Общество / Выпуск № 12 от 5 февраля 2016

12597 Почему голодает Поволжье?

После публикации в «Новой» в Тольятти приехала большая инспекция

05.02.2016

Тольятти шумит. Сначала город обсуждал недавнюю публикацию в «Новой газете» (см. №9 от 29 января) и удивлялся количеству добрых людей, предложивших помощь. Сейчас — наблюдает за работой межведомственной комиссии, нагрянувшей в столицу российского автопрома для выяснения ситуации.

«Спасибо читателям. Нам пишут, звонят, спрашивают: «Как помочь семьям? Куда перевести деньги на детей?» Даже иностранцы будят посреди ночи: «Хотим прислать школьные ранцы и лекарства». Мы не ожидали такого отклика», — говорит одна из лидеров инициативной группы работников «АвтоВАЗагрегата» Антонина Ларина. (Напомним: полторы тысячи семей работников, уволенных с этого предприятия, полгода живут без денег.)

На этой неделе Ларину вызвали в мэрию Тольятти и включили в рабочую группу, которая составляет списки уволенных и нуждающихся, разбирается с субсидиями и компенсациями, ищет варианты поддержки малообеспеченных и многодетных семей, решает, как минимизировать долги матерей-одиночек и пенсионеров за коммуналку. В город приехала межведомственная комиссия: чиновники из аппарата полпреда президента РФ, из министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, из Минздрава и региональной прокуратуры. По их требованию руководство ОАО «АвтоВАЗагрегат» подготовило полные списки персонала, и четыре дня инспекция встречалась с сотрудниками предприятия, местными депутатами, профсоюзными активистами.

Безработных проконсультировали по вопросам соцподдержки, 400 семей оформили субсидии. А те, кто получал помощь раньше, узнали, что город платил им мизерные суммы, потому что администрация «АвтоВАЗагрегата» выдавала неправильные справки.

Прокуратура Комсомольского района Тольятти сегодня объясняет начальству, почему она не принимала от рабочих заявления о нарушениях трудового законодательства и задержках зарплаты. Изучается документация и бухгалтерия «АвтоВАЗагрегата» и его дочерних предприятий, задолжавших людям около 145 миллионов рублей.

Движение вокруг «АвтоВАЗагрегата» заставило действовать коллектив другой тольяттинской компании — «СтавропольСтройСервис». Ее долг рабочим — более 53 миллионов рублей. Теперь и активисты «СтавропольСтройСервиса» пишут петиции властям.

— Аппарат полпреда президента России в Приволжском федеральном округе получил исчерпывающую информацию о том, как живет Тольятти, — полагает председатель межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Петр Золотарев. — Чиновники видят, что ситуация сложная. Власти сами виноваты в росте социальной напряженности. Еще во время кризиса 2008 года город бил во все колокола. Приезжали московские «шишки», обещали золотые горы. Москва выделила «АвтоВАЗу» не менее 90 млрд рублей. И где они? Что из них было вложено в развитие предприятий? Ничего. В 2016 году на бирже труда в Тольятти стоит больше народа, чем работает в цехах.

В январе 2014 года правительство РФ приняло постановление о субсидировании автопрома. Выделило 9 млрд рублей для сохранения рабочих мест. «АвтоВАЗ» их получил и продолжил сокращать людей. Профсоюзы тогда напомнили Минпромторгу России, что в правительственном постановлении есть пункт: если условия документа не выполняются — деньги надо возвращать, почему же никто не вмешивается? Минпромторг прислал несуразную отписку, судьба 9 миллиардов чиновников не заинтересовала.

Так, наверное, власти поступят и на сей раз. Опять зальют Тольятти деньгами, не вникая, на что они расходуются и есть ли от них польза для развития производства и сохранения рабочих мест.



11 комментариев

8
itaka man , 5 февраля 2016 в 14:12
«Прокуратура Комсомольского района Тольятти сегодня объясняет начальству, почему она не принимала от рабочих заявления о нарушениях трудового законодательства и задержках зарплаты».
Как будто начальство очнулось после длительного запоя и не может припомнить, кто дал районным прокурорам команду жалобы не принимать… Суть дела проста. Никто из «собирательного образа» начальства не осмеливается произнести вслух сокраментальную фразу: АвтоВАЗ – не жилец. Его историческое время закончилось. Он никому не нужен, как и его смежники, включая АвтоВАЗагрегат. В минвшем году сбыт вазовских автомобилей упал сразу на 30%. И никаких перспектив кроме убытков - в обозримом будущем. Россия – страна с неплатежеспособным населением. Что прекрасно осознает его собственник франко-японский концерн РЕНО-НИССАН, втихаря сворачивающий производство. Параллельно, опасаясь социального взрыва в Тольятти, российское правительство периодически заливает пожар деньгами. Но деньги у государства кончились. И никакие межведомственные комиссии завод не спасут. Властям давно пора создавать в городе новую реальность – без АвтоВАЗа, с новыми производствами и парадигмой развития. Но заниматься этим некому. Да, и желания тоже нет.

3
Людмила Коновалова , 5 февраля 2016 в 16:34
Когда же,наконец, закончится эта повсеместная безконтрольность за бюджетными деньгами и повсеместная безответственность???
4
Visiter Milovidov , 6 февраля 2016 в 13:05
Отвечаю, предположительно, на ваш вопрос - всё ЭТО кончится с уходом Путина и его прислужников из Кремля.
6
bob benk , 6 февраля 2016 в 18:56
Людмила Коновалова , 5 февраля 2016 в 16:34
Когда же,наконец, закончится эта повсеместная безконтрольность за бюджетными деньгами и повсеместная безответственность???
*********************************************
Как только скинете воровскую власть.
3
Андрей Сорокин , 5 февраля 2016 в 17:26
Может быть вместо перепроизводства четырехколесных поджопников что-то иное производить?
Вот есть такой перечень:
Перечень технологического оборудования
(в том числе комплектующих и запасных частей к нему),
аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 372)
а в нем вот такие, например, позиции:
8426 41 000 2
Механизмы самоходные на колесном ходу грузоподъемностью менее 75 т, предназначенные для работы при температуре окружающего воздуха -50°С и ниже
8426 41 000 3
Погрузчики самоходные на колесном ходу с телескопической стрелой и приспособлением захвата контейнеров сверху грузоподъемностью не более 45 т
-5
Дирк Шнайдер , 5 февраля 2016 в 23:30
Хочется ответить всем злопыхателям про "поджопники" и "тазы с болтами"!
Ситуация сложившаяся на ВАЗе - следствие проводимой руководством страны политике по развалу экономики. Сначала народ убедили, что русские не могут ничего толком производить: ни машины, ни болты, ни даже ложки, хотя наши болты по качеству превосходят собратьев с БМВ и Тойот (не говоря о более бюджетных марках). Советские БелАЗы занимали не менее две трети мирового рынка большегрузных машин (остальное всякая хрень от Коматцу и Катерпиллер), сейчас БелАЗ удерживает, благодаря Лукашенко, около трети. Советские гражданские самолёты занимали более половины мирового рынка (остальное Боинги, Аэрбасы и прочее), сейчас российские самолёты занимают не более 5%. ВАЗ до захвата завода москалями производил (и продавал) 1 млн. машин и машинокомплектов в год. В капиталистической системе пофигу что производить и какого качества, лишь бы побольше продавать и не мешать остальным фигурантам рынка. А последнее как раз и не нравилось буржуям. ВАЗ своими низкими ценами мешал залезть западным производителям на наш рынок. Но всё благополучно разрешилось после свержения Каданникова. Сначала москали пограбили завод, насколько можно развалили и распродали на что хватило ума, а теперь продали Рено-Ниссану
5
Антонина Сничкина , 5 февраля 2016 в 23:08
Очень хорошо, что публикации в НГ настолько сильно провоцируют подобные проверку, что удаётся официально подтвердить выводы журналистов!!
-7
Дирк Шнайдер , 5 февраля 2016 в 23:53
Сейчас на ВАЗе кто только не грабит, в смысле - работает: французы, японцы, чехи, немцы, румыны, турки, финны, китайцы, поляки и швед во главе. А тольяттинцам работы нет. Всё идёт к полному развалу завода, что бы оставить только, так называемые, заводы полного цикла: сварка, окраска, сборка. Этот "полный" цикл составляет не более 5% трудозатрат на производство автомобиля (не говоря даже о "отвертке"). Т.е. львиная доля бабла достается не России, а иностранным буржуям. Отсюда и кризис в стране, что начали в 90-х с развала заводов по производству болтов, ложек и прищепок. А АВТОВАЗ продержался дольше всех, но видно и его время настало.
4
Виктор Тарасов , 6 февраля 2016 в 19:31
Предстоящие выборы в парламент, заставляют чиновников имитировать заботу о "СВОИХ" потенциальных избирателях. А ,вообще -то, вся их деятельность - это имитация какой - то деятельности.
3
Владимир Сосенко , 6 февраля 2016 в 23:04
На все моногорода проверяющих не хватит...
1
klim park , 8 февраля 2016 в 14:45
мафия безсмертна

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться



Этот материал вышел в номере

Партнеры

Здесь русский клуб. Что делают в Лондоне богатые россияне. Репортаж Ильи Жегулева

Опрос

Может ли частная переписка общественного деятеля в России быть предметом журналистского расследования? Обсудить →

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Обмен состоялся

231
Mike Khabarov: Да, необходимо хорошее разностороннее образование, порядочность...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»