Сюжеты

СЕРДЦА ЧЕТЫРЕХ НА ФОНЕ ЗАПАДНО-ВОСТОЧНОГО ДИВАНА

Этот материал вышел в № 3 от 17 Января 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Коллекция Гарольда Пинтера». Режиссер — Владимир Мирзоев, сценография Павла Каплевича. Агентство «АРТ-МОСТ» — на сцене Театра им. Вл. Маяковского Когда я кончу наконец Игру в cache-cache со смертью хмурой — Пусть сделает меня Творец...


       
       «Коллекция Гарольда Пинтера». Режиссер — Владимир Мирзоев, сценография Павла Каплевича. Агентство «АРТ-МОСТ» — на сцене Театра им. Вл. Маяковского
       
       Когда я кончу наконец
       Игру в cache-cache со смертью хмурой —
       Пусть сделает меня Творец
       Персидскою миниатюрой.
       ...И вот тогда я утолю —
       Без упоенья, без страданья
       Мечту старинную свою —
       Будить повсюду обожанье.
       Н. С. Гумилеву, кончившему игру со смертью известно когда, как и у какой стенки, и в новой инкарнации преобразиться до такой степени вряд ли удалось. Но создатели «Коллекции Гарольда Пинтера» реализовали именно эту мечту. Одноактный полуторачасовой спектакль ярок, горек, насмешлив, спокоен, точен в жестах. Упоения и страдания, кажется, нет.
       И зрительно он действительно похож на персидскую миниатюру.
       ...Дом — изысканно-семейный: художник-модельер Билл (Максим Суханов) и саркастичный, неопределенно-комильфотный Гарри (Сергей Маковецкий), когда-то вытащивший Билла из трущоб, придавший его дарованию антураж, резонанс etc., много лет живут вместе. Кто-то нынче вернулся домой под утро, а кто-то, напротив, забыл принять на ночь фруктовый сок, но эти мелочи не принципиальны.
       ...Дом — изысканно-западный: подушки на полу, занавеси с арабской вязью, великолепный как бы гобелен: дикие алые ирисы цветут в стилизованных предгорьях, условная дева ждет условного всадника с копьем наперевес, облик всадника — изящно-комический. Блеклые, травянисто-зеленые, коричневатые тона гармонируют с алыми, белыми, пестрыми костюмами персонажей.
       ...И вот в этом-то доме лаем взрывается телефон. Худой, седой, яростный, крепко подпоясанный брючным ремнем Джеймс (Валентин Гафт) требует добродушного, анемичного, склонного к медитации и вышивке гладью кутюрье — к ответу и расправе.
       Билл как-то ненароком соблазнил Стеллу, жену Джеймса (Елена Шанина).
       — Вы, кажется, тоже художник-модельер? — вкрадчиво и точно спрашивает ее Гарри, покровитель кутюрье.
       — М-м-м... — мечтательно и беспомощно отвечает дама, одной гримаской, белой ручки колыханьем рисуя страсть. Страсть к иному уровню и облику жизни, визажу и дизайну, лаковому зазеркалью журнала «Гламур». Обнажая самую глубокую рану — от перепада социальных уровней между крепким плечом Джеймса, владельца магазина готового платья, и шелковыми занавесями в доме Билла и Гарри.
       Впрочем, все персонажи хорошо воспитаны. Никто не холоден и не горяч и в этом.
       Предельно размыты, двусмысленны странные сближения всех со всеми. Ничто не окончательно здесь и ничто не оскорбительно. Либидо и тщеславие никого более не ранят, пламенем не палят, выцвел до благородной блеклости контраст меж Западом и Востоком, девой и всадником
       И сам сюжет — виртуальный: то ли страсть восторжествовала, то ли сидели на диване, беседуя о том, что было бы, если бы страсть восторжествовала...
       Та же тональность воспринята московским спектаклем. Режиссер, сценограф, четыре актера предельно профессиональны. Достоинством — не поступаются ни в чем. Действо абсолютно корректно — и очень чувственно, очень декоративно — и гармонично, не холодно — и не горячо...
       Все вспоминается предыдущая, осенняя премьера Сергея Маковецкого: в «Черном монахе» Чехова — Гинкаса, сотрясаясь всем телом, в худых усадебных березах, в ночи он говорит с демоном. И — леденеет зритель. В «Коллекции» Пинтера — Мирзоева с той же точностью пластики гладит кончиками пальцев горлышко и круглые плечи Стеллы, искушая душевной тонкостью, промоушном и протекцией, контрастом алого льна пижамы с белым хлопком и шифоном ее бюстье...
       Конечно, думаешь о диапазоне актера. Но еще и о том, что антреприза все-таки, кажется, — прикладное искусство. Даже в образцах коллекционных.
       ...И только нелепый, пухлый, уклончивый, почти бесполый персонаж Максима Суханова с пластикой нэцке и лицом Пьера Безухова, художник и роковой соблазнитель, выбивается из рамок миниатюры, робко и конфузливо верит в глубине души, что в курортном отеле, после показа мод действительно пал жертвой одной из тех роковых встреч, что случались в истекшем тысячелетии в готических башнях Европы, в драмах и романах, в железнодорожных вагонах, в гостиных...
       Вроде той, которую в финале засыпает ворох ярких, уцененных шелковых блуз, зачехляет и медленно укрывает навеки поблекший восточный гобелен: условная дева ждет стилизованного всадника...
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera