Сюжеты

ПЕРЕЕЗД «УРАЛАНА» ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ

Этот материал вышел в № 1 от 10 Января 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Финиш у чемпионата один, а расстояния до него у всех разные Кто-то из наиболее активных лампасно-каракулевых теоретиков однажды родил что-то вроде: «Война понарошку (имеются в виду учения) — это не столько романтика боевых действий и...


Финиш у чемпионата один, а расстояния до него у всех разные
       
       Кто-то из наиболее активных лампасно-каракулевых теоретиков однажды родил что-то вроде: «Война понарошку (имеются в виду учения) — это не столько романтика боевых действий и разведки, сколько грязь, холод и долгие томительные переходы».
       Российский футбол романтикой тоже не отличается. Отечественный вариант игры — это не только хаотичное броуновское бегание по полю, нецензурная брань, сломанные конечности, плевки в судей, но и грязь вместо газона (уж больно часто в нашей стране случаются дожди), долги и безденежье (кое-кто из игроков получает зарплату раз в полгода — как бастующие шахтеры), а также долгие томительные переезды.
       У мало искушенного в физической культуре читателя может возникнуть почти разумный вопрос: «Почему необходимо отмечать в эстетике нашего футбола какие-то разъезды?» Для подобных дилетантов у нас готов максимально полный и, что немаловажно, доходчивый ответ.
       Не секрет, что в последние годы российские футбольные клубы успешно и стабильно избегают высоких достижений в еврокубках. Сотни спиноз зеленого газона и фрейдов пятнистого мяча нашли множество причин в философии оправданий. От специфического строения ахиллесового сухожилия у российских футболистов из-за издержек трехвековой татаро-монгольской оккупации до политической ориентации арбитров.
       Отдел спорта «Новой газеты» выдвинул свою гипотезу — наши команды играют плохо потому, что Россия — слишком большая страна. Как-никак почти одна шестая сами знаете чего.
       Любая гипотеза, как известно, требует подкрепления в виде конкретных фактов. Для того чтобы наша гипотеза превратилась в теорию, наш отдел спорта вооружился линейками, циркулями, картами и подсчитал километраж поездок всех команд, выступающих в высшей лиге российского чемпионата.
       В самом начале этого титанического труда возникли определенные трудности.
       Во-первых, выяснилось, что расстояние между городами практически невозможно подсчитать иначе, как напрямую. То есть пришлось отвергнуть возможность передвижения команд наземным транспортом и посадить все клубы исключительно на самолеты. За это отдельное спасибо Росдорстрою и отечественным картографам.
       Во-вторых, многие команды всячески пытаются сократить свои транспортные расходы и применяют для этого довольно хитрые приемы. Например, отыграв матч в Москве, они не торопятся вернуться на малую родину, если их впереди ждет встреча с каким-нибудь «Шинником» или «Сатурном». Такое ощущение, что если дать командам волю, так они вообще перестанут приезжать домой. Здесь нас очень выручили люди из ПФЛ. Они настолько удачно составили календарь, что ни у одной команды практически не было подряд двух игр на выезде. Пара-тройка исключений не в счет. То есть подсчет велся исходя из идеального сценария — команда прилетела, отыграла и улетела, причем не куда-нибудь, а в свой родной город.
       Конечно, из-за этого возникли небольшие неточности: плюс минус две-три тысячи километров, но это не так важно. В конце концов мы — не Центризбирком.
       Для пущей убедительности к километражу чемпионата было приплюсовано расстояние, которое команды пролетали за этот год в розыгрышах Кубков России 1998—1999 и 1999—2000 годов.
       В результате была получена своего рода турнирная таблица розыгрыша за звание обладателя Суперкубка Российской Федерации по намотанному километражу. Чтобы все было максимально наглядным, в скобочках указаны места, которые команды заняли в чемпионате нашей страны.
       Для начала торжественно представим тройку лидеров.
       Итак, звание обладателя Суперкубка России по километражу среди футбольных клубов высшей лиги абсолютно честно налетал элистинский «Уралан». Друзья степей показали поистине ошеломляющий результат. Шутка ли, за неполный год они намотали 48 100 километров. Проще говоря, «Уралан» мог бы вместо всяких там выездных матчей слетать до экватора, дать кружочек вокруг земли-матушки и транзитом через Анталию вернуться в Элисту. Российский футбол от этого бы только выиграл.
       Кстати, не видать «Уралану» нашего Суперкубка, как кубка Стенли, если бы не вмешательство футбольной фортуны. Она послала калмыцкую национальную гордость в Читу. И не просто так, а на матч 1/16 финала Кубка России с местным «Локомотивом». По достоверным источникам, в элистинском клубе до сих пор с содроганием вспоминают кошмарный, по своей исключительной нудности и длительности, вояж в Читу.
       Владикавказская «Алания» прочно осела на втором месте с результатом 37 900 километров. Наверняка осетинские футболисты мечтают о том, чтобы Северный Кавказ стал еще севернее.
       Сочинская «Жемчужина», занявшая третье место, налетала 34 340 километров и, к величайшему сожалению всех любителей темных ночей, пальм и диких пляжей, теперь продолжит накручивать свой километраж уже в первой лиге.
       Обратите внимание на нижнюю часть таблицы Суперкубка «Новой газеты». Если закрыть глаза на раменский «Сатурн», как на феномен, заслуживающий более пристального изучения, то там сложилась достаточно славная компания. Практически все московские лидеры, за исключением ЦСКА, толпятся на местах с 15 по 12. Армейцам все карты смешал кубковый матч в солнечном городе Томске.
       Если вы воткнете по иголочке с флажком в город, где есть свой представитель в высшей лиге, то получите весьма интересную картину. Москва со своим поселком Раменское напоминает мишень для стрелков из лука после тренировки Робин Гуда. Вся остальная карта напоминает скорее лист бумаги, по которому пальнули дробью из старой берданки, кучность выстрела которой еще лет пятьдесят назад оставляла желать лучшего.
       После такого наглядного объяснения становится понятно, в чем заключается секрет удачного выступления московских клубов. Они меньше всех летают и поэтому лучше играют. Столичным футболистам не приходится, сидя в салоне самолета, растрачивать свои скромные таланты на задумчивое ковыряние в носу и наблюдения за НЛО, лихо проносящимися мимо иллюминаторов. Если в России не определится новый футбольный регион, звание чемпиона еще долгое время будет разыгрываться в московском междусобойчике.
       Заметьте, ни одна дальневосточная команда в высшей лиге долго не задерживалась. Даже если пресловутый Абрамович станет хозяином какого-нибудь «Океана» ( не Тихого, конечно, а футбольного клуба), то все равно не снискать ему лавров владельца «Милана» и всяких заводов-пароходов Сильвио Берлускони. Деньги здесь не помогут. В российском футболе последнее время все идет по закону убийственных километров.
       Перейдем к основной части исследования. Она просто обязана хотя бы слегка подсушить репутацию нашего футбола в глазах мировой общественности.
       В общей сложности российские клубы налетали 443310 километров. Еще чуть-чуть, и один из них добрался бы до Луны. Бедным итальянцам или, к примеру, голландцам такое расстояние не может присниться даже в самом кошмарном сне.
       Оказывается, что в подвешенном состоянии наши футболисты провели в общей сложности 521 час 30 минут с копейками. Представьте себе, почти 41 сутки скуки, аэрофлотовского лимонада, томительных ожиданий и бесплодных надежд на большой контракт. Ни много ни мало — 347 матчей. В воздухе можно было провести почти полных три круга чемпионата России. Может, в этом случае игра наших футболистов выглядела бы немного поинтересней?
       На сладкое оставим самое горькое — то есть самое еврокубковое. Спросите тренера или пресс-атташе любого нашего футбольного клуба о километраже, который намотала их команда. Будут молчать, как партизан на допросе. Или отделаются стандартными фразами: «Ну, это никому не интересно». В лучшем случае проведут отвлекающий маневр, доверительно сообщив: «Приходите к нам на торжественное награждение, будет фуршет».
       Но, как ни скрывали российские команды своей страшной тайны, про нее все-таки прознали заграничные лазутчики. Верный признак — хитрейшие действия «Лидса» против нашего горячо любимого чемпиона. «Спартак» сделал все, чтобы избавиться от частых перелетов. Чемпион предпочел выбыть из Лиги чемпионов и даже отказался от кубкового матча с саратовскими «соколами». Но хитрые англичане вынудили «Спартак» совершить роковую поездку в Софию, где минимальная победа обернулась нашим поражением.
       Летать нашим командам явно противопоказано. А то выглядят наши команды, как выездная редакция «Клуба кинопутешественников», на досуге развлекающаяся дворовым футболом. Для наших игроков впору изобретать новый вид футбола — «домашний». Не проще ли разыгрывать чемпионат России только московским командам? Ну, а время, сэкономленное на авиаперелетах, можно потратить на тренировки. И тогда, может быть, «Спартак» действительно станет чемпионом — где-нибудь, кроме Москвы.
       
       1.(9). УРАЛАН (Элиста) — 48 100 км
       2.(6). АЛАНИЯ (Владикавказ) —37 900 км
       3.(15). ЖЕМЧУЖИНА (Сочи) — 34 340 км
       4.(12). КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ (Самара) — 33 980 км
       5.(14). ЧЕРНОМОРЕЦ (Новороссийск) — 32 200 км
       6.(7). РОСТСЕЛЬМАШ (Ростов-на-Дону) — 28 670 км
       7.(8) ЗЕНИТ (Санкт-Петербург) — 28 020 км
       8.(3). ЦСКА (Москва) — 25 700 км
       9.(16). ШИННИК (Ярославль) — 24 740 км
       10.(13). РОТОР (Волгоград) — 24 540 км
       11.(11). ЛОКОМОТИВ (Нижний Новгород) — 23 620 км
       12.(4). ТОРПЕДО (Москва) — 21 700 км
       13.(5). ДИНАМО (Москва) — 20 480 км
       14.(1). СПАРТАК (Москва) — 20 340 км
       15.(2). ЛОКОМОТИВ (Москва) —19 940 км
       16.(10). САТУРН (Раменское) —19 040 км
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera