Сюжеты

ТОШНИТЕ В СУМОЧКУ!

Этот материал вышел в № 03 от 18 Января 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

ИЛИ РОБЕРТ ОЛТМЕН И ЕГО ЖЕНЩИНЫ Олтмен понимает толк в женщинах. И выстраивает в своем фильме экстравагантное дефиле женских характеров. Подтверждает славу антимифотворца. Снимает очередную черную комедию, ловко взбивая пену пародии чуть...


ИЛИ РОБЕРТ ОЛТМЕН И ЕГО ЖЕНЩИНЫ
       
       Олтмен понимает толк в женщинах. И выстраивает в своем фильме экстравагантное дефиле женских характеров. Подтверждает славу антимифотворца. Снимает очередную черную комедию, ловко взбивая пену пародии чуть ли не на все хрестоматийные мифы: стандарта семьи, классической кино-лавстори, драмы одинокого сердцееда...
       Вот сахарно-счастливая семья процветающего доктора «Т»: красавица жена Кейт, две очаровательные дочери, одна из которых без пяти минут невеста, да еще элегантная сестрица с тремя дочурками-милашками. Рай, да и только... Только совершенно перевернутый. Красавица жена заболевает странным нервным недугом, комплексом Гести, впав в детство и начисто отвергнув плотскую любовь. Отныне, по иронии судьбы, гинеколог обречен на семейное целомудрие. (Известно, что подобный психоз поражает лишь благополучных женщин, у которых все есть.) Как в Греции, есть все у всех населяющих фильм дамочек, разбрасывающих палантины по 10 тысяч долларов, уставших от «рутины» гольфа. Мы им глубоко сочувствуем. Теряя смысл жизни, сестрица спивается, одна из дочерей ищет остроту ощущений в экскурсиях по местам скандальных убийств: Леннона, Кеннеди. Другая дочь влюбляется в свою школьную подругу... Но большинство прекрасных дам, скользя по фильму «духами и туманами», находит успокоение лишь на приемах доктора «Т». Он — единственный и незаменимый, ибо замечает в отличие от их мужей, как они выглядят, как причесаны, как себя чувствуют. И вообще они еще что-то чувствуют? В клинике доктора «Т» они себя «чувствуют».
       Кроме гормональной терапии, им необходима терапия любви, хотя бы ее видимость. Если уж гинеколог считает, что все женщины уникальны, как не поверить?
       В этой битве за последнего романтика-гинеколога есть свои жертвы. Прямо в его приемной от подножки напомаженной старушенции получает сотрясение мозга одна из постоянных визитерш клиники. Ее ласково провожает вся приемная, участливо напутствуя бедняжку на носилках: «Тошните в сумочку!». Тошните в сумочку, и все будет хорошо!
       Олтмен чувствует себя в подобном содоме как в своей тарелке. Впрочем, точно так же комфортно он ощущал себя в сумасшедшем доме военного госпиталя в M.A.S.H, мафиозных разборках в «Канзас-Сити», криминальных страстях глубокой провинции Холли Спрингс в «Наследстве Куки».
       Под тем же снайперским олтменовским прицелом в «Прет-а-порте» оказался как на ладони, замкнутый до поры мир моды. И как всегда, язвительность автора присыпана легкой пудрой понимания и сочувствия.
       Каждый кадр фильма словно просвечен рентгеновским лучом по-стариковски хитроватого прищуренного взгляда автора. Вот он, хай-класс, о котором так любят читать домохозяйки в гламурных «Космополитенах», наивно доверяясь советам «экспертов» по налаживанию интимной жизни и бесконечному усовершенствованию нечеловеческой красоты своих читательниц. «Тошните в сумочку!» — заботливо советуют им журналы. И вы будете неотразимы! Героини фильма говорят, двигаются, интонируют именно так, как советуют эксперты.
       Скоротечный некроз общественных нравов не обличается с публицистическим запалом, а принимает музыкальную синкопированную форму ритм-н-блюза, любимый стиль сегодняшнего Олтмена. Он свингует с тем же неторопливым упоением, с каким отдавался джазу в знаменитом «Канзас-Сити» и року в «Нэшвиле».
       Для Ричарда Гира, уже не раз пробовавшего себя в роли врача, характер Трэвиса — счастливая находка. Профессия доктора становится причиной его особенного взгляда на вещи. Большинство крупных планов снято через коленки его пациенток. Здесь, в кабинете, решаются политические вопросы, плетется кружево светских бесед, интриг. Гинекологическое кресло как способ общения, а гинеколог как единственный друг. Вот главное ноу-хау доктора.
       Хотя, случается, и великий знаток женской души жестоко ошибается. Его привлекает единственная женщина, которая ничего от него не хочет... Рушится тщательно выстроенный замок собственных иллюзий. Разлетается в пух хрупкая, как карточный домик, жизнь: семья, свадьба дочери...
       Вот эпизод свадьбы, где вся атрибутика американской мечты преувеличена, покрыта лессировками и лаком... Тут тебе и белые лепестки роз, и прянично-нарядные гости, и малышки-херувимчики, и импозантный Гир в сером фраке, с достоинством ведущий к венцу красавицу дочь, утопающую в фате. И жених... Впрочем, жених — плюгавый, лопоухий очкарик — вызывающе недостоин всего показного великолепия. А из-под фаты несутся стрелами Амура искрометные взгляды, полные томления, к подружке невесты — неотразимой мраморно-постаментарной, как статуя Свободы, Лив Тайлор. Вот уж достойный объект любви и восхищения.
       И, пародируя десяток фильмов, в которых невеста убегает в финале прямо из-под венца к милому в шалаш, две влюбленные подруги несутся, подобрав платья, прямо через скамейки с гостями. А вслед летит по ветру фата — символ целомудрия.
       Кажется, начиная с этой сцены, неторопливое блюзовое течение картины взрывается (любимый прием Олтмена — рвать «бомбы» ближе к финалу фильма). Герой мчится к сюжетной кульминации под ливнем, в шикарной машине с разорванным верхом. «Кода» — рывок из пронафталиненной, залаченной, пропахшей дорогим парфюмом действительности американского истеблишмента к берегам Мексики. Бросок к свободе на берегу океана.
       Герой словно проходит через морок тяжкой болезни, ведущей к кризису, почти смерти и... выздоровлению. Катарсису. Ведь в пропасть отчаяния летит все, кроме самой жизни... А значит, профессия доктора «Т» по-прежнему востребована. И финалом фильма становится шокирующий сверхкрупный план родов в прибрежной хижине. Доктор извлекает из чрева мексиканки младенца.
       Да-да, подмигивает нам из-за кадра Олтмен. Конечно же, мальчика...
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera