СюжетыОбщество

ГЕНЕРАЛ ПОДДЕРЖАЛ ТЕРПСИХОРУ ЗА ТАЛИЮ

Этот материал вышел в номере № 3 от 17 Января 2000 г.
Читать
Красноярская губерния и ее театр Все мы свидетели, как с недавних пор Красноярск стал одной из самых востребованных площадок политического театра. Начало этому положила бурная выборная кампания губернатора края. С воцарением Лебедя...

Красноярская губерния и ее театр

В

се мы свидетели, как с недавних пор Красноярск стал одной из самых востребованных площадок политического театра. Начало этому положила бурная выборная кампания губернатора края. С воцарением Лебедя эпический размах политических действ стал повседневностью: помните шекспировские страсти недавних телесводок об алюминиевых войнах? Ведь где театр, там по-особому пружинисто закрученные коллизии, сшибка воль и характеров и всякие неожиданности...

Авантюрным духом политических игр насыщена действительность — и в театральную практику внедряются динамика и напор политических перипетий.

Игорь Бейлин, директор Красноярского краевого драматического театра им. А. С. Пушкина, режиссер, преподаватель вуза, журналист, более десяти лет назад пришел к руководству театром, чтобы способствовать поддержанию тонуса культурной жизни и края в целом. В последний день последнего тура выборов губернатора от директора театра одному из кандидатов на соискание губернаторского поста в Красноярске пришло приглашение посетить спектакль. Официального подведения итогов голосования тогда еще не было. Однако опытный Бейлин понимал, к чему клонится дело. Нетрудно догадаться, что в директорской ложе театра драмы вечером накануне своей победы оказался Александр Лебедь.

О том, как складывался диалог театра с прежним главой администрации Зубовым, Игорь Яковлевич говорит с нескрываемым, хотя и вежливым, раздражением гуманитария: по его словам, прежний губернатор края был законченным и безнадежным технократом, в театре ничего не смыслил и им не занимался. Уж не говоря о том, что ни Зубов, ни его помощники не ходили на спектакли.

Новоизбранный же глава администрации не позволил себе такого просчета: сюжет, начавшийся в директорской ложе Красноярского краевого театра драмы, имел продолжение. Совет директоров театров региона был приглашен на деловую встречу с А. Лебедем. Однако с истинно театральной неожиданностью ровно за день до назначенной встречи грянула другая дата — историческая: 17 августа 1998 года, обвал рубля!

Политические коллизии еще не раз перекраивали драматургию взаимоотношений административных структур с музами. Но законы жанра отбросить уже не просто. Для упрочения репутации цивилизованного лидера необходимо заниматься не только хозяйственными проблемами, но и разыгрывать «эстетическую» карту. Не зря же так стремится зарекомендовать себя покровителем искусств и художеств опытный популист мэр Москвы Лужков, снискал премию «Золотая маска» за поддержку театрального искусства губернатор Самарской области Константин Титов.

Из прирожденной ли чуткости к изящным искусствам или еще почему, но генерал Лебедь вник-таки в нужды театральных заведений. Директор Бейлин действовал не хуже политиков, динамично и оперативно, и решение многих проблем его хозяйства сдвинулось с мертвой точки. Например, долгожданная реконструкция и капитальный ремонт старинного театрального здания. В Красноярске начали приводиться к приемлемым стандартам механика и звукотехническое оборудование сцены. Увеличено финансирование краевого театра. В итоге увеличено вдвое финансирование всей культурной сферы в целом.

А гастроли? Тектонические сдвиги в зрелищном статусе Красноярска показал уже проведенный там в сентябре 1998 года фестиваль телеканала «ТВ-6. Москва». В городе тогда прошли гала-представления поп-звезд, спектакли Московского театра Олега Табакова... Верхнюю планку мастерства, вкуса и профессионализма обозначит намеченный на 18 января 2000 года концерт знаменитого красноярца — мировой оперной звезды Дмитрия Хворостовского.

Для красноярского театра, в чьем послужном списке несколько Государственных премий России, уровень гастролеров также оказался весьма важен. Не случайно с нынешнего сезона на пост главного режиссера был приглашен сорокалетний Александр Бельский, ученик Товстоногова, петербуржец.

И работа труппы востребована как никогда: сегодня театр полон и на «Калигуле» А. Камю, и на «Гарольде и Мод» Г. Пинтера, и, без всякого сомнения, будет полон на предстоящей премьере «Горячего сердца» А. Островского. Все билеты проданы до середины февраля.

Сегодня и театру, несмотря ни на что, по силам вносить свой вклад в расширение понятия «глубинка», в равноправный обмен энергией между столицами и провинцией, и в этом тоже можно видеть примету времени. Привлеченный Александром Бельским к исполнению роли Калигулы петербургский актер Александр Чередник столь увлекся совместным творчеством с нынешним красноярским главрежем, что переехал с семьей жить и работать в Восточную Сибирь...

Современная политическая реальность уже давно и, увы, все больше напоминает военные действия. А когда говорят пушки, музам вроде бы предписано молчать. Но, похоже, все настоятельнее дает о себе знать один из примечательных парадоксов времени: политики все в большей мере начинают считаться с существованием муз, а последним нередко удается замолвить за себя словцо среди громоздких перипетий политических шоу и информационных войн.

И Красноярск как модель всей России — тому пример.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow