Сюжеты

МИНУС НА МИНУС ДАЕТ... И НЕПЛОХО

Этот материал вышел в № 8 от 03 Января 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Что можно поймать, если не гоняться за ценами Не перестаешь удивляться мудрости русских народных сказок. Еще в детстве, читая «Вершки и корешки», радовался сметливости мужика и поражался безмерной тупости медведя, согласившегося на корешки...


Что можно поймать, если не гоняться за ценами
       
       Не перестаешь удивляться мудрости русских народных сказок. Еще в детстве, читая «Вершки и корешки», радовался сметливости мужика и поражался безмерной тупости медведя, согласившегося на корешки от ржи и на вершки от репы. Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок. Похоже, именно этот урок запал в душу и «добрым молодцам», которые руководят Новокузнецким алюминиевым заводом
       
       НкАЗ является четвертым по мощности и объему выпускаемого товарного алюминия среди 11 крупнейших отечественных производителей этой продукции. Причем почти весь металл завод экспортирует, поставляя на мировой рынок алюминий высших марок (доля его в объемах экспорта более 95 процентов). Понятно, что за такой металл во всем мире платят более высокую цену, чем средняя. В конце прошлого года, например, надбавка за алюминий марок АО, А5 составляла 10–20 долларов США, а за А6 и А7 — даже 25–40 долларов за каждую тонну. А вот низкомарочный, типа АВ97 продавался со скидками в 50–80 тех же купюр. Здесь следует отметить, что у НкАЗа доля такого «дешевого» алюминия в общем объеме экспорта, судя по справкам об исполнении контрактов, составляла всего около одного процента.
       Новокузнецкий алюминиевый завод экспортирует в среднем ежемесячно не менее 20 тысяч тонн алюминия. Значит, только на разнице в ценах и марках металла можно выиграть или потерять кругленькую сумму. Хороший хозяин (как тот мужичок из «Вершков и корешков») конечно же приложит все силы для того, чтобы получить сполна, как можно выгоднее продав свою продукцию. Поэтому читатель, наверное, уже посчитал в уме те миллионы долларов, которые может зарабатывать НкАЗ на продажах своего высококачественного алюминия на Лондонской бирже металлов (ЛБМ). Но не спешите, все не так просто...
       Оказывается, и это показывают элементарные расчеты, один из лидеров отечественной цветной металлургии, а вернее — его хозяин — Московская металлургическая инвестиционная компания (МИКОМ), — торгует себе в убыток, оставляя прибыль посредникам, «помогающим» продавать произведенный алюминий. Воспользуемся официальной информацией о ценах на «летучий металл» на ЛБМ и доступными для российских контролирующих органов справками об исполнении экспортных контрактов. Например, в августе прошлого года среднемесячная цена алюминия на ЛБМ составляла 1431,7 доллара США за каждую тонну. Между тем по экспортному контракту завода от 4 августа № 710-99/725-99 с фирмой «Alucoal Holdings Ltd» руководство НкАЗа «принимает позу медведя» и при поставке 30 тысяч тонн устанавливает стоимость в 1300 долларов, а средний уровень скидок (и такое существует) на отгружаемый алюминий — в 250 «баксов». То есть завод от такой сделки получит лишь по 1050 долларов США за каждую тонну высококачественной продукции.
       И это еще не все. По факту в сентябре—декабре завод отгрузил в адрес своего далекого зарубежного партнера все указанные в контракте тысячи тонн, но без полагающихся надбавок в цене за высокое качество. Отметим при этом, что средняя стоимость алюминия качеством, аналогичным Новокузнецкому, на ЛБМ составляла уже 1500 долларов. А это — на 450 долларов больше, чем предусмотрено контрактом завода с названным посредником. Даже школьник сумеет перемножить трехзначное и пятизначное числа и получит ни много ни мало — 13,5 миллиона. Это только от одного контракта. И только посреднику, который в принципе должен зарабатывать, как это принято в мировой практике, за свои трейдерские услуги в десять—пятнадцать раз меньше.
       Но и это тоже еще не все. Играя все ту же роль медведя, руководство НкАЗа заключает второй экспортный контракт с упомянутой фирмой (от 3 ноября 1999 года № 843—99) и отгружает еще 20 тысяч тонн высококачественного новокузнецкого алюминия. Правда, к тому времени цены во всем мире подняли. И за каждую тонну менеджеры завода ожидали получить уже $1140. Наверное, не знали, не предусмотрели руководители НкАЗа (читай МИКОМа), что на ЛБМ уже в декабре–январе можно было получить на 400–500 долларов больше? ЗА КАЖДУЮ ТОННУ!!! Да неужели?!
       Не знали, не могли, не предусмотрели.... Но ведь это их обязанность быть впередсмотрящими хозяевами, а не медведем из упомянутой сказки. Зададимся вопросами: может ли Новокузнецкий алюминиевый завод при таком «медвежьем» менеджменте быть прибыльным? Тут все понятно, ответ — очевиден. Может ли хороший хозяин за просто так терять около трети стоимости своей продукции? А вот здесь задумаемся. За год такие потери составляют около 100 миллионов долларов! Уж очень сомнительно, что такие деньги за хорошие глазки отдаются компаньонам. Делятся? Оставим этот вопрос открытым... для контролирующих органов.
       А тем временем микомовцы судятся с «Кузбассэнерго» из-за долга в 1,5 миллиарда рублей (это около $52 миллионов), на который денег НкАЗ ну никак заработать не может.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera