Сюжеты

«ВНУКОВСКИЕ», «СОЛНЦЕВСКИЕ», «ДОМОДЕДОВСКИЕ»...

Этот материал вышел в № 9 от 07 Февраля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Кто победит в битве за аэропорты? Последние два месяца в прессе — в очень серьезных газетах — шел обстрел аэропорта «Домодедово». Если вы этого не заметили, то, видимо, потому, что не стали читать: писаны антидомодедовские материалы...


Кто победит в битве за аэропорты?
       
       Последние два месяца в прессе — в очень серьезных газетах — шел обстрел аэропорта «Домодедово». Если вы этого не заметили, то, видимо, потому, что не стали читать: писаны антидомодедовские материалы энергично, но нудновато, как будто кто-то методично долбится в сейф с деньгами. (Кстати, забавное совпадение — инициалы авторов, как бы они ни подписывались, всегда «А. В.»; есть еще в природе загадки для пытливых умов.)
       Может, и вмешиваться бы не стоило: достойная гражданская позиция в отношении любых и всяких московских аэропортов ясна и проста — плевать на них прозрачной слюной, лишь бы работали. Но расписавшиеся в последние месяцы «А. В.», как один, попутно задели одну нехорошую дребезжащую струну. Так что хочешь не хочешь, а надо высказаться

       
       Суть дела вообще-то в том, что Мингосимущество и Федеральная служба воздушного транспорта (ФСВТ) решились наконец объединить московские аэропорты в единую сеть, ибо только так можно конкурировать с Западом; конкуренция в этой сфере в мире идет уже именно между сетями портов, между аэрокомплексами, а наши все еще воюют отдельными аэропортами, да и то между собой. Так что, наверное, объединение и монополия в данном случае — это правильно. Не буду, впрочем, строить из себя крутого знатока вопроса, хотя это и первое дело для журналиста, тем более что никто, в том числе и все как один «А. В.», не оспаривает нужности объединения. Вопрос здесь другой: кто под кого? Вышеупомянутые чиновники вроде бы склонились к тому, что все — а для начала «Внуково» и «Шереметьево» — должны объединиться под эгидой «Домодедова» как наиболее продвинутой и надежной фирмы.
       После чего, собственно, и начался отстрел. Он не мог не начаться, как вы понимаете.
       
       Лирическое отступление. Сидеть на утке — дело вообще-то возрастное, не всякому пропишут. И только пресса предоставляет такую возможность всем своим читателям без исключений. В этом есть и здоровое зерно. Во-первых, даже одностороннюю информацию можно считать борьбой мнений. Во-вторых, что радует, материалы, кажется, не иссякают (стоит с утра полистать газеты); а это значит, что в прессу все-таки верят, прессу признают и прессе таки платят: невидимые миру финансовые шлюзы работают безостановочно.
       Однако! Есть грань, которую переходить неприлично, да и просто мерзко. А именно это мы и наблюдаем в нашем случае.
       Излагаю вам механическим голосом сведения (известные, кажется, и школьнику, не говоря уж о журналистах) об аэропорте «Внуково», в поддержку которого, собственно, и высказываются хором все как один «А. В.».
       Итак, с начала 80-х солнцевская группировка взяла контроль над «Внуковом» — рэкет киосков и грабеж пассажиров. Позже эти действия приобрели цивилизованный вид: визжащий раздетый пассажир, требующий от задумчивого милиционера составить протокол, — это себя уже не окупало. Братва обратила внимание на более интересные формы обогащения — перевозку наркоты и оружия, вкладывание денег в коммерческие предприятия на территории аэропорта и вне.
       Аэропорт сейчас четко поделен на куски, каждый из которых контролируется определенной подгруппой. Иногда по национальному признаку: к примеру, ресторан и кафе в здании аэровокзала — под цыганами. Но чаще царят дружба и интернационал — начиная с въезда, с контроля над частным извозом (водители, к слову, сейчас отдают «солнцевским» уже половину выручки). И грамотное юридическое оформление всего и вся. Плюс привлечение лиц, не имеющих очевидных связей с «солнцевскими»: классический пример — двое из четырех учредителей «Food-service», структуры, занимающейся торгово-закупочной деятельностью и почтово-грузовым комплексом. Работа кипит. А по вечерам ребята забивают стрелки или просто отдыхают в своем казино «Максим».
       Впрочем, случаются еще недоразумения в стиле грубых 80-х. Год назад братва наехала на владельца сети магазинчиков на втором этаже ООО «Толстопальцево», с которым не сошлись в понимании, что есть налог. Поначалу ограбили его киоски. Потом руководство аэропорта попыталось лишить коммерсанта права на аренду площадей. Наконец кто-то просто и решительно его убил. И самого, и жену.
       Справедливости ради: сам гендиректор аэропорта Баранов как бы даже и не знает про всякие грязные дела в подведомственном заведении и по Будапештам забивать стрелки не летает. Его дело отстроить основную схему работы. Аэропорт «Внуково», к примеру, выступил соучредителем банка «Гагаринский» (даже не пытаюсь объяснять все эти схемы — запутаетесь: «Борд-М», где Баранов имеет на пару с финдиректором половину акций, основал «Эскорт» и «Золотое сечение», которые вместе с аэропортом и стали учредителями банка, и т. д.). Очень там все любопытно, но — некогда. Обращу только ваше внимание на «Топливно-заправочную компанию», где четыре владельца, в том числе Баранов (60%) и очень известный человек и гражданин Ванцев, бывший военный, а ныне фактически руководитель этой самой ТЗК, считающейся полностью «солнцевской» и самой криминализованной во «Внукове» структурой. Интересно и ЗАО «Внуково-Терминал», которое контролируется тремя парнями, купившими пакет акций у предприятия, которое учредил С. Михайлов — в просторечии Михась. Он, к слову, фигурировал и при учреждении ОАО «Внуково-Инвест» — через опять же цепь соучредительств. А это «Внуково-Инвест» создано — понимающий здесь только покачает завистливо головой — для управления всеми акциями, принадлежащими ОАО «Аэропорт Внуково». То есть самый эпицентр и самые сливки.
       
       ...Последнее. У меня нет данных, что «Домодедово» — оазис добродетели или хотя бы низких цен: бизнес есть бизнес. Но в любом случае тон в «Домодедове» задает жесткая коммерция, а не мягкая цивилизующаяся преступность. Что все же пристойнее. И не случайно в «Домодедово» перебираются приличные авиакомпании, начиная с крупнейшей в стране — «Внуковские авиалинии» (такой парадокс. К слову, все как один «А. В.» не знают, что «самолетные» фирмы не относятся к аэропортам).
       В «Домодедове» нынешние хозяева заканчивают
       ($ 180 млн — больше, чем вложено во всю гражданскую авиацию страны) комплексную реконструкцию — фонари вдоль дороги до самой Москвы, четыре телетрапа, германские автобусы, компьютерное управление механикой через спутник и т. д., и
       т. д. Обустраиваются, словом, всерьез и надолго.
       Не знаю, какое решение примут Мингосимущество и ФСВТ, но, надо полагать, давление на них будет все сильнее и сильнее. Еще начитаемся.
       
       P.S.
       Вообще-то пусть сами разбираются, незачем нам туда соваться со своим личным «общественным мнением». И я не стал бы так откровенно хвалить «Домодедово», если бы не тот факт, что «А. В.» — все как один — прямо начинают материалы с художественного стука непосредственно в Кремль: то прямо в заголовке («Покушение на Ельцина»), то с первого абзаца («Владимир Путин уже заявлял...»). Противно это как-то. И тоже хочется стукнуть начальству: а «Домодедово»-то — приличная фирма, мол. Контрстук, так сказать.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera