Общество / Выпуск № 29 от 21 марта 2016

58395 Решения принимал экипаж

Эксперты прокомментировали известные факты об авиакатастрофе в Ростове-на-Дону


Фото: ТАСС

Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai вылетел из Дубая в 21.38 по московскому времени. Около половины второго ночи его ждали в Ростове-на-Дону. В 1:23 в аэропорту Ростова приземлился борт авиакомпании «Сибирь», следовавший из Москвы, в 1:28 — самолет «Уральских авиалиний» из Худжанда. Через 10 минут на предпосадочную прямую вышел борт Flydubai, однако посадка не была произведена — экипаж принял решение уйти на второй круг. После этого самолет почти два часа находится в зоне ожидания..Около половины четвертого экипаж «Боинга» Flydubai вновь начал строить заход на посадку. Но за несколько километров до торца взлетно-посадочной полосы летчики опять сообщили диспетчеру об уходе на второй круг и приступили к выполнению маневра. Примерно через две минуты диспетчер Ростовского аэропорта сообщил в МЧС о катастрофе.

Оба раза самолет заходил на посадку со стороны города Аксай. Борт столкнулся с землей левее осевой линии взлетно-посадочной полосы, при столкновении полностью разрушился.

Версия о теракте на борту не рассматривается — спустя несколько часов после крушения об этом заявил источник «Интерфакса». О теракте также не упоминает официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.

В переговорах с диспетчерами экипаж не упоминал о технических проблемах на борту, однако неоднократно уточнял фактическую погоду на аэродроме.

 

Метеоусловия

— Перед вылетом экипаж всегда запрашивает данные о фактической погоде на аэродроме посадки и прогноз, — объясняет председатель Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. — В зависимости от полученной информации командир принимает решение на вылет. На подходе к аэродрому посадки экипаж дополнительно изучает данные о фактической погоде — новые сводки автоматически поступают каждые полчаса. Также погодные условия можно уточнить у диспетчеров.

Когда экипаж «Боинга» первый раз пробовал зайти на посадку, дул встречный ветер с небольшой боковой составляющей, скорость — от 9 до 11 метров в секунду, порывы — до 15—17 метров в секунду.

Такие ветровые условия не являются критическими для современного воздушного судна, говорят опрошенные «Новой газетой» специалисты. Однако «Сухой Суперджет» авиакомпании «Аэрофлот», прибывший в зону ростовского аэропорта на несколько минут позже самолета Flydubai, тоже не смог совершить посадку. После трех попыток борт «Аэрофлота» ушел на запасной — в аэропорт Краснодара.

Экипаж «Боинга» принял другое решение — не уходить, а ждать.

В опубликованной аудиозаписи переговоров экипажа с диспетчерами звучат вопросы:

«Есть какое-нибудь улучшение погоды?», «Как погода, получше?» Диспетчер сообщает о ветре — 10 метров в секунду, порывах — 14 метров в секунду, ливневом дожде, позже — о 14 метрах в секунду, порывах до 18, об отсутствии сдвига ветра на полосе (то есть об отсутствии резкого изменения направления ветра). После этого доклада экипаж запросил снижение для захода на посадку, получил подтверждение и предупредил о том, как будет уходить на второй круг, если что-то пойдет не так.

Последняя информация диспетчера о метеоусловиях: ветер — 12 метров, порывы — до 22.

 

Принятие решения


Фото: ТАСС

— Диспетчер информирует экипаж о текущих условиях и может спросить, подходят ли они экипажу, решение же принимает командир воздушного судна, — говорит генеральный директор международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко. — Есть минимум погоды для аэродрома, есть минимум погоды для конкретного типа воздушного судна, есть минимум в правилах авиакомпании, наконец, есть свой минимум у капитана. Но пока эти данные не обнародованы. Надо ждать.

Диспетчер информирует и не принимает решение потому, что не обладает всей информацией, — он не знает о минимуме, прописанном в правилах авиакомпании, и не знает о персональном минимуме конкретного командира, — объясняет Мельниченко. Он уверен, что в случае с катастрофой в Ростове диспетчеры действовали в полном соответствии с международным законодательством, что подтверждается аудиозаписью.

То же, по словам специалистов, опрошенных «Новой», касается и принятия решения об уходе на запасной — его принимает экипаж.

 

Ожидание

В момент вылета из Дубая разбившийся борт был заправлен на 8,5 часа полета (полет по маршруту Дубай — Ростов-на-Дону занимает в среднем 4 часа).

— В том, что самолет оставался в зоне ожидания около двух часов, нет никаких нарушений, — говорит председатель Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. — Если хватает топлива, можно покрутиться и подождать погоду, вдруг появится окно.

Сергей Мельниченко считает, что в решении ждать мог сыграть роль экономический фактор.

— В авиакомпании могли посчитать, что уходить на запасной будет дороже, чем подождать. Например, летчик докладывает о том, что на аэродроме посадки нет погоды, и производственно-диспетчерская служба авиакомпании начинает считать, сколько будут стоить аэронавигационные сборы за полет от Ростова до Краснодара, сколько будет стоить взлет-посадка, использование пассажирами аэропорта… — рассуждает Мельниченко. — Тем более что в Ростове уже ждут пассажиры, которые должны вылетать обратным рейсом в Дубай. Их нужно будет кормить, размещать. И на выходе может получиться, что ждать — дешевле. Но это только мое предположение. Как сопутствующий фактор это могло сыграть роль.

Читайте также:

«Мог сработать коэффициент самонадеянности». Летчик Литвинов — о том, почему экипаж «Боинга» не ушел на запасной аэродром

 

Уход на второй круг

Примерно за две минуты до катастрофы экипаж принял решение о повторном уходе на второй круг, о чем сообщил диспетчеру.

— Обратите внимание, что голос у пилота в этот момент абсолютно спокойный. Ничто не предвещало такого события… Но что-то произошло.

Что именно произошло с самолетом с момента начала маневра по уходу на второй круг до столкновения с землей, пока не ясно.

В первые часы сообщали о том, что до крушения борт коснулся взлетно-посадочной полосы либо крылом, либо хвостовой частью. На момент написания этого текста эту информацию никто не подтвердил и не опроверг.

— В Ростове непростой аэродром, — рассуждает Игорь Дельдюжов. — Торец взлетно-посадочной полосы находится в низине, потом идет подъем. Рядом есть холмики. При такой орографии возможны просадки (резкая потеря высоты.З. Б.). Такое бывает и в «Шереметьеве», если заходить со стороны Зеленограда, — на снижении начинает как будто «подсасывать», прижимать к земле.

На одном из видео с камер наблюдения — оно было опубликовано в день катастрофы — запечатлен момент столкновения самолета с землей и взрыв. Специалисты обращают внимание на то, что вертикальная скорость самолета перед крушением была достаточно высока, — такое бывает при «сваливании» (Резкое падение подъемной силы при срыве потока с крыла) или «просадке».

 



65 комментариев

2
DobrDen D.D , 20 марта 2016 в 09:12
Время вылета, приведенное в статье, не совпадает с временем, приведенным на сайте компании Flydubai
https://www2.flydubai.com/en/e...
0
Dow Jones , 20 марта 2016 в 10:54
Не хочу, конечно, в это верить, но во всей этой истории с самолетом пахнет терактом.
3
Вальтер Айгнер , 20 марта 2016 в 12:08
На этом видео видно, что самолёт, падая почти вертикально, ещё до столкновения с землёй уже горел (смотреть вверху кадра):
http://www.svoboda.org/content...
4
Евгений Ковальски , 20 марта 2016 в 12:29
Судя по предположительной траектории, которую успели нарисовать на всех сайтах, http://gdb.rferl.org/67C0A1C0-... похоже на внезапное прекращение тяги двигателей. Или все 2 двигателя разом отказали или отказал один и не хватило тяги для манёвра при такой погоде или был взрыв. Но тогда вопрос. Если работал один двигатель, почему странная траектория и пилоты ничего не успели сказать?
0
Вадим Нестеровский , 21 марта 2016 в 10:42
Это траектория полёта самолёта, разбившегося 2,5 года назад под Казанью! К нынешней трагедии она никаким боком.
0
Евгений Ковальски , 21 марта 2016 в 13:07
Там написано напоминает траекторию. Значит такая же примерно
http://s13.stc.m.kpcdn.net/sha...
2
Grahor Rootless , 20 марта 2016 в 12:55
Да нифига подобного там не видно. Там размытый источник света, который мог быть чем угодно - уж чего чего, а источников света на самолете хватает.
4
ban kok , 20 марта 2016 в 14:07
GRAHOR ROOTLESS , 20 марта 2016 в 12:55
*******************************************************
На первый взгляд выглядит как толи сигнальные огни самолета толи просто подсветка (уж больно равномерно идет распределения света, при наличия огня такого бы мы не наблюдали) кстати, фары у самолета тоже вроде имеються. Но я согласен с Ковальски что это падение выглядит далеко не как посадка или заход на второй круг. Но почему пилоты не успели среагировать - что же там все таки произошло?
2
Коля Ишаков , 20 марта 2016 в 16:10
ban kok , 20 марта 2016 в 14:07

Да кто же знает, среагировали пилоты или нет. Все видят то, что им показывают.
Маловероятно, что кто-нибудь из официальных лиц скажет - два часа самолет кружил, велись переговоры со злодеями..... конечно это всего-лишь мой бред и буду рад, если это так и останется бредом.
3
grigoriy bershad , 20 марта 2016 в 16:26
Как долек от авиации генеральный директор международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко!

Не может профессинал не знать, что на рынке расходы компании на бензин и устройство пассажиров дешевле стоимости выплат по страховке экипажа, самолета, груза и репутации компании.
1
grigoriy bershad , 20 марта 2016 в 16:41
Еще одна глупость - ждать в воздухе в районе аэродрома хорошей погоды. В истории авиации летчики умнее такого руководителя и не ждут погоду в воздухе, а запрашивают перед вылетом СВОЕГО метереолога с аэродрома вылета о погоде на ближайших аэродромах посадки.
1
Саша Чёрный , 20 марта 2016 в 21:50
Dow Jones
Не хочу, конечно, в это верить, но во всей этой истории с самолетом пахнет терактом.
___________________
На теракт не похоже.На видеозаписи четко видно,что до самого момента столкновения самолета с землей работали расположенные на стойках шасси прожекторы.
Раз шасси было выпущено,значит экипаж готовился к посадке.На той же видеозаписи видно,насколько большой угол столкновения.Такое ощущение,что самолет вошел в пике.
Очень напоминает катастрофу в Казани два с половиной года тому.
Думаю,две возможные версии:ошибка экипажа или техническая неисправность,в результате которой воздушное судно могло потерять управляемость.
Однако,если надо,признают хоть терактом,хоть атакой НЛО......
-2
Jochan Klauer , 20 марта 2016 в 13:54
ВАЛЬТЕР АЙГНЕР , 20 марта 2016 в 12:08
Почти вертикально да, горел - нет. Это скорее выхлоп обоих движков на форсаже. Как на той же Свободе ниже нарисовали - борт задрал нос - потерял скорость - свалился в stall - какэтобудетпорусски? скабрировал? Если это так, то это жуткая ошибка пилота... Не думаю, что порыв даже 20мс встречного ветра мог тут что-то принципиально изменить...
-2
grigoriy bershad , 20 марта 2016 в 16:44
Какой это форсаж на посадке? Контролируйте базар.
-2
Федор Паровозов , 20 марта 2016 в 18:25
Товарисчь бред несет... хочет перед нами, сухопутными крысами, умным показаться...
2
Вадим Нестеровский , 21 марта 2016 в 10:28
Форсаж вполне мог быть, если пилоты пытались отменить посадку и уйти ещё на один круг. Или если самолёт стал входить в сваливание (что скорее всего и было). Так что базар контролировать придётся Вам.
0
Irina Lugova , 21 марта 2016 в 11:47
Вадим Нестеровский , 21 марта 2016 в 10:28
Ни разу не видела пламя из двигателей пассажирских самолетов. Расскажите, пожалуйста подробнее об форсаже на гражданских самолетах.
1
Jochan Klauer , 21 марта 2016 в 14:07
Я не Вадим, но попробую обьяснить, уж извините, если что.
1. Введем понятие "форсаж" - слово французского происхождения, обозначающее в нашем случае употребления, режим работы двигателя cfm56-7b (пусть меня старшие пацаны поправят, если я ошибаюсь) в верхнем диапазоне тяги. Не более. Но и не менее.
2. О том что видели Вы (пламя и прочие "весчи") и какое это имеет отношение к теме. Я обсуждал видеозапись камеры наблюдения, а не свидетельства тети Иры. А разница здесь принципиальная, тк камера "видит" гораздо глубже в ИК-диапазон. Возьмите к примеру свой телефон, включите камеру и понажимайте кнопки на своей ик-ремоуте для телека - будете удивлены. Ну, или, если не лень гляньте на ютубе видяшки ночных взлетов обычных боингов/эйрбасов. Светящийся выхлоп виден довольно отчетливо в режиме take off.
0
Serg Miker , 22 марта 2016 в 00:31
Форсаж в отечественной реактивной авиации - режим кратковременного увеличения тяги реактивного двигателя, оборудованного форсажной камерой. Т.е. когда позади обычного двигателя есть еще труба, куда впрыскивается керосин, горит и дает реактивную тягу. Форсажные камеры имеют только боевые аэропланы. Двигатели пассажирских и грузовых ЛА не имеют такой особенности. От слова совсем.
Коммерческая авиация располагает режимом "максимал" - максимальная тяга двигателя.
1
Александр Кудрявцев , 20 марта 2016 в 16:02
Это Вам так кажется
3
сергей пантелеев , 20 марта 2016 в 18:34
Ничё там не горело, это свет посадочных фар, он очень мощный.
0
Vanja Russkiy , 21 марта 2016 в 12:13
Странное видео. Это не запись с камеры наблюдения, а запись с монитора камеры: справа видно обрамление монитора . Кто и почему снимал монитор камеры наблюдения в такой "удачный" момент?
0
Irina Lugova , 21 марта 2016 в 11:42
Сначала нам СМИ рассказывают, что экипаж первый раз летел в Ростов.
Вчера официальный представитель авиаперевозчика заявил, что экипаж уже летал в Ростов.
Какую еще лапшу с ушей предстоит нам снять?
-1
Петр Петрович , 21 марта 2016 в 13:23
http://obozrevatel.com/crime/1...
Точка зрения блогера.
-3
Ярослав Неважно , 20 марта 2016 в 16:52
уже весь интернет знает что крушение фейк!! и только тут еще мнения каких-то экспертов публикуют. Новая, очнитесь! Нет обломков, непонятные супер оперативные видео, НИ ОДНОГО тела на всех фото и видео с места. Из списка погибших НИ ОДНОГО не обнаружино в соц сетях.
Этим фейком ФСБ хочет отвлечь мировую общественность от приговора Савченко!! И кто не знает, то аэропорт Ростова закрыт, значит и никто на приговор не сможет прилететь. Только поездом или перекладными.
4
Сын Влада Собакина , 20 марта 2016 в 21:27
Чтоб у вас язык отсох.. Видимо про вас наш глава МИД сказал одну знаменитую фразу... А вы не думаете что некоторым людям просто нафиг не нужны соц сети. Да и среди пассажиров половина как минимум люди возрастом старше 40-45 лет, которым соцсети до лампочки. Или думаете что члена заксобрания Ростовской области не существовало? Это не ваша родственница везла внучатам в Россию партию каннабиса? А то похоже что вы перебробавали
0
Аристарх Фабианов , 21 марта 2016 в 22:59
А кстати, обратите внимание на такое совпадение. За два дня до годовщины убийства Немцова произошла катастрофа на воркутинской шахте "Северная". И за два дня до приговора Савченко происходит катастрофа с "Боингом" в Ростове.
0
Юрий Морозов , 21 марта 2016 в 19:16
Да тут много чего "не совпадает"... если ВСПОМНИТЬ с самого начала...
>> ... Борт столкнулся с землей левее осевой линии взлетно-посадочной полосы...

>> ...6:51 Как сообщает Интерфакс со ссылкой на губернатора Ростовской области, самолет упал в 250-300 метрах от взлетно-посадочной полосы...
(http://www.novayagazeta.ru/new...)

Ну да, 250 метров ЛЕВЕЕ... )))
8
Пётр Свинцов , 20 марта 2016 в 09:13
На видео самолёт почти вертикально в землю вошёл.
9
Анатолий Прокопьев , 20 марта 2016 в 09:49
Я вот тоже не могу понять сведения, что он упал при посадке, задел крылом или хвостом... Какая посадка при вертикальном падении? И мне одному кажется, что самолет горел при падении?
5
Yevgeniy K. , 20 марта 2016 в 10:01
А Вы вспомните Синай, Египет, А-321...
Чего там только не было: связались с Кипром, поменяли маршрут, Когалым-авиа, техника подвела, теракт исключен...
Маркину не верить - не жить.
-6
Владимир Воробьев , 20 марта 2016 в 11:24
//Я вот тоже не могу понять сведения, что он упал при посадке, задел крылом или хвостом... Какая посадка при вертикальном падении? И мне одному кажется, что самолет горел при падении?//

/Решения принимал экипаж/ - дело в том, что экипаж впервые летел в Ростов-на-Дону. Они не знали, что в царстве Великого-и-Ужасного волшебника Гудвина все не так, как кажется.
Предварительно необходима пройти облучение Оком Мордора и тогда, получив соответствующее изменение кривизны хрусталика, ты будешь садиться на кривую полосу как на прямую, штормовой ветер станет умеренным, вертикальная глиссада станет касательной, падение станет подпрыгиванием, а огонь - бортовыми прожекторами.
4
андрей иванов , 20 марта 2016 в 10:06
Судя по хронологии полёта,на теракт как-то не тянет. И упал он не вертикально,а градусов под 60. Но что-то там горело вроде.
11
Анатолий Прокопьев , 20 марта 2016 в 10:54
Судя по всему, от самолета почти ничего не осталось... Редко такое бывает. Очень большая скорость падения, большой угол.. Вопросов больше, чем ответов..
0
Serg Miker , 22 марта 2016 в 00:36
На обоих видео горят посадочные фары. Другое дело, что они должны быть видны либо на видео с автосалона (примерно 90 градусов к ВПП), либо на видео из аэровокзала (градусов 5-10 к ВВП). Но не одновременно и там, и там.
-17
Алексей Р , 20 марта 2016 в 10:32
Вот уже деванные эксперты подключились.
13
Rudolf Zakirov , 20 марта 2016 в 13:30
"Вот уже деванные эксперты подключились."
Да. А некоторые и школьную программу не смогли осилить: пишется "дИванный".
-7
a_lex Ch , 20 марта 2016 в 11:19
Горела посадочная фара. Пилот не успел убрать. Скорее всего неудачная уборка закрылков во взлётное положение холодный самолёт в дожде обледенел. Если другие садились, то у этого при уборке закрылков в момент уборки резкое изменение силы ветра на 3040 км-ч больше уменьшило подъёмную силу. Возможно пилот пыталсся разогнать самолёт но обледенение на малернькой скорости не позволило вывести из снижения а наоборот. Самописцы должны открыть картину. Хотя и теракт нельзя сбрасывать со счетов. Вспомните поведение казаков при нападении на Толоконникову в Сочи. Нападение шпаны с полицаями на неё же в нижнем Новгороде. Опять мелкие терракты Энтэо..! Почерк одинаковый. Вполне мог сидеть за одним штурвалоим пилот, а другим террорист, с относительно мирными требованиями. До точки Х 2 часа можно было убеждать пилота не бояться. Вспомните как были спокойны украинцы в Крыму, кроме "неуравновешенного" Юлия Мамчура.
5
Василий Семеныч , 20 марта 2016 в 11:41
На графиках высоты видно нормальный заход на посадку.Потом 3 раза самолет клевал носом и выравнивался.Очень странно!! А на четвертый раз взмыл вверх и свалился.На это влияет руль высоты,,закрылки или сильнейший восходящий поток.Но чтобы бросить такой самолет восходящим потоком на такую высоту-сложно.Возможно и стечение двух факторов.
10
Тимофей Трубицын , 20 марта 2016 в 12:08
Боинг 737-800 - надежнейшая штука. Ты его только посади.
А вот эти вот подсчёты... если они, конечно, имели место... дурно пахнут -
"В авиакомпании могли посчитать, что уходить на запасной будет дороже, чем подождать".
3
Татьяна Карагова , 20 марта 2016 в 13:43
Господа! По международным правилам в расследовании катастрофы воздушного судна обязательно принимают участие:
1. Сторона страны, где произошла катастрофа.
2. Компания, производящая рейс.
3. Компания, выпустившая воздушное судно.
4. Сторона места регистрации судна.
Понятно, что интересы всех сторон часто прямо противоположные. Но именно поэтому, это не тот случай, когда возможно что-то скрыть или навешать лапши на уши.
3
Юрий Опалинский , 20 марта 2016 в 13:47
Кто посмотрел вот это, - довольно странное, - видео?
(ссылка удалено из-за мата в ней. Модератор) Что скажете об "анализе" и "выводах", которые сделаны в нем?... Как бы не отнестись к этим рассуждениям, но вопросы возникают...
8
A H , 20 марта 2016 в 14:14
По народной древнерусской традиции всю вину спихнут на погибших пилотов.А ежели пилоты иностранцы-то и платить компенсацию никто не будет-раскрутят арабов на бабло. Поэтому все заголовки в прессе (и в НГ) акцентируются на пилотах. Про вину аэропорта, который не закрыл полосу из-за погоды-молчок.
Предыдущая страница 123 Следующая страница


Этот материал вышел в номере

Реклама

Блог редакции

Почтовый ящик

Наши читатели часто присылают нам свои вопросы и наблюдения. Каждый понедельник мы публикуем их:

Присылайте свои письма 2016@novayagazeta.ru

Самое обсуждаемое

Самое читаемое

Наши авторы

Связь с редакцией

Если вы нашли ошибки в тексте, неточные факты или другие помарки, просто выделите текст и нажмите ctrl+enter.

Если у вас есть предложения редакции, если вы хотите купить у нас рекламу или располагаете какими-либо материалами, напишите нам или позвоните по телефону.

2016@novayagazeta.ru (495) 926-20-01

Для сообщений рекламного характера

reklama@novayagazeta.ru (495) 623-17-66 (495) 648-35-01
(495) 621-57-76

Тви-новости

Нужна ваша помощь

«Новая газета» участвует в благотворительных акциях по сбору средств нуждающимся. В наших силах вместе помочь ближнему.

Реклама