СюжетыОбщество

БИБЛИОТЕКУ СПАСЛИ ОТ ПОЖАРА

Этот материал вышел в номере № 4 от 20 Января 2000 г.
Читать
Но книги никто не читает Есть среди журналистов удивительнейший персонаж. С одной стороны, по вторичным политическим признакам он смахивает на работника средств массовой информации, с другой — имеет все черты сановного вельможи. Как...

Но книги никто не читает

Е

сть среди журналистов удивительнейший персонаж. С одной стороны, по вторичным политическим признакам он смахивает на работника средств массовой информации, с другой — имеет все черты сановного вельможи. Как журналисту ему удаются эксклюзивы — например, именно ему Борис Николаевич интимно признался в сентябре 1996-го, что ложится на операцию по коронарному шунтированию сердца. Благо именно этот человек ранее активно участвовал в рекламной кампании Ельцина «Голосуй сердцем!» Именно по его распоряжению весной прошлого года страна увидела по государственному Российскому каналу скандальную пленку с «человеком, похожим на генерального прокурора». (Когда в свое время я спросил у председателя ВГТРК Михаила Швыдкого, зачем РТР это сделало, он мне ответил буквально следующее: «Да, мы сознаем, что напи€сали в библиотеке. Но тем самым мы спасли ее от пожара». Неплохой способ тушить огонь, не правда ли, господа пожарные?)

Как и пристало чиновнику высокого ранга, любителю быстрой езды с мигалкой на крыше служебного авто, его конек — различные законопроекты и указы, регламентирующие работу СМИ. Регламентирующие в сторону еще большего ограничения прав независимых газет, журналов, радиостанций и телеканалов. В частности, он автор госмедиахолдинга, созданного летом 1998-го — специально под президентские выборы 2000 года и подчиняющегося непосредственно администрации действующего президента

Д

умаю, многие догадались, о ком я веду речь. Это министр СМИ Михаил Лесин. Человек непростой биографии, оставивший в свое время ради поста первого заместителя председателя ВГТРК (с копеечной зарплатой) свой неплохо отлаженный рекламный бизнес в «Видео Интернэшнл» (злые языки, правда, утверждают, что на новом посту он его только приумножил, но это, вероятно, наветы).

Венцом административной деятельности Михаила Юрьевича стало создание летом 1999 года под себя Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, в журналистской среде именуемого «министерством правды», с 430 работниками центрального аппарата (без учета охраны и обслуги зданий), девятью заместителями (из них два первых) и коллегии из 17 человек. Новое министерство возникло из двух других госучреждений — Федеральной службы по телерадиовещанию (ее руководитель Михаил Сеславинский — ныне первый зам Лесина) и Государственного комитета по печати (его шеф Иван Лаптев отправлен в почетную отставку). Естественно, что к Минпечати отошло и имущество предшественников: помимо собственно зданий — 36 издательско-полиграфических комплексов, 29 полиграфических предприятий, 63 издательства, 8 предприятий книжной торговли, ВГТРК (а это около сотни региональных ГТРК), радиостанции «Орфей», «Голос России», «Маяк», Телевизионный технический центр, 6 различных НИИ, 9 образовательных учреждений и 11 предприятий, обеспечивающих функционирование отрасли.

Но главное в другом. Новый монстр присвоил себе столь широкие полномочия, кои и не снились советским чиновникам из Главлита или идеологического отдела ЦК КПСС. МинСМИ на сегодня «обеспечивает и разрабатывает государственную политику в области средств массовой информации и массовых телекоммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, вещания дополнительной информации, развития компьютерных сетей общего пользования, издательской полиграфической деятельности... Продумано все вплоть до таких мелочей, как «иной печатной продукции» — то есть, надо понимать, листовок, призывающих свергнуть того или иного политика.

Такой «большой Брат» из оруэлловского романа «1984», стоглазый Аргус, который сразу — в конце августа прошлого года — «прославился» приостановкой вещания Питерского телевидения. Яблоком раздора стала программа «Петербургский стиль», в которой была показана предвыборная акция «Правого дела» с издевательскими комментариями Александра Невзорова. Если учесть, что пиаром «Правого дела» занимались ребята из «Видео Интернэшнл», понятен гнев Лесина...

Не остался он в стороне и во время предвыборной парламентской гонки, которую сейчас называют одной из самых грязных в новейшей истории России. Михал Юрьич не стал стоять над схваткой, он смело ринулся в самую гущу информационной войны. Например, в начале октября, когда ОРТ развернуло настоящую травлю Лужкова, г-н Лесин пожал плечами и сказал, что «когда речь идет о взаимоотношениях двух людей, в данном случае Юрия Лужкова и Сергея Доренко, — это система их внутренних взаимоотношений». Мол, закон о СМИ в данном случае не позволяет ввести какие-то санкции в отношении ОРТ.

Позднее, когда Центризбирком вынес предупреждение ОРТ и ТВЦ за разнузданность в эфире, реакция тов. Лесина была совершенно определенной. Минпечати, по его словам, не усмотрело в программе Доренко никаких нарушений. В то же время 2 ноября министр печати встретился с руководителем «вражеского» третьего канала Константином Ликутовым и потребовал от него снять программу Александра Хинштейна «Секретные материалы». 3 декабря в интервью родному РТР Лесин с удовлетворением констатировал, что Юрий Лужков плохо держит удар, поскольку «вообще отвык от публичной критики в свой адрес». 25 декабря пригрозил всевозможными карами руководству Башкортостана, если оно не вернет на экраны программы Доренко и Сванидзе.

«Министр правды» отметился и в скандале с рекламным роликом Евгения Примакова. Напомню суть дела. Лидер ОВР обращался к избирателям, сидя в солидном кресле за дубовым столом. После того как представители Примакова передали этот ролик на ОРТ и РТР — для демонстрации в эфире, местные умельцы тут же нашли и то солидное кресло, и тот дубовый стол и сбацали в этом интерьере два абсолютно идентичных предвыборных обращения: Владимира Жириновского и Льва Убожко. После чего все три ролика стали пускать в одно и то же время — мол, какая разница между этими тремя «убожками»? Когда Примаков заявил, что речь идет о грязных методах освещения в СМИ некоторых кандидатов, Лесин, зачем-то встряв в конфликт, в ответ нагрубил академику, заявив, что деньги на этот злосчастный ролик «Отечество — Вся Россия» взяло не из предвыборных сумм. Сильный аргумент в заочном споре — что называется, «а у вас зато негров линчуют».

Отметился наш герой и на «маленькой победоносной» войне. Не без его стараний был создан Росинформцентр, основная задача коего — официальная, профильтрованная информация о происходящем в Чечне (Вспоминается Временный информационный центр, созданный в тех же целях правительством в начале прошлой чеченской войны, куда откомандировала меня «Новая газета». Впечатления незабываемые. О событиях в мятежной республике сотрудники ВИЦ и соответственно аккредитованные журналисты узнавали последними). На этот раз доступ в районы боевых действий получили только лояльные исполнительной власти СМИ. Западным журналистам и нелояльным вход запрещен (правда, те, кто хочет туда попасть, проникают — всего за $1000, которые отстегиваются на ингушско-чеченской границе).

Словно легендарный покоритель турок в войне 1877—1878 годов генерал Скобелев, стоял Михал Юрьич в новогоднюю ночь рядом с и. о. президента, который, видимо, олицетворяя Александра II, раздавал награды доблестным и замерзшим воинам. Картина, достойная кисти Василия Верещагина. Непонятным осталось только, зачем министр по делам печати присутствовал на этой церемонии. Не для пиара же нового главы государства?

Вообще «министр правды» отличается кипучей энергией. Еще до вручения наград, 28 декабря, у Путина состоялось совещание по Интернету, куда были приглашены все руководители основных сетевых СМИ. Присутствующим сообщили, что готово Положение, по которому их детища приравнены к обычным СМИ, и теперь они должны зарегистрироваться в Минпечати. Причем средством массовой информации предлагается считать любые информсообщения и материалы, «если производится их полное или частичное обновление не реже раза в год». Дальше — больше. «С момента введения в действие Положения о порядке регистрации сетевых СМИ российские граждане и организации, использующие Интернет для распространения продукции СМИ, обязаны зарегистрировать эти СМИ до 30 июня 2000 года». Для справки: практически все сетевые СМИ уже имеют регистрацию Минпечати. И, следовательно, речь идет о лицензии, которая будет отзываться сразу же после того, как чиновникам от печати что-то не понравится в той или иной статье. «Министерству связи и информатизации разработать до 31 марта 2000 года порядок, по которому операторы связи, оказывающие услуги по доступу в Интернет, прекращают или приостанавливают оказание соответствующих услуг клиентам, деятельность которых прекращена или приостановлена в соответствии с законом о СМИ, или вещающим без государственной регистрации». Таким образом, теперь в России Интернет — не свободное информационное пространство, не принадлежащее ни государству, ни отдельным гражданам (хотя бы в силу своей глобальности), доступ в который никто не может ограничить, а банальное СМИ, на которое есть крепкая узда в виде «министерства правды», которое зорко следит за тем, чтобы никто не получал больше той информации, каковая ему отмерена. Не случайно с Нового года МГТС больше не выделяет новых линий провайдерам.

Сии нововведения Интернетом не ограничиваются, а распространяются на остальные СМИ. В недрах Минпечати готовится проект о лицензировании бумажных газет и журналов. Все это, повторяю, помимо обязательной регистрации издания. Та же судьба может постигнуть и издательства. Для электронных СМИ — своя удавка. 14 января главжурналист объявил о новых тарифах для телекомпаний. До сих пор ОРТ, РТР и НТВ как федеральные каналы платили связистам по льготному тарифу, который в 6 раз меньше коммерческого. Теперь все будут платить по единому тарифу, который в 2,3 раза превышает государственный. Таким образом, государственные каналы и НТВ будут платить больше, а коммерческие — меньше, чем до сих пор. При этом надо отметить, что даже при льготном тарифе у госканалов и НТВ образовалась немаленькая задолженность перед связистами.

Конечно, Лесин заверил широкую общественность, что отключать за долги никого не станут. Но возникает вопрос: а какой смысл тогда уравнивать платежи, если платить за это вовсе не обязательно? К тому же из недавней истории мы знаем, что банкротство ОРТ и РТР государство вовремя предотвратило, перечислив им через Внешэкономбанк нужную сумму американских дензнаков. В то время как тот же Внешэкономбанк грозил «Медиа-Мосту» арестом имущества. Интересно, что в конце прошлого года президент «Видео Интернэшнл» и старый друг Лесина Юрий Заполь вдруг перестал сотрудничать с «Медиа-Мостом» и заключил контракт с медиахолдингом Березовского — ОРТ и ТВ-6 плюс РТР и СТС. Для Гусинского это сильный удар по его электронным СМИ, живущим за счет рекламы: НТВ, ТНТ, «Эхо Москвы», главный редактор которого Алексей Венедиктов был вызван того же 14 января на беседу к Лесину. Последний поставил под сомнение правомерность выхода в эфир 13 января Мовлади Удугова и предупредил об ответственности за дальнейшую программную политику радиостанции.

Впрочем, двойные стандарты уже давно никого не смущают. Все понимают, что делается все, чтобы, разделавшись с отдельными не зависимыми от Кремля СМИ, собрать «оставшихся в живых» в единый мощный кулак. Способный, как в незапамятном 1996-м, единогласно агитировать за нужного власти кандидата.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow