СюжетыОбщество

КОМИКСЫ ИЗ ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ

Этот материал вышел в номере № 7 от 31 Января 2000 г.
Читать
В выходные пыталась смотреть телевизор. Никак не могу избавиться от этой вредной привычки. Все другие — алкоголь, курение, сладкое, вранье или жвачка во рту — мною преодолены. Телевидение в его теперешнем образе может казаться угрозой...

В

выходные пыталась смотреть телевизор. Никак не могу избавиться от этой вредной привычки. Все другие — алкоголь, курение, сладкое, вранье или жвачка во рту — мною преодолены. Телевидение в его теперешнем образе может казаться угрозой выживанию человеческого вида. Кроме ситуации в Чечне, от которой сердце кровью обливается, кроме стихийных бедствий и прогноза, — все остальное нужно приспособиться смотреть, ну, как научно-популярный канал «Discovery» (жаль, что в моем телевизоре его нет). Ведь если всерьез относиться к доренкам, например, или к бесконечным угадываниям букв и мелодий, то можно потерять всякое здоровье и уж точно сойти с ума. Пропасть ни за что. Доренко — это комиксы, вся политика — это комиксы, так это и стоит воспринимать. А моя задача — всего лишь посмотреть телевизор.

Предлагаю его смотреть как доказательство новейшего этапа естественного для кого-то (для меня — неестественного) отбора.

Существует такая интересная наука — этология — о нравах и обычаях животных. Еще один способ понять себя. В сущности у нас, «людей разумных», была одна прапрабабушка, жившая в Африке лет этак двести тысяч назад. Человек рождается с программой поведения, унаследованной от далеких предков, «выстраданной и проверенной в несметном числе поколений...», живет, сам того не ведая, следуя сложным, отобранным инстинктам, влюбляясь, ревнуя или делая карьеру.

Мы не знаем, что муравьи хоронят умерших товарищей. Птицы вяжут узлы инстинктивно, а хирурги и моряки лишь повторяют это природное умение. В нас работают программы хищников и их жертв. С этой точки зрения вся телевизионная агрессия, суета, рейтинги, травля или дебаты, автократия (присущая, кстати, гориллам), ток-шоу по половым признакам являются ничем иным, как наследием биологической природы — по Дарвину, как бы в это не хотелось верить. К сожалению, наше подсознание определяет бытие, в том числе и отраженную в телевизоре реальность.

Выбрав, например, символом своей политической партии крупного хищного зверя (медведя), человек инстинктивно надеялся на защиту и победу. К тому же медведь — животное территориальное. А, скажем, аист — семейное.

Тогда и все наши «игры» — борьбу за власть, за выживание, наши привязанности, наш выбор можно интерпретировать как закон природы. И тогда не так уж страшно, а даже познавательно смотреть телевизор.

«Иерархи стадных обезьян никогда не делятся с самцами тем, что добыли сами, своим трудом. Они раздают отнятое у других, причем то, что оказалось не нужным самим... При кочевом образе жизни все, что не смог сожрать и спрятать за щеку, приходится или бросать, или «распределять». Одаривают «шестерок» и самых униженных попрошаек, зачастую по нескольку раз вручая и тут же отбирая подачку. Эта процедура — не забота о ближнем, а еще один способ дать другим почувствовать свое иерархическое превосходство».

Это из замечательной книги доктора биологических наук И. Р. Дольника «Вышли мы все из природы», которую я рекомендую прочесть.

А телевидение?.. Меня очень смешит программа «Голая правда», но про это ваша газета уже писала. А я по телевизору в основном смотрю фильмы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow