СюжетыОбщество

ПОСЛЕДНИЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА?

Этот материал вышел в номере № 3 от 17 Января 2000 г.
Читать
Геращенко решил возродить черный рынок, взяв валюту под контроль 11 декабря 1999 г. председатель Банка России Геращенко направил письмо на имя премьер-министра с предложением ввести обязательную 100%-ную продажу валютной выручки. Более...

Геращенко решил возродить черный рынок, взяв валюту под контроль

11

декабря 1999 г. председатель Банка России Геращенко направил письмо на имя премьер-министра с предложением ввести обязательную 100%-ную продажу валютной выручки. Более того, это предлагалось сделать в чрезвычайном порядке, до конца работы второй Государственной Думы. Аргументы, высказанные в письме, были следующие:

— Россия не смогла получить финансовую поддержку международных финансовых организаций и вряд ли получит ее в ближайшие месяцы;

— России предстоит выплатить по внешнему долгу 3 млрд долларов уже в первом квартале 2000 г., что вкупе с сезонным давлением на рубль приведет к существенному снижению валютных резервов Банка России;

— введение 100%-ной продажи экспортной выручки увеличит предложение валюты на рынке (на 1,5 млрд долларов в месяц, по оценке Банка России) и позволит Банку России приобрести необходимую валюту.

5 января 2000 г. в газете «Время МН» появились выдержки из этого письма и интервью Геращенко, который подтвердил свою позицию по данному вопросу. В этот же день Геращенко изложил свои предложения Владимиру Путину, который мгновенно высказался с одобрением данного шага (одновременно он высказался за усиление государственного регулирования в экономике, но, видимо, это остается пока на уровне лозунга), правда, с оговоркой, что все нужно еще раз взвесить и посчитать. После появившихся в прессе негативных комментариев относительно данной меры и отрицательного отношения к ней со стороны руководства МВФ, 10 января 2000 г. вице-премьер Христенко заявил, что данное решение может быть принято не ранее второй половины 2000 года. Таким образом, на сегодня решение отложено.

Сначала о содержательной стороне вопроса. Проблемы Банка России понятны и очевидны: повышение спроса на валюту с его стороны будет оказывать понижательное давление на курс рубля, чего хотелось бы избежать. Очевидно, примитивная логика предложений строится следующим образом: если увеличить предложение валюты на рынке, то курс рубля будет более стабильным. Но не менее очевидно и то, что, каким бы образом ни проявлялся спрос Центрального банка на валюту, он будет оказывать давление на курс рубля, поскольку Банк России будет конкурировать с другими участниками рынка за приобретение валюты.

Переход в начале 1999 г. от 50%-ной к 75%-ной продаже экспортной выручки сопровождался увеличением оборотов биржевой торговли, но практически не оказал существенного влияния на рост совокупного валютного предложения — произошел административный переток значительной части конверсионных операций с межбанковского рынка, который так и не оправился после кризиса, на биржевой. В настоящее время Банк России покупает основную часть валюты на межбанковском рынке, продавая ее на бирже с целью управления динамикой курса рубля. Введение 100%-ной продажи экспортной выручки окончательно подорвет межбанковский рынок и, скорее всего, не облегчит, а усложнит задачи Банка России по управлению курсом.

Если к этому добавить то, что все крупнейшие экспортеры пользуются льготами при продаже своей валютной выручки, и то, что ценовые условия для российского экспорта в 2000 г. ожидаются в среднем более благоприятными, чем в 1999 г., и это приведет к большему притоку валюты в страну, то целесообразность такого шага становится еще более сомнительной. Если только не принимать во внимание жизненных позиций г-на Геращенко.

А они просты: идеалом политики валютного регулирования являются тотальная государственная монополия на валютную выручку, что было во времена Советского Союза, и распределение валютных средств по централизованным решениям и по дифференцированным курсам. В 1998—1999 гг. Геращенко предпринял попытку движения к такой системе через механизм двух торговых сессий, но ее реализация оказалась непоследовательной и незавершенной. На наш взгляд, 100%-ная продажа валютной выручки, которая в дальнейшем может сопровождаться ограничениями на приобретение валюты, — это вторая попытка Геракла реализовать задуманное.

Теперь об имиджевой стороне. Владимир Путин практически впервые столкнулся с необходимостью высказаться по конфликтному экономическому вопросу и сделал это по-военному прямолинейно, однозначно поддержав своих подчиненных, по всей видимости, не разобравшись в сути проблемы. Очевидно, что такое поведение допустимо только в том случае, если ты полностью доверяешь своим подчиненным, не опасаясь «подставки» с их стороны. Вывод: либо Путин действительно доверяет Геращенко, либо надеется на то, что тот его не подставит.

И у одного, и у другого варианта могут быть не самые приятные последствия...

Аналитическая группа «Новой газеты»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow