религиозных чувств, который сам беззаконный. Погромщики теперь апеллируют к этому закону и к Богу, их риторика значительно изменилась.

Одна из погромщиц, девушка, заявила организатору выставки, что «этот мир создан Богом, и все в этом мире, и этот мир принадлежит Богу и мне, как христианке».

То есть погромщики дошли уже до того, что говорят от имени Бога, и тем самым повторяют риторику того же Чаплина, который тоже считает, что он вершит от имени Бога и патриарха Кирилла, который всерьез считает себя наместником Бога на Земле, и поэтому вправе вещать о его имени.

— Если эта девушка говорит, что она действует от имени Бога, то тогда атеист или приверженец другой веры от имени кого-то или чего-то имеет право поступить аналогичным образом в православной церкви?

— Совершенно верно. Об этом — и соборность церковная, которая на самом деле, по моему мнению, потеряна в церкви, — это уважение к каждому человеку, поскольку через любого члена церкви может говорить Бог. Или не через члена церкви. Это еще и война божественных авторитетов. У нас ведь талант от Бога. Если человек талантлив — это от Бога. Церковь — наместник Бога на Земле, как она утверждает. И цитируют апостола Павла, что всякая власть от Бога.

— Если талант от Бога, то алкоголизм, например, — это тоже от Бога? Ведь среди талантливых людей много алкоголиков.

— То есть если человек заболел алкоголизмом, то болезнь у него — от Бога? То есть зло — от Бога или нет? Это большой вопрос — он называется теодицея, — откуда в мире зло при всемогущем и всеблагом Боге. Если Бог существует, если всемогущ, то почему терпит зло? Значит, он не всеблаг? Это давний вопрос, еще с Лейбница (трактат 1710 года немецкого философа Лейбница «Опыт теодицеи о благости Бога, свободе человека и происхождении зла». — Е.М.) Это вопрос без ответа, никто не знает.

— Ну ладно, алкоголики… Один из последних страшных случаев. В Новороссийске социальная служба забрала грудного ребенка из якобы неблагополучной семьи и поместила его в социальное учреждение. И там через пять дней ребенок погибает с огромной гематомой на лице. То есть ребенка просто убили. Где здесь великая миссия Бога? За что этого маленького, грудного ребенка убили?

— Нет здесь ответа. Лучше всего ответил Вольтер, притом что его обвиняли в богохульстве, — «наше дело не обсуждать вопрос о происхождении зла, а бросаться на помощь страдающему». У человека еще есть важная задача: обличать то зло, которое творится людьми. Можно, конечно, все свалить на Бога, что Бог во всем виноват, но тогда это тоже освобождает человека от ответственности.

— Но ведь сейчас примерно то же самое делает Энтео, считая, что, совершая преступление, он защищает Бога.

— Это преступление, уголовное преступление, абсолютно. Но дело в том, что сама Русская православная церковь — это, по сути, организация, чей устав, — если судить по христианским церковным канонам, как это делал убитый отец Павел Адельгейм (и этому посвящена его книга «Догмат о церкви в канонах и практике»), — входит в противоречие с древними каноническими правилами церкви и решениями Поместного собора 1917—1918 годов. Потому что соборность — то есть решение главных вопросов церкви соборно, с участием не только клира, но и мирян, на Поместном соборе при свободном выборном представительстве всех уровней церкви, от патриарха до простых мирян, — заменена властью Архиерейского собора.

Архиерей в церкви — абсолютный владыка, и все зависит от его решений. Поэтому царит безнаказанность и абсолютное бесправие простых священников и тем более мирян.

А если подходить к церкви как к социальному институту, то там не проводится аудит, мы не знаем финансовой жизни церкви, она сама по себе закрытая организация. Вот мы знаем об этом младенце несчастном из Новороссийска, потому что он попал в государственное заведение… Но мы не знаем, что творится в монастырях; мы не знаем, что творится в детских приютах при монастырях. Иногда что-то выплескивается — о насилии по отношению к девочкам в церковных приютах, о гомосексуальном насилии. Но это выплески, а потом все затихает. Ведь наша прокуратура этим не занимается, это вообще закрытая территория. Соответственно, если подходить к церкви с юридической, правовой точки зрения, то там, я считаю, непаханое поле для расследования.

 

«Состояние прелести»

— В 2012 году была замечательная проповедь патриарха Кирилла в Серафимо-Дивеевском монастыре, где он объяснял, что в церкви закон имеет два значения: есть закон светский и закон Моисея, ветхозаветный закон, благодать. О противопоставлении закона и благодати была проповедь митрополита Иллариона (слово «О законе и благодати», написано между 1037—1050 годами. — Е. М.), так вот патриарх теперь использует это для оправдания беззакония. Мы живем по благодати, говорит он, потому что мы такие просветленные, преображенные христиане, поэтому нас нельзя судить. («Закон предполагает ответственность; нарушение закона предполагает суд; суд предполагает, в случае обнаружения вины, наказание. А если над таковыми нет закона, то нет ни суда, ни наказания», — сказал патриарх Кирилл.Е.М.)

— А кто это решил, что они «просветленные»?

— Они сами и решили. Это совершенное самообожествление — то, что в христианстве называется «состоянием прелести». Человек впадает в прелесть и считает, что он подобен Богу.

— Смешно…

— Это было бы смешно, если бы не было столько трагедий. Даже тот погром 2003 года не оценен по-настоящему. Художник, поэт Аня Альчук покончила с собой. Она была единственной из художников на скамье подсудимых в 2003 году. Она прошла этот совершенно жуткий путь: собирались кликуши, ее оскорбляли, обвиняли, обзывали всячески. А потом ее тело нашли в реке в Берлине. Муж Ани, философ Михаил Рыклин, был с ней на всех заседаниях. О суде он написал книгу «Свастика. Крест. Звезда». Когда Аню оправдали, а Самодурова и Василовскую приговорили к штрафу (Юрия Самодурова и Людмилу Василовскую, сотрудницу Сахаровского центра, признали виновными в разжигании национальной и религиозной вражды. — Е. М.), Михаил, ее муж, сразу увез ее из России.


Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

Аня была поэтом. Она была очень интересным поэтом-экспериментатором, из тех, кто работал с визуальной поэзией — поиск слов, поиск смыслов, которые спрятаны в слове… Это очень интересная графическая визуальная поэзия. Она была художником, делала инсталляции о природе гендера. Она была одним из первых теоретиков феминизма в 90-е годы. Она была очень интересным творческим человеком и очень хрупким, какими обычно бывают тонкие поэты, художники. Она уехала в Германию с мужем. И там в 2008 году ушла из дома и не вернулась. Ее тело долго искали. Я была уверена, что ее убили, потому что православные радикалы по-прежнему присылали ей угрозы. Но потом, в прошлом году, вышла еще одна книга Михаила Рыклина, уже посвященная целиком жене, она называется «Пристань Диониса. Книга Анны». Михаил Рыклин прослеживает весь ее путь и приходит к выводу, что это было самоубийство поэта, она как бы ушла в свободный мир. Она сделала это, потому что не смогла пережить суда, потому что она впала в тяжелую депрессию. Более того, с ней произошло то, что происходило в немецких и советских концлагерях: она не смогла выдержать этой массовой агрессии против себя и стала верить в то, что она виновата. Это когда человек не может один противостоять массированному насилию, издевательству над собой. И у нее стали появляться мысли, что, «может быть, я действительно виновата». Но это уже было в депрессивном состоянии, такая сломленность. И она убила себя.

Она не была организатором выставки. Она была одним из художников. Перед выставкой на сайте Сахаровского центра она написала, как она видит эту выставку. И что эта выставка очень важна, потому что церковь стала репрессивным аппаратом, ее можно и нужно подвергать критике и анализу.

 

Призывы с амвона

— По уголовному делу против Самодурова, Василовской и Альчук была проведена экспертиза. Делала ее психолог Вера Абраменкова. Эта же Абраменкова потом писала экспертизу по Pussy Riot, основываясь на Трулльском (691—692 годы, Константинополь) и Лаодикийском (360 год, Лаодикия) соборах.

Читайте также:

Текст экспертизы по делу Pussy Riot

Вот эта Абраменкова почему-то решила, что Аня является лидером в группе художников, и об этом она указала в экспертизе, и поэтому Аня оказалась единственной на скамье подсудимых. Хотя, повторяю, она не была организатором, и группы-то там никакой не было. На суде обвинение хотело создать образ сплоченной, враждебной преступной группировки, ОПГ из художников, и им был нужен какой-то лидер. Вот они сделали из Ани лидера.

— Я слышала, что в одном из ваших выступлений вы рассказывали, как в 2012 году в церквях Москвы с благословения патриарха Кирилла настоятели просили своих прихожан подписывать обращения к прокурору с требованием ужесточить наказание для девушек из Pussy Riot.

— Была Крестопоклонная неделя, то есть Кресту посвященная. Это было воскресенье, 18 марта 2012 года. Во всех храмах Москвы настоятелей после проповеди с амвона обязали читать обращение к московскому прокурору с требованием ужесточить наказание Pussy Riot до пяти лет. Это был совершенно беспрецедентный случай. Такого никогда раньше не было, чтобы в церкви призывали посадить в тюрьму, даже в советское время. Отказался читать обращение отец Алексий Уминский (настоятель храма Святой Троицы в Хохлах). А моя аспирантка мне прислала эсэмэску: «Отец Александр Борисов прочитал с амвона призыв посадить Pussy Riot. Как дальше жить, Елена Ивановна?» То есть отец Александр Борисов, один из либеральных последователей отца Александра Меня, у которого как бы либеральный приход Космы и Дамиана в Столешниковом переулке, тоже прочитал. И отец Владимир Лапшин (настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке, что в Газетном переулке) тоже прочитал. То есть даже друзья-последователи Меня прочитали это обращение.

Читайте также:

РПЦ с политического благословения ведет кампанию по захвату имущества российских музеев

— Наверное, они боялись потерять свои приходы?

— Да, они побоялись. Но затем начался какой-то небольшой, но все-таки скандал, возмущение в Сети и возмущение прихожан. И тогда они <священники> свои действия объяснили так: мол, мы не призывали подписывать, мы просто прочитали и положили около ящика этот текст.

 

Православие как политическая религия

— Сейчас экспонаты с выставки «Скульптуры, которых мы не видим» пошлют на экспертизу по поводу того, оскорбляют они религиозные чувства или нет. А кто у нас будет экспертизу-то проводить? Вот эта Вера Абраменкова и компания и будут проводить экспертизы.

У нас же еще существует проблема войны экспертиз. Теперь всюду нужны экспертизы. А на экспертов очень легко повлиять. Определенные эксперты фактически вписаны в церковный истеблишмент. Для них это важно как положение, как статус церковной элиты, их приглашают всюду, с ними советуются, за ними стоит церковь, и они не потеряют свои должности и будут продвигаться по службе, входить во всякие советы, ездить на конгрессы и конференции... Они сейчас накатают заключение, что Сидур оскорбляет их чувства из могилы.

— Елена, хотела привести вашу цитату: «Религиозное прикрытие используется для борьбы с осмыслением того, что происходит в стране. Не надо ничего осмысливать, и думать не надо, молитесь на телеиконы, и откроется тебе истина». Кому принадлежит идея создания «религиозного прикрытия»? Администрации президента?

— Еще в 90-е годы церковь с удовольствием дала согласие быть митрополитбюро (так отец Глеб Якунин называл церковь). То есть идеологическим департаментом государства, где православие — новая политическая религия, тоталитарная идеология, в которой остались ценности коммунистической политической религии — марксизма-ленинизма. И это можно назвать коммунистическим волком в христианской шкуре. Религиозной терминологией называется то, что присуще вообще политическим религиям, то есть тоталитарным идеологиям. «Мы лучшие». Раньше мы были лучшие как советская страна, теперь — как православная. «Мы окружены враждебным миром». Раньше капиталистическим, теперь еретическим, католическим, протестантским и прочее. То есть: «Мы свет, который окружен тьмой». По мере развития социализма обострялась классовая борьба, а теперь обостряется борьба с врагами церкви и с еретиками, с безбожниками, которых легко демонизируют.

Все враги демонизируются, все сатанисты. На протестные акции ходят сатанисты; на Западе, в Европе и в Америке — тоже сатанисты и т.д. Все враждебное легко демонизируется.

Эта идеология свою борьбу представляет даже шире, чем советская идеология. Советская идеология была планетарная — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Мы противостоим злу всего мира». А эта — космическая, потому что — «За нами Бог», «Мы спасаем истинную веру», «Мы говорим от имени Бога». И поэтому эта космическая, метафизическая, мистическая война идет за спасение, за Бога. Как войско архангела Михаила, мы встали на защиту Бога, а с нами борется сатана в разных обличьях, внутри и снаружи.

Я много лет была в церкви, я представляю жизнь прихода. А как договаривается церковь с властью… Я думаю, что и договариваться-то особенно не надо, потому что это патриархия, созданная Сталиным в 43-м году, имеет мало отношения к дореволюционной церкви. Это новообразование, симулякр, или мутант, искусственная имитация церкви. А по сути, это был департамент секретных служб, поэтому они всегда работали вместе, сообща.

Тут нет какого-то сложного взаимодействия — кто, кому, что говорит, — это единое гомогенное тело еще с советских времен.

Другое дело, что в начале 90-х у них была возможность самостоятельного развития и в хорошем смысле христианизации общества, то есть утверждение принципов милосердия, уважения к личности, любви друг к другу. Но они по своей природе были к этому неспособны. И поэтому, как только государство дало им сигнал, что мы готовы, чтобы вы опять нам служили, они с радостью бросились в объятия и стали развивать идею Святой Руси, а потом Русского мира. Они же на самом деле и создали идеологию, которая, по моему мнению, оправдала украинскую войну, и создали ее задолго до войны на Украине. Идеологию Русского мира и канонической территории Русской православной церкви в Украине. А уже потом пошли войска…

 

«Я же крещеный, значит, православный…»

Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

— Власть пытается сделать православие национальной идеей… Но статистика говорит о том, что действительно верующих людей в стране очень мало. Только 2%, по данным ВЦИОМа, соблюдают пост; читают Евангелие — 8%; на исповедь ходят 4%, а 33% не знают заповедей Христа. То есть нельзя говорить, что православие — действительно основополагающая вера для большинства населения. Не получается этого.

— Здесь нужно разделять, о какой вере идет речь. Есть личная вера. Есть люди, которые ходят, исповедуются, причащаются в церкви, это их личная вера. Другое дело, что и ее назвать верой часто очень трудно, потому что там очень много язычества и магии. Они приходят для того, чтобы совершить обряд, и, выходя, не думают о том, чтобы жить по-христиански. То есть это формальное христианство. Они могут ходить в церковь, их может быть всего 2%, но и эти 2% тоже еще нужно анализировать и выяснять, насколько там есть вера и желание человека жить по христианским заповедям, а насколько — просто пришел, поставил свечку, причастился и ушел, а живет по-прежнему варварски и жестоко по отношению к другим.

Что же касается этого колоссального отличия между тем, что 80% населения объявляются православными в России, а на службы регулярно ходит 2%, то это так называемая идентичность, национальная и культурная. То есть люди считают себя православными, потому что они крещеные, потому что они родились в православной России, и в принципе им так спокойнее, потому что сейчас православие в моде. Практически, когда вы спрашиваете человека: «А ты православный?» — вы задаете ему вопрос: «А ты принадлежишь к большинству? Или ты какой-то изгой, тебе доверять-то можно или ты вызываешь подозрения?» Он с готовностью говорит: да, православный, а сам думает: ну я же крещеный, значит, православный …

Многие люди с легкостью перешли из советской идеологии в православную. Советскую идеологию они воспринимали довольно формально: ну да, надо же в партии быть, вот и я в партии, я свой. Это безопасно. Учитывая то травматическое сознание после колоссальных репрессий, важно быть своим, важно быть в стае. Это животное сознание: надо быть с сильным, надо быть с властью. Некоторые рассуждают так: «Власть сейчас поддерживает православие, и я тоже с ними, и это каким-то образом оградит мою личную жизнь».

— Получается, что истинно православных очень мало. Но они громят выставки, срывают спектакли, диктуют правила жизни. РПЦ пришла в школы, в армию, в пенитенциарную систему и т.д. И при этом они все время говорят о том, что их чувства сильно верующих постоянно кто-то оскорбляет.

— Все правильно, так оно и получается. Только с уточнением: что такое истинное православие, тоже непонятно. Когда вы произносите слова, что «истинно православных немного», вы имеете в виду евангельски ориентированных православных — на заповеди «Не убий», «Не укради» и т.д.

— Конечно. Так и должно быть, если они называют себя верующими.

— Ну верующим себя называет и Энтео. Если вы говорите, что мало истинно православных, и ссылаетесь на статистику, то среди этих условных 2% тоже могут быть националисты, антисемиты, готовые громить протестантов и кого угодно, и ехать воевать за «Новороссию». И это не значит, что если они регулярно посещают церковь, то они живут по заповедям блаженства, например. Поэтому само понятие «истинно православный» сейчас совершенно невозможно определить. Я бы все-таки отделила евангельски ориентированных верующих и ориентированных на эту новую тоталитарную идеологию. А она агрессивная, она без стеснения применяет силу. Посмотрите, с какой легкостью в последние годы Чаплин стал говорить о конфликтах с художниками: «Да, мы прибегаем к помощи прокуратуры, судов. Да, мы считаем, что нас должны защищать в судах». Это же тоже не имеет никакого отношения к Евангелию, в котором сказано, что «если поведут тебя на суд, примирись с братом своим, пока не довели тебя до судьи».

— А что тогда в этой ситуации делать? У себя в Facebook вы написали, что погромы не остановить, их некому останавливать…

— Мне кажется, должно возникнуть объединение художников, музыкантов, людей искусства, литературы и адвокатов. Сколько лет происходит это безобразие, это издевательство над художниками, нарушение законов о свободе совести, свободе художественного творчества, международных конвенций, да и нашего закона о культуре. И никто не объединяется. Правда, единственное, что за эти 12 лет стало больше шума, например, в связи с закрытием спектакля «Тангейзер». А тогда, в 2003 году, все в страхе разбежались, и мало кто из искусствоведов пришел на суд защищать коллег, художников, защищать тех, кого судили.

Сейчас Юрий Самодуров пишет: если те, кто возглавляет серьезные авторитетные институты культуры (наверное, имеет в виду директоров Манежа, Эрмитажа, Русского музея, Пушкинского музея и т.д.), не выступят с заявлением, с требованием о наказании погромщиков в Манеже, значит, произошедший акт погрома закономерен, и художественное сообщество ничего не может этому вандализму православных активистов противопоставить, кроме самоцензуры. Я перебрала в голове имена этих директоров и поняла, что, кроме Леонида Бажанова (это Центр современного искусства), который ходил на суды над выставкой «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство-2006» и защищал художников, не знаю никого из руководителей музеев, кто бы сейчас был готов возглавить такую ассоциацию защиты. Все боятся.

А боятся чего? Боятся, что к ним применят закон об оскорблении чувств верующих? Или они боятся, что не будут в стае?

— Это же вызов Кремлю. Это государственные музеи, у которых государственное финансирование. И сейчас, если такой директор выступит и скажет: «Надо остановить это варварство, мракобесие», — это будет вызов основе власти. Ведь власти нужно какое-то оправдание. Она нашла это оправдание как бы в божественной санкции. У нас же патриарх говорит, что Путин нам послан Богом, чтобы выпрямить кривизну истории. Чаплин говорит о том, что Путин — это богоизбранный лидер. Церковь дает духовную санкцию, она освящает власть. А власть держится за церковь, использует ее как идеологический инструмент.

 

 

— Тогда получается, что Кремль приветствует то, что Энтео сделал в Манеже?

— Я думаю, что да. Кремль наверняка приветствует, потому что и Энтео, и Смирнов чувствуют собственную востребованность властью. А что они делают? Они делают в принципе то же самое, что омоновцы. Омоновцы разгоняют людей, которые вышли на мирный протест, бьют их, а потом их же обвиняют в том, что они избили омоновцев, и сажают их в тюрьму. Православные погромщики делают то же самое: они нападают на людей, у которых даже не всегда антиклерикальный протест (скажем, у Сидура это не протест), а просто мирное свободное творчество, и затем уничтожают произведения искусства, за которыми стоят художники, на художников они подают в суд (как омоновцы на «болотников»), и художники оказываются на скамье подсудимых или в тюрьме, как Надя с Машей (Pussy Riot). И это то же самое, тот же самый сюжет.

А власти это выгодно. Энтео прекрасно понимает, что он востребован властью, что людей нужно держать в страхе, и любые ростки свободного самовыражения нужно обязательно выдирать или косить, и обязательно показать, кто здесь, в этом доме, хозяин. В этом доме хозяева мы — беззаконные погромщики, мы говорим от имени Бога. Поэтому ответственность за насилие, которое творится властью, несет Московская патриархия вместе с властью, а иногда прежде власти. Потому что она создает идеологическое оправдание. Вот в чем опасность: создается теория, оправдывающая зло, когда насилие объявляется добром, когда зло представлено как добро. Поэтому власть и церковь друг без друга существовать не могут, это сиамские близнецы.


Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

P.S. В ближайшее время председатель Совета по правам человека Михаил Федотов планирует направить письмо генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, в котором действия погромщиков, по мнению правозащитников, содержат признаки таких преступлений, как «вандализм» (ст. 214 УК РФ) и «хулиганство» (ст. 213 УК РФ). Полная безнаказанность погромщиков создает условия для роста религиозной нетерпимости и вражды, считает председатель Совета.



63 комментария

10
Максим Инь , 18 августа 2015 в 17:45
После получения 20 млн. руб за нанопыль - у нас возможно все
5
Михаил М , 18 августа 2015 в 22:49
Убежден, что умным россиянам лучше делать ноги из России.
Нравственная мерзость ВСЕГДА имеет свойство переходить из сферы мыслительной и умозрительной в сферу материальную. Мысли материальны.
13
Michael Grab , 18 августа 2015 в 17:50
Видел с'емку этот 'выступления' по ТВ.
Г-н цорионов, прикрываясь правослявными лозунгами, выпендрился, продемонстрировал свою крутизну миру и бабе, которая за ним затаптывала произведения искуства.

Нормальное г-во за подобное должно сажать. Или как минимум накладывать крупный штраф за разрушение произведение искуства, хулиганство, нарушение общественного порядка, нподобающее поведение в общественном месте.

В России "социально близкого" в обиду явно не дадут.
Покровители найдутся.
-3
Александр Бердников , 18 августа 2015 в 18:54
"Нормальное г-во за подобное должно сажать."

Увы. Век вывихнул сустав не только у нас. Феминистки, которые славно повеселились в Соборе Парижской Богоматери, тоже были отпущены без последствий: http://www.mk.ru/social/2014/0..., http://www.euromag.ru/france/3... и т.д.
0
Александр Бердников , 18 августа 2015 в 18:57
А наказали как раз смотрителей, которые их старались выгнать.
-7
Ekaterina Demianova , 19 августа 2015 в 00:21
меня сильно царапает, что как только обсуждается что-то в разрезе "оскорбления чувств верующих", все сразу поминают Pussy Riot.
вообще-то на мой взгляд когда девки приходят что-то орать в храм (извините, да, я не люблю PR, бросайте в меня сколько угодно камней, хоть все в череп), это не есть гуд. они не имеют отношения к православия - уж точно к тому православию, которое строило этот храм. они же сами себя ему противопоставляют. так вот, можно полемизировать, можно быть против, но не надо лезть в чужой монастырь со своим уставов.
не нравится тебе официальное православие, считаешь, что песни под гитару лучше молитвы (не совместимы, а именно лучше - они же не так, чтоб в церкви молитвы, а на концертах песни) - считай, но тогда ты не в формате этой церкви и тебе нечего делать в ее храме.

а с выставкой скульптур ситуация иная, как, кстати, и с Тангейзером (вот поди ж, и Тангейзер мне тоже чисто вкусово и субъективно не нравится, как изначальный, так и то, что с ним сделали в печально известной постановке). там Энтео приперся на чужую территорию со своими оскорбленными чувствами. чуете тонкую разницу, не Сидур восстал и принес свой линолеум в храм, повесив его вместо икон, а Энтео пришел в место светское, Манеж - совсем не храм.
и Тангейзер шел в театре, а не в храме перед амвоном.

так что я о чем - не надо смешивать мягкое с теплым.
5
Alexey Alexey , 19 августа 2015 в 09:24
Ekaterina Demianova , 19 августа 2015 в 00:21
все сразу поминают Pussy Riot."

"девки приходят что-то орать в храм"

Этой фразой вы не их унижаете, а себя, потому что они не приходили, что-то орать в храме

"они не имеют отношения к православия - уж точно к тому православию, которое строило этот храм"

Не понятно, почему вы так пишите, когда они заявляли и не раз, об обратном

"не нравится тебе официальное православие, считаешь, что песни под гитару лучше молитвы (не совместимы, а именно лучше - они же не так, чтоб в церкви молитвы, а на концертах песни) - считай, но тогда ты не в формате этой церкви и тебе нечего делать в ее храме."\

Пусси Риот никогда не выступали ни против православия.
Никогда Пусси Риот не утверждали, что песни под гитару лучше чем молитвы.

"так что я о чем - не надо смешивать мягкое с теплым."

Золотые слова.
Вы в начале выясните, что и почему сделали Пусси Риот, а потом пишите, что вы к ним плохо относитесь
2
sova sova , 19 августа 2015 в 09:59
Ekaterina Demianova , 19 августа 2015 в 00:21
... на мой взгляд когда девки приходят что-то орать в храм
************
Не "что-то", а "Богородица Путина прогони". А если бы они "орали" "Богородица, Путину дай здоровья еще на 300 лет" - это было бы уже не "что-то", а на груди у них по ордену болталось?))
В храм? Вы считаете это сооружение с куполами крестами и банкетными залами храмом?))

(извините, да, я не люблю PR,
************
Сколько угодно. Только Закон не может судить кого-то исходя из вашей (моей) любви или нелюбви. Закон одинаков для всех. По крайней мере в нормальных странах (каковой советская правохерия не является)).

... они не имеют отношения к православия - уж точно к тому православию, которое строило этот храм.
***********
))) Совершенно верно излагаете. Думаю, формулировочку Фрейд подсказал)).

они же сами себя ему противопоставляют. так вот, можно полемизировать, можно быть против, но не надо лезть в чужой монастырь со своим уставов.
***********
Если это "чужой монастырь", то его надо было строить не за мои деньги. Логично?

... так что я о чем - не надо смешивать мягкое с теплым.
**********
Золотые слова. И передергивать чего не до конца понимаешь - тоже не надо. Если бы не было Пусси Райот Энтео уже сидел бы в Кремле и сгонял бы вас по утрам "на молитву" всей страной. Колоннами по шестеро и с руками за спиной.
0
Victor Ivanov , 19 августа 2015 в 17:47
Т.е. правильное "до конца" понимание - именно такое? PR - предотвратили неминуемое вхождение во власть этого науськиваемого придурка вместо... страшно подумать... Однако.
А вдруг наоборот? Мелкое хулиганство PR было использовано, чтобы раскрутить эту пружину шовинизма и мракобесия? И теперь уж мелкий пакостник Энтео в центре событий, косвенно благодаря именно PR. Нет,
я не утверждаю, я точно "чего до конца не понимаю", но предполагаю, что и так помыслить возможно. Конечно, не было бы PR, шпана, именующая себя креативной правящей элитой, нашла бы повод. Она их сотнями нашла, эти поводы, и размазала по ним всё оппозиционное движение.
Кто был Удальцов для Путина? Как говорят китайцы, бумажный тигр. А сколько законов дума напринимала для упорядочивания протестного движения, благодаря его существованию?
Колоннами по шестеро, говорите? И Энтео в Кремле? Красочно. Но, боюсь помыслить, этот где? Ну... этот...?
-1
Ekaterina Demianova , 20 августа 2015 в 23:45

и... слушайте, очень многабукв будет, если прямо вот по каждому пункту. скажу сразу и как-нибудь покороче.
я не могу отвечать на то, что Вы мне приписываете, поэтому сразу определимся:

1) я не люблю Энтео.
2) да, то, что девушки сделали, я считаю глупостью. то, что делает Навальный - выражение гражданской позиции с оттенком некоторой все же бесшабашности и авантюризма, тем не менее - ценной гражданской позиции.
то, что сделали девушки, все ж таки глупость. мы с Вами живем в стране, где было достаточно революций, переворотов, перестроек и т.п. ТАК строй не меняется. путем запевания "Богородица Путина прогони" не изменить строй в этой стране. это - глупость.
блин, отключите мысли про патриарха Кирилла и т.п., включите в себе на секунду политтехнолога. ну как, теперь - глупость?
3) я не считаю глупость уголовно наказуемой. я считаю, что то, что устроили наши квазисуды с этими девушками - еще большая глупость.
лирическое отступление: боюсь, что дело даже не в том, что глупость заразна. есть такое чувство, что хоть глупость сделаешь, хоть умность - "наше все" или не заметит, либо отреагирует глупостью.
4) что касается строгости наказания отдельно - мне это НЕ нравится.

мне вообще не нравится, когда людей сажают в тюрьму. хотя бы потому, что в нашей стране это совершенно ужасное место, никого толком исправляющее, а делающее только хуже.
0
sova sova , 21 августа 2015 в 14:35
Ekaterina Demianova , 20 августа 2015 в 23:45
... 1) я не люблю Энтео.
************
))) А я Станиславский)).

2) да, то, что девушки сделали, я считаю глупостью.
**********
А я - подвигом. Кто из нас прав рассудит время (и уже очень скоро).

то, что делает Навальный - выражение гражданской позиции с оттенком некоторой все же бесшабашности и авантюризма, тем не менее - ценной гражданской позиции.
********
А я ему не верю...

то, что сделали девушки, все ж таки глупость. ... путем запевания "Богородица Путина прогони" не изменить строй в этой стране. ...
**********
А кто вам сказал, что они хотели "изменить строй"? Не думаю, что Толоконникова так глупа, чтобы ставить в то время перед собой такие задачи. Они хотели всего-навсего показать, что "не все ладно в датском государстве". Задумайтесь, люди! В нем не все ладно и уже давно...
Они своей цели достигли.

блин, отключите мысли про патриарха Кирилла и т.п., включите в себе на секунду политтехнолога. ну как, теперь - глупость?
**********
Отключила. Включила. Подвиг... (Подвиг еще и потому, что как ни в каком другом случае, ОТЧЕТЛИВО ПРОЯВИЛАСЬ "смычка церкви с государством". тогда как церковь от государства была отделена в приснопамятном 1917 году.)
1
sova sova , 21 августа 2015 в 14:35

3) я не считаю глупость уголовно наказуемой. я считаю, что то, что устроили наши квазисуды с этими девушками - еще большая глупость.
**********
Это вы так мягко почему? Имеете отношение к нашему "кривосудию"? Только то, что они сделали, не мелкая шалость по глупости. Преступление. И оно будет названо своим именем. Рано или поздно.

лирическое отступление: боюсь, что дело даже не в том, что глупость заразна. есть такое чувство, что хоть глупость сделаешь, хоть умность - "наше все" или не заметит, либо отреагирует глупостью.
**********
Каждый народ имеет то "наше все", которое не стесняется его (народ) иметь в "наше все")).

4) что касается строгости наказания отдельно - мне это НЕ нравится.
**************
Это не "строгость наказания". Повторяю - это преступление.

мне вообще не нравится, когда людей сажают в тюрьму. хотя бы потому, что в нашей стране это совершенно ужасное место, никого толком исправляющее, а делающее только хуже.
*********
Не согласна с вами. В наше время стало столько не умеющих жить в спокойном обществе, которых надо держать в тюрьме. Но пока они держат в тюрьмах людей, не нуждающихся в "исправлении".
1
sova sova , 21 августа 2015 в 14:20
Victor Ivanov , 19 августа 2015 в 17:47
... А вдруг наоборот? Мелкое хулиганство PR было использовано, чтобы раскрутить эту пружину шовинизма и мракобесия? И теперь уж мелкий пакостник Энтео в центре событий, косвенно благодаря именно PR.
************
Это - с больной головы на здоровую и телегу поперед лошади. Пусси одними из первых сказали вслух то, что пока мутно бродит в небольшом количестве голов.

... Колоннами по шестеро, говорите? И Энтео в Кремле? Красочно. Но, боюсь помыслить, этот где? Ну... этот...?
************
))) У Энтео на посылках.))
К сожалению, "этот" раскачал со дна такое дерьмо, что когда его самого не станет, на его место придет такое "энто", что нам с вами небо с овчинку покажется и по "этому" мы будем слезы лить, как по светочу свободы и демократии.
-2
Victor Ivanov , 21 августа 2015 в 14:55
Т.е. вы одна из тех, у которых "пока мутно бродит в небольшом количестве голов" ?
Занятно вы себя позиционируете.
0
Victor Ivanov , 21 августа 2015 в 15:09
Отвечу в вашем стиле:
-----------------------------------
))) У Энтео на посылках.))
К сожалению, "этот" раскачал со дна такое дерьмо, что когда его самого не станет, на его место придет такое "энто", что нам с вами небо с овчинку покажется и по "этому" мы будем слезы лить, как по светочу свободы и демократии.
************
Почему мы? Это вы слёзы будете лить. Я не буду. Ни по тому, ни по Энтому.
0
Ekaterina Demianova , 20 августа 2015 в 23:45
эх.
по пунктам.
- Не "что-то", а "Богородица Путина прогони". А если бы они "орали" "Богородица, Путину дай здоровья еще на 300 лет" - это было бы уже не "что-то", а на груди у них по ордену болталось?))
В храм? Вы считаете это сооружение с куполами крестами и банкетными залами храмом?))

простите, если ради того, чтобы попросить Богородицу прогнать Путина им нужно было появиться именно там, значит, они явно считали "это место" - пунктом связи. с Богородицей и Путиным.

да, к сожалению, если бы они требовали от Богородицы дать Путину здоровья и 220 % (процентов, а не то, что напрашивается) поддержки, их бы наградили.
и это было бы неправильно.
-1
Ekaterina Demianova , 20 августа 2015 в 23:59
простите,
но мне все-таки можно не любить, когда просто орут?
безотносительно текста?
1
sova sova , 21 августа 2015 в 14:11
Ekaterina Demianova , 20 августа 2015 в 23:59
простите,
но мне все-таки можно не любить, когда просто орут?
безотносительно текста?
************
Нужно. Не хотите это рассказать Соловьеву? Дикторам на телевидении, орущим и завывающим "новости"?
-1
Ekaterina Demianova , 21 августа 2015 в 23:58
понимаете, мне кажется, что если в возрасте 3-5 лет мама не объяснила, что орать во многих случаях неприлично, это уже очень трудно выкорчевать =)

а уж этим явно поможет только специальная звукоизолированная комната с мягкими стенами.

если честно, могу похвастаться. боюсь, что Соловьева, Пескова, Киселева знаю в лицо очень приблизительно (и вполне возможно даже могу спутать их между собой; хотя вот из Быкова знаю, что у Пескова вроде усы есть). у меня уже больше 7 лет нет телевизора в доме; в интернете много натыкалась на цитирование оных воющих, но как-то вроде ни одного видео не смотрела.
просто то, что оно того не стоит, можно понять и из букв.
так что добровольно смотреть у меня не было никакого желания, а принудительно - Бог миловал.
1
sova sova , 21 августа 2015 в 14:09
Ekaterina Demianova , 20 августа 2015 в 23:45
... простите, если ради того, чтобы попросить Богородицу прогнать Путина им нужно было появиться именно там, значит, они явно считали "это место" - пунктом связи. с Богородицей и Путиным.
************
))) Вы уже как-то определитесь. Или это храм, тогда они пришли совершенно точно. Или это не храм и они зря туда пришли, (но, тогда, опять же, выходит - никого не оскорбили, потому что не храм?))

да, к сожалению, если бы они требовали от Богородицы дать Путину здоровья и 220 % (процентов, а не то, что напрашивается) поддержки, их бы наградили.
и это было бы неправильно.
**********
Ну, так, за что же вы тогда тельняху рвете? И я считаю неправильно, что наказали, как за преступление, хотя преступления никакого не было.
0
Ekaterina Demianova , 20 августа 2015 в 23:46
мне НЕ нравится храм Христа Спасителя (как архитектурно, так и с точки зрения веры - это квинтесенция бюрократизма и всего худшего, что человек приносит с собой в церковь).
я являюсь православной.
мне НЕ нравится проводимая сейчас политика православной церкви. можно долго спорить о ценностях, но она как минимум не эффективна.

и мне НЕ нравится, когда кто-то инородный приходит в любой храм, чтобы наводить свои порядки и нарушать существующую там порядки.
я считаю это - просто невежливым и неприличным поведением.
если бы девушки пришли без приглашения ко мне домой со своими песнями, я бы обиделась. я не могу решать за Бога.
надеюсь, Вы не будете спорить с тем, что храм Христа Спасителя является в некотором роде резиденцией патриарха? так вот, он тоже имел право обидеться.

если к Вам придут и начнут распевать - даже не у Вас в квартире, а просто - под окнами, на общей улице - какой-нибудь "Ласковый май" в нещадно-громком и настырном режиме, на мой взгляд, Вы тоже имеете право обидеться. и назвать это хулиганством, если ваши просьбы петь это в другом месте будут проигнорированы.

я просто за взаимное уважение.
и если Вы это заметите - Вы легко поймете, почему с этой точки зрения действия Энтео - такое же хамство и приход на чужую территорию с взводов своих личным тараканов.
1
sova sova , 21 августа 2015 в 14:54
Ekaterina Demianova , 20 августа 2015 в 23:46
... и мне НЕ нравится, когда кто-то инородный приходит в любой храм, чтобы наводить свои порядки и нарушать существующую там порядки.
***********
Они не нарушали "существующие там порядки". Они искренне просили Богородицу. Каким способом? Уж как умели.

я считаю это - просто невежливым и неприличным поведением.
если бы девушки пришли без приглашения ко мне домой со своими песнями, я бы обиделась.
*********
Они не пришли к вам домой. И ХХС не ваш дом. (И не дом г-на Кирилла). Он Дом Бога (если уж считается таковым). И если девушки туда пришли, а считается, что без воли Бога волос с вашей головы не упадет - значит ОН их туда привел. Не затем ли, чтобы мы обратили, наконец, внимание - есть ли место Богу в этом золоченом сарае?

я не могу решать за Бога.
надеюсь, Вы не будете спорить с тем, что храм Христа Спасителя является в некотором роде резиденцией патриарха? так вот, он тоже имел право обидеться.
*********
)) Тогда почему он называется Храм Христа Спасителя, а не храм патриарха Кирилла? Вот, когда он будет ТАК называться, тогда и будет иметь право некий Кирилл обижаться.

если к Вам придут и начнут распевать - даже не у Вас в квартире, а просто - под окнами, на общей улице - какой-нибудь "Ласковый май" в нещадно-громком и настырном режиме, на мой взгляд, Вы тоже имеете право обидеться.
**********
)) Это будет исключительно только МОЯ проблема, а не "Ласкового мая". Если "Ласковый май" будет свои песни петь после 23 часов - то, вот тогда у него возникнут пробемы)).
1
sova sova , 21 августа 2015 в 14:54
и назвать это хулиганством, если ваши просьбы петь это в другом месте будут проигнорированы.
**********
А они будут проигнорированы. Улица общая. На ней петь не возбраняется даже мне, хотя у меня для этого нет достаточных вокальных данных.))

я просто за взаимное уважение.
*********
)) Золотые слова. Взаимное уважение в данной ситуации - соблюдение законности. Набедокурили в неположеном месте? Максимум, на что оно тянуло - 15 суток. И то - как посмотреть. Ничего ж не разбили, не буянили, не сквернословили. Ну, вывести за локоток и погрозить пальчиком: "Ну, ну, ну! Не делайте так больше!"
А "двушечка" (с кашей на голове, с зеленкой в лицо, с нагайками по спине) - это игра в одни ворота, а не "взаимное уважение".

и если Вы это заметите - Вы легко поймете, почему с этой точки зрения действия Энтео - такое же хамство и приход на чужую территорию с взводов своих личным тараканов.
**********
Да, что ж вы все время путаете хамство с преступлением? Энтео уничтожил памятник культуры художника мирового уровня! Участника войны, на которую так усиленно расшибают в камлании лбы в нынешней России. Это преступление уровня недоброй памяти ИГИЛ (слава Богу, запрещенной в РФ гадости). За такие вещи не двушечку надо давать. А по совокупности "шалостей" - уже и на пожизенное товарищ заработал.
-1
Ekaterina Demianova , 21 августа 2015 в 23:46
да, я именно за 15 суток для PR и нечто более существенное для Энтео. т.е. на самом деле даже за спецлечение пожизненное для Энтео и более существенное - для того, кто этим всем его больную душу начинил.

но я немного против того, чтоб считать PR героями. пострадавшими - да. надо ли их защищать - да. но восхищаться - нет.

понимаете, если католик зайдет в православный храм и начнет там "петь как умеет" - это будет нехорошо. потому что у него нет с православными литургического общения. у этих девушек его тоже явно не было. они с другими целями пришли.
не знаю, как объяснить - для меня это на уровне ощущений примерно как сумасшедшие бабушки, канонизировавшие "православно" Ленина. как вот сейчас модно стало - иконы Сталина. я понимаю, что за всем этим кроется еще и икона Путина. но ничего не могу с собой поделать - "молитвы" PR для меня ровно настолько же неуважительны, как все упомянутые лже-иконы.

и в том, в и другом случае я чувствую, что это насильное притаскивание политики в православие.

не все, кто против тех кто против нас - точно такие же, как мы.
ВВП настолько уже заечихал всех, что очень многие уже просят кого угодно его прогнать (не удивлюсь, если даже сатанисты уже просят свое высшее начальство настроить, наконец, вертикаль, и утихомирить это чудо природы).

но все же - те, кто не любят ВВП остаются очень разными между собой. и это хорошо.
одинаковые - любят.

в конце концов, ее там и так слишком много.
0
Руслан Антонов , 27 августа 2015 в 17:31
sova sova , 19 августа 2015 в 09:59

"...А если бы они "орали" "Богородица, Путину дай здоровья еще на 300 лет" - это было бы уже не "что-то", а на груди у них по ордену болталось?..."
=====
А если бы они орали в мечети, где бы они "болтались"?


"...Если бы не было Пусси Райот Энтео уже сидел бы в Кремле и сгонял бы вас по утрам "на молитву" всей страной..."
=======
Благодаря Пуси- Энтео не захватил Кремль!
Железная логика)))
3
Андрей Дубровский , 19 августа 2015 в 16:11
Ekaterina Demianova , 19 августа 2015 в 00:21

Это у вас, душечка, все перепуталось. Театр и музей светские учреждения и формально не являются храмами (там не молятся, а наслаждаются произведениями искусства), но в обиходе их называют храмами, и это правильно.
Если следовать вашей логике, я могу прийти в церковь и заявить настоятелю: "Снимите эту икону, она оскорбляет мои чувства. Повесьте вместо него постер ЕР".
Если "Пусси Райот" оскорбили чувства присутствоввших и им за это впаяли по "двушечке", то Энтео оскорбил чувства присутствовавших в Манеже и заслуживает не менее строгоо наказания.
Наконец, ХХС строила не православная церковь, а все москвичи, в томчисле мусульмане, иудеи и атеисты, у которых брали на строительство церкви деньги из их карманов не спрашивая. И получился, на мой взгляд, не храм, а вертеп, где процветает торговля (вспомните, как Иисус изгонял торговцев из Иерусалимского храма), устраиваются пьяные оргии и организуются отнюдт не богоугодныеные действа.
0
Ekaterina Demianova , 20 августа 2015 в 23:57
просите, Вы как-то странно читаете.
не по буквам, что ли.
я как раз писала, что мне НЕ нравится смешение ситуаций с PR и с Сидуром. ибо PR пришли в храм (хорошо, культовое сооружение).
а Сидур вообще никуда не ходил - к нему наоборот пришли.

я как раз и писала, что Сидур НЕ приходил в храм с требованием вешать линогравюры вместо икон.

Вы приписываете мне то, что, судя по всему, происходило в мозгу (в том, месте, где он должен быть у сего "образа Божия") у Энтео.

НЕ НАДО ТРОГАТЬ Иисуса, изгоняющего торговцев.
коротко:
PR пришли в чужую резиденцию (патриарха),
Этнео пришел "к Сидуру" (ладно, в музей, тем не менее - музей это именно что один из ареалов обитания искусства, и было бы странно его так не найти - короче, сам пришел, сам оскорбился).

Иисуса не будем трогать, ладно?


вообще да, Энтео в своем роде красавец. оцените иронию: он ведь пока "вошел в историю" под таким грифом
"Энтео - оскорбление чувств верующих".

если бы я не берегла мои чувства и мне было бы больше нечем заняться, Энтео бы их оскорбил.

но я о нем просто не думаю.
7
Тимофей Трубицын , 18 августа 2015 в 19:38
АЛЕКСАНДР БЕРДНИКОВ , 18 августа 2015 в 18:54
"Век вывихнул сустав не только у нас".

Ну, Вы всё в одну кучу-то не валите. У энтеу не сустав вывихнут, а кое что похуже, тогда как французский суд вынес абсолютно правильное решение.
Вина должна быть доказана!
А обвинение состояло в том, что эти оторвы, якобы, повредили позолоту колокола, хотя все видели, что палки, которыми они били в этот колокол, были обмотаны тканью.
Потому обвинение и не смогло доказать, что повредили позолоту именно они, а не до них и не после них.
-5
Ekaterina Demianova , 18 августа 2015 в 22:51
извините, но вообще-то пофиг, что в тряпке, что без - нельзя бить чужие колокола, иконы и т.п.
и даже не только потому, что их можно повредить.
это просто крайне невежливо.
извиняюсь за мой французский, если Вам на..ут на голову, сотрясения не будет. однако осадочек останется.
4
Alexey Alexey , 19 августа 2015 в 09:25
Ekaterina Demianova , 18 августа 2015 в 22:51
извините, но вообще-то пофиг, что в тряпке, что без - нельзя бить чужие колокола, иконы и т.п.

А кто бил колокола и иконы???
-1
Ekaterina Demianova , 20 августа 2015 в 23:49
колокола и иконы били исключительно в рамках комментария Тимофея Трубицына и Александра Бердникова в "этом их Париже" =)
"А обвинение состояло в том, что эти оторвы, якобы, повредили позолоту колокола, хотя все видели, что палки, которыми они били в этот колокол, были обмотаны тканью."

читаем, читаем... спасибо за минусы, теперь примерно понимаю, как народ читает комментарии.
-1
Ekaterina Demianova , 21 августа 2015 в 00:03
кстати, я посмотрела еще раз внимательно, у Александра Бердникова есть аж 2 ссылки. вероятно именно там - в этим ссылках - скрываются любители битья колоколов.
11
Vladimir Kuchinskiy , 18 августа 2015 в 17:54
Каких только заблуждений не встретишь среди людей. Например, христрианство - насквозь выдуманные мифы, тексты, скопированные с древенегипетских, свихнувшиеся на деньгах и разврате служители церкви и одураченные и слабые умом граждане. Значит таков уровень населения. Таковы и властвующие казнокрады. Одни двигают вперед прогресс, другие бьются лбами в церквах. И сколько же все это будет существовать в параллельных мирах? Никто не даст прогноз...
3
Ekaterina Demianova , 18 августа 2015 в 22:59
вообще то, что эти уроды к православию имеют то же отношение, что наш гарант - к охране конституции и демократии, понимают уже все.
фраза в начале статьи "группа людей, называющих себя православными" - прямо бальзам на души нормальных, адекватных православных.

кстати, есть такая точка зрения, что близость к государству вредит прежде всего самой церкви. для православия это, вообще-то, уже вполне бывало в истории в эпоху Византии. становление государственной религией вызвало много внутренних проблем. в т.ч. чисто технических - ну, в частности пришлось "придумывать" обрядовую сторону таинства венчания. и именно отсюда растут ноги современной моды креститься, чтоб венчаться, потому что модно, и чтоб потом отпеваться - а так больше в церковь ни ногой (согласитесь,сильно похоже по уровню лицемерия на наши выборы). ну и накуа муа такое церкви?

грустно все это.
2
Garry yksvonsos , 19 августа 2015 в 17:53
А потом попы обижались, что их в 18-м с колоколен сбрасывали. Вот за это же и сбрасывали. Слишком со властию от Бога сростались. О Христе забывали.
-1
Ekaterina Demianova , 21 августа 2015 в 00:06
извините, но даже если Вы меня сбросите с колокольни, я буду настаивать на том, что
1) никого ниоткуда сбрасывать нельзя. даже (твердо, но уверенно) Путина. ну т.е. с президентского кресла - это пожалуйста. с колокольни - нет.
2) в 18-м очень многое творилось не за что-то, а от общего озверения и вырвавшейся из пределов разумного шизофрении.
3) если бы попы обижались от сбрасываний с колоколен... видите ли, надо полагать, они от этого умирали. поэтому см. пункт 1.
13
Луарвик Луарвик , 18 августа 2015 в 17:58
Отныне в России любой гопник может оттянуться, как душа пожелает: достаточно объявить себя оскорблённым православным, и ты получаешь «законную» индульгенцию на любое свинство.
Для культуры, науки, и вообще цивилизации в «Русском Мире»™ остаётся всё меньше места, зато сорняки цветут буйно.
6
Андрей Резников , 18 августа 2015 в 18:06
А как толково написано, и, похоже, что очень близко к истине...
Ай, как дальше будет плохо, если эта шваль погромная опять получит награды! И, похоже, получит, таки....
6
Лина Мэй , 18 августа 2015 в 18:22
"Одна из погромщиц, девушка, заявила организатору выставки, что «этот мир создан Богом, и все в этом мире, и этот мир принадлежит Богу и мне, как христианке».
Аха....Неплохо бы девушке почитать источники...."19. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. (Первое послание Иоанна 5:19)" "30. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:30)"
2
Ekaterina Demianova , 19 августа 2015 в 00:24
а еще девушке неплохо было бы почитать святоотеческих писаний, а не только блог Энтео. тогда бы она может обогатилась бы знанием, что в православной традиции принято не доверять своим чувствам - в них всегда можно обмануться.
9
В П , 18 августа 2015 в 18:42
Если католическая церковь покаялась за свои исторические грехи (Второй Ватиканский собор, 1962 год), признала свободу совести каждого человека, верующего или атеиста, то РПЦ осталась в византийской дикости и мерзости, и всё больше превращается в секту мракобесов.
6
Людмила Галактионова , 18 августа 2015 в 20:22
Попадание в "яблочко". В этом суть. Российское православие осталось, в основном, на уровне раннего средневековья. Причин этому много и среди них не последнее место занимает принудительный советский атеизм. В дореволюционном православии наметились робкие тенденции эволюционного развития. Можно вспомнить религиозных философов, попытку создания обновленческой церкви и т.п., но установление советской власти все оборвало.
4
Dmitry Vin , 18 августа 2015 в 18:46
а почему Энтео и ему подобных называют "православными" активистами? ведь то, что они делаю никакого отношения к подлинному православию не имеет. Не лучше ли их назвать активистами РПЦ...
9
Маркус Марцелий мл. , 18 августа 2015 в 20:30
Dmitry Vin: а почему Энтео и ему подобных называют "православными" активистами? ведь то, что они делаю никакого отношения к подлинному православию не имеет. Не лучше ли их назвать активистами РПЦ...
------------------------------------------------------------------------------------
И что!? вы будете им навязывать свое мнение о них же самих? Полагаю, авторитетное слово Патриарха было бы куда весомей любого другого. Все остальное, в т.ч. и свое суждение, я отношу к области целеполагания.
Православнутых радикалов (национально-фашизоидную шпану и нечисть с крестиками на шее), ведомых погромщиком-протоиереем Дм. Смирновым, давно следовало бы признать отдельным течением. Например, сектой сверхчистого и сверхправославного ваххабитско-бесноватого православия.
Надеюсь, Кириллу Хитромудрому не придет в голову называть отморозков Воинством Христовым. Подождем, что он скажет. Или не скажет...
1
Сергей Акользин , 18 августа 2015 в 21:59
Для Маркус Марцелий мл. , 18 августа 2015 в 20:30
+++++++++!
3
Андрей Дубровский , 19 августа 2015 в 16:35
Патрарх уже сказал. "В 2012 году была замечательная проповедь патриарха Кирилла в Серафимо-Дивеевском монастыре, где он объяснял, что в церкви закон имеет два значения: есть закон светский и закон Моисея, ветхозаветный закон, благодать".
Правда, врет г-н Гундяев, передергивает. Пусть их синод, судит провинившихся христиан по церковным законам, а перед светским судом равны все. Не надо путать Богово с кесаревым.
И вряд ли нынешний патриарх проникнет через врата, охраняемые апостолом Петром. Завернет тот его и отправит в ад. Там преподобный отец облобызается с дьяволом, поскольку сам и есть главный сатанист.
3
Ольга S. , 18 августа 2015 в 19:04
Да пусть бы они шли в крестовый поход на ИГИЛ (экстремистская организация, запрещенная на территории РФ, - добавил модератор), борцы за православную веру, хоть какая-то польза от них бы была
7
Ekaterina Demianova , 19 августа 2015 в 00:29
знаете, есть такая полушутка, чем отличается христианин от мусульманина.
христианин готов умереть за свою веру.
а мусульманин готов за нее убить.

а если серьезно, такие, как Энтео, они никогда не готовы пострадать за веру.
так что в вашем воображаемом "крестовом походе" он только прикрывался бы телами ближних.
5
Конечно, тема затрагивает гораздо более широкий круг проблем.
Я формулирую так:
проблема роста ненависти, порождающая желание перейти от ругани к активному экстремизму.
Эта проблема выражается в действиях депутатского корпуса, когда решения любых негативных проблем рассматриваются только через рост числа запретов и через ужесточение наказаний.
Эта проблема просматривается во внешней политике государства, когда постоянно говорят о врагах России, а не о возможностях налаживания контактов с внешним миром.
Эта проблема рассматривается в уверенности, что миром правит сильный, а не тот, кто способен налаживать экономические, культурные и иные связи.
Эта проблема просматривается в насаждении единого мнения, когда только власть обладает правом на истину. Поэтому оппозиция отодвинута даже от возможностей для выдвижения своих кандидатов.
Эта тенденция просматривается в воспитания молодого поколения, когда кружки боевых искусств посещают больше детей, чем кружки живописи, драматургии и музыкальные вместе взятые.
Власть сформировала разрешенную и запрещенную идеологию, что ведет к росту конфронтационных настроений. Внешне это не сформулировано прямо, но по сути это именно так. Люди разрешенной идеологии имеют право врываться на территории людей иных взглядов и творить то, что они считают нужным. Люди запрещенных взглядов за подобные действия несут уголовную ответственность. Одним из таких механизмов является закон о защите чувств верующих.
Похоже, что власть не осознала, что отсутствие уважения к людям иных взглядов порождает рост конфронтационных настроений, что становится базой для экстремистских группировок, а это ведет к разрушению государственности, и в конечном итоге к уничтожению самой власти.
0
andry kokin , 19 августа 2015 в 13:11
Да это все мелочи,- кто то разрушил экспонаты,выставку,а у вас сразу вселенские проблемы. Кстати,что касается вашего логина,постиндустриальное общество,сначала называлось конгеветивность - то есть сближение,кап и соц стран. В 1980 г. это назвали постиндустриализм. Сближение кап и соц стран,под руководством капстран ,означало разрушение соц стран - так вот с СССР получилось,а Китай стал только сильнее.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Партнеры

Море снаружи. Это история про то, как летним днем может оборваться молодость или даже юность...

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Все можно

161
вольдемар александрович: День опричника это вещь,конечно,но Сорокин все же на большого...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама