Сюжеты

Компания погибших кораблей-2

Этот материал вышел в № 10 от 10 Февраля 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

или как стать Онассисом в нищей России "Маленькие рыбки-лоцманы сопровождают акул и помогают им найти добычу". (Из учебника зоологии.) На тихой московской улице Дунаевского, прилегающей к Кутузовскому проспекту, под номером 7...


или как стать Онассисом в нищей России
       
       "Маленькие рыбки-лоцманы сопровождают акул и помогают им найти добычу".
       (Из учебника зоологии.)


       На тихой московской улице Дунаевского, прилегающей к Кутузовскому проспекту, под номером 7 располагается красивое многоэтажное здание.
       На здании нет никакой вывески. Но она и не нужна — те, кому надо, знают: здесь на первых двух этажах располагается одна из крупнейших в мире судоходных компаний — ОАО "Современный коммерческий флот" ("Совкомфлот").
       Мы еще вернемся к самому зданию, а сейчас напомним нашим читателям о публикации "Новой газеты" в № 48 за 20 декабря 1999 г., в которой под заголовком "Компания погибших кораблей, или Кому выгодна распродажа российского торгового флота" было рассказано, как предприимчивые чиновники управляют государственной собственностью. В материале мы обратились за разъяснениями к нынешнему министру транспорта г-ну С. О. Франку, но до настоящего времени не получили ни одного ответа на поставленные вопросы. Понимая, что министр больше озабочен проблемой ареста военным флотом США морских контрабандистов под российским флагом, чем мнением почти миллиона наших читателей, мы продолжаем начатое расследование.
       Как известно, "Совкомфлот" является компанией со стопроцентным государственным участием в лице единственного акционера — Мингосимущества. Сегодня у компании осталось 77 современных судов: от супертанкеров до огромных круизных лайнеров.
       Но не стоит думать, что вся эта армада бороздит моря и океаны, прославляя российский триколор: все суда не только работают под иностранными флагами, но и юридически принадлежат созданным в оффшорных зонах компаниям, большинство которых управляется иностранцами.
       В итоге контрольные цифры о деятельности "Совкомфлота" поражают воображение. Так, стоимость имущества компании оценивается в астрономическую сумму 2 миллиарда долларов США при ежегодном обороте в 600 млн долларов. Но в результате государство получает в виде налоговых отчислений всего... 8 млн долларов в год. Совершенно ясно при этом, что не подпадающие под российскую юрисдикцию, действующие на основании иностранных законов оффшорные компании ("Юником", "Фиона" на Кипре и другие) не доступны для налоговых органов России. По этой же причине контроль со стороны государства за достоверностью финансовых отчетов "Совкомфлота" и иной его деятельностью крайне затруднен и реально едва ли осуществляется в настоящее время.
       Проверки заслуживает политика "Совкомфлота" при размещении за рубежом заказов на строительство новых судов. Есть достаточные основания полагать, что переплаты при таких заказах составляли от 1 до 4,5 млн долларов США с каждого судна. Разумеется, не обходилось и без выплат огромных целевых комиссионных неведомо откуда взявшимся посредническим фирмам. В чьи карманы поступали эти средства на самом деле, никогда и никем не проверялось. Аналогично обстоит дело со схемами страхования судов.
       В стране тяжелая экономическая ситуация, и государство с огромным трудом изыскивает средства для повышения пенсий, других социальных выплат и заработной платы работникам бюджетной сферы. В этих условиях, по поступившей в редакцию информации, руководство "Совкомфлота", пользуясь своим служебным положением, наладило систему регулярных перечислений на открытые за рубежом собственные счета. Такие перечисления, как сообщают, делаются ежеквартально в размере от 31 до 39 тыс. долларов США под предлогом наполнения "личных пенсионных фондов" отдельных чиновников компании. В результате только за счет подобных выплат бывший генеральный директор В. Д. Корнилов, его пока действующие заместители И. А. Борисенко и Т. К. Измайлов "накопили" более чем по миллиону долларов каждый. Нелишне отметить, что перечисления эти делались со счетов компании "Фиона-Кипр", возглавляемой иностранным гражданином г-ном Куллиписом. Этот человек практически осуществляет функции финансового контролера всех денежных операций "Совкомфлота" и, таким образом, располагает информацией о том, кто, когда и сколько получил. Ценный человек. Только для кого? Ответ на этот вопрос мы давать не беремся.

       Уже несколько месяцев ведется ожесточенная борьба за должность генерального директора "Совкомфлота". Обращает на себя внимание невероятная активность в этом вопросе г-на С. Франка, который делает все от него зависящее, чтобы не позволить прийти в компанию людям не из его "команды". Более того, от заслуживающих доверия источников известно о его странном желании оставить министерское кресло ради перехода на работу в "Совкомфлот", а если это в настоящее время не удастся, то стать по крайней мере председателем совета директоров, сместив с этой должности А. Чилингарова. После президентских выборов, если С. Франк перестанет быть "министром XXI века", можно и дальше рулить "Совкомфлотом". Сегодня же ставится задача законсервировать ситуацию, поставив в руководство компании лично преданных и доверенных людей. Так, по инициативе С. Франка исполняющим обязанности генерального директора назначен уже упоминавшийся в наших публикациях И. А. Борисенко, который по сути дела является финансовым директором компании и безусловным участником ряда операций "Совкомфлота" за рубежом, объективно требующих тщательной проверки со стороны компетентных органов.
       Кто в этой истории стоит за самим С. Франком, известно всем от столицы до самых до окраин: приватизатор Чубайс и "семейный" банкир Мамут. Они посягают на самое святое, что у нас есть, — на Конституцию. (Эта книга для нас является настольной.) В Конституции предусмотрены должности президента, председателя правительства и др. Но должностей, которые бы назывались, например, "чубайс третьего ранга" или "мамут первой статьи", мы в ней не нашли. Откуда у этих людей такой интерес к морским делам? Может быть, они филантропы? Тому, кто докажет, что это так, мы готовы подарить бесплатную подписку на нашу газету. Но, может быть, они интересуются историей Российского флота? Тогда напомним историю, например, Балтийского морского пароходства, которое продано на корню и просто перестало существовать физически. Впрочем, остался ботик Петра Великого (в отл. сост., на ходу, торг уместен).
       Еще в 1996 году по инициативе группы депутатов Госдумы Счетная палата РФ предприняла попытку разобраться с положением дел в компании, однако входившие в соответствующую комиссию представители Министерства транспорта умело свели на нет эти усилия. Проблемы "Совкомфлота" неоднократно поднимались в центральной печати. Эта тема находится и в поле зрения депутатской комиссии по борьбе с коррупцией в органах власти. Но положение к настоящему времени не изменилось.
       Хватит ли государственной мудрости остановить этот процесс, привлечь в компанию людей, которые действительно имеют авторитет не только в российских, но и в международных кругах морского бизнеса, безусловно обеспечат государственные интересы, сохранят и приумножат национальное достояние — торговый флот России?
       
       Аналитическая группа "Новой газеты"

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera