Сюжеты

ИГРЫ У СЕТКИ

Этот материал вышел в № 8 от 03 Января 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Дубль два Чтение телепрограммы в последнее время становится делом более занятным, нежели просмотр самих программ. Что скажут главные действующие лица предвыборного эфира, давно известно, отклонения от заранее заданного сценария минимальны....


Дубль два
       
       Чтение телепрограммы в последнее время становится делом более занятным, нежели просмотр самих программ. Что скажут главные действующие лица предвыборного эфира, давно известно, отклонения от заранее заданного сценария минимальны. Интерес к выступлению первых номеров каждого канала почти потерян. Зато возник интерес к выступлению тренеров, главных «программистов» и контрпрограммистов каналов — как свои первые номера разведут?
       Игры у эфирной сетки стали главной забавой этих недель. Киселев, проигрывающий по рейтингу Доренко, уводит свои «Итоги» с привычного времени 21.00 на два часа раньше. Предоставляя конкуренту право биться не уже не с его, киселевским пониманием политической реальности, а с «Улицами разбитых фонарей-II». Ничего себе спарринг-партнер! Еще несколько месяцев назад жаждавший «открытой схватки» за зрителя с Киселевым, Доренко вдруг уступает отвоеванный плацдарм, но не преследует по сетке вещания «Итоги», а преспокойненько сдвигается на субботу, объясняя перенос программы «возвращением на ее законное место в эфире», а отнюдь не страхом перед «Ментами».
       Стоящий в субботний вечер на НТВ Джеймс Бонд родным российским ментам, конечно, уступает. Но и ему проигрывает свой первый субботний эфир Доренко, объяснив поражение тем, что перенос был неожиданным. Не все зрители о нем знали и изначально предпочли Бонда не ему, а традиционному прежде по субботам Шеремету.
       Второй и третий субботний эфир Доренко в очном поединке выигрывает у Джеймса Бонда, хотя и проигрывает по очкам воскресному Киселеву. Выиграет, наверное, и четвертый эфир в ближайшую субботу, а дальше — вопрос. С 11 февраля на передний край идеологического фронта НТВ снова бросает свою главную ударную силу — «Ментов», отдавая конкурента на откуп операм из убойного отдела.
       Новые серии «Улиц...» остались и в воскресном эфире, но скорее как финальная кода, эдакий провожатый воскресного вечера от «Итогов» к «Итого». Именно Шендеровичу придется отныне предварять Павла Шеремета, сдвинутого на первом канале на воскресные 22.00 (интересно, о чем будет вещать он в своей часовой программе после восьмидесяти минут Доренко и часового Невзорова?!).
       «Невзоров», видимо, задуман первым каналом как «наш ответ Чемберлену», если и не рейтинговый победитель «Итогов», так хотя бы активный расхититель зрительского внимания. Против единого во всех лицах НТВ Киселева первый канал готов выставить всех своих пропагандистов и агитаторов разом. Александр Глебович, освобожденный от непомерного депутатского труда (даром, что в прошлой Думе ни на одном заседании ни он, ни его карточка для электронного голосования, зачастую живущая отдельной от депутата жизнью, не присутствовали) и по этому поводу расширенный из рамок ехидного комментария до форматов авторской программы имени себя любимого, отныне намерен составлять конкуренцию Евгению Алексеевичу.
       Про отражение восьмичасового Николая Карловича в его «Зеркале» главные конкуренты, похоже, забыли — с одной стороны, на него наслаиваются окончание «Итогов, «Куклы» и начало «Ментов», с другой — он прочно заблокирован КВНом. РТР в игре у сетки проигрывало пока вчистую и программирование за вид соревнования посему не считало. Ставлю все глаголы, касающиеся РТР, в прошедшее время, ибо все время ВГТРК «до Добродеева» можно отныне считать прошедшим и государственное телевидение явно ждут перемены. А уж в деле контрпрограммирования Олегу Борисовичу равных не так уж много (как, впрочем, и во всех остальных телевизионных делах).
       Телевизионное контрпрограммирование — особый талант, сродни тренерскому в спорте. Болельщики с приличным стажем, может, припомнят случай, который я и сама знаю лишь по рассказам. В пору жаркого соперничества хоккейных ЦСКА и «Спартака» в середине 60-х их поединки превращались не столько в соревнование хоккеистов, сколько в дуэль соревнующихся в хитрости тренеров. Старшиновское звено в «Спартаке» переигрывало первую тройку армейцев и одно решало исход поединка. Армейский тренер Анатолий Тарасов все пытался вывести свою главную силу из-под удара и свести с более слабым спартаковским звеном, но спартаковский тренер Аркадий Чернышев выпускал на лед Старшинова и братьев Майоровых только против звена Локтева. Кончилось все тем, что Тарасов просто перестал выпускать свое первое звено на лед, старшиновцы в ожидании главного соперника просиживали весь матч на скамейке запасных, а второе и третье армейские звенья легко обыгрывали соответствующие спартаковские. Главное — победа! Тарасов выигрывал, но проигрывали болельщики, лишенные шанса видеть лучших игроков.
       Лучшим игрокам телевизионного пропагандистского поля скамейка запасных не грозит. Но, похоже, в играх наших телевизионных тренеров об интересах зрителей вспоминается в последнюю очередь. Главное — победа. Над рейтингом.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera