СюжетыОбщество

ПЕРЕКУЕМ МЯЧИ НА ОРАЛО?

Этот материал вышел в номере № 7 от 31 Января 2000 г.
Читать
Война футбольных болельщиков грозит выплеснуться в гражданскую ...Flint's Crew, Red-blue Warriors, Blue-White Dinamite, Nevsky Front, Mad Butchers... Мощнейшие фанатские группировки, абсолютно не похожие на безобидных футбольных...

Война футбольных болельщиков грозит выплеснуться в гражданскую

…Flint's Crew, Red-blue Warriors, Blue-White Dinamite, Nevsky Front, Mad Butchers… Мощнейшие фанатские группировки, абсолютно не похожие на безобидных футбольных болельщиков времен мирного застоя. Маленькие армии со своими генералами, сержантами и рядовыми. В каждой — свой спецназ, своя разведка и свои «службы тыла». От ста до полутысячи бойцов в каждой да еще полторы-две тысячи готовых вступить в бой сочувствующих.

Днем они почти незаметны. Единственное, что выделяет их из безликой московской толпы, — клубные шарфы-«розетки» и тяжелая армейская обувь. С виду — обычная молодежь. Преображаются они на трибунах стадионов. Футбольный марш звучит для них призывом в атаку.

20 октября 1999 года болельщики, пришедшие на матч московского «Спартака» и французского «Бордо», на одной из лестниц трибуны «С» увидели лежащие гвоздики. Мало кто из болельщиков знал, в честь чего эти цветы. Было ясно, что не по случаю какого-нибудь праздника.

Эти гвоздики плакали. Плакали о погибших ровно 17 лет назад болельщиках. Тогда, 20 октября 1982 года, во время кубкового матча «Спартака» с голландским «Хаарлемом» из-за несогласованных действий милиции погибло более шестидесяти болельщиков. Это по официальным данным. По неофициальным — около 120... Трагедия такого масштаба должна была на десятки лет объединить все противостоящие тогда фанатские группировки.

Этого не случилось. Кровь на секторах, в парках около стадионов льется по сей день. Довольно безобидные драки восьмидесятых сменили настоящие битвы с многочисленными жертвами.

Все чаще фанаты в «махачах» кулаки и свое извечное оружие — ремни-«пряги» заменяют более весомыми «аргументами» — бутылками, железными прутьями арматуры, заточками. Результат — десятки пробитых голов, выбитых глаз, сломанных конечностей.

Фанаты второй половины девяностых бьются с особым рвением. Даже сейчас, когда до открытия футбольного сезона почти два месяца, радикальные болельщики регулярно схватываются в массовых побоищах. Бьется неуправляемая молодежь, выросшая в мире, где насилие стало обыденностью, а безудержная агрессивность — лучший способ заработать авторитет. Умеренных «стариков» они больше не слушают.

Чтобы выяснить, что происходит сейчас с российским фандвижением, и хоть как-то ослабить противостояние между суппортерами, «Новая газета» обратилась к наиболее авторитетным лидерам радикальных болельщиков московских футбольных клубов.

— Футбольный фанатизм всегда был опасным хобби. Были ли на вашей памяти погибшие в результате массовых побоищ между фанатскими группировками?

Представители динамовских суппортеров отказались от беседы на эту тему.

Евгений, «пресс-атташе» торпедовской торсиды:

—У нас погибших нет. Но за последний год серьезно пострадали около тридцати человек.

Амир «Профессор», один из лидеров спартаковского фандвижения:

— У нас никто не ведет статистики погибших и покалеченных фанатов. Это просто невозможно. Да и незачем. Большинство подобных сведений приходит в виде слухов, которые бо€льшей частью не подтверждаются. За три последних года погибло 2—3 человека.

Черным днем в истории спартаковского фандвижения стала трагедия во время матча красно-белых с голландским «Хаарлемом». До сих пор точно неизвестно, сколько человек погибло на той злополучной трибуне: от 66 до 120. Было запрещено хоронить фанатов рядом — боялись, что соратники устроят мемориал.

Андрей, лидер Red-BLUE WARRIRS:

— На моей памяти непосредственно от фанатизма погибли только два человека. В 1986 году скончался раздавленный машиной суппортер по кличке Шум. В 1987-м, спасаясь от московских болельщиков, под колеса поезда попал литовский фанат.

Но, к сожалению, вполне вероятно, что в ближайшее время список погибших пополнится. Наша торсида принципиально никогда не использовала в драках ничего, кроме кулаков и ремней. Этого нельзя сказать о фанатах «Спартака». Первый раз они применили заточенную арматуру в 1998 году во время «махача» в Петровском парке. Дальше — больше. Полный беспредел красно-белые устроили 12 декабря прошлого года на RBW-пати (вечеринке RED-BLUE WARRIORS — крупнейшей фанатской группировки армейцев).

Тогда около семидесяти спартаковцев с острыми арматуринами и заточками после массированной бомбардировки пивными бутылками напали на стоящих у входа красно-синих суппортеров. Мы отбились, но очень серьезно пострадало около двадцати человек, одному из армейцев пробили грудь заточенной отверткой.

Теперь попробуйте объяснить молодому фанату, что арматура или нож — это не есть хорошо. Против лома нет приема. Мы же не можем просто так стоять и смотреть, как нас режут. Уверен, что многие армейцы сейчас пересматривают свое отношение к оружию в драке. И тогда фанатизм будет развиваться по польскому варианту и завершится английским. Поясню. В Польше фанаты дрались досками, в которые были забиты гвозди, и ножами, а в Англии провели тотальный судебный процесс и большинство лидеров группировок посадили. Ни первого, ни второго крайне не хочется.

Если же вам кажется, что я сгущаю краски, то вы ошибаетесь. Сразу после RBW-пати мне позвонили лидеры фанатов «Зенита» и заявили: «На «Спартак» мы с голыми руками больше приезжать не будем».

Можно понимать это как начало войны. Минимальное количество погибших в массовых побоищах между фанатскими группировками объясняется только тем, что в руках у радикальных болельщиков не было «подручных остро заточенных средств». Конечно, после таких драк у десятков суппортеров были травмы, иногда очень серьезные, но не было трупов. А теперь представьте себе, что сойдутся 500 вооруженных ножами человек…

— У фанатских торсид довольно странная структура. Каждая состоит из нескольких группировок, в которых есть свои авторитетные суппортеры. С их мнением считаются, но не всегда подчиняются. Но все-таки: могут ли лидеры фанатских группировок, договорившись, запретить кровавые побоища? Амир «Профессор»:

— Остановить драки между фанатами невозможно. Они были, есть и будут.

Представители почти всех фангруппировок в свое время пытались несколько ослабить или вообще запретить «аргументы». Сделать противостояние мягче. Но бесполезно. Это как гражданская война — у каждого своя правда. Красно-белая, красно-синяя, бело-голубая, зеленая, черная.

Поэтому лидерам просто невозможно запретить «махачи». Любой молодой фанат на требование быть посмирнее ответит: «Слушай, старик, если ты наездился и отмахался, отойди в сторонку и не мешай нам». Главная задача лидеров — убрать из рук молодых все это дерьмо вроде заточек, арматурин и прочего.

Не стоит говорить о пресловутом кодексе чести фаната. Его нет. Вернее, он есть, но в нем всего одна запись: «Настоящий фанат ни при каком раскладе не должен обращаться в правоохранительные органы». И все.

Милиция не в состоянии нормально урегулировать отношения между фанатскими группировками. Обычно ее вмешательство приводит к еще большим жертвам. С этим согласны практически все суппортеры. Амир «Профессор»:

— За последний год было несколько случаев произвола в отношении фанатах. Естественно, это битва омоновцев с болельщиками в Раменском. В Воронеже совсем недавно на хоккейном матче инициаторами и самыми активными участниками драки на трибунах были местные милиционеры. Одного из спартаковских суппортеров работники органов затащили под лестницу и избили до такой степени, что едва не сломали ему шею.

Но, несомненно, самое страшное происходило в Нижнем Новгороде. Там разгоняет фанатов даже не ОМОН, а охраняющий местные тюрьмы спецназ. По жестокости они превосходят всех. Если не удается отметелить фанов на трибуне, то спецназ отыгрывается за пределами стадиона. После матча с нижегородским «Локомотивом» около восьмидесяти юных болельщиков были задержаны и доставлены в тамошнее отделение милиции. «Автозаки» с юными фанами остановились в двадцати пяти метрах от здания «правоохранителей». Выстроилась двойная цепь. Фанатов выкидывали из «автозаков», и пока они пробегали двадцатипятиметровый спринт, спецназ их избивал.

Причем очень грамотно. Не как попало. У них своего рода разделение труда — один бьет дубинкой по спине, другой — по ногам, третий — по ягодицам и так далее. Практически все подтверждено видеосъемками и фотоснимками.

Понимаете, милиции невыгодно, чтобы на трибунах было тихо и спокойно. Ей просто необходимо оправдать свое массированное присутствие на стадионах.

Помните, как в «Интердевочке»: «Если бы вам хотелось нас убрать, то вы бы за два дня очистили всю Москву, отправив нас в солнечный Магадан». Так и с фанами. Если их гоняют — значит, это кому-нибудь нужно. Только карательными акциями не поможешь.

Сейчас все очень близко к некоему подобию партизанской войны с внутренними войсками. А регулярная армия никогда не выиграет войну у партизан.

Нужны примеры — пожалуйста. Полиция Великобритании выявила и «нейтрализовала» (не знаю что это значит в понимании жителей туманного Альбиона) около 250 самых рьяных фанатов. Если вы думаете, что это помогло, то глубоко ошибаетесь. Акты вандализма и драки в Великобритании продолжаются.

С другой стороны, милиция не может наказать фанатов иначе как дубинкой. На моей памяти очень мало болельщиков, у которых были бы серьезные проблемы с правоохранительными органами. Крайне тяжело доказать причастность к тому или иному правонарушению. Любой адвокат с легкостью развалит дело «о превышении самообороны» во время фанатского «махача».

Андрей:

— Здесь я не могу не согласиться с «Профессором». Во многом он прав. Одно время до меня доходила информация, что на фанах правоохранительные органы отрабатывают штатные ситуации. Но сотрудничать с милицией можно. Пример: на нашем стадионе на Песчаной улице никогда не возникало никаких проблем.

Предстоящий футбольный сезон обещает стать одним из самых кровавых за всю историю российского фандвижения. Стало модно быть жестоким и безжалостным к противнику. Если «мочить» — то «мочить» до конца и без лишних разговоров. Если нет врага, то его надо найти, пусть даже среди своих соотечественников. Разве можно ждать терпимости от молодежи, если власть подает пример жестокости?

Противостояние между фанатами поступательно переходит в настоящую войну. Лидеры московских торсид не в состоянии образумить своих менее авторитетных «коллег». Радикальные болельщики уже давно ведут активные боевые действия против провинциальной милиции, отвечая ударом на удар. Россию ждет очередная пусть маленькая, но война.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow