Сюжеты

ПОРАЖЕНИЕ... ЗА ЯВНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ

Этот материал вышел в № 1 от 10 Января 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В мире телевидения сенсация — впервые за последние годы первый канал проиграл новогоднюю ночь! Новогоднее шоу было всегда предметом особой гордости первого канала. ОРТ могло себе позволить год за годом проигрывать НТВ в новостях,...


В мире телевидения сенсация — впервые за последние годы первый канал проиграл новогоднюю ночь!
       
       Новогоднее шоу было всегда предметом особой гордости первого канала. ОРТ могло себе позволить год за годом проигрывать НТВ в новостях, раздаривать собственных звезд и фирменные программы другим каналам, пропускать мимо ушей обвинения в тотальной ангажированности. На все ответ был один — пока ОРТ выигрывает новогоднюю ночь, пока рейтинги первой программы года у первого канала выше, а порой и значительно выше, чем у остальных каналов, ОРТ считает себя победителем неофициального чемпионата года по телевидению.
       Чуть больше года назад, накануне 1999-го, тогда еще не занявший кресло гендиректора и отвечавший на канале не за все сразу, а только за собственно творческую составляющую Константин Эрнст в интервью нашей газете с гордостью говорил, что всегда хотел быть Дедом Морозом и для маленькой дочки, и для большой страны: «Новый год — чемпионат по телевидению. Выиграв однажды, уже не можешь остаться в стороне».
       Но год прошел, и потенциальному Деду Морозу, севшему в кресло генерального директора, новогодние чудеса стали удаваться много хуже, чем прежде. Срочно вызванные на замену четыре Деда Мороза с лицами людей, похожих на Николаева, Пельша, Якубовича и Маслякова, не спасли. Последовавший по итогам новогодней ночи рейтинг констатировал поражение. По данным «Гэллап Медиа», «Новогоднюю ночь-2000 на ОРТ» смотрели 10,88% телезрителей при доле присутствующих у экранов 26,9%. Рейтинг «Голубого огонька на Шаболовке» РТР составил 14,63% при доле 32,94%. РТР выиграло у ОРТ.
       Можно, конечно, говорить об относительности этих цифр — понятно же, что в эту ночь мало кто смотрит какой-то один канал, все щелкают кнопками. Можно обратить внимание, что это только данные по Москве и, возможно, в целом по стране соотношение несколько изменится. Можно в очередной раз усомниться в точности данных «Гэллап Медиа», как это ОРТ периодически делает. Но как ни крути — чемпионат года по телевидению первым каналом проигран.
       Правда, ОРТ уже второй год старается не ограничивать свой новогодний эфир только первыми тремя часами, плавно переводя новогоднюю ночь в программу «Утро». И здесь победа несомненна — победа за отсутствием конкурентов. После четырех часов ночи или утра уже ни один другой канал не собирался соревноваться за зрителя. И последние стойкие (или первые протрезвевшие) телеманы спокойно, без щелканья кнопками могли наслаждаться дивной Татьяной Веденеевой, способной собственным очарованием превратить любой банальный разговор в праздник.
       Но Веденеева вернулась на первый канал не насовсем, а только на новогоднее утро. И лишний раз заставила вздохнуть о том, что раньше все было лучше — и телезвезды блистательнее, и Новый год новогоднее. Да еще взгрустнуть — что же за тяжелая женская доля в этой загадочной стране, если бывшая телевизионная напарница «тети Тани» «тетя Лина» в немыслимых перьях ни на что другое, как вести нескончаемую «Песню года», уже не годится, а Веденеева вернулась из заморских далей в предрассветный эфир, словно фея из сказки. Поверить, что эта женщина более 25 лет назад уже снималась в «Здравствуйте, я ваша тетя», причем отнюдь не в роли младенца (каким в ту пору, наверное, был ее нынешний соведущий Андрей Малахов), невозможно.
       Первое утро года получилось вполне достойным — изысканным и сдержанным, каким и подобает быть утру года. Но вот ночь!.. Хорошо тому, кто был пьян и не помнит, на какой минуте и по какому каналу пел Жириновский и плясала Хакамада. Трезвым зрителям пришлось много хуже.
       Год назад у всех каналов было общее и вполне объективное объяснение той лаже, которая творилась в новогоднем эфире, — кризис, однако! Телевизионные бюджеты вообще и бюджеты главной программы года у любого из каналов рухнули, даже самые стойкие бойцы новогоднего фронта наскребали в лучшем случае раз в пять меньше, чем на «Старые песни о главном» и «Новогоднюю ночь в опере». Зрители, и сами обедневшие в те же пять раз «после 17-го», понимающе вздыхали у более скромного, чем прежде, новогоднего стола, из кризисной солидарности высиживая у экрана до последнего.
       За год кризис как-то подзабылся, агентурные данные доносили, что и денег всем каналам удалось собрать поболее, чем годом раньше, но итог оказался все тем же — перепев старых и чужих песен на новый лад в псевдопрямом эфире. Но только при полном отсутствии прежней зрительской солидарности.
       Песни, артисты, певцы, да и сами политики скакали с канала на канал, словно бойцы предвыборного фронта в ночь с 19 на 20 декабря. После канкана Жириновского трудно было понять, чем выборная ночь отличается от новогодней, а «Мурка», занявшая свое достойное место в списке 20 лучших песен века на НТВ, конкурировала с той же «Муркой» в исполнении Черномырдина. Выросший Родион Газманов с благодарностью вспоминал раскрутившую и его, и папу Олега «Люси», и только окончательно протрезвевший мог бы опознать «Миллион алых роз» в исполнении «Мумий Тролля».
       Зыкина в золоте и Буланова в серебре на двоих тянули «Опустела без тебя земля», которую Буланова одна уже пела в «Старых песнях о главном-2». Старые песни и старые шутки о главном и неглавном заполнили все каналы. Отличие этого года от последних пяти лет лишь в том, что теперь стали перепевать уже не только оригинал, но и собственные перепевы.
       Устав от влияния на зрительскую подкорку во время предвыборного зомбирования, телевидение отнеслось к подделке прямого эфира спустя рукава. И доли того мастерства, с которым убеждали народ поверить «Единству» и не верить ОВРу, не было потрачено на то, чтобы убедить зрителя, что все происходит в режиме реального времени. Прямые включения обсыпанного конфетти Киселева, беседующего по телефону со зрителями, явно вмонтировались в заранее записанное шоу, и только суперэкстрасенс смог бы убедить меня, что звучащие на ОРТ песни действительно выбирали звонившие.
       Новогодние шоу отшумели, не оставив в памяти и следа. Лишь вопрос — как долго еще нам жить и праздновать за счет старых песен? Какой же год должен настать, чтобы пришло время песен новых?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera