Общество / Выпуск № 21 от 29 февраля 2016

77520 Забой

Сигнал об угрозе горного удара на шахте «Северная» был за 22 дня до трагедии. Знали на шахте и о превышении концентрации метана. Но работу не остановили

28.02.2016 Теги: трагедия, шахтеры, шахты

Есть продолжение: 

В понедельник в Воркуте простились с четырьмя погибшими в шахте «Северная»


Фото: РИА Новости

В четверг 25 февраля в 14:22 в воркутинской шахте «Северная» прогремел взрыв. Порода обрушилась на глубине 780 метров, где находилось в то время 111 человек. К вечеру пятницы на поверхность был выведен 81 человек, из них пятеро госпитализированы. Извлечены тела четырех погибших. Судьба еще 26 человек в двух проходческих забоях оставалась неизвестной до ночи воскресенья, когда стало ясно: спасательная операция свернута из-за продолжающихся взрывов метана. В ночь на воскресенье от новых взрывов погибли еще 5 спасателей.

27 февраля

«В пятницу в 10 утра родственников собрали в актовом зале на шахте «Северной». На собрании начальства шахты не было, были абсолютно другие, незнакомые нам люди. На вопросы эти люди не отвечают, от ответов уходят», — говорит дочь горняка Дария Трясухо. Она верит, что отец вернется.

Курсанбек Каримбердиев работает на соседней шахте, на «Северной» под завалами остались его земляки-киргизы. В пятницу по исламскому обряду молились об их спасении.

Врио губернатора Коми Сергей Гапликов в обращении к жителям республики также призвал «поставить свечку в храме». Вице-премьер Аркадий Дворкович по итогам заседания правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на шахте признал, что взрывы в «Северной» продолжаются, доступ спасателей к отдельным участкам практически невозможен.

В Коми объявлен режим ЧС, оперативный штаб возглавляет прилетевший в республику глава МЧС Владимир Пучков.

Первоначально свидетельства о сильном пожаре в шахте опровергались: основной версией обрушения породы называли так называемый горный удар — разрушение угольного пласта, прилегающего к границам выработки. Оно сопровождается звуком, похожим на взрыв, выбросом породы, порождает сейсмические волны, однако не вызывает горения. В этом случае оставалась надежда, что горняков выручат «самоспасатели» — индивидуальные баллоны сжатого воздуха. Родственники по минутам считали, хватает ли воздуха в баллонах.

Однако в пятницу пресс-служба ОАО «Воркутауголь» признала: в шахте взорвался метан. Выжившие рассказывают, что сначала шахту сотряс сильный удар, а через несколько мгновений раздался взрыв и потянуло гарью.

Очевидно, угольная пыль, выброшенная при разрушении пласта, перемешалась с метаном и воздухом, в результате чего образовалась «гремучая смесь».

И горные удары, и выбросы метана — казалось бы, неизбежные риски угледобычи. Однако и то, и другое давно научились прогнозировать. Замеры горного давления, разумеется, делались и на «Северной», поэтому о том, что обвал неизбежен, горняки знали.

Дочь Вячеслава Трясухо опубликовала в соцсетях заявление, в котором утверждает: сигнал об угрозе горного удара был за 22 дня до трагедии. Знали на шахте и о превышении концентрации метана. Знали — но работу не остановили.

«Последние два дня мой отец приходил домой и говорил, что стабильно газ и метан идет 2% (на собрании все жены, мамы и родственники подтвердили, что мужчины приходили домой и говорили, что есть угроза). Начальство и руководство закрыли глаза! Как высказался один из работников, цитирую: «Вы нас штрафовали за то, что мы работаем без очков, в которых ничего не видно, увольняете… Тревогу били и показывали датчики, а вы спускаете людей», — пишет Дария Трясухо.

В распоряжении «Новой» — снимки датчиков метана, сделанные одним из шахтеров 11 февраля — в 21:06, 21:18 и 21:22. На них видно, как концентрация газа за 15 минут увеличивается вдвое — до 2,55%, что на четверть превышает норму. В такой ситуации электроэнергия должна отключаться автоматически, далее следуют доклад сменному диспетчеру, выход из загазованного участка и меры по снижению концентрации метана и углекислого газа. Однако, как рассказала «Новой» Дария Трясухо,

работы на «Северной» не прекращались. Между тем, как только содержание метана достигает 5%, следует взрыв. Впрочем, в сочетании с угольной пылью после удара достаточно было и двухпроцентной концентрации.

«Северную» разрабатывает АО «Воркутауголь» — дочка «Северстали», где сразу заявили, что недавно были сделаны крупные инвестиции в систему безопасности воркутинских шахт, ей уделялось повышенное внимание.

Однако воркутинцы говорят иное. Депутат местного совета Валентин Копасов прошлым летом опубликовал открытое письмо собственнику «Северстали» Алексею Мордашову. В документе он протестовал против введения 8-часовой смены на шахте «Воргашорская» взамен 6-часовой. Писал и о том, что рабочие стали оставаться на вторую смену, пытаясь хоть что-то заработать. Оба этих факта «Новой» на условиях анонимности подтвердили горняки. В Воркуте с работой не ахти, у всех кредиты, зарплата шахтера 35—40 тысяч рублей.

По этой причине распространена практика, когда сами рабочие порой укладывают датчики метана на почву, чтоб занизить показания. В приостановке добычи не заинтересован ни собственник, ни шахтеры, для которых это потеря трети зарплаты. Но в этом случае каждый спуск в шахту — риск угодить в «братскую могилу».

В интервью «Московскому комсомольцу» глава Независимого профсоюза горняков России Александр Сергеев подтвердил наличие нарушений на шахте «Северная», а также то, что горняки жаловались на условия труда и уровень безопасности на шахте. Родственники шахтеров, оставшихся в забое, настаивают: и в этот раз их мужчины ставили руководство в известность об угрозе аварии. Но услышаны не были.

На момент сдачи номера в печать поисковые работы силами местных и прибывших из Кузбасса горноспасателей результата не дали. На совещании оперативного штаба в ночь на субботу впервые прозвучало то, чего со страхом ждали родственники замурованных под землей шахтеров — предложение «тушить пожар методом изоляции», то есть прекратить доступ кислорода к очагу возгорания, полностью изолировав забой. Фактически это означает, что надежды на спасение людей нет.

На предприятии работают комиссии различных ведомств. Республиканское следственное управление возбудило дело по части 3 статьи 216 Уголовного кодекса («Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). В настоящее время дело изъято и принято к производству центральным аппаратом СК.

В последний раз гибель горняков в Коми произошла в 2013 году. Тогда взрыв метана на шахте «Воркутинская» унес 19 жизней.

Татьяна БРИЦКАЯ,
соб. корр. «Новой» по Заполярью

P.S. «Новая газета» открывает корпункт на шахте «Северная».

 

Справка «Новой»

Начиная с 90-х на российских шахтах произошло несколько десятков аварий. С 1992 по 2000 год в Кемеровской, Челябинской областях и Воркуте погибло больше 170 горняков и горноспасателей. Большинство аварий были связаны со взрывами метана и угольной пыли.

С 2002 по 2010 год (включительно) аварии, приводившие к гибели людей, случались ежегодно.

В 2004 году на шахтах Кузбасса погибло больше 60 человек.

В 2007 году произошла самая крупная авария на угольной шахте в современной истории России — она унесла жизни 110 человек. Шахта «Ульяновская» (Кемеровская область) была новой (открыта в 2002 году) и считалась безопасной. «Ульяновская» была оборудована современной английской системой газовой защиты, однако по указанию начальства рабочие шунтировали датчики (к такому выводу пришла комиссия). По официальной версии, в шахте произошло обрушение кровли и выброс метана, электрооборудование не было автоматически обесточено (так как система газозащиты не работала должным образом), искра спровоцировала взрыв. Рабочие придерживались другой версии: они говорили, что из отработанного пространства несколько месяцев шел угарный газ, там, возможно, тлел уголь, добычу необходимо было останавливать и затапливать выработанный участок, но руководство не было готово пойти на такие меры из-за возможных убытков. В 2012-м «Ульяновскую» переименовали. Весной 2015 года были вынесены приговоры в отношении бывшего директора шахты и пяти подчиненных. Обращение в защиту осужденных (с требованием заменить реальные сроки лишения свободы на условное наказание) подписали почти 11 тысяч жителей Кемерова, в том числе 59 родственников погибших на «Ульяновской».

 

В мае 2010 года с разницей в 4 часа произошло два взрыва на шахте «Распадская» (Междуреченск, Кемеровская область). Погибли 71 шахтер и 20 горноспасателей. По версии Ростехнадзора к взрывам привели многочисленные нарушения: нарушение пылевого режима, отсутствие контроля за признаками самонагревания угля, неустойчивое электроснабжение. Зарплаты шахтеров зависели от выработки, техника безопасности нарушалась ради высоких показателей добычи.

Через пять дней после аварии жители Междуреченска вышли на стихийный траурный митинг, в тот же день люди перекрыли железную дорогу Новокузнецк—Абакан, протест закончился столкновениями с ОМОНом. Всероссийский траур по погибшим на «Распадской» так и не был объявлен.

 

На шахтах Воркуты также неоднократно происходили аварии. В 1998 году взрыв метана и угольной пыли на шахте «Центральная» унес жизни 27 шахтеров. В 1995-м на шахте «Воркутинская» погибли 10 человек (в том числе пятеро горноспасателей). В 2002-м году из-за взрыва метана на той же шахте погибли еще 5 человек. В 2013-м произошел очередной взрыв метана, погибли 19 человек.

Шахты «Центральная» и «Воркутинская», также как и «Северная», входят в ОАО «Воркутауголь».

Подготовила
Зинаида БУРСКАЯ,
«Новая»



97 комментариев

10
ban kok , 27 февраля 2016 в 15:30
Можно ли этим людям еще как то помочь? - готов подписать любую петицию или еще что там нужно, что бы до самых верхов дошло!
0
ПОЛИГРАФ ШАРИКОВ , 27 февраля 2016 в 18:14
BAN KOK , 27 февраля 2016 в 15:30 \\\\ Помочь им можно,вставив мозги,но это не возможно. Надо быть законченным идиотом,что бы за копейки, сознательно рисковать своей жизнью.
27
Саша Чёрный , 27 февраля 2016 в 23:24
ПОЛИГРАФ ШАРИКОВ,Вы неправы.В шахтерских городках другой работы просто НЕТ.Устроиться просиживать штаны можно только по хорошему блату.Переехать далеко не у всех есть возможность.Когда жрать охота на любую работу пойдешь,а шахтеры,по меркам провинции,всегда неплохие башли получали.Идиоты в том,что плодят детей,совершенно не думая о том,что большинство из них ждет та же шахта и полная инвалидность к полтиннику,если доживут,конечно.В первую очередь думают о пособиях,да материнском капитале.
По количеству шахтерских смертей Россия стабильно находится на уровне наиболее отсталых стран.Начальство шахты требует выработки.Как верно заметил уважаемый Анатолий Прокопьев: не сделаешь план-не заработаешь.Поэтому работяги идут на различные хитрости,чтобы автоматика не отрубила электричество.А руководство экономит на дорогостоящем оборудовании и мерах по выполнению норм безопасности.Поэтому,увы,но эта трагедия не первая и далеко не последняя.
-9
ПОЛИГРАФ ШАРИКОВ , 28 февраля 2016 в 10:04
САША ЧЁРНЫЙ , 27 февраля 2016 в 23:24 \\\\\\\\ Это всё понятно,не понятно,зачем жалеть и помогать?
7
ban kok , 28 февраля 2016 в 13:30
ПОЛИГРАФ ШАРИКОВ , 28 февраля 2016 в 10:04
**************************************************************
"Живем как свиньи и подохним как свиньи" - цитата из прошлогоднего кинофильма "Дурак"!

Человечность она или есть или ее игнорируют! Несмотря на ваши доводы я готов пожалеть и помочь этим людям.
7
Евгения Королева , 28 февраля 2016 в 18:28
Если этот участок действительно затопят, как планируется... "Новая", мне кажется самое малое, что можно сделать, это опубликовать фотографии и хотя бы несколько слов про каждого, кто остался под землей, как вы делали в репортаже о жертвах сбитого Боинга. Невыносимы эти числительные.. Мы не видим, что каждый из них - это отдельная и неповторимая личность. Отсюда для многих и невозможность пожалеть, непредставимость этого кошмара.
-11
ПОЛИГРАФ ШАРИКОВ , 28 февраля 2016 в 18:59
BAN KOK , 28 февраля 2016 в 13:30 \\\\ А рыбаков,на отколовшейся льдине,которых спасают за мой счёт,вы тоже жалеете?
4
Саша Чёрный , 29 февраля 2016 в 16:32
ПОЛИГРАФ ШАРИКОВ
Можно жалеть,можно не жалеть-дело личное.Но помогать людям,которые рискуют жизнью и кладут здоровье,работая на государство,это самое государство ОБЯЗАНО.Для того оно и существует.
Разогнать пару миллионов офисных бездельников-как раз хватит чтобы шахтерам нормальные зарплаты платить.
Можете назвать меня совком.
P.S.Рыбаков на льдинах тоже надо спасать.Только разок заставить оплатить расходы на поисково-спасательную операцию.Больше не полезут.
1
Lenty Vini , 29 февраля 2016 в 17:00
Саша , при чем здесь государство ? - хозяевам шахт нужны сверхприбыли от добычи угля ,- им так же наплевать на шахтеров , как государству - на остальных людей.
-7
ВеликийЧукч Чпок , 28 февраля 2016 в 21:16
Жалеть ...чтоп плодились.,больше и больше...
10
Николай Камсков , 28 февраля 2016 в 10:22
САША ЧЁРНЫЙ , 27 февраля 2016 в 23:24
-------------------------------
Думаю, что ПОЛИГРАФ ШАРИКОВ прав. Этим людям невозможно помочь, так как они не умеют (да и трусят) бороться за свои права. Они - рабы, которым можно и рабочую смену увеличить и датчики уложить на землю. И чем дольше они будут молчать, тем больше притеснений будут иметь. Даже в советские времена профессия шахтёра считалась почётной и денежной.
Пусть кричат Крымнаш и голосуют за ПЖиВ, а то американцы придут и отберут "их шахты и их уголь". Вместе с копеечной зарплатой. А она, действительно, копеечная в тех местах и при той профессии. Я уверен: погрустят, погрустят, пожар потушат и оставшиеся в живых шахтёры, пополнив ряды свежими рабами, наступая на косточки сгоревших товарищей, спустившись в забой, вновь будут рубить уголёк на потребу своим хозяевам.
13
Евгений Ковальски , 28 февраля 2016 в 11:07
Невозможно помочь. Проблема у них в голове и не одна. Он воспринимают действительность как должное, как невозможно это изменить: "рабочие стали оставаться на вторую смену, пытаясь хоть что-то заработать... у всех кредиты, зарплата шахтера 35—40 тысяч рублей."
Не добиваясь своих прав и не догадываясь, что их труд стоит на самом деле тысяч 120, они загоняют себя в кредиты. Полное рабство, без намёков на полит. борьбу. Даже в Англии, когда М. Тэтчер закрывала шахты, рабочие протестовали. Чего уж говорить о россиянах.
14
Michael Grab , 28 февраля 2016 в 16:00
Евгений,
сомневаюсь, что их труд стоит 120 - шахты старые, выработанные, оборудование изношенное, климатические условия суровые.

По-хорошему, шахты, город Воркута надо закрывать, людей расселять.
Но для этого нужна другая экономика и другая мобильность людей.
Когда шла "большая нефть", было еще возможно подобные программы порфинасировать на гос.уровне. Сейчас и говорить не о чем.

ИМХО, тупик полный. :(((
6
Евгений Ковальски , 28 февраля 2016 в 20:14
120 тыс. руб. это всего 1,5 тыс. $ / Не так уж и много для этой профессии. Сравните с другими странами, которыми управляют не идиоты. А почему вы думаете росс. миллиардеры заполнили список Форбс? Из-за высокой прибавочной стоимости, я думаю. Плюс ко всему недоразвитая росс.. экономика и низкий покуп. спрос, что в целом влияет на цены, зарплаты, на предприятия, которые тоже дышат на ладан.
Вот кстати немного о зарплате шахтёра в США:
"...в Аппалачинском угольном бассейне от желающих стать шахтерами нет отбоя.
«Главная причина в том, что за работу горняка очень хорошо платят, – рассказал Люк Попович. – В Западной Вирджинии, например, шахтер получает около 70 тысяч долларов в год (5800 $ в месяц или 440.000 рублей (Четыреста сорок тысяч рублей, если что)) в месяц, и еще ему оплачивают страховку и пенсию. Это почти в два раза больше, чем средняя заработная плата в этом штате. В аграрных районах стоимость жизни не так уж высока. Для этой работы не нужно высшее образование. В стране рецессия, уровень безработицы достигает 10%. К тому же 2009 год был самым безопасным в истории угольной промышленности».
http://www.golos-ameriki.ru/co...
И это было в 2009 году, если кто забыл в Америке в 2007 - 2008 годах был ипотечный кризис, переросший в экономический.
3
Саша Чёрный , 29 февраля 2016 в 16:45
НИКОЛАЙ КАМСКОВ
Если абстрагироваться от отдельной шахты и посмотреть глобально,применительно ко всей российской жизни,Вы безусловно правы.Менталитет невозможно изменить.Права и свободы нашей публике не нужны.Есть запрос на подачки,"а права со свободами на хлеб не намажешь"-как часто говорят представители широких масс.
Поэтому,начальство будет требовать выработки,шахтеры будут заклеивать стационарные датчики скотчем,шахты будут взрываться.......Новая смена будет идти по костям свои менее удачливых товарищей.Если доживут до пенсии,будут медленно гнить от букета неизлечимых болезней.
И будут молчать.И будут плодить детей,которые тоже полезут в шахту за копеечную зарплату.
Рабский менталитет.Не станут ни протестовать,ни требовать.
-1
Севастьян Анчугов , 28 февраля 2016 в 16:33
Даже в Англии, когда М. Тэтчер закрывала шахты, рабочие протестовали. Чего уж говорить о россиянах.
----------------------
почто англичане протестовали-мечтали сгинуть под землёй? или в Англии ни один шахтёр не погиб?
1
Andy Aroha , 28 февраля 2016 в 18:18
не англия, а уэльс. в англии только чуточку, но больше всего пострадал уэльс. они до сих пор вспоминают её плохими словами. а общество там пожинает плоды той "оптимизации" по сей день.
но жить лучше чем в росии по любому. но они етого не знают.
10
Ирина Мезенцева , 28 февраля 2016 в 17:26
У россиян всегда одна проблема: где заработать детям на хлебушек? А заработать негде. Спасибо нашему правительству! И в чем Вы упрекаете шахтеров? А летчики гражданской авиации, которые летают на старых неисправных самолетах тоже по Вашему дебилЫ?
2
Юрий Морозов , 29 февраля 2016 в 13:07
Летчики-то? На старых неисправных самолетах?
Конечно!
2
ВеликийЧукч Чпок , 28 февраля 2016 в 21:23
А как бороться если выбора нет ?

-,"не нравицца ? (удалено модератором) от сюда . " Говорит им начальство. Как тут поборешься. Когда жаждущих денег работяг много , а дядя капиталист-монополист на них один.,.

Останешься гордым и голодным узником освенцима-совести...
2
paolo paolo , 28 февраля 2016 в 09:44
похоже поздно
6
Gennady Tyshkovsky , 28 февраля 2016 в 11:17
BAN KOK, спасибо, конечно, за Вашу "героическую готовность"! Если позволите, могу даже прислать упаковку туалетной бумаги... Отчего такая наивность? До верхов уже давно дошло, что с таким населением можно делать все, что им заблагорассудится. И все стерпится, да слюбится...
4
LONDO MOLLARII , 28 февраля 2016 в 15:37
Да этим людям можно помочь,для начала нужно им разъяснить что надо выкинуть телевизор и перестать драть жопу за (удалено модератором) и уже потом может через лет так 10 у них появится шанс
От модератора: Фамилии у нас не искажают!
50
Анатолий Прокопьев , 27 февраля 2016 в 15:49
Я сам работал на шахте, знаю, что газоанализаторы выступают в роли датчиков и в случае превышения процентной нормы выключается все электрооборудование участка.. Это значит смена сегодня не выполнит план.. Надо протягивать дополнительную вентиляцию, проветривать забой.. Что делали забойщики или проходчики? Либо отключали датчики, если он не выведен в диспетчерскую, либо накрывали его мокрой фуфайкой, (газ метан растворяется в воде) и участок продолжает работать.. Почему-то об опасности никто не думает, все думают только о дОбыче или о метрах.. Мы даже проводили взрывные работы таким способом.. Я был молодой, не думал, чем это может закончиться.. Взрыв газа метана не так опасен, как взрыв угольной пыли.. Но взрыв газа порождает и взрыв пыли, гораздо более мощный и опасный.. Чтобы этого не произошло, необходимо в забое распылять сланцевую пыль,(никто не хочет этим заниматься). которая является очень тяжелой и не дает подниматься угольной пыли в момент возможного взрыва метана.. Кстати, чем больше концентрация метана, тем меньше вероятность взрыва, скорее возможно возгорание или гибель от удушья, так как метан вытесняет кислород.. За 4 года работы в забоях я понял, что все взрывы и аварии - это нарушение техники безопасности из-за того, что надо дать уголь на-гора..
Если не поменять условия оплаты труда шахтера, то такие случаи, к сожалению, будут происходить еще не раз..
10
Александр Кононов , 27 февраля 2016 в 17:37
У нас многие и ремни безопасности надевают только для того, чтобы на штраф не нарваться...
Оказывается, не только капиталист готов на преступление ради прибыли, но и простые работяги идут ради денег на преступление по отношению к себе, и других таких же подставляют. Не думаю, что потеря трети зарплаты настолько критична, что затмевает смерть.
15
Анатолий Прокопьев , 27 февраля 2016 в 17:46
Как говорится, шахтер выбирает между Неизбежным лишением премии или Возможной потерей жизни..
9
Юрий Карасёв , 28 февраля 2016 в 10:45
Слово "капиталист" осталось только в сознании некоторых наших людей, а современные западные страны уже нельзя назвать капиталистическими. Нам бы такую организацию защиты работников на производствах, как в этих "капиталистических" странах.
5
Юрий Карасёв , 28 февраля 2016 в 10:49
А в этой шахте, действительно капитализм, но капитализм времён "Дикого Запада".
0
Наталья Васильева , 28 февраля 2016 в 11:49
Капитализм — это частная собственность и рынок. Никто его не отменял.
4
Юрий Карасёв , 28 февраля 2016 в 12:22
"Капитализм" - это экономическая абстракция, в которой выделены характерные черты экономики на определённом этапе её развития и отброшены менее значимые. Реальная экономика современных развитых стран - это экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства.
А у нас ещё помнят "капитализм" по Марксу как общественно-экономическую формацию, основанную на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму - первой фазе коммунизма.
1
Юрий Карасёв , 28 февраля 2016 в 12:31
Поэтому слово "капиталист" сейчас звучит, как анахронизм. Правильнее называть организаторов производства "бизнесменами".
2
Александр Кононов , 28 февраля 2016 в 13:45
Я говорю не об обществе в целом, а об натуре бизнесмена. Зачем платить больше, если работник готов работать за меньшее, зачем переплачивать за социальные программы и охрану труда? Бизнес работает в условиях жёсткой конкуренции, и они с удовольствием сократили бы издержки.
Что изменилось в развитых странах? Изменились условия, в которых работает бизнес. Общество стало более образованным, как следствие, более гуманным и технически оснащённым. Научились отстаивать права и строить власть, которая тоже состоит из людей более образованных. Бизнесмены тоже часть общества, более образованные и гуманные люди, чем раньше.
Но натура их всё та же капиталистическая - желание преуспеть, обойти конкурентов, сократить издержки - это как спорт.
И кроме законов на них давит необходимость беречь квалифицированных сотрудников, это выгоднее, чем не беречь. Тем более, технически всё организовать сейчас можно дешевле и изощрённее, чем раньше. Да и имидж компании сейчас тоже стоит денег.
Особенно яркий пример сейчас - это Корея. С одной стороны работников выжимают как лимон, сильнейшая конкуренция, много самоубийств. А с другой - охрана труда, попытки бороться с переутомлением и депрессией у сотрудников. Никаких лишних телодвижений от бизнеса, всё диктует конкуренция и необходимость получения прибыли. Для чего и существует бизнес.
0
Юрий Карасёв , 28 февраля 2016 в 15:28
"Натура бизнесмена". Да эта натура сидит в каждом из нас и в ней нет ничего унизительного. В этом состоит смысл жизни. Каждый человек стремиться наилучшим образом устроить свою жизнь. Это вполне естественно. А как говориться в пословицах - "Хочешь жить - умей вертеться" и "Без труда не выловишь и рыбку из пруда". Лёжа на печи стать мужем принцессы можно только в русской сказке. А бизнес - это труд со своими правилами взаимоотношений с партнёрами и обществом. Что касается "лишних телодвижений", то любой работник таких движений делать не будет.
4
Александр Кононов , 28 февраля 2016 в 15:51
Эта натура не в каждом. Меня вот совершенно не интересует заработок выше определённого значения, позволяющего комфортно жить семье. Отвратительны ежедневные расчёты и подсчёты прибыли, а в свободное время хочется заниматься самыми разными делами, не связанными с зарабатыванием денег. И большинство людей такие же.
Совсем не говорю, что в "натуре" бизнесмена" есть что-то унизительное. Цивилизация развилась благодаря людям наделённым энергией, благодаря жажде наживы, благодаря желанию обойти соперника. Но как и в спорте, всегда есть соблазн сжульничать для результата. Внутренний ограничитель в виде морали не всегда срабатывает. Бизнесу требуется внешнее строгое судейство, тогда он имеет человеческое лицо.
0
Юрий Карасёв , 28 февраля 2016 в 16:13
Александр. А судьи кто?
0
Александр Кононов , 28 февраля 2016 в 16:42
Само общество. Вот как Анатолий Прокопьев здесь сказал, ответственность хозяев и выплаты пострадавшим в Германии в разы выше, чем у нас. Сделай у нас так, и трагические аварии можно было бы предотвратить. Но наше общество (судьи) находится на более низкой стадии развития, поэтому пока всё останется на своих местах.
0
Юрий Карасёв , 28 февраля 2016 в 17:18
Вот мы и пришли. Наше общество не может быть судьями, потому что большинство в нём пассивно или тянет назад в советскую систему, не понимая того, что это для страны смерти подобно.
0
ВеликийЧукч Чпок , 28 февраля 2016 в 21:32
Капитализм от слова капитал. Он первичен для капиталиста, всě остальное Вами описанное, необязательные доп-опции к нему.
0
Александр Винич , 2 марта 2016 в 16:11
Да, ни кто не отменит. Но применительно к производствам с особо опасными условиями труда в законодательство надо внести дополнение: - "Собственника, или акционеров лишать лицензий на право управления предприятиями на которых не выполняются требования технической безопасности установленных законом."
Считаю что это единственный способ заставить "капиталистов" заботится о технической и технологической безопасности предприятий.
К автору выше опубликованной статьи вопрос, - У Вас есть возможность задать вопросы руководству шахты "Северная" , 1) Производилась ли дегазация угольных пластов на шахте, 2) Кто автор проекта, как он, автор, или группа авторов производила контроль за исполнением проекта? 3) Есть ли техн. отчёты, согласованы ли они с Гостехнадзором? 4) Примерная стоимость аварийных работ и сроки их выполнения до запуска шахты в эксплуатацию? Подозревают, что эти работы будут очень дорого стоить, плюс транспортные затраты на доставку угля этой сортности на заводы "Северстали" из Кузбасса. Думаю что там лишних обьемом коксующихся углей нет, значит цена за тонну будет зашкаливать.
Вот теперь Мордашев и решит , что "дороже" соблюдать" тех. регламент особо опасных работ или требовать план любой ценой !!!
Предлагаю семьям пострадавших под в суд за -" невыполнения" правил безопасности и не соблюдение технического регламента на ведение очистных работ на шахтах опасных по газу и пыли. Как у капиталистов !?
0
Александр Винич , 2 марта 2016 в 16:22
Есть один способ защититься от такого капиталиста - не работать у него, или подать в суд за потерю здоровья в будущем. Главное не бояться, и грамотно обосновать требования в суде к начальнику объекта который шлёт на смерть, или к владельцу объекта который не финансирует или назначает не компетентный персонал для руководства особо опасными работами.
13
Валентина Шашерина , 27 февраля 2016 в 20:09
На Северной никто из шахтеров газоанализаторы не отключал, все говорят, наоборот, в лицо начальству тыкали, но альтернатива у них одна - уволиться с шахты. При сегодняшнем руководстве "эффективных менеджеров" действительно, за работу без очков, в которых ничего не видно, могут оштрафовать или уволить, а дегазацию качественную произвести - слишком дорого для компании. С самого начала событий были приняты беспрецедентные меры секретности, город маленький, все всех знают, но горноспасатели, как партизаны, никому ни слова не сказали до сих пор, во как! Чего боятся? Кстати, 3 года назад был взрыв на другой шахте, погибли 19 человек, комиссия все списала на природные явления, а зам директора по ОТ и ПБ той шахты был переведен на "Северную" на ту же должность.
7
Сергей С воркуты , 27 февраля 2016 в 20:37
Мета́н (лат. Methanum) — простейший углеводород, бесцветный газ (в нормальных условиях) без запаха, химическая формула — CH4. Малорастворим в воде, легче воздуха.
Приказом по "Воркутауголь", вмешательство в работу систем аэрогазового контроля карается увольнением. Телогрейки на датчик в далёком прошлом... Шахтёры не самоубийцы. Вернусь к датчикам- их сейчас в лаве(забое) не менее 5 штук и это только на метан.
0
Юрий Морозов , 29 февраля 2016 в 13:10
Эх, надо было приказ о запрете повышения метана...
6
Евгений Ковальски , 28 февраля 2016 в 11:11
Если не поменять условия оплаты труда шахтера..."

Анатолий, Анатолий... Шахты нужно закрывать. Все. Россия - богатейшая страна, работы всем хватит. Нужно также закрывать кооператив "Озеро" и прочищать всем мозги. Запрещать ФСБ и прочих и т д. и т. п..
4
саша чукотский , 28 февраля 2016 в 12:38
ЕВГЕНИЙ КОВАЛЬСКИ , 28 февраля 2016 в 11:11
Россия - богатейшая страна, работы всем хватит.
*********************
Россия - бедная страна. С разваленной, отсталой экономикой. Дауншифтер.
7
Анатолий Прокопьев , 28 февраля 2016 в 12:56
Шахты нужно закрывать.. Евгений Кольский..
---------------
Легко сказать... Нужна полная модернизация производства. А у нас только войны на уме..
1
Евгений Ковальски , 28 февраля 2016 в 20:18
А у нас только войны на уме.. "

С этим не поспоришь.
0
ВеликийЧукч Чпок , 28 февраля 2016 в 21:37
Примазываетесь к "тем" у кого войны на уме?? ))

А им с друзьями олигархами на вас(нас) накласть с высокой колокольни )

Не примажитесь.
4
Анатолий Прокопьев , 29 февраля 2016 в 13:29
Мой случай из работы в шахте. Забучилась "печь", (кто знает, тот поймет), чтобы обеспечить транспортировку угля надо лезть внутрь и пропускать уголь через себя.. Либо брать шуровку, привязать к ней пару колбасок аммонита и взорвать преграду.. Понятное дело, что ни замера уровня газа, ни мастера-взрывника не предполагается..
Я разбучивал печи, находясь внутри, один раз завалило на конвейер, чудом остался жив.. Отец сказал мне: - Толя, тебе в шахте работать нельзя, ты дурак, лезешь туда, куда собака не порылась.. ( это мягко говоря). До сих пор снятся шахтерские будни..
Кто обвиняет шахтеров в дебилизме и конформизме должны вспомнить, что именно шахтеры подняли страну в 1989 году.. Все остальные только шумели..
-1
Александр Винич , 2 марта 2016 в 16:29
После таких событий в шахте, такие "Анатолии" в лучшем случае становились калеками, в худшем их провожали в последний путь... На вопрос, зачем, Анатолий отвечал что хотел как лучше, что хотел план выполнить. Дурачек, ..
4
Олег Коротаев , 27 февраля 2016 в 16:38
Статья в духе "капитан очевидность", всё так как в статье уже долгие годы и пока заработок будет напрямую зависите от выработки, ничего не изменится.
Одно но по статье: "ставили руководство об угрозе аварии но услышаны не были"
Но погибшее начальство доказывает обратное: зам.директора шахты и начальник участка.
15
solomon gutin , 27 февраля 2016 в 16:57
Этот и все предыдущие аварии на российских шахтах в разных регионах говорят об одном-Российский бизнес живет во времена Дикого капитализма,когда важна сверхприбыль ,а жизнь рабочего стоит копейку.Зарплата 35 тыс.это в условиях Воркуты нищенская,плюс бзеработица.Как всегда осудят стрелочников,а мордашовы не пострадают.А надо заставить их платить родным погибших пенсию в размере зарплаты погибшего.
3
Василий Семеныч , 27 февраля 2016 в 17:13
Все всё прекрасно знали-и руководство шахты,и каждый горняк,что без проветривания забоя взрыв неизбежен.Руководство шахты пошло на преступление.Но вместе с шахтерами-они тоже прекрасно знали о последствиях.
И собственник тоже все знал-не могло руководство шахты не предупредить о сложившихся обстоятельствах.И не остановил работу шахты.
Поэтому-все преступники.Все превысила нажива.
Есть четкие правила ТБ горных работ.И малая цена жизни горняка-вот поэтому и пошли все на преступление.
17
Анатолий Прокопьев , 27 февраля 2016 в 17:57
Правила ТБ есть на любом производстве, но почти нигде они не соблюдаются. У нас на заводе была делегация с родственного предприятия из США, так вот они говорят, что у них на заводе за год!!! не было ни одной производственной травмы, не то что смертельного случая.. Они были шокированы, что у нас по цеху люди бегают, не носят касок, нет защитных очков, нет специальной обуви с твердыми носками, таскают на руках тяжести, типа двигателей или насосов, не применяют подъемные механизмы.. Потом мы все это стали внедрять, но все шло с таким трудом.. Народ не приучен..
Сейчас в цехе постоянно ходят инспекторы по ТБ, штрафуют всех, кто не носит или не применяет спецсредства.. Стало лучше, но все таки можно увидеть, как бежит рабочий перед самодвижущимся транспортером, как будто на пожар.. Что тут делать?
Честно говоря, иногда трудно понять самих рабочих. Дают перчатки - он их несет домой, работает с голыми руками.. Даешь работу на целый день - он делает до обеда с нарушениями ТБ - без освещения, без перил, без средств пожаротушения. Над каждым не поставишь инспектора. Надо чтобы люди сами ценили свою жизнь..
1
Owod_ RUS , 27 февраля 2016 в 21:02
Обувь с твёрдыми носками имеет свои минусы - при падении действительно тяжёлого предмета металл усилителей сминается и зажимает пальцы ног, словно капкан. В этом случае достать из этого капкана уже повреждённые пальцы становится большой проблемой.
6
Анатолий Прокопьев , 28 февраля 2016 в 09:05
Сейчас металл не ставят. У нас пластиковые вставки.. Инновационные..
1
Owod_ RUS , 28 февраля 2016 в 21:08
Везёт вам... ))) А у нас до сих пор стоит металл - может, неликвиды со складов добирают?
1
Owod_ RUS , 28 февраля 2016 в 22:27
Да, чуть не забыл спросить - а какую нагрузку выдерживает этот самый "инновационный пластик"? Если не секрет, конечно?
3
Анатолий Прокопьев , 29 февраля 2016 в 13:18
Был на семинаре, где показывали ролик с испытательным тестом..
10 кг-вый заостренный груз падал с высоты более метра.. Пластилиновая "нога" в обуви не подверглась деформации.. Против более весомых предметов нет спасения видимо.. Если Вы в каске это не значит, что можно стоять под стрелой.. )))))
6
Andrei Ganchevici , 27 февраля 2016 в 17:23
Ну люди ну даете. В этом году в Китае будет закрыто 700 шахт около 50000 рабочих будут переквалифицированы и переедут на другие места и это в порядке вещей. На сайте сделаноунас есть статья недавняя про угольный пласт с которого добывают уголь снаружи экскаватором и запасов на сотни !!! лет. Вопрос к чему эта шахта если производство на ней не рентабельно и мало того оказываеться было смертельно опасно. Ведь этот уголь возможно даже дальше Воркуты не пойдет, неужели так трудно сделать котельные на газе или сжигании мусора, а лучше и то и то блочные гибридные. Небось еще один дотационный регион и в безвыходности не видят выход из сложившегося положения.
0
Александр Кононов , 27 февраля 2016 в 17:32
В Германии добывают в основном открытым способом, безопасность на высоком уровне обеспечена. Но здесь многое зависит от глубины залегания пласта, если уголь на километровой глубине, то экскаватором не нароешься - глубоко. А зачем в Воркуте добывают - так очевидно, потому, что есть спрос на уголь.
12
Анатолий Прокопьев , 27 февраля 2016 в 18:07
В Германии или Польше проводят дегазацию угольных пластов, что увеличивает себестоимость, но радикально снижает аварийность.. Обычно это делается путем насыщения пластов влагой. При этом метан растворяется в воде и становится безопасным. В России влажные пласты бывают только естественными, от прохождения водоносных слоев по угольному пласту. Работать в таком забое безопасно - ни газа, ни пыли, но неприятно - всюду капель. В России никто не будет этим заниматься, жизнь шахтера стоит копейки, легче раз в пять лет выплатить компенсацию за 50 погибших, чем бурить скважины по всему пласту и ставить водные компрессора..
7
Александр Кононов , 27 февраля 2016 в 18:50
В таком случае, государство должно установить такой размер компенсаций от работодателя, чтобы выгоднее было обеспечить безопасность. Сработает, если заставить хозяев реально выплачивать огромные деньги?
6
Анатолий Прокопьев , 27 февраля 2016 в 19:04
Только это и сработает. Если работодатель будет выплачивать миллион долларов за смерть работника, то он сделает все, чтобы аварии не произошло.. Беда России в том, что у нас почти нет шахт, которые бы являлись полностью частными, почти все аффилированы с государством. Поэтому государство такого закона не примет..
6
Сергей С воркуты , 27 февраля 2016 в 20:42
Нагнетают воду в пласт угля с целью гидроразрыва массива. Метан высвобождается и удаляется. У нас не делается с советских времён,видимо для "Северстали" это дорого.
4
Анатолий Прокопьев , 28 февраля 2016 в 09:10
И в советские времена никто это не делал. Я такого не припомню что-то..
0
Александр Винич , 2 марта 2016 в 17:12
Такое применялось в Кузбассе, на пластах вскрытых уклонами, т.е. с небольшой глубиной залегания. Полученную "водой газовую"смесь откачивали насосами установленными на поверхности. Смесь разделяли на воду и газ, газ шёл в котельные на обогрев близ лежащих нас. пунктов.
0
Александр Винич , 2 марта 2016 в 16:34
На глубине 800 м, при длине лавы 370 метров? Такая дегазация не эффективна ! Нужен другой способ. Комплекс способов дегазации пласта.
2
Николай Эрнст , 27 февраля 2016 в 18:18
Пока есть металлургия - без Воркутинского угля никуда.
7
Анатолий Прокопьев , 27 февраля 2016 в 18:28
В мире уже давно варят сталь без угля.. Есть и другие способы. Мартены и домны - это прошлый век..
1
Николай Эрнст , 27 февраля 2016 в 18:13
Уголь углю рознь. Там коксующийся уголь очень высокого качества, незаменим для металлургии. Без него сталь не выплавить, такой есть только на Кузбассе...
4
Сергей С воркуты , 27 февраля 2016 в 20:45
Сомневаюсь,что такой качественный есть в Кузбассе.В воркутинском угле очень мало серы.
4
Юрий Кожин , 27 февраля 2016 в 17:39
Вспоминается борьба Маргарет Тэтчер с шахтёрами. Это ведь она, кажется заявила: "Нам не нужен уголь такой ценой".
Километровая глубина. Никакая техника, никакие датчики не дают стопроцентной гарантии безопасности.
5
Николай Эрнст , 27 февраля 2016 в 18:09
Где наш спаситель? Почему постоянно нарушается ТБ, пусть приедут Путин, Медведев, все министры и проведут совещание в забое - Почему нищенская зарплата толкает людей на смерть? Как выжить в условиях нищеты на Крайнем Севере?

Зато на строительстве космодрома милларды текут в карманы московских проходимцев...
6
Анатолий Прокопьев , 27 февраля 2016 в 18:23
Да приезжал он уже на Распадскую, выплатили компенасацию вдовам и все по новой, до следующей трагедии..
-11
Сергей С воркуты , 27 февраля 2016 в 20:52
А что же ваш любимый боря немцов в бытность вице-премьером по ТЭКу, не принял закон как в Германии,по которому отработка пластов угля с метанообильностью свыше 10 кубометров на тонну,запрещена. У нас нередко 40-50 норма.
9
Анатолий Прокопьев , 28 февраля 2016 в 09:08
Сколько Немцов был в правительстве? Год?
И сколько ваш вождь правит?
1
Сергей 972 , 28 февраля 2016 в 12:08
неуч, законы принимает не правительство, а Дума - дело правительства, следить за исполнением принятых Думой законов
2
Олег Илиев , 28 февраля 2016 в 14:35
На этом совещании будет обсуждаться только один вопрос, почему человеческий материал использован впустую, ведь они могли погибнуть с пользой для России, например, на Донбассе или в Сирии.
10
владимир рихтер , 27 февраля 2016 в 18:12
В Англии: "Нам не нужен уголь такой ценой". В России: "Мы за ценой не постоим". А цена - человеческие жизни.
15
Виктор Тарасов , 27 февраля 2016 в 18:37
До 2007 г. жизнь человека- пролетария в России ни чего не стоила.Сейчас , в связи с демографическими проблемами, она оценивается в 500 тыс .руб. - это размер материнского капитала плюс детские пособия.
Сегодня, в связи с серьёзным экономическим кризисом, потребность в человеке-пролетарии резко падает и жизнь его обесценивается, поэтому материнский капитал в 2017г. будет отменён и цена жизни этих пролетариев будет опять равна нулю.
А вообще -то, в России рабочий-пролетариат ни когда не был в цене.

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама