Сюжеты

ЯЙЦО ВЕКА

Этот материал вышел в № 3 от 17 Января 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Аж в 1917 году гениально-дерзкий художник Марсель Дюшан предложил зрителю в качестве арт-объекта писсуар, снабженный надписью «Фонтан». Скандал был ужасный... Но этим провокационным жестом, окрашенным хорошей долей «черного» юмора, Дюшан...


       
       Аж в 1917 году гениально-дерзкий художник Марсель Дюшан предложил зрителю в качестве арт-объекта писсуар, снабженный надписью «Фонтан». Скандал был ужасный... Но этим провокационным жестом, окрашенным хорошей долей «черного» юмора, Дюшан не только ставил жирную точку в знак исчерпанности для себя модных тогда футуризма и кубизма. Парадоксальным образом он давал импульс к развитию нового направления — ready made («готовые продукты»), и не только его.
       В веселом хулигане, махнувшем ручкой: «прощай, искусство», — жил философ, высшей добродетелью почитавший свободу. Разрушая пространство, отделяющее зрителя от произведения, он формировал возможность прямого контакта между ними, а разнообразный спектр его художественных поисков использовали дадаисты и сюрреалисты. Дюшан был одним из тех, кто открыл ХХ веку его лицо.
       На выставке в Музее личных коллекций демонстрируют свой проект концептуалисты Сергей Войченко и Владимир Цеслер. По мысли авторов, они отправляют в будущее послание. Информация содержится в капсулах, имеющих форму яйца. Это 12 скульптурных образов-портретов великих художников, 12 апостолов стремительно уходящего в прошлое ХХ века. В их числе — Марсель Дюшан и Эндрю Уайет, Казимир Малевич и Пабло Пикассо, Франс Мазерель и Владимир Маяковский, Гюнтер Юккер и Сальвадор Дали, Виктор Вазарели и Иосиф Бродский, Амедео Модильяни и Жан Тингели. То есть те, кто особенно дорог создателям проекта. И это их право свободного выбора, сама субъективность которого придает личностное, человеческое обаяние молодому амбициозному концепту.
       Здесь глубоко осмысленная благодарность «отцам» соединяется с древнейшим символом творения, символом жизни. Космогония юного человечества ставит в начало рождения мира яйцо. В индуистском мифе Индра поражает палицей Вритру, и палица, как стержень, фиксирует мировую опору. Душа, заключенная в яйце и томящаяся в пренатальных водах, прикрепляется к ней и обретает шанс на рождение. Хаос разрешается зачатием. Эхо Большого взрыва доносит к нам первый вздох Вселенной.
       Все 12 портретов выполнены в форме яйца размером 210х300 мм (размер плода в утробе матери и стандартный размер листа А-4). А вот материалы, из которых изготовлены яйца, остроумно различаются. Образ Малевича (автора знаменитого «Черного квадрата») воплощен в черном яйце из полиамида, Дали (который сны и обыкновенный мусор, и, кажется, все на свете умел обращать в золото) — в позолоченном алюминиевом. «Яйцо» Юккера утыкано, как ежик, обыкновенными плотницкими гвоздями (ведь это ключевой первоэлемент его композиций). Пикассо, прошедший столько периодов, представлен в виде геометрически скомбинированного, «разъемного» яйца, внутри которого может таиться все что угодно. Дюшан — «куриным яйцом», но очищенным от скорлупы, фаянсовым. А «яйцо» Маяковского — снаряд, чугунная граната, стянутая по бокам стальным обручем. Начини такую порохом — и разнесет полмузея. Образы остальных — так же пластически точно выраженные поэтические метафоры.
       Особо симпатичное свойство проекта Войченко и Цеслера — разыгранность акции, юмор, придающий ей динамизм. И здесь они предстают наследниками по прямой того же Марселя Дюшана, широко известного в народе тем, что когда-то подрисовал Моне Лизе усы. Лихо забрасывая в будущее яйца-капсулы, как мячи для регби, художники обставляют действо нешуточными церемониями почтового ритуала. Каталог выставки издан в виде конверта с вложенным в него письмом. На марках, погашенных штемпелем, авторы поместили собственные изображения — невозмутимые, как чеканные профили римских императоров на монетах. Обратный адрес отправителей предложено вычислить по использованию при изготовлении арт-объектов High Tech (высоких технологий конца ХХ века). А сваленные друг на друга в углу ящики-контейнеры с вполне интернациональной надписью «handle with care», окруженные привычным мусором, говорят о некотором сомнении в нашей способности «обращаться с осторожностью». Да что же нам все подсказывают? Это прямая провокация, господа! Брошенная перчатка заставляет мысленно составлять свой список посланцев, и с посильным участием каждого ширится и крепнет звездный отряд. А почему бы и нет? В вечности никому не тесно.
       Значит, по-прежнему море волнуется, игра продолжается?
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera