СюжетыОбщество

ЯЙЦО ВЕКА

Этот материал вышел в номере № 3 от 17 Января 2000 г.
Читать
Аж в 1917 году гениально-дерзкий художник Марсель Дюшан предложил зрителю в качестве арт-объекта писсуар, снабженный надписью «Фонтан». Скандал был ужасный... Но этим провокационным жестом, окрашенным хорошей долей «черного» юмора, Дюшан...

А

ж в 1917 году гениально-дерзкий художник Марсель Дюшан предложил зрителю в качестве арт-объекта писсуар, снабженный надписью «Фонтан». Скандал был ужасный... Но этим провокационным жестом, окрашенным хорошей долей «черного» юмора, Дюшан не только ставил жирную точку в знак исчерпанности для себя модных тогда футуризма и кубизма. Парадоксальным образом он давал импульс к развитию нового направления — ready made («готовые продукты»), и не только его.

В веселом хулигане, махнувшем ручкой: «прощай, искусство», — жил философ, высшей добродетелью почитавший свободу. Разрушая пространство, отделяющее зрителя от произведения, он формировал возможность прямого контакта между ними, а разнообразный спектр его художественных поисков использовали дадаисты и сюрреалисты. Дюшан был одним из тех, кто открыл ХХ веку его лицо.

На выставке в Музее личных коллекций демонстрируют свой проект концептуалисты Сергей Войченко и Владимир Цеслер. По мысли авторов, они отправляют в будущее послание. Информация содержится в капсулах, имеющих форму яйца. Это 12 скульптурных образов-портретов великих художников, 12 апостолов стремительно уходящего в прошлое ХХ века. В их числе — Марсель Дюшан и Эндрю Уайет, Казимир Малевич и Пабло Пикассо, Франс Мазерель и Владимир Маяковский, Гюнтер Юккер и Сальвадор Дали, Виктор Вазарели и Иосиф Бродский, Амедео Модильяни и Жан Тингели. То есть те, кто особенно дорог создателям проекта. И это их право свободного выбора, сама субъективность которого придает личностное, человеческое обаяние молодому амбициозному концепту.

Здесь глубоко осмысленная благодарность «отцам» соединяется с древнейшим символом творения, символом жизни. Космогония юного человечества ставит в начало рождения мира яйцо. В индуистском мифе Индра поражает палицей Вритру, и палица, как стержень, фиксирует мировую опору. Душа, заключенная в яйце и томящаяся в пренатальных водах, прикрепляется к ней и обретает шанс на рождение. Хаос разрешается зачатием. Эхо Большого взрыва доносит к нам первый вздох Вселенной.

Все 12 портретов выполнены в форме яйца размером 210х300 мм (размер плода в утробе матери и стандартный размер листа А-4). А вот материалы, из которых изготовлены яйца, остроумно различаются. Образ Малевича (автора знаменитого «Черного квадрата») воплощен в черном яйце из полиамида, Дали (который сны и обыкновенный мусор, и, кажется, все на свете умел обращать в золото) — в позолоченном алюминиевом. «Яйцо» Юккера утыкано, как ежик, обыкновенными плотницкими гвоздями (ведь это ключевой первоэлемент его композиций). Пикассо, прошедший столько периодов, представлен в виде геометрически скомбинированного, «разъемного» яйца, внутри которого может таиться все что угодно. Дюшан — «куриным яйцом», но очищенным от скорлупы, фаянсовым. А «яйцо» Маяковского — снаряд, чугунная граната, стянутая по бокам стальным обручем. Начини такую порохом — и разнесет полмузея. Образы остальных — так же пластически точно выраженные поэтические метафоры.

Особо симпатичное свойство проекта Войченко и Цеслера — разыгранность акции, юмор, придающий ей динамизм. И здесь они предстают наследниками по прямой того же Марселя Дюшана, широко известного в народе тем, что когда-то подрисовал Моне Лизе усы. Лихо забрасывая в будущее яйца-капсулы, как мячи для регби, художники обставляют действо нешуточными церемониями почтового ритуала. Каталог выставки издан в виде конверта с вложенным в него письмом. На марках, погашенных штемпелем, авторы поместили собственные изображения — невозмутимые, как чеканные профили римских императоров на монетах. Обратный адрес отправителей предложено вычислить по использованию при изготовлении арт-объектов High Tech (высоких технологий конца ХХ века). А сваленные друг на друга в углу ящики-контейнеры с вполне интернациональной надписью «handle with care», окруженные привычным мусором, говорят о некотором сомнении в нашей способности «обращаться с осторожностью». Да что же нам все подсказывают? Это прямая провокация, господа! Брошенная перчатка заставляет мысленно составлять свой список посланцев, и с посильным участием каждого ширится и крепнет звездный отряд. А почему бы и нет? В вечности никому не тесно.

Значит, по-прежнему море волнуется, игра продолжается?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow