Сюжеты

ДЕТСКОЕ МЫЛО БЕСБАШЕННОЕ

Этот материал вышел в № 6 от 27 Января 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Кино должно быть рассчитано. Но не на зрителя? В очередной раз мы решили «порвать» Запад. А то что же это получается — у них «Элен и ребята», а у нас дальше, чем «Ребятам о зверятах», дело не идет. Отечественные пионеры и школьники...


Кино должно быть рассчитано. Но не на зрителя?
       
       В очередной раз мы решили «порвать» Запад. А то что же это получается — у них «Элен и ребята», а у нас дальше, чем «Ребятам о зверятах», дело не идет. Отечественные пионеры и школьники взрослеют темными и непросвещенными. «Это ли не безобразие», — подумал бывший актер Игорь Шавлак и решил снять школьникам кино.
       Так родилось двадцатичетырехсерийное детское «мыло» под названием «Будем знакомы», которое школьники имеют возможность лицезреть на канале ТВ-Центр после занятий. Пять раз в неделю.
       Когда затевается общее дело, обычно существует единая цель, к достижению которой стремятся все стороны. На этот раз цели у всех сторон были разные. Продюсер стремился подешевле да побыстрее изготовить продукт и подороже его продать, а режиссер — материализовать творческую фантазию, которая, в свою очередь, упрямо не ложилась в концепцию сценаристов.
       Получилась классическая утопия в духе дедушки Чернышевского. Идеальные студенты учатся на абстрактном журфаке, не пьют, не курят, «торчат» исключительно на соке в барах. Все негодяи ходят исключительно в кожаных штанах, а девушки, не напрягаясь, забегают за обновкой в ближайший бутик — ленинская стипендия, видимо, позволяет. (На вопрос, откуда у студентов такие немаленькие деньги, режиссер ответил так: «Откуда вы знаете, может, она ночью в «Макдоналдсе» подрабатывает». Судя по финансам, работает двойным гамбургером с чизом.)
       В холле мифического института не бычки и плевки, а многоэтажный аквариум с рыбками. Соцреализм по полной программе!
       Все съемки велись в помещении Московского института путей сообщения. Студентов играли профессиональные актеры.
       Идея сделать съемочную площадку из реального журфака МГУ и снимать настоящих студентов была, но от нее очень быстро отказались. «Зачем мешать учебному процессу», — говорит Игорь Шавлак. «Возникали большие организационные трудности», — утверждает продюсер.
       И правда, к чему такие мучения — ведь если снимать настоящее студенчество, оно получится какое-то слишком живое. И не фотогеничное. Студенты реального журфака курят не только сигареты, пьют явно не сок. К тому же на Моховой нет аквариума, все стены обклеены этикетками «Столичная» и «777», а на старинной балюстраде выведена надпись «Олег Газманов — дурилка картонная».
       Учащиеся же идеального журфака без ума от Левкина и «Стрелок». Режиссер не отрицает того, что это обыкновенная конъюнктура. Не важно, что нормального студента от такой музыки тошнит, зато основные зрители «мыла» — пионеры и школьники — очень падки на попсу.
       Вот такой розовый мир чудес, растянувшийся на 24 серии, предстает перед будущими студентами высших учебных заведений.
       Возникает искренняя жалость к школьникам, которые годика через два-три круто обломаются, когда поймут, что вуз — это отнюдь не место концентрации «розовых соплей», а организация, живущая по «закону джунглей», а журналистика — не столько четвертая власть, сколько вторая древнейшая профессия.
       Сам же режиссер Игорь Шавлак по этому поводу совершенно не переживает и твердо настаивает на своей позиции: «Есть правда жизни, а есть правда кино. Я считаю, что искусство кино должно быть примером для подражания. Пусть то, что мы показываем, — утопия. Революция тоже была утопией, однако 70 лет все же продержались. Стремление к совершенству — это не есть плохо. Мы сознательно уходили от реальности. Мне кажется, вокруг и без того хватает специальных программ, призванных демонстрировать жесткую реальность, взять хотя бы тот же «Дорожный патруль». Я не пытался создать документальный фильм — моей целью было сделать хорошее кино».
       При упоминании «Элен и ребят» Игорь брезгливо морщится. «Беверли Хиллз»? Это уже ближе. Создавая фильм, мы скорее ориентировались на фильм «Большая перемена». Это старое доброе кино, которое, заметьте, тоже не очень-то похоже на реальность. Ну и что — до сих пор все смотрят и любят.
       «Будем знакомы» — комедийная мелодрама. И пусть многое там преувеличено и приукрашено, я не считаю, что это недостаток. И вообще я романтик. Могу сказать одно — мне за это кино не стыдно».
       По словам режиссера, последнее решение во всех вопросах всегда оставалось за ним. С его же легкой руки после пяти пилотных серий отказались от услуг сценаристов, и дальнейший сценарий он писал сам.
       Сам Шавлак не очень хотел говорить об этом.
       Один из сценаристов Денис Карышев так откомментировал ситуацию: «Изначально было трое сценаристов — Олег Сироткин, Светлана Феоктистова и я. Снимать на журфаке, безусловно, было бы лучше, но продюсер хотел снять быстрее. К тому же было не так много средств. По мнению продюсера Рубена Дшидшияна, работа с непрофессиональными актерами, присутствие лишних людей на съемочной площадке и переговоры с МГУ отняли бы очень много сил и времени. Поэтому пришлось снимать абстрактный журфак в абстрактном вузе. То, что получилось, с реальностью имеет очень мало общего. Мне кажется, это основной минус сериала. Думаю, так получилось также из-за того, что в силу разного возраста (нам под тридцать, режиссеру под сорок) у каждого был свой взгляд на студенчество. И получился какой-то гибрид — не наше время, не современность, а что-то среднее, мало похожее на реальность. Я могу утверждать это с полной уверенностью — моя жена закончила журфак МГУ.
       Мы делали первые пять-шесть пилотных серий, потом возникли разногласия. Мы писали развлекательный сценарий. Но режиссер все время стремился сделать сериал проблемным. В результате он получился проблемным без проблем. Дальше мы уже не работали, и все остальное додумывал сам режиссер. Я считаю, что это не очень правильно, особенно, если это не совсем умеешь.
       Мы рассчитывали на людей, которым еще далеко до студентов. И главной нашей целью было их развлечь. В лучшем случае школьники должны смеяться над смыслом, в худшем — над тем, как снято. В любом случае им весело».
       Денис считает, что то, что в результате получилось, абсолютно неконкурентоспособно: «Нам нужны свои сериалы, хорошие и разные. Но проблема в том, что у нас никто не умеет их снимать. Особенно это касается тех сериалов, которые снимаются не по одной серии, как «Менты», а связным сюжетом».
       В провале сериала никто не признается. Но вопрос о том, окупаются ли 150 000 условных единиц, затраченных на производство сериала, для продюсера Рубена Ливоновича был явно неприятен: «Вы же знаете, что такие вещи окупаются не сразу».
       Если «мылу» все же удастся отмыть деньги, возможно, будет сниматься продолжение. Если нет — ребятам с нашего двора, видимо, придется любоваться двором забугорным. Может, это и к лучшему. У них, во всяком случае, снимать сериалы умеют.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera