Сюжеты

БЕС РЕКЛАМЫ

Этот материал вышел в № 1 от 10 Января 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Чиновники из московского правительства сделали рынок городской рекламы монопольным. Не забыв про себя Этот материал был подготовлен еще осенью, когда вступили в силу судьбоносно-катастрофические для рекламного бизнеса столицы постановления...


Чиновники из московского правительства сделали рынок городской рекламы монопольным. Не забыв про себя

       Этот материал был подготовлен еще осенью, когда вступили в силу судьбоносно-катастрофические для рекламного бизнеса столицы постановления правительства Москвы № 866 и № 867 — о дополнительной плате за право аренды рекламных щитов. Статьи о новых, незаконных, поборах городской администрации тогда опубликовали все ведущие издания.
       Но мы решили подождать. С одной стороны, даже рекламный рынок в предвыборное время стал местом политических баталий, а с другой — тема заслуживает пристального внимания. Независимо от политической обстановки. И теперь у читателей наконец появилось время спокойно разобраться в ситуации
       
       В сентябре этого года московское правительство приняло постановления № 866 и № 867, которыми ввело новый, довольно странный побор — за право аренды рекламных щитов. Принять постановления № 866 и № 867 московскому правительству было легко и приятно: во-первых, дополнительные денежки в городскую казну, во-вторых, с рынка наружной рекламы должны были исчезнуть мелкие и средние фирмы, владеющие сравнительно небольшим количеством щитов. Раньше арендная плата зависела от количества рекламных щитов, которыми владели фирмы: крупные платили, естественно, больше, мелкие — меньше. Теперь все не так, и средний и малый бизнес должен нести бремя таких же налогов, как и гиганты. Понятно, что только крупные компании и смогут эти поборы платить, и только они в конце концов и останутся на рынке.
       Оба скандальных постановления — работа Управления по делам рекламы, информации и оформления и его руководителя Владислава Котова лично. Однако идеолог этой политики не он, а его предшественник Леонид Белов, который еще в 1994 году взял под свой контроль рекламу и оформление столицы, возглавив Департамент по делам печати и информации, функциями которого по рекламе и оформлению теперь занимается самостоятельное, отдельное управление.
       Дело, однако, не только и не столько в том, что на рынке наружной рекламы останется всего четыре-пять крупных фирм, а остальные будут уничтожены. По официальной версии, это якобы удобно для управления всеми процессами на рекламном рынке. И хотя такая версия тоже очень цинична, так как разоряет малый и средний бизнес, но дело не в этом. Дело в другом. Это не просто крупные фирмы. Дело в самих фирмах — вполне конкретных, которым покровительствуют вполне конкретные чиновники столичной администрации. Иногда такое покровительство принимает характер просто-таки любви. Но любви за деньги.
       Вот, например, вторая по величине фирма, специализирующаяся на наружной рекламе, — АПР-Сити (больше 1200 щитов). До 1994 года, как раз до момента прихода на работу в государственное Управление по рекламе, там исправно работал Котов, а теперь в АПР-Сити трудится его дочь. Папа дочери, как может, помогает.
       Или другая крупнейшая фирма — «Тихая гавань» (около 2000 щитов в центре города). Ее совладельцем является близкий столичному правительству предприниматель Умар Джабраилов. «Тихой гавани» покровительствует сам Белов, который теперь числится первым помощником вице-мэра Валерия Шанцева. Именно Белову обязана «Тихая гавань» своим нетихим, небывалым взлетом и выходом на лидирующие позиции на рынке наружной рекламы. Когда целые пачки особых паспортов, дающих разрешение на «размещение рекламных мест», месяцами ждали подписи Белова, «Тихая гавань» быстро продвигалась вперед. Десятки, сотни конструкций «Тихой гавани» появлялись в городе без всяких согласований — с одной только подписью царственного Леонида Белова. И продолжают появляться!
       Есть и еще несколько новых рекламных операторов, получивших у московских чиновников «зеленый коридор». Например, «Максима-Сонар» — контрольный пакет акций этой фирмы принадлежит АФК «Система», глава которой Владимир Евтушенков имеет влияние на всю администрацию Москвы. Или фирма «Анко» Зураба Церетели, большого приятеля мэра Лужкова...
       Однако, кроме дружеской «опеки» наружной рекламы, Владислав Котов патронирует еще и художественное оформление города.
       Много лет вопросами оформления Москвы занималась исключительно Мосгорреклама (в прошлом Мосгороформление). Но вот в 1995 году появляется фирма «Столица М», во главе которой становится старый армейский друг Леонида Белова — Сергей Турта. Прежде чем возглавить «Столицу М», Турта посидел в кресле генерального директора финансовой пирамиды «Хопер-Инвест».
       Появившись на рекламном рынке, «Столица М» не без помощи Белова получает все больше и больше заказов на оформление городских трасс к праздникам. Заказы эти финансируются за счет целевых городских фондов и исправно, без задержек оплачиваются. Однако чем больше заказов набирала «Столица М», тем меньше получала заказов Мосгорреклама, тем хуже становилось ее финансовое положение.
       Тут в Мосгоррекламе стараниями Сергея Абрамова, первого зампреда Комитета по телекоммуникациям и СМИ, к которому на какой-то период попадают нити управления рекламой и оформлением города, появляется небольшое подразделение — фирма «Русские инвесторы», дочернее предприятие концерна «Роспром» (кстати, именно в «Роспроме» г-н Абрамов занимает одну из руководящих должностей, несмотря на то, что закон запрещает совмещать государственную службу с коммерческой деятельностью).
       Наобещав Мосгоррекламе неограниченные инвестиции, «Русские инвесторы» стали официальным партнером Мосгоррекламы. На волне приватизации через подставную фирму-однодневку ЗАО «Атомик» «Русские инвесторы» получили контрольный пакет акций Мосгоррекламы, и она просто перестала существовать. Принадлежавший ей уникальный завод световой рекламы (между прочим, единственный в России) перешел в собственность Сергея Абрамова и стал... книготорговой базой, а вот производственные мощности и собственно имя фирмы перешли в собственность Сергея Турты, партнера Леонида Белова, чиновника столичной администрации. В этом тонкость стратегического замысла Сергея Абрамова — Леонида Белова, казалось бы, непримиримых по своей основной деятельности городских чиновников. История получила продолжение в судебных разбирательствах с участием прокуратуры — отдельные эпизоды тянут на самостоятельное уголовное дело... Сотни бывших работников Мосгоррекламы безжалостно выброшены на улицу.
       Итак, «Столица М», она же Мосгорреклама, становится монополистом в вопросах праздничного оформления города. Сколько фирма зарабатывает — никому не известно, потому что выделяет деньги неформально подчиненный Белову Владислав Котов, а получает Сергей Турта. Еще, конечно, знают бухгалтеры, но они всегда молчаливы. Известно только, что в наши богатые на праздники времена доход оформителей может исчисляться десятками миллионов рублей!
       Вот, например, приблизительный доход Турты — Белова только от транспарантов-перетяжек. Поскольку агентство Турты «Столица М» — практически полный монополист в этом виде оформления, то «Столица М» безбоязненно взвинтила цены, по-прежнему платя мизерную арендную плату городу (расценки на этот вид рекламы не поднимались уже много лет). Арифметика нехитрая. Приблизительно она выглядит так: себестоимость одной перетяжки (включая аренду) не больше $1000, а средняя коммерческая стоимость для клиентов — $2500 за 10 дней. Чистый доход «Столицы М» — $1500 с одной (!) перетяжки за 10 дней, в месяц, соответственно, $4500, а в год — $54 000! Это доходность одного места для транспаранта, а всего их у «Столицы М» триста. Даже если занято только две трети, то годовой доход «Столицы М» ТОЛЬКО от перетяжек составляет $54 000 х 200 = больше десяти миллионов долларов! Вполне соизмеримо с доходами «Тихой гавани», если не больше. Какая, однако, экономия...
       При этом для увеличения доходов «Столица М» прибегает к разнообразнейшим ухищрениям: можно, например, завысить стоимость изготовления, или каждый раз заново изготавливать предназначенные для многократного использования элементы, или завысить количество якобы установленного оформления... Однажды отдел контрольной инспекции ГУП «Реклама и информация» при приемке праздничного оформления к очередному празднику обнаружил на одной из трасс в три раза меньше предусмотренного количества элементов оформления! И что же — обнаруживший обман инспектор был поощрен премией, отмечен благодарностью? Нет, он был немедленно уволен, а проверки вскоре прекратились вовсе...
       Однако имя Владислава Котова за пять лет его работы в управлении наружной рекламы стало слишком уж одиозным. К тому же все, что хотел, Котов уже сделал. Говорят, у его покровителя Белова уже есть новая кандидатура на эту лакомую должность. Свой человек есть и у Владимира Евтушенкова.
       Но ведь баснословные прибыли получают только названные фирмы. В городскую казну даже после передела рекламного рынка поступают все те же мизерные суммы, не сравнимые с доходом «Столицы М», «Тихой гавани» и иже с ними. Однако вице-мэр Шанцев, курирующий вопросы оформления и рекламы в городе, никак не комментирует происходящее и на многочисленные письма рекламщиков, так же как и на выступления в СМИ, не реагирует. Уменьшение доходов мэрии его не пугает и не смущает. Как, впрочем, и отъявленное беззаконие.
       
       P.S.
       Редакция готова рассмотреть любую другую точку зрения.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera