СюжетыОбщество

Российский эфир глазами эмигранта

Этот материал вышел в номере № 11 от 14 Февраля 2000 г.
Читать
Что действительно удивляет в сегодняшнем российском телевидении, так это неуклонный упадок политической аналитики. На первом и втором каналах ее уже попросту нет. Из новостных выпусков исчезла даже тень какого-либо экспресс-анализа....

Что действительно удивляет в сегодняшнем российском телевидении, так это неуклонный упадок политической аналитики.

На первом и втором каналах ее уже попросту нет. Из новостных выпусков исчезла даже тень какого-либо экспресс-анализа. Остался до предела выхолощенный официоз, при котором бессмысленной виньеткой выглядит репортаж корреспондента «с места событий». Ради таких пустых картинок и никчемных слов, ей-богу, не стоит тратиться на разъезды телегрупп и на содержание корпунктов. То же самое можно штамповать с помощью ножниц и клея, не покидая «Останкина». Или покупать за те же деньги добротные материалы от Рейтер.

«Аналитические» передачи Сергея Доренко и Михаила Леонтьева жутко интересны, но не как аналитика, с которой они давно не имеют ничего общего. Получив редкую — в иных странах и в иные времена просто немыслимую — возможность безгранично самовыражаться перед многомиллионной аудиторией, эти крутые и очень неглупые парни воспользовались своим шальным шансом сполна.

Верно уловив первую жизненную потребность постсоветского телезрителя, Доренко и Леонтьев дают ему возможность смачно и сладострастно «мочить в сортире» внешних и внутренних «врагов России». Вдрызг измотанный борьбой за существование, телезритель садится вечером с пивком у «ящика», вполне готовый матерно разрядиться на пока еще неведомых «врагах», виновных в окружающем скотстве. И тут наши герои, сверкая блеском стали в глазах, не только называют во всем виновных «козлов» по именам, но и метелят их по-нашему, то есть по чем попало.

Телезрителю, отождествившему себя с Мишей и Сережей, остается только расцвечивать их убойную «аналитику» собственной ненормативной лексикой. В результате у масс формируется «здоровое национальное самосознание», а попутно происходит зачистка политического поля конкурентов, заказанных хозяином телеканала.

Доренко и Леонтьев — каждый по-своему, но одинаково увлеченно — снимают два автобиографических сериала с одним и тем же подзаголовком «Я на фоне эпохи». Эстетически это зрелище вполне самоценное. Пытаться понять с помощью таких передач реальный мир — пустое занятие. Зато можно с жутковатым кайфом погружаться в сумеречный мир самих «аналитиков». Впрочем, неисследованных глубин там уже почти не осталось. Или не было?

Серьезный анализ российской и международной политической жизни, слава Богу, еще сохранился на НТВ. Но и здесь заметно поблекли некогда блестящие «Итоги» Евгения Киселева. Круг постоянно приглашаемых комментаторов изрядно приелся и наскучил, свежая мысль все реже мелькает за вполне дежурными фразами. Прорывы, попадания в «десятку» стали крайне редки. Видимо, сказывается известная авторская усталость от уже восьмилетнего аналитического марафона. Нужен новый поворот, нужны находки, позволившие Киселеву, например, достичь рекордных профессиональных высот в недавних предвыборных дебатах (схватки Явлинский — Чубайс — Киселев и Явлинский — Кириенко — Киселев и по содержанию, и по технологии стали мастер-классами современной политики).

К счастью, упадок традиционной аналитики компенсирует ироническая аналитика Виктора Шендеровича, переживающая буйный расцвет. И это объяснимо. Единственное, что может еще хоть как-то примирить с российской действительностью, — это ирония, щедро удобренная сарказмом.

Так победим.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow