СюжетыОбщество

ДЕТСКОЕ МЫЛО БЕСБАШЕННОЕ

Этот материал вышел в номере № 6 от 27 Января 2000 г.
Читать
Кино должно быть рассчитано. Но не на зрителя? В очередной раз мы решили «порвать» Запад. А то что же это получается — у них «Элен и ребята», а у нас дальше, чем «Ребятам о зверятах», дело не идет. Отечественные пионеры и школьники...

Кино должно быть рассчитано. Но не на зрителя?

В

очередной раз мы решили «порвать» Запад. А то что же это получается — у них «Элен и ребята», а у нас дальше, чем «Ребятам о зверятах», дело не идет. Отечественные пионеры и школьники взрослеют темными и непросвещенными. «Это ли не безобразие», — подумал бывший актер Игорь Шавлак и решил снять школьникам кино.

Так родилось двадцатичетырехсерийное детское «мыло» под названием «Будем знакомы», которое школьники имеют возможность лицезреть на канале ТВ-Центр после занятий. Пять раз в неделю.

Когда затевается общее дело, обычно существует единая цель, к достижению которой стремятся все стороны. На этот раз цели у всех сторон были разные. Продюсер стремился подешевле да побыстрее изготовить продукт и подороже его продать, а режиссер — материализовать творческую фантазию, которая, в свою очередь, упрямо не ложилась в концепцию сценаристов.

Получилась классическая утопия в духе дедушки Чернышевского. Идеальные студенты учатся на абстрактном журфаке, не пьют, не курят, «торчат» исключительно на соке в барах. Все негодяи ходят исключительно в кожаных штанах, а девушки, не напрягаясь, забегают за обновкой в ближайший бутик — ленинская стипендия, видимо, позволяет. (На вопрос, откуда у студентов такие немаленькие деньги, режиссер ответил так: «Откуда вы знаете, может, она ночью в «Макдоналдсе» подрабатывает». Судя по финансам, работает двойным гамбургером с чизом.)

В холле мифического института не бычки и плевки, а многоэтажный аквариум с рыбками. Соцреализм по полной программе!

Все съемки велись в помещении Московского института путей сообщения. Студентов играли профессиональные актеры.

Идея сделать съемочную площадку из реального журфака МГУ и снимать настоящих студентов была, но от нее очень быстро отказались. «Зачем мешать учебному процессу», — говорит Игорь Шавлак. «Возникали большие организационные трудности», — утверждает продюсер.

И правда, к чему такие мучения — ведь если снимать настоящее студенчество, оно получится какое-то слишком живое. И не фотогеничное. Студенты реального журфака курят не только сигареты, пьют явно не сок. К тому же на Моховой нет аквариума, все стены обклеены этикетками «Столичная» и «777», а на старинной балюстраде выведена надпись «Олег Газманов — дурилка картонная».

Учащиеся же идеального журфака без ума от Левкина и «Стрелок». Режиссер не отрицает того, что это обыкновенная конъюнктура. Не важно, что нормального студента от такой музыки тошнит, зато основные зрители «мыла» — пионеры и школьники — очень падки на попсу.

Вот такой розовый мир чудес, растянувшийся на 24 серии, предстает перед будущими студентами высших учебных заведений.

Возникает искренняя жалость к школьникам, которые годика через два-три круто обломаются, когда поймут, что вуз — это отнюдь не место концентрации «розовых соплей», а организация, живущая по «закону джунглей», а журналистика — не столько четвертая власть, сколько вторая древнейшая профессия.

Сам же режиссер Игорь Шавлак по этому поводу совершенно не переживает и твердо настаивает на своей позиции: «Есть правда жизни, а есть правда кино. Я считаю, что искусство кино должно быть примером для подражания. Пусть то, что мы показываем, — утопия. Революция тоже была утопией, однако 70 лет все же продержались. Стремление к совершенству — это не есть плохо. Мы сознательно уходили от реальности. Мне кажется, вокруг и без того хватает специальных программ, призванных демонстрировать жесткую реальность, взять хотя бы тот же «Дорожный патруль». Я не пытался создать документальный фильм — моей целью было сделать хорошее кино».

При упоминании «Элен и ребят» Игорь брезгливо морщится. «Беверли Хиллз»? Это уже ближе. Создавая фильм, мы скорее ориентировались на фильм «Большая перемена». Это старое доброе кино, которое, заметьте, тоже не очень-то похоже на реальность. Ну и что — до сих пор все смотрят и любят.

«Будем знакомы» — комедийная мелодрама. И пусть многое там преувеличено и приукрашено, я не считаю, что это недостаток. И вообще я романтик. Могу сказать одно — мне за это кино не стыдно».

По словам режиссера, последнее решение во всех вопросах всегда оставалось за ним. С его же легкой руки после пяти пилотных серий отказались от услуг сценаристов, и дальнейший сценарий он писал сам.

Сам Шавлак не очень хотел говорить об этом.

Один из сценаристов Денис Карышев так откомментировал ситуацию: «Изначально было трое сценаристов — Олег Сироткин, Светлана Феоктистова и я. Снимать на журфаке, безусловно, было бы лучше, но продюсер хотел снять быстрее. К тому же было не так много средств. По мнению продюсера Рубена Дшидшияна, работа с непрофессиональными актерами, присутствие лишних людей на съемочной площадке и переговоры с МГУ отняли бы очень много сил и времени. Поэтому пришлось снимать абстрактный журфак в абстрактном вузе. То, что получилось, с реальностью имеет очень мало общего. Мне кажется, это основной минус сериала. Думаю, так получилось также из-за того, что в силу разного возраста (нам под тридцать, режиссеру под сорок) у каждого был свой взгляд на студенчество. И получился какой-то гибрид — не наше время, не современность, а что-то среднее, мало похожее на реальность. Я могу утверждать это с полной уверенностью — моя жена закончила журфак МГУ.

Мы делали первые пять-шесть пилотных серий, потом возникли разногласия. Мы писали развлекательный сценарий. Но режиссер все время стремился сделать сериал проблемным. В результате он получился проблемным без проблем. Дальше мы уже не работали, и все остальное додумывал сам режиссер. Я считаю, что это не очень правильно, особенно, если это не совсем умеешь.

Мы рассчитывали на людей, которым еще далеко до студентов. И главной нашей целью было их развлечь. В лучшем случае школьники должны смеяться над смыслом, в худшем — над тем, как снято. В любом случае им весело».

Денис считает, что то, что в результате получилось, абсолютно неконкурентоспособно: «Нам нужны свои сериалы, хорошие и разные. Но проблема в том, что у нас никто не умеет их снимать. Особенно это касается тех сериалов, которые снимаются не по одной серии, как «Менты», а связным сюжетом».

В провале сериала никто не признается. Но вопрос о том, окупаются ли 150 000 условных единиц, затраченных на производство сериала, для продюсера Рубена Ливоновича был явно неприятен: «Вы же знаете, что такие вещи окупаются не сразу».

Если «мылу» все же удастся отмыть деньги, возможно, будет сниматься продолжение. Если нет — ребятам с нашего двора, видимо, придется любоваться двором забугорным. Может, это и к лучшему. У них, во всяком случае, снимать сериалы умеют.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow