Общество / Выпуск № 28 от 18 марта 2016

70078 Российский экспорт смерти

Как русский стал официальным языком запрещенной ИГ, кто руководит пропагандистской машиной террористов и как российские регионы становятся «провинциями Исламского государства»


Фото: ТАСС

На этой неделе Международная кризисная группа (МКГ) выпустила доклад: «Джихад на экспорт? Северокавказское подполье и Сирия». Это, по сути, одна из первых попыток серьезного анализа причин ухода российских граждан на войну на Ближний Восток, их роли в Иcламском государстве (террористическая организация, запрещенная в России), а также в независимых исламистских группировках, действующих на территории Сирии. Также это анализ контрмер, предпринимаемых российской властью в борьбе с идеологией ИГ и с оттоком джихадистов за пределы РФ. Из доклада следует, что спецслужбы, достигнув некоторых тактических успехов по подавлению собственного подполья «Имарата Кавказ» (организация, запрещенная в России), стратегически проигрывают вызовам ИГ и распространению его влияния на российских граждан. О том, почему при относительно низкой террористической статистике на Кавказе и в России сохраняется высокая террористическая угроза — автор доклада Екатерина Сокирянская.

 

Екатерина Сокирянская,
аналитик программы по Европе и Азии Международной Кризисной группы


Фото: «Радио Свобода»
 

— Как война в Сирии и возникновение ИГ повлияли на наше северокавказское подполье?

— Своими действиями по подавлению северокавказского подполья силовики, с одной стороны, добились временного снижения активности боевиков и улучшения статистики по террористическому фону. Сирия сыграла в этой ситуации ключевую роль, так как часть членов подполья и много новобранцев из числа сочувствующих им радикалов ушли на сирийскую войну. По данным «Кавказского узла», статистика жертв на Кавказе за последние два года снизилась в пять раз. С другой стороны, угрозы безопасности по-прежнему остаются высокими, и вот почему. Очень важно понимать, что окончательно проблему с подпольем мы, конечно же, не решили. По сути, мы экспортировали свой региональный джихад далеко за пределы российских границ и таким образом объединили северокавказское подполье с глобальным джихадом.

— В вашем докладе подробно описывается процесс, как почти все вилаяты (основная административно-территориальная единица в некоторых странах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока) нашего подполья последовательно присягали на верность халифу ИГ. Можно ли сделать вывод, что после этой присяги регионы российского Северного Кавказа, где оперируют соответствующие вилаяты, стали в некотором смысле территорией ИГ?

— Эти вилаяты ни на что не влияют. Но вирус запущен. С ИГ мы фактически находимся в состоянии войны. В Сирию ушли до 5000 наших граждан, не только, кстати, с Кавказа. Русский язык — третий иностранный язык в ИГ. Наши соотечественники занимают довольно высокие или даже очень высокие посты, как, например, Умар Шишани и Абу Джихад, позиции в структуре власти ИГ. Их связи и влияние на российское подполье — политический ресурс, социальный капитал, с помощью которого они продвигаются по карьерной лестнице в ИГИЛе.

Эти люди, которые там продолжают вести свою неоконченную войну с Россией, уже добились того, чтобы Россия была на повестке ИГ, и они всегда при любой возможности будут рассматривать нашу страну как мишень, как одно из направлений для удара со стороны глобального джихада.

При желании они могут использовать свою базу поддержки внутри России. Могут нападать на российские мишени за рубежом. Ну и, в конце концов, при первой возможности они вернутся.

— Умар Шишани был недавно ранен в результате операции американских ВВС. Говорят, находится в состоянии клинической смерти. Он — кистинский чеченец, проходил службу в грузинской армии, которую тренировали американские инструкторы, воевал с Россией в 2008 году в Южной Осетии. К нашему подполью он имеет весьма опосредованное отношение. Но вы в своем докладе впервые приоткрываете завесу над личностью его ближайшего соратника, Абу Джихада, главного русскоязычного пропагандиста ИГ и идеолога ребрендинга северокавказского подполья. Кто этот человек?

— Это очень важная фигура, про него, как ни странно, мало что известно в России. Он родился в селении Усть-Джегута Карачаево-Черкесии, о нем есть всего одна публикация на Кавказпрессе (сомнительный ресурс, работающий в интересах МВД Дагестана. — Е.М.). Написано, что он был радикальным исламистом, учился на Ближнем Востоке, вернулся в Россию, где установил контакты с подпольем, но он не воевал; был приговорен за пособничество по 208-й статье УК к году колонии. В этой же заметке сказано, что он многих участников подполья «слил» правоохранительным органам, но эту информацию проверить невозможно. Отсидев, он почти сразу уехал в Сирию и наладил всю идеологическую работу при Умаре Шишани. В течение двух с половиной лет Абу Джихад занимался сайтом Умара Шишани, этот сайт освещал участие чеченцев, других российских кавказцев и выходцев из Средней Азии в сирийской войне. И сейчас под Абу Джихадом консолидирована вся русскоязычная пропаганда. Причем они работают не только на рекрутирование из России, но и из Средней Азии. Также эти ресурсы нацелены на уже довольно многочисленную русскоязычную общину в самом ИГ, пропагандируя для вышеназванных аудиторий этот проект как государство для всех мусульман, желающих жить по исламу.

— Как ему удалось, не имея особого влияния в нашем подполье, добиться присяги ИГ от кавказских вилаятов?

— Еще когда был жив Докку Умаров (2011–2012 гг.), он не препятствовал участию членов «Имарата Кавказ» (ИК) в сирийской войне, где они могли получить боевой опыт и тренироваться в лагерях. Тогда такое участие не было криминализовано российским законодательством, не было еще ИГ, и многие ездили в Сирию, как в хадж — повоевать два-три месяца в этом якобы обязательном для каждого правоверного джихаде. Следующий лидер «Имарата Кавказ» Алиасхаб Кебеков уже был жестко против отъезда своих боевиков в Сирию и запретил им любые контакты с ИГ. Однако перед Олимпиадой «ИК» был практически разгромлен. Силовики парализовали его деятельность, коммуникации, убили многих лидеров и рядовых боевиков. Само подполье стало очень подозрительным, в каждом новобранце видели агента спецслужб, попасть туда стало крайне сложно.

«Имарат Кавказ», по сути, превратился в суицидальный проект, средняя продолжительность жизни боевика в «ИК» — один год, максимум два. Когда спецслужбам удалось отравить Докку Умарова и тем самым предотвратить заявленные им теракты в Сочи, «Имарат Кавказ» окончательно утратил имидж организации, способной на эффективный джихад.

Одновременно накануне Олимпиады, как утверждают наши источники, был открыт зеленый коридор всем, кто желает воевать, в Сирию. И туда, правда, ушло много людей. Но уже очень скоро после сочинской Олимпиады российские власти начали очень жестко контролировать отток людей в Сирию. И тогда Абу Джихад решил: почему бы им с Умаром Шишани не образовать под себя российскую «провинцию ИГ» — на Кавказе. Это бы заметно усилило их позиции в ИГ и перекинуло мостик на родину, о которой они не забывали. Он прислал амирам северокавказских групп сообщения с требованием определить свою позицию по отношению к «Исламскому государству». Ряд амиров принесли присягу еще в ноябре 2014-го. Затем была долгая пауза. Однако после убийства Кебекова, как-то сдерживавшего влияние ИГ, ребрендинг «Имарата Кавказ» в «провинцию Исламского государства» был завершен.

— А чем ИГ отличается от других мусульманских стран, которые живут по исламу?

— Ультрарадикальной трактовкой норм шариата, которые, по мнению даже идеологов «Аль-Каиды» (организация запрещена в России), не соответствуют шариатским нормам в плане своей исключительной жестокости. ИГ — это очень жесткая тоталитарная структура с огромной ролью спецслужб, в русскоязычной части которых, по имеющейся информации, работает немало чеченцев. Полицию ИГ — амният — наши соотечественники даже прозвали «шестым отделом» (так на Кавказе зовут отделы по борьбе с экстремизмом. — Е.М.). Очень активна в ИГ контрразведка, там регулярно казнят людей по подозрению в шпионаже. Нескольких выходцев с нашего Кавказа казнили по обвинению в шпионаже в пользу России и, в частности, чеченских властей, которые, по всей видимости, действительно пытаются наладить там какую-то агентурную сеть. В ИГ активно распространены пытки, жесточайшие побои, казни за проступки, которые по шариату не подлежат такому строгому наказанию.

— Вы пишете о том, что ИГ охотится не только за «пушечным мясом», но и за «мозгами»…

— Без сомнения. Активной точечной индивидуальной обработке подвергаются именно люди с социальным капиталом. Кого не надо раскручивать, у кого уже есть имя в своей общине, сфере. Влиятельные, яркие, харизматичные. Им ИГ предлагает возможность сделать «блестящую» карьеру, предоставить им «все условия». На примере таких людей ИГ формирует очень важный в их пропаганде посыл, что «сливки общества» — уже с ними. Например, в Дагестане был один популярный среди молодежи салафитский имам. Этот человек никогда не был в подполье, он учился исламу на Ближнем Востоке, правда, так и недоучился. В Дагестане у него было много ненасильственных исламских проектов. Он пользовался популярностью у салафитской молодежи. Тут важно сказать, что ИГ — это проект, направленный на молодежь по всему миру. Она — его главная целевая аудитория. И, в силу своего возраста и еще формирующегося мировоззрения, самая уязвимая в смысле идеологических манипуляций. Все это становится очевидным при анализе форм и методов пропаганды ИГ. Но вернемся к дагестанскому лидеру. Перед Олимпиадой все возможности ему перекрыли, затем начали преследовать, завели уголовное дело. И вот однажды на своей странице он написал пост о том, что ИГ требуются врачи, инженеры, то есть люди интеллектуальных профессий. Ктото задал ему в комментах вопрос: «И ты тоже? Ты же был за справедливость». И он ответил: «Ты не понимаешь, там львы ислама борются за справедливость». Стало очевидно, что он попал в плен этой пропаганды. Точнее, принял альтернативу, которую ему предложили пропагандисты ИГ.

— Последнее время идеологи ИГ постоянно делают заявления обо всех заметных событиях на Северном Кавказе, например, был целый ряд заявлений по факту попыток силовиков закрыть салафитские мечети в Дагестане. Судя по этим заявлениям, они явно считают российский Кавказ сферой своего влияния. И в своем докладе вы подробно описываете, как это произошло. Давайте пройдемся по этапам.

— Нашим спецслужбам стало понятно, что Сирия — это направление, привлекательное для боевиков подполья, в 2012 году. Тогда еще ИГ не было. Но в преддверии Олимпиады в Сочи перед спецслужбами встала задача: решить вопрос с кавказским подпольем — и быстро. Надо сказать, с 2010 года на Кавказе стартовал эволюционный процесс решения этой проблемы, направленный на поступательную долгосрочную дерадикализацию. Были созданы комиссии по адаптации бывших боевиков, запущен диалог между представителями различных течений в исламе, законопослушным салафитам предоставили больше свободы (возможность строить новые мечети, открывать медресе, участвовать в ненасильственных салафитских проектах и т.п.). Этот процесс дал свои результаты — молодежь поняла, что можно реализовать свои религиозные потребности не только в лесу, но и в гражданской жизни.

Активность подполья снизилась на 15%. Но для Олимпиады силовикам этого было мало, нужно было очень быстро зачистить Кавказ от всех потенциальных угроз. Поэтому вернулись к жестким методам, что убило, по сути, эволюционный подход,

который впоследствии был возрожден лишь в Ингушетии. Опять на полную катушку были задействованы репрессивные меры и одновременно, как многие на Кавказе считают и как подтверждают наши источники в правохранительных органах, были открыты границы всем желающим попасть на сирийскую войну. Чтобы ушедшие в ИГ не вернулись в Россию, были приняты поправки, криминализовавшие участие в боевых действиях за рубежом и увеличивающие уголовную ответственность за это до 10 лет. Стали сажать за намерение уехать в Сирию, за вербовку, за финансирование ИГ. Одновременно ужесточила свою политику в этом направлении и Турция, произошло, например, усиление на турецко-сирийской границе, которую, несмотря на ее протяженность, стало гораздо сложнее перейти (американские специалисты участвуют в мероприятиях по усилению границы). К выходцам из России стали относиться более подозрительно и в самом ИГ. То есть все эти факторы затруднили проникновение в ИГ и тем самым уменьшили поток уходящих в Сирию. Но что важно. Одновременно и пропагандисты ИГ очень быстро сориентировались в новых условиях и многократно усилили идеологическую обработку сочувствующих. Они предложили новую формулу: ребята, халифат начинается с ваших общин, работайте на местах, создавайте свою провинцию исламского халифата. То есть если раньше они работали на «прием» людской массы в свою организацию, то теперь они активно стали распространять свою идеологию на места, запуская свой вирус, в том числе и в Россию. Например, ИГ моментально отреагировало на попытки силовиков закрыть салафитские мечети в Дагестане.

Идеологи ИГ выпустили заявление по этому поводу, в котором они обратились к возмущенным верующим. Они призвали не слушать тех, кто пытается договориться с властями, разойтись по домам, раствориться в толпе и ждать момента. И когда никто не ожидает, нанести удар, как «парижские братья» (имеются в виду теракты в Париже. — Е.М.). Вообще, если послушать эти заявления идеологов ИГ (например, Ахмада Мединского, дагестанца, примкнувшего к ИГ), станет ясно, что они в мельчайших деталях знают все процессы, конфликты, действующих лиц на Северном Кавказе. Они умело натравливают радикалов на умеренных салафитов, высмеивая, издеваясь и даже открыто угрожая убийством за их призывы (например, ИГ выпустило заявление с угрозами в адрес салафитского имама Хамзата Чумакова. — Е.М.) и попытки наладить диалог с российскими властями.

Вообще, надо понимать, что для идеологов ИГ на нашем Кавказе реальной угрозой являются только умеренные салафиты. А государство сейчас этих салафитов преследует, организуя «профучет» в Дагестане, закрывая мечети, поддерживая репрессивную политику Кадырова.

Но игиловцам все это только помогает. Ювелирно пользуясь накопленными неразрешенными проблемами, несовершенством и непоследовательностью нашей политики в этом регионе, идеологи ИГ радикализуют недовольных и тем самым отстраивают собственную базу поддержки на местах. Это опасный момент, потому что мы имеем дело с очень страшным, мобильным и недосягаемым противником. Последствия этого процесса, если мы не найдем эффективные контрмеры, могут быть непредсказуемыми.



82 комментария

1
Николай Шибаев , 17 марта 2016 в 21:26
Велик всё-таки русский язык! Универсальный. Чё ИГ (запрещенная в РФ экстремистская организация, - добавил модератор) его за государственный введёт?
19
Константин Когтянц , 18 марта 2016 в 09:20
Русская пропаганда утверждает, что российские войска в Сирии убили 2000 боевиков из России. Предположим невозможное - она не врет. Даже и тогда остались более 3000 тысяч. Прошедших огонь и воду....
6
Федор Паровозов , 18 марта 2016 в 16:02
ждем их в Москве!
2
Саша Чёрный , 18 марта 2016 в 22:12
Теперь понятно,за что эти запрещенные в России ироды воюют.За то,чтобы русский язык стал вторым государственным в Халифате.
3
Владимир Stilton , 18 марта 2016 в 20:38
Как заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу на расширенном заседании ведомства, за ИГИЛ (запрещенную в РФ) воюют порядка 60 тысяч боевиков. http://www.mk.ru/politics/2015...
9
Tim Krauzer , 18 марта 2016 в 13:10
организовала ЭТУ организацию, кот. запрещена в рф, россия. Посредником был вор в тзаконе Дед Хасан, курд по национальности. Через него поставлялось оружие и деньги для организации и других, таких, как хесболла.
Хасана срочно застрелил снайпер-много знал.Мавр сделал свое дело-мавр может умереть... классика. а сегодня россия "спонсирует" еще и талибан.
13
Tim Krauzer , 18 марта 2016 в 13:15
важная фраза в статье-" Очень важно понимать, что окончательно проблему с подпольем мы, конечно же, не решили. По сути, мы экспортировали свой региональный джихад далеко за пределы российских границ и таким образом объединили северокавказское подполье с глобальным джихадом."
-- мы экспортировали свой региональный джихад далеко за пределы российских границ и таким образом объединили северокавказское подполье с глобальным джихадом.
Этим сказано все! плюс, финансирование через посредников из уголовного мира.
12
Федор Паровозов , 18 марта 2016 в 16:04
плюс, финансирование через посредников из уголовного мира.
----------
а может даже из боковой дверки Кремля? Вы не задумывались? Мнагахадовочка однако, народ же надо держать в тонусе, а то возникнут бытовые вопросы - а их решить вороватому правительству невозможно...
12
RUSSELL CHE , 17 марта 2016 в 21:47
-На редкость объективнаа статья .
19
Володимир С , 17 марта 2016 в 23:00
Из доклада следует, что спецслужбы, достигнув некоторых тактических успехов по подавлению собственного подполья «Имарата Кавказ» (организация, запрещенная в России), стратегически проигрывают вызовам ИГ (запрещенная в РФ экстремистская организация, - добавил модератор) и распространению его влияния на российских граждан.

В прошлом году читал статью про то, как фсб зачищает Северный Кавказ от «Имарата Кавказ» (организация, запрещенная в России) и выпествует ИГИЛ (организация, тоже запрещенная в России). Не можешь победить терроризм - возлавь его (терроризм).
11
Gabdulla Isakaev , 18 марта 2016 в 16:24
Вашу правоту, Володимир, подтверждает публикация - "был открыт зеленый коридор всем, кто желает воевать, в Сирию". на то они и спецслужбы, чтобы тайно вершить то, что выгодно власти, а не народу. Сколько списано на борьбу с терроризмом узнать невозможно. Нет контроля народа за спецслужбами, - нет и представления, насколько реален терроризм и сколько бабла уворовывается на искусственное создание террористической активности.
-2
Petr Pupkin , 19 марта 2016 в 00:17
GABDULLA ISAKAEV , 18 марта 2016 в 16:24 -хочу добавить,про спецслужбы, немного истории.Арабское направление со времен "пятидневной войны" выпестывалось нашим КГБ. Путин оприходовал изрядно унавоженную почву:
http://argumentua.com/video/ro...
36
Dow Jones , 18 марта 2016 в 00:12
Я вообще поражаюсь умению России находить себе врагов. Такое ощущение, что 86% россиян думает, будто их армия самая сильная, а российские солдаты вообще бессмертные - весь мир завоюют и при этом ни один не погибнет.

Кажется, в 40-ые немцы о себе также думали - сейчас, мол, весь мир завоюем. Чем это все закончилось для них и остального мира мы знаем...

Жаль, что Россия не учится на чужих ошибках... Да что там, даже на собственных - и то не учится...
-52
Николай Шибаев , 18 марта 2016 в 00:58
Армия самая сильная, 99% встанут и пойдут биться, и стар, и млад, смертные, но полечь готовы, если Родина в опасности, а что, это плохо?
20
Ашот Ибрагимов , 18 марта 2016 в 09:51
Николай Шибаев , 18 марта 2016 в 00:58
«99% встанут и пойдут биться, и стар, и млад»
==
Это Вы загнули… Такие проценты могут быть, если не напрягаясь, проголосовать за Путина …Вспомните сколько проблем с уклонистами было когда армия была призывной…
25
Николай Ш , 18 марта 2016 в 09:59
1. Так Вы уже из окопа пишете?! Или Вы себя к тому проценту относите, который будет за клавиатурой, попивая чаек, воевать?!
2. Родину в опасность регулярно ставят те, кто больше всего кричит о любви к ней.... Так может - ну их на фиг. таких любителей Родины, глядишь и погибать за чьи-то хотелки нарисовать нужную картинку не придется?
9
Ашот Ибрагимов , 18 марта 2016 в 10:19
Николай Шибаев

«2. Родину в опасность регулярно ставят те, кто больше всего кричит о любви к ней.... Так может - ну их на фиг. таких любителей Родины, глядишь и погибать за чьи-то хотелки …не придется?»
==
С этим пунктом полностью согласен… Однако, где реакция Ваших 99% против тех «кто регулярно ставит Родину в опасность» ?
7
Николай Ш , 18 марта 2016 в 10:27
Ибрагимов , 18 марта 2016 в 10:19

Николай Шибаев
«2. Родину в опасность регулярно ставят те, кто больше всего кричит о любви к ней.... Так может - ну их на фиг. таких любителей Родины, глядишь и погибать за чьи-то хотелки …не придется?»
==
С этим пунктом полностью согласен… Однако, где реакция Ваших 99% против тех «кто регулярно ставит Родину в опасность» ?
__________
:)
Николай Ш. и Николай Шибаев - это разные люди :)
И наши с тезкой мнения - прямо противоположны в данном случа
5
Ашот Ибрагимов , 18 марта 2016 в 10:36
НИКОЛАЙ Ш , 18 марта 2016 в 10:27
Простите Николай...
14
Николай Ш , 18 марта 2016 в 12:28
Просто я про подобные прОценты знаю не по-наслышке, когда еще весной 95 нам нового комбрига прислали и тот проникновенно нас воспитывал: как вы, товарищи офицеры могли допустить, что б из бригады сбежали 33 человека во время формирования? Как вы вообще личный состав воспитывали?!
А рядом со мной майор строевик стоял, так он офигел: Какие 33?!!? Мы после 800 со счета сбились и вообще считать перестали, но никак не меньше тысячи...
15
Ашот Ибрагимов , 18 марта 2016 в 10:33
И еще… Когда украинцев «загнали в окопы» много россиян выступило против войны? А ведь это в памяти украинцев сохраниться на века…
13
артём калитин , 18 марта 2016 в 10:50
Вы,Николай,видно (удалено модератором).Эти кремлёвские и их дружбаны набивают себе карманы,а нам дают патриотизм.И за это мы должны их защищать?
8
Мишка Новик , 18 марта 2016 в 21:24
«Патриотизм — последнее прибежище негодяя» (англ. Patriotism is the last refuge of a scoundrel) — (с) Самуэль Джонсон...
3
Борис Шишов , 19 марта 2016 в 23:02
Николай Шибаев , 18 марта 2016 в 00:58
...Армия самая сильная, 99% встанут...
********************
Откуда вы такие и кто давал полномочия говорить от лица 99%?
Что это, если не шизофрения (или троллизм) ?
-19
Алексей Весенин , 18 марта 2016 в 09:19
Да, Николай, армия наша самая сильная. Экономика ей под стать. Когда бочка дешевеет, 99% и стар и млад, готовы зубы на полку положить, но честь страны уронить не пожелают. Неужели это плохо?
31
Анатолий Прокопьев , 18 марта 2016 в 09:23
А в чем заключается честь страны?
Напасть на беззащитного соседа?
Влезть в чужую свару?
Бомбить противника, заранее зная, что он тебе ничем не может ответить?
Проводить тренировки своих ВС на на живых людях?
Это все называется Честь?
А что же тогда подлость?
-22
Arsen Lupin , 18 марта 2016 в 12:03
Это вы и про США тоже? А то больно просто иметь честные и праведные суждения относительно одной-единственной страны.
15
Анатолий Прокопьев , 18 марта 2016 в 12:35
Прежде всего последствия дури наших властей ложатся именно на меня..
При чем здесь США или еще какая страна? США тоже надурили достаточно, но это не факт, что с них надо брать пример.. Но тем не менее США имеет возможности принуждать кого-то к миру, а мы то куда? Со своей голой 5 точкой?
18
sova sova , 18 марта 2016 в 12:27
Алексей Весенин , 18 марта 2016 в 09:19
Да, Николай, армия наша самая сильная. Экономика ей под стать. Когда бочка дешевеет, 99% и стар и млад, готовы зубы на полку положить, но честь страны уронить не пожелают. Неужели это плохо?
**************
Это шикарно! Вот, еще бы нам армию учителей такую же. И армию врачей. Ну, а уже, каких-нибудь штаношвей бы даже не армию - хоша бы плохонький корпус какой. Пекарей (хороших) - пару "партизанских отрядов"...))
4
Борис Шишов , 19 марта 2016 в 23:09
Алексей Весенин , 18 марта 2016 в 09:19
Да, Николай, армия наша самая сильная. Экономика ей под стать.
*****************************
Вы, похоже с Шибаевым из одной артели, или бригады, ( не знаю
какая у вас там структура). Ну ведь понятно , что за бесплатно такую охинею
не напишешь.
18
Владимир Василевский , 18 марта 2016 в 09:26
Всё-таки мало мы, обыватели, знаем о них. Поэтому возникает два вопроса.
1) Чем «Имарат Кавказ» (террористическая организация, запрещенная в России) отличается от ХАМАС (террористическая организация, разрешённая в России)?
2) Чем «Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная в России) отличается от Хезболлы (террористическая организация, разрешённая в России)?
14
Lea Shekhtman , 18 марта 2016 в 13:14
«Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная в России) - сунниты, а "Хизб алла" - шииты. Но в остальном - одно и то же. (Кстати, у нас в Израиле запрещены они обе. Но при написании их названий в статьях и комментариях никто не требует писать, что они запрещены)
10
Gabdulla Isakaev , 18 марта 2016 в 16:33
Ну, так потому, LEA, международные политические лидеры и не называют главу Израиля сумасшедшим (потерявшим связь с реальностью).
17
жека гвоздь , 18 марта 2016 в 09:27
Хотелось бы унать, какие еще у нас в стране есть запрещенные организации помимо ИГИЛ (организация, запрещенная в России) и Аль Кайды (организация, запрещенная в России). Так, к примеру запрещены ли у нас японская Якудза, китайские триады, афганский талибан, гаитянские тонтон-макуты, польская дефензива, румынская сигуранца, американское ЦРУ, английская МИ6 ?
18
Анатолий Прокопьев , 18 марта 2016 в 09:28
Уже почти двести лет, как мы все воюем на Кавказе.. И сейчас каждый день идут сводки - то там, то там проводится КТО.. То там, то там блокированы и уничтожены террористы, боевики, амиры, шахиды.. И когда это закончится? Все империи уже давно избавились от своих горячих точек.. И только мы упорно разжигаем и разжигаем..
Или зажигаем..
Наверно мои правнуки еще будут усмирять Кавказ... Если их не вывезут вовремя внуки.. подальше отсюда!
6
Jade . , 18 марта 2016 в 09:54
да ладно,"избавились".


ваши внуки вряд ли будут кого то усмирять,если политики во времена ваших внуков будут такие как теперь. падать живым весом на кого то в несколько раз вас меньше называется (ну раз русский язык не беден) массой придавить,а не усмирить.

да и Кавказ ,где мужчины женщин отправляют облить одного мужика зеленкой,не будет нуждаться в усмирении.
просто удобряйте и поливайте.
7
Mariya Kruglyakova , 18 марта 2016 в 12:02
Мы не воюем 200 лет на Кавказе.
Поверьте, мы это и люди просто живущие на Кавказе. И вот они прежде всего и смогут навести порядок. При разумном участии федерального центра. В данном случае я говорю даже не о каких то умеренных салафитах, а просто людях.
Ну, честное слово, вот все мои близкие и друзья обычные нормальные люди, которые живут обычной жизнью, мамы, которые растят детей, мужья и отцы, которые просто работают, а не воруют и не "паразитируют" за счет бюджета, как обычно пишут "добрые" комментаторы.
Вы же сами прочли, что в предверии олимпиады задачу наведения порядка по факту решили. Проблему и сейчас не поздно решить. Просто не надо стереотипных и жестоких подходов. Нельзя вот так по отношению к людям, даже если они кажутся непонятными, или мнение о них годами складывается исключительно благодаря новостям.
3
Jade . , 18 марта 2016 в 12:24
не воюете 200 лет на Кавказе?

не подскажете,где вы это вещество берете?
ну,чтобы принял-и "200 лет не воюем на Кавказе" и главное,верить в это.
11
sova sova , 18 марта 2016 в 12:28
Jade . , 18 марта 2016 в 12:24
... не подскажете,где вы это вещество берете?
ну,чтобы принял-и "200 лет не воюем на Кавказе" и главное,верить в это.
*************
Знамо где. В тиливизире. Бесплатно насыпают.
4
Mariya Kruglyakova , 18 марта 2016 в 12:34
sova sova , 18 марта 2016 в 12:28
Знамо где. В тиливизире. Бесплатно насыпают.

Каждый видит лишь то, что в нем самом уже есть. Правда ведь?
9
sova sova , 18 марта 2016 в 12:46
Mariya Kruglyakova , 18 марта 2016 в 12:34
... Каждый видит лишь то, что в нем самом уже есть. Правда ведь?
**************
Не всегда. Во мне телевизора совсем нет. По определению. И где мы 200 лет воюем (или не воюем) - я знаю без него.
3
Mariya Kruglyakova , 18 марта 2016 в 12:53
Поясните, плиз, уж очень хочется понять почему Вы его мне приписали?
2
sova sova , 18 марта 2016 в 15:03
Mariya Kruglyakova , 18 марта 2016 в 12:53
Поясните, плиз, уж очень хочется понять почему Вы его мне приписали?
************
))) Я?? Вам??? Упс...
6
Mariya Kruglyakova , 18 марта 2016 в 12:31
Не поняла Ваш пассаж. Вам это чести не делает.
Я родилась и выросла на Кавказе. Я не воюю, я живу. Не считаю себя индейцем в резервации. Считаю обычным гражданином страны. К религии (любой) отношусь сдержанно.
7
sova sova , 18 марта 2016 в 12:48
Mariya Kruglyakova , 18 марта 2016 в 12:31
Не поняла Ваш пассаж. Вам это чести не делает.
Я родилась и выросла на Кавказе. Я не воюю, я живу. Не считаю себя индейцем в резервации. Считаю обычным гражданином страны. К религии (любой) отношусь сдержанно.
************
В любой войне (а тем более - 200-летней), бывают периоды перемирия или затишья. Нам с вами, считайте - повезло.
10
Mariya Kruglyakova , 18 марта 2016 в 13:20
Да, sova sova, в чем-то Вы правы, хотя даже не угадаете в чем...
Многие живут даже не осознавая, что они другая сторона конфликта, пока им об этом не расскажут "добрые" люди.
Со мной во многом именно так и происходило.
Никогда не забуду как на работе со мной перестал здороваться один сотрудник, когда узнал, что я из Дагестана. Несмотря на то, что до этого момента искренне удивлялся моей вежливости, дружелюбию и пр. (не сочтите за нескромность). Я прожив на тот момент 31 год даже не подозревала, что я "другая" и это мне дали почувствовать, только за пределами "усмиряемой" республики в период "перемирия или затишья".
Не устану повторять, каждому, каждому в России нужна прививка от ксенофобии, ненависти, агрессивности. Не подумайте, последнее, это не лично в Ваш адрес.
12
sova sova , 18 марта 2016 в 13:52
Mariya Kruglyakova , 18 марта 2016 в 13:20
Да, sova sova, в чем-то Вы правы, хотя даже не угадаете в чем...
*************
Угадаю. Сама точно такая же. Для меня в человеке главное - Человек. А уже какого он цвета или как у него глаза разрезаны - мне абсолютно по барабану.
Но то, как нас в СССР воспитывали - все равно приходится во взрослом состоянии тщательно отслеживать и "по капле выдавливать" остатки, впитанные с детства. Ведь почему-то русские дети имели право не учить грузинский в Грузии, украинский в Украине и казахский в Казахстане? А почему, собственно? Мы что - "белая раса"? Почему в стране, декларирующей, что "все люди равны", существовал термин "нацмен"? Почему у нас возможно орать во всю глотку, что "у них там негров линчуют!!" и тут же рисовать небелого президента с бананом в руках? Почему нас так заботит, "сколько пендосы индейцев вырезали!" и не заботит - сколько вымерло народов Севера? Почему в таких же суровых условиях на Аляске те же самые народы Севера процветают и давно живут в 21-м веке, а наши - в чумах с костром посередке?
6
Mariya Kruglyakova , 18 марта 2016 в 15:07
sova sova , 18 марта 2016 в 13:52
Читала Ваш коммент и поняла, какая я все таки счастливая!
Жизнь в Дагестане научила терпимости и толерантности, как бы это ну прозвучало удивительным для кого-то. Живя среди людей разных национальностей, религий и культур становишься на самом деле богаче.
И вот это чувство принадлежности к "избранным", к большинству, к "белой рассе" оно напрочь отсутствует.
Мне кажется, что то, о чем Вы написали происходит из за недостатка уважения, прежде всего к себе самому, люди его пытаются компенсировать таким способом. С толпой, с большинством, с "избранными" оно ж как то полегче кажется...
Другой вопрос, может ли человек продолжать оставаться человеком, допуская в отношении другого нечеловеческое отношение, поведение. Ах, как тонка грань..
0
Papa Monzano , 24 марта 2016 в 00:08
Именно!
Когда была только армия Москвы и не было армий у Латвии, Украины и Грузии - Москва "давила массой"..
К счастью сейчас у нас есть "Броня моя" (М.М.Жванецкий) - можно возразить, основательно. С поддержкой "товарищей на мотоциклах чуть сзади" (Ес, США и т.д.). http://www.jvanetsky.ru/data/t...

"Другой вопрос" - касается уже Дж.Оруэлла "Скотный двор" - вред или польза от "едино- началия/мыслия/религии - идиоты думают, что "Да".. До сих пор.
-1
Jade . , 18 марта 2016 в 12:49
вы родились и выросли на Кавказе?
а кто тогда такие эти " вы",которые не воюют на Кавказе 200 лет?
поточнее,пожалуйста?
какие то еще люди с Кавказа,которые сами с собой у себя не воюют ?

о чужой чести вас так легко в какой именно части Кавказа научили говорить,позвольте узнать?
11
Mariya Kruglyakova , 18 марта 2016 в 13:06
Вы видимо не внимательно прочли мой комментарий.
Поясняю, я имела в виду, что есть люди, которые в принципе против войны и силового решения любых вопросов. Созданный, как раз таки именно телевидением, образ "воинствующих и покоренных 200 лет назад, но не склонивших голову горцев" это всего лишь стереотип, безусловно для многих удобный. В реальности этот образ весьма условен.
Не делает чести Вам вот эта фраза "не подскажете,где вы это вещество берете? ну,чтобы принял-и "200 лет не воюем на Кавказе" и главное,верить в это".
Я не сужу о Вашей чести. Я сказала что эта фраза не делает Вам чести. Это разные вещи. Но уж коли Вы спросили отвечу - чести, нельзя научить, как впрочем и еще многому другому, к примеру уважению к собеседнику. Они либо есть, либо нет и география тут совершенно не при чем.
10
Анатолий Прокопьев , 18 марта 2016 в 13:45
+++ Умница, Мария, удар держите хорошо.. Респект!
4
Андрей Беляев , 18 марта 2016 в 20:20
Если речь идет о Кавказской войне. то нужно учитывать, что это многосложное явление. Она отнюдь не сводилась к противостоянию между Россией и горцами или к вульгарным сталинским постулатам о "национально-освободительной войне против самодержавия", или о "реакционной" сущности движения во главе с Шамилем-якобы турецким и английским агентом.Строго говоря, Кавказская война-это растянутая на десятилетия серия военных конфликтов. непосредственное участие в Кавказской войне, даже во времена самых ожесточенных сражений, приняли только дагестанцы, чеченцы и адыги. В то же время в составе российских войск в боевых действиях участвовали осетины, кабардинцы, часть равнинных дагестанцев, и другие кавказские народы. Если "200 лет Россия воевала на Кавказе", так это в основном с Османской империей и Ираном. И в этой войне одни кавказские народы были союзниками России, а другие кавказские народы воевали против России...
0
Max Strogov , 21 марта 2016 в 19:01
Мария не обращайте внимание на всяких бнзмозглых шовинистов. После 20 лет просмотра СМИ у них не остплось мозгов и не способны дкмать сами. Я бы посоветовал каждому жителю России почитать немного о влиянии СМИ на мозг человека, но боюсь в их изаилинах не найдется такой информации переданных по телевизору способных подтолкнуть их к этому. ТВ им это не разрешит. Вот когда когда ни будь тв выключат и нынешние "правители" исчезнут с экранов и выключать мощные установки по подавлению собств.воли людей, тогда многим станет стыдно за то что делают и думают сейчас. Если коротко: У (удалено модератором) в большинстве отсутствует совесть и понимание справедлиаости. А честь многие дпже не понимпют что такое это.
-9
Arsen Lupin , 18 марта 2016 в 12:04
Все империи уже давно избавились от своих горячих точек... Уточните, какими способами? В Ирладнии все спокойно? Баски не шалят?
12
sova sova , 18 марта 2016 в 12:29
Arsen Lupin , 18 марта 2016 в 12:04
Все империи уже давно избавились от своих горячих точек... Уточните, какими способами? В Ирладнии все спокойно? Баски не шалят?
**************
Неспокойно. И шалят помаленьку. Но разгуляться у них чо-то не получается. Наверное потому что правительство страну до нитки не обгладывает.
6
Анатолий Прокопьев , 18 марта 2016 в 13:46
Ирландия - это не империя.. Вы про какую?
9
Анатолий Прокопьев , 18 марта 2016 в 13:50
А если по существу, то я про Англию, Францию, Италию, т.е. те страны, которые имели проблемы со своими колониями.. Баски.. Это уже сепаратизм, а это совсем другая история.. Хотя сейчас сепаратизм уже не в тренде.. Сейчас все нормальные народы стремятся к интеграции.. Вон как Турция просится в ЕС, а её не пускают.. В отличии от России, которая силком и шантажом тащит в свой союз..
14
sova sova , 18 марта 2016 в 13:59
Анатолий Прокопьев , 18 марта 2016 в 13:50
... В отличии от России, которая силком и шантажом тащит в свой союз..
************
))) Не только в Союз. Наша главная паспортистка только что французику одному паспорт самолично выдала, а он, скотина неблагодарная, намедни заявил, что "в этот вонючий сарай больше не ездун!" Надаренные от радости квартирки, бают - продал и дверью за собой хлопнул, собака!))
Вот теперь думаю, это ему с рук сойдет (он же ж вечно под мельдонием, чо)) или всешки вежливые люди ему напомнят, что так вести себя некомильфо и с вина с собственных виноградников пора переходить на чай. Полезнее всего - "Луговой"?))
-12
Arsen Lupin , 18 марта 2016 в 14:42
Сейчас все нормальные народы стремятся к интеграции. Британцы - что, ненормальные? Улыбнуло.
Колониальные вопросы и их благородное решение Англией, Францией, Италией... Вкусно! Очень вкусно. А как вам мирная англо-бургская, а как вам французские колониальные войны в Алжире, а как вам действия Дуче в Абиссинии и прочих Сомали? А бесконечная война Португалии в Африке, закончившая революцией гвоздик на родне Салазара? Конечно, это только глупые русские - варвары, а остальные не использовали страх и ужас в качестве основных элементов колониальной политики... А политика была политикой "жесткой прополки" торчащих голов и лидеров, безо всяких там прав и свобод.
13
Анатолий Прокопьев , 18 марта 2016 в 14:57
А что там с британцами? Они вышли из ЕС? Я не в курсе, чесслово!
Я не утверждал, что все расстались полюбовно со своими горячими точками.. Но расстались все равно.. У многих апологетов Путина есть такая привычка обращаться в далекое прошлое, оправдывая нынешние действия вождя.. Но мир то уже давно другой, никто никого силой никуда не тянет! И Англию в т.ч.
12
sova sova , 18 марта 2016 в 15:01
Arsen Lupin , 18 марта 2016 в 14:42
************
)) Эко, вспомнила баушка, как была деушкой. А ныне 21-й век на дворе, ваще-то. Воюют все больше не пушками, а экономикой. Т.е. - содержимым головы. Вот, с этим у нас проблемы. Точнее - "с этим" бы проблем не было. "Без этого" - проблемы.
5
Мишка Новик , 18 марта 2016 в 21:28
Вы говорите о событиях 60 или 80 летней давности! Вы еще вспомните что было при царе Горохе... Мир сильно изменился за последние 20 лет...
8
El Magnifico , 18 марта 2016 в 14:40
АНАТОЛИЙ ПРОКОПЬЕВ,
Наверно мои правнуки еще будут усмирять
Кавказ...
____________

Не хотелось бы Вас огорчать, но есть какие-то дурные предчувствия, что это Кавказ будет усмирять Ваших правнуков(
7
Анатолий Прокопьев , 18 марта 2016 в 14:58
Это Вы верно подметили...
16
Андрей Захаров , 18 марта 2016 в 09:45
Думаю, все проще. Терроризм на Кавказе финансируется и вооружается чекисткой мафией. Мафия устраняет противников, а потом, якобы борясь с бандитами, устанавливает удобное для подавления прав населения военное положение.
ИГИЛ (запрещенная в РФ экстремистская организация, - добавил модератор) создана искусственно, для помощи Асаду в борьбе с умеренной оппозицией и для поднятия цены на нефть и газ перекрытием транзита. Чекисткая мафия поставляет туда не только деньги и оружие, но так же и своих наёмников. Среди чеченцев очень много агентов ФСБ.
11
Юрий Карасёв , 18 марта 2016 в 09:52
Статья интересная, полезная и содержит много конкретной информации о террористических исламских движениях. Ситуация с ними настолько запутана и противоречива, что борьба с ними требует большой гибкости в применяемых методах. Невольно посочувствуешь нашим органам, которые этим занимаются.
8
sova sova , 18 марта 2016 в 14:04
Юрий Карасёв , 18 марта 2016 в 09:52
... борьба с ними требует большой гибкости в применяемых методах. Невольно посочувствуешь нашим органам, которые этим занимаются.
**************
)) Да уж. Акробатические этюды им приходится такие закладывать - шестикратным чемпионкам России по гимнастике - не снилось.))
1
Max Strogov , 21 марта 2016 в 19:12
Точно! Наши органы так извелись бедняжки, что с горя на свои испанские виллы ежегодно летают в отпуск на сыновьих самолетах (которые тоже "как рабы на галерах" пашут в кабинетах кркпнейщих банков и предприятий страны) . Мне тоже их "жалко".
Предыдущая страница 12 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Все можно

160
Елена С.: Это Вы (вместе с этой самой васиной) еще "Санькину любовь" не читали!...

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама