Общество / Выпуск № 19 от 24 февраля 2016

10946 Ручная разборка

Столица российского автопрома не может сдвинуться с мертвой точки

24.02.2016


Фото: РИА Новости

Новости Тольятти: возможная отставка Бу Андерссона (названы возможные преемники), митинг против повышения стоимости проезда в общественном транспорте (27 февраля), подготовка к юбилею «копейки» (пафосная и беспощадная), тот самый кроссовер XRay (первым покупателем стал губернатор) и громадные убытки автозавода (66,2 миллиарда в 2015 году).

Чтобы поговорить с тольяттинцами, теперь не обязательно ехать в Тольятти, преодолевая трудные 90 километров плохой трассы М5. Теперь для этого достаточно добраться до Самарского центрального автовокзала и подойти к его парадному подъезду. Именно здесь тусуют водители такси, поджидающие свою добычу: 300 рублей с носа до Тольятти. Ждут четырех человек, загружают —  и вперёд. Иногда четвертый не подходит долго, тогда водитель предлагает имеющимся троим внести по 400, и они вносят. Чего ждать-то?

«Чего ждать от этого XRay? — говорит, отвлекаясь от просмотра кино на планшете, средних лет таксист в красной лыжной куртке. — Я прямо смеюсь, когда все начинают от него чего-нибудь ждать. На «Весту» тоже бог знает как рассчитывали, 5 тысяч автомобилей за 2015-й планировали продать».

Совсем недавно в Сети широко обсуждалась выпестованная агентством MORE рекламная кампания, мягко гнобящая ближайших «Весте» конкурентов — корейских автомобилей Kia и Hyundai. На рекламном макете изобразили сердитую девушку-азиатку в свадебных одеждах. Слоган такой: «Пора расстаться с не Вестой». И вроде бы конкуренты немедля отреагировали, и ответили слоганом: «Наши неВесты не ломаются», но говорят, что вторую часть тоже исполняет агентство MORE, для усиления впечатления.

Из недавно опубликованной автозаводом отчетности следует, что «Вест» продали 2780 за год, общий убыток предприятия составил 66,2 миллиарда рублей, а в производство XRay еще до старта продаж инвестировали 10 миллиардов. Напомню, что тест-драйв XRay провел президент Владимир Путин; премьер-министр Дмитрий Медведев, навещая в конце января Тольятти, совершил публичный выезд на новом кроссовере, а первым его покупателем стал местный губернатор Николай Меркушкин. «Очень комфортная, современная машина, которая ничуть не хуже любой аналогичной машины, которую делают иностранные производители. Мне кажется, у нее хорошее будущее», — сказал Дмитрий Медведев, и губернатор с этим, разумеется, согласился.

Государственные чиновники, к сожалению, не обсудили будущее Тольятти и собственно АвтоВАЗа — с его массовыми сокращениями штата (15 000 человек за 2 года), зарплаты (на 20%) и рабочей недели (от нее осталось 4 дня).

Бросаю взгляд на водительский планшет. Там застыл кадр из «Бриллиантовой руки»: Андрей Миронов перебрасывает ногу через борт океанского лайнера во время исполнения песни «Остров невезения». Меж тем водитель ловит двух юных пассажирок. Одна очень худая, молодая. Другая — тоже молодая, но справная.

Поскольку два пассажира уже заняли свои места, водитель в лыжной куртке радостно отправляется знакомым путём, фоном Миронов: «Плачут, Богу молятся, не жалеют слез, крокодил не ловится, не растёт кокос!»

Вакантное место в первой очереди мгновенно занимает «Лада-Калина». За рулем женщина, голова красиво повязана павловопосадским платком.

— У меня муж вчера весь вечер не унимался, — рассказывает. — Пошли на митинг, говорит, да пошли на митинг. Какой тебе, спрашиваю, еще митинг, а оказывается, чтобы билет в автобусе сделали дешевле. А я и не знаю про автобус-троллейбус — я же на машине! Но придется идти, митинговать, а то не простит…

В Самаре стоимость проезда на общественном транспорте не изменилась и равна 23 рублям. В Тольятти же за билет на муниципальный автобус с февраля платят 25 рублей, на коммерческий — 27.

«А еще, — женщина-таксист понижает голос, — им в педагогическом коллективе велели укомплектовать все классы и учительскую портретами Путина и Меркушкина. Сказали, это хорошо мотивирует».

И мы увлеченно обмениваемся идеями, на что именно могут мотивировать гражданина портреты президента и губернатора. Минут за 40 женщина-таксист набирает свою тройку пассажиров, приятельски машет мне рукой, виртуозно разворачивается на площади и уезжает.

Я замерзла и сматываюсь, немного сожалея, что не успела обсудить с заинтересованными людьми грандиозную программу мероприятий по празднованию юбилея «копейки»: первой автомашине, сошедшей с конвейера ВАЗа, исполнится 50 лет 19 апреля 2020 года. План праздничных мероприятий разрабатывается на высшем уровне. Создана специальная рабочая группа в Москве, и вот эта группа как раз строит планы. Уже сейчас.

О перспективах возможной отставки президента компании Бу Андерссона в области тоже говорят уже сейчас, некоторые СМИ даже называют имя возможного правопреемника — это гендир КамАЗа Сергей Когогин. Полагают, что замена руководителя Тольяттинского завода может быть обусловлена провальными попытками Андерссона оптимизировать производство. Речь идет о массовых сокращениях рабочих и служащих, ликвидации собственного производства, перемещении мощностей из Тольятти в Ижевск… И по­следнее (по времени) — «золотой парашют» в 26 окладов, выданный собственной супруге Катаржине Матушковой в честь ее долгожданного увольнения.

Утвердив нового человека на пост заводского президента, федеральный верх может на некоторое время успокоиться по поводу городских волнений и недовольства: ну а что вы еще хотите, вот убрали гадкого Бу, вы же просили вернуть его в Стокгольм!



8 комментариев

7
Я не знаю успешных авиакомпаний, которые работают по схемам 70-х годов.
Напомню, что столица американского автопрома Детройт оказалась в кризисе уже давно. Давно – с приходом Интернета, который изменил принципы сборки, управления, выхода на рынки.
Там государство не стало поддерживать крупные автозаводы. Это заставило автобизнес сформировать новые формы работы.
Наше правительство консервирует отсталые формы бизнеса и производства. Это назвали антикризисным планом.
Необходимы знания по формам управления в условиях постиндустриальной экономики. Но у меня нет ощущения, что глазьевы, силуановы, кудрины читают книги по постиндустриальной экономике.
0
Андрей Сорокин , 24 февраля 2016 в 16:44
(сформировать новые формы работы) : .... теперь не обязательно ехать в Тольятти,........ Теперь для этого достаточно добраться до Самарского центрального автовокзала ..........
И глубокомысленная, сверхсодержательная статья готова.
5
Сергей Булавский , 24 февраля 2016 в 18:12
Нельзя одновременно поддерживать и танки, и автомобили. Что-нибудь одно...
1
Big Sur , 25 февраля 2016 в 09:47
Постиндустриальная Экономика , 24 февраля 2016 в 12:45
Напомню, что столица американского автопрома Детройт оказалась в кризисе уже давно. Давно – с приходом Интернета, который изменил принципы сборки, управления, выхода на рынки.Там государство не стало поддерживать крупные автозаводы. Это заставило автобизнес сформировать новые формы работы.
---------------------
Это не так. Во-первых, автопром США хромает от кризиса к кризису c середины 1970-х - конкурировать с дешевыми и очень надежными японскими, а в последствии и корейскими, машинами оказалось нелегко. Во-вторых, государство выручало и Крайслер (1979 и 2008) ,и Дженерал Моторс (2008). Госпомощь как правило давалась в виде кредитов, плюс правительство США получило часть собственности ДжМ в качестве залога. Во всех трех случаях руководство компаний было обновлено в значительной степени под давлением правительства, и новый менеджмент постепенно вывел обе фирмы из кризиса. Обе компании сумели расплатиться с казной дострочно и с процентами, плюс пару лет назад правительство продало с прибылью свой пакет акций ДжМ.
1
Michael Grab , 25 февраля 2016 в 11:46
Да не правы вы.
GM спасли от банкротства в 2008-м.

Вопрос не в том "ЧТО", a "KAK" спасли: http://www.forbes.ru/kompanii/...

Сегодня GM снова "в форме", вложение Правительства вернулись и даже платит очень хорошие дивиденты, порядка 4% в год. В долларах, замечу. :)))
0
Michael Grab , 25 февраля 2016 в 12:02
Сейчас проверил, в пересчете на сегодняшнюю цену GM платит почти 5% годовых!
Надо подумать, может стоит прикупить в качестве неплохого вложения. :)
2
Александр Мороховец , 24 февраля 2016 в 14:11
Неужели за столько лет не стало понятным то, что машины делаем не умеем. Может быть, уже не мучить ни себя, ни людей.
7
Анатолий Прокопьев , 24 февраля 2016 в 18:45
Машины уже давно делают не люди, а роботы! К тому же машина - это творческий плод глобальной экономики.. В одиночку ни одна страна не способна создать конкурентный продукт..Если Россия решила стать автаркией, сделала ставку на импортозамещение, то это уже диагноз..

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться



Этот материал вышел в номере

Опрос

О чем бы вы хотели спросить у правительства Москвы? Обсудить →

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама