Общество / Выпуск № 14 от 10 февраля 2016

33918 Святейший посол

Почему РПЦ так долго уклонялась от папских объятий и почему к ним всю свою церковную жизнь стремился Кирилл

09.02.2016 Теги: ватикан, рпц


Фото: Reuters

Независимо от содержания, предстоящая 12 февраля в гаванском аэропорту встреча папы Франциска и патриарха Кирилла обречена стать исторической. И — самым ярким событием патриаршества Кирилла. Ведь московские патриархи никогда в истории не встречались с римскими папами.

 

«Время уклоняться от объятий»

В постсоветский период у руководителей Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП) было немало поводов и возможностей встретиться с римскими папами, преимущественно — с харизматичным Иоанном Павлом II. Впервые его пригласил — тогда еще в Советский Союз — Михаил Горбачев в 1989 году. В 1998-м официальное приглашение сделал Борис Ельцин, и папа его принял. Но сопротивление Московской патриархии было столь отчаянным, что понтифик счел за благо приглашением не пользоваться. Владимир Путин и Дмитрий Медведев, посещая Ватикан, пап в Россию уже не приглашали.

Понятно, что католицизм — исторический конкурент православия, причем очень мощный, и вполне естественно для православных лидеров ограждать свою «каноническую делянку» от опасных посягательств. На церковно-дипломатическом языке это называется «недопустимостью прозелетизма», то есть обращения в свою веру последователей других вер. РПЦ МП готова была отказаться от любой проповеди православия народам Запада, лишь бы католики отказались от своей проповеди в России. В качестве доказательства «преступного прозелетизма» и «вторжения на свою каноническую территорию» патриархия указывала Ватикану на факт создания в РФ четырех католических епархий. Правда, сама не собиралась закрывать свои епархии на таких «канонических территориях» католиков, как Франция, Бельгия, Австрия или Венгрия.

Еще более важным препятствием для встречи папы и патриарха РПЦ считала воссоздание в конце 1980-х гг. Украинской греко-католической церкви, загнанной в подполье Сталиным в 1946 г. На языке РПЦ это воссоздание называлось «разгромом трех западноукраинских епархий». Позже, с приходом к власти патриарха Кирилла (о его симпатиях к католицизму речь пойдет ниже), предмет спора стали обозначать деликатнее: неблагодарность католических братьев за то, что Московская патриархия приняла их под свой омофор в условиях тоталитаризма.

Но реальной причиной отказа от встречи с папой в 1990-е и 2000-е было опасение массового протеста консервативных духовенства и мирян против любого сближения с католиками, чреватого отступлением от православия. Недоверие иерархии народу и наоборот, а также консервативные настроения при Алексии II были так сильны, что реально могли привести к расколу РПЦ МП. Даже по поводу визита папы на Украину в 2001 году в России устраивались многотысячные акции протеста, одна из которых прошла прямо в центре Москвы, на Тверской. Сейчас активность православной общественности сошла на нет, а РПЦ МП полностью влилась в путинскую «вертикаль власти». Патриарх может, наконец, действовать, сообразуясь лишь с волей Кремля и не оглядываясь на народ.

А воля Кремля уже давно расположена к Ватикану, видя в нем «альтернативный центр» политического влияния в западном мире.

Сейчас, когда Москва ищет себе союзников среди западных ультраконсерваторов, идея союза с папой, также проповедающим «традиционные ценности», становится привлекательной. Интересно, что первые попытки такого союза предпринял еще Никита Хрущев, предложивший через своего зятя Алексея Аджубея папе Иоанну XXIII установить дипотношения с СССР. Тот же Хрущев, которого сейчас принято считать гонителем РПЦ, благословил ее руководство сближаться с Ватиканом и направить своих представителей на Второй Ватиканский собор. Именно при Хрущеве возникло такое явление советской церковной жизни, как «никодимовщина», порождением которой является и патриарх Кирилл.

Папа-поляк Иоанн Павел II (Кароль Войтыла) не раз признавался, что считает своей миссией исполнение Фатимских пророчеств Богоматери (1918 г.), говорящих об обращении России в католицизм. Свой главный прорыв «на восточном фронте» он совершил в 2001 году, когда посетил такие важные части «канонической территории» РПЦ, как Украина и Казахстан, а в довершение еще и Грецию, где православие является государственной религией (в отличие от РФ!). Патриарх Алексий II обвинил тогда папу в попытке «купить души» православных и наотрез отказался встречаться с ним где бы то ни было.

Совсем иначе складывались отношения с Ватиканом у «первой по чести» церкви православного мира — Константинопольского, или Вселенского, патриархата (с центром в нынешнем Стамбуле). Еще в 1965 году патриарх Афинагор снял анафемы XI века с католиков, признав их «братьями во Христе», а папу — епископом Рима. С тех пор официальные делегации Ватикана и Константинополя посещают друг друга дважды в год, совместно молятся и служат, а встречи папы с константинопольским патриархом никого не удивляют. В процессе подготовки ко Всеправославному собору, созываемому на Крите в июне нынешнего года, патриарх Варфоломей заявил о необходимости присутствия на соборе папских легатов. Но Кирилл решил «сыграть на опережение»…


Фото: РИА Новости

 

Завет духовного отца

Самым ярым сторонником «воссоединения» Русской православной и Римско-католической церквей за всю историю был митрополит Никодим (Ротов) — духовный отец и покровитель нынешнего патриарха Кирилла. В РПЦ МП широко распространено поверье, что он был тайным кардиналом, и пророчество блаженной Пелагеи Рязанской, обращенное к Никодиму: «Сдохнешь, как собака, у ног своего папы». Митрополит действительно скончался в 48-летнем возрасте на приеме у папы Иоанна Павла I, который и сам скончался через несколько дней. Несмотря на свой юный по архиерейским меркам возраст, Никодим успел сделать очень много. Он впервые в истории Русской церкви стал служить с католиками, освоил латинскую мессу, практиковал духовные упражнения по методу Игнатия Лойолы, боготворил понтификов, особенно «красного папу» Иоанна XXIII, которому посвятил магистерскую диссертацию. В Ватикан он ездил каждый год, причем с 1968-го стал брать с собой юного Володю Гундяева, нынешнего патриарха. В 1969 году, при умирающем патриархе Алексии I, Никодим смог провести через Синод решение об обязанности православных священников причащать католиков «в случае смертной опасности». Это решение осудили даже экуменически настроенные греки.

Русский эмигрант и известный богослов архиепископ Василий (Кривошеин) так объяснял это увлечение: «К католицизму митрополита Никодима прежде всего привлекало имевшееся у него представление о нем как о могущественной, строго дисциплинированной единой Церкви. Напрасно мы много раз ему говорили, что такая картина не соответствует современной действительности… Митрополит Никодим ни за что не хотел отрешиться от сложившегося у него убеждения! На него действовала внешность».

С симпатиями к католицизму у Никодима переплеталось и весьма специфическое «богословие коммунизма». Он считал советский социалистический строй самым близким христианству и мечтал о могущественном православном СССР.

Группа церковных диссидентов обратилась к Поместному собору РПЦ МП 1971 г., на котором Никодима чуть не избрали патриархом, с пространным обращением «По поводу новоявленного лжеучения митр. Никодима (Ротова)», назвав это учение «апокалиптическим религиозным коммунизмом». Вот это сочетание восторженных симпатий к католикам, «религиозного коммунизма» и некоторых особенностей личной морали, известных в церкви под эвфемизмом «никодимов грех», составляет то явление, которое принято называть «никодимовщиной». Зная о нем, легче понять, с каким идейным и духовным багажом летит в Гавану Кирилл — человек, которого с митрополитом Никодимом связывали самые близкие отношения.

Кирилл, начавший свою карьеру в весьма юном возрасте, бывал на аудиенциях у папы не один раз. Последняя такая встреча состоялась за год до его вступления на патриарший престол, 7 декабря 2007 года, когда действующим папой был Бенедикт XVI. Из небольшого телесюжета, показанного Первым каналом, видно, как Кирилл принимает благословение папы и целует ему руку. По католическому учению — это знак признания особого статуса папы как епископа епископов — носителя четвертой степени священства, которой нет в православной церкви. Алексий II был не очень комфортным для Рима патриархом, и видно, что в Ватикане сделали ставку на Кирилла.

Нынешний патриарх не разделяет традиционный для православия взгляд на католиков как на еретиков.

В телепрограмме «Слово пастыря» он несколько раз проповедовал католической догмат о непорочном зачатии Девы Марии. «После разделения церквей в 1054 году на православную и католическую, — говорит патриарх, — никаких вселенских соборов не собиралось. Значит, формально ни один вселенский собор не осудил существующие конфессии как еретические». Запрет на молитву с еретиками, содержащийся в каноническом праве православной церкви, Кирилл относит только к молитвам со своими же, православными, но «раскольниками», а никак не к молитвам с католиками и протестантами. При этом, правда, митрополит Иларион, также симпатизирующий католицизму, поспешил заверить православных, что совместной молитвы папы и патриарха в аэропорту Гаваны 12 февраля не будет.

Впрочем, епископ Диомид (Дзюбан), отошедший от РПЦ МП в 2008 году, считает, что никакого романтизма в отношении Кирилла к католицизму нет, только бизнес: «Свои средства они прокручивают в западных банках, у них бизнес на Западе. Это и подвигает их идти в ногу с католиками, содействовать им, а за это получают от Ватикана девиденды».

 

Истинная цель

Между прочим, одна из версий истинных целей встречи, циркулирующая в кулуарах Московской патриархии, связывает ее как раз с дивидендами. Дескать, после того, как в России стали лопаться банки, в которых РПЦ хранила свои миллиарды, взоры патриарха обратились к Банку Ватикана.

Официальная же цель встречи состоит в совместном противодействии гонениям на христиан, особенно на Ближнем Востоке. Интересно, что внутри России гонения на христиан нередко инициируются самой Московской патриархией. Например, в Суздале у последователей Российской автономной церкви отобрали 11 храмов и мощи святых, священники Московской патриархии заседают в разного рода советах и комиссиях, решающих, как еще ограничить деятельность протестантов. Правда, такие христиане, в отличие от ближневосточных, называются «раскольниками и сектантами», а значит, вероятно, их за христиан можно и не считать.

Поскольку о предстоящей встрече с папой было объявлено в контексте подготовки к Всеправославному собору, ясно, что с ее помощью Кирилл стремится заручиться поддержкой главной в христианском мире силы для более эффективного противостояния претензиям Константинополя. Патриархат, расположенный в Стамбуле, но имеющий свою основную паству в США, является главным конкурентом РПЦ в борьбе за лидерство в православном мире. В последнее время он не раз давал понять, что готов принять под свой омофор Украинскую церковь, если та решит отделиться от Москвы, чему благоприятствует нынешний российско-украинский конфликт. Если бы эти устремления поддержал Ватикан (а президент Порошенко пригласил папу в ближайшее время посетить Украину), то Московскому патриархату еще тяжелее стало бы удерживать свои украинские приходы, составляющие почти половину всей РПЦ МП.

Пытаясь как-то адаптироваться к радикальной смене тренда (ведь все последние годы папу положено было ругать), услужливая православная общественность, типа Энтео и «Ассоциации православных граждан», предлагает самые экзотические версии. Одна из них гласит, что патриарх Кирилл много лет переписывается с Фиделем Кастро, который готов принять православие, поэтому надо срочно лететь на Кубу и не допустить, чтобы «католики нас опять опередили». По другой версии, папа хочет опереться на Москву в своей борьбе за консервативные ценности и ради этого готов отказаться от католических догматов, отличающих его церковь от православия. Интересно, что доверчивые православные и в то, и в другое охотно верят.

На секретность подготовки к встрече обращает внимание кандидат в лидеры церковной оппозиции протоиерей Всеволод Чаплин: «У нас о встрече вряд ли говорили даже на завершившемся третьего дня Архиерейском соборе. Рискну предположить, что проект совместной декларации папы и патриарха не успеют обсудить даже на Синоде, не говоря о более широкой дискуссии. Судя по всему, этот проект известен только Его Святейшеству и трем-четырем лицам в Отделе внешних церковных связей. А документ не рядовой — исторический для судеб всей Русской церкви».

Но вся эта секретность и поспешность, скорее всего, объясняются особенностями главного действующего лица встречи — Владимира Путина. Ведь патриарха Кирилла на Западе воспринимают не более чем как «посла Путина», причем Кремль усиливает это ощущение, раздавая устами Дмитрия Пескова оценки и прогнозы встречи. Ее детали, судя по всему, обговаривались на встрече Путина и Кирилла 1 февраля, а главный интерес Кремля состоит в использовании папы как посредника в нормализации отношений с Западом, в частности, в снятии санкций, которое становится «идеей фикс» 2016 года. Ведь папа — глава государства, и довольно влиятельного, а патриарх Кирилл — нет.



31 комментарий

4
Игорь Гусев , 10 февраля 2016 в 09:07
Что касаемо «прозелетизма» - тут не знаю, а вот то, что наш пастырь ихнего «папу» и пить, и курить научит — это несомненно. Да ещё, уверен, после их общения понтифик забудет про все свои идеалы бессребреничества — жить на съёмной квартире, а не в папских резиденциях; ходить на службу пешком и пр... - и очень скоро паства узреет его в золотых перстнях и серьгах, с массивным блистающим распятием на толстой цепи , покоящемся на сытом животе.
...Трепещите, католики !
-1
sova sova , 10 февраля 2016 в 12:07
Игорь Гусев , 10 февраля 2016 в 09:07
... а вот то, что наш пастырь ихнего «папу» и пить, и курить научит — это несомненно.
*************
В нОсе не круглО.
11
itaka man , 10 февраля 2016 в 09:07
Гундяев, лобзающий руку римского папы… Банковская система России действительно близка к краху. Правительство не знает, что делать с главным финансистом его экономических авантюр - «ВТБ», показавшим многомиллиардные убытки по итогам минувшего года. Хранить деньги РПЦ в частных иностранных банках тоже опасно: могут подпасть под санкции и пойти на выплаты акционерам «ЮКОСа». Остается Банк экстерриториального Ватикана. Хотя и с подмоченной репутацией, но вполне надежный. Под шумок туда же можно пристроить личные трудовые сбережения ВВП и его озерного кооператива. В такой ситуации не только руку – зад папе начнешь лобызать.
4
sova sova , 10 февраля 2016 в 12:06
itaka man , 10 февраля 2016 в 09:07
Гундяев, лобзающий руку римского папы…
************
))) Ну, о-о-чень бы хотела на это взглянуть. Согласна даже без попкорма и из последнего ряда)).
6
Сергей Булавский , 10 февраля 2016 в 09:59
Нужда (государственная) заставит и лапти плести, не то что интриги! Старшой прикажет - Кирилл и на унию РПЦ с Ватиканом пойдёт! Бог милостив, он простит! А старшой, если что, не помилует - мигалку отнимет и замучает нанопыль глотать!
7
Salo Spec , 10 февраля 2016 в 11:05
Путин послал гундяева к папе, что бы показать миру отсутствие изоляции России. Для него, чувствующего себя изгоем, это сейчас навязчивая идея.
А папа, ну шо папа, он по своему сану, обязан с любыми встречаться, даже с теми от кого дурно пахнет...
-1
Петр Попов , 10 февраля 2016 в 23:40
Вы считаете, что причина прозаична – деньги и политика?
К счастью, «мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах».
Глава Церкви - не Святейший Патриарх Московский и всея Руси, не Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх и не Папа Римский, а – Господь Бог наш Иисус Христос.
Он сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её».
Апостол Павел писал: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?»
Правила Святых апостолов (10, 45, 64, 65), Правило 33-е Лаодакийского поместного Собора, Правило 2-е Шестого Вселенского Собора, а также Учения Святых Отцев предостерегают православных христиан, вплоть до отлучения от Церкви, не сообщаться с еретиками и раскольниками, каковыми Вселенское Православие всегда считало в том числе и католиков.
-1
Петр Попов , 10 февраля 2016 в 23:41
В Церкви есть гораздо более авторитетные люди, чем кто-либо из ныне живущего священноначалия. Один из них - Преподобный Кукша Одесский (в миру Косьма Кириллович Величко), представившийся ко Господу в 1964 году, как то сказал: «Скоро будет экуменический собор под названием „святой“. Но это и будет тот самый „восьмой собор“, который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во вселенской церкви. Будьте бдительны…».
Если Всеправославный собор, собираемый в нынешнем году на острове Крит, не осудит экуменическую ересь и пойдёт в своих решениях на какие-либо компромиссы с католиками, православные поверят скорее схиархимандриту Кукше (Величко), чем Патриарху Кириллу (Гундяеву) и Патриарху Варфоломею I (Архондонису).
Даже если это будет означать величайший раскол во Вселенском Православии за более чем тысячу лет.
-1
Петр Попов , 10 февраля 2016 в 23:41
Место в истории для Путина давно уже гораздо значимее, чем возможные финансовые и политические осложнения.
Поэтому смею надеяться, что он «надавит» на Патриарха Кирилла в совершенно противоположном направлении, чем призыв к принятию унии от католиков.
Ведь не думаете же Вы, что Путин по своей воле сам себе подпишет однозначный исторический приговор?
Смерть митрополита Никодима (Ротова), произошедшая во время поездки на поклон к Папе Римскому в 1978 году, до сих пор воспринимается большинством православных как знамение Божие.
Внимательно следим за состоянием здоровья Патриарха Кирилла после встречи с Папой.
0
Grahor Rootless , 11 февраля 2016 в 21:03
Я даже не знаю что сказать. Да хранит меня FSM от религиозных людей. Интересно, а если я помолюсь Невидимому Розовому Единорогу, он меня от заражения православием головного мозга убережет?
-1
Петр Попов , 12 февраля 2016 в 17:54
Когда не знаете, что сказать – лучше промолчать.
2
Анатолий Прокопьев , 10 февраля 2016 в 10:42
Проведите пожалуйста опрос т.н. ярых православных фанатиков, которых сейчас развелось, как блох на бродячей собаке, чем отличается католик от православного?
Уверен, что 99, 99%, ничего отличительного, кроме перекрестья и церковного календаря, ничего не знают.. Честно говоря, я тоже не знаю.. Не вдавался..
6
Lenty Vini , 10 февраля 2016 в 10:51
католическая религия ,- часть культура Запада , православие в существующем виде - реакционное ответвление официальной политики Кремля ; РПЦ представляет собой наряду с российским зомби-тв еще один канал обработки мозгов населения , при этом выкачивая как с населения , так и с государства огромные деньги , занимаясь бизнесом и не платя налоги....
2
arina skifskaia , 10 февраля 2016 в 11:55
Про отличия точно мало кто знает. Многие даже думают , что в Южной Америке большая часть верующих - мусульмане ( ??? ).
0
Маркус Марцелий мл. , 10 февраля 2016 в 13:49
АНАТОЛИЙ ПРОКОПЬЕВ: Уверен, что 99, 99%, ничего отличительного, кроме перекрестья и церковного календаря, ничего не знают.. Честно говоря, я тоже не знаю.. Не вдавался...
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Фиолетово, как и большинству. Мне, например, тоже не интересно. Крестик на шее - внешний, традиционный атрибут, ни к чему не обязывающий...
Но историческое значение предстоящей встречи оспаривать не приходится. В ней угадывается больше плюсов, чем минусов. Ведь не для того же встречаются патриарх с понтификом, чтобы расплеваться и подтвердить неприязнь друг к другу.
1
Фотий Ту , 10 февраля 2016 в 10:45
Фотки подходящие. - Антенну повыше... оспадипамаги, сос, Франциск, прием, прием... - Кирюша, слышу вас хорошо, заходите на посадку.
0
sova sova , 10 февраля 2016 в 12:05
Фотий Ту , 10 февраля 2016 в 10:45
Фотки подходящие.
***********
Фотки - да. Чья дубина больше - тот и пан. Пока я вижу, "дубина" в руках папы - поболе будет. Может так отоварить - мало не покажется)).
4
Михаил Никонов , 10 февраля 2016 в 10:59
А воля Кремля уже давно расположена к Ватикану, видя в нем «альтернативный центр» политического влияния в западном мире.

По моему благословение Папы, перестало интересовать правителей стран Европы где-то в 16 - 17 веке, да и до этого не понятно кто на кого давил. Ну внешне то все было как положено, а реальность.
Надо константировать, что наше правительство находится на уровне раннего средневековья.
4
sova sova , 10 февраля 2016 в 12:02
Святейший посол
***********
- Куда?
- А куда послали, туда и посол)).
-2
Дмитрий Дмитрий , 10 февраля 2016 в 12:36
омерзительны обе церковные системы - что православная, что католическая, общего много, однако, особо роднит их - распространение среди системных лиц педофилии и гомосексуализма... наши, правда, вырвались вперед - еще и пьяные за рулем людей сбивают, с чем и поздравляю! финита ла комедия! гундяев - святейший посол
4
Игорь Гусев , 10 февраля 2016 в 13:28
Дмитрий Дмитрий , 10 февраля 2016 в 12:36 "омерзительны обе церковные системы"

Про "церковные системы" - это Вы уж слишком... А вот что касаемо служителей (особливо наших) - тут я согласен целиком и полностью.
1
Дмитрий Дмитрий , 10 февраля 2016 в 13:30
это и имел в виду
0
Владимир Петренко , 10 февраля 2016 в 12:39
В Средние века религиозные различия может и значили много для человека того времени - а сейчас выглядят почти нелепо, на мой взгляд. Опресноки, филиокве - все это лишь внешние, технические расхождения. Даже как-то неинтересно - ну не касается этот вопрос ни паствы, ни атеистов, никого вообще, кроме небольшого круга вовлеченных лиц. ИМХО. Эти если абстрагироваться от гражданских, политических аспектов.
1
Алексей Памятных , 10 февраля 2016 в 13:36
Лет 10-12 назад в замке-монастыре Хайлигенкройц (Святой Крест) на холмах Венского леса километрах в 30-40 от Вены я случайно увидел в киоске уникальную открытку, приуроченную к едва не состоявшейся встрече Папы Римского Иоанна Павла II и Патриарха Алексия II в 1997 году. Оказывается, все уже было оговорено - кто из каких дверей выходит, кто что кому дарит и какой совместный документ они подписывают как главы католической и Русской православной церквей. На документе этом в последний момент и сорвалось. По русской версии, другой не знаю, в первоначальном проекте документа значилось осуждение прозелитизма (стремления обращать в свою веру) и отрицание униатства как пути к объединению церквей. Но в последний момент Ватикан убрал эти пункты из проекта документа, а РПЦ в ответ отказалась от встречи на высшем уровне.
Скан открытки под названием "Встреча патриархов. Монастырь Хайлигенкройц, 21 июня 1997 г." размещен в моем блоге в Живом Журнале, извините за самоцитирование:
http://dassie2001.livejournal....
0
Ирина Черненко , 10 февраля 2016 в 15:28
"...с приходом к власти патриарха Кирилла, предмет спора стали обозначать деликатнее: неблагодарность католических братьев за то, что Московская патриархия приняла их под свой омофор в условиях тоталитаризма..."
-------------------------
Если бы на момент "тоталитаризма" у кормила власти РПЦ стоял кирилл, не было бы никакого спасения под ее "омофором" - сдал бы всех католиков кгб и не поперхнулся бы!..
Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Черная овальная дыра

88
Юрий Коваленко: Ну, фотография же чёрно-белая, так что:))... А японец, к-рый проект...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама