Общество / Выпуск № 23 от 4 марта 2016

67953 Юлий Дубов: «За всю свою жизнь не встречал подобного Березовскому, а я видел многих»

Кем и каким он все-таки был?

04.03.2016 Теги: березовский, путин


Фото: ЕРА

Мой отец покончил с собой при невыясненных обстоятельствах, и Березовский тоже. Я примерно понимаю, что доводит человека до самоубийства — особенно при обстотельствах, которые никто не может выяснить, потому что рядом никого не было. И довольно долго, целые месяцы.

Семидесятилетие Березовского было отмечено на удивление громко: все вдруг про него вспомнили; Петр Авен опубликовал воспоминания и призвал к этому же других. Не высказался только человек, который, кажется, знал Березовского ближе всех, написал о нем роман и сценарий, неоднократно и публично опровергал клевету в адрес Березовского. Это Юлий Дубов, ныне эмигрант и известный писатель, а когда-то гендиректор ЛогоВАЗа, математик, знавший Бориса Абрамовича лет сорок.

Я поехала в Лондон по своим делам и попросила Дубова о встрече. Все-таки мне хочется понять, каким человеком был этот главный демон российской политики, русский Мориарти, делатель и ниспровергатель президентов, закончивший свою жизнь в депрессии, в полном одиночестве и при невыясненных обстоятельствах. И кто такой Дубов, я тоже хочу понять, потому что по прозе его он представляется спокойным, ледяным и всезнающим. А в жизни — милейший человек, хотя и опасный.

— Вы скучаете по нему?

— Да, я по нему скучаю. Он умер почти три года назад, я никогда не думал, что это кончится так. Конечно, это был сильный удар… Думаю, ему было бы очень интересно вовсе даже не умирать, а пожить сейчас и посмотреть, что происходит вокруг. Потому что очень многое из того, что он пророчил, а никто не верил, сбывается просто на глазах…

— Если бы вы рассказывали своим внукам о том, что это был за человек, что бы вы сказали?

— Я их познакомил сколько-то лет назад, они встречались с Борисом, говорили с ним, даже за одним столом сидели. Я хотел, чтобы они его запомнили. Это была такая… Такая молния. Он был человек совершенно невероятной активности, очень динамичный, очень умный, очень быстро думающий, не всегда правильно, но всегда быстро. Это была, безусловно, очень серьезная и очень крупная личность. Думаю, что я за всю свою жизнь не встречал ничего подобного, а я видел многих.

— Как бы вы описали его как человека, близкого друга? Было в нем что-то экстравагантное?

— В нем все было экстравагантно, прежде всего потому, что он не понимал, что такое золотая середина. Знаете, золотая середина, это такая хорошая штука — люди, которые придерживаются умеренности в жизни, они долго живут, они прекрасно себя чувствуют, как правило, у них друзей существенно больше, чем врагов. А у Березовского вместо золотой середины была большая черная дыра, через которую он всегда перепрыгивал, мечась из крайности в крайность. Например, если он был семьянином, то это был такой семьянин, на которого можно было только смотреть и удивляться — с таким вниманием, с такой любовью он относился к близким. Он мог бросить все, как бы важно это ни было, политику, деньги, все что угодно. Например, если звонит мама, то все пошли вон, он разговаривает с мамой. А если он был бабник, то это был такой бабник, что Казанова и Дон Жуан отдыхали. И вот он все время был в таких крайностях, он признавал только крайние положения маятника, в середине ему было скучно…

 

Семьянин

Березовский любил всяких девушек — блондинок, брюнеток, субреток, гризеток, спортсменок и балерин.
Но женился обычно на порядочных.
Ю.А. Дубов. «Рассказы о Березовском»

— Выражалось ли это в пристрастиях к еде, напиткам, одежде?

— Скорее нет. Он был довольно равнодушен к еде, к напиткам был равнодушен абсолютно, но если он что-то затевал… Есть же вещи, которые человека увлекают, вот если для него что-то становилось важным, то все остальное просто переставало существовать. Завтра становилось важным что-то другое, и снова так же. Сегодня семьянин — завтра бабник. В нем это уживалось непостижимо совершенно. На это было всегда настолько привлекательно, настолько интересно смотреть, как он передвигался, как он думал, принимал решения…

Я восхищался этим человеком. Вот, вспомнил об отношении Березовского к еде. Он вообще был очень влюбчивый. Когда он только появился в Лондоне, он влюбился в японскую еду. И так передвигался от обеда к ужину из одного японского заведения в другое. У него тогда было еще не очень хорошо с английским, а с английско-японским было совсем плохо. Соответственно, что там написано в меню, при общей его невнимательности к еде и к прочей ерунде… Он никогда не запоминал, что он ест, просто что-то ему нравилось, а что-то нет. Был совершенно роскошный случай, когда он пришел в довольно серьезный японский ресторан, в котором уже до этого был, взял меню, долго его изучал… Потом позвал официанта и сказал: «Послушайте, я здесь был четыре дня назад, я у вас здесь что-то ел, это была fish, but not fish». И ему принесли то, что он хотел. Долго разбирались, но принесли.

— По чему он скучал, чего русского ему здесь не хватало?

— Нам с ним не хватало разных вещей. Ему очень не хватало снега, а я по снегу не скучаю совсем. Я городской житель, для меня снег — это что-то грязно-коричневое. Мне не хватает осенних запахов, запаха прелых листьев. Они здесь пахнут не так, как в Москве или в Подмосковье. Вот этого запаха опавших мокрых листьев — его здесь нет…

Когда-то, еще лет десять назад, мы заговорили с Борей, чего не хватает. Ему снега, а я говорю — а мне вот запаха мокрых листьев. Ну он мне долго объяснял и доказывал, что снег гораздо важнее мокрых листьев. А потом говорит: «Пойдем». И отвел меня, не знаю, наверное, на километр от своего дома, привел на полянку и говорит: «Дыши». И там действительно был этот осенний запах! Только в том конкретном месте. То есть он совершенно точно понимал, о чем я говорю. Он очень тонко чувствовал…

— А по людям не скучаете? Англичане ведь очень специфические…

— Я последние два года с ужасом думаю о том, что я мог бы сейчас оказаться в России. Там столько ненависти сейчас, истерики, победных воплей… Я не могу представить себя рядом с человеком, который рассказывал бы мне что-то про Крым или про то, как на Донбассе надо спасать своих. Это немыслимо. И Боря считал бы это преступлением. И Донбасс, и Крым, это абсолютно сто процентов. Вся матрица его мышления, она бы никогда не позволила ему признать ни Крымскую авантюру, ни Донбасское преступление.

— А кем Борис Абрамович все-таки был больше — бизнесменом, политиком, идеологом?

— Я не думаю, что из всех его ипостасей стоит выделять какую-то одну — бизнес, например. Не потому, что он был плохой бизнесмен. Все-таки он кое-что после себя оставил. Объекты, бизнесы, которые он создал, они — не все, конечно, но многие — и сейчас существуют, и с ними ничего не могут сделать. И вообще, если бы его жизнь ограничивалась только бизнесом, это была бы катастрофа. Потому что чего он точно не умел, к чему был не приспособлен, так это к такому усидчивому, планомерному, ежедневному труду: пришел утром, проверил счета, посмотрел доклады, посмотрел отчеты, принял решения. Ведь приходить на работу ежедневно в восемь или в девять это страшно скучно, совершенно бессмысленно, и вообще непонятно кому и зачем это нужно… Нет, ну один раз можно для разнообразия прийти в шесть, всех разбудить и вызвать на совещание! Ну один раз, ну, может быть, два…

Читать циферки — это ужасно, разговаривать о чем-то… Приходят люди, что-то пытаются тебе объяснить, а тебе хочется не этого. Потому что вот вчера такая девушка была, что нужно ей прямо сейчас позвонить, а этот сидит и нудит про свое! Ну кому это интересно?

У него везде был такой стиль, и в политике в том числе.

 

Встреча

Как-то Березовский шел по Лондону и встретил одного российского посла.
«Где-то я его видел», — подумал Березовский.
«Неужели вспомнил», — испугался посол.
Ю.А. Дубов. «Рассказы о Березовском»

— Политика из изгнания, она вообще возможна? У Березовского получалось?

— Он считал, что возможна. И иногда у него это получалось. Ну, например, первый Майдан. Чем плохая политика? Сидя в Лондоне… Это, конечно, не был Майдан Березовского, но то, что он сыграл одну из решающих ролей в первой украинской революции, это факт.

— А идеология?

— Она у него была всякая, разная. Думаю, что вначале не было никакой. Но где-то уже в нулевых он сформулировал очень своеобразную идею либерализма. Насколько я знаю, никто, кроме него, в том виде, в котором она создана, ее никогда не придерживался. Такая вот идея самого себя. Она довольно близка либерализму, хотя с трудами основоположников он был знаком весьма приблизительно. Но при этом он был такой… стихийный либерал. Он, например, считал, что если правильно прочесть Евангелие, то получится идея либерализма.

«Останутся независимые вольными и безответственными — Россия продолжит свой авторитарный путь, конечно, не коммунистический и, конечно, нацистский — другого не дано. Поможет либеральная власть независимым стать свободными — Россия, наконец, состоится как государство либеральное и эффективное».
Б.А. Березовский. «Манифест российского либерализма». 2002 г.

— Березовский ведь достаточно много писал сам, оставил много публицистики. Почему это не читают?

— Почему не читают, не знаю. У меня дома есть все, что он писал. Есть трехтомник «Искусство невозможного». Многое из того, что он предсказывал, сбывается.

— Березовский в свое время активно участвовал в замирении Чечни. Что бы он сейчас сказал? Был бы возможен диалог Березовского с Кадыровым?

— Я не вижу темы для диалога, но если бы она была… Я думаю, сейчас Кадыров чувствует себя весьма комфортно, я даже думаю, что Путин с Кадыровым чувствует себя гораздо менее комфортно, чем Кадыров с Путиным.

Я, честно, темы для разговора не вижу, но если бы она возникла… Например — привести отношения Чеченской Республики и Федерального центра в сколько-нибудь осмысленное состояние, то Борис бы мог это сделать. У него очень часто, когда ему приходилось сталкиваться с подобного рода проблемами, вдруг происходили прозрения… Когда он заканчивал чеченскую войну вместе с Лебедем, это, в общем, происходило по наитию. Он был хорошим переговорщиком. Несмотря на всю свою нетерпимость к чужому мнению, он умел чувствовать переговорщика, он умел ненадолго, на какое-то довольно короткое время, сосредоточиться, и вот тогда это было очень здорово. Тогда у него наступала такая абсолютная ясность, и он очень быстро добивался того, чего хотел.

— Что вы думаете о Ходорковском? Можно ли его сейчас воспринимать как реальную силу?

— Я думаю, что нельзя не воспринимать всерьез человека, который управлял таким бизнесом, прошел через такое и, отсидев 10 лет, не просто не сломался, а выглядит и ведет себя так, словно еще многое может. И я думаю, это действительно так.

— А допускаете ли вы какие-то контакты Путина с Березовским, будь Березовский жив?

— Путин — это гениальная ошибка Березовского. Думаю, что сейчас это было бы невозможно. Прошло слишком много времени… Мне трудно судить, но думаю, Путин сейчас чувствует себя настолько великим… и могучим… и вечным… И еще каким-то, что переговоры были бы бессмысленны.

— Березовский предполагал такое развитие событий?

— Ну вектор-то он угадал очень верно. Он говорил: «Ребята, у вас растет диктатор». Он же это говорил, когда никто не верил. Я сегодня не вижу для Путина никакой возможности разговаривать не то что с Махатмой Ганди, но и с кем-то повыше. Путин уверен, что находится сейчас на такой запредельной вершине, недоступной человеческому глазу, что рядом никого и быть не может, ну там еще какое-то количество вроде как архангелов есть, вот они еще могут что-то там попискивать…

— Березовский ведь стал христианином по собственному убеждению? Он крестился поздно…

— Да, крестился он в 1994 году, после серьезного покушения. Абсолютно добровольно, осознанно пришел к этому. В церковь он, правда, не ходил. Мне объяснял, что дома у него две иконы, и общается он в основном через них. Я видел его в церкви, наверное, трижды: два раза на панихидах и один раз затащил его тут, в Лондоне, на беседу с митрополитом Антонием Сурожским. Если бы он прожил еще хотя бы год, я бы, наверное, смог ему объяснить, зачем ходить в храм. Вот у вас есть телефон? Он везде работает? Нет? Так и у человека — в церкви лучше ловит. В церкви вай-фай лучше.

— Чего вам лично не хватает здесь больше всего, кроме мокрых листьев?

— Отцовского дома. Под Серпуховом. Вот этого не хватает. Туда бы я съездил. У меня там куча подшивок перестроечных журналов. Я бы там заперся месяца на четыре, все бы перечитал, вспомнил еще раз, как это все было, когда была надежда, а потом… Не знаю — наверное, обратно.

— Все-таки обратно. Что вы и Березовский нашли здесь?

— Самую справедливую судебную систему в мире. А потом Боря веру в эту систему потерял. И умер.


Лондон — Москва



66 комментариев

34
Анатолий Прокопьев , 4 марта 2016 в 13:28
Любят у нас преувеличивать, как достоинства, так и недостатки..
Сколько слушал и читал - обычный человек, оказался в нужное время в нужном месте.. Где-то повезло, где -то - не очень..
Насчет Путина - у меня даже жена сказала в 99-ом году - какая отвратительная ...лицо.. ( ей ничего не будет за это? за давностью лет..).
Если уж женщина раскусила его, то "гениальный математик" должен был на раз-два понять, что такого человека нельзя сажать на трон.. И надо было понять главное - только свободные выборы могли помочь установлению демократии в России.. Операция "преемник" загубила её на корню. Это тоже надо было понять "гению" и "отцу русской демократии"..
Короче, ничего ..гениального.. Судьба дала ему шанс, а он его спустил в канализацию..
9
Nelena Nelena , 4 марта 2016 в 15:27
Хм, а кто говорит, что он "сажал человека на трон"? Тут Вы ошибаетесь - он сажал муляж, тень, куклу-перчатку для собственной руки... а не получилось... досадно и тесно в присутствии друг друга было обоим...
9
AM D , 4 марта 2016 в 15:45
Уважаемый Анатолий, извините, что встреваю, но как-то смутила Ваша фраза: "судьба дала ему шанс, а он его спустил в унитаз". Ну во-первых, Вы сильно переоцениваете силу и влияние Березовского, а во-вторых - ну даже если бы и не было "преемника" и "Единства" - ну и что бы изменилось? Победили бы самые популярные "до эпохи Путина" Лужков и Примаков - т.е. было бы явно не намного лучше, чем при Путине - просто Игоря Сечина, как метко выразилась несравненная Юлия Леонидовна Латынина, звали бы Елена Батурина.
Ну и самое главное - как то смешно обвинять прощелыгу, что он не "дал России шанс на демократию".
10
Анатолий Прокопьев , 4 марта 2016 в 16:27
Он, возможно, прощелыга, но судьба дала ему шанс, в числе многих других, поучаствовать в строительстве нового российского государства.. Не знаю точно, какое он имел влияние, но, судя по всему, имел.. Я не знаю, кто бы победил на честных выборах, стало бы лучше или хуже... Может быть и Примаков... Но Березовский был бы живой..Может быть..
6
Саша Чёрный , 4 марта 2016 в 22:48
Березовского в большей степени создали медиа. Когда из плюгавенького, суетливого, мелочного и истеричного мужиченки сделали Злого Гения российской теневой политики эпохи "Семибанкирщины".
На мой взгляд кроме иезуитского аферно-авантюрного склада ума, Борис Абрамыч не обладал никакими выдающимися талантами.
За Борюшкой (как его называли в кругу знакомых), тихим московским доктором физмат наук стояли серьезные люди из "конторы", которые в итоге и пришли к власти. Они мастерски использовали его способности создавать настолько запутанные финансовые схемы что концов никто и никогда не находил. "Деньги были, деньги будут, сейчас денег нет", как метко определял свой стиль сам Березовский.
На мой взгляд, апофигей (перл принадлежит одному известному телебрехуну) туфты и шизофренической картины мира состоит в том, что Березовский усадил Путина на трон. Как бы кому не хотелось верить во всевластие Борюшки, но ситуация выглядела иначе.
К концу 90-х комитетчики через аффилированные структуры уже контролировала немалую часть политического и экономического ресурса. Было принято решение о компромиссной фигуре которая бы устраивала набирающую силу "контору" и гарантировала сохранение статус-кво тогдашнему "Совету Олигархов". В идеале - серый, исполнительный и хорошо замазанный компроматом человек. Чтобы можно было крепко держать на коротком поводке. То, что чекисты плевать хотели на договоры и захапают все крупные активы как только представится возможность, было ясно как Божий День. Олигархия же давно и прочно висела на бааальшом крючке у чекистов, поэтому им оставалось только принять ситуацию и пытаться выживать сдавая ближайших конкурентов. Березовский и Гусинский первыми попали под раздачу.
А хитрее всех оказался Вова Путин, которого никто всерьез не воспринимал. Хитростью, коварством и иезуитским умом он так стравил своих бывших визави, что из сугубо номинальной фигуры стал полновластным хозяином страны.
1
Сергей Кузнецов , 5 марта 2016 в 23:39
Про шанс. То, что судьба дает вам возможность (т.е. шанс) конкретного действия, способного привести к каким-либо изменениям, происходит в каждый момент вашего существования. Откуда вы должны понимать, что это и есть именно шанс и тем более как правильно поступить именно в этом случае?
Из сказанного в интервью можно сделать вывод, что ББ был абсолютно иррациональным существом. Иррационализм - это классно. Иногда. Но в рутинной жизни такого несистематизированного человека как ББ на длинной дистанции мог пересидеть любой средний терпеливый человек. Что доказал не только Путин, но и многие иные ныне живущие современники ББ.
16
Salo Spec , 4 марта 2016 в 17:22
— А допускаете ли вы какие-то контакты Путина с Березовским, будь Березовский жив?

— Путин — это гениальная ошибка Березовского. Думаю, что сейчас это было бы невозможно. Прошло слишком много времени… Мне трудно судить, но думаю, Путин сейчас чувствует себя настолько великим… и могучим… и вечным… И еще каким-то, что переговоры были бы бессмысленны.
— Путин уверен, что находится сейчас на такой запредельной вершине, недоступной человеческому глазу, что рядом никого и быть не может, ну там еще какое-то количество вроде как архангелов есть, вот они еще могут что-то там попискивать…
-----------------------------------------------------

10 заповедей безумства путинистов (разрешенная в РФ террористическая организация):

1. Путин твой президент, и не будет других президентов кроме Путина.

2. Не создай себе кумира, кроме Путина, ибо если не Путин, то кто?

3. Не ху.ли имя Путина, ибо Путин не оставит без наказания того, кто ху.лит имя Его.

4. Помни, что Крым наш, дабы хранить его, как заповедовал тебе Путин. И повязывай полосатую ленточку на себя, на детей своих, на скот свой, на жилище своё, ибо Путин благословил сие и помнить велел.

5. Почитай начальников своих, и ментов, и олигархов, и депутатов, и прочий скот наделённый властью, дабы хорошо тебе было в той стране, в которой Путин, президент твой, позволяет жить тебе.

6. Не убий никого, окромя того, кого президент твой Путин назначит хунтой.

7. Не прелюбодействуй вступая в организации, которые Путин - президент твой назвал иностранными.

8. Не укради у Путина. Но ежели Путин или его скот залез к тебе в правый карман, то подставь левый, ибо так угодно Ему.

9. Не произноси никакого свидетельства против Путина своего.

10. Не желай дома Путина, ни поста его, ни постов и должностей его скота, и ничего, что есть у Путина твоего.
От модератора: Черточку как можно короче, плиз!!!!
3
Salo Spec , 4 марта 2016 в 19:46
На "От модератора: Черточку как можно короче, плиз!!!!"
Сергей Алексеевич, для многих мужчин, даже длинна черточки имеет значение, а Вы ее так безжалостно укоротили-обрезали. Как мне после этого позора жить дальше? Темболее, в предверии 8-го Марта... :-)
От модератора: Как жить? Если верить моей жене - не длиной, а умением)))
2
Salo Spec , 4 марта 2016 в 20:34
Модератору
Аааа.... Я понял, головой надо работать...))) Спасибо за совет!
-14
Регистратор Плюшкин , 4 марта 2016 в 17:30
Анатолий а что бабка сказала насчет Путина
8
Анатолий Прокопьев , 4 марта 2016 в 18:22
Бабушке он понравился.. Говорит, такой чистенький и гладенький...
6
Борис Шишов , 4 марта 2016 в 22:03
Регистратор Плюшкин , 4 марта 2016 в 17:30
Анатолий а что бабка сказала насчет Путина
*****************************
А сказала бабка-повитуха:
...голосок басовитый и головка тыковкой,
короче, как в летА войдёт-- беспременно п/полковником будет.
Всеми статьями на подполковника КГБ шибается.( экспромт деда Щукаря)
1
Konst. Omarov , 4 марта 2016 в 18:01
Самое важное и интересное в этих статьях не конкретное содержание, а то, что якобы независимые и порядочные газеты пишут о воре в таком тоне (Г-н модератор, есть решение суда по Березовскому, и не одно, есть показания на процессе в Лондоне). Берут интервью у другого вора. Хочется спросить - не западло? Не западло брать ворованные деньги - в 2004 Елена Боннэр публично объявила, что не западло. И брали активно - БАБ содержал Грани, ЕЖ и целую прикормленную тусовку. А ведь лондонский процесс показал, что БАБ честно не заработал ни копья. Я беседовал со следователем Генпрокуратуры, который допрашивал БАБа - тот производил впечатление очень умного и абсолютно беспринципного человека.
Мне интересно, что БАБ не сам писал даже кандидатскую - а он работал в ИПУ, где был тогда очень высокий уровень сотрудников, это наша база в МФТИ. Даже заниматься наукой ему было неинтересно - только бабло. И вот такое г-но обсуждают доброжелательно, берут интервью у подельников вора. Осталось только панегирик Деду Хасану и Япончику написать.
Киллер Леша Солдат (Алексей Шерстобитов) получил заказ на Березовского в 1995 г . За полминуты до выстрела пришел отбой (Сильвестр сделал роковую глупость, она стоила ему жизни). Как жаль, что Леша взял трубку.
-8
игорь SPb , 4 марта 2016 в 19:21
KONST. OMAROV , 4 марта 2016 в 18:01
Все очень точно и по делу...
1
Konst. Omarov , 4 марта 2016 в 20:38
Вот один из источников денег Березовского:
Вступил в законную силу заочный приговор по уголовному делу в отношении Бориса Березовского и Юлия Дубова, осужденных за мошенничество при заключении договора на поставку крупной партии автомобилей.
http://www.genproc.gov.ru/smi/...
Получил от АвтоВАЗа тысячи машин без предоплаты, а деньги не перечислил. На эти деньги он дочери купил 14 га в Жуковке у УД президента и многое другое.
Писатель Дубов прежде не только беллетристику пописывал. Мошенник 200процентный.
4
Michael Grab , 5 марта 2016 в 09:35
Бросьте, пустое.
Решения ваших "судов" по поводу политических и не только противников путина не стоят места на экране монитора. Достаточно почитать тут же статью об очередном судилище, над Савченко.

Причем это не значит, что они не воровали. Но так это или нет мы уже не узнаем. А ссылка на судилища в моих глазах не аргумет, а контраргумент. Кроме слова "Позор!" упоминания о них никаких других эмоций не вызывают.
2
Konst. Omarov , 6 марта 2016 в 00:31
Если Вам не нравится российский суд (мне тоже, но в данном случае приговор обоснован на 200%, достаточно почитать материалы), почитайте материалы лондонского процесса. Или Вам и лондонский суд нехорош? Впрочем, читать Вы не станете, Вы же писатель, а не читатель.
-3
Margaret Matthew , 4 марта 2016 в 19:03
А меня, Анатолий, несколько покоробило « уж если женщина». Не помешало бы более уважительное признание прозорливости Вашей супруги.
-3
Igor' Vest , 4 марта 2016 в 23:46
Кхм... Насчет свободных выборов. Анекдот про Холмса помните? Был преступник-рецидивист - стал честный человек, достойный член общества. Умные люди давно уже научились управлять и выборами и судом и т.н. общественным мнением. А мы, дураки, продолжаем верить, что эти "столпы общественного устройства" есть абсолютно надежны и незыблемы. Мы верим в свободу и демократию, правда же? Но, если уж даже БАБ разочаровался в систеие, то, видимо, все-таки что-то в ней не так.
-1
Owod_ RUS , 5 марта 2016 в 11:32
"обычный человек" - именно! А то или "замечательный семьянин", или "умопомрачительный бабник".

Интересно только одно - как бабник может быть хорошим семьянином, в принципе?
2
Konst. Omarov , 6 марта 2016 в 00:35
А как мошенник может стать политическим эмигрантом? За большие деньги возможно все.
0
виктор тридрих , 10 марта 2016 в 00:11
пунктирно...
1
Андрей Беляев , 5 марта 2016 в 19:20
У женщин интуиция лучше, чем у мужчин. Первое(интуитивное) впечатление о человеке, как правило, является самым верным...
1
Борис Шестов , 5 марта 2016 в 20:23
Фигура Березовского кажется значительной на фоне интриг кремлевского двора, которые он закручивал. Но для интриг в этом кругу не требовалось особых талантов – все достаточно примитивно и приземленно. Он ничего не создавал, а только разрушал. Судебная тяжба с Абрамовичем окончательно опустила БАБа на тот уровень, которого он заслуживает, т.е. ниже плинтуса.
-2
Согласен. Я критически отношусь к внутренней политики Президента, его интеллекту и управленческому ремеслу. Абаме и в подметки не годится. Но из всех зол привычно выбирать меньшее. Потерпим, больше нам ничего не остается.
Но просто интересно, как-бы выразилась Ваша жена(???), если б Президентом стал Боря Абрамович? Такую вероятность не стоит сбрасывать со счета.
-1
sova sova , 6 марта 2016 в 12:32
Дмитриев Евгений Викторович, пенсионер, 1945 года рождения, Томск, Дмитриев , 6 марта 2016 в 09:36
... Но из всех зол привычно выбирать меньшее. Потерпим, больше нам ничего не остается.
**************
)) Чего бы это? Терпите, если хотите. Лично я терпеть не собираюсь.

Но просто интересно, как-бы выразилась Ваша жена(???), если б Президентом стал Боря Абрамович?
*************
)) "А если бы он вез патроны"?)) (Вы с "Борей" на брудершафт чайку, похоже, не раз испивали?)

Такую вероятность не стоит сбрасывать со счета.
************
)) Сбросьте. Абрамовича давно устранили (это если вы не в курсе). Шарфики не надо было ему носить, но он их любил.
0
Pankrat Golovkin , 10 марта 2016 в 11:01
"Путин - гениальная ошибка"; Зурабов - гениальная ошибка; мадам Арбидол - гениальная ошибка,...похоже, гениальные кадровые ошибки и составляют "великое" наследие этого человека...
0
alex lee , 12 марта 2016 в 16:50
Вам трудно возразить, да и не хочется. Однако шахматные "гений", "ошибся", "раскусила", "шанс" не могут быть вескими в масштабах -необъятной- полуазиатской страны с опытом московской, монгольской и большевистской Орды. Ложь и продажность и всякая деградация общества, населения,номенклатуры советского режима в целом (системно), не могут дать положительный результат. А какой при этом будет "Ферзь" и что он сделает, не так уж важно. Вспомните демократов Депутатов в 90-х. Где они все сейчас? Масса уголовников в законе вытеснила всех. А Путин возможно просто приспособился.
10
Slava Isaev , 4 марта 2016 в 14:35
Если бы он прожил еще хотя бы год, я бы, наверное, смог ему объяснить, зачем ходить в храм. Вот у вас есть телефон? Он везде работает? Нет? Так и у человека — в церкви лучше ловит. В церкви вай-фай лучше.
Это цитата недели ))

Путин уверен, что находится сейчас на такой запредельной вершине, недоступной человеческому глазу, что рядом никого и быть не может, ну там еще какое-то количество вроде как архангелов есть, вот они еще могут что-то там попискивать…
Самая ёмкая и точная характеристика ))
2
Дмитрий Шульга , 4 марта 2016 в 15:30
Чтобы понять выбор Березовского, нужно было побывать на его месте. Вспомните последние месяцы пребывания Ельцина в президенстве: только уж совсем синий бомж не пинал Ельцина за ошибки, за пьянство. И вы видели нормальный выход из такой ситуации? Извините, не поверю. Судя по отзывам почти всех знавших Березовского, он таки был гений. Он всё же хотел для страны лучшего решения, не этой ошибки. Послушайте что говорят о Горбачёве, о Ельцине сейчас. А ведь эти люди вырвали-таки страну из той дыры, куда её 70 лет толкали все мы каждый в своё время. Ладно хоть на государственном уровне их не объявляют врагами народа. а народ-то уже готов затоптать самую о них память. Увы, у народа она короткая.
Березовский сам же и пострадал от своего решения. Тварь убила Творца. И это не первый случай в истории человечества.
-17
Регистратор Плюшкин , 4 марта 2016 в 17:22
Какой великий человек. как он у страны такой как Россия деньги предприятий выводил наши с вами деньги это одно из многих крыс на теле России с 1991года.Страна не уважает Горбачева и Ельцина а вы забыли что они ввергли страну в хаос Миллионы людей между прочим русских стали переселенцами а сколько погибло или просто убили.Но на Горби и Ельцине нет на руках крови ведь они не ставили подписи как Сталин но люди гибли и умирали от их действий и от их политики. Путин диктатор он что загоняет кого в лагеря а каким должен быть руководитель страны после бардака и тотального разграбления.Я скажу прямо если бы не приход Путина то в России было похлеще чем в Ливии и Ираке а все шло к этому. Так что не надо хаять Путина и возносить Березу. Таких умных крыс в период Российского хаоса и бардака мы уже видели и сейчас видим
8
Ашот Ибрагимов , 4 марта 2016 в 20:21
Регистратор Плюшкин , 4 марта 2016 в 17:22

«…Так что не надо хаять Путина и возносить Березу. Таких умных крыс в период Российского хаоса и бардака мы уже видели и сейчас видим»
--
Вы уж простите великодушно, но в силу своей отсталости, я никак не могу сообразить…
Вы пишите про крыс в прошедшем периоде, это почти понятно, но Путин во власти, с его «жесткой вертикалью» с 2000г… Откуда крысы в России сейчас?... Кто их «культивирует» ? Обама?
-1
Michael Grab , 5 марта 2016 в 15:56
Регистратор Плюшкин
---
Во-первых, я не заметил, чтоб здесь кто-то молился на Березовского.
А вот на путина молятся. Вы например.
А зря.
Стоит быть немного более умным (или дальновиным если хотите) и поберечь лоб.
В России принято молиться на диктаторов.
А потом выносить из мавзолее и плеваться в сторону чуть остывших могил.

Разница между Горбачевым, Ельцыным и Путиным в то, что первые два могли позволить себе роскошь ухода на пенсию. Путину нельзя! На нем уже слишком много крови. Кровь ему не забудут, это не прощаемо. Я уж не говрю об ответственности за развал России - это у вас еще в ближайшем будущем. :(
4
taya poverennaya , 4 марта 2016 в 15:37
Лично я не была знакома с Березовским,а вот мой кузен , тоже Борис Абрамович,но Золотовицкий ( по матери), был его сокурсником и приятелем,которого БАБ нанял рабом писать кандидатскую, а потом и докторскую.Наш Боря считал БАБа гением, но самому ему писать было не интересно, а, во вторых, уже в то время он активно занимался бизнесом.Боря говорил о необычайно быстром уме БАБ: то, что наш Боря писал за неделю,БАБу достаточно было двух часов,что бы все понять и дать задание на следующую неделю..БАБ был щедрым и хорошо платил, а когда Боря с семьей оказался в Израиле ( а там -каждый второй или музыкант или математик),Боря сразу же получил работу по специальности.Все были уверены, что помог БАБ.Он был человеком очень внимательным к своим близким, а их тандем ( на наш взгляд) был успешным, потому что наш Боря был по характеру абсолютно противоположен БАБу -он выл мягким, тихим и очень работоспособным, так как одновременно писал и свои- кандидатскую,а потом и докторскую работы.Пишу о нашем Боре - был,потому,что лет десять тому назад, с ним произошла трагедия: заболел страшной болезнью, очень редкой.Сначала пропал голос (с женой общается по компьютеру), а потом стал "усыхать", превращаться в ребенка и Инна носит его теперь на руках, а я боюсь спросить ее - сохранил ли он память.Если бы при жизни БАБ знал о случившемся, я уверена, он бы пришел Боре на помощь,хотя бы, материально.Фамилия нашего Бори -Генинсон,если кто то вспомнит о нем
3
Konst. Omarov , 4 марта 2016 в 18:07
"Все были уверены, что помог БАБ" - С чего уверенность? Если ваш кузен мог написать целых 2 докторских, себе и БАБу, то с такой высокой квалификацией он работу бы непременно нашел. Кандидатская у БАБа была вполне полноценная, докторская, вероятно, тоже неплохая. Такие спецы без работы не сидят.
3
Konst. Omarov , 4 марта 2016 в 20:35
У Вашего кузена очень неплохая библиография в очень востребованной области - теории алгоритмов. Такие специалисты в 90е годы без работы ни дня не сидели. Кстати, Ваш кузен, похоже, больше пахал на БАБ, чем на себя - кандидатом он стал только в 1984 г, когда БАБ уже был доктором. Посмотрел, кстати - у БАБ ни одной! приличной работы без соавторов. Постоянно к кому-то приписывался, Ваш кузен с ним тоже соавтором числится. Вообще член-корр Березовский - это позор Академии наук СССР.
0
Michael Grab , 5 марта 2016 в 18:22
Ах, Константин, и не говорите.
Просто времена сейчас такие, что при наличии кандидата экономических наук Путина В.В., академика Кадырова и темной кучи фальшивых "докторов" в Думе, выявленных диссернетом, следует возмущатся обратному, почему Березовский академиком не стал.
1
Konst. Omarov , 6 марта 2016 в 00:33
Речь идет об АН СССР, где еще соблюдались относительные приличия. РАН не обсуждаем.
0
Тимофей Трубицын , 5 марта 2016 в 12:11
taya poverennaya , 4 марта 2016 в 15:37

Уважаемая Taya Poverennaya!
Не скрою, меня поражает каждый Ваш комментарий.
Вы уже сообщили, что
а) живете в Германии почти 40 лет,
b) верили Зюганову и коммунистам, и даже написали для читателей в Германии статью "Красный пояс смоленщины меняет пояс" .
c) являетесь многолетним лектором-пропагандистом
(в Германии? пропагандистом? :) )

ПризнАюсь, мне трудно представить себе цельную личность со столь противоречивыми взглядами.

Потом Вы откровенно высказали своё отношение к проблеме беженцев, и мне бы хотелось пообщаться с Вами на эту тему. Поэтому я и задал Вам несколько вопросов. Будьте добры, посмотрите, пожалуйста, - http://www.novayagazeta.ru/pol...

Буду благодарен, если ответите.
2
Борис Шестов , 5 марта 2016 в 20:33
Да, если бы БАБ лично знал всех, кого он кинул, то наверняка оказал бы им помощь.
2
Ярослав Деньщиков , 4 марта 2016 в 15:42
Читать интересно. Но в ангела и гения я поверить, извините, не могу. Скорее похоже на анекдоты про Чапаева.
-4
al bak , 4 марта 2016 в 15:42
Почему все уверены, что Березовский ошибся? Наверное потому, что мало читают Зюганова. По сути выбор в 1996 году был тот же, что и в 1917: либо Ленин - Троцкий - Сталин, либо Корнилов - Колчак. Кроме вождя - царя никто Россией править не может.
-9
Регистратор Плюшкин , 4 марта 2016 в 17:29
Что то на БерезОВСКОГО полномочий много на валили он что решал кого куда поставить на какую должность в Кремле, когда БерезОВСКИЙ въезжал еще напишите что выстраивались перед ним министры с докладом ЦИРК
1
Маркус Марцелий мл. , 4 марта 2016 в 15:58
Посмертные публикации о Березовском я почти не читал. Наверно, боялся откровенно злобных домыслов и вранья.
Зато из прижизненных публикаций я давно понял, что Б. Березовский - человек-оркестр. Что, по ситуации, он мог быть и чертовски обаятельным, и резким человеком. Был темпераментным игроком, заводилой и созидателем, умел дружить и не был предателем. И жлобом не был ...
Я рад, что мои впечатления в основном не расходятся с воспоминаниями человека, который хорошо его знал. Я не готов лишь принять версию добровольного ухода из жизни... Это не слишком вяжется с привычками, с темпом жизни и характером Березовского, человека, который не мучился бездельем и не плевал в потолок, который ежедневно встречался с несколькими людьми и уж точно знал, чем следует заняться через день-два... Что-то здесь не клеится, ребята.
8
Albinka nosoviet , 4 марта 2016 в 16:02
И всё-таки самый главный вопрос так и остаётся без ответа - как удалось его убить? - как??Как удалось заманить его в ловушку и убить именно тем способом - повешение- чего он так желал и предсказывал самому ВВП. Это насмешка Кремля?
Как Березовский дал заманить себя в эту ловушку? - ведь человек он был умнейший и непростой. И наверняка всё продумал для своей безопасности
1
bob benk , 4 марта 2016 в 18:40
Albinka nosoviet , 4 марта 2016 в 16:02
И всё-таки самый главный вопрос так и остаётся без ответа - как удалось его убить? - как??Как удалось заманить его в ловушку и убить именно тем способом - повешение- чего он так желал и предсказывал самому ВВП. Это насмешка Кремля?
Как Березовский дал заманить себя в эту ловушку? - ведь человек он был умнейший и непростой. И наверняка всё продумал для своей безопасности
*************************
А это знают только в школе КГБ,их там только этому и учат-убивать по всему миру своих врагов,да чтобы и следов не оставить.
2
Konst. Omarov , 4 марта 2016 в 19:53
"как удалось его убить? - как?"
Аналогичный вопрос - почему Вы пьете водку утром и вечером? Зачем пьете так много - целый литр?
Если Скотленд-Ярд после длительного расследования постановил: самоубийство, то пара диванных аналитиков вряд ли к этому что-то важное прибавит.
-6
Дмитрий Шкляров , 4 марта 2016 в 16:30
Вот, все не сходится в его биографии касательно политики,буквально все: его влияние на Ельцина,его роль в чеченском конфликте,дело Литвиненко и т.д..
Мое мнение - в паре с КГБ,ФСБ работал Боря. Он ведь докторскую в 1983 г. "написал" и при этом уже занимался бизнесом ,т.е. по-сути являлся антисоветчикм,и конечно-же, им уже тогда не могли не заинтересоваться органы.
А дальше,игра в олигархов в паре с такими же подопечными КГБ. Он становится формальным владельцем бывшей госсобственности,принимает участие в политических играх Кремля,играя предписанную ему роль. Потом изображает "Герцена" в Лондоне (все это по заданию Центра). Потом в связи с достижением пенсионного возраста его увольняют "со службы", на его вилле вешают его двойника,а он уходит в тень. Куда и как - это государственная тайна.
3
сергей валитов , 4 марта 2016 в 16:56
просто путина сейчас окружение держит , а у Березовского его не было , по воле такого сумасбродного характера...у путина лучше организовать (удалено модератором) получилось на госуровне...

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Предыдущая страница 123 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Книга Евгения Бунимовича «Выбор»

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама