СюжетыОбщество

Дели деньги. И влавствуй

Этот материал вышел в номере № 10 от 10 Февраля 2000 г.
Читать
В Думе идет распределение портфелей-кошельков За три недели активного существования Дума так и не смогла перейти к собственно законотворческой деятельности. Что там законы! Нашлись дела поважнее! Дела главные, ради которых избирательный...

В Думе идет распределение портфелей-кошельков

За три недели активного существования Дума так и не смогла перейти к собственно законотворческой деятельности. Что там законы! Нашлись дела поважнее! Дела главные, ради которых избирательный огород и городили, в Думу и прорывались!

Например, поделить три источника и три составные части, вокруг коих теплится вся думская жизнь. А именно — парламентский контроль над ТЭКом, разработку закона о Центральном банке и Соглашение о разделе продукции (СРП). Если б могли, поделили бы и главный думский пряник — бюджет, да вот несчастье: никому, кроме собственного бюджетного комитета, претендовать на него вроде бы и неприлично.

Зато думская борьба за ТЭК, СРП и ЦБ в полном разгаре! Что и подтвердил Совет Думы, впервые собравшийся в минувший вторник в полном составе, с вернувшимися "меньшевиками". Три с половиной часа прозаседали лидеры фракций и председатели комитетов, а план первоочередных законопроектных работ, без которого невозможно начать обсуждение самих законов, так и не утвердили. Перенесли его одобрение Советом Думы на четверг, а самой Думой — на пятницу.

Чем же занимались, если до первых законов так и не добрались? Проясняли статус парламентских комиссий. Это только не посвященному в тонкости думской жизни покажется, что разницы нет — комитет, комиссия или что-то другое. Искушенные депутаты знают, что статус — вещь священная. И не только потому, что несет с собой кабинеты, персональные автомобили и прочие льготы думских начальников, но главным образом потому, что дает возможность "порулить" подготовкой ключевых законов, в принятии или отклонении которых заинтересованы наиболее денежные структуры — нефтегазовые и банковские.

Те, кому в первоначальном разделе портфелей не досталось главных приманок — комитетов, курирующих наиболее выгодные для лоббирования думские законопроекты, изобретают комиссии, равные по статусу комитетам. Так в противовес комитетам по промышленности (Юрий Маслюков) и по экономической политике (Сергей Глазьев) неожиданная коалиция из Зюганова (КПРФ), Харитонова (аграрии) и Владимира Медведева (Росрегионы) выдвинула идею создания комиссии по СРП, наделенной полномочиями комитета. Это при том, что базовые комитеты дальнейшую работу над Соглашением о разделе продукции (и дивиденды от оной) меж собой уже поделили. Глазьеву достается в полноправное ведение базовый закон об СРП, Маслюкову — утверждение перечня золотых, рудных и угольных месторождений, при этом нефтяные и газовые месторождения еще остаются на откуп тэковцам. Идея отдельной комиссии по СРП подобную идиллию рушит. Видимо, нашлись в Думе не менее влиятельные люди (или их лоббисты), чьи интересы при подобном разделе не были учтены.

Так же рушится идиллия работы над нефтегазовыми законами. Минтоп и нефтяные гиганты, большими деньгами и другими средствами приведшие в Думу достаточное количество своих людей (и люди все какие — Виктор Черномырдин, Дмитрий Савельев и иже с ними!), были уверены, что, сосредоточившись в едином Комитете по энергетике, транспорту и связи, они и доведут корпоративное дело до устраивающего всех закона. Не выходит. Никак не договорятся. И теперь уже нефтебароны продавливают идею создания межфракционной депутатской комиссии по ТЭКу. Говорят, что в итоге в одной Думе может быть клонировано целых три комитета и комиссии, специализирующихся на ТЭКе.

Эпопея с дележом закона о Центробанке — не менее захватывающая. До последнего времени за право придумывать правила игры для ЦБ отчаянно боролись комитеты по экономической политике (Сергей Глазьев), по кредитным организациям (Александр Шохин) и по бюджету (Александр Жуков). Ко вторнику, по словам Жукова, удалось договориться, что основная работа над законом ляжет на плечи его комитета, но основные, принципиальные положения будут проходить процедуру совместного согласования всех трех комитетов.

Бюджетный комитет по-прежнему остается самым лакомым куском для народных избранников. На вчерашнем заседании фракция ЛДПР, проведшая на пост зампреда бюджетного комитета от ЛДПР небезызвестного Ашота Егиазаряна, практически заблокировала утверждение на должность другого заместителя Михаила Задорнова. Жириновский заявил, что "все бюджеты, которые утверждал Задорнов" (вероятно, имелись в виду бюджеты, принятые Думой в период пребывания Задорнова в должности председателя бюджетного комитета), привели к 17 августа. На что Немцов резонно заметил, что в таком случае ЛДПР придется делить всю ответственность с Задорновым, поскольку за все его бюджеты жириновцы исправно голосовали.

193 депутата проголосовали против утверждения Задорнова (134 — "за", 8 — воздержались). Любопытно, что "медведи", неделей ранее утверждавшие, что их союз с левыми был единичным случаем, блокировались с коммунистами, агропромышленниками, элдэпээровцами, нардеповцами и на этот раз. Результаты голосования говорят сами за себя. КПРФ — 0 "за", 59 "против", "Единство" — 1 "за", 72 "против", ЛДПР — 0 "за", 1 "против", 13 не голосовало, "Народный депутат" — 5 "за", 51 "против", агропромышленная группа — 4 "за", 24 "против". За утверждение на аналогичную должность Ашота Егиазаряна большинство Думы дружно проголосовало.

Клонирование наиболее материально выгодных, лоббируемых комитетов и комиссий стало отличительной чертой первого этапа думской жизни. Что ж вы хотели: какая Дума, такая и жизнь!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow