СюжетыОбщество

В ЧЕЧЕНСКОМ СЕЛЕ КАТЫР-ЮРТ ПОГИБЛО 167 МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ

Этот материал вышел в номере № 13 от 21 Февраля 2000 г.
Читать
Урус-Мартанский район. Село Катыр-Юрт. Этот район, как нам объявили, был освобожден от боевиков федеральными войсками и бойцами Беслана Гантамирова одним из первых. Во всех селах созданы военные комендатуры, которые вместе с новой...

Урус-Мартанский район. Село Катыр-Юрт. Этот район, как нам объявили, был освобожден от боевиков федеральными войсками и бойцами Беслана Гантамирова одним из первых. Во всех селах созданы военные комендатуры, которые вместе с новой администрацией должны были помогать людям выжить в условиях войны. Правы были Шамиль Бураев, глава районной администрации, и мэр Грозного Якуб Дениев, когда говорили Кошману на совещании в Ачхой-Мартане: от комендатур — никакой пользы.

Иса работал в администрации Катыр-Юрта. Он рассказывает:

— За шесть месяцев войны мы получили 390 пятидесятикилограммовых мешков муки. Чуть больше полутора тонн подсолнечного масла, крупу. В селе сейчас десять тысяч жителей плюс семь тысяч беженцев из Грозного и окрестных сел. Но самым главным счастьем до последних дней было то, что нас не бомбили.

В декабре по всем домам прошли омоновцы из Удмуртии. Это была «мягкая» зачистка. Они сказали: «Как хорошо вы живете!»

После этого старики говорили: «Царствие небесное вашему селу...»

Беда пришла в начале февраля. Через село из Грозного отступали боевики. Весь состав российской военной комендатуры то ли разбежался, то ли спрятался. Не было ни единого выстрела. Боевиков при желании можно было накрыть и авиацией, и артиллерией на подступах к Катыр-Юрту, поскольку они шли со стороны Шаами-Юрта, что на трассе Ростов — Баку. Куда пойдут боевики после Катыр-Юрта, российское командование легко могло просчитать: на Гехи-Чу, оттуда на Рошни-Чу, Шалажи и дальше на Шатой. От Катыр-Юрта до Гехи-Чу — два километра открытого пространства. Бомби сколько хочешь...

Но с 6 на 7 февраля бандиты свободно вышли из села. И только потом, не предупредив и не дав возможности жителям выйти из села, федеральная авиация и артиллерия начали бомбардировку.

Центральная улица — улица Чкалова — полностью уничтожена, ни одного целого дома не осталось. Всего в селе погибли 167 человек.

Малика Шахаева лежала убитой вместе с десятилетним сыном Исламом. Убиты: Шахаева Зара, Сатуева Таус (беженка из Грозного), Сатуева Тамара и семь человек в ее доме, Вахаев Хасмагомед, мать, сын и сноха Сосланбековы... Список займет не одну страницу.

После массированной пятичасовой бомбардировки людям разрешили наконец-таки покинуть село. Но и по дороге в Ачхой-Мартан их продолжали бомбить и обстреливать.

Когда бомбардировка прекратилась, перед беженцами приземлился вертолет. Из него вышел генерал Шаманов.

К генералу подбежал Рамзан Аслаханов, который был главой администрации села еще при советской власти. Он потребовал от генерала объяснений.

Шаманов обозвал людей сволочами: зачем, мол, пропустили боевиков через село?

Жители Катыр-Юрта Иса и Ахмед говорят:

— Не было бы так обидно, если бы боевики оказали федералам сопротивление. Ведь мы надеялись, что военная комендатура нас защитит от бомбежек. Зачем же ее тогда поставили?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow